«Еще больше меня злила несправедливость»: как я отсудила деньги за поврежденный чемодан

«Еще больше меня злила несправедливость»: как я отсудила деньги за поврежденный чемодан

Опыт читательницы

23
Аватар автора

Марина Ястребова

не сдалась

Страница автора

Мне дважды повредили багаж.

На одном рейсе сломали колесо чемодана, на другом — оторвали ручку. В первый раз мне пришлось чинить все за свой счет, но во втором случае я решила добиться справедливости через суд.

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Повреждения

В январе 2021 года мы с супругом и полугодовалым ребенком летели рейсом Чебоксары — Санкт-Петербург. Мы очень торопились, поэтому после посадки не осмотрели тщательно весь багаж, только коляску. А когда вышли из аэропорта, заметили, что от чемодана отвалилось колесо с креплением, видимо, его кидали при погрузке или разгрузке.

Мы не стали заходить обратно и проходить осмотр, а заполнили обращение через форму обратной связи на сайте. Это было ошибкой: авиакомпания отказалась платить компенсацию за ремонт, потому что мы не составили акт о повреждении багажа. Так я узнала, что возмещением стоимости ремонта занимается перевозчик, а составлением акта — аэропорт.

В августе того же года я вновь летела тем же рейсом с ребенком. Каково же было мое удивление, когда я опять получила сломанный чемодан: система выдвижения ручки была просто вырвана.

Электронный билет на 14 августа 2021 года по маршруту Чебоксары — Санкт-Петербург. Уже второй раз на этом рейсе «Победа» повредила мой багаж
Электронный билет на 14 августа 2021 года по маршруту Чебоксары — Санкт-Петербург. Уже второй раз на этом рейсе «Победа» повредила мой багаж
Посадочный билет с багажной биркой — на ней указан вес чемодана

В этот раз я уверенно прошла к стойке розыска багажа и вместе с сотрудницей аэропорта оформила акт о повреждении. Все оказалось просто: девушка осмотрела чемодан, быстро составила документ и запросила мои контактные данные для авиакомпании, чтобы ее представители со мной связались.

Прошло две недели, но мне так никто и не позвонил.

Кроме акта мне вручили памятку от авиакомпании с инструкцией, куда и как писать претензии. Это не помогло: в памятке была указана неверная почта. Несколько раз я отправляла запрос перевозчику через форму обратной связи на сайте, но безрезультатно.

Так выглядит акт о повреждении багажа. Его составляют на стойке розыска
Памятка от авиакомпании оказалась бессмысленной

Ремонт

Обратной связи от авиакомпании по-прежнему не было. Поэтому я решила, что могу отнести чемодан в ремонт, а перевозчик возместит расходы по чекам.

Найти мастерскую было легко: я зашла на «Яндекс-карты» и выбрала ближайшую к дому. Там сообщили, что необходимо полностью заменить систему выдвижения ручки. Ремонт стоил 3000 ₽ и занял четыре дня.

После того как чемодан починили, я собрала все документы: чеки, заказ, акт о повреждении багажа — и написала заявление о возмещении расходов в свободной форме на имя гендиректора авиакомпании. Все это я отправила заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы уже наверняка знать, что документы дошли до адресата.

В мастерской сначала осмотрели чемодан и выдали об этом акт
Это договор-заказ на ремонт
А это квитанция об оплате ремонта
А это квитанция об оплате ремонта

Ответ авиакомпании

Через 30 дней я получила ответ, что авиакомпания готова частично компенсировать расходы на ремонт. Они ссылались на статью 119 воздушного кодекса, по которой за повреждение багажа без объявленной ценности мне должны выплатить не больше 600 ₽ на килограмм веса чемодана. Вес пустого чемодана — 3 кг, и мне предложили компенсацию 1800 ₽.

Я получила деньги и сохранила платежное поручение. Чеки за ремонт представители перевозчика проигнорировали.

Мне, конечно, было жаль потраченных нервов, но еще больше злила несправедливость. В течение пары месяцев я еще несколько раз пыталась связаться с претензионным отделом компании. Ничего не вышло, и я пошла в суд. Вообще, сделать это можно было гораздо раньше, еще когда перевозчик не ответил на мое обращение через форму обратной связи на сайте.

Как получить компенсацию за поврежденный багаж: 4 шага

Аватар автора

Редакция права

разбита, но не сломлена

Шаг 1. Сразу после прилета найдите стойку «Лост-энд-фаунд» — Lost & Found — и зарегистрируйте порчу багажа. Сотрудник составит акт о повреждении, PIR — Property Irregularity Report. Без него компенсацию не получить.

Шаг 2. Сохраните документы, которые подтверждают, что вы летели этим рейсом: билеты, посадочные талоны, багажные бирки.

Шаг 3. Если багаж повредили, когда вы летели по России, подайте претензию в течение шести месяцев. Если рейс международный — в течение семи дней, в этом случае есть смысл подать претензию прямо в аэропорту. Срок начинает отсчитываться на следующий день после приземления.

Шаг 4. Напишите претензию и приложите к ней оригинал акта о повреждении и багажную бирку. Не забудьте указать точный почтовый адрес с индексом и банковские реквизиты.

Если есть чек, который подтверждает стоимость поврежденной вещи, приложите и его. Если нет — подойдут скриншоты или ссылка на магазин, где эта вещь сейчас продается.

Если вы уже обращались за ремонтом, приложите акт о его выполнении или о том, что вещь неремонтопригодна. Если нет — приложите фотографии поврежденного багажа.

Суд

Знакомые посоветовали юриста, который меня проконсультировал и составил грамотное исковое заявление. Его можно написать и самостоятельно, если чувствуете в себе силы, знаете нормы законодательства и не хотите тратить деньги.

Отправить иск нужно по месту жительства мировому судье, госпошлину платить не нужно. Я обращалась в суд с помощью сайта «Мировые судьи Санкт-Петербурга», по нему же отслеживала ход дела.

К исковому заявлению я приложила все документы:

  1. Авиабилет, посадочный талон, копию багажной бирки.
  2. Копию акта о повреждении багажа.
  3. Квитанцию из мастерской, акт осмотра чемодана, заказ на ремонт.
  4. Копию претензии авиакомпании от 23 августа 2021 года.
  5. Почтовое уведомление о вручении претензии, кассовые чеки за пересылку документа.
  6. Письмо перевозчика с ответом на претензию.
  7. Договор на оказание юридических услуг и чек об оплате.

Еще я прописала полный перечень расходов, которые хотела возместить. Все вместе выходило на сумму около 37 000 ₽, вот что в нее входило:

  1. Остаток суммы за ремонт чемодана — 1200 ₽.
  2. Моральный вред — 10 000 ₽.
  3. Неустойка — 3582 ₽.
  4. Возмещение стоимости услуги перевозки багажа, оказанной ненадлежащим образом, — 1600 ₽.
  5. Почтовые расходы — 97,2 ₽.
  6. Расходы на оплату юридических услуг — 8000 ₽.
  7. Проценты за пользование авиакомпанией моими деньгами — 27,77 ₽.
  8. Штраф — 50% от взысканной судом суммы за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.

Сначала дело хотели рассмотреть в упрощенном порядке — без явки сторон в суд. Но через месяц его стали рассматривать в общем порядке. Тогда и начались прения сторон.

Авиакомпания вину не признавала. Я приводила доводы, писала ходатайство о приобщении документов к материалам дела, но все это не сильно помогало.

Суд согласился с авиакомпанией: по закону необходимо считать сумму ущерба от веса пустого чемодана. Но когда в аэропорту оформляли акт о повреждении багажа, мой чемодан не взвешивали. Все это выяснилось в процессе споров.

Перевозчик написал примерный вес 3 кг и предложил компенсацию на свое усмотрение. В итоге суд встал на мою сторону и посчитал оправданными расходы на ремонт, а также возмещение стоимости услуги перевозки багажа, которую оказали ненадлежащим образом.

Стоимость провоза багажа выделена отдельной строкой в авиабилете
Стоимость провоза багажа выделена отдельной строкой в авиабилете

Суд длился полгода. Спустя почти 11 месяцев после того, как авиакомпания сломала чемодан, я получила решение, по которому суд обязал ответчика возместить только часть расходов:

  1. Остаток суммы за ремонт чемодана — 1200 ₽.
  2. Неустойку — 1600 ₽.
  3. Возврат за услугу перевозки багажа — 1600 ₽.
  4. Почтовые расходы — 97,20 ₽.
  5. Расходы на оплату юридических услуг — 2000 ₽.
  6. Моральный вред — 1000 ₽.
  7. Проценты за пользование деньгами — 27,77 ₽.
  8. Штраф — 2711,25 ₽.

Всего мне присудили 10 236,22 ₽. Я не знала, что заседание так затянется, но все равно была очень рада решению.

Получение денег

В течение месяца авиакомпания могла подать апелляцию, но делать этого не стала.

Когда все сроки на обжалование прошли, я позвонила в канцелярию суда и попросила выдать исполнительный лист. С ним можно идти к судебным приставам, но я решила сразу обратиться в банк: отнесла лист и написала заявление, в котором указала свои банковские реквизиты. Чтобы узнать, в каком банке у авиакомпании счета и куда следует отнести исполнительный лист, можно посмотреть ее банковские реквизиты. Их можно найти на официальном сайте авиакомпании.

Так выглядит исполнительный лист по моему делу
Так выглядит исполнительный лист по моему делу

Банк перевел мне не всю сумму сразу: 1 апреля 2022 года правительство ввело мораторий на банкротство, по нему можно было приостанавливать взыскания во всех сферах деятельности, в том числе по исполнительным листам.

Сначала я получила только 2000 ₽. Мораторий действовал до 1 октября, и в том же месяце банк перевел остаток — 8236,22 ₽.

Выводы

  1. Если ваш багаж повредили, нужно сразу составлять акт. Сделать это можно на стойке розыска.
  2. Претензию в авиакомпанию лучше отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Нужно приложить копии всех документов, которые подтверждают расходы, акта о повреждении и претензию в свободной форме.
  3. Если перевозчик отказывается возвращать деньги или перечисляет неполную сумму, стоит добиваться справедливости в суде.
  4. Если есть возможность, проще путешествовать без багажа.
Редакция
С какими проблемами вы сталкивались во время авиаперелетов?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество