В начале 2021 года новости о Clubhouse заполонили интернет примерно так же, как в 2020 начал наступать ковид.

Посты в духе «Дайте инвайт в „Клабхаус“», «Есть три инвайта — кому прислать?», «Объясните, как попасть в „Клабхаус“?» уже успели поднадоесть. Но до сих пор не все знают, что это за новая сеть, чем она отличается от других и зачем нужны инвайты.

Я сижу в «Клабхаусе» уже несколько недель и изучила его, поэтому расскажу, что это за новая площадка, чем она мне нравится, а чем — нет.

Что такое «Клабхаус» и как туда попасть

«Клабхаус» запустили весной 2020 года бывшие сотрудники «Гугла» и выпускники Стэнфорда — Пол Дэвисон и Роган Сэт. Они также связаны с проектами «Хайлайт» и «Пинтерест». Уже к началу 2021 приложение стали оценивать в миллиард долларов. В России «Клабхаус» стал популярным в феврале: он вышел на первую строчку по числу скачиваний среди бесплатных приложений в Эпсторе.

«Клабхаус» — новая социальная сеть с доступом через мобильное приложение, гибрид аудиоконференции и подкаста. Пока приложение есть только для Айфонов. Версию для Андроида вскоре запустят, компания уже наняла для нее разработчика.

Для регистрации в «Клабхаусе» недостаточно просто скачать приложение. Чтобы им пользоваться, нужен инвайт — приглашение от того, кто уже зарегистрирован в соцсети. У каждого новенького появляется некоторое количество инвайтов, которые он может раздать знакомым. Количество инвайтов у каждого нового пользователя разное.

Если инвайта на руках нет, можно скачать приложение, оставить телефон, зарезервировать имя пользователя и ждать, пока кто-то из друзей, которые уже есть в соцсети, «одобрит» новичка. Информация, что кто-то из списка контактов скачал «Клабхаус» и ждет одобрения, появляется в ленте. Так, по цепочке, сеть растет.

Приложению можно дать доступ к телефонной книге и подписаться на тех, кто уже там. При желании можно привязать «Инстаграм» и «Твиттер».

Лента, где отражаются те, кто скачал «Клабхаус» и зашел или ждет инвайта. На участников соцсети можно подписаться, а тех, кто ждет одобрения — пустить в «Клабхаус», причем без траты своего инвайта
Лента, где отражаются те, кто скачал «Клабхаус» и зашел или ждет инвайта. На участников соцсети можно подписаться, а тех, кто ждет одобрения — пустить в «Клабхаус», причем без траты своего инвайта
Чтобы узнать, сколько у вас доступных инвайтов, надо нажать на конвертик сверху
Чтобы узнать, сколько у вас доступных инвайтов, надо нажать на конвертик сверху
У меня их шесть. «Клабхаус» сразу предлагает поделиться ими с кем-нибудь из списка контактов
У меня их шесть. «Клабхаус» сразу предлагает поделиться ими с кем-нибудь из списка контактов
Если инвайтов нет, «Клабхаус» предлагает участвовать в комнатах и создавать свои, чтобы получить новые инвайты
Если инвайтов нет, «Клабхаус» предлагает участвовать в комнатах и создавать свои, чтобы получить новые инвайты

Как все устроено внутри

«Клабхаус» состоит из комнат и клубов, или домов. Соцсеть предлагает пользователям создать профиль, заходить в комнаты и там общаться голосом с другими людьми. Любой пользователь может создавать комнаты на любую тему, приглашать туда спикеров и модерировать дискуссию, планировать комнаты и вступать в дома.

Комнаты бывают открытые, где любой желающий может слушать и высказаться, и закрытые — для людей, которых вы выберете из списка своих друзей. Последние типы комнат дают возможность использовать приложение вместо того же «Зума» или групповых звонков в мессенджерах.

Чтобы создать комнату прямо сейчас, надо нажать на зеленую кнопку. Запланировать — тапнуть на календарик сверху
Чтобы создать комнату прямо сейчас, надо нажать на зеленую кнопку. Запланировать — тапнуть на календарик сверху

Комнаты можно создавать либо прямо сейчас, либо с планом на определенное время. Запланированные удобны тем, что можно заранее оповестить и позвать людей. Так есть шанс, что придет больше народу.

