Хочу вышивать логотипы брендов на одежде и продавать ее. Так можно?
Хочу начать бизнес по вышиванию эмблем на одежде, но волнует вопрос. Если я буду вышивать разные логотипы, например Nike, Adidas и другие, дополняя их различными силуэтами по типу главных персонажей из манги, я буду нарушать авторские права владельцев фирм или нет?
Логотип — это интеллектуальная собственность. Если использовать его без разрешения, правообладатель может обратиться в суд за компенсацией в размере до 5 млн рублей.
Если добавить к чужому логотипу какого-нибудь персонажа, это ухудшит ситуацию. Персонаж — отдельный вид интеллектуальной собственности, и его тоже нельзя использовать без согласия автора.
О чем вы узнаете
Что такое логотип с точки зрения закона
Логотип — это бытовое название товарного знака. Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение, по которому потребители узнают конкретного производителя, бренд или товар . Например, если сказать, что производитель смартфонов использует логотип в виде надкушенного яблока, вы сразу подумаете об Айфонах и компании «Эпл», а не о «Нокиа», «Самсунге» или «Сяоми».
Товарным знаком может быть картинка, слово, написанное определенным шрифтом или цветом, комбинация слов и изображений, звук и даже вкус . Но независимо от того, как выглядит товарный знак, это интеллектуальная собственность, права на которую защищает закон.
Особенности защиты логотипа в России
Чтобы логотип стал интеллектуальной собственностью и получил правовую охрану, его нужно зарегистрировать: собрать документы, отнести в патентное ведомство, уплатить пошлины, пройти экспертизы и получить свидетельство на товарный знак. В России за этим нужно обращаться в Роспатент. Сведения о регистрации вносят в общедоступный реестр.
Владелец зарегистрированного логотипа получает исключительное право на него. Это значит, что только он может использовать свой товарный знак любыми законными способами — например, размещать на товарах, документах, вывесках, в объявлениях и рекламе офлайн и в интернете, а также распоряжаться им, в том числе разрешать использовать его другим людям и организациям.
Важно: параллельный импорт, который появился в России в 2022 году, не дает права использовать чужие логотипы. То есть, например, ввезти в страну оригинальные кроссовки «Найк» без разрешения бренда можно, но наносить его логотип на свои товары без разрешения правообладателя по-прежнему нельзя.
Какая ответственность грозит за незаконное использование чужого логотипа
Гражданская. Товары с чужими логотипами считают контрафактными. Поэтому по решению суда, если владелец товарного знака подал иск, их могут изъять и уничтожить без какого-либо возмещения нарушителю.
Кроме того, правообладатель вправе потребовать компенсацию. Чтобы ее получить, достаточно доказать факт нарушения. Размер ущерба обосновывать не нужно .
Размер компенсации определит суд. Для этого он учтет множество обстоятельств — например, объем и длительность продаж товара с чужим логотипом . В иске правообладатель может потребовать :
- конкретную сумму от 10 000 до 5 000 000 ₽;
- двукратный размер стоимости контрафактных товаров или двукратный размер стоимости права использования товарного знака.
В жизни бывает так: нарушение интеллектуальной собственности очевидно, но суд считает, что оснований для привлечения к гражданской ответственности нет. Например, в феврале 2023 года Верховный суд постановил, что торговлю на рынке сумками с логотипом Chanel нельзя считать серьезным нарушением, потому что потребители люксовой продукции ходят не туда, а в бутики.
Но дел, когда владельцы логотипов и персонажей удачно защитили свои права, по моему опыту, гораздо больше. И гражданская ответственность не исключает дополнительного административного или уголовного наказания .
Административная. За продажу товара с чужим товарным знаком или обозначением, которое очень на него похоже — это называют сходством до степени смешения, — грозит штраф :
- Для граждан — двукратная стоимость товаров, но не меньше 10 000 ₽.
- Для ИП — трехкратная стоимость товаров, но не меньше 50 000 ₽.
- Для малых компаний — 2,5 размера стоимости товаров, но не меньше 50 000 ₽.
- Для средних и крупных компаний — пятикратная стоимость товаров, но не меньше 100 000 ₽.
Дополнительно у человека или компании конфискуют контрафактный товар и все материалы и оборудование для его производства.
Уголовная. Если незаконное использование товарного знака причинило крупный ущерб — больше 250 000 ₽ — или происходило неоднократно, нарушителя могут привлечь и к уголовной ответственности. Возможное наказание за это :
- штраф от 100 000 до 300 000 ₽;
- обязательные работы до 480 часов;
- исправительные или принудительные работы до двух лет;
- лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 000 ₽.
Впрочем, на практике в подобных делах нарушителей редко привлекают к административной или уголовной ответственности — обычно все ограничивается гражданской компенсацией.
Почему нельзя просто дополнить логотип и использовать в своих целях
По закону без разрешения правообладателя запрещено использовать не только зарегистрированный товарный знак, но и любые другие обозначения, которые сильно — до степени смешения — на него похожи, если это может запутать потребителя .
То, что такой логотип можно придумать самостоятельно, не зная о существовании чужого товарного знака, ситуацию не меняет. Если творчески переработанный логотип похож на чужой и есть хотя бы вероятность смешения, суд по иску владельца может признать его права нарушенными и привлечь нарушителя к ответственности.
Определяя опасность смешения, суд будет учитывать все обстоятельства — например, насколько бренд правообладателя и его товарный знак известны, на каких товарах он размещает свой логотип, как это влияет на его репутацию .
Предприниматель, владеющий правами на товарный знак 7 Days, обнаружил, что другой ИП использует его обозначение на упаковках косметики, и обратился в суд с требованием прекратить нарушение и выплатить ему компенсацию в размере 200 000 ₽. Чтобы доказать нарушение, истец купил товар у ответчика и представил в суд чек, подтверждающий покупку.
В свою защиту ответчик указал, что его обозначение не похоже на товарный знак истца. Но суды трех инстанций посчитали , что логотипы все же похожи — по фонетическому, графическому и семантическому признакам. И взыскали с ответчика 100 000 ₽.
Как закон защищает персонажей
Персонаж — это объект авторского права. Суды определяют его как совокупность описаний или изображений в произведении, которая имеет ту же форму, что и само произведение: письменную, устную, графическую, форму звуко- или видеозаписи и другие.
Не любое действующее лицо в произведении — это персонаж. Чтобы им считаться, он должен существовать как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности. А еще у него должны быть индивидуализирующие характеристики — например, определенный внешний вид, характер и отличительные черты, по которым его узнают даже без целого произведения . Простой пример: кота Матроскина невозможно перепутать с котом Гарфилдом.
Если эти условия выполнены, автор персонажа получает на него такие же исключительные права, как у владельца логотипа. И он может защищать их теми же способами.
Соответственно, если вы будете использовать и чужой логотип, и чужого персонажа, вы допустите уже два нарушения. Из-за этого и максимальная сумма компенсации увеличится вдвое — до 10 млн рублей: ее можно будет взыскать отдельно за нарушение прав на логотип и за нарушение прав на персонажа.
А вот если вы будете придумывать и вышивать собственных персонажей, а не копировать известных, нарушений не будет.
Как законно использовать чужие логотипы или персонажей
Чтобы легально использовать чужую интеллектуальную собственность, например вышивать логотипы и персонажей на одежде, нужно заключить лицензионное соглашение с правообладателем. В нем будут закреплены способы, которыми можно использовать объект интеллектуальной собственности, размер платы за это, срок соглашения и территория, на которой оно действует.
Как узнать, кому принадлежат права. Как я уже сказала, права на логотипы как на товарные знаки нужно регистрировать в Роспатенте. У ведомства есть открытые реестры — ими можно воспользоваться, чтобы найти правообладателя.
Основной недостаток поиска по реестру — нужно вводить номер регистрации. Поэтому мне больше нравится использовать поисковую систему: в ней больше опций — например, можно искать по названию.
Попасть в систему поиска можно даже без регистрации на портале, хотя база данных в этом случае будет ограничена. Поиск бесплатный.
Если вы просто хотите узнать, принадлежит ли кому-то логотип, можно поискать на сайтах производителя или продавца либо на этикетках товаров, которые есть в продаже, следующие виды маркировки:
- латинскую букву R в кружочке или без него;
- словесное обозначение «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак».
По закону такая маркировка означает, что логотип входит в перечень товарных знаков, охраняемых в России.
Как заключить лицензионный договор. В соглашении обязательно указывают существенные условия :
- Предмет — то есть права на какой объект интеллектуальной собственности передают.
- Как можно использовать логотип или персонажа. Важно четко прописать конкретные способы и нюансы — например, куда именно можно наносить логотип, для каких целей и прочее.
- Цену за использование — например, фиксированный платеж или процент от продаж. Закон позволяет заключать безвозмездные лицензионные договоры, но об этом надо специально договориться с правообладателем.
- Срок использования прав. Если его не указать, будет считаться, что договор заключен на пять лет.
- Территорию использования прав. Если стороны ее не укажут, будет считаться, что правами можно пользоваться по всей России.
Могут быть и другие условия — например, об исключительности лицензии. Это означает, что на период действия договора владелец логотипа или персонажа не будет заключать аналогичных соглашений с другими лицами. Но с таким условием цена использования, как правило, гораздо выше.
Любой лицензионный договор обязательно заключают письменно, иначе он недействителен. Дополнительно передачу прав на логотип обязательно регистрируют в Роспатенте.
Что в итоге
Использовать чужой логотип нельзя — ни отдельно, ни вместе с каким-либо персонажем. Любая творческая переработка логотипа, если он остается узнаваемым и есть вероятность, что потребитель перепутает его с оригиналом, также запрещена.
Логотип и персонаж — объекты интеллектуальной собственности. Их владельцам принадлежат исключительные права на них. Чтобы их использовать, придется заключить лицензионный договор.
Если использовать чужой логотип или персонажа без разрешения владельца, вас могут привлечь к гражданской, административной и даже уголовной ответственности. Например, в первом случае — взыскать с вас компенсацию до 5 млн рублей.
Если вы используете одновременно и чужой логотип, и персонажа, вы совершаете два самостоятельных нарушения, за каждое из которых установлена своя ответственность. Сумма компенсации может вырасти до 10 млн рублей.