«Планировать сейчас невозможно»: я решила закрыть свое производство одежды в России

«Планировать сейчас невозможно»: я решила закрыть свое производство одежды в России

История читательницы
116
Аватар автора

Варя Гурова

узнала детали

Страница автора

Считается, что свое производство — дорогое удовольствие, которое может себе позволить только устойчивый бизнес.

Героине материалов и читательнице Т⁠—⁠Ж удалось запустить свой цех по пошиву одежды в Петербурге в 2013 году, и начинала она с малого: работала с одной швеей, отшивала небольшие коллекции вещей. С тех пор у Нелли расширились возможности и команда, а оборот компании на пике был 40 млн рублей. Десять лет спустя она собирается закрыть свое производство.

Нелли поделилась, какие причины подтолкнули ее к такому решению, как они с партнером анализировали экономику бренда, что происходит с рынком одежды в России и почему закрытие производства — это еще не конец ее бизнеса.

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Предыстория

Аватар автора

Nedre Nelli

приняла сложное решение

Страница автора

Я работаю в индустрии одежды более 15 лет и сталкивалась с разными способами развития одежного бизнеса: одни производят продукцию в Китае или Турции, вторые открывают собственные цеха, как я, а третьи работают с локальными контрактными производствами.

Изначально я хотела создать свой цех, чтобы контролировать весь цикл изготовления продукта и следить за условиями труда, потому что видела всякое и в Китае, и в России. До своего бренда я работала дизайнером в марке уличной одежды, ее шили в Китае, и я часто ездила туда проверять ткани и производство. На китайских фабриках у меня было ощущение, что работников вообще не держат за людей. Бывали и каверзные случаи с заказами: например, партию в 1000 курток начали шить наизнанку, тканью с водоотталкивающим слоем внутрь. Свое производство позволило мне избежать таких ситуаций.

После 24 февраля мы с мужем и партнером по бизнесу Евгением переехали в Армению, и я стала вести дела удаленно, изредка приезжая в цех и на съемки в Петербург. Но следить за производством на расстоянии очень сложно.

Сейчас мы вынуждены закрыть свой цех, но пока будем продолжать делать небольшие коллекции вещей на сторонних производствах.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Причины закрытия цеха

Январь стал последним месяцем работы моего цеха. Почему мы решили его закрыть, хоть это и было сердце нашей марки в Петербурге?

Прошедший год был сложным для всех малых бизнесов, которых я знаю, особенно для тех, чья целевая аудитория — средний креативный класс. Именно для таких людей мы делали вещи и строили наш бренд с 2013 года.

В минувшем году мы не раз прошли через сильные волны спада продаж. Например, в марте 2022 года у нас отвалилось 80% B2B-клиентов. Кто-то перевозил свой бизнес из России, другие находились в кризисе, и проекты замораживались. На B2B-сектор приходилась половина дохода в нашей финансовой модели бизнеса последние пару лет.

Свое производство я всегда считала силой бренда: мы могли сами контролировать весь пошив изделий и быстро исправлять ошибки
Свое производство я всегда считала силой бренда: мы могли сами контролировать весь пошив изделий и быстро исправлять ошибки
В самом начале у меня работала всего одна швея, потом я взяла в помощь еще двух студенток швейного техникума
В самом начале у меня работала всего одна швея, потом я взяла в помощь еще двух студенток швейного техникума

Затем был спад в начале лета, хотя обычно это хороший сезон для продаж. Но люди то ли были в депрессии, то ли не понимали, будет ли новая волна кризиса, и решили экономить.

Следующий спад продаж был во время мобилизации, там уже все конкретно остановилось у многих бизнесов. Проанализировав показатели, мы были готовы к тому, что декабрь, который обычно бывает самым прибыльным месяцем, в 2022 году будет менее активным. Так что мы изначально поставили планку по выручке ниже, и, как я узнала у коллег, у всех действительно был спад — на 30% по сравнению с предыдущими годами.

Спрос восстанавливался благодаря маркетингу, скидкам и маневренности, как на доске для серфинга.

В сентябре 2022 года мы планировали продать товаров на 2 млн рублей, а вышло меньше миллиона. Собирались вложить 1 млн рублей в маркетинг и строили новую стратегию, но она не сработала. Возможно, даже не потому, что стратегия была провальная, а потому, что контекст изменился и люди просто не реагировали ни на какой пиар.

Постоянный спад продаж вынуждал нас вливать дополнительные деньги в дело. Основная статья расходов была именно в бренде, примерно 75% всех операционных трат уходили на наш собственный цех.

Мы проанализировали прошлый год и поняли, что содержать личное производство в условиях кризиса становится все сложнее. Еще пара таких «волн мобилизации», и мы рискуем оказаться в ситуации, когда не сможем выплатить вовремя заработные платы сотрудникам, чего я хотела бы меньше всего.

В декабре я встретилась с командой нашего производства и рассказала им о планах закрытия. Были и слезы, и объятия — все-таки с некоторыми людьми мы проработали больше семи лет. Я была удивлена тому, как тепло все получилось, а сотрудники не понимали, как мы так долго держались в этот период без задержек зарплат и с выплатами за переработки. Мы договорились, что доработаем январь 2023 года и вместе сделаем последнюю весеннюю коллекцию, которая выйдет в марте.

Я знаю питерские бренды, которые растут, но за счет дешевой рабочей силы иммигрантов. Мои сотрудницы говорят, что на рынке в основном предлагают зарплаты на 25—40% ниже, чем были у нас.

У наших работников разные планы: кто-то уже устроился в другое место, кто-то будет брать мелкие заказы на дому. Многие, конечно, хотели бы перейти на новое место работы все вместе. Возможно, это получится благодаря сарафанному радио.

Прощаться тяжело: цех был моим вторым домом и второй семьей последние десять лет
Прощаться тяжело: цех был моим вторым домом и второй семьей последние десять лет
Я очень горжусь нашей командой и тем, как у нас все было организовано
Я очень горжусь нашей командой и тем, как у нас все было организовано
1/2
Прощаться тяжело: цех был моим вторым домом и второй семьей последние десять лет

Экономика производства

Среди наших основных трат на производство были аренда помещения, постоянные допрасходы на оборудование, которое имеет свойство выходить из строя, и, конечно, зарплаты.

Например, в январе 2022 года операционные расходы были 6,164 млн рублей, из них 4,5 млн рублей — закупки тканей и фурнитуры для коллекций, в том числе B2B, еще миллион — это зарплаты, 460 000 ₽ — аренда офиса, производства и административные расходы. И это мы еще ничего не тратили на поддержку оборудования.

Мне постоянно приходилось думать, как дать работу сотрудникам в то время, когда продажи падали и оборотных денег становилось меньше. Нам нужно было беспрерывно запускать новые коллекции, покупать материалы, чтобы загружать цех работой. Параллельно мы занимались B2B-клиентами, но осенью 2022 года они пропали.

Когда работаешь с контрактным производством, можно заплатить один раз, и, если заказов становится мало, ты или откладываешь коллекцию, или просто не тратишься на простой оборудования. Со своим цехом аренда и зарплаты никуда не деваются, даже если шить нечего.

В какой-то момент мы думали объединиться с другим брендом на нашем производстве
В какой-то момент мы думали объединиться с другим брендом на нашем производстве
Партнеру нужно было стабильное качество пошива, а нам — загрузить производство. К сожалению, план не воплотился
Партнеру нужно было стабильное качество пошива, а нам — загрузить производство. К сожалению, план не воплотился
1/2
В какой-то момент мы думали объединиться с другим брендом на нашем производстве

Последние пару лет мы много изучали статистику и аналитику бренда. До конца февраля 2022 года у нас были планы вырасти в два раза по сравнению с 2021 годом, но в итоге оборот и выручка упали по всем направлениям на 30%.

Планировать сейчас невозможно, поэтому в последнее время в аналитике мы смотрели на главные изменения: как люди покупали, что именно и по каким ценам.

Так мы поняли, что 40% всех продаж — это наши бестселлеры, из остального ассортимента берут около 30% артикулов и еще 30% уходят или на самом большом сейле, или постоянно остаются в стоке. Поэтому мы решили в два раза сократить количество позиций в матрице: будет меньше вещей, размеров и цветов. В зимнем сейле, который уже начался, попрощаемся со многими моделями, которые больше не будем отшивать.

Считаю, что наша команда лучшая в Петербурге по качеству — в том, что касается посадки изделий, материалов и технологии пошива
Считаю, что наша команда лучшая в Петербурге по качеству — в том, что касается посадки изделий, материалов и технологии пошива
Уверена, что именно из-за качества изделий у нас была почти стопроцентная возвратность клиентов
Уверена, что именно из-за качества изделий у нас была почти стопроцентная возвратность клиентов
1/2
Считаю, что наша команда лучшая в Петербурге по качеству — в том, что касается посадки изделий, материалов и технологии пошива

Весной 2022 года у нас появились партнеры и инвесторы, которые хотели участвовать в операционной деятельности. И за минувший год мы протестировали несколько сторонних производств. Это была часть плана: добавить к своему цеху несколько контрактных подрядчиков, чтобы подготовиться к быстрому отшиву большого количества одежды.

Мы планировали сильно вырастить бренд за счет нескольких новых и старых направлений, например детского сегмента и B2B, но осенью наши партнеры, как и мы, уехали из России. Мы вместе решили, что дальше вкладываться в развитие бренда в нашей стране слишком рискованно, учитывая, что никто из нас не предполагает проживать там в ближайшее время.

Тем не менее сторонние цеха появились, их качеством мы довольны и продолжаем с ними работать. Они существовали и раньше, просто нам больше подходила система контроля личного производства. Когда мы нашли один из таких цехов, владельцы рассказали, что последние пару лет у них был кризис и они думали закрываться, но в 2022 году появились наши заказы и еще один клиент.

Обстановка на рынке

За минувший год цены у локальных брендов выросли на 20—50%. Это связано со множеством факторов: увеличилась стоимость тканей, были постоянные скачки курса доллара, совершенный хаос со службами доставки.

Многие наши конкуренты добавили бесплатную примерку на дому, предварительно вшив ее стоимость в цену изделия, чтобы удержать клиентов. Но не совсем понятно, будут ли люди в этом году покупать одежду с такой наценкой.

Этой весной у нас тоже поднимутся цены на некоторые вещи, в основном из-за удорожания производства и логистики. Рост будет не более 20% на выбранные позиции. Мы снимем склад, все отправки с которого будут происходить без нашего участия.

Пока мы оставляем продажи в двух партнерских офлайн-точках — «Зеленка-маркете» в Петербурге и ТЦ «Цветной» в Москве. Тут важно найти баланс цен: если бренд старается сохранить низкую стоимость, ему невыгодно продаваться в торговой точке — там высокая наценка. А если изначально строить матрицу для продажи в чужих магазинах, то продукт может быть слишком дорогим для клиента, который привык к низким ценам. Скажем, если себестоимость футболки — 500 ₽, а ты будешь продавать ее за 1000 ₽, то у партнера выйдешь в ноль: он заберет себе 500 ₽ как наценку.

По общей динамике виден спад экономики в целом, из разговоров с коллегами-предпринимателями могу сказать, что количество покупателей и размер чека падает
По общей динамике виден спад экономики в целом, из разговоров с коллегами-предпринимателями могу сказать, что количество покупателей и размер чека падает
Соответственно, еще меньше людей готовы покупать более дорогой продукт
Соответственно, еще меньше людей готовы покупать более дорогой продукт
1/2
По общей динамике виден спад экономики в целом, из разговоров с коллегами-предпринимателями могу сказать, что количество покупателей и размер чека падает

Стратегия на будущее

Что касается будущих коллекций, пока мы оставляем возможность запускать дропы, то есть небольшие коллекции постоянных моделей, на контрактных производствах.

Мы будем и дальше анализировать продажи: если люди не купят наши вещи из весенней коллекции, снизим цены. Если такое качество изделий и в целом бренд не будут востребованы сейчас — а подобное может произойти, — это значит, что надо менять или бренд, или покупателя — и, соответственно, подачу самого бренда. При этом запустить премиальный бренд в другой стилистике равносильно запуску нового бизнеса, а этого я в нынешней ситуации не хочу делать.

Так что пока мы продолжим делать вещи небольшими дропами примерно по 50 единиц в разных категориях, чтобы не размывать ассортиментную матрицу и не рисковать на случай новых изменений в стране. Мы понимаем, что такое количество позиций может уйти за пару недель, и хотим перевести бренд в новое русло. Весной, например, лучше всего продаются рубашки из плотного хлопка, базовый трикотаж, летом — платья-комбинации, кстати, они снова в моде на подиумах.

Кажется, новые реалии диктуют новые правила: быстро делай и сразу продавай. Сейчас не стоит планировать долгосрочные проекты, так как все очень стремительно меняется. Лучше произвести коллекцию поменьше, сделать классный контент и быстро все продать. И конечно, важно четко «залетать» аудитории: быть в контексте, что людям сейчас нужно визуально и по качеству.

2022 год показал, что мы можем планировать, а в итоге мир может еще несколько раз перевернуться. Поэтому мы скорее надеемся, что весенняя коллекция будет долгожданной и успешной. Она может оказаться последней, как бы грустно это ни звучало.

Это будет наша классическая база NNedre — вещи на каждый день: рубашки и платья, футболки. После ухода многих марок массмаркета с рынка пропали простые базовые вещи. И бренды в России начали их производить, потому что стало понятно, чего не хватает покупателям. А мы и так уже давно все это делаем.

Дальше весенней коллекции в марте планы пока не строим: следующие дропы будут зависеть от весенних продаж и обстановки в России.

Наши клиенты следят за новинками и акциями
Наши клиенты следят за новинками и акциями
Поэтому мы надеемся, что новая система дропов и небольших коллекций продолжит успешно работать в России
Поэтому мы надеемся, что новая система дропов и небольших коллекций продолжит успешно работать в России
1/2
Наши клиенты следят за новинками и акциями

Запуск бизнеса за границей

Осенью мы ездили в Турцию, изучали новых поставщиков, я разведывала производства в Армении. Они есть, от очень небольших — в подвальчиках с бытовым оборудованием — до технологичных и крутых, хотя таких немного.

Но пока мы не будем ничего запускать за границей, потому что концентрируемся на наших российских клиентах. Создание новой компании, изготовление и доставка товаров из других стран в Россию — сложное дело, особенно когда ты знаешь, как произвести вещь на месте и быстрее ее доставить.

Также я понимаю, что наша аудитория, которая уехала за границу, еще приходит в себя — как и мы сами. Это стало понятно по количеству заказов и их оттоку в месяцы активной эмиграции. Нам пишут письма с просьбой запуститься в Грузии и Армении. Но открыть магазин в другой стране — дело очень сложное, тем более в кризисное время. А работать с новой аудиторией мы пока не готовы, так как сами не понимаем, где будем жить через полгода.

Как говорится, «надень маску сначала на себя».

Конечно, у меня как у предпринимательницы и раньше были кризисы и понимание, что иду не туда. Мне кажется, я не теряла мотивацию и интерес к своему делу из-за любви к кооперации и совместным проектам. За десять лет мы сделали множество коллабораций, поработали с кучей потрясающих проектов, для которых я в рамках своего бизнеса создавала новые бренды и коллекции.

Например, мы делали форму для ресторанов сети «Дуо», работали с «Ночлежкой» и с художницей Катериной Соколовской, запустили совместный проект с «Упсала Цирком». Это давало мне искру и заставляло расти в новом ключе, а не работать по накатанной. И я надеюсь, что эта сторона у бренда не исчезнет. Я бы хотела продолжать делать проекты совместно с другими бизнесами, думаю, в этом есть моя определенная сила и навык.

Мне кажется, 2023 год станет очень важным для многих предпринимателей, да и вообще для всех людей. Это такой период переосмысления себя в мире. Где могут быть полезны мои навыки, мои проекты? Хочу ли я оставлять связь с моим прошлым домом, понимая, что не смогу там жить в ближайшие годы? Готов ли я оставаться и строить что-то с нуля?

Сейчас я вижу себя со своей семьей, и это мой приоритет — думаю, многие меня поймут
Сейчас я вижу себя со своей семьей, и это мой приоритет — думаю, многие меня поймут
Раньше я во многом ассоциировала себя с моим брендом и его аудиторией, а сейчас мы раскиданы по всем уголкам Земли
Раньше я во многом ассоциировала себя с моим брендом и его аудиторией, а сейчас мы раскиданы по всем уголкам Земли
1/2
Сейчас я вижу себя со своей семьей, и это мой приоритет — думаю, многие меня поймут

Когда мы с мужем смирились с данностью, что не скоро вернемся в Россию, мы решили, что будем относиться к этой ситуации как к шансу попробовать свои силы за границей. Пока что мы в Армении, но сейчас я ищу способы легализации на длительный срок в другой стране. Основной вариант — это учеба, я всегда хотела получить образование за границей.

Мы решили, что будем думать глобально, когда почувствуем себя в безопасности и определимся с местом для жизни хотя бы на следующие пару лет. Когда это произойдет, мы уже будем думать, какой бизнес можем там открыть, потому что у нас с мужем у обоих шило в одном месте.

Из этой сложной ситуации и вынужденной эмиграции я стараюсь вынести для себя максимум пользы. Например, начала планировать новые проекты с людьми по всему миру, занялась арт-терапией, которая помогла мне переварить все, что происходит. А иначе я бы еще надолго отложила мечту заниматься искусством.

У меня личный бренд, его название — это моя фамилия, и он в любом случае останется за мной. Многие известные марки порой закрывали свои модные дома и потом открывали их снова. Не исключаю, что когда-нибудь возобновлю работу своего бренда, даже если он не будет связан с одеждой.

Тоже пришлось закрыть бизнес? Поделитесь опытом и станьте героем следующего материала
Варя ГуроваКак понять, что бизнес пора закрывать?
  • Vera VeraОдна из любимейших марок одежды, очень жаль, что закрываетесь! Но здорово, что остается островок с производством на других местах - и будем ждать, что придумаете что-нибудь вдохновляющее чуть позже!4
  • ЕвгенийСердце кровью обливается. Многие думают, что бизнес это отдых, пару звонков с важным видом типа "покупайте акции", деловой ужин и раз в месяц приносят дипломат с деньгами. А вот то, что Вы пишете это как раз настоящая реальная жизнь - малый бизнес. Мне очень повезло с тем, что в 2021 анализируя рынок (мебель) я пришел к выводу, что общая тенденция идет к спаду, снижение спроса, увеличение конкуренции. В итоге может получиться ситуация бизнес ради бизнеса, что я бы не хотел. В итоге принял решение и продал бизнес, главное что за деньги, которые вложил в другие проекты и идеи. А так да было то же самое и низкорентабельные заказы, чтобы загрузить производство и постоянный рост стоимости материалов и еще 100500 иных беспокойств. Не всегда разумно в шторм выходить в море на весельной лодке, иногда имеет смысл переждать и перезапуститься. Я хочу пожелать Вам прежде всего философского настроя, очень важно не относиться к бизнесу как к ребенку, и помнить, что если человек - Предприниматель он им остается всегда. Да обстоятельства складываются не всегда так, как хочется, но я всегда всем хейтерам, конкурентам и прочим прохиндеям говорю БИЗНЕС ОН В ГОЛОВЕ. И этого не отнять. Тем более Вы создали бренд, раскрутили его. Именно Вы знаете как и что делать и уверен, когда придет благоприятное время и место Ваш бизнес вновь восстанет как Феникс Удачи и оптимизма54
  • Максим Кольцовстранно что на рынке освободившемся от многих брендов у вас упали продажи. Для производств золотое время сейчас но я понял что вы хотели уехать и поэтому уехали20
  • Haos$100 за рубашку .... Для "креативного" среднего класса может и ничего, но для подавляющего количества людей (в любой стране) это дорого, тем более мягко сказать неизвестного "брэнда".44
  • Vera VeraМаксим, по-моему, из текста вполне понятно, что это со стороны может казаться про некое "золотое время" для бизнеса - в отсутствие нормальной конкуренции. Но вы не думали, что это место на рынке не так просто занять? Меня просто смешат все разговоры о том, как сейчас на место условного Старбакса придет любой бизнес и сможет вот так сразу взять и занять ту же самую нишу, забрать ту же аудиторию и получать кучу денег. Бизнес - это про процессы, проработанность всех нюансов: от закупок и материалов до команды и ее слаженности. Чтобы занять нишу бизнеса уровня H&M (вернемся уж к одежде), нужно сначала дорасти до них - а это не год и не два. В контексте бренда героини материала кажется все понятным: посмотрите закупочные расходы - 5,5 млн рублей только на ткань и фурнитуру. Логистика стала дольше и дороже, материалы - тоже дороже, покупают все не так активно, на рынке спад - и покупательская способность только падает. Наверняка еще и купить все материалы в рассрочку, как раньше, сложно, приходится сразу много денег готовить - а кроме того закладывать на зарплаты, аренду, рекламу и прочие постоянные расходы. Это же не "золотое время", как вы выражаетесь, а время кассовых разрывов! Не понимаю, откуда возьмется прямо спрос-спрос, когда денег у людей все меньше. Не знаю, как вы, а я вот точно стала экономить на одежде - вполне хватает того, что есть. Не думаю, что бизнесу сейчас очень выгодно продавать и работать.51
  • Vera VeraОлеся, про уровень H&M я имею в виду уровень самой компании, а не конечное качество вещей (оно там кстати разное). Да, конкуренты продают - речь тут о том, что продажа - не равно прибыль, потому что весь оборот дальше идет сразу в новую коллекцию, на расходы и так все время. А вот насчет того, что аудитория вряд ли потеряла покупательскую способность в связи с переездом - на мой взгляд, им скорее не до того, возможно.21
  • Vera VeraМаксим, вы на себе изменения в ценах не чувствуете?14
  • Олеся ПолторацкаяVera, что продажа - не равно прибыль, согласна. Но ведь и до начала СВО требовалось распределять оборот... И "до" существовали различные кризисы: удорожание материалов, проблемы с доставкой и т.д. Так и не поняла зачем владелица уехала в Армению после 24.02. ? Ведь действительно, дистанционно решать все вопросы сложно. Что касается основных покупателей, да и вообще переехавших, - кто хотел устроиться и наладить свою жизнь на новом месте, уже это сделал в первые месяцы. Складывается стойкое ощущение, что владельцы сами не захотели, по личным мотивам, продолжать свое производство именно в России. Ну может быть все же им удастся наладить его успешно и в другой стране.5
  • Виктория ЛопатинаБизнес это всегда риск. И так как масс маркет покинули многие бренды можно было развить этот сегмент. Но вы решили пойти по лёгкому пути и вся суть статьи "ай какая плохая страна".. что ж удачи вам в "хороших странах"11
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Максим, хахаха вы прям как политики из телевизора)) объясню на простом примере почему так не работает Вот ушел HM, который упомянули ниже в коментах. Казалось бы - занимай его место. Но почему этого никто не делает? Да просто это не выгодно. HM это глобальная компания, которая отшивает одну футболку тиражом в миллион штук продает ее по миру за 15-20$. Захоти вы занять их место, это вам надо разработать дизайн сотни вещей, найти место в России или мире, где отшить пару миллионов штук изделий, нанять десяти тысяч людей, которые будут работать в новой компании, наладить логистику и зарубежные платежи, которые сегодня есть - завтра нет. То есть вложить в это миллиарды рублей с горизонтом окупаемости 10+ лет. Но даже если вы все это сделаете, то продавать футболку как HM вы будете не за 10-15$ а за 30-40 иначе разоритесь уже на следующий месяц-два. И кто это будет делать в стране, которая ведет войну, где наложены самые большие в истории санкции, где бизнес-климат похоронили давно, а национальная валюта может упасть на десятки процентов после очередного заявления президента???23
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Максим, дак ее и заполняют уже. Наши с китайцами, к примеру. Будет как с автопромом: берут машину из Китая ценой в 1 млн рублей, везут в РФ, меняют значок, ставят ценник 2 млн рублей и вот - ниша занята! Вы рады?)13
  • Александр Александрович"После 24 февраля мы с мужем и партнером по бизнесу Евгением переехали в Армению, и я стала вести дела удаленно, изредка приезжая в цех и на съемки в Петербург. Но следить за производством на расстоянии очень сложно". В этом-то всё и дело. Сваливать с родины не надо. Моя жена работает в аналогичной фирме Лесель. Пошив дизайнерской одежды: наш дизайн и производство в Москве. Дела шли нормально, после 24 февраля пошли особенно успешно, т.к. дорогие импортные бренды свалили, а люди по-прежнему хотят приобретать дизайнерскую одежду. Русские дизайнеры и производители стали очень востребованы.56
  • SerikНаверное, потому что я не питерский, в жизни не одену такой отстой, пусть даже если подобное показывали на выставках в Париже. Максимум футболка белая, такую же кыргызы шьют в 3-5 раз дешевле из своего хлопка. А то, что свалили - правильное решение. Нищим шить дорогие вещи невыгодно.14
  • Виктория ЛопатинаАлександр, и я про тоже, правда и меня и Вас заминусят за такие слова.34
  • ИванС такими ценами скатертью дорога, если честно. Цены как у дорогих брендов, что там с качеством я не знаю, но предположим плюс минус как везде. У меня вот доход около 120 в месяц, и я себе чего-то такое позволить не в состоянии Давно убедился, что если кто-то говорит про "креативный класс", то подразумевает каких-то бесполезных бездельников с доходами в 200-500 тысяч рублей в месяц.15
  • ИванDeRos, да всё он правильно написал. Может, не ч точки зрения формулировок, конечно. Хочешь работать а России - живи в России. Не хочешь, вон строй бренд для "креативного класса" в Армении.45
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Максим, ахахах вам в ток шоу на тв надо - там таких рассуждений полно. если вы не знаете, то в РФ не производят ткани воообще. Все сырье импортное. Все оборудование для пошива - так же.7
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Максим, Ну а почему этого не происходит, вы не думали? Или все такие дураки: О, иностранцы ушли, можно грести бабло лопатой, а мы что тупим... Но чтобы начать его грести, надо вначале вложить еще больше. И когда срок окупаемости 10+ лет, а маржа пара % - мало кто хочет делать на это ставку.7
  • ✨ красная цена ✨с одной стороны, согласен и да, но с другой — дешевая одежда потому и дешевая, что создается силами буквально рабов.6
  • Максим Кольцовтьфунатебя, я уже понял что вы из тех людей которые убедительно расскажут почему у нашей страны ничего не получится и не стоит даже пытаться решить те проблемы которые у нас есть мне всё же больше нравятся те кто что-то делает и пробует несмотря на трудности. И судя по тому что какое-никакое производство у нас всё-таки крутится это возможно6
  • НиколайНу, свалили и свалили, нечего жаловаться, живите где хотите, не пишите сюда. Дальше действовать будем мы. Только большая просьба - не возвращайтесь7
  • Petr NikonovichИван, Вот прям 100% согласен. "Креативному классу Армении" наверняка не хватало в магазинах подобного "известного бренда".21
  • Николай ЖуриковДобрый день. Сейчас на подъёме пошив для нужд армии. Посмотрите внимательно на эту нишу. Удачи. Николай.4
  • Владимир Гайдуков9
  • В ВАлександр, здравствуйте. От того что вашей жене платят зарплату (вы даже прямого отношения к этой сфере не имеете, но знаете как у них идут дела), это не значит что у компании все хорошо и она зарабатывает. За этот год произошло удорожание логистики, материалов и тд., можно долго продолжать, а покупательская способность продолжает снижаться. И если люди берут вторую ипотеку, это не значит что у них есть деньги, они бы в нал ее купили. К сожалению у нас менее 2% имею опыт ведения собственного бизнеса, а поэтому им кажется что вот именно они знаю как правильно вести бизнес, но что-то его не открывают. На сегодняшний день уверен, что компания Лесель по итогу года дай бог вышла в ноль. Спросите собственников, как правило те кто болеет своим делом поделиться свами информацией.2
  • В ВВиктория, у вас есть шанс занять одну из многих освободившихся ниш. Попробуйте, а потом поделитесь с нами опытом! Мы за вас порадуемся3
  • В ВМаксим, у вас есть огромный шанс стать успешным предпринимателем. Как вы сказали-"золото время". Потом напишите в журнал свою успешную историю, а мы вас поддержим! Или вы только говорить можете?7
  • Александр АлександровичВ, здравствуйте! Близкая подруга моей жены совладелица бренда, т.ч. то, что у компании дела идут благополучно, я знаю. Деньги у покупателя одежды премиум сегмента есть и они готовы их тратить. Для меня тоже загадка откуда у покупателей деньги, но это факт. Так что, слава Богу, всё пока не так плохо!15
  • R2022 год стал сложным для всех предпринимателей России. Мы выстояли. Пришлось сменить офис с большого на маленький,аренду стала 20.000 р в мес. Многие бренды ушли с рынка россии, мы стали искать новые варианты ,(новые товары). сделали 570.000 рублей в январе 2023 года чистыми, в феврале выходим на 1.000.000 рублей в месяц. То ли еще будет 🔥🔥🔥🔥4
  • Александр АлександровичDeRos, простите, а где Вы углядели осуждение? Я твердо считаю, что бежать за границу не надо(в том числе это вредно для ведения бизнеса)), но не использую никаких оскорбительных эпитетов в адрес уехавших. Слово родина написал с маленькой буквы во избежании излишней патетики.11
  • Андрей РодионовНиколай, Поддерживаю!!!2
  • В ВАлександр, тогда могу только порадоваться и пожелать чтобы в такое сложное время бизнес процветал! Честно, рад что есть те у кого хорошо идут дела в бизнесе4
  • RenncНиколай, зачем вы так…почему писать не нужно?0
  • Renncкрасная, бравада на ровном месте ни на какую передовую она не пойдёт, те кто хотел - уже давно там.6
  • RenncМаксим, да ждём вашу историю успеха5
  • Dinara YavorskiЛюбой одежный бренд Made-in-типа-Russia: 1. Сделать коллекцию однотонных футболок по качеству чуть лучше Бершки. 2. Поставить на них цену 100 баксов. 3. Раздать бЛогЕрКаМ. 4. Плакать, что футболки носят только блогерки. 5. Закрыться и ныть, что российскому люду ничего не надо окромя Садовода.27
  • Илья ЗверевНу мне вот на днях друг просил побочно сваять ему каркасников для столов, я спросил что такое, он сказал, что столовую для персонала приходится увеличивать, тихо выросшее производство компьютерных аксессуаров и торговли китайскими, потом перевод производства из Питера в регион и ... растут и растут, клиенты уровня Сбербанка и дистрибуторов появились, раньше о таких и не мечтал-бы ... самый что ни на есть реальный сектор. Я раньше торговал в узкой хоббийной отрасли, году в 2016 завязал помалу, ну и даже поздновато, теперь мелким инет-магазинам ловить нечего время маркетплейсов, а зато через пару лет на базе старой темы занялись собственным производством оборудования, так востребовано, живем помалу, и интересно, и тоже реальный сектор, причем явно растет. В общем-то как обычно в переломые времена, какие-то темы умирают, какие-то растут. Просто креативные шмотки не самое важное в жизни людей, они легко это сокращают в первую очередь, я вот и зарабатываю боль-менее, а в к одежде отношусь крайне утилитарно, вообще люблю выбрать вещь, скажем, штаны, походить, и если понравится купить впрок таких-же в запас и забыть на несколько лет, максимум до заказывая впрок по шильдику такие-же. А оборудование, сельхозка, АйТи очень даже востребовано, и это важнее. От роскоши в любой кризис отказываются в первую очередь, у нас когда-то был сервис для дорогих клиентов и был бюджетный, так в один из былых кризисов дорогой исчез сразу под ноль, а на бюджетке пережили. Ну и идея жить далеко и рулить оттуда ... не для малого бизнеса, или сам прозеваешь, или твои менеджеры на месте поймут, что ты им не нужен, сами откроют такой-же, только без тебя.8
  • Евгений РешетниковКакая-то мутная история. - Судя по всему, основными потребителями описанного бренда были те, кто после 24.02.22 свалил из страны. Поэтому вполне логично что упали продажи. - "Мы вместе решили, что дальше вкладываться в развитие бренда в нашей стране слишком рискованно", очень интересно посмотреть на документ с оценками рисков, но что-то подсказывает, что его не было, а была обычная паника: "Ой, все бегут, надо тоже валить, срочно!" Да и вообще по поводу падения продаж есть большие сомнение, уже не первый рассказчик жалуется на февральские события, а когда народ начинает копать, то выясняется что падение началось уже в декабре-январе, до СВО. Мы конечно верим на слово автору, но хотелось бы посмотреть на бухгалтерию, тем более раз закрываетесь, то опубликуйте отчетность хотя бы за последние 3 года, чтобы реально можно было увидеть как все хорошо шло и как 24.02.22 вдруг стало все плохо16
  • Александр АлександровичВ, спасибо!!!0
  • Александр АлександровичКсения, не соглашусь. Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением. Ваш текст: "людей без настоящей веры, злых, алчных, питающихся чужой бедой". Все слова, следующие после слова "людей" являются эпитетами.4
  • Большой КушМаксим, невозможно захватить кусок рынка в условиях открытой и при этом падающей экономики. Средний класс всё тоньше (я говорю про Россию, а не про Москву и Питер). Производить невыгодно из-за дорого доллара (80 где-то на покупку). От доллара зависит стоимость в рублях импортных станков и материалов. При этом людям надо платить зарплату. И даже если платить людям 20к за работу, то это всё равно будет намного дороже контрактного производства за границей. В итоге тот же Остин производит на контрактной производстве в Индии, Китае и прочих. Заводы в этих странах могут сохранять низкие цены и приемлемое качество за счёт оплаты труда, измеряемое в мисках риса и эффект масштаба, позволяющие тонко размазывать амортизационные отчисления и прочие траты. Так что просто захотеть недостаточно. Нужна подходящая среда. Нужна экономическая стабильность и протекционистские меры, которые защитят производства от дешёвых импортных товаров. Даже я, человек левых взглядов, это понимаю12
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Дмитрий, тут главный риск: кое кому кое что взбрело в голову -> падение валюты -> все кто платит партнерам за границу на грани банкротства4
  • Haosкрасная, Ага, те кто Шанель и Луи Ветон шьют в швейные цеха на AMG приезжают. Себестоимость любой одежды +- одинакова, а вот наценка за брэнд разная.4
  • kilyazovHaos, ну если выбирать не по качеству и удобству, а по бирке с брендом -- да. Что-то из купленного мной было очень удачным ноунеймом и служит годы. А подоходящий размер у "бренда" -- еще и поискать по европам...0
  • kilyazovВиктория, вас за слитное "про тоже" минусят :)7
  • Ольга АИван, а за что бесполезным бездельникам платят 200-500 к в месяц?4
  • HaosSergey, Рубашка действительно не для меня, потому что я прекрасно знаю как и из чего это сделано. Самое ценное в этих вещах это маржа в 1000-1500%. И те кто это покупает (без обид) это не класс, а классовая прослойка.6
  • HaosСергей, Именно потому что я могу себе позволить вещи этого ценового сегмента, поэтому я не куплю этот "бренд". 80% фабрик в Иваново шьют тоже самое, из тех же тканей, только ограничиваются намоооого меньшей маржой))))7
  • Артем ХахулинVera, о каком спаде на рынке вы говорите? посмотрите отчеты тех же маркетплейсов. Если вы говорите о росте цен на логистику - приведите цифры, иначе это пустые слова, впрочем как и у автора. Работая в сфере логистики могу с уверенностью заявить, что стоимость выросла не выше инфляции, за 2 года это 15-20% Про контекст материала тоже много вопросов, в сентябре планировали продать на 2 млн, а в январе уже постоянный расходы на ФОТ - 1 млн. Как так можно строить планы или подавать материал? меня это вводит в заблуждение. Статья просто перенос ответственности за своё неумелое управление на "такое время". Есть вопросы почему автор решил заняться маркетингом в кризисное для него время, и не делал этого раньше? Почему раньше не продавали заграницу, и не развивали свой бренд там? Почему не развивали розничное направление? У меня вырисовывается ответ, что это связанно с отсутствием этих компетенции. Автор производственник, но не управленец.1
  • ИванОльга, не знаю, обычно они какие-нибудь "скрам мастера" или прочие непонятные люди.0
Вот что еще мы писали по этой теме