Как проходят хакатоны и чем они полезны разработчикам

Как собрать команду, придумать лучшее решение и выиграть приз

4
Как проходят хакатоны и чем они полезны разработчикам
Аватар автора

Александр Яковлев

руководитель разработки бизнес-линии в Тинькофф

Страница автора
Аватар автора

Елизавета Черкасова

расспросила о хакатонах

Страница автора

Хакатон — это соревнование для разработчиков, где нужно за короткое время подготовить решение ИТ-проблемы и представить его жюри.

Впервые я принял участие в 2018 году — и выиграл. После мы с командой участвовали в других мероприятиях, а две наши идеи даже стали полноценными продуктами.

Опираясь на свой опыт, расскажу, чем хакатоны полезны разработчику и какие стратегии увеличивают шансы на победу.

Что такое хакатоны и зачем они нужны

Термин появился в 1999 году на одной американской конференции, хотя похожие мероприятия проводили и прежде. Буквально hackathon переводится как «марафон взлома», но это не значит, что все хакатоны связаны с хакингом. Наоборот, большая часть ивентов посвящена доработке и созданию продуктов, исправлению багов, проверке идей и гипотез.

Обычно хакатоны организуют крупные компании, они же формируют призовой фонд и устанавливают регламент мероприятия, к примеру тему и продолжительность. Последняя зависит от сложности задач: скажем, на создание нового способа для сбора источников трафика понадобится больше времени, чем для исправления конкретного бага в приложении. Так что марафон может длиться и сутки, и несколько месяцев с периодическими встречами для фиксирования прогресса.

Хакатоны — командные соревнования, поэтому участники заранее объединяются в группы и продумывают решение, но случается так, что разработчики приходят и без готовых команд. Это не всегда хорошо, потому что на хакатоне много работы и мало времени.

В конце участники презентуют свои разработки, а организаторы выбирают победителя: в зависимости от условий хакатона кому-то делают предложение о работе или выплачивают денежный приз, у кого-то покупают проект, в кого-то инвестируют. К примеру, с хакатонов начались ИТ-компании вроде AutoMatter, Blockify и Cropsafe.

В общем, цель хакатона для организатора — решение внутренних задач, например исправление бага или хантинг сотрудников. Разработчики же на соревновании прокачивают креативное мышление, работу в команде, тестируют свои идеи и заводят знакомства.

Как проходят хакатоны: личный опыт

За свою карьеру я поучаствовал в шести мероприятиях, в пяти моя команда одержала победу. В каждом случае мы приобрели для себя что-то новое — как в материальном плане, так и в смысле навыков и проектов. С 2022 года взял паузу: решил сосредоточиться на других проектах. Возможно, в будущем вернусь к соревнованиям. Расскажу о трех хакатонах, которые запомнились больше всего.

Мой путь начался в 2018 году на Хакатоне № 1 от Тинькофф. К тому времени компания ни разу не проводила хакатоны, и от этого участвовать было еще интереснее.

Помню, 12 сентября — в день презентации iPhone X — всем сотрудникам разослали приглашение: старт запланировали на 29 сентября в 11:00, а финал — на 30 сентября в то же время. Темой стало менторство — участникам поручили разработать программу, с помощью которой новые сотрудники искали бы себе наставника внутри компании и свободно с ним общались. Сначала мы не поняли, почему организаторы выбрали эту сферу, но эйчары объяснили, что все неспроста.

К тому времени команды разработчиков сильно разрослись, сотрудники работали над проектами из 10 городов в разных часовых поясах — от Москвы до Новосибирска. Поэтому вопросы обучения, распределения задач и курирования удаленной работы стали насущными. Хакатон задумывался как площадка для поиска новых решений в управлении и для развития существующих вариантов.

Погружены в решение
Погружены в решение

В день хакатона мы собрались в офисе и начали кодить. На оформление идеи были сутки: спали от силы пару часов, но успели сделать все вовремя и как запланировали. Наше командное решение усовершенствовало поиск наставников для новичков в компании — после хакатона его взяли в работу.

Если коротко, мы придумали приложение, в котором опытные сотрудники создают себе профиль и по принципу тегов отмечают, какими навыками владеют. Так новенькие, которые еще не наладили связи с коллегами, видят, кто разбирается в том или ином проекте или технологии, и подыскивают наставника, чтобы набраться знаний.

