Авто
81K

Для чего нужен и как работает клапан EGR

И что делать, если он сломался: восстанавливать или глушить
32
Для чего нужен и как работает клапан EGR
Аватар автора

Алексей Федоров

считает, что EGR лучше восстановить

Страница автора

Систему рециркуляции выхлопных газов — EGR — применяют в бензиновых и дизельных двигателях, чтобы снизить токсичность выхлопных газов.

Обычно автолюбители узнают о ней, когда в мастерской говорят, что она сломалась. Нередко говорят, что проще и выгоднее ее удалить.

В узконаправленных сервисах, которые занимаются выхлопными системами и зарабатывают на удалении катализаторов и сажевых фильтров, такое решение будут всячески поддерживать. Мы же в этой статье будем разбираться, какая от этой системы польза и что будет с двигателем, который вдруг стал работать без нее. А в конце ответим на вопрос: глушить систему EGR или все-таки восстанавливать.

Как работает EGR

В режимах частичных нагрузок и на холостом ходу блок управления обедняет топливную смесь. Подача топлива снижается, воздуха в цилиндрах становится больше — в 1,4—1,7 раза больше, чем необходимо для работы. Все это, чтобы сэкономить топливо и снизить количество вредных выбросов.

Дизельные двигатели работают с избыточным воздухом почти всегда. Исключение — режим полной нагрузки, когда педаль газа выжимают полностью и валит черный дым. При частичных нагрузках избыток может быть десятикратным.

Смесь обедненная, но воспламеняется, двигатель работает ровно, но есть проблема: в камере сгорания слишком много кислорода. При высокой температуре несгоревший кислород вступает в реакцию с азотом воздуха. В процессе образуются оксиды азота — очень токсичные соединения. Исправная система EGR отправляет часть отработавших газов обратно во впуск. Максимальная температура горения смеси падает, воздуха в цилиндрах меньше, а значит, падает и количество вредных выбросов.

Системой EGR управляет блок управления двигателем: специальный клапан дозирует количество отработавших газов, которые должны отправиться в цилиндры.

Где искать клапан

Клапан EGR всегда размещают между впускным и выпускным трактом двигателя. Его могут установить рядом с дроссельной заслонкой на впуске, а могут наоборот — на радиаторе отработавших газов вблизи выпускного коллектора. Так или иначе перед ним или после него будет металлическая трубка, которая соединяет его с впускным или выпускным коллектором.

Фольксваген Амарок, двигатель 2.0 TDI. Клапан EGR в этом случае на впускном коллекторе под кучей трубок, сразу после дроссельной заслонки
Фольксваген Амарок, двигатель 2.0 TDI. Клапан EGR в этом случае на впускном коллекторе под кучей трубок, сразу после дроссельной заслонки

Какими бывают клапаны EGR и как они устроены

В современных автомобилях можно встретить три разных типа клапана:

  1. Пневматический, уже устаревший. Управляется разрежением воздуха во впускном коллекторе. Можно встретить на Шевроле Ланосе и Тойоте Карине E.
  2. Пневмоэлектрический. Схож по конструкции с пневматическим, но вакуум в нем подводится через клапан. Клапан EGR в этом случае включает и выключает блок управления двигателем. Такие ставили на Фольксваген Транспортер T5 и Форд Транзит.
  3. Электрический. Клапан отработавших газов приводит моторедуктор или соленоид, вакуум уже ни при чем. Степень открытия клапана полностью контролирует блок управления двигателя. Такой на Ниссане Икстрейле T31, Фольксвагене Амароке и Тигуане.

В зависимости от конструкции клапан может быть отдельным узлом, внешне похожим на дроссельную заслонку, а может быть отдельным клапаном, который внешне напоминает регулятор холостого хода.

Клапан EGR с двигателя 2.0 TDI Фольксвагена Амарока. Слева к нему крепится дроссельная заслонка, справа — впускной тракт. Через самое маленькое отверстие — то, что спереди, подводятся отработавшие газы. В нем клапан, который соединен штоком с блоком управления клапана. Он на фотографии сзади
Новый клапан EGR
Новый клапан EGR

Основные неисправности

EGR работает с выхлопными газами — и это главная проблема. Сажа образует обильные отложения не только в клапане, но и на всем впускном тракте, вплоть до каналов ГБЦ. Подача воздуха в цилиндры затрудняется, двигатель из-за этого может работать нестабильно или вовсе заглохнуть.

Со временем канал клапана забивается настолько, что усилия на штоке становится недостаточно, чтобы его переместить: клапан заклинивает, причем чаще всего не в закрытом положении. Из-за этого выхлопные газы поступают во впускной коллектор постоянно: двигатель работает нестабильно и теряет мощность. Если клапан пневмоэлектрический или электрический, блок управления фиксирует неисправность, и на приборной панели загорается «Чек энджин».

