После 20 лет участия Россия отказалась от Болонской системы.
Болонская система — это декларация с рядом принципов, которые объединяют университеты стран-участниц. Это не организация, откуда можно выйти или кого-то исключить — наблюдательная группа Болонского процесса (Bologna Follow-Up Group, BFUG) может только приостановить представительство страны в комиссиях и рабочих группах.
Разберем, что собой представляет Болонский процесс, за что его ругали и хвалили и что теперь будет с российским высшим образованием.
О чем расскажем в статье
- Что такое Болонская система образования
- Суть Болонской системы образования
- Основные принципы Болонской системы
- Чем Болонская система отличается от советской и российской
- Болонская система в России
- Плюсы и минусы Болонской системы
- Отказ России от Болонской системы: причины и последствия
- Чем заменят Болонскую систему
Что такое Болонская система образования
В 1998 году в Париже на встрече в честь 800-летия Сорбонны министры образования Италии, Германии, Великобритании и Франции подписали Сорбонскую декларацию — договор, который определил единые стандарты европейского образования.
В декларации это звучит так: «Университеты появились в Европе почти 800 лет назад. В те давние времена студенты и преподаватели могли свободно перемещаться и быстро распространять знания по всему континенту. Сегодня же лишь немногие из выпускников высших учебных заведений имеют опыт обучения за пределами своей страны».
Чтобы сделать образование мобильным, а выпускников — востребованными на рынке труда, в декларации прописали ряд принципов: перейти к двухуровневой системе обучения, дать возможность студентам и преподавателям хотя бы семестр учиться за пределами страны и ввести единую шкалу оценки — учебные кредиты, которые показывают, сколько времени было уделено той или иной дисциплине.
19 июня 1999 года в итальянском городе Болонье министры образования 29 стран обсудили перспективы Сорбонской декларации. Итогом встречи стала Болонская декларация о создании «Зоны европейского высшего образования».
Собрания участников Болонской декларации проходят каждые два года. Последнее прошло в 2020 году в Риме, где утвердили принципы развития Болонской системы к 2030 году. Образование должно стать:
- Инклюзивным — каждый человек имеет равные права на обучение.
- Инновационным — будут появляться новые методы обучения, преподавания и оценки студентов.
- Взаимосвязанным — чтобы сохранить мобильность студентов и обмен знаниями.
За 23 года к Болонской системе присоединились 47 стран.
Страны болонского процесса
1999 | Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Исландия, Норвегия, Швейцария, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Македония, Финляндия, Франция, Швеция, Нидерланды |
2001 | Лихтенштейн, Турция, Хорватия и Кипр |
2003 | Россия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Ватикан, Сербия |
2005 | Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина |
2007 | Черногория |
2010 | Казахстан |
2015 | Беларусь |
Суть Болонской системы образования
Суть системы в том, чтобы создать единые образовательные стандарты. Это поможет студентам, выпускникам и сотрудникам передвигаться между странами и университетами. Так они смогут передавать знания, получать новый опыт, преподавать и проводить исследования. В дальнейшем студент сможет трудоустроиться в европейские компании и быть конкурентоспособным специалистом.
Европейское образование заточено на рынок труда. Для университетов важно, чтобы студенты оканчивали вуз и шли работать уже с практическими навыками. Учащимся предлагают выбирать дисциплины, которые пригодятся при работе, принимать участие в исследованиях, продолжать учебу в разных университетах и, если ситуация на рынке труда того требует, менять специализацию — для этого подходит магистратура.
Основные принципы Болонской системы
Две степени образования: первая степень — бакалавриат, вторая — магистратура. Приступить ко второму циклу обучения можно только после окончания бакалавриата сроком не менее трех лет.
Кредиты по типу ECTS (European Credit Transfer System). Европейская кредитная учебная система — это система, по которой оценивают прогресс студента в освоении дисциплины. Кредиты показывает количество учебных часов. 1 кредит равен 36 академическим часам.
Учитываются не только те кредитные единицы, что студент заработал на бакалавриате или магистратуре, но и любое обучение, которое он проходил в течение всей жизни. Чтобы перевестись на следующий курс или поступить в магистратуру, студенту нужно набрать определенное количество кредитов. Для диплома бакалавра студенту нужно набрать от 180 кредитов, магистра — 300.
Приложение к диплому. В него выписывают список дисциплин, которые студент изучал на программе, количество часов по каждому предмету и количество зачетных единиц.
Мобильность студентов и преподавателей по европейским университетам. Можно начать работу или учебу в одном вузе, а в процессе перевестись в другой.
Развитие сотрудничества в области качества образования, а также обеспечение трудоустройства выпускников.
Чем Болонская система отличается от советской и российской
По советской системе все студенты оканчивали специалитет, обучение в университетах было бесплатным. После распада Советского Союза образование продолжало двигаться в том же направлении: студенты продолжали учиться на программах специалитета, но появились не только бюджетные, но и коммерческие места.
Советский специалитет отличался от бакалавриата в первую очередь количеством часов в учебном плане: для получения диплома требовалось не менее 300 кредитных единиц, на бакалавриате — от 120 до 240. Учеба на советском специалитете длилась 5—6 лет, а после можно было сразу поступить в аспирантуру, минуя магистратуру.
В СССР после окончания учебы каждый студент должен был отработать три года по распределению, уйти с предприятия можно было только по истечении этого срока. После распада Советского Союза эта система не сохранилась, и рабочие места для студентов уже не гарантировали. Болонская система отдает инициативу студенту: он сам может выбирать дисциплины, которые пригодятся для работы.
Болонская система позволяет по инициативе студента продолжить обучение в другом университете, включая и вузы в других странах. Советская система высшего образования не предусматривала таких переходов.
Болонская система в России
Когда и почему Россия присоединилась к Болонскому процессу. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года.
Это нужно было для того, чтобы установить сотрудничество с другими странами и повысить конкурентоспособность российских университетов на мировом рынке. Это позволило бы студентам стать более мобильными: учиться по обмену, получать опыт и проходить практику за границей, а еще привлекло бы в страну иностранных абитуриентов, которые учились бы платно и приносили дополнительный доход.
Требования для перехода к Болонской системе. Чтобы страну приняли в Болонский процесс, она должна соответствовать требованиям декларации: внедрить двухуровневую систему образования и шкалу оценки в учебных кредитах, а также привести учебные программы в соответствие с европейскими стандартами. Одно из обязательств — выдавать вместе с дипломом приложение с оценками и количеством часов.
Как подтверждать диплом при поступлении за границу. Процедура признания диплома бывает двух видов: консульская легализация и апостилирование. Какой тип процедуры необходим, зависит от страны, где будет учиться студент, уточнить это можно на сайте консульства или посольства.
Апостилирование — это простая процедура признания и легализации, когда орган иностранного государства ставит штамп на копиях или оригиналах документов. Например, в Италии апостиль ставят в прокуратуре, Procura della Repubblica.
Консульская легализация сложнее: студенту нужно перевести документ и нотариально заверить его, а после — заверить его в посольстве РФ в консульском отделе.
Россиянам не нужно подтверждать диплом только в тех странах, с которыми заключен двусторонний договор, среди них: Абхазия, Азербайджан, Албания, Аргентина, Беларусь, Болгария, Венгрия. Посмотреть полный список можно по ссылке.
Помимо подтверждения диплома студентам, которые поступают в магистратуру за границу, нужно пересчитать пройденные академические часы по дисциплинам в кредиты. Один кредит равен 36 академическим часам. Это не зависит от того, учились они на бакалавриате или специалитете — процедура от этого не меняется. Для поступления в магистратуру студент должен иметь от 180 до 240 кредитов. В некоторых вузах после пересчета часов выпускник специалитета может поступить сразу в аспирантуру.
Критика Болонской системы в России. С самого начала присоединение России к Болонской системе подвергалось критике преподавателей, ректоров вузов и депутатов. По мнению противников процесса, с переходом к двухуровневому образованию снизилось качество знаний: из-за четырехлетнего бакалавриата сократилось количество часов на освоение профессии и практику, которая у студентов специалитета начинается на старших курсах.
Некоторые выпускники бакалавриата меняют специальность в магистратуре — значит, они не знают базу профессии. А мобильность студентов и выпускников приводит к оттоку квалифицированных кадров за границу.
Кроме того, критику вызывало и то, что цели, которые ставили при вступлении во Болонскую систему, не оправдались. Дипломы российских вузов не признают в западных странах без дополнительных процедур.
Вне зависимости от того, входит ли университет в Болонскую систему или нет, у каждой страны свои требования к специальностям, поэтому количество часов и дисциплин может отличаться от российских программ. При переводе студенту нужен академический транскрипт — документ, в который выписывают пройденные дисциплины и кредиты по ним. Если кредитов не хватит, то студента могут перевести на курс ниже или попросить пройти переаттестацию или дополнительные экзамены.
