Как оформить договор аренды коммерческой недвижимости?

13
Аватар автора

Аноним

спросил в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Хочу инвестировать в коммерческую недвижимость — найти помещение в городе-миллионнике с долгосрочным арендатором и сдавать в аренду, то есть купить готовый бизнес. За счет этих вложений хочу создать себе безусловный базовый доход и накопления на старость.

Прошу ответить на несколько вопросов:

  1. Как лучше оформить договор с арендатором: в статусе ИП или самозанятого?
  2. Какие условия нужно обязательно прописать в договоре аренды?
  3. Что дает регистрация договора в Росреестре? Обязательно ли его регистрировать?
  4. Кто отвечает перед пожарными инспекторами и СЭС: арендатор или арендодатель?
Аватар автора

Дарья Третьякова

адвокат и специалист по недвижимости

Страница автора

Самозанятым нельзя сдавать в аренду коммерческую недвижимость — лучше зарегистрироваться как ИП. В договоре нужно подробно описать, что, кому, на сколько сдаете и как считается арендная плата. Регистрировать договор в Росреестре необязательно. Расскажу обо всем по порядку.

Как оформить договор с арендатором: в статусе ИП или самозанятого

Самозанятым нельзя сдавать коммерческую недвижимость — в законе есть прямой запрет на это. Если самозанятый сдаст нежилое помещение, налоговая посчитает арендные платежи предпринимательскими доходами. Она начислит на них 13% НДФЛ, 20/120 НДС и еще наложит штраф за предпринимательство без регистрации — 10% от арендной платы за все время аренды, но не менее 40 000 ₽.

Сдача коммерческой недвижимости в аренду — это предпринимательская деятельность. Чтобы ею заниматься, нужно зарегистрировать ИП и выбрать подходящий налоговый режим: УСН или ПСН.

УСН — упрощенная система налогообложения — подойдет, если вы будете зарабатывать не больше 200 млн рублей в год.

Если не планируете больших расходов, за счет которых можно было бы уменьшать налоговую базу, выбирайте УСН с объектом «Доходы». Платить нужно будет 6% от общей суммы арендных платежей по итогам квартала.

Если ожидаются расходы — например, помещение куплено в кредит, и есть ежемесячный ипотечный платеж, — то вариант УСН «Доходы минус расходы» со ставкой 15% может быть выгоднее.

Советую посчитать, когда сумма налога будет меньше:

  1. налог = арендная плата × 6%;
  2. налог = (доходы − расходы) × 15%.

ПСН — патентная система налогообложения — подойдет, если доход от сдачи недвижимости в аренду не превысит 60 млн рублей в год. По закону сдача в аренду нежилых помещений — один из видов деятельности, по которым может применяться патент.

В этой системе налоговая ставка тоже 6%, как при УСН «Доходы», но ставку умножают на потенциальный доход — тот, что может получить арендодатель, по мнению региональных властей.

Порядок оплаты патента зависит от срока его действия:

  1. Патент на период до 6 месяцев можно оплатить в течение срока его действия.
  2. Патент на 6—12 месяцев оплачивают двумя платежами: ⅓ — в течение 90 календарных дней после начала действия патента, ⅔ — в течение срока его действия.

Если не регистрировать ИП и сдавать коммерческую недвижимость в статусе физлица, то можно нарваться на штрафы от налоговой. Так как сдача недвижимости в аренду — это предпринимательская деятельность, а о переходе на УСН или ПСН арендодатель не сообщал, то ему доначислят НДС по ставке 20/120 и пени за просрочку уплаты.

Поэтому оформлять договор с арендатором коммерческой недвижимости советую в статусе ИП на УСН или ПСН.

Что прописать в договоре аренды

Кроме реквизитов арендодателя и арендатора в договоре аренды нужно подробно описать, что сдается, для чего, на какой срок, когда и как арендатор должен вносить платежи, когда договор может быть расторгнут досрочно.

Данные помещения, которое сдаете в аренду. В договоре нужно прописать, какое помещение сдается — торговый зал, офис, склад, — его кадастровый номер, площадь и адрес. Можно приложить технический план помещения.

Если в аренду сдается часть помещения, то к договору можно приложить выкопировку — копию, снятую с части от общего поэтажного плана. На копии можно маркером закрасить передаваемую в аренду часть помещения.

Размер арендной платы. Его можно прописывать как угодно:

  1. в виде платы за все помещение или квадратный метр;
  2. в рублях или иностранной валюте, но расчеты все равно будут в рублях. Курс валюты считается на дату перечисления платежа, но в договоре можно указать другую дату.

Можно также вписать формулы, по которым будет рассчитываться арендная плата: например, 1% от кадастровой стоимости помещения.

Порядок изменения арендной платы. Здесь пишут, когда и как арендодатель может изменить размер арендной платы. Например: «Арендодатель может увеличивать арендную плату не более чем на 10% один раз в год».

Это очень важный момент: обычно вносить какие-то изменения в договор можно только с согласия обеих сторон через дополнительные соглашения, но в договорах аренды можно прописать, что арендодатель может в одностороннем порядке, без согласия арендатора, увеличивать арендную плату. По закону это можно делать не чаще одного раза в год.

Срок договора аренды. Стороны договариваются, на какой срок арендатор снимает помещение и что будет, когда срок истечет: договор пролонгируется, нужно будет его перезаключить или он перестанет действовать, и арендатор съедет из помещения.

Еще следует продумать ситуации, когда договор можно будет расторгнуть досрочно и в одностороннем порядке. Например, дать арендодателю право расторгнуть договор, если арендатор просрочит платеж больше чем на два месяца.

Правила использования помещения. Следует прописать, как арендатору можно использовать помещение. Например, можно указать, что в нем допустимо оборудовать офис или маникюрный кабинет.

Правила зависят от законодательных ограничений и пожеланий самого арендатора. Например, в жилых домах нельзя открывать бюро ритуальных услуг и хранить там тела умерших. Так что если помещение на первом этаже жилого дома, арендодатель такого арендатора пускать не должен. Или, допустим, арендодатель против алкоголя и может отказать арендаторам, которые хотят открыть пивную.

Кто несет расходы на содержание помещения. Во время заключения договора аренды нужно сразу решить, кто будет оплачивать коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, и прописать это в договоре.

Ответственность сторон за нарушение их обязанностей. Обычно ее устанавливают для арендатора, если он просрочит платеж. Например, за каждый день просрочки будут начисляться пени на сумму арендной платы. У арендодателя тоже могут быть обязанности по договору, например сделать ремонт. Если он не отремонтирует помещение, арендатор может взыскать неустойку.

В договор аренды можно добавить и другие условия, которые арендодатель и арендатор посчитают нужными. Например:

  1. Право арендодателя приходить с инспекцией и проверять, в каком состоянии находится помещение.
  2. Режим работы арендатора. Это актуально, если помещение в жилом доме и арендодатель не хочет проблем с соседями.
  3. Пропускной режим, если помещение находится в здании с пропускным режимом, как многие бизнес-центры.

Обязательно ли регистрировать договор аренды в Росреестре

Договор аренды недвижимости заключают письменно. Если он заключен дольше чем на год, то его нужно зарегистрировать в Росреестре.

Но если этого не сделать, штрафов не будет. Договор аренды все равно действует, и стороны должны выполнять свои обязательства по нему. Регистрация договора нужна прежде всего для третьих лиц, например потенциальных покупателей недвижимости, которые смогут узнать об обременении в виде аренды по выписке из ЕГРН.

В то же время регистрация договора в Росреестре выгодна арендатору. Если недвижимость продадут, новый собственник не сможет выселить арендатора, пока действует договор. Арендатор, вложивший существенные деньги в ремонт помещения, сможет и дальше работать в своей торговой точке.

Для регистрации долгосрочного договора в Росреестр может обратиться кто-то один: арендатор или арендодатель. Достаточно предъявить договор и квитанцию об уплате госпошлины. Госпошлина — 2000 ₽, если за регистрацией обратился ИП, или 22 000 ₽, если обратилась организация.

Договоры на срок менее года или неопределенный срок в Росреестре регистрировать не нужно.

Кто будет отвечать перед проверяющими органами

В зависимости от характера нарушения — пожарной безопасности или санитарных норм — ответственность может понести не только арендатор, но и арендодатель.

За нарушения пожарной безопасности может ответить и арендатор, и арендодатель — этот вопрос решает суд.