Мы победили и в общей номинации, и среди зрителей, но последний трофей в конечном счете передали другой команде. В качестве призов получили по iPhone Х за день до релиза — дата рассылки приглашений оказалась неслучайной.

Наше решение в разработке
Празднуем триумф — команду назвали SkillCloud
Довольны призами

Второй мой хакатон — Urban.Tech Challenge, тоже прошел в 2018 году. Тема — развитие и оптимизация процессов городской среды, партнерами выступали ПИК, «Ростелеком» и несколько других корпораций. В мероприятии участвовало 117 команд — на тот момент хакатон позиционировался как самый крупный в России. Для меня это было самое долгое соревнование — 72 часа.

Хакатон состоял из нескольких треков, мы боролись за приз в номинации Real Estate Tech: создавали прототип алгоритма для автопланирования отгрузок железобетонных изделий.

Некоторые участники приходили со спальными мешками и в перерывах между кодингом спали по очереди. Мы распределили работу иначе: писали код, а когда уставали, шли домой спать по четыре-пять часов, после возвращались и вновь кодили. Наша команда снова победила — мы получили 100 000 ₽ на четверых.

Наша идея — на «Луме» можно посмотреть, как работает финальный вариант
Команда с призом за победу — в этот раз назвались Hermes. Мероприятие прошло на фабрике «Красный Октябрь»
Команда с призом за победу — в этот раз назвались Hermes. Мероприятие прошло на фабрике «Красный Октябрь»

Но особенно мне запомнился третий хакатон — он состоялся 23 февраля 2019 года, спонсором тоже был Тинькофф, в этот раз призом стали путевки в Сочи, где мы катались на сноубордах. Наверное, эта награда остается самой интересной среди остальных соревнований. Нам дали 24 часа на разработку платформы для представления данных по скорингу клиентов. К тому моменту команда уже поднаторела, поэтому мы работали быстро и в комфортном режиме. Ограничений по технологиям и концепциям, как это часто бывает, не ставили. Ниже поясню, почему это хорошо и порой играет на руку.

Мы разработали FaaS-решение прототипа скоринговой платформы — подробнее о нем я писал на «Хабре». Разработка помогала клиентам быстрее и проще рассчитать вероятность получения кредита. Платформа принесла нам первое место и позже превратилась в полноценный продукт в среде банка.

Схема нашей разработки
Проводим питч
Отдыхаем в Сочи

Зачем разработчику участвовать в хакатоне

Справедливый вопрос — ведь на мероприятии нужно сутки-трое из кожи вон лезть, не спать и решать какую-то проблему. На мой взгляд, причины ниже перевешивают недостатки.

Азарт. Субъективно я всегда шел на соревнования за драйвом: решать задачи с таким запалом не удается нигде, кроме как на хакатоне.

Проверка своих идей и способностей. Соревнования — отличная возможность протестировать свои задумки, которые обычно уходят в стол, и проверить навыки эффективной работы: тайм-менеджмент, критическое мышление, умение презентовать результаты.

Также в экстремальных условиях получается проверить свои интеллектуальные способности: насколько быстро можешь придумать и реализовать оптимальное решение, какие углы умеешь срезать без потери качества.

Возможности организма оставляю за скобками, потому что на хакатоне, даже если он идет 24 часа, лучше хотя бы немного поспать. Продуктивно отработать выделенное время целиком вряд ли получится, все мы люди.

Работа в команде. Благодаря хакатонам я получил навыки быстрой и слаженной работы в команде, которые не раз выручали меня в непредвиденных ситуациях на реальных задачах. Вообще, это важное умение, не на каждой работе удается в полной мере его прокачать, потому что чаще разработчик самостоятельно выполняет однотипные задачи и редко взаимодействует с командой. Из-за этого страдают и социальная жизнь, и коммуникация.

На хакатоне же участник полностью фокусируется на командном взаимодействии: без него сложно создать достойный продукт. В процессе я не раз обнаруживал, что работа в команде учит с умом распределять дела и время. Этот навык заставил меня смотреть на задачи глобально, комплексно продумывать аспекты будущего продукта, что тоже полезно в деле.

