Я занимаюсь бегом, горными лыжами и верховой ездой и трачу на это больше 500 000 ₽ в год
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Спорт в детстве
Я никогда не была особо спортивным человеком. Все детство болела не переставая, а чтобы заразиться, было достаточно малейшего чиха рядом со мной.
Несмотря на это, родители пытались отдать меня на плавание, когда мне было лет восемь. Но в городе постоянно отключали горячую воду, и вместо плавания у нас был бег по скверу возле бассейна. Занятия решили прекратить через пару месяцев. Как ни странно, это не помешало мне во взрослом возрасте проплывать километр брассом за 18—20 минут — притом что я никогда в жизни не занималась плаванием.
В 12 лет мы с семьей переехали в Москву, и благодаря однокласснице я узнала про конноспортивный комплекс «Битца». Через полгода поехала туда договариваться с кем-нибудь из тренеров, чтобы меня приняли, и в одной из трех учебных групп нашлось место. Около года-полутора я прозанималась верховой ездой. Но особых успехов не достигла, так как никто особо нами не занимался. С лошади не падаешь — отлично!
После переезда в другой район в 14 лет я пыталась продолжить занятия и даже договорилась с тренером в конноспортивном комплексе «Измайлово», что она оценит мои навыки и, если ее все устроит, будет меня тренировать. Но мать запретила.
Спорт во взрослом возрасте
О спорте было забыто лет до тридцати — тогда был куплен первый абонемент в фитнес-клуб ради бассейна. В него я проходила около полугода. Клуб находился в центре Москвы, рядом с моим офисом. Но вскоре я ушла с работы, и ездить из Подольска, где я тогда жила, стало неудобно. Промучившись пару месяцев, перестала туда ходить.
Следующая попытка была в фитнес-клубе рядом с домом, где я провела уже полтора года: занималась йогой, силовыми тренировками, пилатесом и растяжкой. Но потом снова переехала, сменив Подольск на СЗАО. Это был 2018 год.
Третий абонемент в фитнес случился аж в 2020 году, когда во время эпопеи с покупкой недвижимости я взяла абонемент в фитнес через дорогу от работы. Ходила не только помыться, но и позаниматься. Полгода тренировалась по два-три часа в день два-три раза в неделю.
Но потом в фитнесе стало очень людно, а режим «дом — работа — фитнес» не оставлял времени даже на то, чтобы просто подышать свежим воздухом. В итоге постепенно занятия в клубе я почти прекратила.
Иногда заходила поплавать, но вода внезапно стала какая-то слишком мокрая. Захаживала на групповые BodyPump, но плотность людей, занимающихся в зале, делала тренировку некомфортной. В какой-то момент перестала совсем.
С 2022 года у меня есть три вида спорта, которые доставляют удовольствие, но требуют серьезных затрат. Причем не только финансовых, но и временных.
Это бег, верховая езда и горные лыжи. Иногда эти тренировки разбавляются занятиями растяжкой или со штангой дома, а также поездками на 40—60 км на велосипеде в теплое время года.
Расскажу обо всех видах по порядку.
Горные лыжи
Все началось с вопроса 20 декабря 2021 года: «Дорогая, а не хотим ли мы отпраздновать твой день рождения в горах на лыжах?» Я ответила, что хочу, но только на лыжах никогда не стояла.
Четыре дня мы провели на подмосковных курортах Степаново и Сорочаны. В первый день меня поставили на учебный склон и сказали: «Едем пиццей! И поворачиваем!» Я уехала в сетку, потому что повернуть «пиццей» не смогла.
«Тогда делаем р-р-раз!» — была дана новая команда. Мне показали резаный поворот с поднятием внутренней ноги. Он получался у меня гораздо лучше поворота в плуге. И дело пошло на лад, насколько это было возможно при таком «всеобъемлющем» обучении.
После чего на «Авито» был куплен комбинезон, в комиссионке — ботинки, а в магазине — лыжи К2 True Luv. Они были дешевые, моей ростовки, и девочка на «Авито», которой я написала по поводу объявления о продаже б/у горных лыж, сказала: «Купите себе К2 True Luv, вам их надолго хватит! Я на них десять лет каталась!»
Еще три дня мы готовили меня к поездке в Сорочанах, где на вершине красных склонов я стояла с дергающимся глазом и воплями: «Масяня, там же лестница!»
