Как купить аккаунт в соцсети

Чтобы не остаться без денег и без блога

3
Аватар автора

Мария Мойш

юрист по интеллектуальному праву

Страница автора

Блоги в «Инстаграме», «Телеграме», на «Ютубе» и в других соцсетях можно купить сами по себе или вместе с бизнесом.

Я часто вижу новости, что какой-то блогер выгодно продал свой аккаунт в соцсети или мессенджере. Одна из самых громких сделок была в 2017 году: стендап-комик Артур Чапарян создал в «Телеграме» канал «Бывшая» и выкладывал там стереотипные сообщения от бывших девушек. А через два месяца продал его за 1,2 млн рублей.

Но не все сделки заканчиваются так благополучно. Если неправильно оформить покупку, то соцсеть заблокирует аккаунт, а деньги никто не вернет. Или бывший владелец через суд признает сделку недействительной и заберет канал или группу обратно.

Я юрист и защищаю права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в интернете. Расскажу, допускают ли соцсети продажу аккаунтов, что это такое с точки зрения закона и как правильно оформить сделку.

Зачем покупают аккаунты

Покупать аккаунт вовсе не обязательно: любой может бесплатно создать его с нуля. Но чтобы зарабатывать на блоге, нужно долго набирать подписчиков. Поэтому многим проще купить готовый раскрученный блог и просто заполнить его своим контентом.

В основном в таких аккаунтах рекламируют свои товары и услуги или публикуют за деньги чужую рекламу.

Аккаунты для своей рекламы нужны частным специалистам: пекарям, мастерам по маникюру и наращиванию ресниц, парикмахерам, косметологам, швеям, психологам и многим другим. Они выкладывают там советы, фото и видео своих работ и так находят клиентов.

К примеру, вы решили продавать украшения ручной работы. Можно купить аккаунт другого мастера, который делал похожие изделия и уже собрал лояльную аудиторию. Как только аккаунт станет вашим, вы сможете выкладывать там фото своих украшений.

Почти у каждого кафе, магазина и салона красоты тоже есть группы в соцсетях. Чтобы раскрутить их и привлечь подписчиков, владельцы нанимают дизайнеров, сторисмейкеров, которые продумывают сторис, и таргетологов, которые настраивают рекламу. Сначала подписчики приходят за интересным контентом, а потом становятся клиентами магазина или салона. Такие группы тоже иногда продают, но чаще вместе с бизнесом.

Ради чужой рекламы. Компании заказывают популярным блогерам рекламные посты и платят за это. Например, блогер Алина Левда ведет инстаграм-канал о материнстве и правильном питании. У него 7,4 млн подписчиков. В блоге она рекламирует «Айхерб», бренд одежды Sela, косметику La Roche-Posay и много чего еще. Согласно рейтингу «Форбса», в 2020 году она заработала на рекламе 760 тысяч долларов.

Даже с тысячей подписчиков можно зарабатывать на рекламе. В телеграм-каналах «Реклама у блогеров» и «Инсталогия чат» блогеры публикуют объявления, что готовы размещать рекламу в своих группах.

Если у блога тысяча подписчиков, на рекламном посте или сторис можно заработать 100 ₽. Если подписчиков от 10 тысяч — 1000—5000 ₽. А если аудитория от 200 тысяч человек, то сторис будет стоить стоит от 5000 ₽, а пост — от 10 000 ₽. Цена зависит от страницы, которую надо рекламировать. Если это чей-то личный аккаунт, то выйдет дешевле, а если коммерческая группа, например супермаркета или салона красоты, — дороже.

Hopper HQ опубликовал рейтинг самых богатых блогеров в мировом «Инстаграме». Посмотрите, сколько стоит один пост в их блоге
Hopper HQ опубликовал рейтинг самых богатых блогеров в мировом «Инстаграме». Посмотрите, сколько стоит один пост в их блоге
Блогеры публикуют расценки на рекламу в специальных телеграм-чатах
Блогеры публикуют расценки на рекламу в специальных телеграм-чатах
1/2
Блогеры публикуют расценки на рекламу в специальных телеграм-чатах
Блогеры публикуют расценки на рекламу в специальных телеграм-чатах

Где продаются аккаунты

Есть специальные биржи: FunPay, Socialhunter, Trade-groups, Salegroups, StorePub. Там продаются аккаунты сразу из нескольких соцсетей. Цены зависят от количества подписчиков и охвата аудитории — того, сколько людей регулярно заходят в группу, лайкают посты и комментируют.

