Бизнес
14K

«Им было слишком брезгливо заниматься продажами»: 5 историй о провалах в бизнесе

Болезненный опыт читателей

18
Аватар автора

Тимофей Разов

изучил проблемы бизнеса

Страница автора

Бизнес может закрыться не только из-за проблем со стартовым капиталом или плохого места под аренду, но и из-за людей, которые в нем заняты.

Предприниматели могут расстаться с партнерами по бизнесу из-за расхождений во взглядах, халатного отношения к работе или обмана. Читатели Тинькофф Журнала рассказали о том, каких нервов им стоил собственный бизнес и почему они были вынуждены его закрыть.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Лейбл заголовка
История 1

О том, как партнер начал воровать и обманывать

Аватар автора

Аноним

пыталась развивать новые направления

Мы с моим мужем и его другом продавали лес в Китае и заработали кучу денег — для нас, студентов, 200 000 ₽ правда были крупной суммой. Потом мы вернулись в наш родной город и решили втроем на эти деньги открыть бизнес. Первой идеей была разливнуха — магазин разливного пива. Это рентабельная история, спрос огроменный, и он как-то не утихает из года в год. Но мы не смогли подобрать помещение, так как не все владельцы хотят иметь пивнуху в своей недвижимости.

Тогда мы подумали, чего еще такого хайпового можно сделать. И открыли магазин с экопродуктами. Идея прямо совсем другая, но она нас зажгла, и понеслось.

Мы открыли розничный магазинчик, очень уютный и милый, всю мебель сделали своими руками. У нас была предусмотрена зона, где покупатели могли присесть, зарядить телефон. Мы готовили фитнес-смузи, а по выходным проводили дегустации. Ну камон, в 2014 году в нашем городе еще никто не знал о гречневых котлетах или витграссе, поэтому я все это готовила и угощала гостей. Потом они покупали ингредиенты и готовили уже сами.

Логистикой, закупками и формированием ассортимента занималась я, рекламой и продвижением — тоже я. Муж вел финансовый учет, а друг мужа просто что-то делал — дальше вы поймете мой сарказм.

Прибыли не было, нам не хватило стартовых денег. Мы оказывались в финансовой яме из месяца в месяц, не успевали вовремя заказывать товары, у нас были простои, деньги из кассы брали на свои нужды. Но под конец я увидела свет в конце туннеля. Если бы у нас была еще пара сотен тысяч рублей, мы бы смогли сделать магазин стабильным, а позже и успешным.

Было два момента, из-за которых ничего не вышло. Во-первых, моему мужу и его другу было слишком брезгливо заниматься продажами.

Они хотели быть бизнесменами, купаться в деньгах, курить кальяны и ничего не делать. Ха!

У меня тогда, в 2014 году, возникла идея продавать боксы-перекусы. Их нужно было предлагать нашей целевой аудитории, то есть ходить по торговым центрам, заглядывать к скучающим продавцам или офисным работникам и оставлять визитки. Это действительно приносило профит! Сейчас в каждом городе есть такие сервисы по доставке перекусов, но тогда меня никто не поддержал. Мальчикам было стремно ходить по людям и предлагать полезные боксы.

Во-вторых, друг мужа начал воровать деньги и всячески нас обманывать. Так как документы оформляли на его ИП, то и все общение с налоговой, пенсионным фондом и прочими службами проходило через него. Первые месяцы все было нормально, а под конец… был конец.

Однажды у нас вырубило свет и перезагрузилась касса — именно в этот день к нам пришла налоговая проверка, чтобы посмотреть чеки. Конечно же, у нас ничего не получилось им пробить. Касса-то была «не алло», ее нужно было заново настраивать. Нам выписали штраф — он пришел по месту прописки друга моего мужа, а он уже переслал этот штраф мне на электронную почту.

Я скачала файл — там речь шла о 10 000 ₽. Но шрифт уж больно подозрительно выглядел: цвет немного отличался, начертание было чуть-чуть другое. Открыла свойства файла и увидела источник: Adobe Photoshop. Я позвонила его маме — мол, вы в курсе, кого вообще вырастили? А она давай извиняться. Оказалось позже, что и родителей он тоже обманывал нещадно.

Мораль: стараться не делать бизнес с родными и друзьями, потому что обязательно проявятся самые темные стороны людей. Увы, мысль не нова.

Лейбл заголовка
История 2

О том, как выстроила неправильные отношения с персоналом

Аватар автора

Виолетта Токарева

устала от своего дела

Страница автора

У меня была школа столярного мастерства. В ней проходили уроки выходного дня для взрослых и детей. Бизнес приносил доход от 30 000 до 60 000 ₽ в месяц, но вложения не отбил.

Я построила неправильные отношения с сотрудниками. Они воспринимали меня как друга, а мастерскую — как свою собственность. В итоге обслуживающим персоналом оказалась я.

Это был мой дополнительный проект помимо основной работы. Я просто устала тянуть все сразу.

Лейбл заголовка
История 3

О том, как понял, что пора уходить из бизнеса

Аватар автора

Аноним

удивляется безответственности партнеров

Мы решили запустить квест-комнату, когда пошла волна франшиз на эту тему, а у нас в Иркутске сильных игроков в этой области так и не появилось. Вдохновились успехом знакомых, которые запустили комнату за небольшие деньги, быстро их отбили и ушли в плюс.

Мы открывали комнату втроем. Я отвечал за игровой опыт и рекламу. Один партнер помогал везде понемногу и нашел деньги. Второй отвечал за все хозяйство, ремонт и документы: нашел хорошее недорогое помещение и договорился об арендных каникулах на два месяца на время ремонта.

Привлекли около 1 000 000 ₽ инвестиций. Посчитали, что для запуска нам нужно порядка 800 000 ₽ на ремонт и помещение, а оставшиеся 200 000 ₽ потратим на рекламу.

Большую часть работ мы делали сами. У меня было понимание в режиссуре, и еще я дизайнер, так что сценарий и дизайн помещений взял на себя. У второго партнера был большой опыт в ремонте — мы наняли двух помощников, а он выступал в качестве прораба. Он же занимался всеми документами.

Я взял отпуск на неделю и углубился в тему: изучал, чем отличается сторителлинг квест-комнат от обычного киношного и игрового. Познакомился с профессионалами в этом деле. Написал сценарий и отдал его на проверку нескольким своим новым друзьям в этой сфере. Сценарий оценили очень высоко. Приготовил дизайн-проект помещения. Так как прораб был «свой», а времени мало, то я не делал суперподробной технической документации, а ограничился визуалом, описанием материалов и указанием размеров.

На первый этап ушла неделя. В это время мы нашли помещение и внесли залог — около 100 000 ₽. Наняли двух строителей-помощников за 40 000 ₽ в месяц и закупили материалов на 300 000 ₽.

Весь первый месяц я слышал позитивные отчеты о том, как все хорошо идет, что мы точно уложимся в срок с ремонтом и что вот-вот уже можно будет готовить сайт и аккаунты в соцсетях. Отчетам я доверял и уже готовился брать еще один отпуск, чтобы заняться всеми этими рекламными вопросами.

Через месяц я пришел посмотреть на процесс. В помещении не было сделано почти ничего.

Стояли только направляющие для гипсокартона и еще что-то по мелочи. На вопрос, как же мы успеем сделать за оставшийся месяц все, если сделано так мало, я получил ответ: то, что есть сейчас, было самой сложной и долгой частью. Я в это поверил и не беспокоился следующие три недели, снова получая отчеты о том, что все хорошо.

Через три недели я пришел в помещение и увидел, что там мало что изменилось. К этому моменту на ремонт потратили примерно 680 000 ₽. Я предложил сделать меня гендиректором и отдать менеджмент в мои руки, а остальные два партнера должны были меня слушаться. Они согласились.

Выяснилось, что отвечающий за ремонт редко бывал на объекте: просто забегал посмотреть, как идут дела, и строители очень расслабились. Чаще заходить у него возможности не было, но вместо того, чтобы что-то предпринять, он просто не говорил нам об этом. Мы договорились, что третий партнер будет каждый день на объекте.

Через неделю оказалось, что он сходил туда всего пару раз. Я офигел от уровня ответственности этих людей. Каникулы кончились, и стоял вопрос о том, что теперь надо начинать платить аренду из нашего бюджета.

Я предложил выйти из проекта с фиксированным долгом 1/3 от уже потраченных денег. А если проект выстрелит, то я ничего не должен, но и ни на что не претендую. Партнеры очень просили меня остаться, но я решил, что надо убегать. И правильно сделал.

Они занимались ремонтом еще несколько месяцев и потратили весь миллион, так и не доделав помещение. А через какое-то время собственник подал в суд: съезжая, они отказались делать демонтаж, а в договоре это, оказывается, было прописано. Суд отнял еще сколько-то денег, демонтаж тоже. Хорошо, что меня в этот момент уже не было с ними.

История для меня удивительная. И до нее, и после у меня был относительно удачный бизнес-опыт. Партнеров своих я знал давно и видел, что они ведут себя по-взрослому. А тут как рукой сняло все проявления ответственности.

Отношения у нас не испортились: ребята потом признали, что все провалилось исключительно из-за них.

Лейбл заголовка
История 4

О том, как вложилась в обучение ненадежных сотрудников

Аватар автора

Аноним

не ожидала подвоха

В ноябре 2013 года я купила действующий салон красоты среднего сегмента за 500 000 ₽. Арендная плата за 40 м² была 67 000 ₽ в месяц. Пришлось внести залог в размере оплаты одного месяца. Кроме того, помещению требовался небольшой ремонт. Два ведра краски обошлись в 15 000 ₽. Еще я переклеила фотообои, потому что убрать их совсем никак не получилось. Потом взялась за персонал.

Расклад был такой: в салоне имелись кабинет для педикюра, для косметолога, парикмахерский зал на два рабочих места, стол для маникюра и солярий — абсолютно бесполезный, как позднее выяснилось. Из мастеров мне достались два парикмахера, косметолог, мастер по маникюру и педикюру, а также бухгалтер на аутсорсе за 8000 ₽. Один администратор сразу уволился, поэтому его функции стали выполнять мастер маникюра и косметолог.

Хозяева салона уверили, что база клиентов нарабатывалась больше 10 лет. Однажды им пришлось перевозить бизнес на соседнюю улицу, и последние пять лет они находились в торговом комплексе рядом с другими магазинами. Это был спальный район в Санкт-Петербурге.

Здание находилось на небольшой горочке. Чтобы к нам попасть, нужно было преодолеть лестницу с двумя пролетами, после — двойные стеклянные двери, затем сразу налево был спорт, направо — еда. А чуть дальше и правее стоял наш стритлайн с указателем, минуя который по витиеватому коридору можно было дойти до салона. Пришлось вешать на каждый угол указатели со стрелками и выделять краской входную дверь — иначе народ просто не доходил.

Первые полгода мы зарабатывали на аренду и сверх этого получали еще по 20 000—25 000 ₽, которые тут же вкладывали в сайт, новые полотенца, косметику и прочие расходные материалы для салона. Половина дохода уходила на образование и семинары для мастеров. Только один из всех был официально трудоустроен, но это не сильно снизило бы риски.

Были две основные вещи, которые всегда требовались от мастеров. Первая — это дисциплина: вовремя уходить и приходить, не допуская ситуаций, когда клиент есть, а мастера нет, и соблюдать дресс-код — разрешалась любая приличная одежда черного цвета.

Вторая вещь — это как раз образование. Все мастера участвовали в обучении каждые три-четыре месяца — естественно, за мой счет. Имея минимальную прибыль, я думала, что, если создам условия лучше и создам больше преимуществ, клиенты узнают о предложениях и смогут записываться в салоне не на одну услугу, а от одного мастера переходить к другому.

Поначалу мастера соглашались на обучение, но прибыли это не давало: они знали много методик, но использовали всегда одну. Потенциал был, а инициативы мастера не проявляли: рассказать и дать попробовать клиенту что-то новое или сделать бесплатно никто не хотел.

Пришлось привести коуча по продажам. Это стало поворотным моментом: после тренинга один парикмахер ушла со скандалом и заявила, что она «не девочка, чтобы ее воспитывали». Была недовольна дресс-кодом: «Это можно носить, а это нельзя. Кто придумал черную одежду носить?» Заявила, что ее вообще «сначала на деньги развели» — это, наверное, про тренинги, которые она не оплачивала, — «а теперь жизни учат, рассказывают, как всем угождать и продаваться».

Через полгода я нашла ей замену, но новый парикмахер оказался настолько хорош, что у второй зарплата упала вдвое, — и теперь ушла она. Это меня напрягло, но «подсечка» случилась со стороны мастера по маникюру. Месяцев через восемь наших стараний она заявила, что «выросла из этого салона» и хочет «в лакшери-сегмент».

Тогда я поняла, что все провалилось.

В это время, в 2015 году, как раз случился валютный кризис. Кроме того, выяснилось, что мастер-парикмахер, которая собрала клиентов двух мастеров, решила открыть свой салон ближе к метро. Оказалось, она уже давно искала там помещение, и на момент, когда она сказала, что увольняется, в нем уже заканчивался ремонт. Мы распрощались тем же днем.

В первый месяц после этих событий мы сработали в ноль: хватило на аренду и, может, осталось 5000 ₽. Пока искали мастеров, было много промахов с некачественными услугами. Я просчитала риски уйти в минус, прикинула, что мне снова понадобятся полгода, чтобы всех набрать и обучить, и решила свернуться. Договор аренды расторгли с уведомлением за два месяца, и это время мой салон работал в небольшой минус — 5000—15 000 ₽. Комиссионка оценила скарб — кресла, мойку, зеркала, диванчики и кушетки — в 50 000 ₽. Раковины отдала местным работягам по 4000 ₽.

Итого: 13 месяцев работы нон-стопом с полным выкладыванием. У мастеров жизнь сложилась хорошо, потому как они стали суперкрутыми спецами: на семинары для них я потратила 370 000 ₽.

Мой общий минус близок к миллиону — честно, не считала. Только недавно болеть перестало.

Лейбл заголовка
История 5

О том, как три года бесплатно работала на чужой бизнес

Аватар автора

Екатерина Первухина

жалеет, что упустила возможность

Страница автора

Мы с братом четыре года назад начали бизнес на воздушных шариках. Основная проблема была в том, чтобы договориться о деньгах. Я сама не вкладывалась материально, и вся прибыль уходила брату. Первые три года я работала за «спасибо», «помоги, пожалуйста», «никто не может, кроме тебя» и «я тебе потом что-нибудь куплю или куда-нибудь свожу».

Только спустя три года удалось договориться о деньгах. По факту для меня это стало работой по найму, только с ненормированным графиком 24/7. Как же я ошибалась, когда думала, что у меня есть совместный бизнес. Хоть я и знала, как все работает изнутри, но владелец бизнеса — это тот, кто получает прибыль. И точка.

Мы много спорили, ругались, быстро мирились. Я всегда могла просто сказать: «Нет, я сегодня не работаю, у меня свои дела». И оставляла брата с его проблемами в одиночку. Чтобы не испортить наши личные отношения, я стала говорить, что лучше просто уйду из бизнеса и не буду никак с ним связана. Брат стал нанимать сотрудников, но я все равно помогала в свободное время. Мама тоже стала работать и надувать шарики.

Было и много хорошего. Мы постоянно были на связи, на одной волне, часто выезжали на оформления всей семьей, проводили много времени вместе, веселились, днями и ночами надували шарики. И вообще часто это казалось не работой, а праздником.

Сейчас мы живем в разных странах. Я наблюдаю за развитием бизнеса со стороны, радуюсь успехам и помогаю с оцифровкой показателей. Но все равно есть какая-то грусть, что упустила возможность и сейчас то, что строилось с нуля четыре с половиной года назад, не приносит мне ничего.

Главный вывод: договаривайтесь обо всем на берегу, особенно о финансах.


Если у вас был бизнес и он потерпел крах, расскажите об этом и станьте героем нашего следующего материала
Теги: бизнес
Расскажите о своем бизнес-провале:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество