Как закрытие кинотеатров может повлиять на экономику
С марта все крупнейшие голливудские студии — Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount — перестали выпускать киноновинки в России.
Голливудские фильмы генерировали 80% выручки российских кинотеатров. Ассоциация владельцев кинотеатров заявила, что заменить ушедшие голливудские фильмы быстро не получится. Выручка кинотеатров в марте 2022 года упала на 40%, а в следующие два месяца может упасть уже на 80%. Закрыться в итоге может половина кинотеатров.
Кинотеатры пытаются как-то выжить и нелегально показывают «Бэтмена», выпускают в повторный прокат «Брата-2», «Бумер» и «Тараса Бульбу», но это компенсирует не более 10% выручки.
В 2020 году после начала пандемии выручка кинотеатров упала на 60% и государство выделило им около 2 млрд рублей — тогда это спасло отрасль. В апреле 2022 представители киноиндустрии запросили помощь на сумму 6,5 млрд рублей, но правительство отказалось выделять деньги.
Как живут кинотеатры сейчас
Сейчас кинотеатры не могут платить за аренду, рассчитываться с дистрибьюторами и отчислять деньги за попкорн. «Киномакс» закрывает 30 из 265 кинозалов, кинотеатры в Санкт-Петербурге переходят на работу по выходным, часть своих кинозалов планирует закрыть сеть «Формула кино / Синема-парк», закрывается старейший кинотеатр в Омске.
В марте и апреле еще был прокат оставшихся голливудских картин, но дальше репертуар будет только сужаться.
Вот оставшиеся для кинотеатров варианты.
Найти фильмы для показа в Китае и Латинской Америке. В теории купить кино в этих странах возможно, но, чтобы его успешно прокатывать, нужно развернуть ментальность нашего зрителя на восток. Если в России лет десять показывать китайское кино, то, возможно, публика привыкнет к такому и будет с удовольствием смотреть. Но пока мы привыкли к американским и европейским фильмам.
Показывать немногочисленные российские новинки. Российское кино традиционно давало кинотеатрам 20% выручки. Теперь оно не сможет принести столько же денег в абсолютном выражении, ведь люди обычно приходят в кино не на конкретный фильм. Зритель идет в кинотеатр, зная, что у него будет выбор: не успел на сеанс в 19:00 — смотрит, что идет в 19:15. Так российские и голливудские фильмы поддерживали друг друга. Теперь зритель смотрит: а что вообще показывают? Думает: «А, ничего нет. Ну и не пойду тогда совсем».
Что ждет кинотеатры
Бизнес кинотеатров довольно низкомаржинальный. Выручка идет на аренду, оплату фильмов, зарплаты, налоги. Если сократить все расходы насколько возможно и получить самую льготную арендную плату, то можно выдержать падение выручки на 40%. В марте выручка и упала на 40% — но с текущим положением дел будет падать сильнее: на 50, 60, а потом и 70%.
Представим, что у нас есть пирог — 100% рынка кинопоказа. Если этот пирог уменьшается вдвое, то для того, чтобы всем хватило, надо убрать половину едоков. Если сборы упадут на 50% и половина кинотеатров закроется, то вторая половина будет нормально выживать и зарабатывать, потому что зритель перетечет в оставшиеся кинотеатры. Если бокс-офис упадет на 80%, значит, надо закрыть 80% кинотеатров.
Кто в таких условиях выживет? Я думаю, что останутся муниципальные кинотеатры, которые стоят на балансе города. В Москве их достаточно, есть несколько в других крупных городах.
Как закрытие кинотеатров может повлиять на все остальное
Кинотеатры — это небольшой бизнес. Весь объем рынка кинопоказа — полмиллиарда долларов. Количество сотрудников в киноотрасли — 30—35 тысяч человек. Даже если всех сократить, не такая уж большая будет безработица, это не завод. Казалось бы, это ни на что не влияет.
Но на самом деле кинотеатры — это стимулятор потребительского спроса. В торговом центре кинотеатр — якорный арендатор. Когда у меня возникали споры с владельцами торговых центров по ставкам аренды и не удавалось договориться, мы иногда проделывали такой трюк: просто закрывали кинотеатр и начинали выносить оборудование. После этого владельцы магазинов, ресторанов и кафе бегут к владельцу торгового центра и спрашивают: «Вы что, убираете кинотеатр? У нас выручка упала наполовину!» Владелец думает два-три дня, а потом звонит и говорит: «Ладно, возвращайтесь».
В общей выручке торгового центра выручка кинотеатра — это 3—4%, но эти проценты влияют на 20—30% выручки остальных бизнесов. То есть на бизнес кинотеатра завязан бизнес самого торгового центра — это еда, кафе, рестораны, магазины. Люди идут развлекаться — сначала в кино, потом поесть или купить кеды. Если кинотеатр уходит, то трафик ТЦ падает, а это тянет за собой ретейл — в магазинах и ресторанах выручка будет меньше.
Арендная плата магазинов, как правило, зависит от оборота — то есть в итоге владелец ТЦ получит меньше денег от своих арендаторов. А норма прибыли торговых центров невысока, и все они сильно закредитованы. При падении сборов от аренды у торговых центров могут возникнуть проблемы с обслуживанием долгов, а это повлечет за собой проблемы для банков. И все это из-за крошечного кинотеатрального бизнеса.
Получается своеобразный эффект бабочки, которая машет крыльями где-то вдалеке — и это поднимает цунами в другом полушарии.
Что в итоге
- У муниципальных кинотеатров больше всего шансов на выживание — если любите ходить в кино, поинтересуйтесь, есть ли такие в вашем городе. Например, в Челябинской области 68 муниципальных кинотеатров при домах культуры, а в Екатеринбурге — только один.
- Для кинолюбителей остались альтернативные варианты: ютуб-каналы с бесплатными фильмами, пересказы вышедших голливудских новинок, а для отчаянных — поездки в другие страны, чтобы посмотреть кино.
- Для арендаторов в торговых центрах уход кинотеатра может стать основанием для пересмотра условий аренды.