С 27 сентября 2019 года придется ставить на учет даже легкие беспилотники — массой до 30 кг. Но кроме регистрации нужно еще получать разрешение на полеты. А за нарушения можно получить повышенный штраф. Теперь он в 10 раз больше, чем был. Если запускать беспилотник без регистрации и разрешения, можно потерять 50 тысяч рублей.
С регистрацией беспилотников есть нюансы: пока заявления не принимают, отправлять их нужно почтой, а регистрировать придется даже те аппараты, что купили давно.
Кого это касается?
Новые правила касаются всех, у кого есть беспилотник весом от 250 г. Даже если дрон не используется или квадрокоптер купили для подработки на фотосъемках свадеб, новые требования положено соблюдать. Это придется делать вообще всем: физлицам, предпринимателям и компаниям. Для них одни и те же правила, а различаются только суммы штрафов — для юрлиц, как всегда, выше.
Если вы год назад купили беспилотник и он лежит в гараже без дела — вас касается постановление правительства. Если вы только собираетесь покупать дрон — вас это тоже касается. Если вы купите его после того, как правила регистрации заработают, — требования тоже придется соблюдать. Сроки для регистрации ограничены: на это есть 10 дней после покупки.
Что такое беспилотник
Беспилотный летательный аппарат — это аппарат, который летает без пилота и экипажа на борту. Им управляет внешний оператор, или полет происходит в автоматическом режиме.
Беспилотными могут быть и автомобили, но новые правила регистрации касаются только тех аппаратов, что летают в воздухе. Например, квадрокоптеров — беспилотников, построенных по вертолетной схеме, с несущими винтами. При этом назначение беспилотника неважно: под действие воздушного кодекса и правил регистрации попадают и аппараты, которые владелец использует для личных нужд.
Какие беспилотники нужно ставить на учет
При регистрации беспилотников имеет значение максимальная взлетная масса. Это специальный параметр, он может не совпадать с фактическим весом аппарата. Информацию о массе нужно проверять по документам.
До 27 сентября нужно было регистрировать только тяжелые беспилотники — массой больше 30 кг. Обычно это аппараты специального назначения — например для армии. Большинства беспилотников, которые используются для съемок, государственный учет не касался.
С 27 сентября придется регистрировать даже легкие беспилотники, которые раньше не подлежали учету. Теперь государство хочет знать, кому принадлежит практически каждый взлетающий аппарат. Почти все квадрокоптеры популярного бренда DJI — Spark, Mavic, Inspire — попадут под новые правила.
Какие беспилотники теперь нужно регистрировать
Масса | Что делать |
---|---|
До 250 г | ничего |
От 250 г до 30 кг | ставить на учет |
Более 30 кг | регистрировать |
Если соблюдать терминологию, беспилотники массой до 30 кг не регистрируют, а ставят на учет — новые правила с 27 сентября ввели именно для таких аппаратов. Воздушные судна массой более 30 кг не просто учитывают — их регистрируют по отдельным правилам, то есть выдают свидетельство и номер, а также заносят в реестр. Обычно массу больше 30 кг имеет военная техника или дроны, которые доставляют грузы.
Беспилотники массой более 30 кг регистрируют как и раньше. Для них ничего не изменилось.
Как отправить заявление для постановки на учет
На учет нужно ставить беспилотники массой от 250 г до 30 кг. Сделать это можно только с 27 сентября. Учетом занимается Росавиация.
Пока утвердили только правила учета. Регламента для предоставления услуги еще нет — он в проекте. К 27 сентября с этим разберутся.
Заявление для учета беспилотника нужно отправлять в Росавиацию. Есть только два способа это сделать:
- по почте. Адреса, куда отправлять письмо, еще нет. Его обещают опубликовать позже;
- через портал учета. Портал пока не работает, его запустят к 27 сентября.
По правилам заявление можно будет отправить через госуслуги, но пока такой услуги на портале нет — и неизвестно, появится ли она в ближайшее время.
Беспилотники одного типа можно указать в одном заявлении. Для аппаратов разного типа нужно заполнять отдельные бланки. К заявлению нужно приложить фотографию беспилотника.
Когда нужно ставить беспилотник на учет
Беспилотник нужно поставить на учет в течение 10 рабочих дней после покупки. Эти сроки должны соблюдать те владельцы, что купят квадрокоптер с 27 сентября. Если квадрокоптер купили до 27 сентября, для его учета дают месяц с того момента, как правила вступят в силу.
В какой срок ставить на учет беспилотник
Когда приобрели | Срок для учета |
---|---|
Купили в РФ с 27.09.2019 | 10 рабочих дней со дня покупки |
Привезли в РФ с 27.09.2019 | 10 рабочих дней со дня ввоза |
Купили или привезли до 27.09.2019 | до 27.10.2019 |
Сделали самостоятельно | до начала использования |
О старых аппаратах тоже придется отчитаться. Даже если беспилотник купили год назад, заявление о постановке на учет нужно отправить до 27 октября. На самом деле условие по поводу учета и раньше было в воздушном кодексе, но не было правил — а теперь они есть.
Как подтвердить регистрацию
В ответ на заявление Росавиация пришлет уведомление о постановке на учет или отказе. Это должно произойти в течение примерно трех недель: 10 рабочих дней отводится на рассмотрение, 3 дня на отправку, плюс срок на доставку документов.
Если будет отказ, должны объяснить причины. То есть какой-то документ придет в любом случае: если вы отправили заявление, а в ответ тишина — что-то не так. Обязательно храните документы, которые подтвердят, что письмо вы отправляли.
В уведомлении будет указан учетный номер. Его нужно нанести на беспилотник прежде, чем тот начнет летать.
Как внести изменения в учетные данные
Если беспилотник продали, потеряли или переделали, об этом тоже нужно сообщить в Росавиацию. К заявлению надо приложить подтверждение, что у аппарата новый владелец или что его украли. Это может быть договор дарения, купли-продажи или справка из полиции.
Если меняется собственник или технические характеристики, учетный номер аппарата сохраняется. При смене владельца прежний и новый собственники должны подать совместное заявление. В правилах не написано, как это сделать, а в заявлении предусмотрено поле только для одной подписи. Но такое требование есть в пункте 16 правил учета, и его нужно как-то соблюдать. Тем, кто сейчас продает свой дрон на «Авито», ничего делать не нужно. А тем, кто будет оформлять сделку после 27 сентября, лучше заранее написать в Росавиацию и уточнить, как быть прежнему и новому владельцам. В случае чего отвечать за отсутствие учета будет новый собственник.
В какие сроки нужно сообщить об изменениях в Росавиацию
Что изменилось | Когда сообщать |
---|---|
Появился новый владелец | 10 рабочих дней |
Беспилотник потерялся, его украли или он разрушен | 2 рабочих дня |
Изменились характеристики | 2 рабочих дня |
Беспилотник можно в любое время снять с учета — например если аппарат разбился или вы не планируете его больше использовать. Тогда учетный номер станет недействительным. Если вы решите потом продать аппарат, новый владелец поставит его на учет сам и вам не надо будет подавать совместное заявление.
В ответ на изменения или снятие с учета тоже пришлют уведомление.
Что еще нужно для законного использования беспилотника
Разрешение на полеты. Кроме постановки на учет владельцу аппарата нужно получать разрешение на полеты — то есть на использование воздушного пространства. Его выдают центры организации воздушного движения. Причем для беспилотников установлен именно разрешительный, а не уведомительный порядок. Владелец не говорит «я полечу вот в этом месте», а спрашивает, можно ли полететь в этом месте в это время. И ему могут сказать «нет, вам тут летать нельзя».
Разрешения на полеты беспилотников — это не новое требование. Оно было и раньше. Каждый раз нужно заранее согласовывать план полета, вовремя отправлять его в единый центр и получать разрешение: когда и где летать. Это касается и любительских съемок, и работы операторов, и антикоррупционных расследований. Есть исключения, когда разрешения не нужны, но в основном это относится к госорганам и спасательным операциям.
Высота полета не имеет значения: как сообщает Росавиация, беспилотники сталкиваются с высоковольтными линиями, приближаются к самолетам, угрожают безопасности детей на экскурсиях по заповедникам и даже мешают военным парадам — например, дрон пролетел в 12 метрах от вертолета на репетиции парада в Екатеринбурге. Формально даже для фотосъемки с высоты 30 м нужно получать разрешение на полет. Хотя беспилотники обычно летают в воздушном пространстве класса G, но разрешение все равно понадобится.
Для полетов над населенными пунктами нужно дополнительно получать разрешение местных властей. А еще — тех лиц и организаций, в чьих интересах установлены ограничения полетов или зоны с особым статусом.
Сертификат на авиационные работы. Если с беспилотника ведется видеосъемка, нужно соблюдать правила авиационных работ. Потому что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта. Это положено делать даже физлицам — например операторам на свадьбах и корпоративах.
Чтобы полностью соблюсти требования для беспилотников, еще нужно назначить командира воздушного судна. А вот бортовой журнал и свидетельство внешнего пилота не понадобятся.
На практике для любительских запусков квадрокоптеров разрешения и сертификаты оформляют редко, но лучше знать, как должно быть по закону. Это раньше было сложно найти владельца квадрокоптера, если он управлял аппаратом в километре от места полета. Хотя и в таких случаях нарушителей находили. С 27 сентября будет еще проще понять, кому принадлежит дрон, — по учетному номеру. Летать без разрешения станет слишком дорого.
Штрафы за использование беспилотников
Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут оштрафовать. С 26 июля 2019 года штрафы для физлиц выросли в десять раз. А если при полетах без разрешения кому-то причинен тяжкий вред, могут и посадить.
Новые суммы штрафов для владельцев беспилотников
Физлица | Должностные лица | Юрлица | |
---|---|---|---|
Правила полетов нарушены, но есть право на запуск беспилотника | 20 000—50 000 Р | 100 000—150 000 Р | 250 000—300 000 Р |
Правила нарушены, и при этом нет права запускать беспилотник | 30 000—50 000 Р | 50 000—100 000 Р | 300 000—500 000 Р |
Что еще нужно знать владельцам беспилотников
Если планируете ставить беспилотник на учет, пока нужно учитывать следующее:
- До 27 сентября заявления не принимают и не рассматривают.
- После 27 сентября нужно уточнить в Росавиации адрес для отправки заявлений.
- Отправлять заявление через форму для обращений граждан нельзя — такое не засчитают.
- По электронной почте отправлять тоже бесполезно.
Я не понимаю, а насколько реально вообще теперь будет использовать беспилотник в России?
Использовать беспилотник в России будет реально. Для этого нужно поставить его на учет, отправив по почте заявление. На учет ставят один раз, и можно оформить сразу несколько аппаратов.
Потом нужно получать разрешения на полеты — для этого придется составить план полета и согласовать его с единым центром и местными властями. Но с разрешениями нет нововведений: владельцы дронов всегда должны были это делать. Те, кто без разрешения запускал квадрокоптеры над пороховыми заводами, возле аэродромов и в зоне снижения пассажирского самолета, и раньше нарушали закон. Чаще всего это происходит из-за того, что владельцы просто не знают правил использования квадрокоптеров, хотя они установлены много лет назад. Отсутствие учета никогда не было основанием запускать дроны где захочется.
Если фотограф захочет законно использовать дрон, чтобы снять свадьбу, он заранее поставит беспилотник на учет, выберет подходящее место для съемки и за пару дней до нужной даты согласует план полета. Но это так по закону. На практике, возможно, кто-то будет злоупотреблять своими полномочиями, а кто-то в ответ предпочтет решить вопрос на месте — без разрешений и планов.
Кроме учета, регистрации и разрешений нужно соблюдать и требования к управлению летательными аппаратами. Например, всегда держать их в зоне видимости, проверять исправность, не выполнять опасные маневры, не летать над людьми и не приближаться к самолетам.
А пока Госдума обсуждает, кто и как сможет сбивать дроны, которые летают не по правилам и создают угрозу безопасности.
Почему-то не сомневаюсь, что одними из первых, кому присудят штраф нарушение правил полётов, будет "Фонд борьбы с коррупцией" Алексея Навального, причём после каждого расследования.
Когда примут закон о регистрации электросамокатов.. и ввод налога на транспортное средство...))))))
Игорь Семёнов, это обсуждали еще в 17 году, но тема зависла
Для безопасности полетов квадрокоптеров я бы порекомендовала сменить страну или тех, кто такие законы придумывает
Иван, вы, прежде чем рекламку свою тут продвигать, почитали бы сами о правилах в других странах. В США достаточно регистрации на сайте, которая стоит 5 баксов. В большинстве европейских стран для лёгких квадрокоптеров и этого не надо делать. Так что не надо тут нагонять страху на людей и втирать им свои приложения и курсы
Evgeniia, ИВАН КЛОУН !
Ivan, вы уж уточняйте, что сертификат пилота необходим только в случае коммерческого использования, а для любителя (for fan) достаточно регистрации и соблюдения простых правил
https://www.faa.gov/uas/getting_started/
Ivan, вы себе новый акк сделали, чтобы не писать под тем, под которым разместили тут заминусованную рекламу?)
Иван, в этих ваших Штатах не требуется прорисовывать маршрут полета и согласовывать его перед каждым вылетом для фигни размером с ладошку, которая на одном заряде летает 8 минут.
Ни один не один,
По моему опыту так пишут либо:
1. те, кто имеет плохой опыт от горе пилотов или
2. просто завидуют, что у них нет дрона
3. друг сказал
4. либо агрессивно продают свои никому не нужные "курсы"
Рекреационное использование не требует никаких курсов и разрешений. И разрешенная высота - 120 метров это очень много для таких дронов, во многих странах эта высота сильно меньше
Если хотите поспорить, то дайте ссылку на конкретный пункт Aesa, где говорится о любительских дронах для некоммерческого использования.
Вот специально для тех, кто хочет полетать своим дроном в отпуске https://www.seguridadaerea.gob.es/media/4629699/que_podemos_hacer_con_un_dron.pdf
Ни один не один,
При чем тут регистрция FAA? Мы вроде как не про Штаты говорим?
20й пункт про не-рекреационное использование в личных целях
Вы курсы продаете?
Теперь я все больше сомневаюсь, что вы тут не просто троллингом занимаетесь.
Evgeniia, в Испании знаю необходимо курсы окончить для запуска весьма недешевые. У нас, уверен, строгость законов как всегда будет компенсироваться их необязательностью. Штрафовать будут неугодных и мешающих, а, например, съемка местной администрацией выступления на какой-нибудь день города вполне обойдется и без плана полета.
20. ¿Qué requisitos deben cumplir los pilotos remotos?
Los pilotos remotos deberán reunir los siguientes requisitos:
Tener 18 años de edad cumplidos
Ser titulares de certificado médico en vigor, como mínimo Clase LAPL para aeronaves de hasta 25 kg de MTOM y Clase 2 o Clase 3 para aeronaves de MTOM superior a 25 kg, emitido por un centro médico aeronáutico o médico examinador aéreo autorizado.
Disponer de un certificado de conocimientos teóricos o una licencia de piloto emitida conforme a la normativa vigente.
Disponer de un certificado de conocimientos y formación práctica sobre la aeronave que vayan a pilotar y sus sistemas, o bien sobre una aeronave de una categoría y tipo equivalente.
Es necesario registrar el vehículo? Sí, incluso si va a viajar para el entretenimiento, tiene que registrar su vehículo. Más información sobre el registro se puede encontrar aquí: https://registermyuas.faa.gov/
Алекс, да и у нас не требуется, достаточно указать квадраты, в которых планируется выполнять полет
вы там еще каждый компьютер на учет поставьте, а что тоже идея для маразма
Сергей, тише, тише, не подсказывайте. Введут, конечно, рано или поздно, но не нужно торопить события.
"и за пару дней до нужной даты согласует план полета." - ржунемогу! за пару дней ха ха ха
Хм. Про квадрокоптер понятно, а как быть с моделью самолёта или планера?
Ivan, зачем вы используете зарегистрированный товарный знак Сбербанка в названии домена? Хочется острых ощущений?
На удивление толковая статья
В России пользоваться дроном по закону просто невозможно.
https://imgur.com/R7BGTIt
Т.е. Если не собираешься получать разрешение на полет, то регистрировать дрон нет смысла?
Без регистрации можно получить разрешение?
Правда, что выписать постановление о нарушении правил использования воздушного пространства или регистрации дрона могут только сотрудники транспортной полиции? (не гибдд)
Андрей, вот я тоже не понимаю. Разрешения ясен пень никто не будет получать. Нужно ли тогда регистрироваться. Не понимаю.
Чтобы привлечь к ответственности нужно поймать за руку пилота и его коптер. Иначе просто недоказуемо и дело развалится в суде. Никак не доказать, что используемый для видеосъемки коптер не был зарегистрирован.
Антон, будут ловить тех, кто в городе летает и над дачами чиновников. Естественно, если летать где-нибудь в поле, то всем наплевать будет.
Danila, ну тот же мавик, допустим, хрен услышишь. Фантом какой-нибудь ниже сотни метров, тот да.
Антон, бортовой номер не нанесён значит не зарегистрирован. Всё просто. А про наш самый справедливый суд всем всё давно ясно.
Ни один не один, ну так это надо за руку поймать. А по видео с интЫрнетов хрен что докажут. Хотя это в нормальном государстве с нормальными судами. У нас могут все что угодно вменить кому угодно.
Антон, а что помешает поймать-то? Если вы не в лесу летаете, а, скажем, какую-нибудь архитектурку снимаете с высоты, или там селфачи делаете - на звук моторов прибегут правоохранители, поводя жалами, и объяснят вам правила использования воздушного пространства.
Начали бы лучше с ужесточения наказания за нарушения ПДД. На дорогах-то порядок не навести, а как контроль за беспилотниками будут осуществлять - не представляю.
Alex, только вот в России прецеденты доказывают обратное. Подняли штрафы за непристегнутый ремень - стали пристегиваться (в 90ые и начале 2000ых ездили непристегнутыми почти все, это типа за шик было). Подняли штрафы за непропущенных пешеходов на зебре - стали пропускать на зебрах.
Другое дело, что кроме штрафов, неплохо бы и вообще порядок на дорогах навести. Поднять разрешенную скорость движения, провести ревизию - почему стоят ограничивающие знаки, и так далее.
Danila, там вместе с подъёмом штрафов ещё гайцы стояли за каждым переходом и обеспечивали неотвратимость. И с ремнём так же. А где этого не делали, там этого нет. Вон в Рязанской губернии до сих пор не пристёгиваются. Ну или до 2016 года не пристёгивались, когда я там последний раз был. Штрафы, что характерно, там такие же, как и везде. И на дорогах заметно: где камера стоит, там почти гарантированно снижают скорость, а где просто знак — там всё равно, что его нет. Так что прецеденты ничего нового не доказывают: неотвратимость рулит, отвратимость — нет.
Кстати, в Казахстане ровно по этой же причине прекрасно развито взяточничество на дорогах. Сейчас, говорят, поменьше с этим, но я хорошо помню времена, когда дать взятку было дешевле, чем заплатить штраф, поэтому одни давали, другие брали, и все были довольны. Порядка прибавилось, как ни странно, тоже в окрестности камер и в типичных местах засад — обычно недалеко от знаков. С камерой не договоришься, а взятки каждый раз давать дороже, чем соблюсти.
А само по себе ужесточение наказания ни на что не влияет.
Alex, ваша софистика опровергается простым фактом - раньше не пристегивались, после ужесточения штрафов стали пристегиваться повсеместно; раньше не пропускали на переходах, сейчас пропускают повсеместно, в том числе, естественно, на переходах, где никаких камер нет. Возможность гайца в засаде, которому придется платить - не штраф, так взятку, которая тоже формируется на основе суммы штрафа, - формирует вполне достаточный аргумент, чтобы законы заработали.
Danila, уберите гайца в засаде или камеру, и КоАП перестанет работать. Работает только неотвратимость. Понятно, что неотвратимость попадания на 100 рублей останавливает хуже, чем на 1000, но на практике 500 рублей уже достаточно, чтобы перед камерой притормаживали. Кстати, смертность в ДТП в Казахстане выше российской, невзирая на высочайшие штрафы.
опишите процедуру задержания и что лучше говорить в таких случаях
Новое законодательство - очень жесткое, и при этом очень сложное в исполнении для дроновода. Я сомневаюсь, что согласование плана полета будет получить легко и просто, мне кажется, зачастую администрации будет проще отказать, чем заморачиваться, даже если речь идет не о съемках в черте города, а, скажем, о фотографировании лежащей на поле девушки.
Сейчас я нахожусь в Китае. Тут из правил - бесплатно зарегистрировать дрон, не летать выше 120 метров (что на практике не проверить, пока в экран не заглянешь) и держать его в зоне видимости (что тоже не проверить - всегда можно сказать: "А я его вижу!"). В любой момент взял беспилотник и пошел снимать.
В России же всё со свистоплясками... После прочтения статьи даже и не знаю, удастся ли еще в России легально "полетать".
Не пришлет ничего росавиация. Мои 10 дней после получения ими экспресс почты прошли. Фуфло.
комплектовать все беспилотники системой ADS-B и не использовать в зоне аэропортов и на высотах более 6 км. И никаких разрешений !!!
Определить зоны, отмеченные на карте, по категориям: 1. Красные (запрещено категорический 2. Желтые (где можно летать по разрешению с осторожностью или иметь удостоверение пилота с категорией). 3. Летать без разрешения - где нет строений и почти не ходят люди.
а что в их полетах опасного ? и вообще если кто то захочет применить бпла для преступления то регистрировать его точно не станет соберет на коленке летающую хрень и запустит, на лицо очередная попытка затыкания дыр экономики дальше будем платить пошлину за каждую детскую игрушку до болтались что им пофиг санкции теперь дыры затыкают не знают где еще бабло взять и как остановить инфляцию страна скатывается к состоянию северной кореи все нищие но с железным порядком такое ощущение что у правителей какая то параноя наверное у кого то старческий маразм уже начался
А где можно летать без разрешения?
Хочу кое что уточнить. Насчет регитсрации и постановки на учет я понял. Что до 0.25 кг до 30 кг - учет. А от 30кг регистрация. А разрешение на полет нужно получать всем беспилотникам или только от 0.25 кг?