В судах учитывают два фактора:

  1. Что указано в договоре. Если в договоре прописано, что за пожарную безопасность отвечает арендатор, то это будет принято во внимание, но автоматически от ответственности арендодателя не освобождает.
  2. Кем было допущено конкретное нарушение. Например, если горючий мусор в подсобку сложил арендатор, отвечает он. А если пожарный выход во время капитального ремонта заварил арендодатель, то отвечать будет он.

Конституционный суд подтвердил, что виновного в нарушении нужно определять исходя из конкретных обстоятельств. Если прописать в договоре, что ответственность за нарушения пожарной безопасности несет арендатор, судья все равно может наказать арендодателя, если была его вина.

За нарушения санитарных правил будет отвечать арендатор, так как это он ведет предпринимательскую деятельность. Но если в плохом санитарном состоянии виноват арендодатель — например, он должен был сделать капремонт, но не сделал, — то потом арендатор может обратиться к арендодателю.

  • Допустим, из-за санитарного состояния деятельность арендатора приостановили на 90 суток, то есть три месяца он не мог работать. Арендатор может отказаться платить арендную плату за этот период и взыскать с арендодателя пени и штрафы, предусмотренные договором.

Что в итоге

Договор аренды — это не формальность, а серьезный документ. Грамотно составленный и зарегистрированный договор поможет сформировать стабильные отношения с арендатором, справедливо распределить расходы на содержание помещения, избежать претензий контролирующих органов, а при необходимости — безболезненно разорвать отношения с недобросовестным арендатором.


Дарья ТретьяковаС какими сложностями вы сталкивались при заключении договора аренды?
  • АндромедаАноним автор вопроса, у меня тоже такие же планы. К сожалению,в моем окружении нет таких знакомых владельцев коммерческой недвижимости, кто мог бы поделиться своим опытом и знаниями.Предлагаю общаться и обмениваться будущим опытом.1
  • Полиция Т—ЖАндромеда, убрали часть комментария, чтобы обезопасить пользователей — мы с вами еще не так хорошо знакомы. Если автор решит отправить свои контакты, мы не будем против.1
  • АрсенПривет. Я не эксперт, заочно с этим знаком. Вот что могу сказать: 1. Самозанятым нельзя сдавать коммерческую недвижимость в аренду, поэтому только ИП (режим налогообложения лучше выбрать УСН доходы). 2. В интернете есть множество примеров договоров, но однозначно стоит прописать про ответственность каждой из сторон: просрочки, порча имущества, не соблюдение санитарных норм, пожарной безопасности и тд. Также имеет смысл добавить пункт про индексацию или увеличение стоимости аренды на величину инфляции раз в N лет, если договор долгосрочный. 3. Регистрировать договор обязательно, если срок аренды составляет более 12 месяцев. Что это дает для арендодателя сказать не могу, но для арендатора это гарантия того, что Вы будете выполнять все условия договора. 4. Насколько я знаю, арендатор обязан установить пожарную сигнализацию, указатели выхода, огнетушитель купить и что-то еще, а за все остальное ответственность несете только Вы.2
  • rezrafСергей, инвестировал в гов...1
  • MikeСамая меньшая проблема с коммерческой недвижимостью - это система налогообложения и договор. Самая большая - найти нормальный, перспективный и стабильный объект. Вот с этого надо начинать...критерии выбора объекта, разбор кейсов. То, что объект уже с арендаторами вовсе не означает, что он хороший.2
  • Николай ЛовчаковСергей, аххахах с такой информацией сразу захотелось отдать лям6
  • Алексей хзА что с подоходным налогом при продаже коммерческой недвижимости, которая сдавалась? Можно ли получить налоговый вычет? В зависимости от выбранной схемы налогооблажения.0
  • Таня Нехаенкочто за термин "коммерческая недвижимость" ? если у физ лица в собственности нежилое помещение (гараж) и он сдал его в аренду тоже ФЛ, но это ФЛ - ИП, который ремонтирует там машины - этот гараж коммерческая недвижимость:)))???1
  • Исмаилов ФаильДобрый день. Есть нежилое имущество оформленное на супругу и есть ООО тоже на супругу, в выписке на эту недвижимость супруга записана, как физ лицо, то есть по ФИО. ООО только открыли и хотим правильно составить договор аренды, что бы оплату за аренду учитывать в расходах. Есть ньюанс, ООО открыли, но пока официально не открываемся, собираем документы на лицензирование (основной вид деятельности будет стоматология), Вопрос по недвижимости самый главный это, Как и когда (через какое время) можно будет проводить платёж в пользу физ лица за аренду, если ещё нет доходов? Смущает то, что в договоре оплата должна быть ежемесячной. Хотелось бы эти средства оплачивать с доходов, то есть когда откроемся официально. А так получается заводить деньги на р/сч для оплаты аренды и вдобавок, как налоговый агент свои же кровные отправлять 13%(. Можете подсказать наилучший вариант. Заранее благодарен. Фаиль. г Екатеринбург0
  • LeonidПривет из 2024 года. Ну как успехи, купили? 1. ИП УСН 6% или ООО УСН 6% для новичка. А вообще сморите глубже в вопрос, если собираетесь быть инвестором, то и ООО на ОСНО с НДС может подойти, для зачета НДС. Тут надо понимать, какая цель дальнейшая. А может вы хотите создать ГАБ и продать его, тогда ООО - хороший вариант. А еще есть патенты для арендодателей с фикс взносами, но тут надо считать экономическую выгоду от конкретного арендного потока в помещении. 2. Смотрите, по договору лучше обращаться к нормальному брокеру по недвижимости, (не к юристу, точнее к юристу, если хотите, отнесете договор позже, чтобы все формулировки посмотреть с точки зрения закона). Юрист хорош для рыбы договора, но подводных камней, как правило, юристы общей практики не знают. (Только если это не юрист какой-нибудь федеральной продуктовой сети, но они нюансы поворачивают в свою сторону :)) 3. Из практики скажу следующее: Регистрируют договор либо паникеры, либо те, кто прямо уверен, что останутся в помещении, либо сетевики (но не все, пример ВкусВилл, который сидит на 11-месячных договорах), либо те, кому нужны лицензии (например на алкоголь или мед услуги). В остальном, из практики, регистрация договора не сможет защитить ни арендатора, ни арендодателя, от его расторжения, при должном подходе, всегда можно найти основания для расторжения (Если, конечно, это не КБ, АМ, или Винлаб XD ). И, еще интересный момент, когда берешь первую и вторую категорию арендаторов (паникеры и которые уверены, что будут сидеть долго) и соглашаешься на регистрацию, но предлагаешь ее сделать самим, а, в случае расторжения договора, самим ее снять, многие не хотят заморачиваться и готовы на 11мес договора с пролонгацией 4. На само деле, есть понятие Разграничение зон ответственности, тут как договоритесь и арендатором. Федеральные сети сами могут за пожаркой следить, все индивидуально Резюмирую: Если есть цель и денежные средства, найдите толкового брокера по коммерции, сможет прояснить все эти моменты еще более подробно. Пара процентов от стоимости покупки объекта, в качестве вознаграждения брокеру - намного дешевле возможных набитых шишек или возможности и вовсе лишиться своего объекта (это если про вторичный рынок говорим). А когда мы говорим про покупку помещения путем выкупа доли уставном капитале в ООО - тут проверяется все, вплоть до родственников ближайших учредителя на возможные долги и банкротства.0
  • LeonidИсмаилов, скорее всего не актуально уже, но все же. Я бы в договоре прописал, например 3 месяца арендных каникул, я думаю, что этого периода хватило бы для получения лицензии и начала деятельности. Этим мы бы убрали обязательство по оплате арендных платежей. Касаемо оплаты в пользу ФЛ - это самый затратный вариант, как вы сказали 13% НДФЛ, я бы посмотрел в сторону патента для арендодателя (по условиям лучше в налоговой проконсультироваться по месту регистрации). Хороший вариант - регистрации супруги в качестве ИП 6% УСН для сдачи в аренду ее ООО, но там еще есть +1% от дохода свыше 300к руб (это по Москве) + обязательные платежи в бюджет. Все зависит от конкретной арендной ставки, надо считать, что выгоднее.0
  • LeonidАлексей, Смотря кто продает, ФЛ, ИП 6% или 15%, ООО с НДС или ООО без НДС и т.д. По вычетам - Физическое лицо не вправе получить имущественный вычет по НДФЛ при продаже нежилой недвижимости, которая использовалась в предпринимательской деятельности.0

Сообщество