Если нажать на календарик, можно перейти в запланированные комнаты. Здесь есть выбор:

  1. Комнаты, которые подобраны по интересам пользователя.
  2. Комнаты, которые пользователь запланировал.
  3. Абсолютно все запланированные комнаты.
Вот так выглядят все запланированные комнаты для меня по интересам
Вот так выглядят все запланированные комнаты для меня по интересам
Здесь можно выбрать, какие комнаты показывать: например, только те, что запланированы для меня
Здесь можно выбрать, какие комнаты показывать: например, только те, что запланированы для меня
А это комнаты, которые запланированы мною
А это комнаты, которые запланированы мною
Здесь все подряд, даже что-то японское
Здесь все подряд, даже что-то японское

Для запланированных комнат нужно указать название, выбрать соведущих и гостей из списка подписчиков, установить дату и время, а также подготовить описание. Описание должно быть небольшим — надо уложиться в 200 знаков. После этого ваши подписчики получат уведомление, что вы создали комнату, с предложением присоединиться к разговору.

Вы также получаете уведомления, если кто-то выходит на связь прямо сейчас. В профиле человека можно выбрать, как часто вы хотите получать уведомления о его активности. В своем профиле можно настроить частоту пуш-уведомлений от «Клабхауса» в целом: новых рекомендуемых комнатах, подписчиках и т. п.

Чтобы запланировать комнату, надо нажать на календарик с плюсиком в правом верхнем углу — откроется такое всплывающее окно
Чтобы запланировать комнату, надо нажать на календарик с плюсиком в правом верхнем углу — откроется такое всплывающее окно
Чтобы настроить активность уведомлений от конкретного друга, нужно зайти на его страницу
Чтобы настроить активность уведомлений от конкретного друга, нужно зайти на его страницу
И нажать на колокольчик сверху — появится выбор: всегда видеть, что человек говорит, иногда или вообще никогда
И нажать на колокольчик сверху — появится выбор: всегда видеть, что человек говорит, иногда или вообще никогда
Чтобы открыть настройки своего профиля, надо нажать на значок шестеренки справа вверху
Чтобы открыть настройки своего профиля, надо нажать на значок шестеренки справа вверху
Здесь можно выбрать частоту уведомлений от «Клабхауса»
Здесь можно выбрать частоту уведомлений от «Клабхауса»
Вариантов, как часто будут приходить уведомления от приложения, пять: очень часто, часто, обычно, нечасто, очень нечасто
Вариантов, как часто будут приходить уведомления от приложения, пять: очень часто, часто, обычно, нечасто, очень нечасто

Кто такие спикеры

Спикеры — это те, кто как раз будет участвовать в дискуссии. По сути, спикер — тот, кто привлекает пользователей зайти в комнату. Если в спикерах значится интересный человек, шансов, что кто-то зайдет в комнату, больше. Но если бы все было так просто, можно было бы добавить в качестве спикера хоть Цукерберга и получить максимальное количество участников в комнате.

Чтобы пригласить спикера к себе в комнату, нужно быть с ним друзьями. Он будет значиться в соведущих в описании комнаты.

У создателя комнаты и подключенных спикеров есть две функции: вести дискуссию голосом и модерировать ее. Модерация — это техническая возможность добавлять и удалять людей из спикеров. Когда человек хочет высказаться, он нажимает значок «Поднять руку» — организатору приходит уведомление о поднятой руке, и он может пустить человека выступать.

Организатор может удалить человека из спикеров, если он высказывается не по делу или если уже высказался и список спикеров просто нужно почистить.

Кто в какой комнате спикер, можно увидеть по кружочку с аватаркой
Кто в какой комнате спикер, можно увидеть по кружочку с аватаркой
Так это выглядит со стороны слушателя. В своей ленте можно выбрать комнату, в которую хотите зайти
Так это выглядит со стороны слушателя. В своей ленте можно выбрать комнату, в которую хотите зайти
В комнате сначала указаны организаторы дискуссии, они же спикеры — те, кто может говорить. Ниже — слушатели, среди которых выделяют людей, на которых подписаны организаторы, ваших друзей и друзей друзей. А потом — все подряд. Видно, у кого звук включен, а у кого выключен
В комнате сначала указаны организаторы дискуссии, они же спикеры — те, кто может говорить. Ниже — слушатели, среди которых выделяют людей, на которых подписаны организаторы, ваших друзей и друзей друзей. А потом — все подряд. Видно, у кого звук включен, а у кого выключен
Внизу есть значки. Ладошка — это «Поднять руку». Ее нажимаете, если хотите высказаться. Плюсик — «Пинг» кого-то из ваших друзей, чтобы они присоединились к комнате вместе с вами. «Уйти тихо» — покинуть комнату, если вам стало неинтересно
Внизу есть значки. Ладошка — это «Поднять руку». Ее нажимаете, если хотите высказаться. Плюсик — «Пинг» кого-то из ваших друзей, чтобы они присоединились к комнате вместе с вами. «Уйти тихо» — покинуть комнату, если вам стало неинтересно