Аккаунтами торгуют и в соцсетях. Например, инстаграм-блоги можно купить в «Инсталогия чате» и в группах Instaline и SMMAcc.

Я уже упоминала, что иногда аккаунты продаются и вместе с бизнесом. Покупателю, который приобретает салон или аптеку, это выгодно: проще получить доступ к готовой страничке, чем вкладывать деньги и раскручивать новый блог.

Дальше я расскажу, как купить аккаунт, чтобы вас не обманули, а соцсеть его потом не заблокировала.

На бирже Salegroups есть аккаунты из шести соцсетей. Цены доходят до миллиона
На бирже Salegroups есть аккаунты из шести соцсетей. Цены доходят до миллиона
В объявлениях обычно указывают количество подписчиков и средний ежемесячный доход, который приносит группа. Источник: StorePub
В объявлениях обычно указывают количество подписчиков и средний ежемесячный доход, который приносит группа. Источник: StorePub
А в «Инсталогия чате» владельцы аккаунтов просто пишут короткие объявления. За подробностями нужно приходить к ним в личку
А в «Инсталогия чате» владельцы аккаунтов просто пишут короткие объявления. За подробностями нужно приходить к ним в личку
Шаг 1

Убедитесь, что соцсеть допускает продажу аккаунтов

Когда пользователь создает аккаунт, он принимает пользовательское соглашение соцсети. Там прописаны все права и обязанности владельца аккаунта. А когда он продает его, то должен передать все это новому владельцу.

Большинство соцсетей это допускают и прописывают в пользовательских соглашениях. Такое запрещено только в «Одноклассниках». Но, думаю, при желании можно урегулировать этот вопрос, если обратиться к владельцу сервиса — ООО «Мэйл.Ру».

«Инстаграм» и «Ютуб» разрешают передавать права с согласия своих владельцев — «Фейсбука» и «Гугла» соответственно. Чтобы его получить, нужно написать в службу поддержки. Если вам откажут, то «Фейсбук» и «Гугл» могут предъявить претензии, что вы нарушаете условия использования соцсети. И аккаунт могут заблокировать. Но на практике я с этим не сталкивалась.

«Вконтакте» и «Телеграм» тоже разрешают владельцам аккаунтов передавать свои права и обязанности. В пользовательских соглашениях не сказано, что для этого нужно их согласие. Но по гражданскому кодексу оно обязательно. Без него сделка будет считаться ничтожной, так что лучше его запросить.

«Инстаграм» запрещает пользователям продавать аккаунты без согласия компании «Фейсбук»
«Инстаграм» запрещает пользователям продавать аккаунты без согласия компании «Фейсбук»
И передавать права и обязанности по пользовательскому соглашению
И передавать права и обязанности по пользовательскому соглашению
Шаг 2

Разберитесь, относится ли аккаунт к объектам интеллектуальных прав

Юристы до сих пор не определились, является ли аккаунт объектом интеллектуальных прав, а если да, то каким. От этого зависит, какой тип договора нужно заключать с продавцом.

  • В декабре 2020 года два блогера решили развестись и поделить общий аккаунт в «Инстаграме». Он зарегистрирован на жену, но супруги вели его вместе, и это был их основной источник дохода. Пока неизвестно, принято решение по делу или нет. Но если блог не признают объектом интеллектуальных прав, поделить его не получится. А если признают, это будет возможно.

К объектам интеллектуальных прав относятся в том числе базы данных и составные произведения. Аккаунт, который вы захотите купить, может оказаться чем-то из них.

База данных. Аккаунт можно рассматривать как базу данных при одном из условий:

  1. в нем не меньше 10 000 самостоятельных информационных элементов: картинок, текстов, видео или подписчиков;
  2. чтобы создать и раскрутить аккаунт, владелец потратил деньги: нанимал команду, платил копирайтерам, дизайнерам, видеографам, фотографам, сторисмейкерам или оплачивал рекламу аккаунта.

Суды уже не раз признавали аккаунты базами данных.

  • Например, в 2017 году начался спор между «Вконтакте» и Double Data. Юристы «Вконтакте» настаивали, что их социальная сеть — это база данных и, чтобы она появилась, создатели потратили много денег. Закон называет такие базы инвестиционными.
  • Извлекать из них данные можно только с разрешения правообладателя. Либо в личных, научных и образовательных целях и еще в нескольких случаях. А вот «Вконтакте» утверждала, что Double Data использует данные о пользователях без спроса и в коммерческих целях.
  • Пока неизвестно, чем кончится тяжба, но главное, что социальную сеть «Вконтакте» суд уже признал базой данных. Хотя конкретные аккаунты я советую рассматривать отдельно от всей соцсети.

Чтобы понять, является ли аккаунт базой данных, попросите у владельца скриншоты статистики блога или видео, где он ее пролистывает. Там будет видно, сколько у него публикаций и подписчиков.

Еще запросите копии документов, которые подтверждают, что владелец вкладывал в аккаунт деньги. Например, договоры с таргетологами, дизайнерами и копирайтерами, где будет прописан их гонорар.

Этот аккаунт в «Инстаграме» нельзя признать базой данных: здесь меньше 10 тысяч подписчиков и публикаций
Этот аккаунт в «Инстаграме» нельзя признать базой данных: здесь меньше 10 тысяч подписчиков и публикаций
А это сообщество во «Вконтакте» — можно, потому что здесь больше 10 тысяч подписчиков
А это сообщество во «Вконтакте» — можно, потому что здесь больше 10 тысяч подписчиков

Составное произведение. Аккаунт можно признать составным произведением, если владелец проявил в нем творческий подход. Например, публиковал материалы в определенном порядке, группировал фото по цвету или оформлял в едином стиле.

Дальше расскажу, какой договор оформить, если ваш аккаунт — база данных или составное произведение. И какой — если ни то ни другое.

На странице личного бренда косметики Валерия Чекалина публикует фото в бирюзовых, розовых и пастельных тонах. Так она проявляет творческий подход, и ее аккаунт можно считать составным произведением
На странице личного бренда косметики Валерия Чекалина публикует фото в бирюзовых, розовых и пастельных тонах. Так она проявляет творческий подход, и ее аккаунт можно считать составным произведением
А в сообществе Look of Young во «Вконтакте» альбомы оформлены в едином стиле и систематизированы. Это повод считать его составным произведением
А в сообществе Look of Young во «Вконтакте» альбомы оформлены в едином стиле и систематизированы. Это повод считать его составным произведением
Шаг 3

Выберите вид договора

Я сталкивалась с ситуациями, когда аккаунты покупают без договора: отправляют продавцу деньги, а тот в ответ присылает логин и пароль. Но это рискованно: продавец может обмануть и ничего не прислать. Или в аккаунте будут нарушены авторские права, а к ответственности привлекут вас. К тому же предыдущий владелец может сказать, что подписчики страницы активные и хорошо покупают его товары, — и если по факту это окажется не так, то без договора вы не сможете подать на продавца в суд. Поэтому обязательно заключайте договор.

Если аккаунт — база данных или составное произведение. По моему опыту, 99% аккаунтов именно такие, то есть относятся к объектам интеллектуальных прав. По закону их можно передать новому владельцу только по договору об отчуждении исключительного права. В нем продавец откажется от своих прав на аккаунт и передаст их вам.

Даже если аккаунт продается вместе с бизнесом, в договор о купле-продаже бизнеса нужно включить пункт об отчуждении исключительного права на аккаунт. А лучше заключить отдельный договор.

В договоре об отчуждении обязательно надо прописать, что владелец передает вам права и обязанности по пользовательскому соглашению соцсети. Например, такими словами:

  • «Первоначальный пользователь передает Новому пользователю свои права и обязанности по условиям использования сервиса Instagram (https://www.facebook.com/help/instagram/
    581066165581870), заключенным между Первоначальным пользователем и Facebook, Inc., в полном объеме».
  • «Первоначальный пользователь передает Новому пользователю свои права и обязанности по условиям использования сервиса Instagram (https://www.facebook.
    com/help/instagram/581066165581870), заключенным между Первоначальным пользователем и Facebook, Inc., в полном объеме».

Если аккаунт не объект интеллектуальных прав, нужен договор передачи прав и обязанностей по пользовательскому соглашению. По нему продавец передает, а покупатель принимает условия, которые прописаны в оферте соцсети. И будет нести ответственность, если не выполнит какие-то обязанности.

Шаг 4

Пропишите в договоре основные пункты

В договоре нужно указать его предмет, условие о вознаграждении, заверения продавца, что с аккаунтом все в порядке, и то, как он передаст вам логин и пароль.

Предмет договора — это ссылка на конкретный аккаунт. Этот пункт можно сформулировать так:

  • «По настоящему договору об отчуждении исключительного права Правообладатель передает принадлежащее ему исключительное право на базу данных „аккаунт в Инстаграм olegtinkov https://
    www.instagram.com/olegtinkov“ в полном объеме Приобретателю».

Условие о вознаграждении — то, как вы передадите продавцу деньги за аккаунт. Здесь есть три способа.

