«Если ты методист, то не можешь перестать учиться»: истории дизайнеров образовательного опыта

Опыт читательниц, создающих онлайн-курсы

4
«Если ты методист, то не можешь перестать учиться»: истории дизайнеров образовательного опыта

Есть мнение, что в образовании работают много, а получают мало.

Это далеко не всегда так. Например, в сфере высоко ценят специалистов, которые проектируют содержание учебных курсов, опираясь на методические принципы и подходы. Собрали истории двух дизайнеров образовательного опыта — героини рассказали, как пришли в сферу, чем занимаются и сколько при этом зарабатывают.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
ИСТОРИЯ № 1

«Многие думают, что методисты только готовят задания для уроков, но это не так»

Образование и начало карьеры. Я окончила журфак СПбГУ. Считаю, что мое высшее оставляет желать лучшего. Единственная польза от университета — знакомство с будущими друзьями и коллегами.

Просвещение и образование меня привлекали всегда, но я абсолютно не понимала, в какой роли могу развиваться в этой сфере. Организовывать процессы и продюсировать мне не нравилось, преподавать было особо нечего. Я проработала пару лет в школе, проводя дополнительные занятия по журналистике, но из этого только сделала вывод, что быть учительницей не хочу.

В 2012 году я присоединилась к приятелям с журфака, запустившим онлайн-издание «Бумага» о новостях Петербурга.

Я в основном занималась редактурой, хотя у нас были и образовательные проекты. Например, мы первыми запустили в России Science Slam 

и несколько раз проводили большой просветительский фестиваль «Кампус» 
. Мне нравилось ходить на мероприятия, но толком с ними я не работала, если не считать подготовку конспектов или модерацию.

В какой-то момент стало понятно, что редакторской работы мне более чем достаточно с точки зрения нагрузки, но мало для удовлетворения. И я параллельно стала заниматься международным проектом CreativeMornings в Петербурге — помогала организовывать творческие лекции с бесплатными завтраками.

Я находила спикеров и уговаривала их принять участие, придумывала с ними содержание выступления, вела соцсети, помогала искать гастрономических партнеров и работала на площадке в день мероприятия.

CreativeMornings стал для меня максимально вдохновляющим проектом. Прямо на моих глазах рождалось сообщество людей, любящих свою профессию, готовых развиваться и создавать вместе что-то новое. Кроме того, встречи начинались рано утром по пятницам, и то, что 100—200 петербуржцев были готовы приехать куда-то к 08:30, возродило мою веру в человечество.

После этого я решилась сделать шаг в сторону образования и пришла организовывать мероприятия в благотворительную программу «Учитель для России». Сама сфера меня интересовала, но быстро появилось чувство, что мне не нравится заниматься тем, что я делаю, и это вредит одновременно и мне, и работе.

Переломным моментом стало выгорание.

Когда тревога и страх перед понедельниками вышли из-под контроля, я взяла годовой тайм-аут в работе, решив, что лучше потерять деньги, чем быть несчастной. В это время погрузилась в рефлексию и пересборку своего профессионального опыта, пытаясь разобраться, чем хочу заниматься и как найти в этой области хорошо оплачиваемую должность с перспективами роста.

В какой-то момент, мне кажется, я чуть ли не начала гуглить «что можно делать в образовании» и чудом наткнулась на интенсив School of Education о проектировании образовательного опыта от Сони Смысловой.

От выражений «доказательное образование», «разработка обучения», «мотивационный дизайн» я сразу почувствовала огромное вдохновение. До этого с методистами я сталкивалась только в школе, и мне стало интересно, чем еще могут заниматься люди с таким экспертным опытом. Кроме того, идеально вписался мой прошлый опыт: работа редактором, организация просветительских мероприятий, умение развивать сообщества.

После интенсива я пошла на девятимесячную программу профессиональной переподготовки и получила диплом Universal University «Проектирование образовательного опыта». Так дизайн обучения красиво вошел в мою грешную жизнь.

Работа методисткой. После окончания программы меня начали активно приглашать на собеседования разные команды. Но я выбрала место работы сама: поняла, что мне очень близок Учебник Т⁠—⁠Ж с его концепцией «давайте учиться, как быть взрослыми», и написала лиду проекта.

Мне дали задание — оценить и обновить курс по работе с «Экселем» и «Гугл-таблицами». Мы пересобрали его вместе с автором Никитой Юковичем, ныне главредом Тинькофф Журнала. Вышло хорошо, и меня пригласили в команду.

Сейчас в Учебнике я отвечаю за качество обучения. Меня можно назвать методическим лидом, дизайнером обучения или образовательного опыта. Как ведущая специалистка я слежу за образовательными метриками, собираю гипотезы и анализирую обратную связь, предлагаю продуктовые и другие решения, как можно улучшить показатели и опыт наших студентов, помогаю выстроить процесс выпуска и отбираю методисток.

Многие думают, что методисты только готовят задания для уроков, но это не так. На самом деле мы работаем с исследованиями, следим за содержанием и эффективностью программ, разрабатываем систему оценивания.

Некоторые курсы я беру в полную разработку. В прошлом году мы выпустили «Как управлять личными финансами», а в этом — «Как учиться в свое удовольствие» с Соней Смысловой. Соня кроме кураторства программ в School of Education учится на PHD в Кембриджском университете и написала единственный учебник по проектированию образовательного опыта на русском языке. Проект вышел очень классным.

Один из моих любимых курсов, в подготовке которых я принимала непосредственное участие, — «Как защитить свои права на работе». Мы даем полную информацию — от того, как проверить добросовестность работодателя, до увольнения и получения всего, что вам положено по закону. Кроме теории мы включили задания с реальными судебными кейсами. Это развенчивает миф о том, что закон всегда принимает сторону работодателя. На самом деле, если знать свои права, часто не так сложно добиться справедливого отношения. Этим курсом я горжусь и считаю его важным социальным проектом как Учебника, так и Тинькофф Банка вообще.

Когда я проектирую и выпускаю с командой курсы, моя работа делится на два больших этапа. На первом я под чутким руководством наших продюсеров отдаю запрос на исследование целевой аудитории, собираю с автором концепцию и содержание программы, прописываю образовательные результаты — чему именно студенты должны научиться.

Второй этап — подготовка конкретных уроков. Я слежу за тем, чтобы содержание соответствовало нашим образовательным целям, собираю практику и дополнительные материалы: схемы, чек-листы, таблицы.

Моя зарплата в Учебнике находится в стандартной для моей позиции вилке. Меня все устраивает, но недавно коллеги провели исследование, и оказалось, что методистам платят мало и нужно бесконечно доказывать свою ценность. Еще по ответам в опросе стало понятно, что чаще специалисты в попытках увеличить доход ищут подработку, а не просят о повышении. Это тоже сигнал, что в сфере не все в порядке. Но как решать эту проблему, кроме как создавать профсоюз, непонятно.

Советы новичкам. Мне кажется, что тем, кто хочет заняться методической работой, обязательно стоит пройти обучение.

Во-первых, у проектирования образования большая теоретическая база и есть устоявшиеся модели с доказанной эффективностью. Нужно понимать, как создавать образовательный опыт для разных целей, работать с мотивацией, готовить практические задания.

Во-вторых, в хорошем профессиональном обучении есть поддержка экспертов, работа с реальными кейсами и сообщество единомышленников. Теория без возможности попрактиковаться и пообщаться с другими специалистами даст намного меньше.

Ну и в-третьих, создавать хорошие образовательные программы, если у тебя нет такого опыта, очень тяжело. Поэтому стоит учиться и одновременно оценивать обучение как специалист, рефлексировать над тем, как ты меняешься.

В целом, если ты методист, ты не можешь перестать учиться. Если от моих слов ваше сердце радостно екнуло — возможно, стоит подумать об этой профессии.

Лейбл заголовка
ИСТОРИЯ № 2

«Мне нравится моя работа, а больше всего в ней — ориентация на студента»

Образование и начало карьеры. В родном городе я отучилась в бакалавриате на переводчика, а потом поступила в магистратуру МГИМО на подготовку переводчиков международных организаций — это симбиоз изучения методик преподавания и синхронного перевода. Выбрала такую специальность, потому что у меня была голубая мечта — работать в ООН. Программу как раз реализовывали при поддержке Организации Объединенных Наций — к нам приезжали переводчики из разных штаб-квартир, проводили лекции и мастер-классы.

Еще во время учебы я начала подрабатывать репетитором — так поступают многие студенты инязов. Мне нравилась работа, но она оказалась очень тяжелой. У меня не было никакой методической базы, кроме личного опыта изучения языков. Но постепенно экспертность росла, и я даже устроилась на неполный рабочий день в ИТ-компанию — преподавала деловой английский.

В какой-то момент я задумалась о карьере в образовании, но казалось, что работать в этой сфере можно только учителем и потребуется много самоотдачи. Я не была уверена, что хочу таких сложностей за низкую оплату.

В 2022 году я окончила магистратуру и переехала за границу. Чтобы найти работу, купила себе карьерную поддержку. Мне наметили возможные пути развития и вакансии, на которые я могу откликаться. Оказалось, многие компании ищут себе методистов английского языка.

Работа методистом. Одной из первых вакансий, на которые я откликнулась, оказалась вакансия методиста в «Яндекс-практикуме» в команду курсов по английскому для айтишников. Они требовали от кандидата знание языка на уровне носителя, опыт преподавания и создания обучающих программ, а также сертификат DELTA — документ Кембриджского университета, подтверждающий квалификацию преподавателя.

При отборе мне предложили взять интервью у человека из зарубежной компании и спроектировать занятие, которое бы прокачивало нужные ему аспекты языка. Я хорошо справилась, и мне предложили место в команде.

Долгое время мы проектировали уроки английского для работы в ИТ: интервьюировали экспертов, менеджеров, разработчиков и пытались понять, зачем иностранный язык нужен им на работе, как они его используют. На основе опыта наших респондентов мы готовили занятия. В какой-то момент задачи сдвинулись в сторону продукта. Стали собирать обратную связь от преподавателей и студентов, чтобы улучшить образовательный опыт.

Сейчас мы повышаем доходимость до конца курса. Например, оказалось, что у нас часто человек перестает ходить на занятия с иностранным ИТ-специалистом, так как «я лох и ничего не понимаю». Мы стараемся работать с этим: помогаем преподавателю-иностранцу разобраться в проблеме, а студенту — не бросить учебу.

Недавно я вышла на парттайм в зарубежную дочку «Практикума» — TripleTen. Там занимаюсь курсом для тестировщиков — его сделали быстро, так что некоторые места оказались слишком сложными, эдакие «битвы с боссом». Я стараюсь исправить эту ситуацию. Еще мои коллеги столкнулись с тем, что американские студенты в отличие от русских не любят гуглить. Они считают так: если заплатили деньги за продукт, то имеют право на очень подробные инструкции и объяснения. Это не плохо — просто пришлось подстраиваться и немного менять методы работы.

Мне нравится моя работа, а больше всего в ней — ориентация на студента. В наших проектах мы думаем не о том, какой крутой сделаем урок, а как это занятие усвоят, насколько будет комфортно в обучении.

У взрослых часто есть травматичный опыт изучения языка, и здорово показать, что учиться можно в удовольствие.

Советы новичкам. Когда я пришла в «Яндекс», у меня не было большого опыта в проектировании занятий и создании обучающих материалов. Пришлось учиться многому — например, в каком порядке должны идти задания, как лучше формулировать неправильные ответы. Недавно я получила дополнительное образование — прошла курсы. Они помогли мне расставить знания по полочкам.

Наверное, можно попробовать войти в профессию и без специальных знаний — у меня получилось. Но я считаю, что мне очень повезло, обычно такого не происходит.

Освоить какие-то базовые вещи можно и самостоятельно: например, ориентироваться на скиллсет методиста — он описывает весь цикл проектирования образовательного продукта. Ни один человек не умеет, да и не должен уметь все из перечисленного там, но штука полезная. Особенно рекомендую обратить внимание на изучение алгоритмов проектирования, основ андрагогики 

— эти компетенции указывают в большинстве вакансий для методистов.

Еще хочу отметить силу нетворкинга. Можно подписаться на каналы и чаты в «Телеграме», связанные с образованием: даже если не найдете работу, сможете окружить себя единомышленниками.

Тоже работаете в сфере образования? Расскажите об этом и станьте героем следующего материала

Аня Иванешкина
Тоже работаете в образовании? Поделитесь опытом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Статья отличная, столько феминитивов в одном месте, пока не видела, но интересуют подробности. Какова вилка зарплат при аналогичных компетенциях. В каком режиме работают герои статей. Формат работы: очный, дистанционный или комбинированный. Не очень понятно сколько часов уходит на работу, совместимо ли с семьёй, бросили ли герои свои подработки (параллельные проекты).

4
0

Очень интересная статья! Жаль, что не указаны доходы :)

0

Лара, есть относительно свежее исследование по зпшкам в эдтехе, в целом может помочь сориентироваться: https://savitskaia.xyz/edtechsalary/

1

Лара, вилка от 80 для начинающих, до 200 для методологов, умеющих проектировать продукты от нуля до завершения. Тимлиды 200+
На фрилансе методист, который плюсом умеет сборку и дизайн делать сам, тоже 180- 200 может центе ставить.

1

Сообщество