Моя профессия — менеджер по закупкам в категории фэшн. Я выбираю товар, договариваюсь с дилерами и производителями о поставках, торгуюсь, заключаю договоры.
Чтобы договариваться, приходится часто летать в командировки — выбирать товары и общаться с поставщиками онлайн сложно, в этой индустрии все держится на личных встречах.
Когда началась пандемия, границы закрыли, выдачу виз ограничили, а бизнес-мероприятия отменили. Работать стало тяжело — если раньше мы согласовывали коллекцию одежды где-нибудь в Юго-Восточной Азии в течение недели, то теперь это занимает месяцы.
Поэтому когда меня пригласили на бизнес-выставку в Индию, я обрадовалась и сразу согласилась. И не зря — я смогла за несколько дней найти 20 новых поставщиков и встретиться со старыми. Расскажу, как проходят такие выставки и как на них попасть — в том числе как получить бизнес-визу в пандемию.
Чем я занимаюсь
Я работаю в немецком телемагазине — наше подразделение находится в Москве, а сама компания в Мюнхене. Мы продаем на телевидении и в интернет-магазине одежду, обувь, украшения, бьюти-продукты и товары для дома.
В мои обязанности входит выбирать товары для нашего магазина и договариваться с поставщиками. Я обсуждаю и утверждаю цены, составляю финальный заказ — сколько и каких товаров нам нужно и в какие сроки нам их могут доставить. После контролирую качество: на фабрике поставщика для этого проводят инспекции, а я слежу за их результатами. Еще проверяю, соответствует ли товар нашим требованиям. Были случаи, когда товар привозили в Россию с дефектами — тогда приходилось сортировать партию и отправлять брак обратно. За проблемы с товаром компания выставляет поставщику штраф, это прописано в договоре.
Мы закупаем у производителей товары под их брендом, но иногда заказываем под своим — такие товары еще называются товарами под собственной торговой маркой, или СТМ. По правилам магазина, где я работаю, ассортимент должен часто меняться: клиенты не хотят покупать один и тот же товар несколько раз и берут в основном новинки. Поэтому мне приходится не только делать крупные закупки товаров, которые есть в любом магазине, но и договариваться о закупках или производстве уникальных вещей, которые можно купить только у нас.
Например, мы хотим сделать партию одежды, но никто из поставщиков не предлагает рубашки подходящего фасона. Тогда мы идем напрямую к производителю, предлагаем ему сделать рубашки с нужным фасоном и дизайном и на каждый экземпляр поместить наш логотип.
Чтобы найти для этого подходящих производителей, я часто посещаю шоурумы поставщиков, отсматриваю их новые коллекции и выезжаю к ним на производственные площадки — чтобы проверить оборудование и посмотреть, какие у них вообще есть ресурсы. Обычно я визуально осматриваю цеха на производстве, отмечаю, какие машины установлены у производителя: к примеру, у крупных производителей могут быть установлены лазерные станки для раскроя ткани, а на мелких предприятиях ткань обычно кроят электрическим ножом вручную.
В основном по СТМ мы работаем с поставщиками из Турции, Китая, Индии, Бангладеша, Пакистана. Турецкие поставщики славятся высоким качеством хлопка, в Индии традиционно делают лучшую вышивку.
В Китае просто много разных производителей — можно заказывать дизайн любой сложности и они справятся.
В России тоже есть поставщики, но они заказывают материалы из других стран, поэтому производственный цикл у них обычно дольше, чем в том же Китае.
Моя зона ответственности — категория фэшн в нашем магазине, это более 200 разных видов товаров за сезон. На каждый артикул мы заказываем от 200 до 500 изделий, поэтому поставщиков приходится искать регулярно.
Закупки в таком количестве тяжело делать в удаленном формате. При личной встрече проще контролировать качество товара, легче торговаться за цену или подходящие условия заказа. Это бизнес-традиция в этой сфере — если хочешь уладить текущие задачи, нужно периодически встречаться.
До пандемии я часто летала в Китай, чтобы договариваться о производстве СТМ. Сейчас въезд во многие страны ограничен — в том числе и в Китай, там вообще перестали выдавать бизнес-визы.
Из-за этого решение о сотрудничестве принимается очень долго, а сроки подписания контрактов растут. Например, чтобы согласовать контракт, нужно посмотреть реальный образец продукции. Раньше я могла отсмотреть несколько коллекций одежды за неделю, теперь же доставку образцов приходится ждать по несколько месяцев. Иногда они застревают на таможне — повлиять на это мы практически не можем, приходится ждать или запрашивать образцы еще раз.
Из-за этого поставщиков из Азии пришлось «поставить на паузу» и перейти на турецких, ведь Турция открыта для россиян — хотя работа с азиатскими часто выгоднее, ассортимент шире и производственных мощностей больше.
Поэтому поездка на бизнес-выставку в Индию была так важна: с приглашением можно сделать бизнес-визу, обсудить текущие вопросы с действующими производителями и заодно найти новых.
Раньше я не была в Индии и сначала отнеслась с опасением к поездке, потому что слышала много негативных отзывов об этой стране от коллег. В итоге я была рада сменить обстановку и прикоснуться к другой культуре, хоть и не успела посмотреть страну — работа в командировках занимает все свободное время.
IHGF в Дели: что это и кому пригодится
Обычно бизнес-выставка — это огромный павильон со стендами производителей и поставщиков. Можно приехать, отобрать подходящих, сразу договориться о заказе, получить контакты и заодно съездить на производство.
В Индии нас пригласили на выставку IHGF, или Indian Handicrafts. Она проходила с 28 по 31 октября 2021 года в пригороде Дели. По словам организаторов, там было больше 2000 производителей одежды, обуви, украшений и товаров для дома. Это не очень много: например, знаменитая китайская ярмарка Canton Fair обычно состоит из 60 000 стендов.
Вход на выставку IHGF бесплатный, но нужно заранее зарегистрироваться на официальном сайте мероприятия — чтобы подтвердить причину поездки для заполнения анкеты на бизнес-визу.
Осенью 2021 года выставку проводили 52-й раз, следующая состоится в марте 2022 года. Еще организаторы предоставляют гостям выставки бесплатное проживание в отеле и трансфер до павильона — это редкость для таких мероприятий.
Одна из особенностей IHGF — на стендах было много представителей семейного бизнеса. Их компании работают по 40—60 лет, а менеджерские позиции в них занимают члены одной семьи. На работу с поставщиками это особо не влияет.
Но нужно быть готовым: если отношения с менеджером не сложатся, то его не сменят — ведь родственников не принято увольнять.
Основной ассортимент выставки — недорогой хендмейд-декор для дома. Правда, заказывать его можно только большими партиями: минимум 200 штук на артикул либо при условии, что общий счет от одного поставщика будет от 6000 $. Думаю, такие объемы связаны с низкой стоимостью ручного труда в Индии.
Сама выставка занимала три этажа. На первом были стенды с предметами сервировки из стекла и металла, декор для интерьера, мебель и декоративное освещение. Еще зона отдыха с зарядными устройствами для телефонов и бесплатным вайфаем.
На втором этаже были стенды с промышленным и домашним текстилем, бижутерией, одеждой. Последний третий этаж был заполнен наполовину, но зато там был фуд-корт, где можно было обсудить нюансы договоров с нужным поставщиком.
Проблем с языковым барьером на таких выставках нет. В Индии английский — второй официальный язык после хинди. У меня уровень английского B2, общаться получалось спокойно.
Как оформить бизнес-визу и документы для поездки в Индию в пандемию в 2022 году
Для въезда в страну в октябре 2021 года нам нужна была виза, результат ПЦР-теста на COVID-19, сделанный не позже 72 часов, и анкета Air Suvidha.
Перед поездкой мы постоянно отслеживали актуальный список документов, как оказалось, не зря: например, анкету индийское правительство ввело буквально перед нашим вылетом. Без нее было невозможно зарегистрироваться на рейс.
Бизнес-виза. Бизнес-визу можно получить онлайн, мы все сделали буквально за несколько часов. Я оформляла документы сама, можно также обратиться за помощью в визовый центр.
Сначала мы зарегистрировались на саму выставку — вход на нее бесплатный, но для посещения нужно заполнить форму и получить на почту письмо с подтверждением от организаторов. В письме также были данные о бронировании номера в отеле — жилье предоставляли организаторы выставки.
В форме мы с коллегой указали данные паспортов, ФИО и адреса, должности, название и контакты компании.
Еще нужно было выбрать категории товаров, которые мы планировали смотреть на выставке, но это ни на что не влияет — пропуск байера дает доступ ко всем категориям товаров. В конце формы нужно было указать, откуда мы узнали о выставке, и рассказать примерный денежный оборот компании в долларах за последние три года. Проверяется ли эта информация, я не знаю.
Заявку на электронную бизнес-визу мы подавали онлайн. Выбрали категорию визы «бизнес», указали бизнес-мероприятие для посещения — выставку IHGF. Еще нужны были контакты принимающей стороны — мы просто указали информацию из электронной подписи от одного из своих индийских поставщиков. К анкете мы прикрепили сканы наших визиток, загранпаспортов и фотографии.
Виза стоила 100 $, оплачивали с обычной банковской карты. Дают ее на год, но непрерывно на территории Индии можно пребывать максимум 180 дней.
- 100 $
Рассматривали визу меньше суток, документ пришел на рабочую электронную почту. Визу нужно распечатать и предъявить в аэропорту по прилете — пограничник поставит штамп в паспорте.
Документы для въезда. Для въезда в страну нам нужно было предоставить сертификат ПЦР-теста на COVID-19 и заполнить анкету Air Suvidha. Мы собрали и распечатали документы заранее, держали их под рукой в аэропорту и по прибытии в страну.
Каких-то особых требований к ПЦР-тесту нет, можно выбрать любую лабораторию. Тест мы сделали в течение 72 часов до поездки.
Анкету Air Suvidha можно заполнить онлайн, мы так и сделали. В аэропорту было много тех, кто не знал об изменениях — им пришлось заполнять документы прямо перед стойкой регистрации.
В анкете нужно указать имя и фамилию, дату рождения, пол, национальность, дату прибытия в страну, контактные данные, адрес проживания во время путешествия.
В форме есть поля, у которых нет отметки об обязательном заполнении, эти данные мы не указывали. Например, мы проигнорировали поле с номером PNR — Passenger Name Record. Его можно найти в маршрутной квитанции или электронном билете.
Еще спрашивают номер рейса и места в самолете — но анкету заполняют до регистрации на рейс, поэтому мы просто указали какое-то выдуманное место. Сотрудник авиакомпании на стойке регистрации подтвердил, что это не проблема.
Также нужно указать Final Destination Pincode — почтовый код города, где вы будете жить в Индии. Нам с коллегой не удалось найти в поисковиках корректный код: анкета не принимала индекс, выдаваемый Гуглом для Дели, поэтому пришлось спрашивать код у знакомого поставщика. Его индекс сайт принял. Потом в анкету мы загрузили скан загранпаспорта и результат ПЦР-теста.
На стойке регистрации в Шереметьеве у нас посмотрели визу и анкету, а в Дели, в аэропорту Ганди, только поставили на посадочный талон штамп о необходимости «самоконтроля здоровья на 14 дней». Анкета сотрудников не интересовала.
Как попасть в Индию в 2022 году
Для въезда в страну россиянам нужно сделать визу и ПЦР-тест и заполнить анкету Air Suvidha. ПЦР-тест делают в течение 72 часов до поездки.
Анкету Air Suvidha заполняют на сайте newdelhiairport.in. Обязательного карантина для путешественников нет, но по прилете пассажиров могут выборочно попросить сдать анализ на коронавирус. Если он окажется положительным — придется самоизолироваться.
Более подробно мы писали в статье о правилах въезда в Индию для россиян в 2022 году.
Как проходят бизнес-выставки и что там делают байеры
Выставочный комплекс IHGF располагается в городе Ноида в пригороде Дели. Организаторы сначала привезли нас из аэропорта в отель, расположенный рядом с комплексом. Из отеля до выставки можно было бесплатно добраться на автобусах для байеров.
При входе на выставку нужно было зарегистрироваться: показать документы с электронной регистрацией, сертификат о вакцинации и визитку с названием компании и моей должностью. Это заняло несколько секунд, и в итоге я получила карточку с пропуском байера. Еще при входе в комплекс измеряли температуру.
