Бизнес
5K

«Звучало красиво, легко и выгодно»: еще 6 причин, по которым бизнес может провалиться

Истории читателей
15
Аватар автора

Тимофей Разов

собрал истории

Страница автора

На старте своего дела предприниматели стараются учесть возможные проблемы, но некоторые из них сложно предугадать.

Например, собираешься вести честный бизнес, а он оказывается вне закона. Или покупаешь франшизу, но в итоге понимаешь, что нужно развивать свой бренд. Читатели Т⁠—⁠Ж уже рассказывали о том, какие причины вынудили их прекратить заниматься своим делом. Публикуем продолжение подборки.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Лейбл заголовка
Причина № 1

Когда покупаешь бизнес по франшизе, не разобравшись в законах

Аватар автора

Полина Симонова

не запятнала репутацию

Страница автора

В 2019 году я купила франшизу от сети салонов по отбеливанию зубов по доступным ценам. Франчайзер продавал комплект оборудования, расходные материалы, и я открыла точку. Компания поддерживала промоматериалами, внесла салон в список у себя на сайте и предоставила менеджера, который обучал, как вести продажи, общаться с клиентами и раскручивать соцсети.

Звучало все очень красиво, легко и выгодно. Предполагалось, что доход будет как минимум 300 000 ₽ в месяц, но… В других городах у партнерских салонов начались проблемы с властями — и только после этого я решила изучить вопрос легальности этого бизнеса более подробно.

До того момента я верила франчайзеру, но на деле все его заверения и слова оказались ложью.

Суть в том, что для оказания услуг по отбеливанию зубов обязательно нужна медицинская лицензия и персонал должен иметь медицинское образование — хотя в компании уверяли, что этого не требуется. Когда начались проблемы у салонов, представители фирмы собирали своих франчайзи и объясняли, как общаться с клиентами и властями, чтобы уйти от ответственности. Такой подход мне крайне не понравился.

Нужно было просто продавать комплекты для отбеливания зубов, но ни в коем случае не оказывать саму услугу. То есть клиент покупает средство, садится в кресло и сам себе наносит его на зубы, а я лишь помогаю и включаю специальную лампу, которая активирует состав. Это ужас просто!

У всех франчайзи были коды ОКВЭД под розничную торговлю. Я обратилась к юристу, и он подтвердил, что для бизнеса нужна медицинская лицензия. Получать ее я не планировала, плюс не устраивало, что я должна была обманывать людей.

В итоге я закрыла салон и расторгла контракт с компанией, что было нелегко. Хотела даже нажаловаться на них, но юрист убедил сделать все тихо, чтобы они не подали на меня в суд по поводу упущенных прибылей.

Бизнес не приносил доход, за аренду я платила из своей заработной платы на основной работе, еще была проблема с сотрудниками. В итоге потеряла 300 000—400 000 ₽.

Лейбл заголовка
Причина № 2

Когда партнер теряет интерес к делу

Аватар автора

Наташка-черепашка

ожидала поддержки

Страница автора

В 2022 году у нас с партнером была мастерская по озеленению в провинциальном городе с населением 500 тысяч человек. Мы мешали и продавали круглый грунт, горшечные комнатные растения, пересаживали их, в том числе с выездом на дом к клиенту, оказывали консультации по уходу. Еще озеленяли кафе, рестораны и салоны красоты, производили на продажу бетонные горшки и плетеные корзины.

Где-то с апреля партнер начала игнорировать мои просьбы, перестала писать посты, не выполняла заказы в нужном качестве, пропускала сроки, не хотела запускать новые направления. Я терпела, так как боялась, что она может уйти одним днем, а многое в работе было завязано на ней.

Летом 2022 года мы обе поняли, что выгорели. Я — потому что устала от отсутствия структуры, от невнятности процессов, ошибок в производстве, не выполненных в срок заказов. Она — оттого, что я просила выполнять задачи вовремя и на должном уровне, от моих просьб выбрасывать пустые стаканчики из-под кофе в мусорку, а не оставлять их под стеллажом с растениями.

За весь период работы мастерской мы получали максимум 50 000 ₽ в месяц чистыми на двоих. В основном ежемесячная прибыль была 10 000—15 000 ₽, что даже для нашего города копейки. Партнер оказалась свободным художником, которому противны планы, списки и даже деньги. Зарабатывать в таком партнерстве невозможно.

Лейбл заголовка
Причина № 3

Когда устаешь от исправления чужих ошибок

Аватар автора

Mary Taska

справилась с проблемами, но выгорела

Страница автора

Десять лет опыта в маркетинге, статус молодой мамы и увлечение рисованием привели к мысли о том, что пора уходить в свободное плавание — открывать свою детскую художественную студию. Но как, если опыта в бизнесе ноль? Конечно, нужно искать наставника или партнера с опытом!

Так и было сделано: я обратилась к владельцу успешной взрослой творческой мастерской, купила у него франшизу и стартовала в 2021 году. По прогнозам франчайзера, выход на доход должен был произойти уже через три месяца — сказка, правда?

Сумма на запуск студии была на руках. Все расходы обсуждались, ориентиры давал основатель мастерской. Но вот беда: человек, который начинал все с нуля, забыл о том, что я тоже открываю проект с чистого листа, а масштаб и формат бизнеса сразу закладывался такой, словно моей новорожденной студии уже лет 5—7. В этом и заключался провал. Помещение было слишком большим, мы сильно заморочились с ремонтом, наняли преподавателей и людей для ведения сайта и СММ-продвижения, закупили материалов минимум на полгода вперед.

Продуманное до мелочей открытие студии не привело ни одного клиента, ведь именитая мастерская была популярна в другом городе.

Со временем ситуация не изменилась: наскреблось 2—4 ребенка в месяц. Понимая, что выхода на доход за обещанный срок не случилось, а уровень расходов стал неподъемным, я решила переехать в другое, более скромное помещение на пару с другой студией. Уволила всех «лишних» сотрудников, оставив одного преподавателя. Сама стала вести соцсети и занятия, распродала большую часть материалов и всю закупленную мебель для большой студии.

В итоге через месяц после оптимизации расходов, включив свою голову и отдалившись от советов владельца франшизы, мне удалось выйти на доход. А через три месяца наметился тренд — +30% к росту выручки ежемесячно. Я была горда собой как никогда. Но выгорание было налицо, и я продала студию. Итоговая окупаемость составила всего 18%.

Советы себе и всем, кто начинает бизнес:

  1. Не бойтесь думать и делать сами, ваши деньги — ваши ошибки. Чужой опыт полезен, но то, что сработало у других, может не сработать у вас — и наоборот.
  2. Если вкладываетесь во франшизу — пусть она будет настолько популярной, что о ней будет слышно из каждого утюга.
  3. На старте вы можете быть человеком-оркестром и делать все самостоятельно. Но учитывайте, что, когда придет масштаб, придут и другие люди в ваш бизнес, появятся сотрудники.
  4. Закупайте все по минимуму, необходимое здесь и сейчас. Закупленное впрок может остаться с вами надолго.
Лейбл заголовка
Причина № 4

Когда понимаешь, что услуга может принести вред

Аватар автора

Vasiliy Anisimov

доверился рекламе и ошибся

Страница автора

В конце ноября 2012 года я купил бизнес — «автомойку без воды» — за 25 000 ₽ у его бывшего владельца. Суть в том, что с помощью специальной химии и салфеток из микрофибры с автомобиля убирается грязь без использования пены и большого количества воды. Преимущество перед обычной мойкой в том, что не нужно специально куда-то ехать и ждать в очереди, когда машину помоют. Услугу можно оказывать на парковке у торгового или офисного центра или по вызову. В США и Европе, судя по информации из интернета, это была весьма востребованная услуга.

За 25 000 ₽ я получил сайт, брендбук, рекламу, мобильный стенд для установки в ТЦ, а также автохимию. Какое-то время мыл машины сам, позже начал привлекать автомойщиков. Бизнес развивался неоднозначно, были трудности. За четыре месяца с начала запуска я заработал с одной точки около 40 000 ₽, а потом закрыл ее.

Я провел эксперимент на собственной машине и понял, что реклама врет: на самом деле такая мойка слегка царапает лакокрасочное покрытие автомобиля. Если машине хотя бы несколько месяцев, эти потертости незаметны на «паутинке» из царапин. Но на новом или свежеполированном авто их хорошо видно.

Лейбл заголовка
Причина № 5

Когда спрос падает из-за кризиса

Аватар автора

Ланд-девелопер

не был готов к кризису

Страница автора

Я занимаюсь бизнесом с 12 лет: ремонтировал, красил и перепродавал мопеды, скупал золото в ломбардах и так далее. В 1998 году стал проявлять интерес к недвижимости, ценам на квартиры, дома, участки. Но денег на них, конечно, не было. Так я стал свидетелем дефолта и вскоре отдал свои накопления отцу, ему они были нужнее.

Годы прошли, и вот мне уже 23. Квартиру мне никто не дарил — дорого. Цены на недвижимость все время росли, а мечты жить отдельно меня не покидали. На пятом курсе у меня был предмет «особенности оборота и сделок с землей». Я внимательно его изучил и узнал, что в ходе инфляции и экономического шока земельные участки примерно раз в десять лет дорожают в десять раз. Я сразу взялся за это дело, так как давно этим интересовался и заметил, что зарплаты за годы у людей выросли, как и цены на все, а участки как стоили от 5000 до 25 000 ₽ в 1998 году, так и стоят.

Первый участок с панельным домом я купил за 25 000 ₽ и с ходу продал его за 100 000 ₽ знакомому. Следом приобрел три соседних участка по 5000 ₽ каждый — реализовал их в течение двух-трех месяцев за 300 000 ₽.

С 2004 по 2009 год я купил и продал 86 земельных участков от четырех до двенадцати гектаров, одиннадцать домов, а пять больших участков были переведены под малоэтажное строительство и также распроданы. На вырученные деньги я приобрел семь домов общей площадью 2000 м², две квартиры, офис, помещение в ТЦ, автомобили и немного земли. Вся моя недвижимость стоила 60—100 миллионов рублей, а доход со сдачи в аренду был от 95 000 ₽ в месяц.

Все пошло не так в 2014 году, когда рубль стал обесцениваться и, как следствие, упала покупательная способность. Товары и услуги дорожали, доходы людей не поспевали за ростом цен. Нагрузка на домохозяйства выросла, и спрос на недвижимость рухнул — продажи были редкими.

Большие деньги с тех пор заработать не удалось — расходы на содержание и налоги отнимали от 500 000 до 1 800 000 ₽ в год, если включить счета на отопление. Сейчас, когда денег не хватает, работаю в такси или на стройке и оказываю юридические услуги.

Лейбл заголовка
Причина № 6

Когда не остается времени на развитие дела

Аватар автора

Раиса Калашян

устала от количества дел

Страница автора

В 2012 году я открыла интернет-магазин во «Вконтакте». Выставляла на продажу одежду и аксессуары с известной китайской торговой площадки, оговаривала сроки доставки и ставила наценку 30—50% к стоимости вещей. С покупателей брала предоплату 50% и заказывала товар. После получения заказа связывалась с клиентом, и мы договаривались о месте встречи. Позже стала отправлять посылки в другие города Почтой России.

Китайский интернет-магазин в то время еще не был так раскручен и не рекламировался по телевизору, поэтому я вела свой бизнес довольно успешно, продажи шли регулярно. Но я бы не сказала, что это было очень прибыльно. Хватало на небольшие расходы — в месяц выходило около 10 000 ₽.

Я работала одна, совмещала с основной работой по найму. Иногда просила маму забрать посылки и отвезти покупателям. Часто получала заказы на бижутерию — она недорогая, а времени на поиск нужного украшения, оформление заказа, получение и доставку уходило очень много. Потом мне это надоело, и я решила завязать с этим бизнесом.

Тоже пришлось закрыть бизнес? Поделитесь опытом и станьте героем следующего материала
Тимофей РазовКак думаете, можно ли как-то предотвратить провал бизнеса?
  • Konstantin SolomatinНасколько понимаю, статистика такова. У новичков взлетает только 1 бизнес из 10 попыток. У опытных - 2 из 10. С учётом того, что новички как правило идут в один бизнес "на все деньги", да ещё и кредит берут, то шанс погореть +-90%. Как ни готовься, всех рисков не учтешь, тот же ковид и локдаун.3
  • Максим Кольцов"Вся моя недвижимость стоила 60—100 миллионов рублей, а доход со сдачи в аренду был от 95 000 Р в месяц" шота как-то мало особенно с учётом "расходы на содержание и налоги отнимали от 500 000 до 1 800 000 Р в год" мне кажется автор что-то недоговаривает. Да и вообще что-то не припомню чтобы в 2014 году коммерческие помещения прям начали пустеть и продаваться за бесценок а так статья получилась очень годная, спасибо14
  • Дмитрий НиконовМаксим, тоже на это обратил внимание, даже со скромных 95 000р. в месяц можно выходить в ноль, ну и на в крайнем случае что-то продать из 60-100млн. на пару миллионов можно скромно жить целый год и это в любом случае лучше чем работать в такси.8
  • DGМаксим, с языка сорвали!0
  • Максим КольцовKonstantin, вывод прост - начинать надо с малого, вкладываться по-минимуму и только когда увидишь рост тогда уже расширяться или переходить на более крупные проекты например если хочешь открыть ресторан, попробуй сначала кофейню или шаурмешную. Соберешь все шишки, а там дальше будешь решать надо оно тебе или нет4
  • ТиграБенгальскаяKonstantin, в биз хорошо заходят бывшие наемные управленцы, вроде моих коллег. Второе призовое- за ключевыми специалистами без админ-управленческого опыта в "материнской" конторе. Практика показывает, что " отпочкование" самая верная стратегия. Недаром бывших бизнесменов на работу стараются не брать5
  • Алексей ПетровМаксим, вот мы и нашли его - таксиста, у которого (был) вообще-то свой бизнес (с доходом менее 1% годовых), но для души он возит нас :) Куда он дел 100 миллионов рублей в ценах 2014 года, история умалчивает :)22
  • Ася ВердиТиграБенгальская, согласна. У самой бизнес "по принуждению", открывалась потому что выхода другого не видела, не было перспектив на работе. Вроде живу) 2ой год как АН0
  • Хейтер студенткиА куда сотня лямов в недвижки? Или она у тнбя есть,но что бы содержать в такси похаешь?0
  • ТиграБенгальскаяАся, мы немного про разные вещи. "Безнес" от отсутствия перспектив на рынке труда это совершенно другая песня и кончается всегда плохо. Ну ок, наилучший результат в этой категории( а это: предпенсы, судимые, хронические декретницы) - дольше всего продержится люди с судимость, коих сб на работу не пропускает Мой комментарий о наёмных управленцах, имеющих практический опыт и знание конкретного вида бизнеса. И примкнувших к ним ведущих специалистов таковых. Вы серьёзно пытаетесь убедить, что после 5-7 летнего декрета обычный офиспланктон что-то там построит лучше действующего администратора?1
  • Александр инженер"что в ходе инфляции и экономического шока земельные участки примерно раз в десять лет дорожают в десять раз" , "заметил, что зарплаты за годы у людей выросли, как и цены на все, а участки как стоили от 5000 до 25 000 Р в 1998 году, так и стоят". Сразу несостыковочки )). Да и что это за панельный дом с землёй по 25 тыс. руб., куда жильцов дели?0
  • Тимофей РазовТиграБенгальская, почему второе призовое за ключевыми специалистами без административно-управленческого опыта? Специалисты — ок, понимаю, но разве отсутствие управленческого опыта не делает их по сути равными с остальными начинающими предпринимателями? Расскажите о практике "отпочкования", пожалуйста. Почему это самая верная стратегия? Кажется, что так возникнет не меньше трудностей, как и при открытии бизнеса в другой сфере. Может, и больше) Я слышал про подобные истории, но вспоминается в основном негатив — бывший работодатель становится конкурентом, возникают движухи с переманиванием клиентов, а то и вовсе бывшие работники при увольнении забирают заказчиков себе/крадут базы и так далее. В таком ключе это уже дополнительные проблемы0
  • ТиграБенгальскаяТимофей, ну, ок, давайте задуматься " а призовое ли оно"? Суммарно весь новооткрывшийся биз на 90% не взлетит. И у новоявленых управленцев( экс- спецов) тоже. Но кто-то( единицы) всплывёт. Переманит старенькую бухгалтершу, тянувшую на себе всю административку, подключит аутсорс, вовремя сам разберётся. Это ключевой навык такого спеца, уходящего в свободное плавание- переключиться с области где он по настоящему хорош, на то, где он плавает Историй отпочкования действительно много, тут имеет смысл отслеживать специальности людей, "скоммуниздивших систему+клиентов". Всех админов и замдиректоров исключу, по специальностям: логисты, продажники, закупщики, нач производства, нач по аренде, мпециалисты интернет-магазина, весь спец обученный персонал мсб( тренеры, стилисты, повара....)1
  • Тимофей РазовТиграБенгальская, спасибо, стало понятнее)0
  • Юлия СилкинаЕсли этот провал еще не достиг какой-то критической точки- то можно.0