В «Клабхаусе» нет групп, но есть дома, или, как еще их называют, клубы. Это сообщества по интересам. Люди могут вступать в такие сообщества, следить за всеми их событиями и видеть других участников. Дом может создавать разговоры от своего имени.

В России в феврале 2021 года таких домов не было. Но было одно русскоязычное сообщество «Дача» для людей в эмиграции.

Чтобы создать дом, надо отправить заявку. Это может сделать только зарекомендовавший себя пользователь. Пока алгоритм не совсем ясен, но вот примерные требования к такому пользователю:

  1. Стаж: человек должен быть зарегистрирован больше недели назад.
  2. Множество проведенных дискуссий. Считаются только запланированные через календарь.
  3. Активное участие в чужих дискуссиях.

Точные значения по «выслуге» никто не знает: все заявки на дома обрабатываются командой приложения вручную.

Если пользователь соответствует всем пунктам, он может рассчитывать на создание дома. Но у россиян пока такой возможности нет. Возможно, когда-нибудь создатели «Клабхауса» снизойдут до нас и начнут подтверждать наши сообщества.

Дом, на который вы подписаны, отображается в ваших подписках перед людьми
Дом, на который вы подписаны, отображается в ваших подписках перед людьми
Если зайти на страницу дома, можно увидеть, кто на него подписан и о чем он
Если зайти на страницу дома, можно увидеть, кто на него подписан и о чем он
Дом, на который вы подписаны, отображается в ваших подписках перед людьми
Дом, на который вы подписаны, отображается в ваших подписках перед людьми
Если зайти на страницу дома, можно увидеть, кто на него подписан и о чем он
Если зайти на страницу дома, можно увидеть, кто на него подписан и о чем он

За что банят

В «Клабхаусе» нет лайков и дизлайков, зато есть бан. Когда человека банят, его не удаляют из приложения, а запрещают создавать собственные комнаты. Поднять руку и высказаться в чужих комнатах пользователь все равно может.

Банить могут за плохое поведение. Это происходит после того, как на человека пожалуются другие пользователи. Принцип схож с банами в «Фейсбуке», «Инстаграме» и других соцсетях. Так как все комнаты проходят в режиме реального времени и ничего не записывается, проверить, что говорил человек и действительно ли его нужно банить, невозможно. Все соцсети этим страдают, а в «Клабхаусе» тем более ничего непонятно. Но бан длится в среднем сутки.

Записывать на диктофон комнаты нельзя: это нарушает права спикеров. Если начинаешь, появляется предупреждение, что использовать запись без разрешения спикеров запрещено.

Но записи все равно есть. На «Ютубе» можно найти записи разных комнат. Да и положить диктофон рядом с телефоном тоже никто не мешает.

Такое уведомление от «Клабхауса» появляется, если начать записывать комнату: распространять запись без согласия спикеров нельзя
Такое уведомление от «Клабхауса» появляется, если начать записывать комнату: распространять запись без согласия спикеров нельзя

Как ориентироваться в «Клабхаусе» и искать интересные комнаты

Создавать дискуссии не обязательно: можно молча заходить в чужие, слушать и выходить из них. Чтобы видеть интересные дискуссии, нужно при регистрации указать все темы, которые вы хотели бы послушать. Или можно сделать это позже в профиле. Тогда в ленте будет только то, что интересно вам.

Интересы указываются в настройках профиля — если нажать на значок шестеренки.

Кроме пуш-уведомлений в настройках профиля можно настроить свои интересы
Кроме пуш-уведомлений в настройках профиля можно настроить свои интересы
Открывается полотно на несколько страниц с эмодзи-кнопочками. Синие — активные, то есть те, которые выбрала я
Открывается полотно на несколько страниц с эмодзи-кнопочками. Синие — активные, то есть те, которые выбрала я
Кроме пуш-уведомлений в настройках профиля можно настроить свои интересы
Кроме пуш-уведомлений в настройках профиля можно настроить свои интересы
Открывается полотно на несколько страниц с эмодзи-кнопочками. Синие — активные, то есть те, которые выбрала я
Открывается полотно на несколько страниц с эмодзи-кнопочками. Синие — активные, то есть те, которые выбрала я

Второй способ найти контент по душе — подписаться на интересных пользователей и следить, какие комнаты они создают и где участвуют как спикеры. Найти их можно в поиске по имени, но это не очень эффективно. Еще можно заметить человека в комнате, в которой вы сидите. Обычно модераторы во время дискуссии раз сто напоминают, что нужно на них перейти и подписаться: все заинтересованы в большом количестве подписчиков.