В форме фиксированного разового платежа. Самый популярный вариант. Вот как сформулировать его в договоре:

  • «Вознаграждение Правообладателю за передачу (отчуждение) в полном объеме исключительного права на базу данных Приобретателю составляет Х рублей».

В форме периодических платежей — это когда вы оплачиваете аккаунт частями, в течение определенного времени. Например, первый платеж — 5000 ₽ в марте, второй — 10 000 ₽ в апреле, а последний — 3000 ₽ в мае. Вот как это прописать:

  • «Вознаграждение Правообладателю за передачу (отчуждение) в полном объеме исключительного права на базу данных Приобретателю выплачивается каждые Х месяцев в размере Х рублей в течение Х лет».

В форме процентных отчислений от дохода, который приносит аккаунт. Например, вы собираетесь платить продавцу 5% от выручки каждые три месяца в течение двух лет. Вот как это может выглядеть в договоре:

  • «Вознаграждение Правообладателю за передачу (отчуждение) в полном объеме исключительного права на базу данных Приобретателю выплачивается в форме процентных отчислений от дохода (выручки) Приобретателя (роялти). Роялти составляет Х% от дохода (выручки) Приобретателя от использования базы данных в расчетный период в течение Х месяцев (или лет)».

Если вам передают права безвозмездно, то есть бесплатно, это тоже нужно указать в договоре. Если вы совсем не упомянете цену, договор будет считаться незаключенным.

Но помните: две коммерческие организации не могут заключать безвозмездный договор, если рыночная стоимость аккаунта больше 3000 ₽. Если вы или продавец — физическое лицо, то ограничений нет.

Заверения продавца. Продавец должен гарантировать, что информация, которую он предоставил об аккаунте, достоверная. Это, например, данные о количестве подписчиков, лайков и комментариев.

Еще продавец должен заверить, что не нарушил в аккаунте ничьи авторские права. То есть что публиковал там фото, видео и тексты с согласия авторов. Проверить это сложно: недостаточно даже ссылки на сайт, откуда бывший владелец взял контент. Удобнее просто включить в договор заверение, что все законно.

Если это не прописать, отвечать за украденный контент придется вам. Например, за то, что в аккаунте используются чужие фото, с вас могут взыскать компенсацию — от 10 тысяч до 5 млн рублей.

Поэтому заодно укажите, что продавец обязан компенсировать все ваши издержки, если кто-то из авторов предъявит претензии.

Использовать контент без разрешения владельцев запрещают и сами соцсети. За это аккаунт могут заблокировать, и вы зря потратите на него деньги.

Как продавец передаст логин и пароль. Самый популярный способ — когда продавец присылает вам файл с данными для входа в аккаунт и этот файл защищен паролем. Как только продавец получает деньги, то говорит, как открыть этот файл.

Шаг 5

Подпишите акт приема и передачи и поменяйте данные для входа

Когда вы подписали договор и получили доступ к блогу, подпишите акт приема и передачи аккаунта. Он подтвердит, что права перешли вам. Обязательно поменяйте логин и пароль, чтобы прежний владелец больше не мог войти в аккаунт.

Обратите внимание: некоторые соцсети привязаны к другим сервисам. Например, канал на «Ютубе» — к профилю «Гугла», а аккаунт в «Инстаграме» — к страничке в «Фейсбуке». Попросите, чтобы прежний владелец их отвязал.

Если хотите купить аккаунт в соцсети

  1. Убедитесь, что социальная сеть это одобряет. Для этого нужно поискать в пользовательском соглашении пункт о передаче прав и обязанностей пользователей. Например, в «Одноклассниках» это запрещено.
  2. Прежде чем покупать аккаунт, попросите владельца написать в службу поддержки соцсети и получить ее одобрение.
  3. Проверьте, можно ли считать аккаунт базой данных или составным произведением. Признаки первой — не менее 10 тысяч подписчиков, фото или постов. Второго — творческий подход в оформлении аккаунта.
  4. Если аккаунт — составное произведение или база данных, оформите договор об отчуждении исключительного права на него. Если нет — договор передачи прав и обязанностей по пользовательскому соглашению соцсети.
  5. В договоре нужно указать предмет — название и адрес аккаунта. Еще необходимо прописать цену и способ передачи денег. Также нужно добавить заверения продавца, что в аккаунте не нарушены ничьи интеллектуальные права и он соответствует описанию. И описать, как именно продавец передаст вам логин и пароль.
  6. Когда продавец передаст вам данные для входа в аккаунт, подпишите акт приема и передачи.
  7. Поменяйте логин и пароль.
Что думаете о заработке на блоге?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество