«Норма достаточно вариативна»: нейропсихолог — о том, как развиваются дети

«Норма достаточно вариативна»: нейропсихолог — о том, как развиваются дети

И что может пойти не так
12
Аватар автора

Елена Лысенко

детский нейропсихолог

Страница автора
Аватар автора

Юлия Скопич

задавала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Соня Лесная

красиво сфотографировала

Страница автора

Некоторые родители начинают обучение детей счету, чтению, иностранным языкам и другим навыкам как можно раньше — с двух-трех лет.

Но справляются с нагрузкой не все. Иногда плотный график занятий вызывает у ребенка переутомление, а у родителей — разочарование. Мы поговорили с детским нейропсихологом, кандидатом психологических наук Еленой Лысенко о том, как развивать ребенка соответственно его возрасту, когда стоит обратиться к специалисту и как разобраться в методах нейрокоррекции.

— Чем нейропсихолог отличается от психолога?

— Прежде всего, хочу заметить, что каждый хороший психолог специализируется на чем-то конкретном. Специалист, который утверждает, что работает с любыми проблемами, должен насторожить, потому что в любом случае он знает что-то лучше, а что-то хуже.

Нейропсихолог работает с такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, письмо, чтение, счет и многие другие. Их нарушение может развиться в результате повреждения головного мозга, например черепно-мозговой травмы. Но случается и по-другому: определенная психическая функция могла изначально проходить этапы становления не так в связи с особенностями развития ребенка или просто не сформироваться в норме из-за незрелости головного мозга.

Очень важно понимать,что нейропсихолог в работе с детьми сталкивается не только с патологией, но и с нормативным или субнормативным развитием. Под субнормой обычно понимают детей, у которых нет каких-либо диагнозов, но они имеют трудности обучения и поведения в детских садах и школах.

Работая с детьми, очень важно разделять повреждения и особенности развития, потому что это влияет как на прогноз дальнейшей коррекции, так и на выбор инструментария для работы в целом.

— Как родителям понять, что нужна помощь нейропсихолога?

— Наиболее частый запрос, с которым обращаются родители детей трех лет, — трудности развития речи, то есть ребенок не говорит или мало говорит, не может строить короткие предложения.

Еще могут вызывать беспокойства особенности поведения. Например, если взрослые не могут регулировать поведение ребенка, то есть он к ним не прислушивается, не реагирует на просьбы, у него резко меняется настроение, ему трудно управлять эмоциями и наблюдается чрезмерно повышенная двигательная расторможенность. В этом возрасте нейропсихологические проблемы могут быть связаны в том числе с тем, что подкорковые зоны головного мозга имеют особенности развития.

Родителей ребенка шести-семи лет может интересовать вопрос, готов ли он к школе с точки зрения сформированности познавательных функций. Нейропсихолог может провести диагностику и проконсультировать, в каком возрасте лучше пойти в первый класс.

Если ребенок уже учится в начальных классах, наиболее частые запросы со стороны родителей — жалобы на трудности с концентрацией внимания, зеркальное письмо, пропуски букв на письме, недописывание окончаний, перестановки букв или целых слогов, трудности с чтением и счетом.

Большинство родителей жалуются на проблемы с памятью у ребенка, так как обычно память — это наиболее понятная функция для большинства. Но нейропсихологическая диагностика часто показывает, что на самом деле у ребенка есть проблемы с усвоением инструкций, то есть он не понимает, что именно от него хотят, а также могут быть трудности с концентрацией внимания.

Если с простыми инструкциями вроде «сделай это» он может справиться, то более сложные, которые требуют алгоритма из нескольких действий в определенной последовательности, могут вызывать затруднения. Например, ребенок может решить задачу по образцу, но, встретив похожую, но сформулированную иначе на другой странице учебника, потерпит неудачу.

Могут быть трудности с обобщением материала и пониманием смысла прочитанного. Так, ребенок может в целом хорошо запоминать текст, но не понимать переносный смысл басни, пословиц, поговорок, не видеть причинно-следственных связей. Этим тоже занимается нейропсихолог.

Но проблема редко носит только нейропсихологический характер. Часто дети демонстрируют и поведенческие трудности, решение проблем с которыми уже должны быть адресованы семейному психологу. Еще нейропсихолог может рекомендовать обратиться к детскому неврологу или психиатру, логопеду или дефектологу — это зависит от конкретной проблемы.

— Есть мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем дети десять-двадцать лет назад. Так ли это?

— Возможно. Но мне также кажется, что мы стали уделять этой проблеме больше внимания. И вот почему.

Во-первых, раньше детей школьного возраста условно делили на двоечников и отличников. Никто не разбирался, почему одни учатся хуже других и есть ли у них нейропсихологические проблемы. Сейчас осведомленность общества по поводу речевых трудностей стала выше, и этому способствуют в том числе СМИ.

Родитель, который подозревает, что с ребенком что-то не так, начинает искать информацию, сравнивать своего ребенка с другими детьми, например, на детской площадке. И понимает, что проблема действительно есть. Мне кажется, самих детей с проблемами речи не стало больше, о них просто стали чаще говорить.

Во-вторых, задержка речевого развития может наблюдаться у недоношенных детей, которых стало больше благодаря современным возможностям медицины. В три года, когда многие уже умеют строить простые предложения, мы можем видеть у них задержку речевого развития.

Результаты свежего систематического обзора доказали, что чрезмерное использование гаджетов также негативно сказывается на развитии речи. Это, по-видимому, можно связать с тем, что персонажи некоторых мультфильмов предпочитают жестовую коммуникацию словесной и намеренно используют искаженную артикуляцию в общении друг с другом. Также дети, которые много времени проводят за гаджетами, меньше разговаривают с родителями, братьями и сестрами. Следовательно, у них хуже развиты коммуникативные навыки и беднее словарный запас.

— Как задать правильный вектор развития?

— На мой взгляд, важно не перегружать ребенка. У человека детство длится дольше, чем у других млекопитающих. А так как когнитивное созревание наступает медленнее, ребенок зависит от взрослых сильнее. Одно из наиболее популярных объяснений этому — природа дает ребенку больше времени для отработки взросления и социализации. А это происходит в основном в игре.

Когда ребенок перегружен дополнительными развивающими занятиями, времени на игру не остается. Следовательно, он проходит этот важный этап своего развития в ускоренном режиме. Кроме того, некоторые дети быстро утомляются, что сказывается на концентрации внимания и работоспособности в целом. И если такого ребенка водить на дополнительные кружки после пяти уроков в школе, отдачи не будет.

В то же время нельзя пускать все на самотек, иначе могут появиться познавательные трудности и трудности мотивации, но уже в связи с педагогической запущенностью. Лучше опираться на интересы ребенка, заметить которые можно в игре. А также обращать внимание на такие знаки, как потирание глаз, зевание, быструю утомляемость или, наоборот, чрезмерную гиперактивность и эмоциональную нестабильность. Если они наблюдаются регулярно, это может означать, что ребенок перегружен.

В современных реалиях, конечно, нередко бывает так, что ребенок уже на занятиях по подготовке к школе должен научиться читать, писать, считать. Те дети, у которых структуры мозга дозрели, чтобы осваивать эти навыки, могут справиться с этим без проблем. Но дети с описанными выше особенностями будут иметь трудности. Здесь важно понимать, что это вариативная норма. Детям со сниженной работоспособностью и повышенной утомляемостью надо помогать с решением «корневой» проблемы. После этого им будет проще овладеть учебными навыками.

— Как понять, что ребенок готов к учебе?

— Лучше всего провести нейропсихологическую диагностику, так как в ходе нее специалист выявляет возможные трудности и дает рекомендации, как их преодолеть. Но, как правило, созревание мозга для решения познавательных задач учебного плана по российской системе образования происходит к шести-семи годам. Это показывают международные исследования, также об этом пишет доктор психологических наук, специалист в области нейропсихологии детского возраста Юрий Микадзе.

На месте родителей я бы не доверяла детским центрам, которые обещают сделать из любого ребенка чуть ли не гения. Есть родители, которые приводят ребенка на нейропсихологическую диагностику уже после того, как ребенок попробовал заниматься, к примеру, скорочтением и у него не получилось. Начинаешь проводить диагностику и видишь, что у него плохо развита пространственная функция, которая отвечает за овладение чтением.

Мы понимаем, что буквы и слоги в слове, а также слова в тексте находятся левее или правее друг относительно друга. Кроме того, могут встретиться пространственные конструкции в тексте. Например, кто-то выше или ниже кого-то, дальше или ближе уехал, больше или меньше потратил. Если пространственная функция развита плохо, ребенку будет трудно понять такие обороты и он может долго читать по буквам или слогам. То есть нет базы, на которую это скорочтение может лечь.

Предположить, готов ребенок учиться читать или нет, можно, обратив внимание на его поведение. Если он проявляет интерес к тому, что написано на вывесках, пытается расставлять магнитный алфавит и составлять слова, — вероятно, можно приступать к занятиям. Но это лишь косвенные признаки. Если же такого интереса нет, но время подпирает, я бы предложила больше внимания обратить на поведение ребенка и подумать: «Что может мешать?»

Также важно помнить, что чем младше ребенок, тем важнее для него подкреплять буквы или цифры реальными объектами. Например, считать лучше не абстрактные яблоки, а реальные, не нарисованные карандаши, а настоящие.

— Есть мнение, что ускорить развитие можно с помощью танцев, плавания, массажа. Так ли это?

— Если нет подозрений на какой-то конкретный диагноз, физическая активность может быть полезна. Например, танцы формируют плавность движений, переключение в моторной сфере, развивают ориентацию в пространстве. Но если у ребенка есть кардиологические проблемы, двигательная нагрузка может ухудшить состояние. В таких случаях требуется консультация врача об отсутствии противопоказаний.

Чтобы ребенок меньше утомлялся и был более работоспособным, я бы рекомендовала плавание. Но только под руководством тренера, который поставит дыхание, потому что диафрагмальное дыхание влияет на улучшение концентрации внимания в повседневной жизни.

Что же касается массажа, он вовсе не такой безобидный, как может показаться на первый взгляд. Его должен назначать детский невролог, педиатр или, возможно, реабилитолог.

Могут ли гаджеты отсрочить развитие?

— На практике я часто сталкиваюсь с тем, что гаджеты вызывают трудности с поведением, потому что родителю и ребенку сложно договориться, как, когда и где гаджет использовать.

В поведенческой психологии есть такие понятия, как положительное и отрицательное подкрепление. Пример отрицательного подкрепления: «Если не сделаешь домашнее задание, не получишь гаджет». На ребенке это не работает. Положительное выглядит так: ребенок решил задачу по математике и получил награду — возможность поиграть в гаджет. Если допустил ошибку, взрослый его не поощряет, но и не наказывает. Этот тип подкрепления лучше развивает познавательные способности и не ломает мотивацию на достижение результата.

Если родители не могут договориться с ребенком, начинаются протесты. Следовательно, он не делает домашние задания и отстает по программе.

Некоторые мобильные или компьютерные игры могут развивать логическое мышление. Но сюжет не должен быть однотипным, как, например, в головоломке, которую интересно решать единожды. Лучше, если он будет создаваться по ходу того, как ребенок играет. Еще важно понимать, что полностью исключить гаджеты из жизни современного ребенка не получится, так как это часть его социальной адаптации.

С точки зрения нейропсихологии могут немного страдать пространственные функции, так как вместо того, чтобы лепить из пластилина или, к примеру, собирать конструктор, ребенок играет в двумерной плоскости. Наш мир — это трехмерное пространство, в котором мы передвигаемся и с которым взаимодействуем. В учебной деятельности мы сталкиваемся с условным пространством — это чтение, письмо, счет, формулировка задач по математике. Поэтому, когда ребенок постоянно смотрит в плоский экран гаджета, пространственный фактор у него «проседает».

— Как понять, что надо обратиться к детскому нейропсихологу?

Я бы советовала наблюдать за другими детьми. При этом надо понимать, что норма сама по себе достаточно вариативна. Например, ребенок может пойти в возрасте от девяти месяцев до полутора лет, и этот интервал по времени считается нормальным. Но если есть подозрения, что что-то не так, лучше обратиться к специалисту.

Тем более что в нейропсихологии есть такое понятие, как сенситивный или, по-другому, чувствительный период. Это означает, что структуры головного мозга созревают неравномерно: в одни периоды интенсивнее развиваются одни зоны, в другие они замедляются, а интенсивнее развиваются иные. Максимальный скачок в развитии будет, когда мы дадим специфическую функциональную нагрузку в то время, когда активно зреет конкретный участок головного мозга. Родители, которые занимают выжидательную позицию, возможно, пропускают эти периоды.

Так, чувствительный период развития речи длится до пяти лет. Если начать развивать ее позже, результат будет хуже. Это показывает опыт детей-маугли, то есть тех, которые росли в одиночестве. Если таких детей находили после пяти лет, они могли научиться говорить отдельные звуки, слоги или даже слова, но составлять развернутые высказывания — уже нет.

Первичное обращение к нейропсихологу должно начинаться с диагностики, чтобы понять, какие трудности есть и как их исправить. Сколько времени потребуется, сложно сказать. Я работаю с нормотипичными детьми, то есть с теми, которые не имеют психиатрических и неврологических диагнозов, но испытывают трудности обучения или поведения.

В среднем, чтобы решить проблему, необходимо 20 занятий нейропсихологической коррекции и еще 10 для закрепления результата. Желательно, чтобы они проходили два-три раза в неделю. По итогу нейропсихологической коррекции нужна повторная диагностика, чтобы объективно оценить изменения.

Некоторые родители водят ребенка в разные центры, пытаясь найти своего нейропсихолога. Но задания для диагностики плюс-минус одинаковые. В итоге, если ребенок уже не первый раз проходит диагностику за короткий период, реальные проблемы она не выявит, так как возникает эффект научения. Проводить диагностику надо не чаще, чем раз в два месяца.

Есть также родители, которые пытаются натренировать своего ребенка перед нейропсихологической диагностикой: похожие задания можно найти на специальных курсах по переподготовке или даже в интернете. Разумеется, тогда диагностика у специалиста также не отразит реальную картину.

Есть ли какие-то практики, которые ошибочно относят к нейропсихологии?

— Многие применяют метод Томатис, когда ребенок надевает наушники, и аппарат передает в них один и тот же звук, например, музыку. Хотя нет доказательств, что этот метод работает. Также некоторые считают, что рисование двумя руками будет лучше развивать противоположное полушарие, но научного подтверждения этому тоже нет.

Мало иметь инструмент, нужно грамотно его применять. Если родители сомневаются, доказана ли эффективность этого метода, призываю читать научно-популярную литературу и пользоваться базами. Например, РИНЦ — это российская база научного цитирования. Можно забивать в ключевые слова названия методов, и если в поиске отражаются официально опубликованные на эту тему научные статьи, с нейропсихологом можно работать. Если научное сообщество ничего не говорит об этом или утверждает, что эффективность не доказана, тратить деньги и время на этого специалиста не стоит.


Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Юлия СкопичЧто еще вы хотели бы узнать у нейропсихолога?
  • Lera KotovaКак вы относитесь к введению двух языков с рождения? При условии, что один - не язык среды.1
  • Лена ЛысенкоLera, Lera, здесь сложно дать такой совет, который подойдет всем. С одной стороны, чем младше ребенок, тем выше у него пластичность мозга. Пластичность и когнитивная незрелость дают возможность быстрее и правильнее усваивать новый язык, а иногда даже и не один. Увеличение определенных когнитивных способностей могут, как это ни парадоксально, усложнить изучение языка. И тогда получается, что чем раньше будет введен другой язык для изучения, тем лучше. С другой стороны, если у ребенка при этом, будут возникать другие побочные явления как, например, страдание грамматического строя речи на родном языке, смесь и каша слов в речи из разных языков или он, например, вообще перестанет говорить в силу разных причин, то продолжать изучать неродной язык с младенчества не стоит. В таких случаях я бы вводила изучение второго языка после 5 лет. При условии, что второй язык - не язык среды. Если семья интернациональная, если ребенок с рождения билингв, то такое развитие происходит более органично и естественно.2
  • Lera KotovaЛена, нарушение грамматического строя есть, но сперва я была уверена, что это просто в силу малого возраста. У племянника в 5 лет сходные проблемы. Однако сейчас дочери 12.5, и для нее вечная проблема - правильно соединить слова в русском предложении. В английском такой проблемы нет, хотя она всю жизнь живет в России. Я не понимаю, где сломалась система. Помимо того факта, что, вопреки всем трудам по билингвизму, она подсознательно выбрала в качестве основного языка не язык среды, так еще и эта аграмматичная речь. Все психологи и неврологи немедленно начинают меня осуждать, едва услышав, что я затеяла этот эксперимент когда-то. Но (а) сейчас поздно осуждать, (б) она с 5 лет ходила на курсы подготовки к школе, а потом с первого класса учится в обычной русскоязычной школе хорошего уровня. Т.е. у меня возникает подозрение, что дело тут не только и не столько во втором языке.2
  • Лена ЛысенкоLera, да, каждый случай требует индивидуального подхода к рассмотрению. Причин бывает много, редко когда одна. Грамматический строй речи может быть еще не сформирован по возрасту, так как требует замысла и программы высказывания. За это отвечают помимо речевых отделов мозга и префронтальные отделы, которые зреют дольше всех у человека.1
  • Нехетти ГринСпасибо за статью, очень интересно! Позволю себе добавить вот что. Некорректно сравнивать детей-маугли с неговорящими пятилетками из "человеческой среды". Первые с младенчества (или с рождения) находились вне речевой среды, т.е. у них даже пассивная речь не могла сформироваться даже на уровне слухового восприятия фонем, не говоря о лексических единицах. Тогда как "неговоряшки", с рождения окруженные обычными людьми, настолько разные (онтогенетически, нозологически и т.д.), что их даже не стоит в одну категорию относить. Думаю, на этот счет мог бы хорошо высказаться нейропсихолог, работающий с "ненормой" - т.е. различными вариантами дизонтогенеза, а не "субнормышами".2
  • Лена ЛысенкоНехетти, я согласна, что сравнение некорректное. Но в интервью их никто не сравнивал. Дети-Маугли упоминались в контексте понимания такого понятия как сенситивный период развития.2
  • Нехетти ГринЛена, в контексте сенситивного - надо, чтобы ребенку было чтО воспринимать (впитывать как губка) из окружающей среды, состоящей из себе подобных. Детям-маугли было в принципе нечего впитывать. У них высшие психические функции не развивались по "человеческому" сценарию (я не только про речь - см. Выготского), так что в контексте сенситивного периода упоминать таких детей не имеет смысла. Там вообще всё пошло не так, а не только речь (в статье именно про сенс.период для формирования речи говорится).0
  • Лена ЛысенкоНехетти, требуется длительная живая дискуссия чтобы отразить точку зрения каждого. Ее трудно развить в письменных сообщениях. Спасибо за обратную связь по статье и Вашу неравнодушность к теме.3
  • Булат НорбоевГаджет как часть соц.адаптации - отриц.явление, как мне кажется. У меня сын вчера из газового баллончика против собак ыышкнул однокласснику в глаза в результате конфликта. Причина конфликта - одноклассник не ответил на вопрос учителя и учитель спросил сына, в мозгу сына виноват одноклассник. Тут конечно масса негатива и их вероятных причин, но в числе прочего я думаю можно сказать: мой сын сидит дома, ни с кем не общается вживую и не пытается, за телефоном и компом ругается на противников и партнеров по играм. И вот это эмоционирование без последствий потихоньку приводит к отсутствию тормозов, хотя бы элементарного "а не получу ли я в табло?". В общем решил отправить его на бокс, пускай выходит из своего кокона безделья в мир2
  • СветланаВ 2 года пора или рано вести к нейропсихологу? Ребёнок не говорит. Только ма, па, звуки животных. Ходим к неврологу, пока в пределах нормы.2
  • Лена ЛысенкоСветлана, чаще всего первичное обращение к нейропсихологу бывает с 3 лет. Если Вас текущеее состояние тревожит - сходите раньше. Хорошо, что невролог исключает патологию со своей стороны1
  • YuliannaБлагодарю за статью. У меня трехлетка, очень социально адаптированный, при этом говорит очень мало и кратко. Честно признаюсь, я паниковала по этому поводу... муж и его семья меня успокаивали, тем что у них все дети начинали говорить достаточно поздно и это генетика. Консультации с неврологами доверия не вызывали, к нейропсихологу не обращались. Прогресс с речью идет, но достаточно медленно. Сравнивать с одногруппниками в саду невозможно, все дети разные - одни говорят прекрасно, развернутыми предложениями, другие во все молчат. Сейчас занимаюсь с ребенком сама + занятия в саду, он знает алфавит, цифры от 1 до 10 в прямом порядке и может пересчитать предметы, сейчас учиться писать печатными буквами. Занятия дома инициирует сам( у него в доступе книги, карточки - берет что хочет и садится рядом ), я только помогаю и если ему надоело не настаиваю на том чтобы продолжать. При этом достаточно долго (для своего возраста) сидит от 40 минут и до часа. Кружки посещали до садика, но не с целью "раннего развития", а для знакомства с другими детьми, взрослыми, бактериями и тд... как пошли в сад эту тему закрыли, планируем только перед школой снова начать, тк требования в местных школах высокие. Все доступные секции пробуем и будем пробовать по возрасту и естественно по желанию, так плавание он не оценил и после 4х занятий решили не продолжать. Нагрузку в конечном итоге определит сам, может это инфантильная позиция с моей стороны как родителя, но ему виднее чем он хочет заниматься и сколько у него сил.7

Вот что еще мы писали по этой теме