Также приложение само предлагает подписаться на кого-то — как и в других соцсетях. Если на человека подписано много ваших друзей или он очень популярен в России, приложение точно вам его покажет. Кроме того, можно посмотреть «Похожих» на пользователя, как в «Инстаграме».

Так выглядит поиск
Так выглядит поиск
Если нажмете в профиле человека на значок со звездочками справа вверху — появятся «Похожие», на них тоже можно подписаться
Если нажмете в профиле человека на значок со звездочками справа вверху — появятся «Похожие», на них тоже можно подписаться
Так выглядит поиск
Так выглядит поиск
Если нажмете в профиле человека на значок со звездочками справа вверху — появятся «Похожие», на них тоже можно подписаться
Если нажмете в профиле человека на значок со звездочками справа вверху — появятся «Похожие», на них тоже можно подписаться

Мой путь в «Клабхаусе»

Я зашла в «Клабхаус» 9 февраля: подруга прислала мне ссылку с инвайтом. Работа в PR и SMM обязывает быть в курсе новинок в диджитале, поэтому стала разбираться.

Сначала у меня включился режим «радиоточка у бабули на кухне». Я заходила во все подряд комнаты и слушала разговоры людей. Так как мой список контактов связан с медиа- и диджитал-индустрией, все популярные российские комнаты мне вылезли сразу. Я слушала и американские комнаты — и сразу почувствовала разницу. В чем она заключается — расскажу ниже.

В первый же день мне захотелось высказаться: я стала поднимать руку, задавать вопросы и говорить сама, если была в курсе дела.

Примерно тогда же в «Клабхаус» пришли все мои близкие друзья и стали создавать комнаты, чтобы поболтать. Все пробовали разные функции и везде добавляли друг друга. Мы хлопали друг другу: если много раз включаешь-выключаешь микрофон, происходит что-то похожее на аплодисменты.

Наслушавшись и насмотревшись на других, на второй день я уже решила сделать свою комнату. Мне не хотелось ничего профессионального и ожесточенных дискуссий, поэтому я сделала рум «Приятная комната: хвалимся и хвалим». Я делала всех спикерами, чтобы они хвалили себя за то, что успели сделать за последнее время. Остальные поддерживали выступающих. Приходили не только друзья, но и неизвестные мне люди. Людям нравился этот островок безопасности — было человек 50, и шло все 40 минут.

Один новостной ресурс даже отметил мою первую комнату из-за ее милого названия.

Так выглядело описание моей комнаты
Так выглядело описание моей комнаты

Тогда же я стала активнее заходить в чужие комнаты, иногда рекламировать там свои комнаты, проекты и себя. Вместе с друзьями запланировала вторую комнату про мероприятия в Москве. Туда же мы пригласили спикерами людей, которые непосредственно связаны с этими событиями. Одна моя подруга — театральный продюсер — комментировала наши новости о спектаклях, другая — о выставках. Слушатели тоже высказывались о том, где они были, что ели, что смотрели и что советуют, а что не понравилось.

Американские комнаты помогли мне научиться вести процесс. В США сначала объявляют тему дискуссии и всю основную информацию по организаторам, спикерам, клубу и повторяют ее примерно каждые 15 минут. Это удобно для новых людей в комнате: когда заходишь, не всегда понимаешь, куда и зачем пришел.

Важно иметь несколько спикеров и переключать голоса: монолог одного человека начинает надоедать, теряется ощущение дискуссии и сопричастности.

В каких-то комнатах мне не давали задавать вопросы, хотя по программе комнаты это делать было можно и нужно. Такое сразу подрывает доверие к авторам.

Что происходит в русском «Клабхаусе»

Русский «Клабхаус» в первое время был бессмысленным и беспощадным. Если в американском уже были четко построенные дискуссии и темы, то в русском в большинстве комнат царил сплошной токс и хаос.

Создатели говорят, что приложение должно стать «приятным местом для общения». Это не прямая цитата, но смысл такой. По моему опыту, в американском «Клабхаусе» все друг друга выслушивают, не перебивают и все дружелюбны. В российском сначала были сплошные споры, навязывание своей точки зрения, неконструктивные беседы, крики и оры.

Самыми популярными были комнаты, где имя звезды использовалось якобы в качестве повода для разговора — например, «Кто такой и зачем нужен Даня Милохин». Были вариации и с другими популярными людьми. Обсуждали, как правило, не их, а то, как работает «Клабхаус». В таких комнатах многие стремились высказаться ради того, чтобы высказаться, но иногда проскальзывала полезная информация для новичков. Со временем люди, чье имя упоминалось в названии комнаты, стали заходить в дискуссии.

Большинство комнат поначалу создавали инфобизнесмены — люди, которые стремятся всеми путями продавать свои информационные продукты: курсы, тренинги, марафоны, вебинары. Они очень хотели освоить новую модную площадку первыми. Но под инфобизнесменами я подразумеваю и людей из околомедийной и маркетинговой тусовки, которые готовы создавать дискуссии ради дискуссии, только чтобы увеличить свою значимость в инфополе среди коллег.

Уведомления о созданных ими дискуссиях разрывали мой телефон. В какую бы популярную дискуссию я ни зашла, инфобизнесмены обязательно там были и хотели высказаться, даже если не имели к предмету разговора никакого отношения или были совсем неправы. Безусловно, это проблема моей выборки: мои синхронизированные контакты были из сферы маркетинга и медиа — там много людей «затычек бочки». Сама этим грешу.

Самые популярные комнаты в феврале 2021 — с тем же Сергеем Минаевым. То есть люди все-таки хотят слушать знакомых им ведущих-профессионалов

Сейчас вы найдете сотни русскоязычных комнат со стендапом, знакомствами, для развития в профессиональной сфере, спорте — чего только нет. Есть молчаливые комнаты, где никто ничего не говорит: люди просто переходят на профили друг друга для знакомств.

Стали приходить крупные бренды и приглашать в качестве спикеров известных людей. До классики российского шоу-бизнеса пока дело не дошло, но в приложении уже много звезд.

В феврале 2021 это была самая популярная комната, в которой все молчат. По задумке авторов, в ней можно отдохнуть от разговоров в «Клабхаусе» и подписаться на интересных людей
В феврале 2021 это была самая популярная комната, в которой все молчат. По задумке авторов, в ней можно отдохнуть от разговоров в «Клабхаусе» и подписаться на интересных людей

Как я вижу перспективы «Клабхауса»

Предположу, что спрос на приложение возник из-за пандемии: первое время все мы собирались на созвоны с друзьями, потому что не хватало живого общения. Хотя сейчас в Москве все открыто, ощущение отдаленности друг от друга еще не прошло.

В «Клабхаусе» есть вопросы по персональным данным и передаче диалогов третьим лицам — это обсуждалось с самого начала. То же касается и авторских прав. Несмотря на дисклеймер о том, что можно нарушить права спикеров, если использовать запись экрана без разрешения участников дискуссии, непонятно, как это будет работать на деле. Уже есть боты, которые записывают комнаты, например, если из-за разницы во времени или занятости вы не можете послушать разговор здесь и сейчас. Существует еще одна опасная грань: запись голоса могут использовать мошенники в своих темных делишках.

Изначально «Клабхаус» видели как площадку для создателей контента, например для музыкантов: они могли бы давать там закрытые концерты. Но возможности приложения явно шире.

В России сейчас тренд на подкасты, а радио не способно удовлетворить запросы своей целевой аудитории, прежде всего автомобилистов. Поэтому у «Клабхауса» есть все шансы занять нишу «слушания» и «говорения». Я думаю, успех придет к приложению, когда оно будет использоваться как «чат-кроватка» или как голосовые рецепты, то есть придет к людям. Например, в мою первую комнату пришла женщина из Екатеринбурга, которая разговаривала с нами и параллельно лепила пельмени.

В русском «Фейсбуке» идет волна хейта приложения со стороны профессионалов. «Клабхаус» сравнивают с проектами, которые сначала быстро росли, а потом о них никто не вспоминал, например, как какой-нибудь Secret. Среди широкого круга пользователей уже отжили свое мемы про инвайты и начались новые: о людях, которые участвуют в комнате «Не получается быть эффективным», сидя в «Клабхаусе» три дня напролет.

К слову, про инвайты. Маркетинговая модель и искусственный ажиотаж здесь явно сработали. На деле в «Клабхаус» попадают все, кто хочет, и просить инвайт в постах в соцсетях было не всегда обязательно. По опыту всех моих знакомых, работало так: подаете заявку и кто-нибудь из друзей вас одобряет в тот же день.

Еще один мем про «Клабхаус», их очень много
Еще один мем про «Клабхаус», их очень много

Как зарабатывать на «Клабхаусе»

Вопрос монетизации пока открыт. Если соцсеть будет интересна не только маркетологам, в ней появятся понятные механизмы продвижения и возможности монетизации для создателей контента, например заработок на рекламе в эфире, как это происходит в подкастах. Но на поток это поставить тяжело: никакой статистики после комнаты «Клабхаус» не выдает, поэтому проверить цифры и вовлеченность невозможно.

Уже есть те, кто успел освоиться в «Клабхаусе», и теперь к ним обращаются бренды и все заинтересованные в создании комнат. Например, Анатолий Капустин установил цену в 20 000 Р за час модерации, и бренды готовы платить ему. На некоторых сайтах появились вакансии модераторов в «Клабхаус» и контент-менеджеров, которые должны написать стратегию продвижения бренда в этой сети.

Вакансия на «Хедхантере», где просят опыт работы в «Клабхаусе» от трех лет. Никого не смущает, что приложению меньше года
Вакансия на «Хедхантере», где просят опыт работы в «Клабхаусе» от трех лет. Никого не смущает, что приложению меньше года
Вакансия модератора в «Клабхаус» в канале Алены Владимирской — карьерного консультанта и руководителя проекта «Антирабство». Алена публикует вакансии в своем канале бесплатно, но отбирает только те, которые ее заинтересовали
Вакансия модератора в «Клабхаус» в канале Алены Владимирской — карьерного консультанта и руководителя проекта «Антирабство». Алена публикует вакансии в своем канале бесплатно, но отбирает только те, которые ее заинтересовали

Возможно, появятся запросы на новые профессии, например на ведущих комнаты, которые могут правильно вести дискуссию и поддерживать интерес участников. Разработчики упоминали, что скоро может появиться текстовая бегущая строка, чтобы в комнатах по типу «Вопрос-ответ» вопросы не повторялись.

Еще есть непрямая капитализация приложения — нетворкинг: можно как знакомиться с полезными для своего дела людьми, так и показывать себя. Возможно, в одной из комнат после вашего выступления кто-то подкинет проект или посоветует вас другой компании.

Также пока есть возможность набрать подписчиков и прокачать свой аккаунт без особых вложений. После этого можно будет предлагать сотрудничество брендам и бизнесу в качестве блогера с нужной аудиторией. Блогерам, у которых уже есть раскрученные аккаунты, предложения поступают уже сейчас.

Например, мой друг, Илья Александров, директор по диджитал-коммуникациям PR-департамента «Мегафона», сделал первую в русскоязычном «Клабхаусе» интеграцию бренда с шоу «Минаев Live», где Минаев рассказал о возможностях мобильного интернета «Мегафона». Сама комната была брендирована и содержала в названии слово «Мегафон». До этого бренды создавали собственные аккаунты или представители компании участвовали в комнатах, но партнерства бренда и шоу не было. В середине эфира был установлен рекорд для русского «Клабхауса» — единовременно его слушали 7000 человек.

В будущем можно будет запустить продажу подписок на клуб. Например, набрать в клуб интересных спикеров по определенной теме и продавать подписку на разговоры с их участием. Даже если цена входного билета будет символическая, с учетом количества подписчиков это может принести неплохой доход. Например, при цене билета в 100 Р владелец комнаты на 7000 подписчиков может получить 700 000 Р.

Главный вопрос: зачем оно надо?

По мне, основной плюс приложения — возможность научиться говорить и модерировать беседу. Второй плюс — доступность экспертной информации. При удачной настройке здесь можно найти тонны полезной информации от хороших людей.

«Клабхаус» создает эффект присутствия: прямо сейчас ты можешь поговорить со всеми этими людьми, часть из которых считаешь крутыми. Правда, может появиться и обратный эффект — FOMO, навязчивое ощущение, что рискуешь пропустить что-то важное.

Приложение помогает преодолевать барьер общения с незнакомыми людьми и позволяет поддерживать уровень владения иностранными языками: можно слушать комнаты хоть на японском.