Я самостоятельно учу английский и достиг уровня B1 за три года
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор языка
Мне 47 лет, по профессии я инженер-сметчик. Три года назад начал учить английский.
Я работал в международных фирмах, и у специалистов со знанием иностранного языка были выше зарплата и премии. Поэтому решил, что новый навык поможет мне устроиться на более доходную должность.
Вариант с переездом в другую страну меня тоже интересует: думал устроиться за рубежом по специальности или просто начать новую жизнь. Владея английским, я бы мог объясниться практически везде.
В прошлом я даже несколько лет подряд участвовал в лотерее грин-карт, которую проводит правительство США. Удача улыбнулась лишь в мае 2017 года — через пять лет после того, как отправил заявку в первый раз. Но уехать в Америку не удалось: причиной стала условная судимость, полученная в молодости.
В 1994 году, когда мне только исполнилось 18, мы с другом увидели мужчину с дипломатом, как нам показалось, полным денег. Друг обхватил прохожего сзади, я вырвал сумку, мы побежали прочь. Пострадавший пустился за нами с криками, что его ограбили. Конечно же, нас сразу поймали и осудили. Кстати, в портфеле лежали книжка и бритва.
Информация об этом инциденте попала в документы для посольства, и визу мне не дали. Я пытался убедить офицера в том, что проблем с законом у меня больше нет, но это не помогло. Тогда я обратился в службу гражданства и иммиграции США. В своем письме рассказал о том, что стал добропорядочным обывателем, и просил помочь с получением грин-карты. Ответ пришел лишь в апреле 2019 года: мне снова отказали.
Неудачная попытка переезда за границу еще не конец жизни. Я был уверен, что мне все равно пригодится знание иностранного языка, и взялся за английский.
Стратегия изучения
Выбор способа обучения. Заниматься английским решил самостоятельно: хотел сэкономить и не подстраиваться под расписание преподавателей. А еще доказать себе, что могу овладеть иностранным языком, как можно меньше прибегая к чужой помощи.
Я поставил себе цель выучить английский за пять лет. Возможно, если бы я записался на курсы, то двигался бы к ней быстрее. Но тогда у меня, скорее всего, не получилось бы выстраивать занятия так, как мне нужно. Например, 70% своего времени я предпочитаю уделять повторению. Благодаря этому слова и предложения на английском настолько сильно врезаются в мой мозг, что уже, наверное, никогда не забудутся.
Последние три года я работаю удаленно и на полставки, поэтому английским получается заниматься от четырех до семи часов в день. Моя регулярная программа занятий состоит из уроков, а также устного и письменного закрепления материала.
Уроки английского. Я занимаюсь на курсах «Метод Тичера» — это интерактивный тренажер английского с виртуальным тренером Гарри Тичером. Для взрослых предусмотрено семь модулей: от Beginner до Upper-Intermediate.
Сначала я оформил премиум-доступ к сайту на два года за 990 ₽, а потом уже навсегда — это обошлось мне в 8990 ₽. Получается, мое обучение стоило 9980 ₽, но первую сумму я мог бы и не тратить.
- 9980 ₽
Перед началом занятий мое знание английского было практически нулевым. Все, что осталось в памяти из школьных времен, — алфавит и самые примитивные слова. Но за три года, что я прохожу курсы, у меня получилось осилить четыре с половиной модуля и продвинуться до уровня Intermediate.
Во время обучения я смотрю видео с теорией, а потом выполняю мини-задания, например собираю слова или целые предложения. В конце каждого занятия сдаю тест и получаю оценку — одну, две или три звезды в зависимости от количества допущенных ошибок.
Авторы программы объединили несколько уроков в блоки, а те — в темы: например, «Родные и близкие», «Пора в отпуск», «Будьте здоровы», «Дом». Для проверки знаний нужно сдавать промежуточные и итоговые экзамены. После окончания каждого курса выдают электронные сертификаты.
Мне нравится программа «Метод Тичера», но у нее есть и недостатки. Например, с сайта обучающей платформы нельзя копировать текст, поэтому новые слова приходится перепечатывать вручную. А в заданиях, где нужно составить вопросы на заданные ответы, порой непонятно, о чем именно спрашивать. Авторы подготовили подсказки, но они не всегда помогают.
Бывает и такое, что диктор очень быстро говорит. Чтобы разобрать, какие он произносит слова, я пользуюсь функцией автоматических субтитров браузера «Гугл-хром». Когда это не помогает, приходится скачивать аудиодорожку с помощью специального расширения, а потом переслушивать непонятные фрагменты.
Кроме того, в некоторых заданиях на аудирование слишком громкая музыка, поэтому говорящего плохо слышно. Студенты жаловались на это в комментариях, но авторы курса ответили, что сделали так намеренно. Оказалось, подобный прием должен обучать концентрироваться на английской речи, несмотря на фоновый шум.
Повторение. В начале учебы я с трудом запоминал новую лексику, ведь ее требовалось не просто зазубрить, а удержать в голове и сделать частью своего словарного запаса. Вдобавок мне за 40, и в этом возрасте у людей бывает не слишком хорошая память. Но после того, как я разработал собственную систему повторения пройденного материала, проблема ушла.
Все новые слова, фразы и правила из уроков я вношу в таблицу My lessons, которую веду в «Экселе». В ней есть столбцы для транскрипции и русского перевода плюс колонка для дополнительной важной информации. Чтобы заполнить файл, обращаюсь к «Гугл-переводчику» и словарям Oxford Learner’s Dictionaries.
Выученные слова помечаю отметкой l — learned. А те, что еще предстоит запомнить, — маркером nl, то есть not learned.
Невыученные слова автоматически отображаются в эксель-файле, который связан с таблицей-конспектом и называется Repetition words. Использую этот документ, чтобы запоминать новые слова.
Процесс повторения выглядит так: я скрываю столбец с русским переводом и смотрю только на колонку с английскими словами, а потом вспоминаю, что они означают. За раз получается повторить больше ста новых слов. Выученную лексику отмечаю и больше устно не отрабатываю.
Столбец на английском также может озвучивать диктор — для этого пользуюсь бесплатной программой для Windows «Балаболка». Там можно выбрать голос говорящего — у меня, например, вариант с американским акцентом. Еще я часто открываю таблицу на Айпаде, потому что в нем есть функция чтения текста вслух.
Для письменного повторения материала я завел отдельный эксель-файл под названием Learning words. Раз в несколько недель загружаю в него всю лексику на английском, отсортированную в случайном порядке. Затем каждый день заполняю по памяти перевод слов и предложений, пока таблица не закончится, — для этого завел отдельный столбец. Процесс проверки знаний у меня автоматизирован: если значение верное, ячейка загорается зеленым, а если ошибка — оранжевым.
За раз я закрепляю около двух сотен слов, но в моем файле их больше пяти тысяч. Поэтому на проверку всего материала уходит больше 20 дней. После этого я обнуляю таблицу и добавляю в нее свежую лексику, а затем начинаю процесс заново.
Иногда возникают трудности — например, не получается вспомнить значение какого-то слова. Тогда я выделяю проблемную лексику желтым и повторяю ее перевод, пока не закончу закреплять весь материал. Как правило, такое происходит лишь с несколькими десятками слов — в среднем их не больше 30.
Практика. Я стараюсь слушать адаптированные аудиокниги и смотреть видео на иностранном языке, но не делаю это регулярно. Поэтому с практикой у меня все не так хорошо, как хотелось бы.
Мое желание отрабатывать полученные знания зависит от наличия свободного времени и настроения. А еще я заядлый геймер и, бывает, предпочитаю включить Иксбокс и погрузиться в Cyberpunk 2077, а не заниматься английским. Стыдно признаваться в том, что я игроман, но это часть моей текущей жизни.
Впрочем, иногда мое хобби тоже помогает учить язык. Например, когда я играю во что-то неатмосферное, то ставлю фоном аудиокнигу на английском. А еще у меня были друзья из Великобритании, с которыми я проходил миссии в GTA Online. Но потом я потерял к этому интерес, и наши пути разошлись.
Результат и дальнейший путь
Заниматься английским каждый день не всегда бывает легко: иногда приходится учиться через «не хочу». Но это все равно дает результат, пусть и не сразу. Например, спустя несколько лет занятий я начал вести с собой диалоги на английском. Обычно это происходит утром, когда я только просыпаюсь и валяюсь в кровати.
Сейчас мой уровень английского — примерно B1. Мне кажется, это равнозначно тому, как языком владеет носитель трех-четырех лет.
Я хорошо понимаю, если говорят медленно и четко, но незнакомое слово может ввести в ступор. Проблемы возникают и когда диктор начинает произносить фразы быстрее: пока я размышляю над первым предложением, он уже переходит ко второму. В таких ситуациях пытаюсь вникнуть в общий смысл речи и не зацикливаться на том, что не получилось перевести.
Зато печатать на английском я теперь могу вслепую, практически без ошибок и даже быстрее, чем на русском. С говорением тоже нет проблем: сказать на английском получается почти все. А еще горжусь тем, что выучил 223 неправильных глагола.
В планах — окончить все курсы программы «Метод Тичера». Мне осталось пройти два с половиной модуля, намерен сделать это за два года. Тогда я смогу подтянуть язык до уровня B2 и, полагаю, выучить около восьми тысяч выражений и слов. Это станет базой для дальнейших занятий: собираюсь разбирать записи с английской речью, а потом закреплять пройденный материал по собственной системе.
Что касается работы, то я рассматриваю входящие предложения от разных компаний. Моя текущая зарплата покрывает обеспечение семьи из двух человек и коммунальные расходы, но не больше. К сожалению, количество вакансий, где требовалось бы знание языка, сейчас стремится к нулю. Надеюсь, эта ситуация изменится.