Усердный кодинг на Хакатоне № 1
Усердный кодинг на Хакатоне № 1

Работа с новыми инструментами и сервисами. Хакатон — хороший повод попробовать интересные вам технологии в решении конкретной проблемы. Так станет ясно, что лучше использовать в создании продуктов: какие платформы сэкономят время, какие сработают эффективнее. Или можно отточить владение привычными инструментами. Такое особенно актуально, если вы разработчик и планируете развиваться в этом ключе.

Новые знакомства. На хакатоне собирается много команд, и все ребята — единомышленники. Так что получится пообщаться, обменяться опытом, найти новых друзей и коллег. Подобный нетворкинг пригодится, когда для нового проекта понадобится толковый специалист — если у вас много знакомых, такой найдется быстро.

Вакансии и инвестиции. Компании, которые проводят хакатоны, зачастую нанимают хороших специалистов или же инвестируют в проекты. Если планируете или уже запускаете стартап — приходите на хакатон. Возможно, на мероприятии получится найти спонсоров и договориться с ними о долгосрочной поддержке.

Материальная выгода. Призы на хакатонах зачастую денежные. Среди всех соревнований, в которых я участвовал, максимальный приз победителей, помнится, составлял 800 000 или 900 000 ₽ на команду.

Развитие T-shape — компетенций. На хакатоне в дополнение к основной специальности придется освоить несколько других, попробовать себя в разных ролях: недостаточно быть экспертом лишь в одной области, I-shape. Поэтому одна из главных личных целей для участника — превращение себя в T-shape-специалиста. Такой сотрудник глубоко разбирается как минимум в одной области и на базовом уровне общается с коллегами из смежных сфер.

Слайд из моей лекции про хакатоны: по вертикали располагается глубина знания, по горизонтали — ширина
Слайд из моей лекции про хакатоны: по вертикали располагается глубина знания, по горизонтали — ширина

Как увеличить шансы на победу в хакатоне

Типичный хакатон состоит из четырех этапов — и на каждом можно создать себе преимущество:

  1. Придумывание идеи.
  2. Создание команды.
  3. Разработка MVP или прототипа.
  4. Питч.

Придумывание идеи. Любой хакатон начинается с анонса — примерно за месяц-два до начала, хотя бывают исключения, как с моим первым состязанием: о нем рассказали за пару недель до старта. После объявления участники формируют команды и развивают первичные идеи для решения поставленной задачи.

Когда соревнование начнется, будет немного времени, чтобы закрепить выбранную идею или поменять ее. Последнее случается часто, так как общение с организаторами, заказчиками и пользователями системы раскрывает неочевидные тонкости и подсказывает лучший вариант решения. Мы с командой бывали в такой ситуации. Важно помнить, что успешные идеи — это те, что внимательно работают с недостатками, которые уже заметили компания и пользователи.

Хорошая идея на хакатоне — уже половина успеха.

Дам четыре совета, как проработать идею, которая с высокой вероятностью победит:

  1. Придумав формулировку идеи, устройте командный мозговой штурм: обдумайте детали и продумайте перспективу продукта — так, чтобы он закрывал конкретную проблему, заявленную на хакатоне.
  2. Общайтесь с заказчиками и организаторами — заранее или уже на мероприятии: они лучше знают, что идет не так и какой примерно нужен результат. Калибруйте проект по отзывам и комментариям.
  3. Поговорите с потенциальными пользователями продукта: контакт с ними поможет лучше понять, какие проблемы существуют и что можно сделать, чтобы их исправить. Постарайтесь собрать как можно больше обратной связи, потому что проблему, которой вы заняты, скорее всего, уже пытались решить.
  4. Самое важное — не озвучивайте идею организаторам и заказчикам, пока не соберете достаточно обратной связи и не сформулируете ее четко и стройно. Так вы сможете подать материал лучшим образом, чтобы заказчики захотели применить решение.

Все рекомендации опробованы на деле: на соревнованиях мы несколько раз меняли первоначальные идеи после общения с заказчиком, так как открывались неизвестные данные, пожелания и проблемы. Думаю, именно благодаря тщательной работе с людьми и их желаниями у нас получилось много крутых продуктов. Внимание к словам позволит найти ключ даже к самому сложному заданию и не до конца определившемуся заказчику.

Создание команды. На хакатоне важна командная работа, именно она помогает достичь успеха. Для создания крутой команды нужно учесть и технические навыки участников, и особенности их характера.

На хакатоне не потребуется писать ничего сложного, главное — уметь работать быстро. Однако описанные ниже технические компетенции помогут сделать работу эффективнее:

  1. Настраивать CI/CD-пайплайн. С таким методом удастся выводить на рабочий стенд каждое изменение в коде. Это поможет не запутаться в последующих изменениях и легко обнаружить ошибки.
  2. Понимать устройство микросервисов. В рамках задачи может возникнуть потребность интегрироваться с внешними сервисами или же разрабатывать несколько микросервисов. Однако на хакатоне лучше делать приложения-монолиты, состоящие из одной кодовой базы, — это сэкономит время, которого и так немного. Знание микросервисов также пригодится в случае неполадок: участник, знакомый с ними, быстрее поймет, где и что пошло не так.
  3. Знать несколько языков программирования, чтобы писать и бэкенд, и фронтенд.
  4. Уметь искать информацию: базы данных, брокер очередей, если сервисы взаимодействуют асинхронно.
  5. Понимать, где и как применять машинное обучение, искусственный интеллект и блокчейн, — чтобы продукт работал максимально эффективно. А еще это очень продающие buzzwords, которые всегда производят впечатление на жюри.

Нет нужды владеть всеми навыками идеально. Наоборот, хакатон — это соревнование, где все чему-то учатся — и опытные разработчики, и новички. В ходе мероприятия важнее представить общую идею продукта, тем более что за ограниченное время невозможно написать полноценное приложение.

Что касается личных качеств участников — в стартапах есть правило «три „Х“», когда команду формируют хипстер, хакер и хастлер:

  1. Хипстер отвечает за дизайн. Прежде чем начать что-то разрабатывать, нужно определить, как продукт вообще должен выглядеть для потребителей. Красивый и продающий дизайн может спроектировать не каждый, поэтому хипстера выбирайте внимательно.
  2. Хакер разрабатывает программы, силен в коде и отвечает за технику. Хакеров может быть несколько, так работа эффективнее.
  3. Хастлер собирает обратную связь, общается с заказчиком, организатором. В конце хакатона он готовит питч и презентует результаты. Эту задачу можно поделить на нескольких человек, а можно отдать одному — но развитые навыки спикера все равно понадобятся: иначе будет сложно составить презентацию, которая расскажет о продукте на языке рынка и потребителя.

Эти роли не зафиксированы за отдельными участниками, все могут примерить на себя каждую: например, разработчик или аналитик — пообщаться с заказчиком или помочь с дизайном. Самое важное, чтобы команда была согласованной. Роли можно распределить по ходу дела, если участники чувствуют друг друга и понимают, чего требует реализация идеи.

Если думаете, что в процессе могут возникнуть разногласия — выберите капитана, который разрешит спор, не позволив ему дойти до крайности. Мы с командой всегда решали вопросы вместе, не выбирая капитана, потому что хорошо слышали друг друга.

Разработка MVP, прототипа или проверка гипотезы. Чтобы понять, до какой степени прорабатывать идею, определите границы реализации. Общий принцип — вместо множества разных функций лучше реализовать одну, но ту, которая будет решать конкретную проблему. Определяя границы, разберитесь, до какого уровня команда будет реализовывать прототип, а что останется на MVP. Разница между понятиями следующая.

Если идея команды сложная, лучше разработать прототип — интерактивную модель проекта, которая демонстрирует часть будущей системы и ее возможности. Как правило, она не взаимодействует с остальной частью системы. В таком формате я и моя команда реализовывали скоринговую систему: она очень большая, и за время хакатона мы бы не успели реализовать MVP.

Интерфейс скоринговой программы, которую наша команда написала для хакатона Тинькофф в 2019 году
Интерфейс скоринговой программы, которую наша команда написала для хакатона Тинькофф в 2019 году

MVP, minimum viable product, — минимально жизнеспособный продукт, тестовая версия проекта. Демонстрация MVP для вывода продукта на рынок даст команде больше шансов на победу: клиент тут же поймет, что получит на выходе. Например, если задача хакатона — разработка новой функции в существующем приложении, с MVP пользователи опробуют фичу в общей системе продукта и поймут, насколько она удобная и эффективная.

Последний и самый редкий вариант — proof of concept, проверка гипотезы. У меня и моей команды ни разу не было идеи настолько сложной, что понадобился бы proof of concept. Если коротко — это доказательство того, что предложенная концепция вообще осуществима. Например, если на хакатоне предлагают комбинаторную или алгоритмическую задачу, можно разработать только алгоритм решения и показать, что он рабочий и в будущем превратится в прототип или MVP, а после — в полноценный продукт.

Наконец, важно не только определить границы реализации, но и договориться о принципе распределения задач. Я рекомендую таск-трекеры вроде «Трелло» или стикеры. Обычно мы с командой делим работу на три колонки:

  1. Рабочие задачи, или бэклог.
  2. Задачи в работе.
  3. Выполненные задачи.
Доска с планом работы
Доска с планом работы

Питч и оценка. Заключительная часть хакатона — презентация результатов: участники объясняют задумку заказчикам, показывают процесс решения и доказывают, что их идея лучшая. На презентацию обычно дают 10 минут, поэтому отнеситесь к питчу как к деловой встрече, где нужно продать решение.

Составить хороший питч помогут четыре правила:

  1. Идти от проблемы — сначала кратко описать ее, потом рассказать о своем решении и его особенностях, затем показать, как к нему пришли. Если использовали интересные инструменты, обязательно упомяните.
  2. Добавить в презентацию визуальных материалов, например скриншотов. Если есть что показать и потрогать, важно это продемонстрировать, тогда как многие про это забывают. Если же показать нечего, шансы на победу снижаются.
  3. Рассказать о развитии продукта в будущем. Неважно, планируете вы дальше работать с ним или нет, опишите перспективы. Такой подход показывает, насколько глубоко команда проработала идею.
  4. Выдавать детали продукта по частям. В выступлении обозначьте только главные, а остальное заготовьте для ответов на вопросы после питча.

По моему опыту, в финальной оценке одной половиной успеха служит хорошая и проработанная идея, другой — слаженный питч. Между тем многие команды забывают о презентации, фокусируясь на разработке. Я отдаю предпочтение реализации: рассматривая прототип, заказчик лучше понимает, как будет выглядеть решение его проблемы. Поэтому обычно доверяю питч другим членам команды, хотя тоже участвую в подготовке и проведении. Например, я представлял наше с командой решение на первом хакатоне.

Пара советов по созданию презентации — следите за тем, чтобы повествование было наглядным и понятным для заказчика. Также заранее подготовьте шаблон слайдов, который сможете быстро заполнить на хакатоне. Мы с командой всегда так делаем — это придает будущему питчу согласованный вид, а главное — сохраняет время для кодинга.

Слайд с первого хакатона: в духе тегов вывели основные идеи продукта в начало
Слайд с первого хакатона: в духе тегов вывели основные идеи продукта в начало
Ближе к концу указали перспективы развития
Ближе к концу указали перспективы развития

Где и как искать хакатоны

Перед поисками хакатона определитесь со сферой, в которой хотели бы поработать. Также советую заранее подумать, какие навыки у вас уже есть, а какие стоит доработать, для чего собираетесь на хакатон и что хотите получить. С ответами на эти вопросы будет легче обозначить для себя зону ответственности в команде и найти коллег.

Чтобы выбрать подходящий хакатон, следите за соцсетями интересных вам компаний — крупные фирмы каждый год предлагают кейсы для разработчиков. Также в интернете много платформ-агрегаторов с анонсами. Как правило, там есть фильтры для быстрого поиска мероприятий.

Где искать хакатоны — российские и международные площадки

Тип площадкиНазваниеОписание
РоссийскаяRussian HackersОбъединение разработчиков и предпринимателей, которое проводит хакатоны в России и СНГ и обучает новичков
«Хакатоны-рус»Агрегатор хакатонов, на котором удобно записываться на актуальные мероприятия и проверять информацию о заявленных кейсах
«Хакатоны-рф»Календарь хакатонов, куда можно бесплатно добавить афишу своего состязания. На сайте есть онлайн-курс по организации хакатонов
Hackathons.proКалендарь мероприятий с услугами по продвижению
HacklistАгрегаторов анонсов с удобной разбивкой мероприятий по форматам и тематической рассылкой во «Вконтакте»
«Цифровой прорыв. Сезон: ИИ»Большой организатор хакатонов в России. Благодаря широкому списку спонсоров и господдержке подойдет для старта карьеры
CodenrockАгрегатор хакатонов с бесплатными курсами по развитию ИТ-навыков. Мероприятия на сайте размечены по направлениям, поэтому удобно подбирать интересные предложения
МеждународнаяMLHХакатоны для студентов, интересующихся программированием. Кроме подборки актуальных хакатонов платформа предлагает обучение в разработке и поиск работы
Ods.aiКалендарь мероприятий и вакансий в России, Польше и Германии. Также на сайте доступны бесплатные курсы по наукам о данных
DrivenDataКомпания предлагает соревнования для специалистов по Data Science из разных сфер — здоровье, образование, наука и другие
DevpostКалендарь международных онлайн-хакатонов с сортировкой по уровню подготовки, темам мероприятий и призовым фондам
JunctionНа сайте представлены хакатоны для опытных программистов, которые ищут работу, новые сотрудничества и знакомства

Где искать хакатоны — российские и международные площадки

Российские площадки
Russian HackersОбъединение разработчиков и предпринимателей, которое проводит хакатоны в России и СНГ и обучает новичков
«Хакатоны-рус»Агрегатор хакатонов, на котором удобно записываться на актуальные мероприятия и проверять информацию о заявленных кейсах
«Хакатоны-рф»Календарь хакатонов, куда можно бесплатно добавить афишу своего состязания. На сайте есть онлайн-курс по организации хакатонов
Hackathons.proКалендарь мероприятий с услугами по продвижению
«Цифровой прорыв. Сезон: ИИ»Большой организатор хакатонов в России. Благодаря широкому списку спонсоров и господдержке подойдет для старта карьеры
HacklistАгрегаторов анонсов с удобной разбивкой мероприятий по форматам и тематической рассылкой во «Вконтакте»
CodenrockАгрегатор хакатонов с бесплатными курсами по развитию ИТ-навыков. Мероприятия на сайте размечены по направлениям, поэтому удобно подбирать интересные предложения
Международные площадки
MLHХакатоны для студентов, интересующихся программированием. Кроме подборки актуальных хакатонов платформа предлагает обучение в разработке и поиск работы
Ods.aiКалендарь мероприятий и вакансий в России, Польше и Германии. Также на сайте доступны бесплатные курсы по наукам о данных
DrivenDataКомпания предлагает соревнования для специалистов по Data Science из разных сфер — здоровье, образование, наука и другие
DevpostКалендарь международных онлайн-хакатонов с сортировкой по уровню подготовки, темам мероприятий и призовым фондам
JunctionНа сайте представлены хакатоны для опытных программистов, которые ищут работу, новые сотрудничества и знакомства

Коротко

  1. На хакатонах разработчики придумывают решение проблемы, которую представили организаторы. Темы разные — мне с командой за сутки-двое предлагали разработать и сервис для эйчаров, и планировщик заказов, и скоринговую систему. На таких мероприятиях компании ищут перспективных специалистов или стартапы, тестируют свои продукты.
  2. Для участия в хакатоне есть несколько причин, причем деньги — не основная. Соревнования здорово прокачивают навыки работы в команде, тайм-менеджмент и вообще учат работать в стрессовых ситуациях. Кроме того, на хакатоне можно опробовать новые технологии или отточить владение старыми.
  3. Как правило, в хакатоне четыре этапа. Все начинается с анонса и сбора команды. Распределить роли в группе можно по принципу «три „Х“» — включить в состав хакера, который займется разработкой, хипстера — он отвечает за дизайн, и хастлера, который подготовит питч. Не стоит недооценивать хорошую презентацию — по моему опыту, на нее приходится половина успеха. Другая — на продуманную идею.
  4. Успех во многом зависит от хорошего тайм-менеджмента. Чтобы успеть создать более-менее рабочее решение, очертите границы реализации — для несложной идеи подойдет прототип или MVP, для сложной — проверка гипотезы. Выигрышный вариант — MVP, так как он позволяет заказчику увидеть решение в действии. Не бойтесь общаться с организаторами и заказчиком, чтобы собрать обратную связь и усовершенствовать идею.
  5. Найти хороший хакатон легко. Искать хакатоны можно в соцсетях крупных компаний или на специальных агрегаторах — мероприятий много. Поэтому выбирайте хакатон, который подходит под ваши навыки, собирайте команду и побеждайте.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Участвовали в хакатонах? Расскажите о своем опыте:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество