Как работает танцевально-двигательная терапия
Мозг
9K
Фотография — Etienne Girardet / Getty Images

Как работает танцевально-двигательная терапия

Подход, который помогает исцелиться с помощью движения
3
Аватар автора

Маргарита Фиронова

разобралась в вопросе

Страница автора

В классическом понимании психотерапия — это лечение психологических проблем через разговор.

Но в последнее время появляется все больше данных, что на ментальное состояние можно влиять, работая с телом. Например, ученые выяснили: если сымитировать улыбку, настроение станет лучше. Также известно, что регулярная физическая активность помогает существенно уменьшить симптомы депрессии. А если каждый день делать дыхательные упражнения, то можно повысить стрессоустойчивость.

На фоне этих данных телесно-ориентированная терапия — та, что лечит психологические проблемы не разговором, а движением, — кажется интересной и обладающей большим потенциалом.

Рассказываем, как устроена телесно-ориентированная терапия и один из ее самых интересных видов — танцевально-двигательная терапия.

Что такое телесно-ориентированная терапия

Важный вопрос современной медицины и психологии — это соотношение тела и разума: где кончаются границы телесного и начинаются психические процессы, насколько мысли и чувства влияют на организм в целом и, наоборот, организм в целом — на мысли и чувства.

То, что связь между психикой и телом вообще существует, стало понятно еще в 20 веке — благодаря Зигмунду Фрейду. Его пациентки страдали от соматических расстройств, причину которых врачи никак не могли обнаружить. Тогда Фрейд предположил, что эти жалобы имеют психический характер — травмирующие воспоминания вытесняются в область бессознательного, которое дает о себе знать через телесные симптомы. Таким образом, симптомы представляют собой зашифрованное послание бессознательного. И расшифровать его — значит исцелить недуг. Или по крайней мере приблизить момент исцеления.

Идею Фрейда развил австрийско-американский психолог, неофрейдист Вильгельм Райх. Он пришел к выводу: все то, что угрожает психике человека, запирается в теле. Травмированный, переживающий психологические проблемы, подавляющий свои эмоции человек обзаводится «панцирем» — особой телесной защитой, которая блокирует тревожность, страхи, комплексы. «Панцирь» ощущается как ригидность мышц, отсюда и такие синонимы, как «мышечный блок», «телесный зажим» и так далее.

Считая, что ментальные проблемы сфокусированы в теле, лечить Вильгельм Райх тоже предлагал через телесное воздействие, а не разговорную терапию. Так возникло направление телесно-ориентированной, или соматической, терапии — вида психотерапии, который стоит особняком среди других, сфокусированных на вербальном аспекте методах. Танцевально-двигательная терапия — один из ее подвидов.

Еще одна особенность телесно-ориентированной терапии — это признание единства тела и разума. Соматическая психотерапия исходит из предпосылки, что помимо размышлений о мире и о том, как на него реагировать, люди взаимодействуют с другими людьми и миром посредством ощущений, движений и жестов. Поэтому так важно прислушиваться к сигналам своего тела, понимать и чувствовать его.

Соответственно, телесная психотерапия использует методы, которые воздействуют на тело, чтобы изменить психическое состояние. Например, когда клиент плачет, терапевт просит его не искать логическую причину слез, а немного побыть в этом состоянии и почувствовать то, что происходит в этот момент с телом. Такая практика нередко сопровождается спонтанными движениями, которые также имеют значение для терапии.

Что такое танцевально-двигательная терапия

Наверное, самое интересное и необычное направление телесно-ориентированной терапии — танцевально-двигательная терапия. Американская ассоциация танцевальной терапии определяет ее как психотерапевтическое использование движений для улучшения здоровья и благополучия человека.

Танцевально-двигательная терапия не так нова, как кажется. Еще в первобытных племенах танец использовался для выражения эмоций и группового взаимодействия. В качестве психотерапевтического инструмента танец стали использовать относительно недавно — с середины 1940-х годов.

Считается, что первой использовать танец как психотерапию стала американская танцовщица Мэриан Чейс. Как и Вильгельм Райх, она считала, что тело и разум неразрывно связаны друг с другом. Начав преподавать, Чейс стала размышлять, зачем к ней на занятия ходят те, кто профессионально не собирается танцевать, что именно дает им танец. Она наблюдала за тем, как занятия влияют на здоровье учеников, и обнаружила: благодаря танцу они стали лучше себя чувствовать.

