Бизнес
75K

Что нужно знать о товарных знаках, если перепродаете товары на маркетплейсе

Когда поставщикам товаров нужно брать согласие у правообладателей, а когда — нет

52
Что нужно знать о товарных знаках, если перепродаете товары на маркетплейсе
Аватар автора

Алексей Башук

юрист по интеллектуальным правам

Страница автора

Представьте ситуацию: бизнес покупает товар у производителя и выставляет на маркетплейс.

Начинаются первые продажи, дело идет в гору — месяц, два, три. Но в один день предприниматель обнаруживает, что карточки товаров заблокированы. Выясняется, что название товара оказалось зарегистрированным товарным знаком, а правообладатель знака прислал маркетплейсу претензию.

Вот как рассуждают участники спора:

  • Предприниматель: «Я заплатил за товар, он мой, значит, я могу продавать его где хочу и как хочу. Разблокируйте мои товары сейчас же
  • Правообладатель: «Этот товарный знак принадлежит мне. Значит, я буду ставить условия, где и как будут продаваться товары под моим брендом».
  • Маркетплейс: «Мы не собираемся с вами спорить. Наше дело заблокировать, а там разбирайтесь между собой сами — кто победит, с тем и будем работать».

Если вы продаете товары на маркетплейсах или собираетесь начать, то эта история может коснуться и вас. Давайте разбираться: сначала в двух словах о том, как вообще работают товарные знаки, а затем посмотрим типичные споры на маркетплейсах и расскажем, как себя от них обезопасить.

Что такое товарные знаки и как они работают

Товарный знак — это обозначение для товаров и услуг, зарегистрированное в Роспатенте. Иногда товарные знаки еще называют торговыми или товарными марками, брендами, но в наших законах используется только термин «товарный знак».

Как товарный знак можно зарегистрировать практически любое слово или картинку, если они соответствуют требованиям закона и не слишком похожи на уже зарегистрированные. Чаще всего в качестве товарных знаков регистрируют названия товаров и их линеек, слоганы, логотипы и даже названия самих компаний.

Несколько примеров регистраций товарных знаков моих заказчиков, которые работают на маркетплейсах: Murzina — это словесный товарный знак на латинице, бренд женского нижнего белья
Несколько примеров регистраций товарных знаков моих заказчиков, которые работают на маркетплейсах: «ПакПакую» — упаковочная продукция, кириллический словесный товарный знак
Несколько примеров регистраций товарных знаков моих заказчиков, которые работают на маркетплейсах: Lelei Studio — логотип бренда одежды и аксессуаров, комбинированный товарный знак

Смысл регистрации товарного знака — получить исключительное право на обозначение, чтобы оно не досталось другим. Если компания или предприниматель зарегистрировали знак на себя, значит, никто другой без разрешения правообладателя больше не имеет права использовать такое же или сходное обозначение в конкурентном бизнесе. Поэтому это право и называется исключительным.

Блокировка на маркетплейсе — это еще не самый плохой финал истории с нарушением исключительного права. Иногда с блокировки все только начинается: за незаконное использование товарного знака правообладатель может взыскать с нарушителя компенсацию через суд. Для расчета размера компенсации есть три способа:

  1. Любая сумма в пределах от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
  2. Двойная стоимость права использования. Стоимость лицензии может быть любой — от 10 000 ₽ до нескольких миллионов.
  3. Двойная стоимость всей партии контрафактного товара, на которых использован чужой товарный знак.

Помимо назначения компенсации суд может решить изъять и уничтожить контрафактные товары. Иногда нарушителей еще штрафует антимонопольная служба — за недобросовестную конкуренцию или нарушение закона о рекламе.

В большинстве случаев товарный знак регистрируют на себя сами производители товаров. Но иногда бывает и так, что производитель и правообладатель — разные лица. Разберем все варианты по порядку.

Нужно ли разрешение на продажу товара с товарным знаком от российского правообладателя

Итак, есть производитель, у него есть товарный знак — он правообладатель. Предприниматель покупает у него товары и хочет выставить их на маркетплейс. Нужно ли ему для этого брать у правообладателя согласие или еще какое-то разрешение на использование товарного знака?

Согласие или другое разрешение не нужно, если товар был введен в оборот на территории России самим правообладателем.

Это правило называется исчерпанием права на товарный знак. Его смысл в том, что после первой легальной продажи товара в нашей стране права на товарные знаки, нанесенные на этот товар, больше не охраняются в отношении этой партии товара.

Вот как работает исчерпание права в случае с российскими производителями.

Допустим, у производителя есть товарный знак «Ромашка», зарегистрированный для кондитерских изделий. Это значит, что только он может производить и продавать, например, конфеты под брендом «Ромашка». Если кто-то другой без его разрешения начнет торговать «Ромашками» собственного производства, это нарушит исключительное право — конфеты окажутся контрафактом.

Смотрим дальше: производитель делает конфеты «Ромашка» и продает их оптовикам. Им для дальнейшей перепродажи не нужно брать у правообладателя никакого согласия. Право на товарный знак исчерпано, оптовик приобрел товар в собственность, значит, теперь может продавать его где угодно и как угодно.

Чтобы подтвердить легальность товара, оптовику не нужны никакие письменные разрешения, согласия или договоры на товарный знак. Достаточно иметь на руках договор, по которому был куплен товар у правообладателя — например, договор поставки. Он подтвердит легальное происхождение товаров.

Как проверить легальность товара, если вы покупаете его не у правообладателя

Теперь немного усложним цепочку поставок. Допустим, производитель-правообладатель продает товар оптовику, а оптовик продает эти товары предпринимателю, который дальше распродает их в розницу. У предпринимателя нет договора с правообладателем — только с перекупщиком.

В таком случае предпринимателю получать согласие тоже не нужно. Количество участников цепочки поставок не имеет значения: право на товарный знак в отношении партии товара исчерпалось раз и навсегда после первой продажи оптовику. Даже если цепочка состоит из десяти перекупщиков, никому из них не нужно согласие правообладателя — при условии, что товар изначально легально поступил в оборот в России.

Единственное, что нужно сделать предпринимателю — убедиться, что товар на самом деле легальный, и в начале цепочки действительно был правообладатель.

Для этого в идеале нужно запросить всю цепочку договоров у оптовика вплоть до производителя. Если оптовик отказывается это делать, можно включить в договор с оптовиком гарантии юридической чистоты товара.

Смысл этого пункта такой: поставщик заверяет покупателя, что товар легальный, а если окажется, что нет, — обязан возместить убытки
Смысл этого пункта такой: поставщик заверяет покупателя, что товар легальный, а если окажется, что нет, — обязан возместить убытки

Но здесь важно понимать: никакие гарантии в договоре не избавляют покупателя от ответственности за нарушение прав на чужой товарный знак.

Если все-таки окажется, что товар контрафактный, не получится обвинить во всем поставщика — несмотря на договор с гарантиями, правообладатель сможет взыскать компенсацию с продавца контрафакта. И только после этого продавец возьмет свой договор и пойдет судиться с поставщиком, который его подвел.

Поэтому самый надежный вариант — не просто вписывать гарантию в договор, но и проверять цепочку договоров до правообладателя. А кроме этого стоит проверить и сам товарный знак, который нанесен на товар.

Как проверить товарный знак

На первый взгляд может показаться, что у производителей должно быть все идеально с товарными знаками и проверять там нечего. Мол, если компания производит товар, она наверняка разобралась со всеми юридическими тонкостями. На практике ситуация зачастую обратная.

Бывает, что у производителя не все в порядке с товарным знаком. Чаще всего бывает, что:

  • у производителя вообще нет своего товарного знака;
  • знак зарегистрирован на одно лицо, а товары производит другое;
  • у производителя есть товарный знак, но срок действия прав на него истек;
  • товарный знак производителя зарегистрирован не на те товары, которые он на самом деле производит;
  • знак зарегистрирован в одном виде, а производитель использует его в другом.

Если выяснится что-то подобное, может быть так, что вся цепочка поставщиков торгует контрафактом. И претензии могут предъявить любому из них, потому что каждый из них нарушитель: и производитель, и оптовики, и розничные продавцы.

Например, если у производителя нет своего товарного знака, вполне может оказаться так, что этот знак или сходный давно уже зарегистрирован кем-то другим.

Иногда бывает так, что Роспатент регистрирует товарный знак только на часть товаров. Допустим, компания подавала заявку на регистрацию бренда «Ромашка» на конфеты и газировку, а Роспатент зарегистрировал знак только на газировку — потому что «Ромашка» оказалась уже кем-то зарегистрирована на печенье, а Роспатент посчитал печенье однородным товаром по отношению к конфетам.

В итоге компания получит свидетельство на товарный знак, но вот производить под ним конфеты все равно не сможет, это будет нарушением.

Производитель может даже не знать о том, что с его товарным знаком что-то не так — юристы могли недоговорить, обмануть или просто не разбираться в деталях.

В любом случае ответственность несет не только производитель, но и покупатель, который вроде как не по своей вине поучаствовал в продаже контрафакта.

Когда суды взыскивают компенсацию с предпринимателей-нарушителей, они так и говорят: «Предприниматель не проявил должную степень заботливости и осмотрительности». Мол, должен был сам проверить, что там с товарными знаками, но не проверил и допустил нарушение. Так, например, суд указал ответчику в деле о взыскании компенсации в размере 300 000 ₽ за незаконное использование товарного знака «Кемппи».

Когда вы покупаете товар для дальнейшей перепродажи, придется перепроверять товарные знаки самостоятельно.

Реестр товарных знаков открытый, получить сведения из него можно бесплатно. Чтобы посмотреть сведения о товарном знаке, нужно открыть государственный реестр товарных знаков на сайте ФИПС и вбить номер регистрации. В результате должна открыться страница с данными о товарном знаке.

Действующий товарный знак подсвечивается зеленым цветом, указывается дата подачи заявки и даты регистрации. Также указывается правообладатель товарного знака, а в поле «Адрес для переписки», как правило, указаны патентные поверенные, которые вели регистрацию. В графе (511) приводится полный перечень товаров и услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак
Действующий товарный знак подсвечивается зеленым цветом, указывается дата подачи заявки и даты регистрации. Также указывается правообладатель товарного знака, а в поле «Адрес для переписки», как правило, указаны патентные поверенные, которые вели регистрацию. В графе (511) приводится полный перечень товаров и услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак

Если товарный знак зарегистрирован, его срок действия не истек, правообладателем числится нужная компания или ИП, товарный знак в точности совпадает с нанесенным на товар, а в перечне товаров указан конкретно тот товар, который продает компания — значит, скорее всего, все в порядке.

Если что-то из этого не совпадает, тогда стоит позвать на помощь специалиста по товарным знакам — патентного поверенного, и задать несколько неудобных вопросов производителю.

В результате проверки может оказаться так, что от покупки товара придется отказаться. Но лучше не начать работать с проблемным товаром и найти что-то менее рискованное, чем закупить партию товара, выставить ее на продажу, а потом узнать о ее контрафактности из досудебной претензии правообладателя.

За нарушение права на товарный знак могут взыскать компенсацию в размере двойной стоимости всей партии товара, оказавшейся контрафактом. Обратите внимание: не «двойной прибыли», а двойной стоимости.

То есть если предприниматель купил контрафакта на 1 млн рублей, продал за 1 100 000 ₽ и получил прибыль 100 000 ₽, то взыскать с него могут два миллиона — двойная цена стоимости. Кого-то такая арифметика компенсаций может довести до банкротства, поэтому лучше разбираться в вопросах с товарными знаками заранее.

Как быть, если покупаете товар у иностранцев

С российскими правообладателями разобрались, теперь переходим к иностранным.

Товарные знаки действуют территориально: зарегистрированный в России знак действует только в нашей стране, а китайский товарный знак действует только в Китае.

Но как все работает, если вы покупаете товар у китайского производителя и привозите этот товар в Россию? Ситуации бывают разные, разберем самые спорные и распространенные.

Товарный знак иностранного правообладателя зарегистрирован в России. В таком случае китайский правообладатель управляет поставками товара в нашу страну. Без разрешения правообладателя нельзя ввезти его товары в Россию — это будет нарушением. Товар могут даже не пустить в страну: российская таможня задержит товар на границе и напишет запрос правообладателю. И неважно, что этот иностранный товар не поддельный: нет разрешения на ввоз в страну, значит, товар — контрафакт.

Такие положения в российском законодательстве называются запретом параллельного импорта. Это означает, что товар под зарегистрированным товарным знаком можно впервые начать продавать в стране только с согласия правообладателя. Эти правила дают возможность правообладателям контролировать поставки своих товаров и вести бизнес через официальных дистрибьюторов.

Скажем, правообладатель знака Volkswagen может завозить запчасти из Китая в Россию и продавать их здесь через своих официальных дилеров. А вот нам с вами уже нельзя купить запчасти от «Фольксвагена» на том же китайском заводе и привезти их в Россию на перепродажу — для этого нужно получать разрешение правообладателя.

В марте 2022 года правительство наделило Минпромторг правом утвердить перечень товаров или их групп, на который не будет распространяться запрет на параллельный импорт.

А 19 апреля Минпромторг опубликовал список товаров, для которых разрешен параллельный импорт — то есть без согласия владельца бренда. В список вошли десятки товаров, в том числе автомобили и запчасти к ним, электроника и бытовая техника, одежда и обувь, мебель, бумага и другие. Полный список можно посмотреть в приказе Минпромторга.

То есть теперь согласие иностранного правообладателя не нужно, если товар из этого перечня введен в легальный оборот за пределами РФ, например продан оптовику и куплен уже у него.

Товарный знак иностранной компании зарегистрирован в России на постороннее лицо. Допустим, у китайской компании есть товарный знак Wonder Girl на шампунь в Китае. Но параллельно с этим до такого же названия додумался другой российский предприниматель и зарегистрировал на себя российский товарный знак Wonder Girl на шампунь. Значит, китайский Wonder Girl без лицензии от российского предпринимателя в Россию ввозить нельзя. Иначе китайский Wonder Girl окажется обычным контрафактом — и неважно, что у китайской компании у себя в Китае есть такой знак.

Товарный знак иностранной компании не зарегистрирован в России. В таком случае вы можете купить товар и завезти его в Россию без согласия правообладателя китайского знака. Предъявить претензии за нарушение права на товарный знак вам будет просто некому, ведь в России у этого обозначения нет правообладателя. Пока что.

Если знак не зарегистрирован, то рано или поздно кто-то может зарегистрировать его на себя. Тогда этот кто-то начнет контролировать поставки и продажи товара в стране под этим брендом.

Некоторые иностранцы в таких случаях начинают бороться с предпринимателем, который зарегистрировал их обозначение в стране на себя. Они считают это недобросовестной конкуренцией и пытаются оспорить регистрацию через суды и Роспатент. Иногда у них это получается, иногда нет — тут уже все зависит от ситуации и от поверенных, которые ведут дело.

Некоторым иностранцам совершенно все равно, кто и как продает их товары в России. Им главное, чтобы у них покупали, а дальше кто там и куда везет товар, их не интересует.

Бывает, что предприниматели годами возят товар в Россию, а потом кто-то берет и регистрирует товарный знак этого товара на себя. В таком случае за аннулирование регистрации товарного знака может выступить кто-то из российских предпринимателей. Их позиция будет такой, мол, сто лет тут все такой товар под этим брендом продавали, а теперь нашелся кто-то один, кто зарегистрировал знак на себя и запретил им пользоваться всем остальным. Иногда предпринимателям удается аннулировать регистрацию, иногда наоборот — побеждает правообладатель.

Почему некоторые производители пытаются запретить продавать свои товары на маркетплейсах

Несмотря на законы о товарных знаках и исчерпании прав, часто встречается ситуация, когда производитель выходит на маркетплейс и с помощью товарного знака блокирует на маркетплейсе своих же оптовиков.

Это защита от перекупщиков. Некоторые производители так не делают, их логика такая: больше продавцов — больше продаж, выставим еще одну свою карточку и все. А вот другим не нравится, когда их оптовики выходят на маркетплейсы. Производитель мог бы поставлять свои товары маркетплейсу напрямую и класть себе в карман тот процент, который зарабатывает оптовик. Поэтому некоторым производителям выгодно убирать своих же оптовиков с маркетплейсов.

Есть и другая сторона медали: некоторые перекупщики не всегда работают так хорошо, как хотелось бы — плохо консультируют покупателей, отправляют битый товар, хамят и делают ошибки в карточках. В конечном счете страдает репутация производителя и его продуктов.

В итоге на маркетплейс отправляется претензия о нарушении прав на товарные знаки от производителя-правообладателя.

Если юристы предпринимателя соберут все нужные документы и грамотно ответят на претензию, то карточки товаров рано или поздно разблокируют. По закону предприниматель прав — он не нарушает права на чужие товарные знаки.

Маркетплейс в течение нескольких дней блокирует товары и отправляет запрос предпринимателю на документы
Маркетплейс в течение нескольких дней блокирует товары и отправляет запрос предпринимателю на документы

