Как оценить свои профессиональные навыки: 5 советов

Чтобы поверить в себя и понять, куда двигаться дальше

5
Аватар автора

Анна Соколова

переосмысливает опыт

Страница автора

Всем стоит время от времени переоценивать свои рабочие навыки.

Это позволяет отслеживать свой профессиональный рост, понять, какие возможности у вас есть на рынке труда и над чем стоит поработать, чтобы увеличить их количество. А еще ревизия того, что вы умеете, помогает написать отличное резюме, если вы готовитесь к смене работы. Рассказываем, как проанализировать свои навыки.

Какими бывают навыки

Рабочие навыки делятся на две большие группы: профессиональные знания, или хард-скиллы, и универсальные умения, или софт-скиллы. К первым относится все то, чему можно научиться в вузе, на курсах или на практике. Например, знание иностранных языков и языков программирования.

Во вторую группу включают личностные качества, которые помогают в работе: креативность, критическое мышление, умение работать в команде и управлять людьми, навыки переговоров и публичных выступлений, способность действовать в стрессовой ситуации и другие. Таким навыкам тоже можно научиться, но это сложнее.

Для успешной карьеры нужны оба типа, а многие рекрутеры считают, что софт-скиллы важнее. У двух кандидатов на вакансию может быть примерно одинаковый уровень образования и опыт, тогда умение подать себя и выгодно рассказать о своем опыте станет важным преимуществом.

Со временем компетенции меняются: каждый новый проект или задача учит нас чему-то новому. Поэтому ревизию своих навыков стоит проводить регулярно — примерно раз в год, даже если вы не ищете работу. Если вы решили уволиться или сменить профессию, нужно не только формально обновить резюме, но и постараться понять, что вы умеете и чем хотели бы заниматься. Для этого стоит глубже разобраться в своих умениях, хорошо развитых и скрытых. Вот что для этого можно сделать.

Совет № 1

Попросите других оценить вас

Людям сложно оценивать самих себя. Страхи, желания, психологические особенности и неосознаваемые до конца мотивы искажают самовосприятие. Одно из самых известных исследований на эту тему провела в 2000-х профессор психологии Университета Мельбурна Симин Вазир.

Она попросила группу студентов оценить свой интеллектуальный уровень. Потом сравнила эти данные с результатами IQ-тестов. Оказалось, что они практически не коррелировали между собой. А вот самооценка, как показали психологические тесты, напрямую влияла на представления студентов о собственном интеллекте. Те, кто в целом уверен в себе, не сомневались, что они умнее других, даже если их успехи в учебе не впечатляли. Неуверенные считали себя глуповатыми, даже если учились на пятерки.

Дальнейшие исследования Вазир показали, что другие люди: друзья, коллеги, партнеры и даже незнакомцы, — как правило, оценивают наши интеллектуальные и креативные способности, сильные и слабые стороны гораздо объективнее. И при переоценке собственных навыков стоит это использовать.

Простой способ: просто поспрашивайте разных людей том, что они думают о ваших профессиональных навыках.

Сложный способ: составьте подробный опросник. За основу можно взять метод «360 градусов». Эйчар-специалисты нередко применяют его для оценки компетенций сотрудников.

В идеале опросник должен состоять из нескольких десятков вопросов, охватывающих все навыки, которые вам приходится применять на работе. Например:

  • «Хорошо ли я справляюсь со своими обязанностями? И чего мне не хватает?»
  • «Как я принимаю решения: прислушиваюсь ли я к мнению других или на основе собственного опыта?»
  • «Правильно ли я коммуницирую с коллегами, начальниками и клиентами?»
  • «Стоит ли мне быть более напористым на работе или, наоборот, немного снизить обороты?»

Попросите коллег и клиентов пройти ваш опросник. Возможно, не все согласятся — постарайтесь выбрать тех, кто готов помочь, и объясните им, как это важно для вашего профессионального развития. И последнее — будьте готовы к критике.

Совет № 2

Напишите свою биографию

То, как мы оцениваем разные события, зависит не только от того, что мы про них помним. Но и от того, как мы про них рассказываем самим себе и другим. Так — через истории — мы упорядочиваем свой опыт. На этом представлении базируется особый метод в психотерапии — нарративные практики. Чаще всего они применяются для лечения последствий травмирующих событий, но полезны и во многих других случаях. В том числе их можно использовать, чтобы разобраться в причинах своих профессиональных успехов и неудач — извлечь из них важный опыт и изменить свое отношение к ним.

Один из способов это сделать — написать свою профессиональную и личную биографию. Этот способ применяют в бизнес-школах, чтобы помочь студентам разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, понять свои цели.

Правила написания биографии, на первый взгляд, простые. Нужно максимально детально, с конкретными примерами и в хронологическом порядке рассказать:

  1. О том, как и почему вы выбрали свою профессию.
  2. О том, кто повлиял на вас в профессиональном плане.
  3. Обо всех неприятностях и сложностях, которые случались с вами на работе — и о том, как вы с ними справились.
  4. О том, что любите делать, а что не любите. Что у вас хорошо получается, а что не очень.
  5. В конце сформулируйте, куда вы идете, то есть чего вы хотели бы добиться в профессиональном и карьерном плане.

Эта работа, скорее всего, займет несколько часов, а то и дней. Но не старайтесь уложиться в более короткий срок: в нарративных практиках процесс — самое важное. Вспоминая и подробно описывая свой опыт, мы заставляем мозг заново его структурировать и анализировать его. Вы наверняка заметите, что об одних их тех же событиях биографии можно рассказывать по-разному — и это позволяет по-новому взглянуть на себя, свои навыки и способности.

Помните о том, что биография — незаконченная работа. Время от времени к ней стоит возвращаться, перечитывать — и, возможно, переписывать, — если вы поймете, что ваше представление о себе и о том, что происходило в прошлом, стало иным.

Совет № 3

Визуализируйте рост

Для этого вспомните все, чему вы научились в последнее время на работе. Чтобы было проще, попробуйте метод PARLA. Его используют эйчар-специалисты во время найма или ежегодной аттестации сотрудников. Но с ним можно поработать и самостоятельно.

Сначала составьте список из рабочих проектов, в которых вы недавно участвовали. А потом составьте для каждого из них на отдельном листе бумаги таблицу из пяти колонок. Первая — «Проблема», в ней опишите основную задачу, которую вы решали, выполняя проект. Вторая колонка — «Действие», в ней перечислите действия, которые вы предприняли, решая задачу. Подытожьте, что у вас получилось, — и зафиксируйте в третьей колонке — «Результат». Навыки и знания, которыми вы овладели в процессе решения задачи — внесите в четвертую колонку «Опыт». А те из них, что будете использовать на практике — в колонку «Применение».

Такие таблицы станут наглядным отображением вашего опыта, помогут вам сформулировать и проанализировать его. И пригодятся при обновлении резюме. Рекрутеры советуют добавлять в него не абстрактное описание обязанностей на нынешнем месте работы, а краткий рассказ о результатах с конкретными цифрами.

Совет № 4

Не ориентируйтесь на формальные достижения

Далеко не всегда большой стаж, высокая должность, солидная зарплата и даже статус эксперта — признаки хорошего работника. Экспертность не мешает верить в фейки, а уверенность в собственном опыте нередко не дает усомниться в своих суждениях и представлениях — это приводит к неэффективности и ошибкам.

Одно исследование, в ходе которого ученые протестировали более 3000 руководителей, показало: люди с большим опытом менее точно оценивали свою эффективность, чем те, у кого стаж скромнее.

Также ослепляюще на людей действует власть. Авторы другого исследования с участием нескольких тысяч руководящих работников установили: чем выше должность человека, тем более он склонен переоценивать свои навыки и способности. То, что вокруг солидных руководителей обычно мало людей, способных дать им конструктивный фидбэк, — а те, что есть, не делают это из страха потерять работу, — по мнению ученых, лишь усугубляет ситуацию.

Поэтому, если вы хотите по-честному и без искажений оценить свои навыки и умения, не забывайте сверяться с мнением коллег — и желательно из разных рабочих мест. И начните ценить не только внешние проявления успеха. Но и ваши внутренние, незаметные со стороны победы. То, как вы справились со страхом публичных выступлений — и провели отличную презентацию. То, как вы научились говорить «нет» в ответ на просьбы сделать чужую работу. То, как вы решили задачу, которой боялись больше всего.

Совет № 5

Проведите полевое исследование

Чтобы понять, какие навыки сейчас востребованы, насколько вы конкурентоспособны и есть ли у вас шанс сменить сферу деятельности, — изучите объявления на сайтах для поиска работы. Обращайте внимание не только на вакансии, соответствующие вашей текущей позиции и профессии. Но и на те, где указана более высокая должность, которую вы хотели бы занять, или новая сфера деятельности, которая вас интересует.

Посмотрите, какие требования к соискателям в них указаны. Выпишите те, что работодатели называют обязательными или желательными. Подумайте, насколько вы соответствуете этим критериям, можете ли вы сразу добавить нужные навыки в резюме или вам нужно над ними поработать. Если в процессе возникнет ощущение, что вам нечего предложить рынку труда — не отчаивайтесь, а подумайте, как развить нужные навыки, чтобы получить работу мечты. Карьерный рост бывает крайне неожиданным.


Анна Соколова
Расскажите о случае на работе, когда вам пригодились софт-скиллы:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

Наверное в современных реалиях многие работники являются "универсальными солдатами". Не знаю, как в остальных сферах, но в образовании, например, это очень важно. Если ты, допустим, являешься учителем, то сейчас мало просто знать свой предмет и качественно вести урок: нужно быть и немного психологом, умея выбирать правильные стратегии общения с учениками и родителями, и графическим дизайнером, разрабатывая качественный образовательный контент, и документоведом, работая над созданием программ учебных предметов, и хорошим спикером (в широком смысле слова), выступая перед разновозрастной аудиторией. Ну и умение качественно спланировать и организовать собственную деятельность и деятельность детей никуда не выкинешь.

5
Сообщник

Irzi, ну и, соответственно, если ты являешься учителем, то как-то автоматически по всем предметам. потому что заменять тебя поставят и литературу, и музыку, и историю, даром что физик. дети иногда спрашивают: а почему вы всё умеете, но до сих пор работаете в школе? видимо потому, что не умею я только одно - делать выбор в пользу денег))))))))

10
0

Мое мнение,что софт-скиллы так называемые ,мы применяем ежедневно не только на рабочем месте,но и в самой Жизни! Харт-скилы - это образование,когда мы "грызем гранит науки" в школах вузах и т.п. Софты мы приобретаем по жизни ,так называемые навыки ,опыт, стараемся соответствовать окружающему меняющемуся миру вокруг нас..

2
0
Отредактировано

Очень красиво написано. Жалко, что не применимо.
Как вы себе представляете провести опрос среди коллег?
Может пример проведете из практики?
У нас такое проводилось в иностранной компании - ежегодная оценка персонала. Причем объективная.
В России один раз столкнулась с программой адаптации. Но и там, когда по окончании испытательного срока начальник должен был заполнить анкету чуть ли не из 50 пунктов и я рассчитывала получить объективную обратную связь, мне сказали заполнить её самой...

2

Сообщество