Мы открыли клининг-сервис в Анапе, но заработать не можем
Пять лет назад мы с мужем решили радикально изменить жизнь и переехали из Мурманска в Анапу.
Здесь вместе с друзьями мы открыли клининговый сервис. Мы вложили 150 000 ₽ и рассчитывали начать быстро зарабатывать. Вложения окупились за три месяца, но потом все пошло не по плану. А ураган в Анапе и вовсе поставил крест на и без того не особо зарабатывающем бизнесе.
Сейчас бизнес вроде бы работает, но серьезного дохода не приносит. Расскажу, как так получилось.
Спонтанно запустили бизнес на четверых
Я уже пробовала себя в качестве предпринимательницы. В 2013 году в Мурманске у меня был магазин детской одежды. Он проработал чуть больше года, но не выдержал конкуренции. Мы не могли позволить себе низкие цены, как у крупных сетевиков.
На открытие и работу магазина в первые несколько месяцев я потратила больше 1 млн рублей. И часть из этих денег я брала в кредит. После закрытия магазина мы выплачивали долги еще три года. Поэтому к новому бизнесу я подходила осторожно, чтобы не повторить свои ошибки.
После магазина я работала маркетологом и СММ-менеджером — сначала в агентстве, затем на фрилансе. Пять лет назад мы с мужем решили одним махом изменить жизнь и переехали в другой конец страны — в Анапу. Мы хотели кардинально поменять все — климат, круг общения, жизнь в целом.
Жизнь почти любого бизнеса в Анапе зависит от летнего сезона. В несезон меньше зарабатывают даже компании, которые обслуживают местных жителей, хотя, казалось бы, они не зависят от туристов.
Город замирает, люди начинают меньше тратить. Все ждут май, когда приедут туристы и привезут деньги.
Придумать идею для бизнеса без оглядки на сезонность было сложно. Для меня было важно, чтобы мы зарабатывали круглый год. Я думала открыть СММ-агентство, но в городе было много конкурентов.
В итоге идея пришла случайно. В феврале 2021 года к нам в гости приехали друзья, семейная пара. Муж работал торговым представителем, а жена подрабатывала в клининговой компании клинером. Мы разговорились на тему бизнеса и пришли к тому, чтобы открыть свой клининг-сервис.
Я никогда не пользовалась услугами клининга. Подруга рассказала, какое количество заказов в неделю делает компания, в которой она работала, какими чистящими средствами и оборудованием они пользуются.
Порог входа в этот бизнес был невысокий, и мы рискнули. Мы толком не понимали, что из этого выйдет.
Наше решение было спонтанным. Подруга на тот момент съездила всего на 4—5 заказов, так что не могу сказать, что она знала этот бизнес вдоль и поперек. Но это был шанс «замутить бизнес» на четверых — я с мужем и подруга с мужем.
Судя по статистике, население в Анапе стабильно растет. За 2021 год количество жителей выросло на 7500 человек. Но это видно и невооруженным глазом. В городе как грибы после дождя растут новостройки. Знакомые агенты недвижимости подтвердили — в Анапе активно покупают квартиры люди из других городов.
Значит, спрос на клининг тоже высокий — особенно на уборку квартир после ремонта. Плюс весной отели и гостевые дома делают ремонт и моют помещения к сезону. Мы надеялись, что они позовут нас на помощь.
Чтобы выделяться на фоне конкурентов, мы предложили устранение запахов по технологии «сухого тумана». Это плотный мелкодисперсный пар, которым обычно обрабатывают салоны машин. Но никто не запрещает использовать его и для мебели. Производители обещают, что он безопасен для людей и домашних животных. Мы не нашли в Анапе компании, которые предлагали бы такую услугу.
Сумма для открытия требовалась небольшая, особенно если разделить ее на четверых — около 150 000 ₽. Мы вложили свои накопления, кредит брать не хотели. Компанию назвали «Клякса».
- 150 000 ₽
Обязанности распредели на четверых. Я занималась продвижением и вела соцсети. Подруга искала персонал, покупала оборудование и химию. После запуска она развозила клинеров и контролировала их работу.
Муж подруги привозил оборудование на объекты и забирал его после основной работы. Мой муж выполнял заказы по «сухому туману». Опыта у него не было, но после покупки оборудования можно было пройти короткий бесплатный курс у представителя компании-производителя в Краснодаре.
Другая подруга, юристка, бесплатно сделала шаблоны будущих договоров с клиентами.
Как мы подготовились к запуску
Мы не стали составлять бизнес-план — вместо этого прикинули список нужной химии и техники, сделали сайт и начали искать клиентов.
Оборудование. При выборе оборудования мы ориентировались на конкурентов. Еще изучили отзывы о технике в интернете и пообщались с продавцами.
На технику и инвентарь потратили около 80 000 ₽. Купили аппарат для химчистки, пылесос, парогенератор и расходники. Аппарат для сухого тумана и пять жидкостей к нему стоили 33 000 ₽. Еще купили стремянку, чтобы чистить шкафы и мыть окна.
На химию и расходники потратили около 20 000 ₽. Профессиональные чистящие средства покупают в специализированных магазинах. Они намного эффективнее обычной бытовой химии, но вместе с этим и сложные в работе. Например, средство для мытья окон легко очищает следы клея или скотча на стекле. Но и запросто прожигает резиновые перчатки. Некоторые жидкости дают опасные для людей и домашних животных испарения. Поэтому профессиональную химию в обычном супермаркете не продают.
Закупка заняла около трех недель. От аренды офиса на старте отказались. Небольшое помещение стоило 20 000 ₽ в месяц, для нас это было много. Да и неудобно: оборудования и чистящих средств было немного, проще было хранить на балконе и никуда не ехать перед заказом.
Рынок и конкуренты. Рынок клининга в Анапе развит. Несколько компаний в этом бизнесе давно — у них большая клиентская база и хорошая репутация. Ценовая политика у всех одинаковая. Например, уборка квартиры или дома стоит около 100 ₽ за квадратный метр. Мойку окон, бытовой техники и мебели считаем отдельно. Уборка «под ключ» однокомнатной квартиры с окнами стандартного размера стоит примерно 5000 ₽. Половина этой суммы уйдет на оплату работы клинеров и расходные материалы. Мы рассчитывали на три заказа в день и средний чек 2500 ₽.
Я зарегистрировала ИП на себя. Выбрала упрощенную систему налогообложения, платим 6% налогов с дохода. ООО — слишком сложно и замысловато.
Я случайно узнала, что раз в год государство выдает гранты на открытие малого бизнеса — почти 300 000 ₽. И попыталась получить этот грант. Для этого нужно было зарегистрироваться безработной в центре занятости.
Но вместо гранта от государства я получила предложение поработать горничной.
От оптимистичной идеи помощи центра занятости населения отказалась.
База клинеров. На старте мы не могли брать людей в штат, рассчитывались отдельно за каждый заказ. Клинеры были не против — для них это просто подработка.
За размещение вакансий на «Авито» потратили 300 ₽, на «Хедхантере» — 1100 ₽. Еще оставляли посты в городских сообществах в соцсетях.
Собеседовали соискателей по телефону. Обычно спрашивали об опыте работы, пытались выяснить физические возможности человека. Клинерам приходится взбираться на стремянку — мыть потолки и панорамные окна в многоэтажках. Летом в Анапе жарко, температура может перевалить за 45 градусов. Это тяжелый физический труд, не все могут работать в таких условиях. Особенно если в помещении нет кондиционера.
Если после первого выезда все было хорошо, сохраняли контакты человека в базу. На заказ с клинерами всегда ездила подруга и контролировала работу. В случае чего она сама все переделывала. Гонорар клинера зависит от сложности и объема работы. Часто мы увеличивали гонорар, если человек работал быстро или если заказ оказался сложнее, чем мы предполагали.
- 40%
Как продвигали бизнес
Я изучила конкурентов, посмотрела, что и сколько у них стоит. В основном они привлекали клиентов за счет низкой цены или услуг, которых ни у кого нет. Например, мыли фасады дорогим оборудованием, которое мы себе позволить не могли. Мы решили, что демпинговать не будем — ценник сделали средний по рынку. Нашим конкурентным преимуществом стала чистка сухим туманом.
Я составила портреты нашей целевой аудитории. Позже это пригодилось для запуска контекстной и таргетированной рекламы. Вот примерные портреты.
Во-первых, это люди из среднего класса и выше. Они интересуются покупкой и строительством недвижимости, ремонтом и отделкой. Дополнительные интересы, по которым их можно отследить в интернете, — автомобили, бизнес и дорогие покупки. Например, мебель или бассейны. Им мы предлагали уборку на постоянной основе и после ремонта.
Во-вторых, молодые мамы. С этой группой я немного обожглась, об этом расскажу позже. Интересуются всем, что связано с детьми, одеждой, скидками и распродажами. Им предлагали генеральную уборку и услуги вроде «кухня под ключ».
Наконец, владельцы кафе и отелей. Здесь мы надеялись на разовые крупные заказы в начале сезона и на долгосрочное сотрудничество по уборке номеров.
Затем сделала стратегию продвижения для каждой группы. Забегая вперед, скажу, что не рассчитала бюджет — денег не хватило, чтобы протестировать все гипотезы.
Сайт нам сделали бесплатно — это был подарок от банка при открытии расчетного счета. Структуру придумала я, тексты тоже писала сама.
На сайт мы установили счетчик «Яндекс-метрики», в соцсетях пользовались встроенной статистикой. У каждого, кто звонил, мы спрашивали, откуда он узнал про компанию. Еще я настроила рекламные кампании в таргете и «Яндекс-директе» и разместила информацию о «Кляксе» в десятках городских агрегаторов, на «Яндекс-картах» и в «2ГИС».
Благодаря статистике вовремя отключили не конверсионные каналы рекламы. Например, во «Вконтакте» мы только впустую тратили деньги. А вот таргет в «Инстаграме» стабильно и сразу начал приносить заказы, хоть и небольшие.
Реклама в «Яндекс-директе» приводила на сайт много людей, но они с него быстро уходили. Проблема, на мой взгляд, была в качестве сайта. На этих людей мы планировали запустить ретаргетинг — «догнать» их рекламой позже в соцсетях. Я начала собирать базу для ретаргетинга, но до него дело так и не дошло.
Всего на подготовку «Кляксы» к запуску я потратила два месяца.
Открытие клининговой службы в 2021 году — 152 269 ₽
Аппарат для химчистки, парогенератор, расходники «Керхер» | 58 860 ₽ |
Аппарат для сухого тумана «Берджесс» и жидкость «Гарвард» | 33 000 ₽ |
Расходники | 15 789 ₽ |
Реклама в «Яндекс-директе» | 9600 ₽ |
Пылесос «Керхер» WD3 | 8990 ₽ |
Чистящие средства | 6350 ₽ |
Стремянка, перчатки и тряпки | 4150 ₽ |
Реклама в городском паблике и «Инстаграме» | 3900 ₽ |
Реклама во «Вконтакте» | 2500 ₽ |
Дизайн и печать флаеров | 2500 ₽ |
Доменное имя | 2090 ₽ |
Сумки для перевозки чистящих средств | 1600 ₽ |
Мобильная связь | 500 ₽ |
Логотип | 500 ₽ |
Шаблоны дизайна постов в соцсетях | 500 ₽ |
Размещение в каталогах фирм города | 500 ₽ |
Реклама у блогера | 490 ₽ |
Симкарта и месяц абонентской платы | 450 ₽ |
Открытие клининговой службы в 2021 году — 152 269 ₽
Аппарат для химчистки, парогенератор, расходники «Керхер» | 58 860 ₽ |
Аппарат для сухого тумана «Берджесс» и жидкость «Гарвард» | 33 000 ₽ |
Расходники | 15 789 ₽ |
Реклама в «Яндекс-директе» | 9600 ₽ |
Пылесос «Керхер» WD3 | 8990 ₽ |
Чистящие средства | 6350 ₽ |
Стремянка, перчатки и тряпки | 4150 ₽ |
Реклама в городском паблике и «Инстаграме» | 3900 ₽ |
Реклама во «Вконтакте» | 2500 ₽ |
Дизайн и печать флаеров | 2500 ₽ |
Доменное имя | 2090 ₽ |
Сумки для перевозки чистящих средств | 1600 ₽ |
Мобильная связь | 500 ₽ |
Логотип | 500 ₽ |
Шаблоны дизайна постов в соцсетях | 500 ₽ |
Размещение в каталогах фирм города | 500 ₽ |
Реклама у блогера | 490 ₽ |
Симкарта и месяц абонентской платы | 450 ₽ |
Уборка дома старушки-кошатницы
К открытию студии мы давали скидку 20% на все услуги. Например, генеральную уборку делали за 80 ₽ за 1 м². Столько же стоила уборка после ремонта. Сухой туман — от 60 ₽.
Задача первой рекламной кампании была не столько в продажах, сколько в том, чтобы о нас узнали в Анапе. На нас подписалось 300 человек в «Инстаграме» и поступило несколько заказов.
Первый заказ был на генеральную уборку и устранение неприятных запахов в доме, который заказчица приобрела у пожилой женщины, любительницы домашних животных.
Обычно менеджер рассчитывает стоимость работы либо после личного осмотра дома, либо по фотографиям клиента. Но клиентка получила ключи от бабушки в тот день, на который и была назначена уборка. Так что цену мы считали на месте.
Это был старая деревянная дача без электричества и горячей воды. В доме с бабушкой жили два десятка кошек.
Дом нужно было ремонтировать, а не убирать. Но мы решили не отказываться от первого заказа.
- 12
Чтобы использовать технику, подключили удлинитель к розетке в сарае. Привлекли двух клинеров, но рабочих рук все равно не хватало. Поэтому подруга на этом заказе была не только менеджером, но и клинером. Из-за этого она не проследила, кто собрал разлитую на полу воду пылесосом, предназначенным для сухой уборки. Мотор пылесоса сгорел.
Узнали мы об этом только на следующий день. А клинеров мы больше никогда не видели. Пришлось отдать пылесос в ремонт на две недели, заодно купить новый.
Из первого заказа мы вышли с убытком 3500 ₽. Уборка стоила 11 000 ₽, клинерам мы заплатили 4500 ₽, а за новый пылесос — 10 000 ₽. При этом 5000 ₽ из общей суммы — стоила уборка сухим туманом, которую сделал мой муж. Зато получили одного довольного клиента.
Следующие несколько заказов тоже были не особо выгодные. Вот простая математика: берем заказ на 5000 ₽. Из них 2300 ₽ мы отдаем клинеру. Еще 1000 ₽ уйдет на расходники и химию. Около 300 ₽ стоит реклама. Нам остается 1400 ₽, из которых мы еще платим налоги.
Если делать скидку 20% от заказа, то получаем мы 4000 ₽. Расходы те же, остается 400 ₽ минус 6% от выручки с налога — это 240 ₽. Итого у нас на руках — 160 ₽. Поэтому мы быстро отказались от скидки в 20%.
Из постоянных заказов была небольшая гостиница, в которой мы раз в неделю убирали номера. В основном же заказы были мелкие, почти не приносящие прибыли. Клиенты к нам возвращались и рекомендовали нас знакомым, но этого было мало.
В неделю поступало 2—4 заказа. Наш баланс был хоть и положительным, но прибыль была ниже, чем хотелось.
Пьяные клинеры и другие проблемы
Работа с клиентами строится одинаково. Человек звонит, мы уточняем, какая ему нужна уборка, и называем ориентировочную цену. Если она клиента устраивает, договариваемся о встрече. После осмотра менеджер говорит уже точную цену. Она может немного повыситься, если квартира очень грязная. Мы повидали всякое.
Договор на оказание услуг у менеджера уже распечатан, нужно только внести туда данные клиента, цену и подписать. В договоре мы пишем адрес, площадь дома и вид уборки. В приложении подробно прописываем дополнительные услуги и их стоимость. Например, вымыть плиту, вытяжку, люстру, почистить ковер.
С клинером тоже заключали договор оказания услуг — в нем, например, было указано, что материальная ответственность за сохранность вещей лежит на работнике. Но у нас не было ситуаций, когда мы взыскали с клинеров ущерб.
Наша главная проблема — найти хороших клинеров. Многие вечером накануне смены соглашались, а утром не приезжали. Бывало, что опаздывали на несколько часов или приезжали пьяные. Работу после клинеров часто приходилось переделывать, этим занималась подруга.
Одна девушка идеально работала, но не хотела в штат. Религия не позволяла ей убираться в чужом доме.
Что, однако, не мешало ей время от времени брать наши заказы на подряд. Раз пять мы выезжали на заказы сами, потому что хорошие клинеры были заняты. Денег мы зарабатывали больше, но страдало качество. Кроме подруги, никто из нас раньше профессиональной уборкой не занимался.
Основная доля заказов приходилась на генеральные уборки квартир. Часто несложная уборка, на которую мы планировали потратить не больше четырех часов, из-за дотошности клиентов затягивалась с утра до позднего вечера. Часто хозяева ждали от клинеров чуда. Например, могли потребовать превратить пожелтевшую от времени и курения краску в белую.
Отбелить стенку не смогло бы ни одно средство. А клиентка считала, что нужно просто подольше потереть.
Были ситуации, когда клиенты принимали работу, оплачивали ее, а потом присылали недовольные комментарии. Например, они отодвигали стиральную машину и видели за ней пыльную розетку.
Мы не хотели портить репутацию молодого бизнеса, поэтому приезжали второй раз или предлагали скидку на следующую уборку. В итоге мы избегали негативных отзывов, но скидки больно били по бюджету. Бывало, что из-за них нам хватало денег только на закупку химии для следующего заказа.
Для развития нам не хватало новых заказов. Эту проблему, как мне кажется, мы могли бы решить большим бюджетом на рекламу. Дело в том, что реклама в «Яндекс-директе» и «Инстаграме» устроена по принципу аукциона. Чтобы сервисы показывали объявления обширной аудитории и чаще, нужно заплатить больше конкурентов. Мы не могли конкурировать с другими компаниями по рекламным бюджетам. В среднем в день мы тратили около 300 ₽.
Один клик стоил 26 ₽. Но конверсия была слишком низкой. Только 2% из всех посетителей оставляли заявки. Через два месяца после открытия мы решили, что если на сайт приходят люди, но потом сразу с него уходят, то дело в структуре сайта. И попытались его переделать.
Новый сайт сделали сами на «Тильде». Постарались наполнить его полезными функциями вроде онлайн-калькулятора расчета стоимости уборки. Потратили на сайт 10 000 ₽. Но проблему с клиентами это не решило, конверсия оставалась низкой.
Я уже писала, что обожглась на женщинах в декрете. Вот почему: многие из них очень требовательно относились к качеству уборки, просили, чтобы все средства были гипоаллергенными, но не были готовы платить за уборку нормальные деньги. В итоге они приходили на сайт и в соцсети, но ничего не заказывали. А за клик мы платили деньги.
Мы пробовали не только онлайн-, но и офлайн-рекламу. Но заявки с флаеров и листовок было сложно отследить.
Из онлайна более-менее эффективными оказались «Яндекс-директ» и таргетинг в «Инстаграме». На рекламу уходило около 10 000—15 000 ₽ в месяц, а средняя цена заявки составила 1200 ₽.
Привлечь гостиницы тоже не вышло. Мы сделали рассылку с коммерческим предложением по отелям города, настроили на них отдельную рекламную кампанию, некоторых объездили лично. В гостиницах либо были свои горничные, либо они сотрудничали с нашими конкурентами. Бороться с конкурентами демпингом мы не могли — невыгодно.
Единственная из заранее заготовленных идей, которая сработала — это договоренности со строительными фирмами и риелторами. Мы собрали адреса их электронной почты из каталогов, разослали предложения о сотрудничестве на особых условиях. Почти половина заказов приходила от них.
Для нас это было и хорошо, и плохо. Из-за скидки у нас было много работы при низкой маржинальности. Как правило, это были уборки квартир после ремонта. Да, мы давали клинерам работу и сами зарабатывали. Но с учетом всех затрат наша прибыль редко была выше 30% от общей стоимости заказа.
Как мы окупили свои вложения
Весной и летом больше всего работы. В 2021 году наши знакомые риелторы неплохо заработали: многие россияне купили недвижимость на юге. То есть на рынке было много квартир, которые нужно убрать после ремонта.
Это были наши самые крупные и выгодные заказы. Но для них было сложно находить персонал. Часто это квартиры с панорамными окнами, поэтому клинерам приходилось работать на высоте, на стремянках, рискуя упасть.
Мы получали около 30 000 ₽ за один рабочий день, из них оставалось 20 000—25 000 ₽ с учетом затрат на химию и расходники. Из прибыли мы купили оборудование: производительный парогенератор, профессиональный пылесос, две стремянки и удобные дорогие водосгоны для мойки окон. Потратили на все около 80 000 ₽.
- 150 000 ₽
Самым сложным и прибыльным заказом стал трехэтажный дом после пожара. Нужно было отмыть все поверхности и окна, сделать химчистку мебели и ковров, обработать сухим туманом для устранения запаха гари. Работали пять дней, получили 130 000 ₽, из них 100 000 ₽ — чистой прибыли.
Но так продолжалось не все лето — сразу после чистки сгоревшего дома Анапу накрыл ураган. Несколько поселков затопило, туристы отменили брони в отелях и вернулись домой. Заказы исчезли больше, чем на две недели.
Из-за этой паузы мы растеряли контакты с клинерами. Пока заказов не было, они нашли себе другую работу. В конце августа заказы появились, но отправлять на них было некого.
Не понимаем, что делать дальше
Постепенно нам удалось найти новых сотрудников и получить несколько мелких заказов. Но денег не хватало на рекламу. В начале сентября поток заказов практически закончился.
Сейчас мы время от времени делаем мелкие генеральные уборки, но серьезного заработка нет. Клиенты приходят либо старые, либо те, кто давно на нас подписался, но не сделал заказ. Иногда кто-то узнает о нас по сарафанному радио. На связи у нас 2—3 клинера.
Что делать дальше, мы не понимаем. У нас семьи и кредиты, мы не можем сидеть и ждать крупный заказ.
Нам пришлось найти постоянную работу. Клининговая служба «Клякса» существует полгода. За это время мы вернули вложенные деньги, но на стабильную прибыль так и не вышли.
Мне кажется, мы допустили несколько ошибок. Во-первых, на старте нужно было вкладывать минимум в четыре раза больше денег. Купить хорошее оборудование, вложиться в рекламу и сразу получить большой поток заказов.
Во-вторых, нам нужно было подготовиться к форс-мажорам. Если бы не потоп, мы бы заработали больше. Возможно, стоило взять кредит и поддерживать рекламу и клинеров, но у нас не хватило оптимизма.
В-третьих, нанять клинеров в штат. Нужно было отобрать порядочных и квалифицированных работников, удерживать их окладом. Постепенно качество наших услуг бы выросло.
Мы пока не решили, что делать с «Кляксой». Может, напишем бизнес-план, возьмем кредит и попробуем еще раз. Наймем таргетологов и менеджера по продажам, профессиональных клинеров, купим новое оборудование. А может, просто закроем бизнес и продадим оборудование.