Запомнить

  1. Если собираетесь купить товар для дальнейшей перепродажи, нужно разобраться, как обстоят дела с правами на товарные знаки этого товара.
  2. Если знак зарегистрирован на производителя, то есть он и есть правообладатель, и вы покупаете товар у него напрямую, никакие разрешения или согласие производителя для дальнейшей перепродажи вам не нужны.
  3. Если вы покупаете товар не у правообладателя, нужно поднять цепочку документов и убедиться в том, что товар не контрафактный.
  4. Если окажется, что бренд товара не зарегистрирован как товарный знак или регистрация проблемная, от этого товара стоит отказаться — чтобы снять риски.
  5. Если маркетплейс заблокировал товары по запросу правообладателя, нужно собрать документы в подтверждение того, что товар оригинальный — цепочку договоров вплоть до правообладателя.
  6. Если покупаете товар у иностранного поставщика и бренд этого товара зарегистрирован в России — нужно получить у правообладателя разрешение на ввоз товара в страну. Кроме товаров, для которых разрешили параллельный импорт.
  7. Если бренд иностранного товара не зарегистрирован в России, то кто угодно может попробовать зарегистрировать этот бренд на себя. Если у него это получится, то он получит полный контроль над продажей товаров под этим брендом в нашей стране.
Алексей БашукА вы сталкивались с блокировками ваших товаров на маркетплейсах? Если да, то как разрешилась ситуация?
  • Романотличная статья для широкого читателя, благодарю! с ТЗ Фольксваген я бы пока делать выводы не спешил.2
  • Сетевой леммингEvocomer, в этом случае озон может потребовать у вас договор с дистом и ттн (для подтверждения покупки товара у диста), так же могут попросить разрешение на торговлю этим брендом от диста. Нас начали блочить по бренду Xiaomi, мы предоставили все документы от дистрибьютера и товар был разблокирован.2
  • Алексей БашукAsan, почему 1.5 лет? По моей практике регистрация проходит в среднем за 4-6 месяцев, если к ней правильно подготовиться (выбрать перспективное обозначение, правильно подготовить документы, оплатить пошлины, вовремя отвечать на запросы Роспатента и т.д.). Иногда получается, что регистрация проходит вообще за 2-3 месяца, и это в обычном, неускоренном порядке. В ускоренном — 2 месяца. Выходить на маркетплейсы для продажи с поданной заявкой может быть рискованно. Тут все зависит от самого обозначения и перспектив его регистрации. Если у вас фантазийное обозначение с высокой различительной способностью, его проверял опытный специалист по настоящим реестрам Роспатента и сделал вывод, что сходных обозначений нет, или степень сходства низкая — то можно в целом начинать под ним работу. Но если там есть риски противопоставлений других знаков, то тогда есть вероятность, что их правообладатели могут объявиться с претензиями, в таком случае лучше подождать и посмотреть, как разрешится процесс регистрации.0
  • Омские дебриЯ дизайнер. Работодатель дал задание на разработку этикетки, для продажи товара на маркетплейсе. Назавание оказалось зарегестрированной ТМ и на работодателя подали в суд. И теперь меня вызываю для дачи показаний. Что грозит мне, как дизанеру, за использование в дизайне чужого названия? Дизайн обсолютно разный использовали только название.0
  • Алексей БашукВам — ничего. Вы же не сами подбирали это название, да и вы не обязаны и не квалифицированы проверять его на предмет сходства с чужими товарными знаками. Вы выполняли задачу работодателя — нарисовали дизайн. На этом ваши обязанности были исполнены. А вот ваш работодатель, скорее всего, окажется нарушителем со всеми вытекающими в виде выплаты компенсации. Но тут еще все зависит от того, сможет ли истец доказать сходство обозначений, однородность товаров и обосновать расчет компенсации.1
  • Ольга Л.Добрый день! Мы торгующая компания, хотели закупить БАД у др. российской компании, которая завозит данный товар из за заграницы, затем здесь его сертифицирует и продает. Товарный знаки на данной рос. компании ни какие не зарегистрированы. Однако данный рос. поставщик в свой проект договора внес такой пункт: Обязанности покупателя - 1) Исключить последующую реализацию товаров Поставщика на маркетплейсах и интернет магазинах: OZON.RU, WILDBERRIES.RU, VPROK.RU, UTCONOS.RU. 2) Письменно согласовывать с Покупателем возможность предоставления сертификата о государственной регистрации продукции третьим лицам. 3) За каждый факт нарушения пункта 2.2.3 настоящего договора на Покупателя обязан оплатить штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей. Сможет ли Продавец на основании данных пунктов договора взыскать штраф, если мы все таки выставим на продажу их товар на маркетплейсах?0
  • Архип ПосевинМаркетплейс озон потерял или испортил наш товар, но выплатил его стоимость. По договору с площадкой озон становится собственником этого товара. Может ли озон в дальнейшем на своей площадке продавать наши товары под нашим брендом? если может то ок, если нет то на основании какого закона? товарный знак у нас зарегистрирован.0
  • Коготь ТиграА если в договоре с оптовыми покупателями у Поставщика есть условие о запрете дальнейшей продажи на маркетплейсах и установлена обязанность включить аналогичное условие с последующими покупателями?0
  • АяулымЗдравствуйте! Случай на Вайлдберриз. Товар производится в Корее. В России есть официальный дистрибьютор, я продавец из Казахстана. Покупаю товар из Бишкека, они заказывают из Кореи. У тех оптовиков у которых я покупаю есть сертификат. Мою карточку Вайлдберриз удалил один раз из за жалобы офдистриба. В письме запросили просто сертификат. Могут ли они второй раз наложить штраф если я нахожусь в другой стране? Спасибо!0
  • АлександрАлексей, здравствуйте! Столкнулся со странной беспрецедентнойдля себя ситуацией: я физлицо не имеющее статус ИП, продаю на Авито товар как б/у, так и новый, который не пригодился мне для личного потребления, и вот недавно один производитель косметики, которую я продаю от лица регионального, а потом ген.директора этой компании пишут в ЛС, что якобы они запрещают продавать товар их производства на маркетплейсах (Авито с недавних пор таким является), на что я ответил, что я физлицо и продаю товар, который изначально приобретался для личного потребления, но не пригодился, на что они мне отвечают, цитирую: «Какая разница , у вас нет разрешения на продажу/перепродажу», а далее присылают информационное письмо от ген.директора компании, что вся продукция их торговой марки запрещена к реализации на маркетплейсах и реализуется только через оф.дистрибьюторов. Насколько законны их требования? Мне кажется это полнейшим необоснованным бредом. Что делать в этой ситуации?0
  • Алексей БашукАлександр, их требования незаконны, т.к. в вашем случае действует принцип исчерпания права на товарный знак. Некоторые правообладатели таким образом просто запугивают других продавцов, чтобы уменьшить конкуренцию.1
  • Алексей БашукАяулым, тут достаточно неоднозначная ситуация, нужно смотреть, что там по документам. Главный вопрос — что значит по документам «официальный дистрибьютор». Иногда у таких дистрибьюторов оформлено все правильно — есть товарный знак в стране, есть лицензионный договор, этот договор зарегистрирован, и так далее. А иногда бывает так, что даже знака в стране нет, а вся «официальность» только на словах. Еще интереснее, когда выясняется, что такой же или похожий знак в этой стране уже давно зарегистрирован совершенно другими людьми, а этот "официальный" дистрибьютор — обычный нарушитель.0
  • ДмитрийВсё это прекрасно, но, например, Ozon считает иначе и не даёт продавать товар на основании документов о закупке товара у правообладателя.0
  • Эдуард ВахитовХочу начать продавать на маркетплейсах. Начать с озона. По правилам требуется загрузить документы на бренд. Вырезал из правил: Наиболее похожая в моем случае цепочка, описанная для загрузки документов (вырезал из правил): "Правообладатель товарного знака → Официальный представитель → Вы → Ozon" Один из документов, подтверждающих статус официального представителя: Для официального представителя-лицензиата: лицензионный договор с правообладателем, который предоставляет официальному представителю право использования товарного знака. Для официального представителя-дистрибьютора /поставщика: дистрибьюторский договор, договор купли-продажи или договор поставки вместе с УПД или ТОРГ-12 к этим договорам, которые подтверждают приобретение товаров официальным представителем у правообладателя. Документы, которые подтвердят вашу работу с официальным представителем: Ваш договор с официальным представителем вместе с УПД или ТОРГ-12 к этому договору, которые подтверждают приобретение товаров у официального представителя. Только в моем случае будет после официального представителя крупный оптовик, и только потом я, мелкий оптовик, а затем Озон. Такому мелкому оптовику никто не захочет предоставлять полный пакет документов: договоры, УПД и так далее. Получается, что я куплю легальный товар, но доказать это маркетплейсу не смогу. Соответственно продавать там так же не получится. Обязать предоставить мне документы по цепочке контрагентов тоже не могу. Вроде и есть понятие исчерпания исключительного права, и приобретаю легально, а толку при этом 0. Есть ли выход из подобной ситуации? Может быть подать на Озон в суд за незаконное ограничение предпринимательской деятельности и предоставления права продаж на маркетплейсе, в соответчики и официального дистрибутора (если он будет инициатором). Подскажите пож-а, совсем как то печально с этими правилами.1
  • ЕкатеринаАлексей добрый день. Возникла такая ситуация. Закупаем товар " ромашка" у оптовика, который везет товар с Китая, сам тз не зарегистрирован, есть сертификат качества на продукцию. Продаем товар на ВБ. Конкурент который тоже продаёт этот же товар ( он не является производителем данного товара) , зарегистрировал на себя ТЗ " ромашка нью" и прислал нам досудебную претензию и соответственно карточку заблокировали. Помогите пожалуйста разобраться в данной ситуации.1
  • ВикторияВроде все понятно, но не совсем. Такой вопрос? Есть правообладателель, который находится в России. Есть официальный импортёр/дистрибьютор, который находится, например, на территории Беларуси. Правообладатель предоставил документ импортёру о подтверждении того, что он действительно является официальным дистрибьютором. И есть я ИП, который покупает у официального импортёра и продаёт на маркетплейсе. Нужно ли ИП разрешение от Правообладателя?1
  • Madina Kochievaпрекрасная статья, грамотная и доступная. помогла структурировать в голове все особенности нынешней ситуации. Спасибо!1
  • Александр НикулинА если я продаю товар под другим брендом, например у бренда есть 3 название, кола , коко-кола , а зарегистрированный товарный знак : добрая кола. Я выставляю товар на МП под брендом Кола, могли я таким образом увернуться от отвественности ?0
  • Виктория 92Алексей, благодарим за статью, очень полезная информация! Хотели бы задать дополнительно вопрос по этой теме. Я занимаюсь продажей подарочных наборов. ТЗ зарегистрирован. Набор упакован в коробку, сама коробка под моим ТЗ. В состав наборов входят товары под различными ТЗ (от 5 и более). Могу ли я вкладывать продукцию производителей в коробку под моим ТЗ и не будет ли это считаться нарушением? Необходимы ли разрешения на использование ТЗ от правообладателя/заключение лицензионного договора или же договора поставки будет достаточно? И аналогичный вопрос по переупаковке товара производителя. У меня есть необходимость фасовки продукции в свою тару,производитель не против, готов предоставить "оборотные этикетки" с указанием всей необходимой информации. Могу ли я печатать "переднюю этикетку" без отображения какого-либо ТЗ на этот товар (вроде: tea, honey и т.д)? Насколько это правомерно, не нарушу ли я прав производителя? Заранее благодарю за ответ!3
  • Александр ЛазутинСталкивались с такой ситуацией при продаже товаров на WB. В итоге пришлось договариваться с правообладателем в досудебном порядке путем денежной компенсации.Ситуация очень неприятная.Теперь к вопросу интеллектуальных прав относимся более внимательно и с полной серьезностью.2
  • Сфинкс Оа если мы зарегистрировали товарный знак раньше в РФ и на него был зарегистрирован домен, но впоследстии домен увели русские,живущий в китае. Можем ли мы обратиться в icann с просьбой отозвать домен в пользу торгового знака в РФ ?0
  • Юлия ГригорьеваСтатья конечно интересная, но совершенно не совпадает с реалиями российского законодательства. В частности совсем не работает статья об исчерпании интелектуальных прав. Сегодня получила решение суда о взыскании с меня компенсации за неправомерное использование товарного знака. Это не смотря на то, что мной была предоставлена вся цепочка приобретения от поставщиков к поставщику и потом мне, вплодь до ввоза товара через таможню. Есть все сертификаты, декларации, товарные накладные кто у кого купил. Но нет, этого оказалось недостаточно. Оказывается нужно получать разрешение на продажу таких товаров. Как теперь работать, не понимаю. Как получать разрешения у всех поставщиков, к кому обращаться. Что теперь можно продавать, а что нет. Так что имейте в виду...0
  • ЕленаДобрый день, ситуация, мы шьём в России товар один в один как в Китае и продаем под своим брендом, есть ли риски что изделие кто-то признает своим авторство или ещё что-то, несмотря, на то что это массово в Китае и на маркетплейс продаётся? Это не дизайнерские и не эксклюзивные работы известных дизайнеров. Также может можно перешить лейбл?0
  • Александр ШардинМне многие бренды заблокировали продажи, ссылаясь на эксклюзивные права продажи на маркетплейсе. Законно ли это? С документами если что у меня всё в порядке0
  • Владимир ШипкаКсения, подскажите пожалуйста, по всем позициям начали блочить или только по определенным?0
  • Ninel PolyakovaДобрый день! Полезная информация, спасибо. Подскажите, пожалуйста, удавалось ли вам обосновать законность продажи товара после блокировки карточки?0
  • Алексей БашукNinel, Здравствуйте, вам спасибо! Да, мне часто с таким приходится работать. Честно скажу, что заблокировать проще, чем разблокировать, но и разблокировки часто удаются.0
  • КатеринаЗдравствуйте. Подскажите пожалуйста. ТЗ зарегистрирован в РФ, но правообладатель не производит товар. Как действовать в таком случае? И найти его невозможно, чтоб взять разрешение, тк по всем зарегистрированым номерам телефонов ООО нет такого человека и самого ооо.0
  • migel HardПрекрасная статья! На редкость правильный охват темы. Алексей, если писал сам - молодец и безусловно, специалист. Хотелось бы еще немного раскрыть тему Карго доставки из дружественных стран, если можно.2
  • Сетевой леммингВладимир, по всем, т.к. использование товарного знака0
  • АнастасияНаконец-то нашла ответы на часть своих вопросов. Спасибо. Остался один. Ситуация: мы продаем наборы для новорожденных на ВБ. В наборе представлены разные производители (игрушки, одежда). В карточке не фигурируют товарные знаки производителей, а только название нашего магазина. На фото бирокмне видно. Бирки на одежде остаются от производителя (заводские) внутри набора. На коробку набора наносим название ип (продавца). Я правильно понимаю, что не используя название товарного знака в карточке ВБ мы ничем не рискуем, при условии, что это товары не контрафакт и законно приобретены у производителя?0
  • Алексей ЮлдашевВозник вопрос. Вы пишите "когда покупаете товар для дальнейшей перепродажи - проверяйте самостоятельно. Реестр товарных знаков открытый, все бесплатно." - Но тут есть одно но. Я должен знать 6-значный номер товарного знака, который на этом товаре размещен. А если я его не знаю или на одном товаре сразу несколько товарных знаков размещено - как же мне проверить такой товар и, соответственно, его товарный знак?0
  • Serge D.В статье указана лишь цепочка Производитель, он же Правообладатель на ТЗ. А что если: Производитель находится в китае, Импортер один, Правообладатель второй, Продавец, нам товаров третий. Например, Претензии к нам предъявляет Правообладатель, сегодня в сентябре, о размещении ТЗ у нас на сайте. А разрешение у Продавца на ТЗ Правообладатель, изъял в августе. Понятно что у Продавца нам должно быть соглашение с Правообладателем. Не совсем понятна история с Импортером, каковы должны быть взаимоотношения у них с Правообладателем ТЗ. Понимаю, что Импортер ввозит товар без упаковки с товарным знаком Правообладателя, и они здесь уже упаковывают, либо упаковку с ТЗ лепят при производстве. Т.е. в нашей цепочке Потребитель - Правообладатель, должны также участвовать Импортер и Продавец со своими договорами с Правообладателем? Или Импортер не обязателен?0
  • ОпытныйДобрый день. А как ситуация с продажей российского бренда за границу. Например напитки "Черноголовка" хочу продавать по всему миру и при этом использовать зареганный на себя домен (условно chernogolovka.com) Нужны ли какие-то разрешения от правообладателя?0
  • Артемвсем добрый день! благодарю за подробную статью! подскажите, если бренд не зарегистрирован в РФ, но зарегистрирован за рубежом в WIPO, я могу его продавать здесь без каких либо проблем? немного запутался видимо :)0
  • КаролинаЗдравствуйте! Как быть если наименование моего товара совпала с чьим-то товарным знаком? Например я являюсь производителем семян клубники сорта Барон, а кто-то зарегистрировал торговую марку «барон» и мкту 31 (рассада, семена и тд). Есть сертификат подтверждающий название продукции. Нарушаю ли я закон публикую наименование клубники на упаковке?0
  • Алексей БашукКаролина, добрый день! Да, это нарушение. В вашей ситуации имеет смысл придумать свое название и продавать семена под ним.0
  • АлисаСкажите, пожалуйста, товар сетевой компании, производство РФ, но покупаю я его у партнёров, озон требует разрешение на бренд, что мне в этом случае нужно?0
  • Виктор МолчановЗаблокировали товар по мтз 1688233. Но у него в описание есть пункт 526 Отказ от ответственности Мы желаем, чтобы знак ® был исключен из сферы охраны. Тем не менее на территории Российской федерации он находиться в статусе защита предоставлена. Нужно было получать у правообладателя данного тз разрешение для торговли в России?0
  • Дмитрий Лошкаревстатья конечно прекрасна, но это так не работает. ОЗОН вертел все эти законы на своем шесте. У него всегда один ответ - Правообладатель запретил именно вам продавать его товар. Идите и договаривайтесь.0
  • ТатьянаОтличная статья на актуальную тему! Подскажите, а если у меня право на товарный знак по МКТУ 35, я могу свободно продавать на маркетплейсах этот товар, или правообладатель бренда с МКТУ 3 все равно вправе предъявить мне нарушение использования товарного знака по этому бренду?0
  • Ольга МазаловаСтолкнулись с тем , что сам официальный представитель бренда , с кем у нас заключен договор поставки отказывается предоставить нам все документы , подтверждающие его же официальное представительство, именно для маркетплейса , они ссылаются на то , что предоставляют лицензионный договор с брендом только по официальному запросу арендодателя , то есть офлайн торговлю. Как нам быть в данной ситуации , товар на складах , карточки заблокированы, на руках у нас только договор поставки и счет фактуры ?0
  • Екатерина СилкинаЗдравствуйте! А как правильно оформить документы на бренд(из Китая) нам предоставляют все разрешения,но не могу разобраться как пошагово это оформить?0
  • Сергей СергеевОльга, у нас похожая ситуация. Товар закуплен у 100% официального представителя иностранного бренда. У этого бренда даже есть свой кабинет бренда в ОЗОНе, то есть этот представитель предоставил ОЗОНу все документы. Мы закупаем товар у этого предствителя. Нам же этот "представитель" документы предоставить отказывается. Что делать - не понятно.0
  • ДмитрийСвежая ситуация 3-х дневной давности. Озон заблокировал 1 мой товар бренда Makita (Бур строительный по бетону за 2тыс руб. 1шт). Сделал это Озон и прислал уведомление 29 декабря. Объявил, что я должен в течение 7 дней (календарных) загрузить документы на бренд. Т.е. должен это сделать в длинные праздники, когда никто из контрагентов не работает! Иначе буду оштрафован на 10тыс.руб. Проблема не только в том, что я не успею запросить и получить документы в "длинные" выходные. Сам этот товар был куплен в 2016-2017 годах у крупного официального дилера этого бренда в РФ. Ни документов за тот период быстро не найти, у моего бизнеса и у самого дилера после этого сменилось не одно название фирмы. .Т.е. я знаю , что это не подделка, ввезен на территорию РФ и продан тут легально... но сделать ничего не могу и в любом случае буду оштрафован на 10тыс. Ничего из этого бренда больше не осталось и не продаю, и этот Бур висел в продаже не Озон уже год.... но "прилетело" сейчас, думаю не случайно под праздники, чтоб уж точно деньги забрать. Эта ситуация на ОЗОНе очень распространенная ... И действительно тупиковая и ничего нельзя предпринять? Подскажите..0
  • Евгения ИгнатьеваДа0
  • Евгений ШашельЗдравствуйте, мы продаем товар на ВБ. В названии товара указали Брэнд. Нам написал правообладатель брэнда, чтобы мы убрали их название. Сам товар мы официально купили у дистрибьютора, по договору поставки, упд все на руках. Можем ли мы оставить брэнд в названии, как грамотно ответить на их претензию? Цепочка получается производитель->дистрибьютор->мы. Претензию написал производитель. Производитель российский, продажи в России0
  • Dana DoneБыла такая история. Работала копирайтером с пищевым производством, случайно увидела, что какая-то дама перепродает нашу продукцию на озоне втридорога. На всякий случай написала проджекту (не знала, крамола это или нет), оказалось, что крамола. В итоге заблокировали.0
  • НатальяДобрый день. А у нас ситуация с другой стороны этого вопроса. Мы производители косметики с зарегистрированным ТЗ. На Маркетплейсы вышли продавцы , которые приобрели нашу продукцию у оптовиков и на своих карточках товара разместили наш Торговый знак. Имеют ли они на это право? И ссылаются на статью 1487 ГК РФ.0
  • Кристина ЗакироваЭдуард, конечно в суд сама с удовольствием подать хочу. Душат мелких предпринимателей комиссией потом законами0

Сообщество