Первый день выставки обычно отводится на знакомство с ассортиментом: байер обходит все этажи, берет визитки у заинтересовавших производителей, запоминает их. Поставщиков было много, поэтому сначала мы просто изучали продукцию, которая нам понравилась, смотрели, широкий ли у производителя ассортимент. За первый день мы взяли более 40 визиток.
На следующий день мы перешли к обсуждению: нужно было понять условия поставщиков, узнать стоимость, уточнить минимальное количество изделий для заказа.
У нас были и свои ограничения: мы хотели заказать партии не больше 200 единиц товара на каждый артикул. Часть поставщиков сразу отказывалась, для них такой объем был слишком мал. Другие пытались торговаться — договорились, что объем они согласуют, но при этом сам заказ должен быть не меньше определенной суммы. Это довольно распространенная практика у закупщиков — договариваться на определенных условиях, потому что мы можем обеспечить поставщику оборот.
Конкретную стоимость на второй день не обсуждают — нет смысла, пока не будет готов контракт и не будет твердого убеждения, что заказываем здесь. Поэтому мы узнавали только так называемую «первую» цену, которую озвучивает поставщик — по ней можно понять, подходит ли она нам и по какой розничной цене мы сможем продавать товар в магазине. Для этого цену поставщика в долларах умножают на коэффициент, в который закладывают стоимость доставки и прочие расходы. У каждого магазина такой коэффициент свой, часто умножают на 4 — обычно розничная цена в 4 раза выше закупочной.
С оставшимися после отсева поставщиками мы обсуждали уже конкретные условия сделки. Например, индийские поставщики для первого заказа предпочитают оформить letter of credit, или письмо об аккредитиве. Условно говоря, банк покупателя направляет в банк продавца письмо, в котором содержится информация об участниках сделки, сумма выплаты и условия договора. Когда есть такие гарантии через банк, поставщик чувствует себя защищенным — ведь все банковские расходы будет нести покупатель, особенно если за задержку оплаты или проблемы с документами банк выставит дополнительный счет.
Другой пример условий — проверка качества изделий. Например, мы закладываем в контракт условие, что поставщик должен подтвердить качество международными сертификатами или согласиться на инспекцию качества товара. Инспекцию проводит либо сотрудник нашей компании, либо сторонняя лицензированная организация, например HQTS.
Процесс переговоров с опытом становится довольно быстрым мероприятием. Если условия устраивают обе стороны, мы обмениваемся контактами и делаем фотообзор стенда производителя.
После знакомства с поставщиком на выставке и до начала реального сотрудничества пройдет еще несколько недель: нужно проверить информацию, дождаться, пока поставщик пришлет документы на товары и сертификаты качества. Все эти документы проверяют юристы. Первый заказ самый долгий — потом процессы идут быстрее.
Пакет документов зависит от конкретной категории товара, универсального перечня нет. Бывает, что на выставке поставщик обещает высокое качество, а после сотрудничество срывается, потому что он не присылает подтверждающие документы. К сожалению, это распространенная практика: обычно остается только 15—20% поставщиков, с которыми ведется реальная работа.
Даже с такими условиями мы все равно экономим несколько недель: как минимум нам не нужно долго вести переписку о ценах и закладывать время на пересылку образцов.
Как проходит день закупщика в командировке
К сожалению, в поездках на бизнес-выставки обычно не успеваешь посмотреть достопримечательности страны или отдохнуть. Обычно это интенсивная работа и много встреч.
Этот раз не стал исключением — вместе с коллегой мы успели побывать только на выставке и фабриках. Еще провели несколько часов в огромном шопинг-молле перед дорогой в аэропорт — хотели побывать в местных магазинах одежды.
Если рассчитываете совместить экскурсии и выставку, лучше закладывайте на отдых дополнительные дни — работа с поставщиками обычно занимает весь день и сил потом уже нет.
Например, так выглядел наш обычный распорядок дня:
- 08:00 — подъем, взять с собой блокнот, ручку, визитки, питьевую воду и зарядку для телефона.
- 08:30 — завтрак в отеле. Обычно я брала фрукты, потому что вся остальная еда была приправлена специями. Еще постоянно пила арбузный сок, он был вкусный, в России я такой не встречала.
- 09:30 — первый шаттл на выставку. Дорога занимала 20 минут. Отель и комплекс находились в одном индустриальном районе, поэтому пейзажи были не особо впечатляющими — обычная промышленная зона с заборами.
- 10:00 — осмотр выставки, беседы с поставщиками.
- 12:00 — час на обед. Для байеров была организована специальная зона с бесплатной едой. Обычно я брала кофе и пару снеков.
- 13:00 — снова осмотр и поставщики.
- 16:00 — встреча с действующими поставщиками. Обычно мы полтора часа ехали на фабрику, там проводили несколько часов, осматривали производство и продукцию.
- После 21:00 мы возвращались в отель и ужинали в местном ресторане. На большее сил уже не хватало.
Я смогла посмотреть Индию только из окна машины. Иногда это было печально. Например, я видела, как под грязным дорожным мостом в палатке жила семья с детьми. Пешеходных переходов я не видела совсем, люди и коровы переходили дорогу совершенно в случайных местах. Периодически в окно машины стучались попрошайки, часто это были мужчины, переодетые в женщин.
В такие моменты меня преследовало чувство безысходности, особенно когда мы проезжали мимо огромных рекламных плакатов с улыбающимися людьми.
Местные жители предупредили нас, что Индия — не самая безопасная страна, здесь лучше не выходить на улицу после 21:00, а женщинам стоит даже днем гулять с сопровождением. Но я не столкнулась с какими-то проблемами: днем мы передвигались в автобусе организаторов и с поставщиками, а ночью спали в отеле.
Итоги нашей поездки
На бизнес-выставке мы с коллегой нашли 20 новых поставщиков. В нескольких случаях познакомились лично с владельцами бизнеса — это сильно упрощает согласование условий. А с поставщиками одежды мы сразу съездили на их фабрику и в офис.
Закупщиков из-за границы было не очень много — кажется, мероприятие было рассчитано на большее количество байеров, но из-за пандемии многие отказались от поездки. Конечно, для организаторов это плохо, но для закупщиков плюс — можно было спокойно работать и не толпиться в очередях у стенда.
Для нас выставка стала еще одним способом пообщаться с действующими поставщиками. Мы заранее оповестили их о приезде, они организовали встречу, отвезли нас в офис и обратно. На месте мы изучили образцы, выбрали одежду в новую коллекцию, утвердили сроки поставки и убедились в качестве изделий: офис располагался прямо на фабрике и мы смогли своими глазами увидеть процесс производства.
Еще мы обсудили цены на изделия. Когда общаешься с производителем лично, торги всегда идут быстрее: цену получается снизить максимум на 20%, но обычно скидка выходит меньше. В этот раз мы сторговались на скидку в 5%.
Советы тем, кто летит на бизнес-встречи в Дели
Постарайтесь спланировать командировку заранее: если хотите увидеть достопримечательности, заложите минимум один выходной день. У нас был максимально плотный график, мы успели посмотреть только индустриальные пейзажи рядом с выставкой и в промышленных микрорайонах.
Обязательно учитывайте автомобильный трафик: в Дели поездка на машине на короткое расстояние может занять несколько часов. К примеру, на дорогу до аэропорта мы потратили 3 часа.
Перед бронированием отеля проверяйте отзывы. Я стараюсь останавливаться в известных сетевых отелях и выбираю те, где ресторан работает допоздна: из-за плотного графика иногда я не успеваю поесть на выставке. Еще для меня важно, чтобы ресторан был с европейской кухней — индийская кухня сильно отличается от того, к чему мы привыкли, острые специи могут быть в любом блюде. Я несколько лет жила в Азии, поэтому на своем опыте знаю, что уличный общепит подходит не всем.
Сделайте копии всех необходимых документов, лучше бумажные, и храните их до конца поездки. В день вылета из Дели меня не хотели пускать в аэропорт из-за того, что у меня не было копии билета, а был только скриншот электронного посадочного на телефоне. Хотя я уже зарегистрировалась на рейс и получила место в самолете. К счастью, получилось подключиться к вайфаю и скачать электронный билет.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.