Заинтересовавшись этим, местные врачи стали отправлять к ней пациентов. После этого Чейс даже стала работать в больнице и получила диплом врача-психиатра. А в 1966 году вместе с единомышленниками основала Американскую ассоциацию танцевальной терапии и стала ее первым президентом.

Танец в психотерапии — это не спорт или профессиональная деятельность. Клиенту танцевально-двигательного терапевта совсем не обязательно быть танцором или обладать какими-либо навыками, чтобы участвовать в терапии и получать от нее пользу.

Танцевально-двигательные терапевты считают, что невербальный язык так же важен, как и вербальный, и используют обе формы общения в терапевтическом процессе. Они обращают внимание на то, как клиент взаимодействует с ним, как рассказывает свою историю, отмечая повторяющиеся жесты, позы и динамику движений, которые сопровождают вербальное общение.

Хотя это и соматическая терапия, часто во время сеансов терапевт и клиент много говорят. Но помимо разговорного компонента работа может включать в себя дыхательные упражнения, медитацию, осознанность, растяжку и танец — то есть, собственно, телесный аспект. Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально.

Проводить такие занятия должен человек с психологическим образованием, который прошел обучение психотерапевтическому методу — получил дополнительное образование в области танцевально-двигательной терапии.

Главные принципы танцевально-двигательной терапии

Танцевально-двигательная терапия строится на тех же принципах, что и другие виды телесно-ориентированной терапии. Вот главные из них:

  1. Как и разум, тело выполняет функцию архива: хранит опыт посредством «памяти тела», и к нему можно обратиться через осознание и восприятие. Этим объясняется подход к травме в телесно-ориентированной терапии. Реакции тела в травматических ситуациях опережают осознавание. Болезненные симптомы сохраняются в теле, несмотря на разговоры о болезненных переживаниях и их интерпретации.
  2. Перед началом работы с любыми травмирующими переживаниями создается безопасная среда, в которой клиент сможет справиться с проблемой, не погружаясь вновь в травматические воспоминания. В процессе терапии клиент вместе с психологом постепенно подходят к основной проблеме, работая в пределах устойчивости клиента.
  3. Телесно-ориентированное терапия работает здесь и сейчас и фокусируется на воспоминаниях, ощущениях и ресурсах тела, происходящих в настоящем.
  4. Осознание телесных ощущений и их эмоциональной значимости способствует укреплению эго, чувства идентичности и автономии.

Техники и методы танцевально-двигательной терапии

Отзеркаливание. Техника основана на представлении о зеркальных нейронах. Это клетки в префронтальной коре головного мозга. Если другой человек тянется за яблоком, а вы за этим наблюдаете, они как бы отражают его движение — активируются так, как если бы вы сами тянулись за яблоком.

Зеркальные нейроны позволяют понимать намерение, стоящее за движением человека. Именно благодаря им вы понимаете, что другой человек потянулся за яблоком, а не собирается вас ударить. Но главная функция зеркальных нейронов — обучение: вы наблюдаете, как кто-то, допустим, готовит торт, эти клетки отражают движения и готовят вас к тому, чтобы повторить их и создать кулинарный шедевр.

Телесно-ориентированные терапевты считают, что эти возможности зеркальных нейронов можно использовать, чтобы улучшить отношения между терапевтом и клиентом или между участниками группы, что она помогает развивать эмпатию и лучше понимать других. Когда клиент делает движения, чтобы выразить свои чувства, терапевт старается понять их, даже если сам клиент не до конца в них разобрался и затруднился бы выразить вербально, и присоединиться к ним. Иначе говоря, это эмпатия, но в движении. В итоге клиент развивает способность сопереживать и понимать свои эмоции и эмоции других.

Метафора. Танцевально-двигательная терапия включает в себя творческий элемент и в этом похожа на арт-терапию. В арт-терапии человек использует нарисованные им образы — наделяет их значением, помещает в них все, что волнует: эмоции, переживания по поводу конкретных событий. Такие же образы можно создавать с помощью танца. Их называют метафорами.

Метафоры, связанные с телом, могут быть частью культурной среды или же иметь личное значение. Например, «кривые руки» или «ватные ноги». Некоторые изображения движений или трансформации тела можно найти в сказках — «Золушка» — или в киноиндустрии — Человек-паук.

Личные образы, часто отражающие переживания человека, также могут быть источником метафор: люди чувствуют, что несут «бремя на плечах» или «находятся в бегах». Кроме того, через движения можно выразить радость, печаль, гнев, страх, неуверенность — все то, о чем человек переживает и чем он живет.

Активное воображение и визуализация заимствованы из теории Карла Юнга. Его идея заключалась в том, что если дать человеку свободу в ассоциациях или творчестве, бессознательное проявит себя. Творчество — это хороший способ выразить то, что не удается оформить в слова.

Так и в танцевально-двигательной терапии клиентам предлагают двигаться спонтанно, дать полную свободу своим движениям. Активное воображение позволяет проявиться скрытым эмоциям и переживаниям в движениях тела, сделать внутренние импульсы и побуждения внешними. Визуализация предполагает мысленное представление того, как клиент двигается, танцует и каким образом использует свое тело в танце.

Контактная импровизация также предполагает спонтанность в движениях двух людей. Движения при этом нерациональны, интуитивны, что позволяет проявиться неожиданным реакциям. Партнеры при этом находятся в постоянном физическом контакте и не стремятся достичь какого-то конкретного результата.

Также контактную импровизацию определяют как форму кинестетической эмпатии — способности участвовать в движении другого или получать сенсорный опыт движения кого-то другого. Такое определение связано с теми, что при контактной импровизации прикосновение — это средство общения между людьми как способ преодолеть изоляцию и осознать свое тело. В этом танце решающее значение имеет тактильное осознание, а прикосновение становится способом начать и продолжить движение, отправной точкой, которая позволяет клиенту двигаться и быть движимым другим человеком.

Кому подходит танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия позволяет клиенту лучше чувствовать свое тело, понимать и принимать себя. Поэтому она особенно полезна людям, которые испытывают сложности с принятием своей внешности. В частности, это люди с расстройством пищевого поведения, страдающие от анорексии или булимии. Это подтверждает небольшое исследование, в котором ученые сравнили эффективность разговорной психотерапии для лечения расстройств пищевого поведения в отдельности — и вместе с танцевально-двигательной терапией.

Они обнаружили: люди, которые принимали участие в сеансах танцевально-двигательной терапии, в конце лечения были больше удовлетворены своим телом и нравились себе больше.

Кроме того, танцевально-двигательная терапия используется при лечении депрессии, а также полезна людям с тревожным расстройством, психологическими травмами и посттравматическими стрессовыми расстройствами. Согласно исследованиям, танцевально-двигательная терапия положительно влияет на психологическое здоровье, а также повышает качество жизни и улучшает когнитивные навыки.

Также танцевально-двигательная терапия используется при расстройствах аутистического спектра. Довербальный уровень взаимодействия позволяет таким пациентам распознавать и выражать свои эмоции, а групповой формат занятий — социализироваться и взаимодействовать с другими участниками.

Однако стоит понимать: исследований эффективности танцевально-двигательной терапии немного — ранее ученые обходили вниманием соматическую терапию в целом и только сейчас начинают открывать ее потенциал.

Кому не подходит танцевально-двигательная терапия

Выбор танцевально-двигательного терапевта мало чем отличается от выбора любого другого психотерапевта. Обратиться к специалисту можно с любой проблемой, однако очень важно, чтобы этот специалист подходил именно вам, был близким по духу.

Своего рода противопоказание — неприятие метода, отсутствие желания лучше понять себя и свои эмоции через движения тела.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Маргарита ФироноваРасскажите, как эмоциональные переживания влияют на ваше физическое самочувствие:
  • Елена БрагинаПовышается давление. Не могу сидеть на месте, Надо куда то идти.0
  • Katerina DeinegaС улыбкой не все так однозначно. Возможно, в лабораторных исследованиях испытуемые действительно могли повысить настроение улыбкой, но если человек будет надевать улыбку как маску, скрывая свое состояние - это негативно будет сказываться на его состоянии. Танцевально-двигательная терапия согласует работу психики и тела, когда психика не руководит телом, а учится слышать его.3
  • Альфия АскароваЕлена, возможно вам проще перерабатывать возбуждение (агрессию, тревогу) в движении?0