«Случившееся посчитал унизительным»: как я выиграл суд из-за просроченных товаров
В 2020 году я купил в «Перекрестке» продукты на 5000 ₽.
Уже после оплаты выяснилось, что многие из них были просрочены. Вместо того чтобы просто вернуть деньги, меня заставили час искать старшего кассира и нахамили. Поэтому я решил взыскать с магазина моральный ущерб. Вот как это было.
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала.
Покупка просрочки
29 октября вечером я возвращался домой. По пути решил заехать в «Перекресток» за продуктами. Купил кашу для детей, йогурт, абрикосы, минералку, сладкое к чаю — получился обычный набор. За все заплатил чуть больше 5000 ₽.
Когда расплатился на кассе, решил попить воды. У нее был странный привкус. Начал разбираться, в чем дело, и увидел, что у воды вышел срок годности. Посмотрел внимательнее на остальные продукты — оказалось, что он закончился почти у всего. Например, кофе оказался просроченным на четыре с половиной месяца. При этом по закону продавать товары c истекшим сроком годности запрещено.
Я сразу обратился к кассиру, у которого оплачивал покупку, и попросил вернуть деньги. Она ответила, что возвратами не занимается, и нужно обратиться к старшему. Где его искать, не сказала и даже не попыталась его позвать. Мне пришлось самому обойти весь магазин и спрашивать по очереди у каждого сотрудника, не он ли работает старшим кассиром. Каждый раз мне отвечали: «Он где-то в зале».
Пока я с полной тележкой ждал, что ко мне кто-нибудь подойдет, сделал фотографии товаров и сроков годности: думал отправить письмо на электронную почту «Перекрестка», чтобы в ситуации разобрались и больше такого не допускали.
Вообще, все случившееся я посчитал унизительным, ведь кассир могла бы спокойно вызвать старшего сотрудника. Вместо этого я тратил свое время и отвлекал других от работы. Обратился даже к охраннику и попросил его пригласить того, кто может решить вопрос. Охранник с кем-то связался по рации и сказал, что скоро подойдет администратор. Но я его так и не увидел. Во второй раз я попросил охранника позвать директора магазина. Мне ответили, что сейчас он подойти не может.
В итоге на поиски нужного сотрудника ушло больше часа. Чтобы заставить администрацию как-то среагировать на ситуацию, я вызывал полицию. Еще написал претензию в книге жалоб. Только после этого ко мне подошла девушка, представилась старшим кассиром и попросила показать ей чек. В итоге деньги мне вернули, но не извинились и не предложили заменить продукты на качественные. А полиция так и не приехала.
Учитывая потраченное время и нервы, я решил получить компенсацию морального вреда. Хотел быть принципиальным и довести дело до конца.
Что может требовать покупатель, если магазин продал просроченный товар
Продукт с истекшим сроком годности — это товар ненадлежащего качества. Даже если он не изменил свой вкус, цвет, консистенцию, запах и внешне выглядит свежим, а вы вскрыли упаковку и успели его попробовать, такой продукт все равно можно вернуть.
Вот что вы вправе требовать по закону:
- заменить просроченный товар на аналогичный надлежащего качества либо другой марки или производителя с перерасчетом цены;
- отказаться от просроченного товара и вернуть за него полную стоимость;
- попросить скидку — но стоит помнить, что магазину в принципе запрещено продавать просрочку, поэтому в этом требовании вам, скорее всего, откажут в ваших интересах.
Если из-за просроченного товара вы понесли убытки, можно требовать их возместить. Например, вы потратили деньги на дорогу до магазина, чтобы вернуть продукты, или вам срочно пришлось купить замену и она стоила дороже.
Еще можно просить возместить моральный вред. Его размер определяет суд, но иногда продавцы идут навстречу покупателям и сами компенсируют хлопоты — например, купоном на скидку или дополнительными баллами на карту лояльности.
О требованиях лучше не заявлять устно — подготовьте претензию в двух экземплярах и проследите, чтобы на вашем сотрудник магазина поставил подпись, печать, указал свою должность и дату.
По закону вам обязаны ответить в течение 10 дней. Если этого не произойдет, то дополнительно к другим требованиям уже в суде можно заявить неустойку — 1% от цены товара за каждый день просрочки. А еще штраф — 50% от присужденной суммы.
Претензия
Сначала нужно было отправить продавцу досудебную претензию и указать в ней свои требования. Я подробно описал, как именно «Перекресток» нанес мне вред:
- Магазин нарушил федеральные законы, и пострадало мое право на покупку качественных продуктов питания.
- Я переживал, что, если бы не заметил вышедший срок годности, продуктами могли отравиться мои близкие.
- Я потратил свое время и нервы на возврат денег за некачественные товары.
За все это справедливой посчитал компенсацию 10 000 ₽.
На следующий день после покупки просрочки я нашел юридический адрес сети магазинов на сайте и отправил претензию Почтой России. Еще адрес можно узнать из выписки ЕГРЮЛ на сайте налоговой — нужно ввести ИНН или название компании.
Отправлять претензию нужно с описью вложений и уведомлением о вручении. Так в суде вы сможете доказать, что пытались урегулировать конфликт. Я заплатил 246,36 ₽ за отправление. Забрал чек и свой экземпляр описи, чтобы приложить их к иску, если дело дойдет до него.
С момента получения претензии начинается отсчет 10 дней, за которые магазин должен отправить ответ: либо согласиться с требованиями и выплатить деньги, либо представить мотивированный отказ. Если ответа не последует, можно идти в суд. Если он встанет на сторону потребителя, то с продавца взыщут убытки, неустойку и штраф за отказ добровольно удовлетворить требования — 50% от суммы, которую присудили потребителю по итогам разбирательства.
Иск
Претензию «Перекресток» получил 3 ноября 2020 года — мне пришло уведомление о вручении. Но никто не ответил.
Спустя месяц я решил обратиться в суд. В иске указал суть ситуации, сослался на законы и потребовал взыскать в мою пользу:
- Компенсацию морального вреда — 10 000 ₽.
- Почтовые расходы на отправку претензии — 246 ₽.
- Штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Еще я подробно расписал, какие именно страдания испытал. Начал с того, что меня не уважали как потребителя: заставили ждать и самому искать человека, который сделает возврат. Еще я опасался за свое здоровье и близких.
Процесс
Мне пришла судебная повестка на 18 января 2021 года — вызывали на предварительную беседу. На ней судья выяснила, поддерживаю ли я свои требования. Беседа длилась не более пяти минут, и судья назначила основное заседание на 16 февраля.
На заседании я рассказал, как все произошло, представил доказательства — фотографии просроченных продуктов. Ответчика не было. Мне кажется, сумма для магазина была слишком незначительной, чтобы отправлять в суд своего представителя. Заседание длилось всего 15 минут. Судья задала несколько вопросов, посмотрела фотографии.
В итоге суд снизил мои требования до 3000 ₽ и назначил штраф — 50% от этой суммы, а также взыскал почтовые расходы — 246,36 ₽. Это небольшие деньги, но для меня обращение в суд было скорее вопросом принципа.
Результаты
Через месяц я получил на руки исполнительный лист. Чтобы взыскать деньги, отнес его в банк, в котором у «Перекрестка» открыт счет. К листу приложил заявление со своими реквизитами.
Деньги я получил только 10 июня — всего 4746,46 ₽. Процесс затянулся из-за ковида: в банк я обратился только в конце апреля.
Повторю, что моей целью было не заработать, а отстоять свои права как потребителя. Если бы ко мне отнеслись уважительно — извинились за продажу просроченных продуктов, собрали бы корзину свежих, — судиться я бы не стал.