Как получить компенсацию за разглашение персональных данных?
Год назад в одной известной сети магазинов купила телефон в кредит. Недавно изучала условия договора и обнаружила, что к нему приложена заявка на кредит другого покупателя. В ней есть паспортные данные, адрес регистрации и проживания, информация о родственниках и месте работы, кодовое слово. Подозреваю, что и мои конфиденциальные данные могли к кому-то попасть.
Как мне обезопасить себя? Как привлечь виновника к ответственности? И положена ли мне компенсация?
Личная информация защищена законом о персональных данных. Конечно, нельзя передавать постороннему человеку чужие заявки на кредит даже случайно — это грубое нарушение. Но, к сожалению, человеческий фактор никто не отменял, и все мы не застрахованы от того, что наши данные могут к кому-то попасть.
Хотя в вашей ситуации нельзя с уверенностью сказать, что сведения о вас тоже были рассекречены. Давайте разберемся, что вы можете сделать.
Связаться с магазином
Для начала постарайтесь разобраться, что случилось. То, что к вам случайно попали сведения о другом покупателе, еще не значит, что информацию о вас тоже разгласили. Но даже если ваши паспортные данные действительно оказались у другого человека, не стоит опасаться, что он сразу пойдет с ними что-то делать: сейчас банки редко выдают кредиты только с одним паспортом, а базы с паспортными данными, к сожалению, и так продаются в даркнете.
Если в вашей анкете есть пароль или кодовое слово, попросите магазин его поменять. Также для успокоения можете попросить показать подлинник вашей анкеты.
Еще можно сказать руководству магазина, что к вам попали персональные данные другого покупателя, объяснить, что такой уровень обслуживания нанес вам моральный вред, и потребовать, чтобы вам выплатили компенсацию. Скажите управляющему, что информация о вас тоже могла утечь и поэтому вам придется писать жалобу в головной офис и обращаться в суд. Возможно, магазин не захочет доводить скандал до суда и предложит вам скидку или какой-то другой бонус.
Если вы настроены наказать виновных, не отдавайте руководству магазина попавшую к вам анкету другого покупателя — ее можно будет использовать как доказательство.
Подать жалобу в Роскомнадзор
За соблюдением законодательства о персональных данных следит Роскомнадзор. На сайте ведомства можно подать жалобу.
Укажите, когда и где вы подписали договор и какие нарушения обнаружили. Попросите проверить, как хранится подписанная вами анкета, не утеряна ли она. В разделе «Дополнительные материалы» можно загрузить фотографию анкеты с персональными данными другого человека. Храните все документы, пока идет проверка: возможно, их захотят изучить сотрудники ведомства.
Если Роскомнадзор обнаружит нарушения, то наложит на компанию штраф до 100 тысяч рублей. Его магазин должен будет заплатить государству, а не тому, кто подал жалобу. Вас просто проинформируют, что жалобу рассмотрели и виновных привлекли к ответственности.
Если во время проверки выяснится, что вашу анкету потеряли, вы сможете обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда. Обосновать свои требования можно примерно так: вы переживаете, что потерянный документ попадет к плохим людям и они будут использовать информацию в своих целях, эти переживания плохо сказываются на здоровье, поэтому вы требуете компенсации. То есть даже если анкету не использовали, чтобы оформить на ваше имя кредит, вы все равно можете требовать компенсацию за переживания и нравственные страдания.
Правда, может быть и так, что анкета на месте, но сотрудник магазина сделал копию и случайно подшил ее к договору другого человека. Проверяющие не смогут установить этот факт: у инспекторов не будет времени и желания опрашивать всех клиентов, не попали ли к ним чужие данные. Но, вероятно, после проверки сотрудники магазина будут осторожней относиться к бумагам.
Подать иск в суд
Человек, чьи персональные данные незаконно разгласили, может требовать компенсацию морального вреда. Для этого надо обратиться в суд с иском к оператору персональных данных — это то лицо, которое на законных основаниях обрабатывает личные сведения. В вашем случае это магазин.
Но в описанной ситуации вред причинен не вам, а другому покупателю. Поэтому и требовать компенсации можете не вы, а тот человек, сведения о котором к вам попали. То, что магазин халатно отнесся к персональным данным, не значит, что он также разгласил информацию о вас.
Если в анкете есть контакты другого покупателя, вы можете с ним связаться, рассказать, что его персональные данные были раскрыты, и объяснить, что он может взыскать компенсацию. Возможно, этот человек подаст в суд, и это заставит магазин внимательней относиться к обработке персональных данных. Но учтите, что суд может привлечь вас к разбирательству как свидетеля. В таком случае придется хотя бы раз прийти на заседание и рассказать, как вы получили доступ к сведениям о другом человеке.
Есть и другой вариант — вы можете сами подать в суд на магазин, заявив, что ваши персональные данные также разгласили. Но чтобы выиграть такой спор, нужны доказательства, которых у вас нет. При этом суды чаще всего взыскивают совсем незначительные суммы компенсации.
- К примеру, управляющая компания разгласила соседям сумму долга собственников одной из квартир. Они оценили свой моральный вред в 100 000 ₽ каждому. Суд согласился, что разглашать персональные данные третьим лицам нельзя, но вместо требуемой суммы взыскал в пользу каждого собственника по 1000 ₽.
- По другому делу должник требовал с коллекторского агентства сумму морального вреда в 100 000 ₽ за смс о необходимости погасить долг. В суде коллекторы пояснили, что получили номер телефона от кредитора должника, с которым они работают по агентскому договору. Суд признал, что передача номера телефона — это нарушение, но взыскал всего лишь 1000 ₽.
Если суд не удовлетворит ваш иск, магазин сможет требовать, чтобы вы компенсировали судебные расходы — например, оплатили адвоката. Поэтому перед тем, как пойти в суд, стоит собрать доказательства вины магазина, взвесить все риски и оценить шансы на успех.