Вылезти из ямы, накопить на будущее: как начать управлять своими финансами

Вылезти из ямы, накопить на будущее: как начать управлять своими финансами

Истории читателей Т⁠—⁠Ж

83

Одни считают, что вести личный бюджет сложно, другие — что невозможно.

Но многие наши читатели справляются. Они рассказали нам, что сподвигло их начать вести учет доходов и расходов, как финансовое планирование помогает добиваться своих целей и какими программами пользоваться, если хочешь учитывать каждый рубль.

Аватар автора

Мария Долгополова

начиталась про таблички

Страница автора

«Мы осознали, что наконец можем позволить себе делать накопления»

Аватар автора

Константин Малюшкин

планирует траты в Open as App

Достижения: купил квартиру, машину, копит на образование ребенка, переехал в Гонконг, не экономит и путешествует

Впервые идея ведения бюджета пришла мне в голову 10 лет назад, когда мы с супругой только-только переехали в столицу на поиски новых карьерных возможностей. До переезда мы жили в Тамбове, где, несмотря на то что мы оба работали в крупных компаниях, нашей зарплаты хватало только на оплату аренды квартиры, коммунальных услуг и покупку продуктов и бытовых товаров первой необходимости. В тот момент о ведении бюджета мы даже не задумывались, так как жили скромно, от зарплаты до зарплаты. Самым дорогим, что мы могли себе тогда позволить, был плазменный телевизор, купленный на деньги, подаренные нам на свадьбе.

После переезда в Москву наша жизнь кардинально изменилась: мы осознали, что наконец можем позволить себе делать накопления, и задумались о покупке собственной квартиры. Мысли об ипотеке привели нас к идее ведения бюджета. Учитывая все свои расходы и доходы, мы хотели оценить подходящий и не обременяющий нас размер платежа по ипотеке и спрогнозировать наши финансовые перспективы на несколько лет вперед. Я скачал приложение для смартфона, и каждый вечер мы с женой записывали туда все наши финансовые операции. Так мы вели бюджет на протяжении двух лет.

Первые результаты нас удивили тем, как много мы тратили денег на еду.

Мы попытались снизить эту статью расходов, изменив свои вкусовые предпочтения, но усилия оказались тщетными: поход в супермаркет превращался в мучительный поиск скидок и промопредложений. Спустя несколько месяцев мы осознали, что для нас ведение бюджета оказалось не средством отслеживания и снижения расходов, а полезным инструментом в понимании наших финансовых возможностей для достижения высоких целей. Буквально за несколько лет мы смогли купить в кредит квартиру и машину, а также открыть вклад на будущее образование нашего сына, при этом просто контролируя свои расходы на уровне среднемесячной суммы.

Совсем недавно мы снова переехали — за границу. Компания, где я работаю, предоставила мне возможность перевестись в офис в Гонконге. Стоимость жизни здесь очень высокая, и мы снова взялись вести бюджет, чтобы оценить, на что нам будет хватать моей зарплаты в Гонконге. Сейчас есть много приложений с серьезным функционалом, который сгодится и для маленькой компании, не то что для семьи. Все они либо требуют купить приложение, либо оформить платную подписку. Но я люблю выбирать нестандартные решения, поэтому создал свое.

На базе «Гугл-таблиц» я создал четыре таблицы: «Расходы», «Доходы», «Долги и депозиты», «Баланс и статистика». Для расходов и доходов придумал категории — по ним будут применяться фильтры. Учитывая, что работать с гугл-таблицами на смартфоне не очень удобно, для добавления новых транзакций в эти таблицы я установил на телефон Open as App. Это приложение одноименного стартапа, которое трансформирует эксель- и гугл-таблицы в формат мобильного приложения. Оно бесплатное и позволяет редактировать таблицы сразу нескольким пользователям.

Главная фишка Open as App в том, что приложение анализирует импортированные таблицы и автоматически строит графики визуализации. Это позволяет мне видеть общую картину расходов по месяцам и категориям, а также применять различные фильтры к данным в таблицах. Также есть возможность настроить отображение данных только по одному конкретному пользователю.

Функционал «Гугл-таблиц» очень богат. А Open as App — это молодой проект, которому еще предстоит работа над ошибками, так как не все возможности экселя или гугл-таблиц поддерживаются, не всегда корректно отображаются форматы данных в приложении на смартфоне.

Я пользуюсь этим решением уже три месяца, и его текущего функционала вполне хватает для оценки наших финансовых возможностей в Гонконге. Теперь мы не сомневаемся в завтрашнем дне, планируем путешествия по Азии, а также ждем пополнения в семействе!

«За год я обеспечил нашу семью финансовой подушкой безопасности на 4 месяца»

Аватар автора

Игорь Кораблев

составил свой личный финансовый план

Достижения: перестал жить от зарплаты до зарплаты, прогнозирует траты, создал финансовую подушку безопасности

Я никогда особо не бедствовал, но деньгами распоряжался вольготно. Мое положение до ведения бюджета можно описать следующим образом: я тратил все, что зарабатывал. Тогда я работал и учился, зарплата была небольшая, но на роллы и суши хватало ежедневно, я был доволен. Я даже и подумать не мог о том, чтобы откладывать деньги, а уж тем более заставить их работать. Но тогда я жил с родителями, своей семьи не было. На айфоны деньги я не тратил, скорее, сливал все на кафе. Что деньгам сидеть в кошельке…

Все стало меняться с появлением семьи и… ипотеки.

Мы взяли ипотеку в 50% моей зарплаты. Это было под силу, но жили от зарплаты до зарплаты. О финансовой подушке ничего не слышал, считать деньги не умел и депозитов в банке боялся как огня. В какой-то момент понял, что мы живем в минус. Так появилось желание понять, куда деваются деньги.

Начал экспериментировать с софтом для ведения бюджета. И в 2014 году наткнулся на Alzex Finance. Эта программа закрыла мои потребности, но в целом почему-то ничего не менялось. Потом я понял, что тогда фокус был на том, чтобы не уходить в минус: не создавать положительные потоки, а, скорее, удерживать их на нуле.

Переломным моментом для меня стал курс по финансам на «Курсере». До сих пор не могу понять, что меня туда привело. Там я узнал о дебете и кредите, денежных потоках. После прохождения курса я модифицировал свой стиль ведения бюджета в той же программе и все встало на свои места. Я стал видеть погрешности, чрезмерные траты, способы сократить расходы, появилось жуткое желание просто генерировать денежный поток.

А потом мы переехали в Канаду. Зарплата больше, но и расходов тоже стало намного больше. Накопления слиты, родственников рядом нет — надо что-то делать. К тому времени у меня уже зарождалась своя система бюджетирования, осталось только начать ее применять. Именно в Канаде я узнал про ценность депозитов, фондовых рынков и научился считать доходность.

Мой принцип ведения бюджета прост: минимум временных затрат.

Раз в неделю, по пятницам, делаю выгрузки из банковских карт и загружаю в ту же программу Alzex Finance. Затем категоризирую и сверяюсь с бюджетными границами по каждой категории. Планирую траты на следующую неделю, если они не были ранее запланированы, и смотрю, уложусь ли в рамки бюджета. В бюджете учтены все базовые потребности, в том числе и развлечения.

В конце месяца я сверяю, сколько было заработано денег и сколько потрачено, это отражаю в эксель-таблице. Свободные деньги распределяю на целевые депозитные или брокерские счета для инвестирования. Ценность личного финансового плана в том, что я прогнозирую будущие доходы и знаю, сколько мне надо денег сегодня, чтобы достичь своих целей в будущем. За счет того, что я точно знаю свою доходы и расходы, так как есть данные за несколько лет — хотя достаточно иметь их за 3—4 месяца, — прогнозировать удобно. И все, что остается, — редактировать планы и факты в конце месяца.

Главное, у меня появилось понимание того, зачем вообще нужны деньги. За год я обеспечил нашу семью финансовой подушкой безопасности на 4 месяца. Стало намного спокойнее, чувствуешь защищенность. Это истинное счастье. Теперь я точно знаю, что у нас будут деньги на отпуск, подарки и образование ребенка к такому-то году.

После курса на «Курсере» я с головой ушел в изучение фондовых рынков, финансов, ведения личного бюджета. Самое интересное, что мне, как инженеру в ИТ-сфере, финансы всегда казались скучными. Сейчас читаю очередную книгу о фундаментальной оценке компаний — я будто надкусываю вкуснейший арбуз в моей жизни.

«Каждый месяц нужно было найти деньги и рассчитать, как их грамотно прокрутить по всем кредитам»

Аватар автора

Иван Сапожников

ведет учет с помощью сервиса «Хани-мани»

Достижения: почти закрыл кредиты, поднял зарплату, нашел хобби

Когда мне было 23 года, ежемесячные выплаты по кредитам составляли 35 тысяч рублей, а уровень доходов — 45 тысяч. Несколько лет две мои кредитки — каждая по 100 тысяч — были в полном минусе, а также была еще пара других кредитов. Я работал на кредиты. Каждый месяц я заносил, скажем, 10 тысяч на кредитку, затем сразу снимал с нее 7 тысяч и клал на другую. Либо не снимал, а тратил на ежедневные расходы. Или оплачивал кредиткой кредит в другом банке.

