Как я делал капитальный ремонт двигателя Хонды Аккорд 2007 года
Хонда Аккорд — моя давняя мечта.
В середине нулевых меня в первый раз прокатили на Аккорде седьмого поколения — и я влюбился. В те годы я только получил права и увлекался автомобилями: часами играл в Need for Speed, ездил в другие города на гонки, соревнования по тюнингу и автозвуку — и всегда болел за участников на Аккордах. Мне очень нравился этот мощный и красивый японский автомобиль. Я твердо решил, что однажды обязательно его куплю.
Мечта сбылась в августе 2019: я купил Аккорд 2007 года с пробегом 191 800 км, один из самых свежих вариантов на рынке — в 2008 седьмое поколение сняли с производства.
Машина была в отличном состоянии и в максимальной комплектации, с автоматической коробкой и двигателем на 190 лошадиных сил. До меня было только двое владельцев: первый купил машину в салоне и проездил десять лет, а второй — всего год.
В ноябре 2021 года, на 232 тысячах километров пробега, у машины застучал двигатель. Расскажу, что привело к поломке, сколько стоил капитальный ремонт и с какими сложностями я столкнулся.
Как я столкнулся с капитальным ремонтом
Симптомы. Однажды в утренней пробке я услышал неприятный звук из-под капота. Он был похож на смесь стука и грохота и появлялся периодически, когда я сбрасывал обороты. На холостых посторонних звуков не было. Я предположил, что в случае серьезной поломки шум бы не пропадал, поэтому продолжил ехать, не раскручивал двигатель больше 2 тысяч оборотов и аккуратно добрался до работы.
Поломка не выходила из головы, поэтому в течение дня я решил поискать причины в интернете. Версий было много — от пустяковых до самых страшных. Сам я первым делом заподозрил цепь ГРМ или неисправную помпу и втайне надеялся, что вечером все само собой разрешится.
После работы первым делом проверил уровень масла. Я заливаю оригинальное масло «Хонда» каждые 7500 км, до следующей замены оставалось 500 км. С уровнем все было в порядке, и я попробовал запустить двигатель. Ничего не стучало, я понадеялся на удачу и поехал домой.
По дороге звук появился снова и стал громче. Я решил посоветоваться с кем-то более опытным и вечером поехал к старшему брату. Тот послушал двигатель и предположил, что дело в клапанах. Звук стал еще громче, поэтому версия про клапаны меня не убедила.
Чтобы докопаться до истины, я поехал к знакомому мотористу — он ремонтирует только отечественные авто, но мог помочь с диагнозом. По пути звук появился уже на холостых. Как только моторист его услышал, сразу сказал глушить двигатель. По его словам, с вероятностью 99% провернулся вкладыш, мотор нужно капиталить и ездить на машине нельзя, чтобы не сделать хуже.
Решение о капитальном ремонте. У меня было два варианта действий: ремонтировать тот мотор, что есть, или искать контрактный — б/у, без пробега по России. Для начала я зашел на доски объявлений и решил созвониться с несколькими продавцами контрактных двигателей.
В одном объявлении предлагали двигатель за 80 000 ₽ без гарантии: вернуть деньги обещали только в случае, если мотор не запустится. Я решил посмотреть варианты дороже, нашел двигатель за 120 000 ₽. Там продавец давал гарантию, но всего на полгода и при условии, что мотор будут устанавливать в его сервисе.
Условия по контрактным моторам мне не понравились, и я решил отремонтировать свой. Мой знакомый сделал капитальный ремонт двигателя Опеля Астра за месяц и 110 000 ₽. С учетом стоимости запчастей для Хонды я посчитал, что ремонт обойдется в 200—250 тысяч. Это дороже, чем купить контрактный, но на машине останется родной двигатель, а после ремонта я буду точно знать, в каком он состоянии.
С поиском деталей я надеялся на помощь знакомого директора магазина запчастей Exist в моем городе, так что планировал уложиться в месяц.
В реальности все оказалось сложнее, мои прогнозы не оправдались ни по одному из пунктов.
Поиск сервиса и причина поломки
Еще до того, как я окончательно решил не покупать контрактный мотор, в одном из сервисов мне предложили ремонт за 300 000 ₽ в течение трех месяцев: объяснили, что некоторые запчасти точно придется ждать. Мне показалось, что это долго и дорого.
Я обзвонил всех знакомых и попросил порекомендовать надежных специалистов — в итоге мне предложили пять автомастерских. Специалист с лучшими рекомендациями работал у себя в гараже и брал относительно недорого. Одна проблема: к нему уже была очередь на два месяца. Поначалу я даже согласился ждать, но потом передумал: было некомфортно, что машина два месяца простоит с неисправным мотором, а мне придется ходить пешком.
Я стал проверять другие варианты и наконец нашел специалиста, который мог взяться за машину уже через три дня. В назначенное время я привез ее на эвакуаторе, мастер проверил уровень масла и уточнил, какое я лью и как часто меняю. После мы запустили мотор, и на холостых он снова не шумел. Я даже подумал, что зря вызывал эвакуатор и мог доехать сам, но когда раскрутил мотор выше 3 тысяч оборотов, раздался грохот, как будто внутри что-то развалилось.
Мастер согласился с вердиктом знакомого моториста: скорее всего, провернулся вкладыш. Мы договорились, что ремонт мотора будет стоить 50 000 ₽. Заодно я решил отремонтировать рулевую рейку в другом сервисе и попросил ее снять.
Мастер начал разбирать двигатель — и через четыре дня сообщил результаты «вскрытия». Пострадал третий цилиндр:
- Провернуло вкладыш.
- На шейке коленвала появился задир.
- Погнулся шатун.
- В цилиндре есть выработка.
Причину мастер увидел в масляном голодании. Если все исправно, эти двигатели работают без капремонта до 400 тысяч километров, я знаю похожую Хонду, в которой мотор не капиталили ни разу за 750 тысяч. Допускаю, что прошлые владельцы могли скрутить пробег и моя машина проехала больше 232 тысяч, но я не нашел явных признаков скрутки, когда проверял ее перед покупкой.
Масляное голодание могло возникнуть по вине насоса, собственно масла или сразу по обеим причинам. Я склоняюсь, что к поломке привела совокупность факторов:
- у меня стоял двигатель K24A3, на них маленькие маслоканалы, которые со временем становятся еще уже. Возможно, масляный насос не создавал нужного давления, хотя при разборке выглядел исправным;
- по совету прошлого хозяина я использовал фирменное полусинтетическое масло вязкостью 5W-30 и менял его каждые 7500 км. Оказалось, что при таком пробеге менять полусинтетику нужно каждые 5000 км;
- прошлые хозяева могли не менять масло вовремя;
- масло могло быть контрафактным.
Настоящей причины я так и не узнал, но решил обезопасить себя на будущее и подробно изучил конструкцию масляного насоса. Выяснил, что на двигателях K24A3 стоит насос с балансирами, которые после 6500 об/мин взбивают масло, а это не очень хорошо. Насос можно было заменить на более производительный без балансиров, такие стоят на моторах K20A у моделей Цивик Type R и Аккорд Euro R.
Минус производительного насоса — цена 31 230 ₽ и увеличенный на 1,3 литра объем масла в моторе, дополнительный плюс — прирост мощности в 5—8 лошадиных сил. Я решил не экономить и в итоге купил более мощный насос вместе с другими запчастями.
Важное про оригинальное масло
Самая правдоподобная и вероятная причина масляного голодания — контрафактное масло.
На маркетплейсах полно предложений по приятной цене. По состоянию на 7 августа 4-литровая канистра масла «Хонда» с каталожным номером 08218-99974 стоит там 4600—5000 ₽, то есть 1150—1250 ₽ за литр. К сожалению, оригинальное масло в нынешних экономических условиях столько стоить не может. На сервисах берут 2000 ₽ за литр «Кастрола», ввезенного по параллельному импорту, и 1200 ₽ за литр настоящего «Лукойла». Оригинальное масло вряд ли может стоить дешевле 2000 ₽ за литр, а найти его можно разве что у официального дилера, и то далеко не у любого.
По возможности покупайте масло в клубных сервисах с хорошей репутацией или у официальных дилеров. Старайтесь выбирать сравнительно непопулярные зарубежные бренды. Так больше шансов, что у вашего двигателя не провернет вкладыши.
Не ищите масло на маркетплейсах, заправках и в гипермаркетах. Мы уже писали об этом в статье про замену масла, но не грех и повторить.
Первый комплект запчастей
Чтобы отремонтировать двигатель, нужно было заменить все четыре поршня, расточить коленвал и найти шатун взамен погнутого. Мастер передал список запчастей из 15 пунктов: кроме прочего там фигурировали все шесть подушек двигателя и коробки — оказалось, что они износились. Комплект подушек стоил 45 000 ₽, но я решил не экономить, ремонтировать «по уму» и по возможности ставить только оригинальные запчасти.
Моя надежда на знакомого директора Exist не оправдалась: в этом магазине нужных деталей не было. Я отправил список запчастей от мастера в другой магазин и чуть позже получил детальный расчет стоимости — со всеми шестернями, ремнями, фильтрами и прокладками. В списке было уже 39 позиций на 123 990 ₽. Чтобы оформить заказ, нужно было сразу уплатить половину стоимости.
Масляный насос обещали привезти только через два месяца. Я был неприятно удивлен, но все равно решил не покупать аналог. Оригинальные детали дороже, но качественнее и гарантированно становятся на свои места. Если покупать неоригинал, можно нарваться на подделку или деталь с неточными размерами.
Когда я подбирал детали, оказалось, что «Хонда» не выпускает оригинальные ремонтные поршни. Мне все же пришлось искать аналоги.
В магазине можно было купить комплект поршней, колец и поршневых пальцев за 12 000 ₽, но мастер настаивал, что диаметр пальцев должен быть строго 22 мм, а магазин этого не обещал. У мастера был свой поставщик, который гарантировал точный размер, — мне пришлось переплатить и заказать комплект у него за 22 000 ₽. При этом в интернете я встречал комплекты кованых поршней и шатунов за 50 000—60 000 ₽, но даже не рассматривал такие варианты из-за высокой цены.
Поршни доставили через три дня. В сервисе начали растачивать блок цилиндров и шлифовать коленвал — на это ушло примерно две недели. Оставалось найти один шатун.
Поиск шатуна
Заказать шатун в Exist и других магазинах не получилось, поэтому я стал искать на «Авито». В итоге я несколько раз покупал разные шатуны, по отдельности и целыми комплектами, но ничего так и не подошло.
Первый шатун десять дней везли из Краснодара. Он был в хорошем состоянии и стоил 3600 ₽, но я купил его без возможности возврата. Когда шатун приехал, мастер позвонил и сказал, что он не подходит по весу. Родной шатун весил 593 грамма, с «Авито» — 615, а это слишком большая разница.
Мастер объяснил, что нужно заказывать все четыре шатуна с одного двигателя, чтобы они не различались по весу. Правда, он не рассказал об этом заранее, в результате я потратил 3600 ₽ в никуда.
В следующий раз я купил сразу четыре шатуна с возможностью возврата. Из всего комплекта нормальным оказался один, остальные были сильно изношены. Я отправил заказ обратно, а продавец вернул деньги, когда получил шатуны.
После второй неудачной попытки я стал опасаться, что ремонт затянется на неопределенное время. Мастер обещал помочь, если сам не найду шатуны, поэтому я обратился к нему. На следующий день он действительно нашел на разборке комплект шатунов за 10 000 ₽. Я заплатил, через три дня шатуны пришли, но оказались еще хуже предыдущих. Их тоже пришлось возвращать.
Комплект запчастей с «Ибэя»
Купить хорошие шатуны с рук все еще не получалось, и я вспомнил про кованые, которые раньше не рассматривал из-за дороговизны. Считается, что они крепче оригинальных, поэтому их часто ставят на спортивные версии Аккордов. Я решил снова переплатить, но наконец-то получить недостающие запчасти.
Из прошлого опыта я понимал, что кованые шатуны, скорее всего, не подойдут к обычным поршням из-за разных размеров поршневых пальцев. Решил искать и заказывать весь комплект.
В России поиск не дал результатов, всего несколько продавцов предлагали привезти заказ через 6—8 недель. Зато я часто встречал ссылки на «Ибэй» — оказалось, там полно нужных комплектов по схожим ценам. Варианты различались только способом доставки: быстрее всего предлагали доставить службой UPS, через 3—8 дней.
Я выбрал одно из объявлений и связался с продавцом из Флориды. Общаться пришлось на английском, с помощью «Гугл-переводчика». Комплект стоил 86 000 ₽, доставка — еще 18 000 ₽.
Я оплатил заказ, спустя пару дней продавец прислал трек-номер для отслеживания доставки, через неделю товар был уже на таможне в Москве. За растаможку пришлось заплатить 11 500 ₽, так как товар был дороже 200 € (1 ₽). Посылка пробыла на таможне шесть дней, еще день ехала ко мне в Тамбов.
Получается, что запчасти оказались у меня ровно через две недели после оплаты.
Упаковали посылку отлично. В комплект входили:
- Шатуны.
- Поршни.
- Кольца.
- Инструкция.
- Наклейка и майка с логотипом фирмы в подарок.
В сервисе убедились, что с запчастями все в порядке, и работа продолжилась. Комплект стоил своих денег. При сборке мастер заметил, что поршни слишком свободно ходят в цилиндрах, поэтому я взялся переводить инструкцию, а мастер параллельно советовался с расточником. Оказалось, что кованым поршням нужен больший зазор — 0,09 мм вместо штатных 0,024—0,048 мм, инструкция это подтвердила.
Еще для ремонта понадобились выпускные клапаны и 16 направляющих втулок: старые изрядно износились. Клапаны я заказал в Exist, а направляющих в таком количестве в России не было. На «Ибэе» оригинальных втулок тоже не было, зато были бронзовые, которые обычно ставят на спортивные моторы. Они лучше по всем показателям: требуют меньше смазки, медленнее изнашиваются и лучше отводят тепло.
Я заплатил продавцу 16 000 ₽ за втулки и доставку и через десять дней надеялся получить товар. К моей досаде, продавец отправил его другой службой, которая доставляет посылки медленнее. Как раз в это время иностранные фирмы начали уходить из России, в том числе и компания-доставщик. Я позвонил на их горячую линию и узнал, что все доставки в Россию остановили на неопределенное время.
Работа встала, поэтому мне снова скрепя сердце пришлось искать аналоги. После долгих поисков я смог за 19 300 ₽ заказать итальянские втулки через магазин в Тамбове. Тут тоже возникли проблемы: все постоянно дорожало, поставщики отказывались отправлять запчасти по старым ценам.
В итоге направляющие все же пришли. Их попытались установить, по технологии предварительно нагрели ГБЦ, а сами втулки охладили. Первая направляющая в процессе лопнула — оказалось, что неоригинальные втулки в диаметре были больше родных на 0,05 мм.
К счастью, в тот же день мне пришло уведомление от Почты России, что моя посылка с «Ибэя» пришла в РФ. Как-то ее все же смогли ввезти в страну. Через пять дней втулки уже были в Тамбове, а на следующий день их без проблем установили в блок: размер идеально совпадал с оригиналом.
Первый запуск и обкатка
8 апреля 2022 года двигатель полностью собрали. Запустили мотор с пол-оборота, дали поработать десять секунд и заглушили. Пять дней в сервисе делали «холодную обкатку»: запускали двигатель, давали поработать без нагрузки, глушили и давали остыть. Время работы постепенно увеличивали — от нескольких минут и до тех пор, пока мотор не нагрелся до рабочей температуры. После этого я забрал машину и сейчас обкатываю ее на дороге — не разгоняюсь больше 60 км/ч и не поднимаю обороты выше 3 тысяч.
С первой партией запчастей я сразу заказал 12 литров масла Idemitsu и планировал, что его хватит на две замены. Позже я подробнее изучил нюансы обкатки мотора и решил залить более качественное, поэтому купил две канистры Amsoil за 17 400 ₽, а Idemitsu выставил на «Авито». Планирую и дальше заливать Amsoil.
Капитальный ремонт мотора обошелся мне в 391 330 ₽ вместе с запчастями. Кроме того, в сервисе мне заменили подушки двигателя и коробки, детали ходовой и радиатор кондиционера. Из-за этого стоимость работ у мастера выросла с 50 000 до 73 900 ₽.
- 391 330 ₽
Я проехал в режиме обкатки уже 400 км — пока все хорошо. Надеюсь, что мастера нигде не ошиблись при сборке. В ближайшее время продавать машину не собираюсь, хотя понимаю, что она не будет со мной всю жизнь.
Общие расходы на ремонт автомобиля — 552 690 ₽
Категория | За что платил | Цена |
---|---|---|
Запчасти | Комплект поршней, шатунов и колец с «Ибэя» | 104 000 ₽ |
Технические жидкости | 40 300 ₽ | |
Опоры двигателя | 36 600 ₽ | |
Масляный насос, цепь, натяжитель и направляющие | 31 230 ₽ | |
Шестерня ГРМ, цепь ГРМ, ролик, успокоитель | 31 000 ₽ | |
Радиатор кондиционера | 26 270 ₽ | |
Комплект поршней, поршневых пальцев и колец от мастера | 22 600 ₽ | |
Комплект клапанов | 21 600 ₽ | |
Сальники, пыльники, кольца и прокладки | 21 500 ₽ | |
Направляющие втулки, Италия | 19 300 ₽ | |
Мелкие детали подвески: наконечники, гайки, шплинты, хомуты, пыльники | 19 300 ₽ | |
Бронзовые направляющие втулки с «Ибэя» | 16 000 ₽ | |
Прочие расходы: болты, пружина крепления катализатора, пыльник рулевой рейки, прокладка выхлопной трубы | 13 800 ₽ | |
Растаможка | 11 500 ₽ | |
Опоры КПП | 8250 ₽ | |
Фильтры, свечи | 8000 ₽ | |
Насос охлаждения двигателя | 7000 ₽ | |
Шестерня коленвала | 6000 ₽ | |
Прокладка ГБЦ | 5200 ₽ | |
Шатун с «Авито» | 3600 ₽ | |
Работы | Капремонт двигателя, ремонт подвески | 73 900 ₽ |
Ремонт рулевой рейки в другом сервисе | 16 840 ₽ | |
Расточка цилиндров под поршни, которые предложил мастер | 8900 ₽ |
Общие расходы на ремонт автомобиля — 552 690 ₽
Запчасти | |
Комплект поршней, шатунов и колец с «Ибэя» | 104 000 ₽ |
Технические жидкости | 40 300 ₽ |
Опоры двигателя | 36 600 ₽ |
Масляный насос, цепь, натяжитель и направляющие | 31 230 ₽ |
Шестерня ГРМ, цепь ГРМ, ролик, успокоитель | 31 000 ₽ |
Радиатор кондиционера | 26 270 ₽ |
Комплект поршней, поршневых пальцев и колец от мастера | 22 600 ₽ |
Комплект клапанов | 21 600 ₽ |
Сальники, пыльники, кольца и прокладки | 21 500 ₽ |
Направляющие втулки, Италия | 19 300 ₽ |
Мелкие детали подвески: наконечники, гайки, шплинты, хомуты, пыльники | 19 300 ₽ |
Бронзовые направляющие втулки с «Ибэя» | 16 000 ₽ |
Прочие расходы: болты, пружина крепления катализатора, пыльник рулевой рейки, прокладка выхлопной трубы | 13 800 ₽ |
Растаможка | 11 500 ₽ |
Опоры КПП | 8250 ₽ |
Фильтры, свечи | 8000 ₽ |
Насос охлаждения двигателя | 7000 ₽ |
Шестерня коленвала | 6000 ₽ |
Прокладка ГБЦ | 5200 ₽ |
Шатун с «Авито» | 3600 ₽ |
Работы | |
Капремонт двигателя, ремонт подвески | 73 900 ₽ |
Ремонт рулевой рейки в другом сервисе | 16 840 ₽ |
Расточка цилиндров под поршни, которые предложил мастер | 8900 ₽ |
Итоги и выводы
Если бы у меня была возможность отмотать время назад, я бы не стал делать капитальный ремонт двигателя. Для меня 550 тысяч — большая сумма, я бы не смог ее собрать, не затянись ремонт на четыре с половиной месяца. Считаю, что такой ремонт экономически нецелесообразен.
Я ожидал, что уложусь в 250 тысяч, поэтому итоговые расходы меня обескуражили. Некоторые траты я вообще не планировал: например, попутно пришлось заменить радиатор кондиционера. Другая проблема — покупка деталей, которые не подошли. У меня остались поршни, втулки, пальцы, направляющие и масло, на которые я потратил 55 тысяч рублей. Сейчас пытаюсь продать их на «Авито», хочу вернуть хотя бы 70% потраченного.
Я бы мог сэкономить на ремонте, если бы ставил неоригинальные запчасти или вообще заменил мотор. Но мне кажется, что контрактные двигатели и дешевые аналоги обычно ставят, когда собираются продавать авто. А я делал ремонт для себя и на запчастях не экономил. Некоторые аналоги, которые все же пришлось установить, по своим характеристикам даже лучше оригинальных.
Расходы оказались большими, но в 2022 году я владелец машины своей мечты с почти новым двигателем — рассчитываю ездить на ней еще много лет.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil