Что нужно знать о товарных знаках, если перепродаете товары на маркетплейсе
Представьте ситуацию: бизнес покупает товар у производителя и выставляет на маркетплейс.
Начинаются первые продажи, дело идет в гору — месяц, два, три. Но в один день предприниматель обнаруживает, что карточки товаров заблокированы. Выясняется, что название товара оказалось зарегистрированным товарным знаком, а правообладатель знака прислал маркетплейсу претензию.
Вот как рассуждают участники спора:
Предприниматель: «Я заплатил за товар, он мой, значит, я могу продавать его где хочу и как хочу. Разблокируйте мои товары сейчас же!»
Правообладатель: «Этот товарный знак принадлежит мне. Значит, я буду ставить условия, где и как будут продаваться товары под моим брендом».
Маркетплейс: «Мы не собираемся с вами спорить. Наше дело заблокировать, а там разбирайтесь между собой сами — кто победит, с тем и будем работать».
Эта история может коснуться и вас, если вы продаете товары на маркетплейсах. Давайте разбираться: сначала в двух словах о том, как вообще работают товарные знаки, а затем посмотрим типичные споры на маркетплейсах и расскажем, как себя от них обезопасить.
Что такое товарные знаки и как они работают
Товарный знак — это обозначение для товаров, работ и услуг, зарегистрированное в Роспатенте. Иногда товарные знаки еще называют торговыми или товарными марками, брендами, но в нашем законодательстве используют только термин «товарный знак».
Как товарный знак можно зарегистрировать почти любое слово или картинку, если они соответствуют нормативным требованиям и не слишком похожи на уже зарегистрированные. Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия товаров и их линеек, слоганы, логотипы и даже наименования самих компаний.
Смысл регистрации товарного знака — получить исключительное право на обозначение, чтобы оно не досталось другим. Если компания или предприниматель зарегистрировали знак на себя, значит, никто другой без разрешения правообладателя больше не может использовать такое же или сходное обозначение в конкурентном бизнесе. Потому это право и называется исключительным.
Блокировка на маркетплейсе — это еще не самый плохой финал истории с нарушением исключительного права. Иногда с нее все только начинается: за незаконное использование товарного знака правообладатель может взыскать с нарушителя компенсацию через суд. Вот три способа ее расчета:
- Любая сумма в пределах от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
- Двойная стоимость права использования. Стоимость лицензии может быть любой — от 10 000 ₽ до нескольких миллионов.
- Двойная стоимость партии контрафактного товара с чужим товарным знаком.
Помимо назначения компенсации суд может решить изъять и уничтожить контрафактные товары. Иногда нарушителей также штрафует антимонопольная служба — за недобросовестную конкуренцию или нарушение закона о рекламе .
В большинстве случаев товарный знак регистрируют на себя сами производители товаров. Но иногда бывает и так, что производитель и правообладатель — разные лица. Разберем все варианты по порядку.
Нужно ли разрешение на продажу товара с товарным знаком от российского правообладателя
Итак, есть производитель, у него товарный знак — он правообладатель. Предприниматель покупает у него товары и хочет выставить их на маркетплейс. Нужно ли ему для этого брать у правообладателя согласие или еще какое-то разрешение на использование товарного знака?
Согласие или другое разрешение не нужно, если правообладатель сам ввел товар в оборот в России .
Это называется исчерпанием права на товарный знак. Смысл в том, что после первой легальной продажи товара в нашей стране права на товарные знаки, нанесенные на этот товар, больше не охраняются в отношении этой партии товара.
Допустим, у производителя — товарный знак «Ромашка», зарегистрированный в России для кондитерских изделий. Это значит, что только он может производить и продавать, например, конфеты под брендом «Ромашка». Если кто-то другой без его разрешения начнет торговать «Ромашками» собственного производства, это нарушит исключительное право — конфеты окажутся контрафактом.
Смотрим дальше: производитель делает конфеты «Ромашка» и продает их оптовикам. Им для дальнейшей перепродажи не нужно брать у правообладателя отдельное согласие. Право на товарный знак исчерпано, оптовик приобрел товар в собственность, значит, теперь может продавать его где и как угодно.
Чтобы подтвердить легальность товара, оптовику не нужны письменные разрешения, согласия или договоры на товарный знак. Достаточно договора, по которому он купил товар у правообладателя, например договора поставки. Он подтвердит легальное происхождение товаров.
Как проверить легальность товара, если вы покупаете его не у правообладателя
Теперь немного усложним цепочку поставок. Допустим, производитель-правообладатель поставляет товары оптовику, а тот продает эти товары предпринимателю, который дальше распродает их в розницу. У ИП нет договора с правообладателем — только с перекупщиком.
В таком случае предпринимателю получать согласие на использование товарного знака тоже не нужно. Количество участников цепочки поставок не имеет значения: право на товарный знак для партии товара исчерпалось раз и навсегда после первой продажи оптовику. Даже если цепочка состоит из десяти перекупщиков, никому из них не нужно согласие правообладателя.
Единственное, что нужно сделать ИП, — убедиться, что товар легальный и в начале цепочки действительно был правообладатель.
Для этого в идеале нужно запросить всю цепочку договоров у оптовика вплоть до производителя. Если оптовик отказывается это делать, можно включить в договор с оптовиком гарантии юридической чистоты товара.
Но здесь важно понимать: гарантии в договоре не избавляют покупателя от ответственности за нарушение прав на чужой товарный знак.
Если все-таки окажется, что товар контрафактный, не получится обвинить во всем поставщика — несмотря на договор с гарантиями, правообладатель сможет взыскать компенсацию с продавца контрафакта . И только после этого продавец возьмет свой договор и пойдет судиться с поставщиком, который его подвел.
Поэтому самый надежный вариант — не просто вписать гарантию в договор, но и проследить цепочку договоров до правообладателя. Дополнительно стоит проверить и сам товарный знак.
Как проверить товарный знак
На первый взгляд может показаться, что у производителей должно быть все идеально с товарными знаками и проверять там нечего. Мол, если компания производит товар, она наверняка разобралась со всеми юридическими тонкостями. В жизни зачастую наоборот.
Бывает, что у производителя не все в порядке с товарным знаком. Чаще всего бывает, что:
- у производителя нет своего товарного знака — либо есть, но срок его действия истек;
- знак зарегистрирован на одно лицо, а товары производит другое;
- у производителя есть товарный знак, но срок действия прав на него истек;
- товарный знак производителя зарегистрирован не на те товары, которые он на самом деле производит;
- знак зарегистрирован в одном виде, а производитель использует его в другом.
Если выяснится что-то подобное, может быть так, что вся цепочка поставщиков торгует контрафактом. И претензии могут предъявить любому из них, потому что каждый из них нарушитель: и производитель, и оптовики, и розничные продавцы.
Например, если у производителя нет своего товарного знака, вполне может оказаться так, что этот знак или сходный давно зарегистрировал кто-то другой.
Иногда бывает, что Роспатент регистрирует товарный знак только на часть товаров. Допустим, компания подавала заявку на регистрацию бренда «Ромашка» на конфеты и газировку, а Роспатент зарегистрировал знак на газировку. Причина в том, что ранее некто зарегистрировал «Ромашку» товарным знаком печенья, и ведомство сочло его и конфеты однородными товарами.
В итоге компания получит свидетельство на товарный знак, но вот производство конфет под ним будет нарушением.
Производитель может даже не знать о проблемах с его товарным знаком: юристы могли недоговорить, обмануть или просто не разбираться в деталях. В любом случае ответственность несет как производитель, так и покупатель, который не по своей вине поучаствовал в продаже контрафакта.
Когда суды взыскивают компенсацию с предпринимателей и компаний-нарушителей, они так и говорят: «Бизнес не проявил должную степень заботливости и осмотрительности». Мол, должен был проверить, что там с товарными знаками, но не сделал этого. На это, например, суд указал ответчику в деле о взыскании компенсации 300 000 ₽ за незаконное использование товарного знака «Кемппи».
Когда вы покупаете товар для дальнейшей перепродажи, придется перепроверять товарные знаки самостоятельно.
Реестр товарных знаков открытый, получить сведения из него можно бесплатно. Нужно открыть государственный реестр товарных знаков на сайте ФИПС и вбить номер регистрации. Результат — страница с данными о товарном знаке.
Если товарный знак зарегистрирован, его срок действия не истек, правообладателем числится нужная компания или ИП, товарный знак в точности совпадает с нанесенным на товар, а в перечне товаров указан конкретно тот товар, который продает бизнес, — значит, скорее всего, все в порядке.
Если что-то из этого не совпадает, тогда стоит позвать на помощь специалиста по товарным знакам — патентного поверенного — и задать ряд неудобных вопросов производителю.
В результате может оказаться, что от покупки товара придется отказаться. Лучше найти что-то менее рискованное, чем закупить партию товара, выставить ее на продажу, а потом узнать о ее контрафактности из досудебной претензии правообладателя.
За нарушение права на товарный знак могут взыскать двойную стоимость контрафактной партии товара. Обратите внимание: не двойную прибыль, а двойную стоимость.
То есть если предприниматель купил контрафакта на 1 млн рублей, продал за 1 100 000 ₽ и получил прибыль 100 000 ₽, то взыскать с него могут два миллиона — две стоимости. Кого-то это может довести до банкротства, поэтому лучше разбираться в вопросах с товарными знаками заранее.
Как быть, если покупаете товар у иностранцев
С российскими правообладателями разобрались, теперь переходим к иностранным. Товарные знаки действуют территориально: зарегистрированный в России знак защищен только в нашей стране, а китайский товарный знак — в Китае. Но как все работает, если вы покупаете товар у китайского производителя и привозите в Россию? Разберем самые спорные и распространенные ситуации.
Товарный знак иностранного правообладателя зарегистрирован в России. Тогда китайский правообладатель управляет поставками товара в нашу страну. Без его разрешения ввезти товары в РФ нельзя. Их могут даже не пустить в страну: российская таможня задержит товар на границе и напишет запрос правообладателю. И неважно, что иностранный товар не поддельный: нет разрешения на ввоз в страну, значит, товар — контрафакт.
Такие положения в российском законодательстве называются запретом параллельного импорта. Это означает, что товар под зарегистрированным товарным знаком можно впервые начать продавать в стране только с согласия правообладателя. Эти правила дают возможность правообладателям контролировать поставки своих товаров и вести бизнес через официальных дистрибьюторов.
Скажем, правообладатель знака Chery может завозить запчасти из Китая в Россию и продавать их здесь через своих официальных дилеров. А вот нам с вами уже нельзя купить запчасти от Chery на том же китайском заводе и привезти их в Россию на перепродажу — для этого нужно получать разрешение правообладателя.
Существует перечень товаров или их групп, на который не распространяется запрет на параллельный импорт. В список вошли десятки товаров, в том числе автомобили и запчасти к ним, электроника и бытовая техника, одежда и обувь, мебель, бумага и другие .
То есть теперь согласие иностранного правообладателя не нужно, если товар из этого перечня введен в легальный оборот за пределами РФ, например продан оптовику и куплен уже у него.
Товарный знак иностранной компании зарегистрирован в России на постороннее лицо. Допустим, у китайской компании товарный знак Wonder Girl на шампунь в Китае. Но до такого же названия додумался российский предприниматель и зарегистрировал на себя в РФ товарный знак Wonder Girl на шампунь. Значит, китайский Wonder Girl без лицензии от российского ИП в РФ ввозить нельзя. Иначе китайский Wonder Girl окажется обычным контрафактом — и неважно, что у китайской компании у себя в Китае есть такой знак.
Товарный знак иностранной компании не зарегистрирован в России. Тогда вы можете купить товар и завезти его в Россию без согласия правообладателя зарубежного знака. Предъявить вам претензии за нарушение права на него некому, ведь в России у обозначения нет правообладателя. Пока что.
Если знак не сохраняется, то рано или поздно кто-то может зарегистрировать его на себя. Тогда он начнет контролировать поставки и продажи товара в стране под этим брендом.
Некоторые иностранцы начинают бороться с бизнесом, который зарегистрировал их обозначение в РФ на себя. Они считают это недобросовестной конкуренцией и пытаются оспорить регистрацию через суды и Роспатент. Иногда получается, иногда нет: все зависит от ситуации и поверенных, которые ведут дело.
Некоторым иностранцам все равно, кто и как продает их товары в России. Им главное, чтобы у них покупали.
Бывает, что предприниматели и компании годами возят товар в Россию, а потом кто-то берет и регистрирует соответствующий товарный знак на себя. Тогда за аннулирование регистрации товарного знака может выступить кто-то из российских ИП и компаний. Мол, сто лет тут все такой товар под этим брендом продавали, а теперь нашелся кто-то один, кто зарегистрировал знак на себя и запретил им пользоваться остальным. Иногда предпринимателям либо компаниям удается аннулировать регистрацию, иногда, наоборот, побеждает правообладатель.
Почему некоторые производители пытаются запретить продавать свои товары на маркетплейсах
Несмотря на законы о товарных знаках и исчерпании прав, часто встречается ситуация, когда производитель выходит на маркетплейс и с помощью товарного знака блокирует на маркетплейсе своих же оптовиков.
Это защита от перекупщиков. Некоторые производители так не делают, причина: больше продавцов — больше продаж, выставим еще одну свою карточку и все. А вот другим не нравится, когда их оптовики выходят на маркетплейсы. Производитель мог бы поставлять свои товары маркетплейсу напрямую и класть себе в карман тот процент, который зарабатывает оптовик. Поэтому отдельным производителям выгодно убирать своих же оптовиков с маркетплейсов.
Есть и другая сторона медали: некоторые перекупщики не всегда работают так хорошо, как хотелось бы — плохо консультируют покупателей, отправляют битый товар, хамят и делают ошибки в карточках. В конечном счете страдает репутация производителя и его продуктов.
В итоге на маркетплейс уходит претензия о нарушении прав на товарные знаки от производителя-правообладателя.
Если юристы предпринимателя или компании соберут нужные документы и грамотно ответят на претензию, карточки товаров рано или поздно разблокируют.
Запомнить
- Если собираетесь купить товар для дальнейшей перепродажи, нужно разобраться, как обстоят дела с нанесенным на него товарным знаком.
- Если знак зарегистрирован на производителя, то есть он правообладатель, и вы покупаете товар у него напрямую, отдельное согласие производителя для дальнейшей перепродажи вам не нужно.
- Если вы покупаете товар не у правообладателя, надо поднять цепочку документов и убедиться, что товар не контрафактный.
- Если окажется, что бренд товара не зарегистрирован как товарный знак или регистрация проблемная, от этого товара стоит отказаться — чтобы снять риски.
- Если маркетплейс заблокировал товары по запросу правообладателя, нужно собрать документы в подтверждение того, что товар оригинальный — цепочку договоров вплоть до правообладателя.
- Если покупаете товар у иностранного поставщика и бренд этого товара зарегистрирован в России — нужно получить у правообладателя разрешение на ввоз товара в страну. Кроме товаров из перечня Минпромторга, для которых действует параллельный импорт.
- Если бренд иностранного товара не зарегистрирован в России, то кто угодно может попробовать зарегистрировать этот бренд на себя. Если у него это получится, то он получит полный контроль над продажей товаров под этим брендом в нашей стране.