Чтобы таких проблем не было, стоит регулярно чистить клапан ради профилактики. К сожалению, до него не всегда просто добраться. Иногда есть смысл отъездить 150—200 тысяч километров, дождаться, когда он перестанет работать, и поменять его.

В качестве примера продолжим говорить про клапан на Фольксвагене Амароке с двигателем 2.0 TDI. Сам клапан у дилера стоит 28 000 ₽, работы по его замене — 10 000—13 000 ₽. За 200 000 км на профилактику придется потратить не меньше 70 000 ₽, тогда как замена под ключ обойдется в 38 000—41 000 ₽. В сторонних сервисах можно серьезно сэкономить. Оригинальный клапан можно заменить на что-нибудь аналогичное, но качественное. Работы также будут существенно дешевле.

Первый владелец машины обычно не знает ни о каком клапане, поэтому не обслуживает его — даже если до EGR несложно добраться. Получается, что это проблемы бедолаги, который будет владеть машиной на пробеге 150—200 тысяч км.

Неисправный клапан EGR Фольксвагена Амарока с двигателем 2.0 TDI
Неисправный клапан EGR Фольксвагена Амарока с двигателем 2.0 TDI
И на клапане, и на штоке привода слишком много сажи
И на клапане, и на штоке привода слишком много сажи
1/2
Неисправный клапан EGR Фольксвагена Амарока с двигателем 2.0 TDI

Вот как проверяют пневматический и пневмоэлектрический EGR:

  1. Запускают двигатель. Он должен работать на холостых оборотах.
  2. С клапана снимают вакуумный шланг, вместо него подключают вакуумный насос и создают разрежение. Если такого под рукой нет, можно использовать резиновый шланг и собственные легкие: достаточно попробовать втянуть из него воздух.
  3. Если клапан исправен, двигатель начнет задыхаться. Если неисправен — все будет работать как обычно.

Электрический клапан не зависит от вакуума, поэтому никакого вакуумного шланга на нем нет. Любая неисправность пропишется в блоке управления двигателем, поэтому узнать о ней можно с помощью диагностического оборудования.

Чем плох клапан EGR, как его отключают и какие у этого последствия

Есть автовладельцы, которые удаляют клапан EGR, даже если он исправен. Потому что если смотреть на EGR с точки зрения здоровья двигателя — это сущее зло. Именно EGR загрязняет коллектор выхлопными газами и сажей, которая попадает и в цилиндры и повышает износ цилиндро-поршневой группы.

Проще всего избавиться от пневматического EGR: достаточно отключить и заглушить вакуумный шланг привода клапана. Фактически для двигателя клапан EGR будет всегда закрыт. Если не экономить, можно убрать всю систему, но вместо клапана и патрубков придется устанавливать заглушки, которые изготавливают индивидуально под каждый двигатель. Само собой, в оригинале таких запчастей не будет. Стоимость набора таких заглушек может достигать 5000—7000 ₽. Их проще всего найти на маркетплейсах.

Чтобы удалить пневмоэлектрический или электрический EGR, механического вмешательства будет недостаточно. Нужно корректировать прошивку, иначе блок управления будет выдавать ошибку, а ДВС будет работать в аварийном режиме с пониженной мощностью. В случае с несложными в плане электроники машинами работа с прошивкой обычно стоит 3000—5000 ₽. Но если речь идет о каком-нибудь БМВ или Вольво — могут попросить и 30 000 ₽.

Заглушка повторяет форму отверстия, которое необходимо заглушить. Источник: ozon.ru
Заглушка повторяет форму отверстия, которое необходимо заглушить. Источник: ozon.ru

Допустим, систему EGR удалили механически и программно. Кажется, что теперь все в порядке, но нет. Вот что важно иметь в виду:

  1. В конструкцию ДВС и прошивку вмешались, а значит, можно забыть про гарантию.
  2. Прошивка может повлиять не только на гарантию. Официально такие не делают, фактически это чип-тюнинг, который владелец автомобиля делает на свой страх и риск. Неизвестно, кто эту прошивку разработал и что он в ней скорректировал. Никто наверняка не скажет, что будет с расходом топлива и ресурсом ДВС.
  3. Вредных выбросов стало больше. В России за это не штрафуют — полно сервисов, которые вместе с EGR с удовольствием удалят сажевый фильтр и зальют прошивку Евро-2. Машина может поехать бодрее, но от нее будет резко пахнуть выхлопными газами. Особенно в гараже или закрытом паркинге.

