Инна Макатрова перетягивала салоны автомобилей и мебель в ателье в Сыктывкаре, но потеряла работу из-за болезни.

Тогда она узнала о субсидии от государства, написала бизнес-план и открыла собственное ателье.

Расскажем, как Инна стартовала и справлялась со сложностями.

С чего начинала

Инна шесть лет работала портным в швейном ателье. За это время она научилась шить чехлы для автокресел и тенты для техники. Водители заказывали их, чтобы защитить мебель в салоне машины и грузы в кузове. Еще Инна перетягивала руль, ручки коробок передач и потолки в салонах автомобилей, заменяла поролон в сидениях. Часто приходили клиенты, которые приносили домашнюю или офисную мебель с потрепанной обивкой — Инна умела с этим работать и охотно бралась.

В 2010 году Инна уволилась из-за болезни. Поправившись, она обратилась в центр занятости, но вместо новой работы специалисты предложили получить грант и открыть свое дело. Это государственная помощь безработным — официальная программа, которой занимаются регионы.

Наша героиня решила использовать свой опыт и открыть швейное ателье. Она написала бизнес-план, комиссия его одобрила, и с Инной заключили договор. По нему она получила грант, открыла ИП и обязалась заниматься ателье не меньше года. Если предприниматель закрывает свой бизнес раньше, то возвращает эти деньги.

Инна предоставила в центр документы, которые подтверждали, что она открыла свое дело: выписку из единого реестра предпринимателей и свидетельство о постановке на учет в налоговой. Ей выдали 58,8 тысячи рублей на старт. Еще 20 тысяч на рекламу Инна получила из муниципального бюджета. Это была программа субсидирования молодых предпринимателей.

Запуск ателье

Инна нашла подходящее помещение на 37 м² в офисном здании на втором этаже в конце коридора. Сначала предпринимательница боялась, что клиенты не дойдут до ателье с таким расположением. Но помещение не требовало ремонта, а аренда стоила всего 7 тысяч рублей в месяц. Инна сразу отложила сумму на четыре месяца аренды, потому что деньги от гранта позволяли это сделать.

Чтобы стартовать, в ателье нужно купить оборудование и рабочие инструменты. Промышленные машинки б/у обошлись в 11 тысяч рублей. Инна взяла две, чтобы работать с разными материалами.

Ткань и нитки для старта Инна взяла из дома
Ткань и нитки для старта Инна взяла из дома

Раскройный стол стоил дорого, поэтому Инна сделала его сама. Родственники помогли срезать с ДСП углы и обклеить их кромкой, а каркас изготовили из брусков. Материалы и инструменты для стола стоили 3,5 тысячи рублей.

Сотрудников Инна не нанимала, а подключила к работе двух родственников. Они разбирали и собирали мебель: брат бесплатно, а со вторым родственником договорились делить прибыль поровну.

Затраты на запуск — 66 350 Р

Аренда помещения за 4 месяца28 000 Р
Визитки, плакаты и баннер для входа20 000 Р
2 швейные машинки б/у11 000 Р
Материалы и инструменты для раскроечного стола3550 Р
Листовки и распространение3000 Р
Регистрация ИП800 Р
Аренда помещения за 4 месяца
28 000 Р
Визитки, плакаты и баннер для входа
20 000 Р
2 швейные машинки б/у
11 000 Р
Материалы и инструменты для раскроечного стола
3550 Р
Листовки и распространение
3000 Р
Регистрация ИП
800 Р

Реклама и первые продажи

Чтобы об ателье узнали, Инна напечатала 5 тысяч листовок: часть — на домашнем принтере, часть — в типографии. Вместе с наемными работниками-студентами Инна разносила листовки по почтовым ящикам, расклеивала их по подъездам и клала под дворники автомобилей. Студенты получали по 10 копеек за пристроенную листовку.

Еще предпринимательница завела страницу ателье во Вконтакте и пригласила туда клиентов по прошлой работе.

Первые заказчики приносили Инне автокресла, а она шила и ремонтировала для них чехлы. Тогда же она перетянула своей первый угловой диван и сшила тенты на лодку и на газель. Но заказов было немного — чистая прибыль составляла 5—10 тысяч рублей в месяц.

Предпринимательница поняла, что ей не хватает рекламы. Инна пробовала дать рекламу в газетах за 5 тысяч рублей в месяц. Клиенты по ней не приходили, и наша героиня сменила газеты на строительные каталоги. Стоили публикации столько же, зато себя окупали. Плюс активнее заработало сарафанное радио.

За первый год Инна обслужила 150 клиентов и вышла на стабильную прибыль 30—40 тысяч рублей в месяц.

Новый грант

Чтобы расти дальше, предпринимательница подала заявку на конкурс проектов от Минэкономразвития Коми. В нем участвовали предприниматели не старше 30 лет. Они обязались пройти государственные курсы по предпринимательству и показать комиссии бизнес-проекты по расширению своего бизнеса. В декабре 2012 года Инна написала план развития и выиграла 300 тысяч рублей.

Предпринимательница решила, что пора переезжать в новое, более просторное помещение. Вариант на 67 м² нашелся рядом со строительным магазином, автомойкой и автомастерской. Инна рассчитывала, что такое соседство привлечет новых клиентов. Аренда с коммунальными услугами стоила 25 тысяч рублей в месяц.

На грант Инна купила в новое ателье компьютер и принтер, напечатала новые визитки, заказала информационную табличку для входа и рекламный баннер. Еще она смогла оплатить годовое размещение в строительных каталогах.

Новое помещение Инны находится рядом с мотосервисом. Люди, которые сдают в сервис технику, заказывают у Инны защитные тенты
Новое помещение Инны находится рядом с мотосервисом. Люди, которые сдают в сервис технику, заказывают у Инны защитные тенты
Инна участвует в форумах, конкурсах и конференциях для предпринимателей. Так она находит дополнительные деньги и возможности для развития
Инна участвует в форумах, конкурсах и конференциях для предпринимателей. Так она находит дополнительные деньги и возможности для развития

Услуги и клиенты

В 2011 году Инна получила первый крупный заказ — шила чехлы на автокресла для автобусов сыктывкарского автотранспортного предприятия. За 78 чехлов ей заплатили 25 500 рублей.

По сарафанному радио стали приходить другие компании: поликлиники, гостиницы, мотосалоны и автоклубы. Для гостиниц Инна перетягивает кресла и стулья. Медицинские учреждения заказывают перетяжку кушеток, кафе и рестораны — тенты в беседки и летние кафе. В месяц в ателье обращаются 5—7 компаний. Заказы от юрлиц составляют 20% от прибыли.

Основной доход приносят индивидуальные клиенты. Для них Инна шьет чехлы на дачные качели и тенты на лодки и снегоходы, ремонтирует мебель и предметы интерьера. Например, восстанавливает обивку мебели после пожаров и прокусов животных.

Перетяжка офисных кресел — одна из популярных услуг ателье
Перетяжка офисных кресел — одна из популярных услуг ателье
На перетяжку одного дивана Инне требуется пять дней, а пару кресел она перетягивает за два дня
На перетяжку одного дивана Инне требуется пять дней, а пару кресел она перетягивает за два дня

Перетяжка кресла для клиента стоит 4—5 тысяч рублей. В эту сумму включена стоимость четырех метров ткани и работы мастеров. Инна с этой суммы получает около тысячи рублей. Чем мебель крупнее, тем стоимость выше: перетяжка кресла-кровати обойдется заказчику в 9—10 тысяч, а двухместного дивана — в 11—19.

Готовые работы Инна пакует в пленку, которую закупает у поставщиков корпусной мебели. Пленка входит в стоимость перетяжки.

Чтобы отвезти мебель к заказчикам, Инна нанимает машину. Раньше она отвозила готовые работы клиентам за свой счет, а ее сотрудники бесплатно спускали и поднимали мебель. Потом Инна стала брать за это деньги, но клиентам не понравилась цена. Сейчас рабочие только доставляют мебель до подъезда — это стоит 500 рублей. Вопрос с подъемом и спуском мебели клиенты решают сами.

В начале 2018 года Инна перестала ремонтировать салоны автомобилей. Снимать с автомобилей потолок, торпеды, руль и ставить их обратно ей было тяжело. Еще в автомобилях стоят пластиковые элементы, которые легко сломать.

Однажды клиент попросил предпринимательницу перетянуть дверные карты в автомобиле. Для этого она сняла их с машины, но из-за некачественного пластика карты не удалось припаять обратно. Когда заказчик приехал, он оплатил только стоимость материала и уехал недовольный. Сейчас клиентов, которые хотят отремонтировать салон автомобиля, предпринимательница отправляет к конкуренту.

Бизнес сезонный. Летом заказов больше — клиенты заказывают подушки и тенты для садовых качелей и беседок. Прибыль вырастает, когда появляются заказы от госучреждений. Например, в 2018 году Инна выиграла два тендера на заказы от Администрации Главы Республики Коми. Первый — на ремонт и перетяжку мебели на 22,8 тысячи рублей, а второй — на ремонт кресел на 61,8 тысячи.

Инна регулярно заказывает новые образцы обивочных тканей для клиентов
Инна регулярно заказывает новые образцы обивочных тканей для клиентов
В ателье представлены образцы тканей, с которыми Инна работает
В ателье представлены образцы тканей, с которыми Инна работает
Перетяжка мебели кожзаменителем стоит на 9—10% дороже, чем тканью
Перетяжка мебели кожзаменителем стоит на 9—10% дороже, чем тканью
Под каждый вид ткани Инна подбирает фурнитуру и нитки
Под каждый вид ткани Инна подбирает фурнитуру и нитки

Сотрудники

Первые три года Инне помогали родственники. Со временем она поняла, что не стоит работать с близкими людьми: иногда они не выполняли поручения или не приходили на работу.

В 2013 году предпринимательница наняла людей со стороны — рабочего и двух швей. Сотрудников искала через Вконтакте или центр занятости.

Швеи и рабочие стажировались неделю и получали 500 рублей за смену. После зарплата рабочих и швей без опыта доходит до 700 рублей за смену, с опытом — до 1000.

Сейчас у Инны работают швея и мастер по сборке мебели по договорам ГПХ и еще одна швея и мастер — по договорам оказания услуг в свободное от основной работы время. Когда заказов немного, предпринимательница выполняет их в одиночку и не пользуется услугами швей и мастеров. На аутсорсе работают бухгалтер и грузчик, который доставляет клиентам тяжелую мебель.

Персонал находить трудно: молодые люди, которые приходят от центра занятости, работать не хотят, а те, кто постарше, пьют. Уже три месяца Инна ищет мебельщика для производства диванов, кресел и кроватей. В будущем она хочет продавать в ателье готовую мебель.

В этом месяце у Инны много заказов, поэтому ей помогает швея
В этом месяце у Инны много заказов, поэтому ей помогает швея
Инна помогает заказчику подобрать цвет для диванных подушек
Инна помогает заказчику подобрать цвет для диванных подушек

Продвижение

Инна перепробовала разные варианты рекламы. После раздачи листовок она заказала пакеты-майки с логотипом ателье и предлагала их магазинам с автозапчастями. В таких брендированных пакетах магазины отдавали клиентам покупки. Еще предпринимательница дала рекламу на остановках общественного транспорта.

Инна не хотела тратить деньги на продвижение, которое не работает. Поэтому она стала спрашивать клиентов, откуда они узнали об ателье. Оказалось, что около половины заказчиков приводит реклама на остановках. Сейчас предпринимательница заказывает ее каждый месяц. Баннер на остановке стоит от 6 тысяч рублей.

Параллельно Инна продолжает вести группу во Вконтакте и публикует рекламу в строительных каталогах. Летом делает акцент на пошиве чехлов на качели, а в остальное время — на перетяжке мягкой мебели.

Не все идеи себя оправдывают. В 2017 году Инна заказала сайт в креативном агентстве за 35 тысяч рублей и вложила 23 тысячи в продвижение. В месяц такая реклама приносит всего 1—2 звонка, но сайт предпринимательница закрывать не стала.

В месяц на рекламу уходит 10 тысяч рублей.

Сайт ателье Инны
Сайт ателье Инны

Как Инна закрывала ООО

В 2017 году Инна решила ликвидировать ООО, которое открыла ради заявки на грант от Минэкономразвития Коми Предпринимательница хотела вернуться к ИП, чтобы платить меньше налогов.

Чтобы закрыть ООО, предприниматель выполняет несколько шагов. Сначала он сообщает о своем решении налоговой. После публикует информацию о закрытии в журнале «Вестник государственной регистрации». Если у компании были кредиторы, то разбирается с ними.

Дальше предприниматель составляет ликвидационный баланс и собирает пакет документов. Через два месяца после публикации в журнале с этими документами можно идти в налоговую. Если все оформлено правильно и вопросов к предпринимателю нет, через 6 дней выдадут свидетельство о ликвидации.

Инна по ошибке пришла в налоговую раньше — два месяца после публикации еще не прошли. Документы не приняли. Инне пришлось заново платно заверять их у нотариуса и снова идти в налоговую.

На этом проблемы с ООО не закончились. Инна закрыла расчетный счет по ООО, но случайно переплатила 10 тысяч рублей за налоги. В налоговой предпринимательницу об этом не предупредили. Чтобы вернуть деньги, пришлось снова заводить счет. Так вместо 10 тысяч Инна получила только 5 — половина ушла на повторное открытие счета.

Результаты и планы

Оборот ателье — около 160—200 тысяч рублей в месяц. Чистая прибыль составляет 30—40 тысяч рублей.

Чтобы развивать ателье, Инна планирует открыть филиалы ателье в других городах Республики Коми и запустить мебельное производство. Еще предпринимательница хочет создать рабочие места для людей с инвалидностью.

Затраты на запуск — 66 350 Р

Аренда помещения за 4 месяца28 000 Р
Визитки, плакаты и баннер для входа20 000 Р
2 швейные машинки б/у11 000 Р
Материалы и инструменты для раскроечного стола3550 Р
Листовки и распространение3000 Р
Регистрация ИП800 Р
Аренда помещения за 4 месяца
28 000 Р
Визитки, плакаты и баннер для входа
20 000 Р
2 швейные машинки б/у
11 000 Р
Материалы и инструменты для раскроечного стола
3550 Р
Листовки и распространение
3000 Р
Регистрация ИП
800 Р

Операционные расходы ателье в месяц, 2018 год — 144 350 Р

Ткани75 000 Р
Аренда помещения21 000 Р
Оплата труда, если Инна привлекает сотрудников20 000 Р
Реклама10 000 Р
Пенсионные отчисления на себя2750 Р
Налоги УСН2500 Р
Оплата коммунальных услуг4000 Р
Охрана1600 Р
Интернет1100 Р
Швейные принадлежности1000 Р
Налог ЕНВД400 Р
Ткани
75 000 Р
Аренда помещения
21 000 Р
Оплата труда, если Инна привлекает сотрудников
20 000 Р
Реклама
10 000 Р
Пенсионные отчисления на себя
2750 Р
Налоги УСН
2500 Р
Оплата коммунальных услуг
4000 Р
Охрана
1600 Р
Интернет
1100 Р
Швейные принадлежности
1000 Р
Налог ЕНВД
400 Р

Чистая прибыль в месяц, 2018 год — 30 000—40 000 Р

Выводы Инны

Перед открытием своего дела нужно обязательно поработать по найму. Это помогает увидеть внутренние процессы бизнеса, просчитать расходы, узнать функционал сотрудников и познакомиться с выгодными поставщиками. У Инны было профильное образование и 6-летний опыт работы по специальности.

Если сотрудники — родственники, они могут относиться к задачам более халатно и чаще грубить клиентам, чем люди со стороны. Сейчас у Инны никто из близких не работает.

Чтобы развивать бизнес, можно участвовать в конференциях и курсах для предпринимателей и подавать заявки на гранты. О возможностях Инна узнает на сайтах Центра занятости, Минэкономразвития Коми и Центра инноваций социальной сферы.