Плюсы и минусы Болонской системы
Плюсы:
- Диплом единого образца позволяет перевестись в другой университет из списка участников Болонской системы.
- Система оценивания студентов с помощью кредитов стала унифицированной: кредиты по дисциплинам не теряются при переводе в другой вуз.
- Специальность бакалавриата можно поменять в магистратуре.
- Можно учить дисциплины и курсы, которые вам интересны.
Минусы:
- Отток специалистов за границу приводит к дефициту кадров в России.
- На бакалавриате изучают только основы профессии. Более глубоко специальность изучают в магистратуре, куда идут не все студенты.
- Бюджетных мест в магистратуре меньше, чем на бакалавриате. Например, на 2023/24 учебный год в России бакалаврам выделили больше 300 тысяч бюджетных мест, а магистрам в два раза меньше.
- Часто работодатели считают бакалавриат неполным высшим образованием. Из-за этого сложнее найти работу.
Отказ России от Болонской системы
Причины и последствия выхода России из Болонской системы. 11 апреля 2022 года члены BFUG приняли решение приостановить представительство России в Болонской системе. 24 мая министр образования РФ Валерий Фальков назвал Болонскую систему «пережитым этапом» для страны и заявил, что Россия создаст собственную модель высшего образования. К 6 июля все российские университеты вышли из представительства Болонской системы.
Из-за того, что члены BFUG приостановили сотрудничество с российскими университетами по Болонской системе, часть европейских вузов отказались от сотрудничества с российскими вузами. В будущем может усложниться процедура признания диплома за границей — возможно, студентам придется сдавать дополнительные экзамены, чтобы подтвердить уровень образования, а перевод академических часов в кредиты будет занимать больше времени.
Переход России к новой системе образования займет несколько лет. Контрольные цифры приема на программы бакалавриата и магистратуры утвердили еще 12 января 2022 года, поэтому для студентов, которые поступают в ближайшие два года, ничего не изменится.
Что будет с дипломами бакалавров. Бакалавриат остается, значит, дипломы не потеряют свою актуальность. Одна из причин оставить формат бакалавриата и магистратуры в том, что миллионы российских студентов уже получили образование по Болонской системе. Если ввести формат полного специалитета, то выпускники без степени магистратуры не будут конкурентоспособны на рынке труда. Поэтому бакалавры, как и раньше, могут начать работу после четырех лет или продолжить учебу.
Стоит ли сейчас поступать на бакалавриат и в магистратуру. Процесс перехода к новой системе образования не быстрый. Министр образования РФ уточнил, что перестройка «затянется на долгие годы вперед». Все программы сохранятся. Но студентам, которые планируют поменять специальность в магистратуре, стоит сделать это в ближайшие годы, пока такой переход возможен.
Как поступать в зарубежную магистратуру. Для поступления в зарубежную магистратуру требуется подтверждение диплома бакалавра — процедура в этом случае не поменяется.
Чем заменят Болонскую систему образования
В России хотят создать «уникальную» систему высшего образования, которая будет сочетать специалитет и двухуровневый формат образования — бакалавриат и магистратуру. Принципы и основы новой системы будут разрабатывать и обсуждать с ректорами университетов.
Что останется прежним. Бакалавриат и магистратура сохранятся. У студентов, как и раньше, будет возможность поступить на бакалавриат и продолжить учебу в магистратуре.
Российские выпускники по-прежнему смогут поступать за границу, даже если учились не по Болонской системе, процедура подтверждения диплома не изменится.
Что изменится. Программ специалитета станет больше. В 2024 году вступит в силу новый перечень направлений обучения, в котором появятся новые направления, например «Военная картография».
Также реформа затронет магистратуру. Сейчас, чтобы сменить специальность после бакалавриата, достаточно успешно сдать вступительные экзамены. В будущем поменять ее можно будет только на схожую. Например, если студент окончил бакалавриат по транспортной логистике, то поступить на магистратуру по психологии он не сможет.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Отказ от Болонской системы усложнит для россиян поступление в иностранные ВУЗы и поиск работы за пределами россии. Собственно, именно для того от неё отказаться и решили.
Где родился — там и пригодился.
>Россия создаст собственную модель высшего образования.
Чот напомнило:
Oh, no room for Bender, eh? I'll build my OWN lunar landing... with blackjack, and hookers!
Сначала потратили деньги и человеко-часы на то чтобы внедрить эту систему.