И вот 4 января я уже съезжаю с черной — самой высокой по уровню сложности — трассы на Северном склоне Архыза. Попала я на нее по ошибке, но оказалось, что в гордом одиночестве спускаться по ней гораздо спокойнее, чем по соседней синей в плохо катающейся толпе.
Пару дней спустя мои спутники решили, что я уже совсем освоилась, и потащили меня на «Гравитацию» — трассу с началом на высоте 2839 м. Большую часть сезона она закрыта из-за сильных ветров. А если открыта, то, скорее всего, будет жесткой и заледеневшей, с россыпью камушков.
Когда мы стояли на вершине, от открывающегося вида — узкий склон с уклоном в сторону обрыва, отсутствие сеток, лед, камни — у меня буквально подкашивались ноги. Мозг отказывался совершать самоубийство, но пришлось ехать. Склон был пустой. Незадолго до нашего старта вниз уехала единственная группа лыжников из взрослых и детей.
Во время спуска я ошиблась, и лыжи, направленные в этот момент вниз, моментально начали набирать скорость. Как покажут потом спортивные часы, скорость была 72,5 км/ч. С моими навыками катания, как затормозить и не убиться в этих условиях, я не придумала. Решила, что моя задача-максимум — просто устоять на ногах и доехать до долгого и пологого выката, где я остановлюсь сама по себе.
И все бы ничего, если бы в самом конце склона не оказалась та самая группа с детьми. Мужчина с ребенком решили поехать поперек трассы в тот самый момент, когда там летела я. Об кого тормозить на такой скорости — очень сложный выбор. Тогда я закричала что есть мочи: «Осторожно!» Повезло, что они услышали и остановились, а я пролетела между ними.
В тот момент я думала, что у меня случился инфаркт.
Так больно за грудиной мне не было никогда! Мысли были примерно такие: «Сейчас докачусь, вызову скорую и умру от разрыва сердца в 38 лет».
Потом меня догнал главный зачинщик из нашей компании и накричал, что я «летаю», вообще-то, «верхний» всегда виноват, а не люди, которые ездят поперек склона, не глядя по сторонам. Но почему-то в тот момент он не подумал, что человек, который стоит на лыжах всего неделю и не учился у тренера, просто не должен был спускаться с таких трасс. И что закончиться все могло гораздо печальнее. Осознание к нему пришло только вечером. Долго извинялся.
По возвращении из Архыза стало понятно, что горные лыжи мне очень понравились, но без занятий с тренером не обойтись.
Тогда я нашла специалиста, взяла у него пару индивидуальных тренировок и еще пару раз занималась в группе. Стало больше понимания, как все должно работать. Но была нужна практика, практика и еще раз практика.
На следующий сезон я снова взяла несколько занятий с тренером перед поездкой в Архыз, уже с человеком, который ставил меня на лыжи и имел за плечами 40 лет опыта, но, как выяснилось, не мастерства. Тогда я поняла, что прогресс возможен только при занятиях в горах, а не на подмосковных склонах. И вписалась в выездной групповой тренинг в Кировске. Там выяснилось, что свои лыжи я переросла по уровню катания, а ботинки мне не подходят.
За два года занятий я дважды была в Архызе, по одному разу в Кировске и Шерегеше.
Сейчас моя главная задача — отработать навыки ноябрьского Шерегеша и за зиму два-три раза в неделю доезжать до Сорочан. А потом по максимуму покататься в Кировске в апреле.
Бег
Бег случился со мной осенью 2022 года, когда мы присоединились на выходные к друзьям, которые отдыхали в Абхазии. Там меня впервые позвали на пробежку. На все мои возражения, что я никогда не бегала и, скорее всего, не выдержу и двухсот метров, мне сказали «ты справишься» и выдали шорты.
Оказалось, что я могу бежать долго, если выбрать правильный темп. В тот день я осилила около 7,5 км.
Вернувшись в Москву, купила себе кроссовки и радостно начала бегать по 8 км три раза в неделю. Примерно после 40—45 км со мной попрощалась коленка. Пару недель я восстанавливалась с помощью противовоспалительной мази и эластичного бинта.
Следующая попытка была уже под руководством онлайн-тренера, но ее больше интересовали Дубай и успех в соцсетях, чем ее ученики. Я вновь превысила беговую нагрузку, и в этот раз со мной попрощались оба голеностопа. Приходила в себя уже месяц. А восстановившись, сменила тренера.
Моей целью на три месяца тренировок с новым тренером было улучшить технику и скоростные показатели. Но до конца тренинга я не добегала. Тогда я ушла в работу без выходных, и три тренировки в неделю по четыре часа с ежедневным сном по пять часов мой организм просто не вывез. Мышцы забивались, связки болели. Времени на восстановление явно не хватало, и я решила взять паузу.
К бегу вернулась только через три месяца. Начинала с коротких пробежек по 4—5 км раз в неделю. Через месяц мы поехали на выходные в Сочи, где я закрыла свой гештальт с бегом по набережной.
Так как выходные проходили бурно, я решила, что с моего измученного «Нарзаном» организма хватит шести километров, и пять из них внезапно пробежала за 29 минут 59 секунд. Поделилась этой новостью с тренером — хоть мы больше и не занимались, цель была выполнена. Она тоже порадовалась и сказала, что в Сочи всегда бежится легче и быстрее.
Но, вернувшись домой, я повторила и улучшила результат уже в пробежке по лесу, преодолев дистанцию 5 км за 29 минут 3 секунды, а 10 км — за 59 минут 29 секунд. Сейчас бегаю раз в четыре дня по 7—10 км в зависимости от погоды и самочувствия.
Верховая езда
Этой осенью я решила возобновить занятия верховой ездой. А по сути — начать с нуля, так как все навыки были получены очень давно и неправильно.
Это была уже третья попытка за последние четыре года, но каждый раз происходило одно и то же.
Я приходила и говорила, что меня надо учить с нуля, потому что никто и никогда нормально мной не занимался. Но тренер обнаруживал, что я неплохо сижу в седле на любых аллюрах, а самые капризные лошади загадочным образом меня слушаются, и забивал. Занятие превращалось в покатушки.
И вот я совершенно случайно нашла инструктора, которая каждые 30 секунд говорила, что я что-то делаю не так. С тренировки я уходила в легкой депрессии, но результатами и прогрессом была совершенно довольна.
Этот опыт даже помог мне узнать что-то новое о себе. Например, если у меня не получается делать как надо с первого раза, продолжать и не считать себя необучаемым дебилом стоит мне больших усилий.
Где-то пять занятий мы пытались усадить меня в седло на галопе, но мне каждый раз казалось, что я слишком сильно подлетаю вверх. Из-за этого начинали напрягаться ноги, поднимались колени и терялись стремена.
После одной из тренировок я попыталась уговорить тренера на галоп без стремян. Объяснила, что так мне будет проще сосредоточиться на посадке. Я привыкну, расслаблюсь, а там и вернем стремена. В детстве я постоянно носилась на лошадях без стремян и была уверена, что и сейчас вполне справлюсь с галопом.
Тренер не соглашалась. Но на последней тренировке перед Новым годом, после очередных потерь стремян на галопе, я предложила еще раз. Может быть, потому что никого, кроме нас, в манеже не было, она все-таки разрешила. И оказалось, что без стремян на галопе у меня все очень даже хорошо. Посадка вышла гораздо лучше. Тренер долго удивлялась: «Кто бы мог подумать! Обычно я всех уговариваю попробовать без стремян, а все против!» А я ходила за ней хвостиком и повторяла: «Я же говорила!»
Из-за того, что в верховой езде кроме тебя есть еще живая лошадь со своими физическими и психическими особенностями, не всегда то, что получается на одной, сразу получится на другой. К тому же у начинающего всадника.
Главная особенность верховой езды в том, что это долгий и очень масштабный процесс, и иллюзий, что за год я могу взять мастера спорта и золото на чемпионате мира, у меня нет. Одна тренировка с учетом дороги занимает 4—4,5 часа. А в идеале — это ежедневные тренировки и своя лошадь, если хочется спортивных результатов. Но это ОЧЕНЬ дорого.
Будем смотреть правде в глаза: мужа-миллионера, который бы все это оплачивал, а я могла не работать, у меня пока нет. Поэтому на текущий момент моя цель — вписать хотя бы одну тренировку в неделю во время горнолыжного сезона и ходить на две, когда он закончится.
