«Могут уволить за один день, если сказал что-то не то»: сколько зарабатывает водитель
В рубрике «Профессии» читатели Т—Ж рассказывают о своей работе и доходах то, чего не прочитаешь в описании вакансий.
Герой этого выпуска несколько раз оставался без работы и дохода и решил временно устроиться водителем в госкомпанию. В итоге работает там уже 10 лет и возит одного из топ-менеджеров. Он рассказал, в каком графике приходится жить водителям и с какими пассажирами сталкиваться, почему не стоит нарушать ПДД, даже если начальник требует, и какие карьерные перспективы есть в этой профессии.
Выбор профессии
Я родился в небольшом городе в Литовской ССР, потом моя семья переехала в столицу Туркмении — Ашхабад. Учился там до пятого класса, а в конце 1997 года мы уехали в Москву, тут жили многие наши родственники. Решили так, потому что границы начали закрываться, русские школы — тоже, уезжали даже врачи и учителя.
В детстве я ходил в музыкальную школу и очень хорошо играл на скрипке. Когда мы переезжали, родителям говорили: «Сделайте все, чтобы ваш ребенок не бросил инструмент». Но в 1998 году начался экономический кризис, а занятия музыкой были платными. Скрипку тоже надо было покупать по возрасту.
Еще это был самый расцвет скинхедов, с которыми у меня случались конфликты. Например, в школе я пел в хоре и играл на гитаре. Нас пригласили в другую московскую школу на выступление. Когда мы туда приехали, меня прямо на входе встретили незнакомые люди и без разговоров побили — из-за внешности. Я был в шестом классе и с таким никогда не встречался, было дико.
Еще помню случай в восьмом или девятом классе: мы с другом шли к нему играть в приставку, а рядом с домом находился кинотеатр, где часто проходили вечеринки для бритоголовых. Дело было днем, после школы. Из-за угла на нас вывалилось человек пятнадцать в мартинсах с железными вставками, подвернутыми джинсами и лямками — все как в кино. Мне хорошенько досталось. Друг был русским, его оттеснили от меня, и все. Смысла сопротивляться особо не было. Так что я был осторожен даже на прогулках.
Я никогда не думал, что скрипка, гитара или хор станут моей профессией.
Даже ближе к концу школы я не знал, куда пойти дальше. Все решилось за меня: когда я выпустился, семье пришлось переехать в Литву — там жила бабушка, она сильно заболела, ей нужен был уход.
В Литве нет бесплатного образования, поэтому мы выбрали единственный доступный нам вуз с дипломом государственного образца. Так я поступил на юридический факультет — чтобы получить корочку. Образование было плохое, практики не было. Иногда на занятиях было всего несколько человек — остальные просто платили деньги, чтобы получить диплом.
На моем третьем-четвертом курсе мы вернулись в Москву. Я перешел на заочное и начал искать работу. Тогда рядом с моим домом открылась сеть магазинов. Для того времени это был инновационный формат: клиенты могли прийти к нам, на специальном мониторе сделать заказ и на следующий день забрать товары, которые привозили со склада.
Я устроился туда комплектовщиком, платили 20—30 тысяч рублей. Помню, отложил деньги с нескольких зарплат и купил себе коммуникатор со стилусом. Это был Асус P525 — огромный, как кирпич, но на самом деле крутая машина, такой маленький компьютер.
В магазине я дошел до позиции менеджера. Сотрудников не хватало, поэтому я бегал по нескольким точкам. Но потом компания стала сокращать издержки. У нас вахтовым методом начали работать ребята из регионов: они жили в отдельной комнате в магазине по 10—14 дней. Некоторые действительно работали, остальные просто хотели посмотреть Москву, погулять и повеселиться — выпивали даже на работе. Дальше было еще хуже: вместо этих ребят набрали иностранцев из Средней Азии. Им было сложно объяснить задачи, возились с ними, как с детьми. Стало невозможно работать: из сейфа пропадали деньги, машины разбивали, начались разборки. Я уволился.
Снова нашел работу рядом с домом — устроился заместителем управляющего в кафе-кондитерскую, мне платили 40 тысяч рублей. Общая выручка была 3 миллиона рублей, а заведений такого формата тогда в Москве было еще мало — только «Кофе Хауз» или Coffee In. Мы развивались, но неожиданно закрылись — до сих пор не понимаю почему. Видимо, был конфликт с арендодателем.
В 2011 году друг позвал меня в новую фирму. Он работал там водителем, предложил написать резюме и передал его. Там была очень хорошая зарплата — 45 тысяч рублей, по тем временам больше 1000 $.
Служба безопасности проверяла меня почти два месяца. На собеседовании спросили про опыт и образование. Еще было важно знать Москву — тогда не было навигаторов с интернетом. Было только отдельное устройство, куда можно было скачивать карты с торрентов. Еще бывает, что водителю нужно обладать дополнительными навыками вроде знания нескольких языков. Но у нас такого нет: если знаешь, как будет «привет» на английском, этого достаточно с головой.
В общем, меня взяли. Работаю в этой компании до сих пор, хотя шел туда временно.
Место работы
Это государственная компания. Я устроился туда офисным водителем, в мои задачи входил развоз документов, встречи и проводы сотрудников. Вначале я возил документы в ведомства и банки. Потом у каждого высокопоставленного сотрудника появились персональные водители: финансы позволяли нанимать большой штат. Со временем я стал водителем топ-менеджера компании и нахожусь в его полном распоряжении.
Мой график работы постоянно менялся: 5/2, 2/2, 2/2/3. Бывали встречи из аэропорта ночью или ранним утром — раньше за это доплачивали, сейчас нет, максимум могут отпустить с работы пораньше.
Мы работаем на разных машинах: от Форда Фокуса до Ауди А8. Хорошая машина — это важно. Но будет ли она, зависит от руководителя и компании — есть ли у нее возможность содержать большой парк автомобилей.
Суть профессии
Водителем может работать даже обезьяна, много ума не надо. В эту профессию нельзя идти только агрессивным людям. Сейчас много тех, кто выскакивает из машины, начинает драку. Если ты везешь топ-менеджера, пробить автомобиль очень просто. Поэтому я стараюсь никому ничего не доказывать — даже если подрезают, просто не обращаю внимания.
Сейчас водитель или таксист — обслуживающий персонал. Раньше было не так. Я общался с коллегами, которые давно в профессии, они возили губернаторов на шестисотых Мерседесах. Тогда к водителю относились совсем по-другому: приглашали в гости или на обед. А теперь водителя могут уволить за один день, если он не понравился или сказал что-то не то.
Раньше мне нравилось водить машину, но когда это работа — перестает нравиться. Большинство идет сюда от безысходности. Был только один парень — фанат автомобилей, ему достался такой же руководитель-гонщик: один за рулем гоняет, а другой его подгоняет. У них был премиальный автомобиль, водитель там и диски красил, и полировал, а руководитель ему все оплачивал, даже штрафы платил.
Обычно все штрафы водители уплачивают сами. Самые обидные из них — за парковку. В нашем автопарке несколько машин: если одна сломалась, берешь другую, за неделю можно поменять два-три автомобиля. Когда паркуешься, часто торопишься, поэтому в приложении можно забыть поменять машину. И через неделю за это начинают прилетать штрафы. Так за месяц я платил до 15 000 ₽.
Если руководитель просит меня ехать быстрее, нарушить, я пытаюсь спокойно с ним поговорить. Бывало, что проезжал по автобусной полосе или некритично превышал скорость, но прямо криминальных нарушений не было. Если опаздываем, думаю: «Ну, хорошо, опаздываем в пределах 60—80 километров в час». Или делаю вид, что гоню, а на самом деле не превышаю, для вида перестраиваюсь из ряда в ряд. Приходится так делать, если тебе дороги права.
У коллеги был случай, он возил важного человека из руководства. Раньше ездил с мигалкой, потом ее отняли. Крутая шишка, он всегда опаздывал — подгонял водителя, они вечно нарушали. Их поймал гаишник, водитель пошел разбираться — не разобрался, у него отняли права. Руководитель пересел к охране и уехал, на следующий день водителя уволили. Они не несут ответственности, даже если говорят: «Гони, я все оплачу». Потом скажут: «Ты же нарушил, не так уж мы и опаздывали».
У руководителей есть служба безопасности — это бывшие эмвэдэшники, фээсбэшники, есть знакомые полковники и генералы. Раньше они могли решить какой-то вопрос: забрали права — через два часа приезжаешь и забираешь. Сейчас никто не будет напрягать таких больших людей.
Из-за развития такси в профессии ничего не поменялось. Если вызываешь водителя — будь любезен, плати. Одна поездка стоит от 1500 ₽, таких у руководителя может быть пять-шесть в день. Накапает очень крупная сумма, поэтому выгоднее держать своего водителя. У нас пытались делать корпоративное такси, но в нескольких случаях таксист просто не приезжал или отказывался ехать далеко. И ему за это ничего не было. А свой сотрудник встанет в шесть утра, приедет и отвезет куда надо.
Водитель — это сидячая работа, иногда нужно проводить в машине по шесть часов в день. Ты привез руководителя на встречу, она может затянуться на четыре часа. Можно немного пройтись, но в основном все равно будешь сидеть — спина отваливается.
Случаются проблемы с желудком: никогда не знаешь, когда пообедаешь и поужинаешь. Алкоголь, естественно, запрещен, но я все равно никогда не пил. Не хватает времени для сна, но справляюсь не с помощью кофе и энергетиков, а отсыпаюсь по выходным. Стараюсь, чтобы это не привело к происшествиям.
Рабочий день
Я встаю в 06:20, выезжаю из дома в 06:40, подаю авто к 07:45. Машина должна быть помыта и заправлена.
Сначала отвожу детей руководителя в школу к 08:30, потом возвращаюсь за ним. У некоторых руководителей два водителя: один возит его, а второй — жену и детей.
Когда приезжаем в офис, помощник руководителя скидывает примерный график на день. Там, например, в 13:00 — встреча, в 14:00 — выездное совещание, а дальше неизвестно, сообщают по ходу. Или руководитель сам говорит, что нужно делать.
Бывает так, что с утра до вечера нечем заняться, а после рабочего дня начинается веселье. То есть ты отсидел несколько часов, а в 19:00 идут встречи, совещания. Свободное время я провожу в комнате отдыха: там можно пообедать, посмотреть телевизор, почитать. Я в основном читаю или смотрю статьи в интернете. Рабочий день заканчивается как повезет: иногда в 11 вечера, а иногда в два ночи.
Бывают рабочие планы на субботу и воскресенье. О них обычно узнаешь заранее — например, в пятницу. А иногда сообщают спонтанно, и отказаться нельзя. Но такое бывает редко. Хорошо, что у нас все руководители адекватные: они понимают, что водитель не должен обслуживать их по 24 часа в сутки.
Хотя переработки постоянные. Сейчас стало проще: я работаю по сменному графику. По бумажкам это два через два, но мы со сменщиком договорились, что будем работать неделя через неделю. Теперь у меня больше свободного времени.
Совмещать мою профессию с семьей сложно: бывает, что большую часть суток находишься на работе, часто приходится отменять свои планы. Жесткий график стал одной из причин моего развода.
Вместо того чтобы возить своих детей в школу, вожу детей руководителя.
Вместо того чтобы проводить вечера дома, приезжаю к себе в двенадцать или час ночи. Встаю в шесть утра, в это время мой ребенок еще спит, поэтому он видит меня только в субботу и воскресенье. Начинаешь задумываться, что любить своего руководителя не так уж и важно, — за это тебе ничего не будет. Просто платят те деньги, за которые ты согласен работать. А перестанешь соглашаться — уволят и найдут замену на следующий день.
Пассажиры
Поначалу у меня был простой автомобиль — Форд Фокус, там иногда закидывали ноги на подлокотники или выпивали.
Представляете человека, который едет пьяный, закинув ноги на подлокотник, а ты везешь его, чтобы он купил дочке лабутены?
Бывало, что в Москву приезжали люди, которые занимают крутые должности, я их встречал. Они рассказывали, как ездят в своем городе на Хаммере по тротуарам и им все нипочем. Было ощущение, что они хотят показать свою значимость. Я про себя думал: «Господи, кому ты это рассказываешь». Но вовсю поддакивал: «Вау, Хаммер — это моя мечта». Людей обижать все-таки не стоит, они же рассказывают от чистого сердца и никого не хотят задеть.
Или был запойный руководитель, а у нас то корпоратив, то встречи, то командировки — все, это запой на неделю или две. Приходилось за ним ездить, увозить его из саун. Это было время, когда компания только начала развиваться, у нее было немерено денег, сейчас такого нет.
Когда попадались реально неприятные люди, приходил к руководству и говорил, что больше с ними никуда не поеду. Мне шли навстречу.
Доход и расходы
Мой оклад сейчас — 69 600 ₽. Премии зависят от руководителей, а они у нас меняются довольно часто. Раньше выдавали ежеквартальные премии размером в оклад, доплачивали за работу в выходные и праздничные дни в двойном размере. Так максимум я получал еще 50 тысяч рублей к зарплате. Сейчас переработки не оплачивают, только выдают премию раз в год, тринадцатую зарплату, и то если повезет.
Я трачу практически всю зарплату: она уходит на аренду квартиры — 26 тысяч, алименты — 18 тысяч, продукты — 10 тысяч. Остальные деньги — на проезд, уплату налогов или штрафов, помощь родителям и на одежду. У меня есть брокерский счет, но это пока эксперимент, там всего 20 тысяч рублей.
Люблю путешествовать: до коронавируса каждый год ездил на машине в Беларусь, оттуда — в Польшу или по городам Германии. Это было недорого: у меня был экономичный дизельный автомобиль, гостиницы я тоже выбирал не самые дорогие. На новогодние праздники вместе с подарками для родственников, которые живут за границей, у меня уходило 100 тысяч рублей на месяц.
Хочу купить однокомнатную квартиру от 30 м² в пределах Мкада, стоимостью около 8 миллионов рублей в ипотеку. Стал думать об этом после того, как цены на недвижимость начали расти.
Моя работа — это тупиковая ветвь.
Есть вип-водители, но их единицы, они получают по 300 тысяч рублей, возят олигархов, работают с ними давно и считаются членами семьи. Я туда идти не хочу: никакой личной жизни, нужно полностью подстраиваться под шефа.
Я застрял здесь — когда устраивался, думал, что молодой и перспективный, с высшим образованием, скоро найду что-то другое. Но оказалось, что это не так работает. Жалею об этом. Больше года назад начал задумываться, что перспектив нет, но пока меня держит хорошая зарплата и график. Поэтому, пока не найду другую работу или не разовью свой бизнес, надо будет еще потрудиться.
Свой бизнес
Год назад мы с другом решили, что нужно открывать свое дело, и начали искать в интернете объявления о продаже готового бизнеса. Тогда мы еще не знали, что конкретно это может быть. Увидели на «Авито» барбершоп — нам все понравилось. Тема понятная и близкая нам: стричься будут всегда, волосы растут у всех. Все бизнес-процессы уже были налажены, сотрудники и клиентская база доставались нам. Скинулись и купили этот барбершоп примерно за 500 000 ₽.
14 марта 2020 года мы начали работать, а 28 марта закрылись на карантин на два с половиной месяца. Все покатилось к чертям: за две недели не успели ничего заработать, а за аренду и сотрудникам надо было платить. Каждый месяц нужно было вкладывать около 75 тысяч рублей. Через месяц друг сказал, что у него закончились деньги. А я верил в проект. К тому моменту взял в кредит 250 тысяч рублей на первоначальные вложения. Взял еще 125 тысяч в кредит и выкупил у друга его часть. Тогда мое финансовое положение было очень тяжелым.
В это же время у нас начался конфликт с арендодателем, поэтому я нашел другое помещение рядом, сделал там ремонт и переехал. Но это тоже сыграло свою роль: клиенты потеряли локацию. Еще одна проблема: девочка, которая у нас долго работала, уволилась.
10 июня открылся уже один. Барбершоп работает, за новое помещение я плачу 60 тысяч рублей в месяц, два сотрудника работают посменно и получают 50% от заказов. На расходники уходит 10 тысяч, а на рекламу — 5 тысяч в месяц. Сейчас бизнес вышел в ноль и даже приносит небольшую прибыль — максимум в районе 30 тысяч рублей.
Кредиты я закрыл — продал свой Форд Фокус в очень хорошем состоянии за 450 000 ₽.
Сейчас я мечтаю открыть небольшой автопарк и развить его до сети. Для этого нужно хотя бы две-три машины и их подключение к сервисам такси. Чтобы протестировать, арендовал у «Яндекса» автомобиль, выполнил несколько заказов в тарифе «Бизнес». Это было не так выгодно, как я думал: аренда автомобиля обошлась в 1800 ₽, каждый километр — 15 ₽, а 30% из заработанного забирает «Яндекс», еще 6% — налог как ИП на упрощенке.
Для запуска я могу даже взять машину в лизинг или кредит. Если и дальше пойдет, задумаюсь, чтобы взять второй или третий автомобиль. На покупку машин нужны инвестиции — это несколько миллионов рублей. А на каждое авто нужно два сотрудника, которые будут работать посменно.
Будущее
В будущем хочу переехать за границу и повысить уровень жизни. Это может быть Швейцария или США: там у меня есть родственники, которые смогут помочь в первое время. Недавно приезжал друг из Штатов, говорил, что страны похожи, но у нас беспредел творится во всех сферах. А там какие-никакие законы соблюдаются.