Что в итоге

Более-менее современные двигатели и системы EGR не доставляют хлопот владельцам. В некоторых моторах есть фазорегуляторы и EGR нет с завода. Фазы газораспределения настроены так, что рециркуляция отработавших газов происходит через впускные и выпускные клапаны. Есть более современные системы EGR: отработавшие газы забираются после сажевого фильтра, в двигатель попадает гораздо меньше загрязнений.

Если вам не плевать не экологию, то лучше оставить мотор в покое и не мешать машине работать так, как положено по заводу. Если же все-таки возникнут проблемы с клапаном EGR, не стоит его глушить и отшивать. Как минимум стоит посчитать, сколько будет стоить новый клапан и его замена, а потом сопоставить расходы на то, чтобы его удалить.


В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Алексей ФедоровДоводилось иметь дело с неисправным EGR на какой-то из своих машин? Расскажите, как все прошло:
  • Андрей БПомню, как когда-то чистил егр от сажи, увы, с нашим топливом нужно это делать каждые пару лет. Ох и геморра ж было добраться до него и снять. Хорошо, что сажевый и егр давно отшиты.0
  • PianistKIZ, чушь. Существуют автомобили, которые поставляются на разные рынки с одними и теме же моторами или с егр или без. И ничего, едят. В Австралию например поставляют без ЕГР, а в Европу с ЕГР.2
  • PianistОтключил ЕГР самостоятельно: езжу и радуюсь. Перешивать ничего не пришлось, так как мотор древний как мамонт. Нет никакой пользы доя экологии с этим егр. Это косвенно подтверждается вскрывающимися фактами, как сами автопроизводители умышленно занижают значения выбросов своих автомобилей, чтобы вписаться в нормы. Ужесточение норм сделано умышленно, чтобы продвигать якобы чистые электромобили.3
  • Виктор КирсановАндрей, у нас на самом деле очень хорошее ДТ, особенно татнефть, заправляйтесь на хороших заправках и будет вам счастье. Кстати Европа до недавнего времени практически вся ездила на нашем дизеле. ЕГР везде ставят, чтобы влезть в жесткие экологические нормы.2
  • Виктор КирсановPianist, это точно, тем более у нас в стране кругом ездят древние, вонючие грузовики и если ваш кроссовер будет не евро5, а евро3 ничего не изменится, лучше бутылку пластиковую в переработку отправить - толку больше6
  • runningwildА может это из-за льющих форсунок быстрее произойдет, чем от глушения егр?)0
  • Андрей БВиктор, естественно, я на плохих никогда не заправлялся). В нашем регионе хорошими в контексте ДТ можно назвать только Лукойл и Шелл. Проблемы регенерации сажевого фильтра, который ставят, чтобы влезть в ограничения по выбросу, при езде на короткие дистанции в городе также присутствуют. Отсутствие должной регенерации - в первую очередь вред для автомобиля. Ну а забота об экологии откладывается, покуда в городе присутствуют грузовики и 30летние вазы с эко классом Евро минус 1:)0
  • Андрей БPeter, как штрафовать, когда разрешена эксплуатация двух одинаковых автомобилей с практически одинаковым двигателем: один с DPF и EGR, другой без?:)0
  • Alex SАндрей, нормальная логика. Если рядом грузовик какой-то вредит, то и мне можно. Не мы такие, жизнь такая!0
  • Андрей БAlex, не совсем такая логика. Логика: смысл бороться с тем, с чем не имеет смысла бороться. Это как убирать за бомжами, которые мусорят за домом. Ты будешь убирать - а они будут продолжать. И ты не мусоришь, но мусор все равно будет появляться. До тех пор, пока нет запрета на мусор за домом в виде наказания/штрафа (читать физического объяснения бомжам). Так и тут - можно автомобилям всего города поставить DPF, но один древнющий Икарус наносит вреда в разы больше остальных. Нужно не бороться с собой, а запрещать законодательно. Когда будет запрещено - тогда будет и сажевый.2
  • Ольга СтепановаАндрей, а может для начала перестать делать одноразовые вещи (или продукты с запланированным устреванием)? Вся кап.промышленность работает на то, чтобы сделать предмет, который прослужит один/три года. А потом проще купить новый. Если богатым капиталистам не жалко планету, то чего вы хотите от меня?) Сознательности? Понимания? Заботы об экологии? (Три раза ха). (Ресурсы конечны, если всё потратим сейчас - не полетим к звёздам, а тихо сдохнем на земле).3
  • DeletedУ самого Ховер Н5 дизель ( китаец ) 2 литра турбо стоит ЕГР, я его раза 3 уже меня л пробег на машине 250 тыс км, машине 10 лет. Незнаю по мне проще его поменять или почистить от сажи ( берете очиститель карба и моете хорошенько в нем его ). Тоже думал глушить но тут кто то выше писал про температуры, да есть такая штука что ЕГР снижает темпу , но блин ребят вы хоть пробеги на своих машинах пишите.... не вижу проблем в его глушении по крайней мере на китайце ( 5 тыс руб клапан и 3 винта его выкрутить 🤣🤣🤣🤣 )1
  • Август РимскийPianist, Пока не увижу, что лесопосадок в нашей стране больше, чем леса вырубается, - слал, шлю и буду посылать всех "зелёных" лесом.0
  • Железный инженерAlex, а как егр помогает экономить?0
  • Геннадий ЛадырдаАндрей, часто проблема загрязнения ЕГР лежит в плоскости масла, используемого в двигателе. Дело в том, что большинство людей заливают в мотор синтетику, которая, как правило, забивает поршневые кольца нагаром и ведёт к увеличенному расходу масла двигателем. Масло обильно летит сначала в выпуск, а затем через ЕГР во впуск и является причиной отложений сажи во впуске, так как сажа прилипает к маслу на стенках впускного коллектора. Кроме того, само по себе масло, выбрасываемое из двигателя, практически является уже золой, смешанной с сажей от горения топлива. Именно поэтому сложно отмыть этот кокс от ЕГР. Там часто образуются реальные наросты, перекрывающие доступ воздуха. Хорошее минеральное масло могло бы смягчить эффект загрязнения ЕГР, но попробуй нынче отыщи человека, использующего такое в современном двигателе. А топливо у нас в стране на сетевых АЗС отличное, удовлетворяющее всем внутренним и международным стандартам.0
  • Алексей ЦентнерДобрый день. Владею Toyota Land Cruiser Prado 150 дизельный двигатель 1GD-FTV. Сначала загорелась лампа Chek Engine. Затем появилась надпись, что сажевый фильтр заполнен, потом появилась надпись, что я должен обратиться к дилеру. В итоге на сервисе разобрали впускной тракт, почистили детали в ультра звуковой ванне, очистили каналы головки блока. Неисправна оказалась пятая форсунка, которая выжигает сажевый фильтр. Поставили заглушки на каналы, заменили форсунку, сажевый фильтр оставили в рабочем состоянии. Провели чип тюнинг, только для того, чтобы блок управления не выдавал ошибку. Мощность и прочее не трогали. Машина стала чуть меньше расходовать топлива, примерно на литр на 100 км. Остальное без изменений.3
  • Странник1) Почитал комменты и репу зачесал: вроде и с EGR, и без него – в любом случае счастье! 2) Вот только одно напрягает: ОЧЕНЬ бы не хотелось ускоренного засорения впускных клапанов и нагара на поршнях, а следовательно и выпускных клапанов (при наличии EGR) !!! П. С. А теория об использовании минерального моторного масла вместо полностью синтетического ввергла в шок! Или я плохо изучаю мат. часть... 🤔0
  • volodin661 volodin661Alex, каким образом можно повысить КПД двигателя, если вместо кислорода, который является окислителем, в цилиндры поступают инертные газы - суть продукты сгорания ?0
  • Алексvolodin661, уменьшение количества кислорода снижает температуру горения и позволяет более точно поддерживать необходимую стехиометрию, если мы говорим о бензине. Таким образом можно установить более ранее зажигание, уменьшить риск детонации и улучшить сгорание топлива. Это увеличивает кпд и как следствие мощность. Также для бензинового двигателя егр снижает так называемые насосные потери, потому что часть воздуха в цилиндр заходит не через выпускной тракт. Это тоже увеличивает кпд на определённых режимах.0
  • Виталий КузнецовКиа к 5 2,5 лит.0
  • Катя ЧерноваАвгуст, буквально на той неделе, в субботу, была в Песковском лесничестве. Сажали сосны на месте тех, что не прижились. А что Вы делаете для экологии? Надеюсь, хотя бы не мусорите. Про переработку и посадки лесов, наверное, не стоит даже спрашивать, верно?0
  • Виталий КузнецовКиа К 5 2,5 лит. Повышается обороты 1,1 -1,20
  • Игорь КореваНе сгоревший кислород..... Гениально !!!!0
  • Игорь КореваКороче, чтоб человеку клапан ЕГР установить - нужна трубка из ЖЖопы в нос.0
  • Сергей МиронычевСтранно , что автор не указал главный плюс клапана егр на дизеле. А именно благодаря ему дизель ровнее и быстрее прогревается зимой0