Расходы
Бег. За год и два месяца потратила около 140 000 ₽. Затраты складываются из нескольких статей расходов.
Во-первых, это летний и зимний гардероб для занятий. Из одежды у меня три пары кроссовок, шорты, двое тайтсов, два топа-бра, две пары зимних и две пары летних носков, лонгслив и утепленный лонгслив, ветровка, куртка софтшелл, баф, перчатки на зиму и термошорты, чтобы зимой не мерзла попа.
Еще есть термобелье, но оно покупалось для горных лыж и бега, так что тут расходы можно поделить: в беге надеваю только термокофту как первый слой зимой.
Во-вторых, индивидуальные занятия. Полтора месяца с первым тренером стоили около 8000 ₽. Три месяца со вторым тренером обошлись в 14 900 ₽.
В-третьих, купила нагрудный пульсометр и обновила часы на Garmin Fenix 6S. Но часы я покупала не только для бега, поэтому стоимость тоже можно считать не полностью, возьмем половину.
Горные лыжи. В 2023 году пришлось сменить горнолыжное снаряжение — все вышло примерно на 150 000 ₽.
В расходы на этот вид спорта входит и бюджет на поездки:
- Архыз обошелся примерно в 120 000 ₽.
- Кировск — около 100 000 ₽, включая тренерский взнос.
- Шерегеш побил все рекорды — около 180 000 ₽, тоже включая тренерский взнос.
Верховая езда. По объему трат этот вид мог бы запросто побить все рекорды, но мне пока удается укладываться в 36 000 ₽ за месяц-полтора занятий.
Одна тренировка у моего тренера стоит сейчас 3000 ₽. Если не брать в расчет неизбежные расходы на экипировку для всадника, в месяц это минимум 24 000 ₽ при двух тренировках в неделю. Я уже купила ботинки и выездковый хлыст, бриджи остались с прошлых времен. Еще нужны как минимум краги, и весной понадобятся еще одни ботинки.
В идеале, конечно, купить свою лошадь или хотя бы взять в аренду, посещать занятия три-четыре раза в неделю и выделять ежемесячный бюджет около 100 000 ₽, то есть 1 200 000 ₽ в год. Сейчас от таких трат меня спасает только рабочий график. Но в следующем году надо будет что-то придумывать.
Расходы на спорт — 725 900 ₽
Поездки на горнолыжные курорты | 400 000 ₽ |
Замена горнолыжного снаряжения | 150 000 ₽ |
Экипировка для бега на весну, лето и осень | 57 000 ₽ |
Занятия с тренером по верховой езде, в месяц | 36 000 ₽ |
Экипировка для бега в холодную погоду | 35 000 ₽ |
Пульсометр и часы | 25 000 ₽ |
Тренировки со вторым тренером | 14 900 ₽ |
Тренировки с первым тренером | 8 000 ₽ |
Расходы на спорт — 725 900 ₽
Поездки на горнолыжные курорты | 400 000 ₽ |
Замена горнолыжного снаряжения | 150 000 ₽ |
Экипировка для бега на весну, лето и осень | 57 000 ₽ |
Занятия с тренером по верховой езде, в месяц | 36 000 ₽ |
Экипировка для бега в холодную погоду | 35 000 ₽ |
Пульсометр и часы | 25 000 ₽ |
Тренировки со вторым тренером | 14 900 ₽ |
Тренировки с первым тренером | 8 000 ₽ |
Способы экономить. Я стараюсь все покупать либо по акции, либо на распродаже прошлогодних коллекций, либо с дисконтными картами. Они у меня есть во всех крупных магазинах с максимальной скидкой.
Билеты и отели бронирую сильно заранее, где это возможно. Но, например, на январские праздники отели открытие бронирования откладывают до последнего, выжидая, насколько высокую цену можно будет поставить в этом году. Поэтому не всегда удается сэкономить на этом пункте.
Мотивация
Лучшая мотивация — получать удовольствие от процесса. Тогда ты будешь заниматься в любое время дня и года. И конечно, необходимо немного дисциплины.
Я много времени провожу в помещении, поэтому занятия бегом и горными лыжами приносят мне кайф еще и от свежего воздуха!
А красивое отражение в зеркале, возможность больше есть и не поправляться, отличный иммунитет и улучшение выносливости идут бонусом.