Хочу вышивать логотипы брендов на одежде и продавать ее. Так можно?

27

Хочу начать бизнес по вышиванию эмблем на одежде, но волнует вопрос. Если я буду вышивать разные логотипы, например Nike, Adidas и другие, дополняя их различными силуэтами по типу главных персонажей из манги, я буду нарушать авторские права владельцев фирм или нет?

Вот пример измененного логотипа
Вот пример измененного логотипа
Аватар автора

Татьяна Терещенко

адвокат

Страница автора

Логотип — это интеллектуальная собственность. Если использовать его без разрешения, правообладатель может обратиться в суд за компенсацией в размере до 5 млн рублей.

Если добавить к чужому логотипу какого-нибудь персонажа, это ухудшит ситуацию. Персонаж — отдельный вид интеллектуальной собственности, и его тоже нельзя использовать без согласия автора.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое логотип с точки зрения закона

Логотип — это бытовое название товарного знака. Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение, по которому потребители узнают конкретного производителя, бренд или товар  . Например, если сказать, что производитель смартфонов использует логотип в виде надкушенного яблока, вы сразу подумаете об Айфонах и компании «Эпл», а не о «Нокиа», «Самсунге» или «Сяоми».

Товарным знаком может быть картинка, слово, написанное определенным шрифтом или цветом, комбинация слов и изображений, звук и даже вкус  . Но независимо от того, как выглядит товарный знак, это интеллектуальная собственность, права на которую защищает закон.

Особенности защиты логотипа в России

Чтобы логотип стал интеллектуальной собственностью и получил правовую охрану, его нужно зарегистрировать: собрать документы, отнести в патентное ведомство, уплатить пошлины, пройти экспертизы и получить свидетельство на товарный знак. В России за этим нужно обращаться в Роспатент. Сведения о регистрации вносят в общедоступный реестр.

Владелец зарегистрированного логотипа получает исключительное право на него. Это значит, что только он может использовать свой товарный знак любыми законными способами — например, размещать на товарах, документах, вывесках, в объявлениях и рекламе офлайн и в интернете, а также распоряжаться им, в том числе разрешать использовать его другим людям и организациям.

Важно: параллельный импорт, который появился в России в 2022 году, не дает права использовать чужие логотипы. То есть, например, ввезти в страну оригинальные кроссовки «Найк» без разрешения бренда можно, но наносить его логотип на свои товары без разрешения правообладателя по-прежнему нельзя.

Какая ответственность грозит за незаконное использование чужого логотипа

Гражданская. Товары с чужими логотипами считают контрафактными. Поэтому по решению суда, если владелец товарного знака подал иск, их могут изъять и уничтожить без какого-либо возмещения нарушителю.

Кроме того, правообладатель вправе потребовать компенсацию. Чтобы ее получить, достаточно доказать факт нарушения. Размер ущерба обосновывать не нужно  .

Размер компенсации определит суд. Для этого он учтет множество обстоятельств — например, объем и длительность продаж товара с чужим логотипом  . В иске правообладатель может потребовать  :

  1. конкретную сумму от 10 000 до 5 000 000 ₽;
  2. двукратный размер стоимости контрафактных товаров или двукратный размер стоимости права использования товарного знака.

В жизни бывает так: нарушение интеллектуальной собственности очевидно, но суд считает, что оснований для привлечения к гражданской ответственности нет. Например, в феврале 2023 года Верховный суд постановил, что торговлю на рынке сумками с логотипом Chanel нельзя считать серьезным нарушением, потому что потребители люксовой продукции ходят не туда, а в бутики.

Но дел, когда владельцы логотипов и персонажей удачно защитили свои права, по моему опыту, гораздо больше. И гражданская ответственность не исключает дополнительного административного или уголовного наказания  .

Административная. За продажу товара с чужим товарным знаком или обозначением, которое очень на него похоже — это называют сходством до степени смешения, — грозит штраф  :

  1. Для граждан — двукратная стоимость товаров, но не меньше 10 000 ₽.
  2. Для ИП — трехкратная стоимость товаров, но не меньше 50 000 ₽.
  3. Для малых компаний — 2,5 размера стоимости товаров, но не меньше 50 000 ₽.
  4. Для средних и крупных компаний — пятикратная стоимость товаров, но не меньше 100 000 ₽.

Дополнительно у человека или компании конфискуют контрафактный товар и все материалы и оборудование для его производства.

Уголовная. Если незаконное использование товарного знака причинило крупный ущерб — больше 250 000 ₽ — или происходило неоднократно, нарушителя могут привлечь и к уголовной ответственности. Возможное наказание за это  :

  1. штраф от 100 000 до 300 000 ₽;
  2. обязательные работы до 480 часов;
  3. исправительные или принудительные работы до двух лет;
  4. лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 000 ₽.

Впрочем, на практике в подобных делах нарушителей редко привлекают к административной или уголовной ответственности — обычно все ограничивается гражданской компенсацией.

Почему нельзя просто дополнить логотип и использовать в своих целях

По закону без разрешения правообладателя запрещено использовать не только зарегистрированный товарный знак, но и любые другие обозначения, которые сильно — до степени смешения — на него похожи, если это может запутать потребителя  .

То, что такой логотип можно придумать самостоятельно, не зная о существовании чужого товарного знака, ситуацию не меняет. Если творчески переработанный логотип похож на чужой и есть хотя бы вероятность смешения, суд по иску владельца может признать его права нарушенными и привлечь нарушителя к ответственности.

Определяя опасность смешения, суд будет учитывать все обстоятельства — например, насколько бренд правообладателя и его товарный знак известны, на каких товарах он размещает свой логотип, как это влияет на его репутацию  .

Предприниматель, владеющий правами на товарный знак 7 Days, обнаружил, что другой ИП использует его обозначение на упаковках косметики, и обратился в суд с требованием прекратить нарушение и выплатить ему компенсацию в размере 200 000 ₽. Чтобы доказать нарушение, истец купил товар у ответчика и представил в суд чек, подтверждающий покупку.

В свою защиту ответчик указал, что его обозначение не похоже на товарный знак истца. Но суды трех инстанций посчитали  , что логотипы все же похожи — по фонетическому, графическому и семантическому признакам. И взыскали с ответчика 100 000 ₽.

Как закон защищает персонажей

Персонаж — это объект авторского права. Суды определяют его как совокупность описаний или изображений в произведении, которая имеет ту же форму, что и само произведение: письменную, устную, графическую, форму звуко- или видеозаписи и другие.

Не любое действующее лицо в произведении — это персонаж. Чтобы им считаться, он должен существовать как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности. А еще у него должны быть индивидуализирующие характеристики — например, определенный внешний вид, характер и отличительные черты, по которым его узнают даже без целого произведения  . Простой пример: кота Матроскина невозможно перепутать с котом Гарфилдом.

Если эти условия выполнены, автор персонажа получает на него такие же исключительные права, как у владельца логотипа. И он может защищать их теми же способами.

Соответственно, если вы будете использовать и чужой логотип, и чужого персонажа, вы допустите уже два нарушения. Из-за этого и максимальная сумма компенсации увеличится вдвое — до 10 млн рублей: ее можно будет взыскать отдельно за нарушение прав на логотип и за нарушение прав на персонажа.

А вот если вы будете придумывать и вышивать собственных персонажей, а не копировать известных, нарушений не будет.

Как законно использовать чужие логотипы или персонажей

Чтобы легально использовать чужую интеллектуальную собственность, например вышивать логотипы и персонажей на одежде, нужно заключить лицензионное соглашение с правообладателем. В нем будут закреплены способы, которыми можно использовать объект интеллектуальной собственности, размер платы за это, срок соглашения и территория, на которой оно действует.

Как узнать, кому принадлежат права. Как я уже сказала, права на логотипы как на товарные знаки нужно регистрировать в Роспатенте. У ведомства есть открытые реестры — ими можно воспользоваться, чтобы найти правообладателя.

Основной недостаток поиска по реестру — нужно вводить номер регистрации. Поэтому мне больше нравится использовать поисковую систему: в ней больше опций — например, можно искать по названию.

Попасть в систему поиска можно даже без регистрации на портале, хотя база данных в этом случае будет ограничена. Поиск бесплатный.

Если вбить в строку «Название» слово nike, отобразятся все товарные знаки, в которых оно присутствует. Источник: new.fips.ru
Если кликнуть на любой результат поиска, откроется информация о регистрации, в том числе сведения о правообладателе. Источник: new.fips.ru
Если кликнуть на любой результат поиска, откроется информация о регистрации, в том числе сведения о правообладателе. Источник: new.fips.ru

Если вы просто хотите узнать, принадлежит ли кому-то логотип, можно поискать на сайтах производителя или продавца либо на этикетках товаров, которые есть в продаже, следующие виды маркировки:

  • латинскую букву R в кружочке или без него;
  • словесное обозначение «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак».

По закону такая маркировка означает, что логотип входит в перечень товарных знаков, охраняемых в России.

Как заключить лицензионный договор. В соглашении обязательно указывают существенные условия  :

  1. Предмет — то есть права на какой объект интеллектуальной собственности передают.
  2. Как можно использовать логотип или персонажа. Важно четко прописать конкретные способы и нюансы — например, куда именно можно наносить логотип, для каких целей и прочее.
  3. Цену за использование — например, фиксированный платеж или процент от продаж. Закон позволяет заключать безвозмездные лицензионные договоры, но об этом надо специально договориться с правообладателем.
  4. Срок использования прав. Если его не указать, будет считаться, что договор заключен на пять лет.
  5. Территорию использования прав. Если стороны ее не укажут, будет считаться, что правами можно пользоваться по всей России.

Могут быть и другие условия — например, об исключительности лицензии. Это означает, что на период действия договора владелец логотипа или персонажа не будет заключать аналогичных соглашений с другими лицами. Но с таким условием цена использования, как правило, гораздо выше.

Любой лицензионный договор обязательно заключают письменно, иначе он недействителен. Дополнительно передачу прав на логотип обязательно регистрируют в Роспатенте.

Что в итоге

Использовать чужой логотип нельзя — ни отдельно, ни вместе с каким-либо персонажем. Любая творческая переработка логотипа, если он остается узнаваемым и есть вероятность, что потребитель перепутает его с оригиналом, также запрещена.

Логотип и персонаж — объекты интеллектуальной собственности. Их владельцам принадлежат исключительные права на них. Чтобы их использовать, придется заключить лицензионный договор.

Если использовать чужой логотип или персонажа без разрешения владельца, вас могут привлечь к гражданской, административной и даже уголовной ответственности. Например, в первом случае — взыскать с вас компенсацию до 5 млн рублей.

Если вы используете одновременно и чужой логотип, и персонажа, вы совершаете два самостоятельных нарушения, за каждое из которых установлена своя ответственность. Сумма компенсации может вырасти до 10 млн рублей.

Татьяна ТерещенкоСталкивались с нарушением своих исключительных прав? Расскажите об этом:
  • Баба Ягаеще и авторские права на анимешных персонажей нарушатся. озон, например, нелицензированные товары с логотипами не пропускает, насколько я знаю.11
  • Максим Кольцовдля мелких серий может и прокатит но я б такое не купил. Зачем носить надпись найк если это не найк. А просто персонажей нормально, вполне может взлететь, главное угадать персонажей19
  • DombeyУ Вуди Аллена есть прекрасный рассказ о том, как продавец рубашек, находясь глубоком кризисе, попросил помощи у бога. А тот ему посоветовал начинать пришивать на них эмблему в виде крокодила.9
  • Игорьне понимаю, подделки, видно, что не оригинал же..3
  • Анастасия КоршунковаВряд-ли представители фирм ушедших из России пойдут писать заявление на вас. Но в нашем государстве в любой момент объявить любую иностранную фирму экстримиской. Зачем оно вам? Вам проще создать свой бренд.2
  • Олег ПогодинВышивать то можно, но лучше не стоит2
  • StrogonovНе люблю фейк вещи, в чём смысл их? выглядит дешево!2
  • Дмитрий ПинчукУж лучше сделать своё лого и интереснее для продажи будет5
  • Алла ЦветковаСтанислав, юрист ни разу не странный. Юрист ответил на поставленный вопрос: будут ли нарушаться авторские права перечисленными действиями? Перед юристом не ставился вопрос о вероятности привлечения к ответственности за подобные нарушения. При этом, понимайте правильно, что не каждое нарушение может и будет освещаться СМИ. Поэтому, это как цитата из известного фильма: "Если к вам никогда не приставали в парижском метро, это еще не означает, что его не существует!" (с)9
  • КотКузяРФСтанислав, притом вб явной палью торгует с местных подвалов1
  • Станислав ДобрашинскийАлла, увы нет, ответ вышел за рамки вопроса будут или не будут. Зачем писать такие вот сказки «… у человека или компании конфискуют контрафактный товар и все материалы и оборудование для его производства.”?1
  • Станислав ДобрашинскийКотКузяРФ, именно что. И если бы все что написала этот юрист было правдой уже столько людей бы наказали и оштрафовали, что страшно представить даже. Рассказывают какой—то невозможный сценарий. По факту же в стране давно уже торговля палью в открытую имеет обороты миллиардные, бизнес только растет и все довольны. А нам сказки рассказывают тут из методичек для неуспевающих студентов.0
  • Станислав ДобрашинскийАлла, если вы рассказываете как надо ехать и вести себя в парижском метро исходя из официальных правил пользования им — пол гроша цена вашим рекомендациям.0
  • Qmdgхорошая статья тема вопроса полностью раскрыта.2
  • Я из МиссуриЯ конечно не юрист, но основываясь на своих знаниях и тому как работают похожие товары - главное чтобы ваш товар не мог ввести потребителя в заблуждение. Т.е. чтобы покупающий не мог подумать, что это оригинальная футболка найк. Например можно продавать отдельно нашивки (найк продает одежду, а не нашивки) либо одежду с нашивками по индивидуальному заказу клиента. В таком случае в жбан прилететь все равно может, но для этого нужно будет чтобы на вас заявил правообладатель. Также есть пародийное использование товарного знака - если доказать пародийность, то ответственности вообще может не быть.0
  • АватаркаБаба, полно там тех же нашивок с известными логотипами и аниме.0
  • Mr.X4я часть ГК работала до 22 года. Может быть в теории все до сих пор так и работает, но посмотрите на маркетплейсы - все уже давно забили на авторские права. В теории это нарушение, а теперь представьте как Найк или Адидас обращается в Н-ский арбитражный суд в России с просьбой взыскать контрафакт. У них даже представителей в РФ официальных нет. Покажите хоть одно решение за последние 2 года от ушедших компаний против кого-то в РФ.1
  • Алла ЦветковаСтанислав, затем, что это не сказки и такая практика существует. Как и суд по интеллектуальным правам. Представляете? Который специализируется исключительно на подобных вопросах. Поэтому, "если к Вам никогла не приставали..." и дальше по тексту )0
  • Алла ЦветковаСтанислав, нееет, мелко мыслите. Я рассказываю о том, что если у Вас отсутствует опыт по какому-либо вопросу, а профессионал Вам подробно рассказывает, как должно быть по закону, то неразумно отмахиваться от таких разъяснений и высказываться о сказках и сказочниках. Имеет смысл принять эти разъяснения, адекватно оценить для себя последствия, и дальше уже не совершать (или совершать) правонарушение. Тут уж на совести каждого. Повторю, что не все нарушители поголовно привлекаются к ответственности. Знаете ли, даже не всех убийц отлавливают. Но это не повод считать, что лично Вам 100% повезет в этой жизни при нарушении закона. Простой пример: какова вероятность привлечения к адм.ответственности за переход пешеходом проезжей части в неположенном месте? - Мизерная. А такая статистика, тем не менее, существует.1
  • Алла ЦветковаСтанислав, это говорит обыватель, который не таскается по судам. А между тем, мировушки разбирают споры в пределах суммы 50000 рублей. И таких судов уйма, значит, какой вывод? - правильно, - спрос имеется.2
  • Даша КудинаDombey, а где вы нашли рассказы Вуди Аллена?0
  • DombeyДаша, он несколько книжек издал с пьесами, сценариями и рассказами, все с хорошим переводом кстати1
  • Алексей ШестаковХорошо все-таки быть жертвой ЕГЭ - каждый день полон новых открытий. Ну гениальная же идея для стартапа)))0
  • Владимир СобковскийНи слова правды в этой статье нет! Автор живет на Луне. Самый выгодный бизнес это подделка брендов, вопрос наказуемо ли это кажется детским. В статье много умных слов и ссылок на законы, чтобы напустить тумана. А может лучше открыть глаза шире? Посмотрите вокруг, сколько примеров продажи под мировыми брендами на маркетплейсах разных товаров и обороты этих продаж постоянно растут. Разве не так?0