Читатели продолжают делиться с нами историями о своих профессиях.
Героиня этого выпуска рубрики в 40 лет ушла со спокойной должности на заводе и стала зарабатывать на уборке квартир. На разовых заявках от клининговых агентств Лариса создала себе хорошую репутацию, и теперь у нее есть постоянные клиенты, которые приносят стабильный доход. Она рассказала, почему считает себя клинером, а не уборщицей, какие сложные случаи были в ее практике и зачем ей курсы по ведению переговоров.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала
Выбор профессии
По образованию я библиотекарь, но по специальности работала совсем недолго. Быстро ушла в декрет, а выйдя из него, устроилась няней в детский садик, потому что как сотрудник могла оформить туда своих детей и меньше за них платить. Там я проработала четыре года. Крики, визги, плач, беготня — тишина стояла только в тихий час! Многие тогда мне говорили: «Ну ты и герой!» В группе 25 и больше ребятишек, их нужно было одеть и раздеть, сопельки вытереть, уговорить покушать, постели расстелить, потом заправить и, конечно же, постоянно поддерживать чистоту. Медсестра регулярно проводила осмотр санитарного состояния помещения, буквально ходила с ваткой и проверяла пыль. Опыт работы нянечкой мне очень помог в моей нынешней профессии: я отслеживаю чистоту в таких уголках, куда не каждая хозяюшка будет заглядывать.
После садика я трудилась 12 лет на заводе, занималась административной рутиной. Перспектива там была только одна — тихо и спокойно работать до пенсии, считая каждую копейку. Было ощущение, что я в норке, а жизнь бурно проходит мимо. Хотелось направить свои силы на помощь другим, как-то проявлять заботу, внимание, двигаться и общаться с людьми, а не киснуть в офисе с 8 до 17. Мне было жизненно необходимо что-то поменять.
О клининге я узнала от знакомой, которая работала в этой сфере и неплохо зарабатывала. Я подумала, что тоже так смогу, и смело прыгнула с трехметровой вышки в неизвестность.
|
|
Начинать с уборки у незнакомых клиентов было страшновато, поэтому я обратилась в клининговые агентства, которые нашла через знакомых и объявления в газетах. Агентство обсуждало все детали с клиентами, а мне оставалось только выполнять договоренности по уборке. В первую же неделю я попала в мобильную бригаду и получила первый гонорар — 800 Р за выход.
Мобильная бригада — это группа клинеров, работающих на одном объекте. Она формируется из работников, которые свободны на данный момент, и направляется по поступившей заявке. Это может быть и генеральная уборка в квартире, и отмывка магазина перед открытием. Заявки поступали ежедневно: мне звонили из агентства и предлагали объект на этот день, я могла согласиться или отказаться. Иногда давали несколько вариантов на выбор.
Агентство также предлагало клиентам пробные уборки: сначала приходит один клинер, в следующий раз — другой и так далее, пока человек не выберет того, кто ему больше нравится. Уже на второй неделе работы я получила своего первого постоянного клиента — двухкомнатную квартиру на улице Кошурникова. За выход мне платили 1000 Р. До сих пор помню хозяйку: она хотела, чтобы кроме общей уборки я протирала листья растений и чистила обувь специальными средствами. Потом появились и другие просьбы.
Дошло до того, что хозяйка попросила меня крестовой отверткой открутить стекло в духовке, помыть его и прикрутить обратно.
Агентство решило, что такие услуги должны оплачиваться отдельно, а клиентка отказалась платить больше. Меня сняли с этого объекта и направили на другой.
С агентствами я сотрудничала около года, зарабатывала себе репутацию. Сейчас у меня четыре постоянных клиента. Они рекомендуют меня своим друзьям и знакомым, те звонят, просят выйти на разовые уборки. Таких просьб очень много, новые заказы поступают часто, а неделя у меня уже вся расписана. Я либо сразу отказываю, либо ставлю в очередь — выхожу, когда появляется свободное время и необходимость в дополнительном заработке.
Суть профессии
Клининг — это привычная нам уборка. Просто «клинер» звучит по-современному и отражает новые реалии, когда каждый может зарабатывать на качественно оказанной услуге, в то время как уборщицей в нашем обществе принято называть человека, который находится внизу социальной лестницы и не достиг чего-то значимого в жизни.
Я считаю, что уборка — это умение, которое воспитывается с детства. У взрослых людей порой бывают совершенно разные представления о порядке и чистоте. Именно поэтому в профессии клинера важен навык коммуникации. Нужно обсуждать, какой результат человек хотел бы видеть после уборки, выстраивать с ним сбалансированные рабочие отношения.
Иметь постоянных клиентов лучше, чем работать по разным заявкам от агентства. Это и стабильный доход, и устойчивый график, и возможность для профессионального и личностного роста, а главное — работать становится проще. За четыре раза можно качественно отмыть квартиру, а потом лишь поддерживать чистоту.
Самый большой минус в работе с частными клиентами в том, что за нее не начисляется трудовой стаж. Можно, конечно, оформить самозанятость, чтобы шли отчисления в пенсионный фонд, но я нашла другой выход: устроилась уборщицей в офисную компанию. На это меня подтолкнула пандемия, когда все мои клиенты сидели по домам и сами у себя убирались, тогда вообще никаких заявок не было.
Поначалу я даже радовалась, что можно валяться на диване и ничего не делать, не спешить, не мотаться по городу, но уже через неделю появилось чувство тревоги: неясно было, как долго продлится самоизоляция. И тут мне позвонил клиент, у которого я разово убирала квартиру, когда его жена была в роддоме. Он предложил мне поработать в фирме, им нужен был человек для дезинфекции поверхностей. Я согласилась, а потом осталась там уже на официальной должности уборщицы. Сейчас совмещаю эту работу с уборкой квартир.
Когда я вижу грязное помещение, у меня руки начинают чесаться, появляется азарт и энергия.
«Сейчас, сейчас я тут все помою, приберу, по полочкам разложу», — думаю я, когда берусь за работу. Простую поддерживающую уборку в квартире всегда начинаю с того, что поднимаю все разбросанные предметы и раскладываю их по местам. Помню, папа в детстве всегда говорил: «У каждой вещи должно быть свое место!» Затем мою посуду и убираюсь на кухне: чищу плиту, микроволновку, холодильник. Дальше идет поверхностная уборка в комнатах и мытье полов, обязательно протираю все двери. Заканчиваю наведением порядка в ванной и туалете. Есть клиенты, к которым я прихожу раз в две недели, у них уже уборка с элементами генеральной: перестелить кровать, постирать и погладить белье.
Кроме еженедельных уборок у постоянных клиентов меня иногда вызывают отмыть квартиру после ремонта. Цена за такую услугу выше, потому что работы больше. Начинаю с мытья потолка и стен: на них оседает строительная пыль, хотя и несильно. Дальше мою люстры, плинтусы и двери. Пол обычно очень запачкан, мою его два-три раза, а некоторые места оттираю вручную. Убирать ванную комнату в квартирах после ремонта сложно: даже на новом кафеле остается строительный налет, избавиться от которого непросто, а уж отмыть старый кафель и сантехнику — это вообще отдельная история.
В офисе я собираю мусор, протираю столы, подоконники и двери в кабинетах, убираю в коридорах. В туалетах обрабатываю раковины и унитазы, протираю зеркала, ставлю свежую бумагу, жидкое мыло и салфетки. На офисной кухне мою микроволновку, обеденные столы, холодильник, раковину и разные мелочи. В мои обязанности входит также вынос мусора.
Специальной униформы у меня нет, но есть два комплекта одежды. Один — для работы в компании, другой — в квартирах. Мне кажется, что переносить пыль и грязь из офисных помещений в жилые неправильно. В каждом комплекте у меня удобная обувь, футболка, спортивные штаны и носки. Когда иду убирать квартиру, беру еще перчатки и специальные фирменные тряпочки «Белый кот» или Tupperware. Также у меня своя швабра, ведро и палка для мытья окон. Химию на постоянную уборку не беру, пользуюсь тем, что есть у клиента, потому что у всех свои предпочтения относительно моющих средств.
Я спокойно отношусь к тому, что в процессе уборки натыкаюсь на интимные вещи хозяев, это жизненно. Квартира — личное пространство людей, которые там живут, а я человек приходящий.
У меня низкая степень брезгливости, самое неприятное — это уборка лотков за животными.
Моими услугами чаще всего пользуются семьи с маленькими детьми и домашними питомцами. С клиентами мне везет: это адекватные люди, которые прекрасно понимают, что уборка — сложное занятие, отнимающее много сил и времени. Они относятся ко мне уважительно, хвалят результаты моей работы. С некоторыми бывшими клиентами мы до сих пор переписываемся, поздравляем друг друга с праздниками.
Я позитивный и открытый человек, но если чувствую к себе высокомерное отношение, то на работу либо не соглашаюсь, либо быстро увольняюсь с такого объекта. С критикой и непониманием мне тоже приходилось сталкиваться — правда, за всю практику могу вспомнить только три сложных случая.
Как-то у одного клиента прогенералила спальню, а в остальных комнатах сделала обычную поддерживающую уборку. Закончила, уехала домой. Поздно вечером звонит клиент, спрашивает, стирала ли я шторы в спальне. Я ответила, что стирала их и гладила два месяца назад и что в этот раз стирку мы не обговаривали. Он же считал, что генеральная уборка по умолчанию включает в себя эту услугу, жаловался, что пыль со штор нападала и теперь в квартире снова грязно. Мне было очень обидно это слышать. Для понимания ситуации: на улице зима, штор в спальне пять единиц, а времени хозяин дал всего лишь четыре часа.
Был еще случай, когда я убирала в квартире, где был котенок. Я, как обычно, сделала уборку в детской комнате и ушла работать дальше. Котенок бегал за мной везде, гонялся за шваброй, а потом вдруг пропал. Я подумала, что он наконец-то устал и спит где-нибудь, а оказалось, что он забежал в детскую, запрыгнул на комод и начал играть с цветами в горшках. Земля была разбросана по всей комнате, а я перед уходом туда даже заглядывать не стала: была уверена, что все чисто. Вечером хозяйка позвонила и обвинила меня в том, что в детской я не убирала. После этого я стала всегда закрывать двери в уже убранные помещения.
Ошибки бывают даже у опытных клинеров, это абсолютно нормально. Главное — уметь справляться с последствиями.
Однажды при уборке квартиры я поторопилась и случайно разбила стеклянную вазу. Клиентка очень расстроилась, так как это был подарок ее сестры. Я извинилась, объяснила ситуацию, и мы остались в хороших отношениях. Еще недавно я случайно сломала часы. Вытирала пыль под полочкой, на которой они стояли, каким-то образом их задела, они сверху на меня и упали. Мне ничего, а механизм у часиков отвалился, пришлось возместить хозяйке часть денег за ремонт. Часто в таких случаях я просто беру меньше за работу, чтобы компенсировать ущерб. От полной стоимости испорченного предмета клиенты почему-то всегда отказываются.
За 12 лет в клининге я многому научилась. Например, могу на глаз определить степень загрязнения помещения и быстро назвать цену за работу. Поняла, с чего мне легче всего начинать уборку. Но главное — научилась внимательно относиться к пожеланиям клиента, даже мельчайшим. Их я выполняю обязательно и в первую очередь, а уже потом делаю то, что считаю нужным.
В профессии клинера многое приходит с опытом, но учиться всегда есть чему. Я читаю статьи в интернете, связанные с уборкой, например, как что-то отмыть при помощи натуральных средств, без химии.
Вот несколько моих советов, как сделать процесс уборки более легким и эффективным:
- Гладьте белье в самом начале — вы не представляете, сколько от него потом пыли.
- Чтобы избежать матового налета и разводов при мытье зеркальных поверхностей, добавьте в моющее средство воды.
- Попробуйте помыть окна «Мистером Пропером» для пола и стен, по-моему, это лучшее средство!
- Используйте специальные тряпки для уборки, а не все, что попалось под руку, — они действительно лучше собирают грязь.
- После чистки кранов на кухне и в ванной натрите их сухой тряпочкой — сразу появится яркий блеск, который поднимет настроение.
Мне нравится приводить хаос к порядку, видеть и ощущать результат собственной работы. Убранное помещение становится светлее, в воздухе появляется запах свежести.
Также приятно осознавать, что и директор фирмы, и клиенты ценят и уважают меня за добросовестный труд. Об этом говорят премии и добрые слова в мой адрес. Недавно был смешной случай. Я пришла на квартиру по графику, навела порядок. Не успела дойти до автобусной остановки, как звонит хозяйка: «Лариса, представляете, я сейчас зашла к себе домой и испугалась: там все убрано и чистотой пахнет, не могла понять, что произошло. А потом вспомнила, что сегодня вторник и вы приходили на уборку. У меня совсем это из головы вылетело! Спасибо вам большое за все». В такие моменты я особенно ценю свою работу: она положительно влияет на людей, поднимает им настроение и дает ощущение свободы в том пространстве, где они живут.
Еще мне нравится, что можно самостоятельно выстраивать свой график. Также я сама решаю, какой объем дополнительной работы готова взять.
Минус моей профессии — это усталость. Иногда так выматываюсь, что ни рук, ни ног не чувствую, стала побаливать спина. Дерматит на руках и проблемы дыхательных путей — тоже спутники клинера, так как приходится много работать с бытовой химией.
Из-за усталости и постоянных физических нагрузок уборка в собственном доме мне стала в тягость.
Сапожник без сапог, называется. Вечером нет сил, а в выходные наваливается куча личных и семейных дел. Вот и ждет меня моя домашняя уборочка, слезки льет. В последнее время для решения этой проблемы я стала применять метод размусоривания. Каждый будний день выделяю минут 10—15 на быструю уборку небольшой зоны, в воскресенье навожу чистоту там, где не успела за неделю, а субботу оставляю свободной, чтобы себя баловать, — без этого никак.
Рабочий день
В понедельник и четверг я убираю в офисной компании, во вторник, среду и пятницу — у частных клиентов. В стандартной неделе у меня 32 рабочих часа.
В компании рабочий день начинается в восемь, так что, к сожалению, приходится просыпаться рано. Ну что ж, терплю, с вечера настраиваюсь. Зато в 16 часов уже заканчиваю. В дни, когда убираю у частных клиентов, позволяю себе поспать подольше, завтракаю, собираюсь без спешки и еду по адресу. За день до уборки всегда отправляю смс клиенту с напоминанием о своем приходе. Заканчиваю тоже не позже 15—16 часов и еду домой.
Время при уборке квартиры распределяю примерно так: работаю час-полтора, делаю маленькую паузу — чем-нибудь перекусываю, потом часа полтора или два убираю, 30 минут на полноценный обед, затем еще два-три часа работы. В целом на одну квартиру уходит от пяти до семи часов.
Самое большое помещение, которое я убирала в одиночку, — трехэтажный коттедж с двумя оранжереями, собакой и котом. На уборку этой громадины уходило больше восьми часов.
Свободное время трачу на отдых, домашние дела, любимых детей и внуков, на дорогих друзей и на духовное — читаю Библию.
Доходы и расходы
В месяц я зарабатываю около 50 000 Р, офис и частные клиенты приносят примерно поровну, по 25 000 Р. Я считаю, что получаю неплохо, моя зарплата явно выше рынка. В сезон, с работой по субботам и разовыми подработками, выходит около 70 000 Р. Заявки на разовые уборки поступают постоянно, особенно много их весной и осенью, когда людям нужно помыть окна, а под Новый год большой спрос на генеральную уборку. С этой работой я без денег точно не останусь.
Цены на мои услуги варьируются в зависимости от степени загрязнения помещения или предметов и выглядят примерно так:
- 700—800 Р — час генеральной уборки;
- 600 Р — стоимость часа при выполнении еженедельной стандартной уборки, сюда входит вынос мусора, дополнительно за это денег не беру;
- 600—700 Р — помыть стандартное двухстворчатое окно с пластиковым профилем, в цену включено само стекло, профиль, резинки, фурнитура, откосы, бонусом идет мытье батареи под окном;
- 200—300 Р — работа со шторами: снять, постирать, повесить.
Кто-то из моих коллег берет поменьше, но у меня больше десяти лет опыта, поэтому и цены такие. Когда прихожу в новую квартиру, разговариваю с хозяйкой, выясняю ее пожелания и исходя из них называю общую цену. Если все устраивает, приступаю к работе, договор не заключаю — все исключительно на доверии и взаимопонимании.
Все, что зарабатываю, я распределяю по категориям. Например, получила доход 3000 Р за выход на уборку и делю его: 700 Р — на накопительный счет, 300 Р — на инвестиции, 2000 Р — на насущные расходы вроде продуктов и транспорта. С официальной зарплатой делаю то же самое. Корректировки в эту систему вношу по ходу — например, когда предстоит крупная покупка.
Живу я с мужем, он работает на железной дороге осмотрщиком-ремонтником вагонов, получает в районе 45 000 Р. Квартиру брали в ипотеку. Раньше все платежи муж вносил самостоятельно, а я этим сильно не интересовалась, но чуть больше года назад прошла курсы по инвестированию и поняла, как можно быстрее рассчитаться с долгами. С тех пор помогаю мужу со взносами и стараюсь погасить ипотеку досрочно.
До апреля у нас был совместный бюджет, а сейчас в качестве эксперимента решили перейти на раздельный.
Я трачу гораздо больше, чем муж, и, чтобы бороться с этой проблемой и пожестче себя контролировать, решила попробовать интересный метод накопления денег. Сразу скажу, это не я такая умная, автор метода — Ольга Гогаладзе. Вот что я сделала:
- открыла два счета в Тинькофф Банке — накопительный и брокерский;
- на карте денег не держу, все храню только на накопительном счете. Когда нужно рассчитаться за покупку, захожу в мобильное приложение и перевожу нужную сумму на карту. Это неудобно для трат, но эффективно для накопления;
- 10% с каждого полученного дохода перевожу на брокерский счет и покупаю валюту — доллары и юани.
Планирую пользоваться этим методом ближайшие три месяца. Посмотрим, что получится в плане экономии.
Кроме того, стараюсь избегать спонтанных покупок, беру еду по списку, слежу за акциями на нужные товары. Одежду и обувь покупаю только при необходимости.
У нас открыты ИИС, у мужа есть личный брокерский счет, у меня — Инвесткопилка. Инвестируем в основном на ИИС: покупаем краткосрочные облигации, акции надежных эмитентов, дивидендные акции, ETF-фонды, валюту и золото. Мы долгосрочные инвесторы, в рисковые активы не вкладываем.
Также у нас есть депозит в Сбербанке под 3% годовых, с которого можно снять любую сумму при необходимости, он выполняет роль финансовой подушки безопасности. Берем оттуда деньги в крайних случаях, например на взнос по кредиту или ипотеке, если не хватило ежемесячных доходов.
В общей сложности у нас накоплено около 100 000 Р.
Финансовая цель
Моей финансовой целью на этот год была покупка машины. Начала копить, собрала первые 5000 Р, а потом родственники предложили купить машину у них по очень интересной цене. Мы с мужем посоветовались и решили взять кредит. Так что на данный момент вместо стратегии накопления обдумываю варианты досрочного его погашения. Поставила для себя срок — три года.
До машины мы с мужем копили на отдых в Турции, и нам это удалось. Летом едем отдыхать. За 161 000 Р приобрели тур на двоих на 12 дней. Планируем еще взять с собой 200 $ (16 266 Р) на покупки и разные нужды. Едем первый раз, новички. На отдых получилось накопить за год и три месяца.
Будущее
Будущее мне пока непонятно. Хочу найти баланс между работой и отдыхом, сократить рабочий график и выделить один будний день на личные дела.
В долгосрочной перспективе планирую продолжить обучение по инвестированию, а еще — пройти курсы по умению вести переговоры. Мне кажется, это навык, который пригодится и в профессии, и в жизни. К сожалению, все подобные курсы в Новосибирске проходят онлайн, а мне бы хотелось живого общения, так что буду искать дальше.
Собственное клининговое агентство открывать не планирую, хотя задумывалась об этом.
Хорошая статья и достойный человек. Занимается полезным делом, неплохо зарабатывает и никого не обманывает, честно и добросовестно выполняя свою работу.
Автор, вы молодец! Было приятно читать вас.
Алексей, Большое спасибо за поддержку!
Лариса, спасибо большое, что так подробно описали свой труд, свои категории расходов, можно всё это взять как руководство к действию. Вы молодец
🌹🌹🌹
Статья получилась позитивной и даже мотивирующей на добросовестный труд и развитие своей личности в целом.
Светлана, какие времена, такие письма. Вчера был педагог, сегодня уборщица, завтра рантье.
Кстати, Джек Лондон до того как стал знаменитым писателем кем только не был...
Наталья, во-первых, в чем удовольствие указывать на чужие орфографические ошибки, еще и так презрительно? Во-вторых, ваш комментарий об ошибке сам содержит ошибку ;)
Немного грустно, что в большом миллионнике труд уборщицы оплачивается хуже, чем из прошлой статьи про "специалиста транспортной безопасности".
В последние 2 раза не повезло с клинерами: одна разбила телевизор стоимостью 100к рублей (хорошо, что деньги за него сразу вернули), вторые — как только зашли в квартиру, сразу стали требовать с нас моющие средства, тряпки и т.д. (а мы искренно считали, что если 2 женщины за 3 часа уборки требуют 9 тысяч рублей, то они должны приходить со своими рабочими инструментами и расходниками), помыли отвратительно, разводы на глянцевых поверхностях я после них сама оттирала. Сложно найти адекватных людей в этой сфере в Москве.
Классная статья!
Но ещё бы статью, где найти такого хорошего клиннера на постоянную работу, который не перестает отвечать, приходит при договоренности, а не забывает и не выкидывает косметику, если показалось, что она кончается?
50 в месяц за этот ад это очень мало. очень! я знаю одну уборщицу, она ещё в 2007 столько получала за уборку офисов.
Очень приятно читать было. Спасибо, что рассказали. Интресная история о достойном заработке хорошего человека. Всех благ вам и процветания.
Наталья, «поэтому» пишется слитно.
«..а я и не сплю» 😉
Наталья, извиняюсь, надо говорить «класть», вы правы 👌👌👌😀
Ох, как же жалко, что вы не в моем городе :)))
Илья, русофил?
Ценник надо поднимать и меньше мыть придется
Quaintrelle, да мыла. Что конкретно интересует?
Наталья, В современных толковых словарях форма извиняюсь дана наряду со словами Извини и извините, но с пометой разг. (разговорное).
Здоровья Вам, ато скоро старость и чем будете зарабатывать?
user2169815, Спасибо здоровье действительно уходит, думаю куда бы начать двигаться 🤔🤔🤔
Лара, может быть подумать об открытии своего агентства в этой сфере, набрать несколько помощниц..?
juarhala, кстати, отличная идея, потом перейти только на работу с клиентами и отбор правильных клинеров )))
Нравится, что человек открыто говорит о своём деле, лайк!)
На перспективу хочется, чтобы был выше доход с этого. Если не хотите свою фирму, то придётся повысить чек за уборку или ускорить/автоматизировать процесс для каждого объекта. Либо предложить какую-то услугу дороже.
А я пока кроме помощника/робота-пылесоса не понимаю, что ещё предложить.
Думали над этим? Есть идеи?
Правильно, я думаю нужно вообще всю технику разбирать до винтика. Промывать в спирту и собирать обратно. Желательно все это делать бесплатно.