Каждый месяц нужно было найти деньги и рассчитать, как их грамотно прокрутить по всем этим кредитам, чтобы потребовалось минимальное количество налички. Это была кредитная яма, из которой было сложно выбраться.

Однажды я осознал, что так дальше жить нельзя.

И решил, что мне поможет ведение бюджета. Попробовал различные приложения вроде Coin Keeper, но мне это показалось неудобным. Я пришел к такой системе: сразу после осуществления какой-либо транзакции — расход или доход — я делаю запись в заметках смартфона в формате «−150 — еда, кафе» или «+10 000 — зарплата». Затем в удобное время спокойно переношу эти записи в гугл-таблицу.

В моей таблице есть столбцы «Дата», «Расход», «Кредит», «Доход», «Комментарий». В столбце комментариев я пишу категории и небольшое пояснение, чтобы потом понять, что это было. Также в таблице есть специальные формулы, которые по этим «тегам» считают суммы расходов по категориям за текущий год, среднюю сумму за месяц. В конце каждого месяца подвожу итоги: создаю мини-табличку по категориям расходов и доходов.

Конечно, увидев первые результаты, я был поражен, сколько денег уходит на ежедневные расходы. И сколько на самом деле доходов: оказалось, что в два раза больше, чем я думал. Такой психологический обман возникает, когда транзакций более чем 2—3. Кажется, что такого не может быть, это же всего несколько безобидных мелких трат.

Пару месяцев назад решил попробовать другую систему ведения учета. Сайт называется «Хани-мани». Туда нужно вручную вносить доходы и расходы. Но, понятное дело, итоги сервис считает сам. Там есть фонды, конверты, разные типы счетов. Импортировал туда все свои записи из гугл-таблиц за пару лет. В принципе нравится — это удобнее, чем таблица. Но хочется перейти на систему с автоматической подгрузкой транзакций из всех банков, чтобы вместо ручного внесения данных тратить больше времени на анализ и планирование бюджета. Сейчас изучаю «Дзен-мани» и «Изи-финанс». Но, к сожалению, в них эта подгрузка из банков работает очень плохо, с перебоями. Поэтому вряд ли в ближайшее время перейду на них.

3 года
ушло на то, чтобы закрыть долги

Если говорить о положительных результатах ведения учета, то их скорее нет. Это стало просто своеобразным интересным хобби. Как знаете, когда в играх типа «ГТА» или «Варкрафта» было интересно посмотреть статистику игры. Я просто теперь знаю свою финансовую «статистику игры». Лишь через 3 года с начала ведения учета я почти покончил с долгами. Вот одну кредитку уже почти закрыл — всего за 2 месяца. Заработать можно гораздо больше, чем сэкономить.

«Через год я смог полностью закрыть все долги, даже при том, что доход был очень маленький»

Аватар автора

Алексей Моцарт

сделал табличку в «Гугл-документах»

Достижения: бросил курить, вылез из долговой ямы, создал финансовую подушку и теперь знает, куда уходят деньги

Бюджет в том или ином виде я периодически вел примерно с 21 года. До этого к деньгам было абсолютно разгильдяйское отношение: что есть, то трачу почти до нуля. Когда видел, что в кошельке последняя тысяча рублей, резко закручивал гайки и жил «на дошираках». Какого-то планирования не было: любая покупка стоимостью больше 2000 рублей становилась проблемой, нужно было ждать стипендии и покупать что-то с нее. Если покупка была крупной, то «на дошираках» приходилось жить весь месяц после стипендии. Это приводило к появлению кредитов на телефон взамен разбитого, небольших займов у родственников на текущие расходы, что еще сильнее усугубляло ситуацию.

Первым толчком к ведению бюджета стала работа в такси. Мне было важно понимать, сколько я реально зарабатываю. Для этого нужно было учесть затраты на обслуживание автомобиля и топливо. Поэтому я просто создал табличку в экселе, настроил несколько простых формул и получил наглядное представление. Туда записывал все доходы и расходы.

Позже к таблице добавилось планирование расходов, ведь я точно знал, что раз в год мне нужно купить ОСАГО, раз в пару месяцев сделать техосмотр, раздать долги. Я выделял конкретную сумму, которую откладывал с каждой смены: 50 рублей на обслуживание, 200 рублей на долги, 100 рублей на личные вещи и так далее. И они становились неприкосновенными, оставалась лишь небольшая часть.

3000 ₽
ежемесячно уходило на сигареты

Постепенно жить стало легче, хотя уровень дохода не изменился. Когда пробег подходил к техосмотру, я просто доставал нужную сумму из копилки и покупал запчасти, а не нервничал из-за того, что мотор молотит старое масло, а на новое денег нет. Как только в копилке «Долги» накапливалась значительная сумма, отдавал ее в счет долга кому-то из родственников. Заодно бросил курить. Увидел, что ежемесячно на это улетает по 3000, а здоровье становится только хуже.

Подумал: «И это за свои деньги я себя же еще и убиваю?» И просто перестал курить.

Примерно через год я смог полностью закрыть все долги, даже при том, что доход был очень маленький. Но именно это и сыграло своеобразную злую шутку: я расслабился, посчитав, что вылез из ямы, напрочь забыв, как именно я в нее залез. И когда я сменил работу на офисную, со стабильным неплохим окладом, я перестал вести бюджет, и деньги снова стали улетать непонятно куда, а крупные покупки снова ставили в тупик.

Спустя год я понял, что мой личный «баланс» сдвинулся с нуля до 100 000 рублей долгов. Что в отпуск я поехал, совершенно не посчитав потенциальные расходы, зато с кредиткой с лимитом 50 000, который был успешно просажен за две недели, причем не на юге, а в простом сибирском городке, и непонятно на что. Это был оглушительный момент, я понял, что дальше так продолжаться не может.

Я открыл «Гугл-документы» и начал придумывать систему, которая мне подойдет. Что было положено в основу: записывать все расходы, указывая категории у каждого; выделить обязательные, постоянные и повторяющиеся статьи расходов и откладывать на них деньги ежемесячно. После создания такой таблицы жить стало легче. Под обязательные статьи расходов идеально подошли накопительные счета, которые доступны владельцам карт Tinkoff Black. Я создал 8 счетов и складывал деньги отдельно, не рискуя потратить с основного счета отложенное.

Спустя полгода я понял, что мне не хватает зависимости каждого месяца друг от друга. Таблица была немного переделана, и теперь она считает текущий баланс. По ней я вижу, сколько у меня сейчас денег, какая динамика заработка.

Со второй попытки я смог строго ввести эту систему в свою жизнь и ничуть не жалею, что трачу по 5—10 минут в день на ведение всех расходов, — плюсы перевешивают. Спокойнее жить, зная, что, когда придет нужда в чем-то, мне будет достаточно перевести деньги со счета на карту и совершить нужную покупку, ведь деньги есть, и они мои. С тех пор как я начал вести бюджет таким образом, я смог остановить падение в долговую яму.

10 минут
уходит ежедневно на ведение бюджета
Я больше не беру в долг и кредиты «на просто так».

Кредитку с большим минусом погасил, сделал лишь Tinkoff Drive с лимитом 10 000 рублей, которую пополняю ежемесячно и использую лишь для топлива. Начали накапливаться деньги по разным статьям расходов. Например, если раньше, заболевая, приходилось думать, где же в условиях сниженного дохода «родить» еще и деньги на лекарства, то теперь я знаю, что у меня есть внушительная подушка и на этот случай.

Минусы этого способа — много ручного труда и определенные минимальные навыки работы с таблицами и формулами.

В моей схеме пока не хватает ежедневного контроля расходов, пример которого приведен в Тинькофф-таблице. На важные статьи расходов деньги откладываются, но в ситуацию, когда за неделю до зарплаты не остается денег на текущие оперативные расходы, периодически все еще попадаем.

Мария ДолгополоваА как вы ведете личный бюджет?
  • Kirill BykovПосле ознакомления со всеми историями, напрашивается очень (впечатлительным стОит закрыть глаза и уши) простой вывод. Экономия, планирование и потребность в ведении бюджета возникают вместе с возникновением семьи. Нет семьи -- нет проблем. И ипотека легко даётся, и машина в наличии, и на путешествия хватает, и в магазинах ценники не разглядываешь.18
  • Александр ДонскихKirill, тут ребята посчитали что ребенок обойдется в среднем почти в 14 миллионов рублей от рождения до выпуска из ВУЗа (после чего он теоретически должен начать сам себя обеспечивать, но это случается далеко не всегда): https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=100328797
  • Kirill BykovАлександр, у меня двое детей и я могу сказать, что эти ребята не врут :)10
  • Александр МжельскийЕда это зло. Реально - ну лень готовить, давай доставку закажем, потом ещё в магаз сходил туда-сюда. В итоге за день уходит 1500-2000. Вроде имеешь в месяц больше сотки, а в итоге ничего в конце месяца не остаётся.24
  • Ирма Граммеру меня есть приложение для учета финансов, ставлю там цель и откладываю на нее: в этом году съездила в отпуск заграницу (40000) и закрыла остаток по ипотеке, который делили на всех членов семьи (149350). раньше я б так не смогла7
  • AnastasiaKirill, неправда. У меня нет семьи, живу одна, тратила до копейки зарплату, пока не начала вести бюджет.26
  • Иван ИвановПытался вести личный бюджет около полугода, но не понял, что это мне дает, кроме пары часов в неделю потраченного времени. Имеем 1.1мл рублей в год (~95т.р) на семью из двух человек. Не курим, не пьем, все развлечения в месяц ограничиваются конкретной суммой в 5% от ЗП (меньше - можно, больше - нет). Фастфуда и кофе нет совсем. В какой-то момент стал учитывать весьма редкие доставки еды в развлечения, и ничего не изменилось. Коммуналка и годовые налоги на землю+транспорт+недвижимость+ОСАГО = 15% от ЗП Расходы на бензин тоже в районе 5% Расходы на какие-либо подарки, одежду, бытовые расходники, врачей, лекарства - 10-15% Еще 10% - на всякую помощь родственникам Около 40% уходит на еду. А в праздники - больше. Итого 10% остается. Стабильно образовывается статья расходов в Леруа и Кастораме, мебельных -наверное виной тому вялотекущий ремонт, вялотекущесть которого - попытка не влезать в долги. Иногда месяц бывает без этих расходов, но в след. месяц обязательно съестся остаток с прошлого. Или его съест повысившиеся цены на еду. Я это предполагал, так это и вышло в табличках. Разумеется, о каких-либо накоплениях, инвестиций или денег на отпуск просто не остается. Вполне вероятно, я не смог сделать выводы.6
  • Denis KonchekovА что за курс по финансам на Курсере?9
  • Sergey YevseevЕдинственная польза от табличек в статье - человек курить бросил. Хотя бы кому-то реально помогла эта бессмысленная затея. Все остальные (внимание, спойлер, впечатлительным дальше не читать) стали больше зарабатывать. Признаю полезность ведения бюджета в одном случае - когда у вас 50% и так небольшой зарплаты уходит на кредиты, и оставшиеся 15-20 тыс вы вынуждены скрупулезно высчитывать, чтобы заплатить за детский сад, школу, отложить 500 рублей на страховку по ипотеке через год и так далее. Во всех остальных случаях вы просто безвольный человек, который не помнит, на что ушли его деньги в прошлом месяце.9
  • Саша УткинаВеду. Каждый день записываю траты. Только экономить мне это никак не помогает.6
  • Макс СяброSergey, больше зарабатывать не помогает5
  • PetarСаша, так ты начни экономить-то, а не просто записывать6
  • Наталья АбраменкоАлександр, там есть статьи "няня" и "ведение беременности и родов", на которых можно сэкономить. С другой стороны, если считать альтернативные издержки (пока не работаешь и сидишь дома), где-то так и получается.0
  • Александр МжельскийАстемир, Юриспруденция. 75 на работе + есть ещё 2 конторы на обслуживании. Получается где-то от 20 до 70 сверху (очень по разному, т.к. там в отличии от затраченного времени).4
  • Николай ГайнетдиновНеплохо работает принцип Парето - 20-30% покупок дают 70-80% расходов. Делается сортировка в Экселе и смотрите на что идут деньги5
  • Daniil Tumanovчто-то я не понял соль статьи. Чувак стал вести гугл-таблицы и вдруг купил квартиру и машину. Как? А какие выводы и какие практические шаги он делал, кроме наблюдения за тем, как утекают его баблосики? Если я завтра начну вести такую таблицу, я куплю машину?11
  • Daniil TumanovАстемир, Открою вам секрет — в любой. При наличии мозгов, конечно.21
  • Эдуард ЕреминЧто же касается меня, то никогда такой ерундой не страдал - не гонялся за скидками в Едадиле, не бродил по району в поисках магазина, где курица на 20 руб. дешевле, и не корпел ночами над подсчетом копеек, потраченных на бизнес-ланчи. Предпочитаю это время тратить на повышение собственных компетенций и зарабатывания. Да-да, как ниже уже верно ответили, единственный способ обзавестись свободным кешем без ущерба для психического и физического здоровья - это тупо больше зарабатывать. Ну, или как говорил Стив Джобс, работать не по 12 часов в сутки, а головой. Слава Богу, лично я не болен синдромом "семейных трусов" и не считаю, что без ипотеки и беременной третьим ребенком жены моя жизнь не имеет смысла. Так же я умею пользоваться презервативами. Это позволяет мне вот уже четвертый десяток жить в свое удовольствие, работать над собственным развитием, и откладывать минимум по 1.000.000 в год. Чего и вам желаю, товарищи!7
  • AndyАлександр, если подсчитывать во сколько обойдется ребенок, хомо сапиенсы бы вымерли еще 10000 лет назад от бездетности. 50% детей рождается без какой либо планировки, по сценарию "ой, чото месячные не начались", и это именно так природой задумано,6
  • AndySergey, бедному человеку еще меньше надобности вести бюджет. Покрыл базовые расходы - еду, комуналку, транспорт, и все, на лишнее ничего не осталось. Вести бюджет надо юридическим лицам - когда 50+ транзакций в день от 10 сотрудников. Тут реально нужны и Эксель и 1С:Отчетность и бухгалтер. А на личные мелочи - подсчитывать сколько помидоров и огурцов купил - это пустая трата времени, для всех.0
  • Kirill BykovAnastasia, я тоже спускаю всё до копейки, но делаю это аккурат к следующей зарплате :) Всё моё ведение бюджета — отчёт о тратах в приложении Тинькофф, я каждый месяц вижу, что деньги уходят на какую-то ерунду и мне это нравится :)0
  • Денис БобровниковИван, 40% на еду — очень много. Недавно была статистика, что в среднем по России 31,5% уходит на неё.2
  • Александр МжельскийОпять же - смотря в какой сфере. Знакомые которые после вышки работают в Москве юристами где-то 60-70 получают и это вроде как нормально считается. Есть даже кто меньше. И это вполне нормально - какой нормальный человек будет платить сотку просто за корку.10
  • Денис ДенисовЗа год я обеспечил нашу семью финансовой подушкой безопасности на 4 месяца. Стало намного спокойнее, чувствуешь защищенность. Это истинное счастье. Ну ок) как наивно...2
  • Герман КрючковАлександр, а если вы или ваша жена, но начнете готовить дома еду, помимо здорового продукта, будете тратить на еду 2-4 тыс рублей в неделю, и на двоих. И вполне приличный рацион. Есть у меня товарищ, на семью из 3 чел, в неделю на еду тратит 10-12 тыс руб. Но, просто он ленится ездить в магазин за продуктами и заказывает доставку Утконосом.1
  • Павел УстиновАлександр, деньги как знаете, счет любят. В основном хорошо живут не те, которые много зарабатывают, а те, которые с умом их тратит. За прошедший год у меня был доход только одна пенсия в 14000 рублей, которые уходят на оплату ипотеки. Жили на такой же пенсии жены. Ну и маленько десять-пятнадцать тысяч в месяц подзаработки. Все. А сотка в месяц это для нас большие деньги. Живу в маленьком городке: живу в собственном частном доме плачу только свет и дрова, по городу только пешком, осенью с большим удовольствием собираем грибы, ягоды. Да еще иногда своим детям помогаем. Недавно пригласили на работу с зарплатой полсотки. Это вообще круто.26
  • Александр МжельскийДенис, Да, я так теперь и делаю. Все правильно написали. Я рассказывал про то как необдуманно тратил деньги.0
  • Александр МжельскийЭдуард, Три момента: 1. Мы говорим про людей которые только выучились. Не спорю, что действительно хороший юрист в 30 лет в МСК может зарабатывать 150. 2. В большой четвёрке, зарплата после универа при абсолютно ненормированом дне примерно 50. Вроде не шарашкина контора. 3. Я живу и работаю в СПБ, зарплаты немнго ниже, как и расходы, собственно.5
  • Инна ОвечкоГерман, у меня в хозяйстве есть и картошка ,и мясо, и яйца. 4 тыс -да. Где это 2 тыс в неделю на двоих, на Луне что ли?0
  • VilentПользуюсь самописным скриптом. Траты заносятся автоматическим сборщиком email об операциях (втб, яндекс-деньги, в тинькове к сожалению такого нет). Вводить вручную траты это зло.4
  • Андрей ПанинЯ когда-то вел табличку в Экселе с несколькими категориями, вроде "Транспорт", "Еда" и что-то еще. Вносил в неё данные каждый день на протяжении года. Потом бросил, потому что толку от этой статистики никакого. Экономия ведь тоже разной бывает. Например, стирать целлофановые пакетики (я утрирую) - это психология бедняка, а вот отказ от походов в "Бургер-Кинг" - разумная идея. Лично мне фаст-фуд в этом году обошелся почти в 50 тыс. рублей, о чем я узнал из новогодней статистики от банка.2
  • Андрей ПанинЭдуард, плюсую! Лучшая альтернатива подсчетам копеек - больше зарабатывать. К сожалению, не у всех есть для этого возможность, везение, трудолюбие, и т. д.4
  • Андрей ПанинDaniil, он еще и в Гонконг переехал, а потом в Канаду. Гугл-таблицы - это билет из России!16
  • Aleska ВозможностиГода 3 назад нужно было одалживать денег на покупку квартиры и чтобы понимать по скок в месяц безболезненно для бюджета можем отдавать, начали вести таблицу расходов доходов. Таблица была простая, доход, расход (записывали по категориям, еда, одежда, коммунальные, проезд ,связь и тд) и остаток. Со временем доход у нас вырос, да и долг отдали, а остаток к концу месяца оставался примерно такой же, поэтому решили изменить таблицу. На основе данных вывели среднюю сумму, которой нам хватало чтобы прожить более менее не в чем себе не отказывая и уже из этой суммы вычитали все свои траты, все доходы что были выше этой суммы делились на двое, одна часть шла на долгосрочные сбережения под депозит, вторая часть откладывалась на всякий случай грубо говоря под подушку.3
  • Иван Маховдля меня ведение табличек оказалось полной хренью. ты ее забрасываешь через месяц-два. я просто не понимаю в них смысл. озарение пришло только с открытием ИИС. положил деньги. сделал возврат + дивы + доходность по акциям. переформулируя можно сказать, что без финансовых целей таблички бесполезны. сама по себе экономия не имеет смысла. вот откладывать на что-то - совсем другое дело! тачка, айфон, квартира, бизнес - вот ради чего можно экономить. плюс нужно поменять мышление. планирование - это история не про то, как сидеть на хлебе и воде, а про то, как грамотно распорядиться своим доходом и расходом) по программам - перепробывал практически все. самая толковая zenmoney. и мне пофигу считаешь ты это за рекламу или нет. она офигенская. ничего не нужно заносить - синхронится с банком и тянет все операции на прямую. очень рекомендую. до этого сидел на койнкипер. запарился таскать эти монетки. Ребят, я сам работаю в банке и в декабре прошелся по отделам нашего подразделения с лекцией про ИИС. если люди постарше - хоть какой-то интерес, то у молодых - только ветер в голове. это немного огорчает. пытался еще в первом отделе попутно рассказать про движение FIRE, но понял, что это ошибка :D Короч, личные финансы - маст хев! спасибо за статью)6
  • Иван Махови еще. посмотрите лекции Натальи Смирновой по личному бюджету. человек на лекциях в ЦБ за 1,5 часа четко и по полкам рассказывает как составить финансовые цели.3
  • Pavel KorchaginСаша, заведите карточку, где на супермаркеты кэшбэк 5% и начните его копить. Такое Карты есть и стоят 300₽ в год.2
  • Василий ЯрошенкоЧто сэкономил - то заработал! Начал вести табличку лет 7 назад. Главное, что я хотел получить - это обширную статистику по типам расходов, а так же иметь возможность анализировать и по возможности оптимизировать те или иные траты. Так например я выяснил, что слишком много денег в год уходит на "ненужную еду" (рестики, тортики и т.п.), и "ненужные расходы" (щедрые подарки друзьям и родственникам) которые казались незначительными, а так же на ситуативные покупки одежды (до ее полного износа) - т.е. приобрел себе немного скряжества, которое оказалось для меня полезным. Так при одном и том же уровне дохода (не смотря на уровень инфляции) я смог реализовывать планы по покупкам, которые ранее казались мне тяжело осуществимы без привлечения кредита. Как итог: не пользуюсь кредитами. Четко знаю на что и сколько мне нужно денег. Могу планировать бюджет на год-два вперед, начал активно инвестировать в различные инструменты от обычных банковских вкладов до спекуляций на бирже. Ну и в качестве БОНУСА: Я точно знаю уровень инфляции для своего домохозяйства, который ну никак не 4-7% в год, а судя по данным таблицы и относительно ровного поведения, инфляция за последние 7 лет, суммарно, около 100% (т.е. примерно 14% в год).13
  • Ilsiyar MalyshevaИльсияр Малышева Поскольку я пенсионер, мне приходится жить в жестком режиме учета дохода (а он постоянный на каждый год) и расходов. У меня есть хозяйственная книга, в которой записываются все расходы по датам. Обычно иду на рынок, в магазины и аптеку в субботу. В течение недели записываю на отдельном листочке, что заканчивается в хозяйстве, в продуктах. В магазины иду с ним. Вернувшись, сразу записываю по статьям: питание, здоровье, транспорт, хозяйственные нужды и т. д. все свои траты. По завершении месяца свожу все записи в одну таблицу. В которой идет итоговая статья доходы, есть расходы, а также статьи собственность и сбережения. Ежемесячно при таком подходе дел дается сэкономить до 20 процентов средств по статье сбережения. И когда возникает нужда замены зубных протезов, платной диагностики или покупки какой-то домашней техники, вышедшей из строя, просто использую накопления. Есть у меня и статья сбережений - ритуальная. В мои 70 лет надо подумать и о достойном уходе в мир иной.2
  • МаксимDenis, Догадываюсь, что "Управление Личными Финансами" от ВШЭ, После него тоже подсел на финансово-экономическую тему и стал повышать свою финансовую грамотность3
  • Павел КомаровскийТак как никто почему-то не ведёт личный учёт богоугодным методом по дебету и кредиту, вброшу ссылку про то, как это делаю я: http://www.rationalanswer.ru/2018/09/08/accounting_template/2
  • Michael SazonovДенис, банальный овощной салатик с брынзой может уйти в 1к на двоих одной покупкой3
  • Наталья ПрокоповаSergey, согласна с вами в том, что все авторы выбирались из долгов в основном потому, что стали больше зарабатывать. Но вести бюджет неприменно нужно, сколько денег можно потратить, на что их лучше потратить, а от чего следует отказаться. Нам бюджет очень помогает. Кредитов не было, но вот подушку сделали и отдых планируем заранее.1
  • Наталья ПрокоповаAndy, а как же без бюджета отслеживать, куда деваются деньги? На кофе и посиделки в кафе, например, можно и пол зарплаты потратить, если нет психологического барьера, который создается ведением бюджета. На развлечения: 10 тыс. в месяц и не копейкой больше. Тогда сам себя контролируешь. Если, конечно, зарабатывать миллион в наносекунду, как половина коментаторов, то такой фигней можно не заниматься. Но тогда встает вопрос о работе денег, и все равно без бюджета не обойтись.5
  • Наталья ПрокоповаА я никогда не понимала, кто берет эти кредиты? А тут, оказывается, каждый второй. Мне видать повезло с ними дела не иметь. А может это потому, что я всегда бюджет планировала....2
  • AndyНаталья, пишу прямо из кафе, но пол зарплаты здесь оставить не знаю как, я столько не выпью. На личные затраты уходит не более 80,000 в месяц, никак не веду бюджет. Вопросов 'куда оно делось' не возникало. Психологически мне более приятно покупать без подсчетов, вопросы типа 'а сколько там на завтрак осталось?' омрачают настроение.0
  • Антон ФилимоновИнна, ну почему же? Такими темпами можно спокойно обеспечить себя пассивным доходом до конца жизни и не знать бед. Не всем нужны семья и жилье в собственности для счастья.5
  • Татьяна ХватининаЭдуард, вы, наверное, выпускник? Только они приходят устраиваться без опыта и требуют 50+, патамушта дайте, у миня диплом, вот пачиму)4
  • Василий ЯрошенкоДенис, Доход в 1 млн в год на 2х человек маловат. Половина из этого ляма на еду - вполне норм. По расчетам Ивана - это 38 000 (всреднем). У нас получается чуть меньше, но при этом мы иногда бухаем, а сигареты заменены Парением. В любом случае - вести табличку финансов если и не полезно, то уж точно не бесполезно.2
  • Maksim ShanaevSergey, без бюджета в трубу вылетают любые доходы. Много статей здесь, на ТЖ тому подтверждение. Альтернатива бюджету - здоровая прижимистость, когда человек по складу своего характера на склонен тратится на разные побрякушки и поддаваться рекламе. Но таких людей немного (а было бы много - чем бы обеспечивался постоянный экономический рост). Учет расходов и бюджет нужен в любом случае если есть планы как то финансово развиваться, а не ситуативно жить от зарплаты до зарплаты.1