Теперь, всего через 20 лет потратим деньги и человеко-часы чтобы создать свою «уникальную» систему…
Фуф…
Ну в принципе нефть ещё качается, можем себе позволить 😎👍
Насчет "подтверждения" дипломов. В любом мало-мальски серьезном университете Европы есть условный спецотдел, который по методичкам "переводит" дипломы других стран (в том числе и школьные аттестаты) в что-то, приемлемое для данной страны. И к участию в Болонской системе этот процесс не имеет почти что никакого отношения, потому как стран в Болонском процессе 47, а во всем мире их гораздо больше и никто не хочет терять студентов из Китая, Японии, Кореи, Индии, Малайзии, Эмиратов и прочих стран, где элита любит своих отпрысков на обучение за границу отправлять.
Ну и конечно к минусам Болонской системе относить то, что безмозглые работодатели относят бакалавриат к "неполному высшему" — это самый шик. (Бакалавриат в России, кстати, стал появляться еще в 90-х, хотя и был, конечно, чистой профанацией, когда на 4 курсе просто сдавали какой-то "бакалаврский экзамен" и получали диплом бакалавра).
По моему мнению, программы надо составлять так, чтобы профессию полностью изложить в бакалавриате, а вот в магистратуре надо преподавать дисциплины, которые готовят научных сотрудников. Собственно, в магистратуру и стоит идти, если хочешь связать жизнь с наукой.
Переход с одной специальности после бакалавриата на магистратуру в другой - это полный бред. Не может бухгалтер после бакалавриата стать инженером-строителем после магистратуры, он получится недоучкой. Подобный случай я видел в реальности, было жалкое зрелище. Возможно, среди гуманитарных дисциплин подобный переход проще. В общем, такой финт допустим среди близких специальностей внутри одного направления, но смысл этого будет нивелирован, если в магистратуре преподавать науку, а в бакалавриате профессию
Helg, для науки это все-таки аспирантура
Родинка, в аспирантуре наука прям наука, как в НИИ, КБ и тд.
Магистратура же что-то средняя. Ты специалист, но уже способный не просто работать, а улучшить этот процесс, обосновать и взять ответственность за него, грамотно представить результаты публике и защититься.
Казалось бы, что любой спец в своей профессии это сможет.
Но на практике, на той же конференции сразу видно, кто просто спец, а кто ещё и умеет свою работу красиво оформить, выступить на публике, и донести материал так, чтобы всем было интересно и понятно, включая руководство и тех, кто не в теме.
Helg, к сожалению в РФ систему сразу исковеркали, сделав магистров по сути теми же инженерами по советской системе, а бакалавров вообще считали как "неоконченное высшее"...
У нас с 2009 по 2015 года было ещё грамотно.
Первые 4 года по сути та же программа, что специалитет. Это достаточно, чтобы человек пошёл работать.
Дальше 2 года уже шли с упором на науку. Не прям науку, как в аспирантуре для будущих НИИ и тд, а скорее на образ мышления.
То есть спустя 6 лет выходит не просто специалист, а тот, кто способен уже мыслить на будущее, что-то придумывать, исследовать для применения или оптимизации в своей профессии и тд, и самое главное, способный это всё представить публике, оформить документально. Очень помогает, когда ты не просто программист, решающий типовые задачи, а тот, кто что-то пробует, внедряет новые технологии и процессы, а потом выступает с этим на конференции, грамотно и интересно донося информацию для руководства и других коллег.
"Минусы:
Отток специалистов за границу приводит к дефициту кадров в России."
Формально - да, приводит.
Но у меня как-то язык не поворачивается называть минусом повышенную мобильность молодых россиян.
Высшее образование переоценено
Уборщица, к сожалению так, большая часть идет в ВУЗы только ради корочки, а не ради знаний
Екатерина, потому что большая часть ВУЗов (по крайней мере, по моей специальности) предоставляет только корочки, а не знания
Мой опыт, подтверждённый двумя высшими образованиями (специалитетами) и десятью годами работы в университете: наше высшее образование живёт по принципу «люди уйдут, а бумажки останутся». Далее факты из моего опыта. Наш вуз (государственный) перестал реализовывать специалитет и перешёл на трёхуровневую систему высшего образования с 2012 года (к Болонской системе РФ присоединилась в 2003); учебный план по ГОС ВПО (по специальности, реализуемой кафедрой, на которой я работала) рассчитан на 9072 часа, в то время как ФГОС ВО 3++ (бакалавриат, из образовательного стандарта которого даже слово «профессионального» упразднили за ненадобностью, видимо) уже на ~ 1500 часов меньше. Из всего учебного плана ФГОС ВО 3++ на освоение, например, сквозной (на три курса обучения) самой важной профессиональной дисциплины отводится всего 144 академических часа (вместе с самостоятельной работой обучающихся и аттестацией), по факту 16 часов лекций и 10 — семинарских, в то время как на ГОС ВПО на изучение этой же дисциплины отводилось 730 часов (так же с аттестацией), из них аудиторных часов (лекции и семинары) — 240. Разница, я думаю очевидна. Далее — дисциплины по выбору обучающегося. В теории студент сам должен выбрать наиболее интересные/полезные ему дисциплины из предложенных учебным планом. По факту это было иначе: перед распределением педагогической нагрузки эти дисциплины выбирались кафедрой, реализующей учебный план, а студентам добровольно-принудительно отмечали карандашиком, напротив каких дисциплин ставить подпись. Да, с практической стороны это понятно: если девятнадцать (условно) студентов выберут одну дисциплину из двух и всего один студент — вторую, то распределение учебной нагрузки среди профессорско-преподавательского состава будет неравномерным: один преподаватель будет работать на аудиторию из 19 обучающихся, а второй всего с одним — ни одна учебная часть не подпишет такую нагрузку, ни один проректор по учебной работе не согласует. Плюс не все дисциплины из предложенных на выбор реализуются выпускающей кафедрой, а каждая кафедра заинтересована в сохранении объёма реализуемой педагогической нагрузки. Ну и вишенка на торте: нагрузку на будущий учебный год, который начинается в сентябре, нужно распределить и утвердить до отпуска, то есть в начале июля, до начала учебного года. Как это сделать без студентов — мне неизвестно)) И получается, что на бумаге выбор вроде как есть, а по факту нет никакого выбора, что сказали, то и «выбрали». Далее, в трёхуровневой системе очень много часов учебного плана отводится на самостоятельную работу обучающихся. Будем честны: самостоятельно студенты не учатся (а если и учатся, то единицы из них). Кто-то работает после учёбы, кто-то праздно шатается. А кто-то делает это и вместо учёбы. И по итогу мы имеем то, что имеем — выпускников, которые мало что знают и умеют, потому что, повторюсь, аудиторных часов для освоения дисциплин катастрофически мало! За отведённые часы даже «галопом по Европам» не успеешь проскакать, не то, что обучить чему-то студентов, особенно тех, кто часто пропускает занятия.
Да, может в теории такая система и жизнеспособна, но на практике мы имеем подавляющее количество детей, которые поступили куда-то лишь бы поступить ради того, чтобы получить заветный диплом, который потом будет лежать мёртвым грузом. Чтобы эта система работала, нужна мотивация обучающихся к обучению, прежде всего самостоятельному. А в идеале я бы вернулась к старому доброму специалитету по ГОС ВПО.
P. S. Я работала только в одном вузе по обоим стандартам (и по промежуточными), допускаю, что в других образовательных учреждениях может быть всё хорошо, хоть и мало в это верю.
Антон, открою тайну, что картография - это не только спутники. Те же отечественные беспилотники с фотоаппаратом внутри делают карты куда детальнее и лучше, чем Гугл со спутника. А если речь не о фото, а векторе (схемы, высоты и тд), то там ещё больше способов.
"Европейское образование заточено на рынок труда." - я вот не понимаю, почему наше высшее образование не заточено на рынок труда, это огромный минус, что все получают просто вышку для галочки, потому что на позицию секретаря или продавана уже скоро брать не будут без образования, а куча интересных специальностей оплачивается так низко, что прожить на это невозможно.
Антон, а по вашему карты только на бумаге рисуют?)
в школе обязательно нужно менять поголовно все на репетиторах , верните советскую методику не губите еще одно поколения .
По своему опыту - болонская не болонская система, но у универов в забугорье свои требования. Не хочу писать страну, но нам потребовалось для поступления в магистратуру переводить все оценки диплома специалиста в 10-балльную систему. Как мне это удалось в не последнем московском универе - очень долго рассказывать, за это время я уже договорилась с сотрудником Министерства образования, но тут московский универ сломался и выдал нужный документ.
Правильное решение. Лучшая в мире система образования была в СССР и зачем рушить то что лучшее. Нам нужно хорошее образование для наших граждан а вот возможность работы наших граждан за рубежом намного менее нужно нам.