«Планировать сейчас невозможно»: я решила закрыть свое производство одежды в России

«Планировать сейчас невозможно»: я решила закрыть свое производство одежды в России

История читательницы
116
Аватар автора

Варя Гурова

узнала детали

Страница автора

Считается, что свое производство — дорогое удовольствие, которое может себе позволить только устойчивый бизнес.

Героине материалов и читательнице Т⁠—⁠Ж удалось запустить свой цех по пошиву одежды в Петербурге в 2013 году, и начинала она с малого: работала с одной швеей, отшивала небольшие коллекции вещей. С тех пор у Нелли расширились возможности и команда, а оборот компании на пике был 40 млн рублей. Десять лет спустя она собирается закрыть свое производство.

Нелли поделилась, какие причины подтолкнули ее к такому решению, как они с партнером анализировали экономику бренда, что происходит с рынком одежды в России и почему закрытие производства — это еще не конец ее бизнеса.

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Предыстория

Аватар автора

Nedre Nelli

приняла сложное решение

Страница автора

Я работаю в индустрии одежды более 15 лет и сталкивалась с разными способами развития одежного бизнеса: одни производят продукцию в Китае или Турции, вторые открывают собственные цеха, как я, а третьи работают с локальными контрактными производствами.

Изначально я хотела создать свой цех, чтобы контролировать весь цикл изготовления продукта и следить за условиями труда, потому что видела всякое и в Китае, и в России. До своего бренда я работала дизайнером в марке уличной одежды, ее шили в Китае, и я часто ездила туда проверять ткани и производство. На китайских фабриках у меня было ощущение, что работников вообще не держат за людей. Бывали и каверзные случаи с заказами: например, партию в 1000 курток начали шить наизнанку, тканью с водоотталкивающим слоем внутрь. Свое производство позволило мне избежать таких ситуаций.

После 24 февраля мы с мужем и партнером по бизнесу Евгением переехали в Армению, и я стала вести дела удаленно, изредка приезжая в цех и на съемки в Петербург. Но следить за производством на расстоянии очень сложно.

Сейчас мы вынуждены закрыть свой цех, но пока будем продолжать делать небольшие коллекции вещей на сторонних производствах.

Причины закрытия цеха

Январь стал последним месяцем работы моего цеха. Почему мы решили его закрыть, хоть это и было сердце нашей марки в Петербурге?

Прошедший год был сложным для всех малых бизнесов, которых я знаю, особенно для тех, чья целевая аудитория — средний креативный класс. Именно для таких людей мы делали вещи и строили наш бренд с 2013 года.

В минувшем году мы не раз прошли через сильные волны спада продаж. Например, в марте 2022 года у нас отвалилось 80% B2B-клиентов. Кто-то перевозил свой бизнес из России, другие находились в кризисе, и проекты замораживались. На B2B-сектор приходилась половина дохода в нашей финансовой модели бизнеса последние пару лет.

Свое производство я всегда считала силой бренда: мы могли сами контролировать весь пошив изделий и быстро исправлять ошибки
Свое производство я всегда считала силой бренда: мы могли сами контролировать весь пошив изделий и быстро исправлять ошибки
В самом начале у меня работала всего одна швея, потом я взяла в помощь еще двух студенток швейного техникума
В самом начале у меня работала всего одна швея, потом я взяла в помощь еще двух студенток швейного техникума

Затем был спад в начале лета, хотя обычно это хороший сезон для продаж. Но люди то ли были в депрессии, то ли не понимали, будет ли новая волна кризиса, и решили экономить.

Следующий спад продаж был во время мобилизации, там уже все конкретно остановилось у многих бизнесов. Проанализировав показатели, мы были готовы к тому, что декабрь, который обычно бывает самым прибыльным месяцем, в 2022 году будет менее активным. Так что мы изначально поставили планку по выручке ниже, и, как я узнала у коллег, у всех действительно был спад — на 30% по сравнению с предыдущими годами.

Спрос восстанавливался благодаря маркетингу, скидкам и маневренности, как на доске для серфинга.

В сентябре 2022 года мы планировали продать товаров на 2 млн рублей, а вышло меньше миллиона. Собирались вложить 1 млн рублей в маркетинг и строили новую стратегию, но она не сработала. Возможно, даже не потому, что стратегия была провальная, а потому, что контекст изменился и люди просто не реагировали ни на какой пиар.

Постоянный спад продаж вынуждал нас вливать дополнительные деньги в дело. Основная статья расходов была именно в бренде, примерно 75% всех операционных трат уходили на наш собственный цех.

Мы проанализировали прошлый год и поняли, что содержать личное производство в условиях кризиса становится все сложнее. Еще пара таких «волн мобилизации», и мы рискуем оказаться в ситуации, когда не сможем выплатить вовремя заработные платы сотрудникам, чего я хотела бы меньше всего.

В декабре я встретилась с командой нашего производства и рассказала им о планах закрытия. Были и слезы, и объятия — все-таки с некоторыми людьми мы проработали больше семи лет. Я была удивлена тому, как тепло все получилось, а сотрудники не понимали, как мы так долго держались в этот период без задержек зарплат и с выплатами за переработки. Мы договорились, что доработаем январь 2023 года и вместе сделаем последнюю весеннюю коллекцию, которая выйдет в марте.

Я знаю питерские бренды, которые растут, но за счет дешевой рабочей силы иммигрантов. Мои сотрудницы говорят, что на рынке в основном предлагают зарплаты на 25—40% ниже, чем были у нас.

У наших работников разные планы: кто-то уже устроился в другое место, кто-то будет брать мелкие заказы на дому. Многие, конечно, хотели бы перейти на новое место работы все вместе. Возможно, это получится благодаря сарафанному радио.

Прощаться тяжело: цех был моим вторым домом и второй семьей последние десять лет
Прощаться тяжело: цех был моим вторым домом и второй семьей последние десять лет
Я очень горжусь нашей командой и тем, как у нас все было организовано
Я очень горжусь нашей командой и тем, как у нас все было организовано
1/2
Прощаться тяжело: цех был моим вторым домом и второй семьей последние десять лет

Экономика производства

Среди наших основных трат на производство были аренда помещения, постоянные допрасходы на оборудование, которое имеет свойство выходить из строя, и, конечно, зарплаты.

Например, в январе 2022 года операционные расходы были 6,164 млн рублей, из них 4,5 млн рублей — закупки тканей и фурнитуры для коллекций, в том числе B2B, еще миллион — это зарплаты, 460 000 ₽ — аренда офиса, производства и административные расходы. И это мы еще ничего не тратили на поддержку оборудования.

Мне постоянно приходилось думать, как дать работу сотрудникам в то время, когда продажи падали и оборотных денег становилось меньше. Нам нужно было беспрерывно запускать новые коллекции, покупать материалы, чтобы загружать цех работой. Параллельно мы занимались B2B-клиентами, но осенью 2022 года они пропали.

Когда работаешь с контрактным производством, можно заплатить один раз, и, если заказов становится мало, ты или откладываешь коллекцию, или просто не тратишься на простой оборудования. Со своим цехом аренда и зарплаты никуда не деваются, даже если шить нечего.

В какой-то момент мы думали объединиться с другим брендом на нашем производстве
В какой-то момент мы думали объединиться с другим брендом на нашем производстве
Партнеру нужно было стабильное качество пошива, а нам — загрузить производство. К сожалению, план не воплотился
Партнеру нужно было стабильное качество пошива, а нам — загрузить производство. К сожалению, план не воплотился
1/2
В какой-то момент мы думали объединиться с другим брендом на нашем производстве

Последние пару лет мы много изучали статистику и аналитику бренда. До конца февраля 2022 года у нас были планы вырасти в два раза по сравнению с 2021 годом, но в итоге оборот и выручка упали по всем направлениям на 30%.

Планировать сейчас невозможно, поэтому в последнее время в аналитике мы смотрели на главные изменения: как люди покупали, что именно и по каким ценам.

Так мы поняли, что 40% всех продаж — это наши бестселлеры, из остального ассортимента берут около 30% артикулов и еще 30% уходят или на самом большом сейле, или постоянно остаются в стоке. Поэтому мы решили в два раза сократить количество позиций в матрице: будет меньше вещей, размеров и цветов. В зимнем сейле, который уже начался, попрощаемся со многими моделями, которые больше не будем отшивать.

Считаю, что наша команда лучшая в Петербурге по качеству — в том, что касается посадки изделий, материалов и технологии пошива
Считаю, что наша команда лучшая в Петербурге по качеству — в том, что касается посадки изделий, материалов и технологии пошива
Уверена, что именно из-за качества изделий у нас была почти стопроцентная возвратность клиентов
Уверена, что именно из-за качества изделий у нас была почти стопроцентная возвратность клиентов
1/2
Считаю, что наша команда лучшая в Петербурге по качеству — в том, что касается посадки изделий, материалов и технологии пошива

Весной 2022 года у нас появились партнеры и инвесторы, которые хотели участвовать в операционной деятельности. И за минувший год мы протестировали несколько сторонних производств. Это была часть плана: добавить к своему цеху несколько контрактных подрядчиков, чтобы подготовиться к быстрому отшиву большого количества одежды.

Мы планировали сильно вырастить бренд за счет нескольких новых и старых направлений, например детского сегмента и B2B, но осенью наши партнеры, как и мы, уехали из России. Мы вместе решили, что дальше вкладываться в развитие бренда в нашей стране слишком рискованно, учитывая, что никто из нас не предполагает проживать там в ближайшее время.

Тем не менее сторонние цеха появились, их качеством мы довольны и продолжаем с ними работать. Они существовали и раньше, просто нам больше подходила система контроля личного производства. Когда мы нашли один из таких цехов, владельцы рассказали, что последние пару лет у них был кризис и они думали закрываться, но в 2022 году появились наши заказы и еще один клиент.

Обстановка на рынке

За минувший год цены у локальных брендов выросли на 20—50%. Это связано со множеством факторов: увеличилась стоимость тканей, были постоянные скачки курса доллара, совершенный хаос со службами доставки.

Многие наши конкуренты добавили бесплатную примерку на дому, предварительно вшив ее стоимость в цену изделия, чтобы удержать клиентов. Но не совсем понятно, будут ли люди в этом году покупать одежду с такой наценкой.

Этой весной у нас тоже поднимутся цены на некоторые вещи, в основном из-за удорожания производства и логистики. Рост будет не более 20% на выбранные позиции. Мы снимем склад, все отправки с которого будут происходить без нашего участия.

Пока мы оставляем продажи в двух партнерских офлайн-точках — «Зеленка-маркете» в Петербурге и ТЦ «Цветной» в Москве. Тут важно найти баланс цен: если бренд старается сохранить низкую стоимость, ему невыгодно продаваться в торговой точке — там высокая наценка. А если изначально строить матрицу для продажи в чужих магазинах, то продукт может быть слишком дорогим для клиента, который привык к низким ценам. Скажем, если себестоимость футболки — 500 ₽, а ты будешь продавать ее за 1000 ₽, то у партнера выйдешь в ноль: он заберет себе 500 ₽ как наценку.

По общей динамике виден спад экономики в целом, из разговоров с коллегами-предпринимателями могу сказать, что количество покупателей и размер чека падает
По общей динамике виден спад экономики в целом, из разговоров с коллегами-предпринимателями могу сказать, что количество покупателей и размер чека падает
Соответственно, еще меньше людей готовы покупать более дорогой продукт
Соответственно, еще меньше людей готовы покупать более дорогой продукт
1/2
По общей динамике виден спад экономики в целом, из разговоров с коллегами-предпринимателями могу сказать, что количество покупателей и размер чека падает

Стратегия на будущее

Что касается будущих коллекций, пока мы оставляем возможность запускать дропы, то есть небольшие коллекции постоянных моделей, на контрактных производствах.

Мы будем и дальше анализировать продажи: если люди не купят наши вещи из весенней коллекции, снизим цены. Если такое качество изделий и в целом бренд не будут востребованы сейчас — а подобное может произойти, — это значит, что надо менять или бренд, или покупателя — и, соответственно, подачу самого бренда. При этом запустить премиальный бренд в другой стилистике равносильно запуску нового бизнеса, а этого я в нынешней ситуации не хочу делать.

Так что пока мы продолжим делать вещи небольшими дропами примерно по 50 единиц в разных категориях, чтобы не размывать ассортиментную матрицу и не рисковать на случай новых изменений в стране. Мы понимаем, что такое количество позиций может уйти за пару недель, и хотим перевести бренд в новое русло. Весной, например, лучше всего продаются рубашки из плотного хлопка, базовый трикотаж, летом — платья-комбинации, кстати, они снова в моде на подиумах.

Кажется, новые реалии диктуют новые правила: быстро делай и сразу продавай. Сейчас не стоит планировать долгосрочные проекты, так как все очень стремительно меняется. Лучше произвести коллекцию поменьше, сделать классный контент и быстро все продать. И конечно, важно четко «залетать» аудитории: быть в контексте, что людям сейчас нужно визуально и по качеству.

2022 год показал, что мы можем планировать, а в итоге мир может еще несколько раз перевернуться. Поэтому мы скорее надеемся, что весенняя коллекция будет долгожданной и успешной. Она может оказаться последней, как бы грустно это ни звучало.

Это будет наша классическая база NNedre — вещи на каждый день: рубашки и платья, футболки. После ухода многих марок массмаркета с рынка пропали простые базовые вещи. И бренды в России начали их производить, потому что стало понятно, чего не хватает покупателям. А мы и так уже давно все это делаем.

Дальше весенней коллекции в марте планы пока не строим: следующие дропы будут зависеть от весенних продаж и обстановки в России.

Наши клиенты следят за новинками и акциями
Наши клиенты следят за новинками и акциями
Поэтому мы надеемся, что новая система дропов и небольших коллекций продолжит успешно работать в России
Поэтому мы надеемся, что новая система дропов и небольших коллекций продолжит успешно работать в России
1/2
Наши клиенты следят за новинками и акциями

Запуск бизнеса за границей

Осенью мы ездили в Турцию, изучали новых поставщиков, я разведывала производства в Армении. Они есть, от очень небольших — в подвальчиках с бытовым оборудованием — до технологичных и крутых, хотя таких немного.

Но пока мы не будем ничего запускать за границей, потому что концентрируемся на наших российских клиентах. Создание новой компании, изготовление и доставка товаров из других стран в Россию — сложное дело, особенно когда ты знаешь, как произвести вещь на месте и быстрее ее доставить.

Также я понимаю, что наша аудитория, которая уехала за границу, еще приходит в себя — как и мы сами. Это стало понятно по количеству заказов и их оттоку в месяцы активной эмиграции. Нам пишут письма с просьбой запуститься в Грузии и Армении. Но открыть магазин в другой стране — дело очень сложное, тем более в кризисное время. А работать с новой аудиторией мы пока не готовы, так как сами не понимаем, где будем жить через полгода.

Как говорится, «надень маску сначала на себя».

Конечно, у меня как у предпринимательницы и раньше были кризисы и понимание, что иду не туда. Мне кажется, я не теряла мотивацию и интерес к своему делу из-за любви к кооперации и совместным проектам. За десять лет мы сделали множество коллабораций, поработали с кучей потрясающих проектов, для которых я в рамках своего бизнеса создавала новые бренды и коллекции.

Например, мы делали форму для ресторанов сети «Дуо», работали с «Ночлежкой» и с художницей Катериной Соколовской, запустили совместный проект с «Упсала Цирком». Это давало мне искру и заставляло расти в новом ключе, а не работать по накатанной. И я надеюсь, что эта сторона у бренда не исчезнет. Я бы хотела продолжать делать проекты совместно с другими бизнесами, думаю, в этом есть моя определенная сила и навык.

Мне кажется, 2023 год станет очень важным для многих предпринимателей, да и вообще для всех людей. Это такой период переосмысления себя в мире. Где могут быть полезны мои навыки, мои проекты? Хочу ли я оставлять связь с моим прошлым домом, понимая, что не смогу там жить в ближайшие годы? Готов ли я оставаться и строить что-то с нуля?

Сейчас я вижу себя со своей семьей, и это мой приоритет — думаю, многие меня поймут
Сейчас я вижу себя со своей семьей, и это мой приоритет — думаю, многие меня поймут
Раньше я во многом ассоциировала себя с моим брендом и его аудиторией, а сейчас мы раскиданы по всем уголкам Земли
Раньше я во многом ассоциировала себя с моим брендом и его аудиторией, а сейчас мы раскиданы по всем уголкам Земли
1/2
Сейчас я вижу себя со своей семьей, и это мой приоритет — думаю, многие меня поймут

Когда мы с мужем смирились с данностью, что не скоро вернемся в Россию, мы решили, что будем относиться к этой ситуации как к шансу попробовать свои силы за границей. Пока что мы в Армении, но сейчас я ищу способы легализации на длительный срок в другой стране. Основной вариант — это учеба, я всегда хотела получить образование за границей.

Мы решили, что будем думать глобально, когда почувствуем себя в безопасности и определимся с местом для жизни хотя бы на следующие пару лет. Когда это произойдет, мы уже будем думать, какой бизнес можем там открыть, потому что у нас с мужем у обоих шило в одном месте.

Из этой сложной ситуации и вынужденной эмиграции я стараюсь вынести для себя максимум пользы. Например, начала планировать новые проекты с людьми по всему миру, занялась арт-терапией, которая помогла мне переварить все, что происходит. А иначе я бы еще надолго отложила мечту заниматься искусством.

У меня личный бренд, его название — это моя фамилия, и он в любом случае останется за мной. Многие известные марки порой закрывали свои модные дома и потом открывали их снова. Не исключаю, что когда-нибудь возобновлю работу своего бренда, даже если он не будет связан с одеждой.

Тоже пришлось закрыть бизнес? Поделитесь опытом и станьте героем следующего материала
Варя ГуроваКак понять, что бизнес пора закрывать?
  • Vera VeraОдна из любимейших марок одежды, очень жаль, что закрываетесь! Но здорово, что остается островок с производством на других местах - и будем ждать, что придумаете что-нибудь вдохновляющее чуть позже!4
  • ЕвгенийСердце кровью обливается. Многие думают, что бизнес это отдых, пару звонков с важным видом типа "покупайте акции", деловой ужин и раз в месяц приносят дипломат с деньгами. А вот то, что Вы пишете это как раз настоящая реальная жизнь - малый бизнес. Мне очень повезло с тем, что в 2021 анализируя рынок (мебель) я пришел к выводу, что общая тенденция идет к спаду, снижение спроса, увеличение конкуренции. В итоге может получиться ситуация бизнес ради бизнеса, что я бы не хотел. В итоге принял решение и продал бизнес, главное что за деньги, которые вложил в другие проекты и идеи. А так да было то же самое и низкорентабельные заказы, чтобы загрузить производство и постоянный рост стоимости материалов и еще 100500 иных беспокойств. Не всегда разумно в шторм выходить в море на весельной лодке, иногда имеет смысл переждать и перезапуститься. Я хочу пожелать Вам прежде всего философского настроя, очень важно не относиться к бизнесу как к ребенку, и помнить, что если человек - Предприниматель он им остается всегда. Да обстоятельства складываются не всегда так, как хочется, но я всегда всем хейтерам, конкурентам и прочим прохиндеям говорю БИЗНЕС ОН В ГОЛОВЕ. И этого не отнять. Тем более Вы создали бренд, раскрутили его. Именно Вы знаете как и что делать и уверен, когда придет благоприятное время и место Ваш бизнес вновь восстанет как Феникс Удачи и оптимизма56
  • Максим Кольцовстранно что на рынке освободившемся от многих брендов у вас упали продажи. Для производств золотое время сейчас но я понял что вы хотели уехать и поэтому уехали20
  • Haos$100 за рубашку .... Для "креативного" среднего класса может и ничего, но для подавляющего количества людей (в любой стране) это дорого, тем более мягко сказать неизвестного "брэнда".44
  • Vera VeraМаксим, по-моему, из текста вполне понятно, что это со стороны может казаться про некое "золотое время" для бизнеса - в отсутствие нормальной конкуренции. Но вы не думали, что это место на рынке не так просто занять? Меня просто смешат все разговоры о том, как сейчас на место условного Старбакса придет любой бизнес и сможет вот так сразу взять и занять ту же самую нишу, забрать ту же аудиторию и получать кучу денег. Бизнес - это про процессы, проработанность всех нюансов: от закупок и материалов до команды и ее слаженности. Чтобы занять нишу бизнеса уровня H&M (вернемся уж к одежде), нужно сначала дорасти до них - а это не год и не два. В контексте бренда героини материала кажется все понятным: посмотрите закупочные расходы - 5,5 млн рублей только на ткань и фурнитуру. Логистика стала дольше и дороже, материалы - тоже дороже, покупают все не так активно, на рынке спад - и покупательская способность только падает. Наверняка еще и купить все материалы в рассрочку, как раньше, сложно, приходится сразу много денег готовить - а кроме того закладывать на зарплаты, аренду, рекламу и прочие постоянные расходы. Это же не "золотое время", как вы выражаетесь, а время кассовых разрывов! Не понимаю, откуда возьмется прямо спрос-спрос, когда денег у людей все меньше. Не знаю, как вы, а я вот точно стала экономить на одежде - вполне хватает того, что есть. Не думаю, что бизнесу сейчас очень выгодно продавать и работать.52
  • Vera VeraОлеся, про уровень H&M я имею в виду уровень самой компании, а не конечное качество вещей (оно там кстати разное). Да, конкуренты продают - речь тут о том, что продажа - не равно прибыль, потому что весь оборот дальше идет сразу в новую коллекцию, на расходы и так все время. А вот насчет того, что аудитория вряд ли потеряла покупательскую способность в связи с переездом - на мой взгляд, им скорее не до того, возможно.21
  • Vera VeraМаксим, вы на себе изменения в ценах не чувствуете?14
  • Олеся ПолторацкаяVera, что продажа - не равно прибыль, согласна. Но ведь и до начала СВО требовалось распределять оборот... И "до" существовали различные кризисы: удорожание материалов, проблемы с доставкой и т.д. Так и не поняла зачем владелица уехала в Армению после 24.02. ? Ведь действительно, дистанционно решать все вопросы сложно. Что касается основных покупателей, да и вообще переехавших, - кто хотел устроиться и наладить свою жизнь на новом месте, уже это сделал в первые месяцы. Складывается стойкое ощущение, что владельцы сами не захотели, по личным мотивам, продолжать свое производство именно в России. Ну может быть все же им удастся наладить его успешно и в другой стране.5
  • Виктория ЛопатинаБизнес это всегда риск. И так как масс маркет покинули многие бренды можно было развить этот сегмент. Но вы решили пойти по лёгкому пути и вся суть статьи "ай какая плохая страна".. что ж удачи вам в "хороших странах"11
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Максим, хахаха вы прям как политики из телевизора)) объясню на простом примере почему так не работает Вот ушел HM, который упомянули ниже в коментах. Казалось бы - занимай его место. Но почему этого никто не делает? Да просто это не выгодно. HM это глобальная компания, которая отшивает одну футболку тиражом в миллион штук продает ее по миру за 15-20$. Захоти вы занять их место, это вам надо разработать дизайн сотни вещей, найти место в России или мире, где отшить пару миллионов штук изделий, нанять десяти тысяч людей, которые будут работать в новой компании, наладить логистику и зарубежные платежи, которые сегодня есть - завтра нет. То есть вложить в это миллиарды рублей с горизонтом окупаемости 10+ лет. Но даже если вы все это сделаете, то продавать футболку как HM вы будете не за 10-15$ а за 30-40 иначе разоритесь уже на следующий месяц-два. И кто это будет делать в стране, которая ведет войну, где наложены самые большие в истории санкции, где бизнес-климат похоронили давно, а национальная валюта может упасть на десятки процентов после очередного заявления президента???23
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Максим, дак ее и заполняют уже. Наши с китайцами, к примеру. Будет как с автопромом: берут машину из Китая ценой в 1 млн рублей, везут в РФ, меняют значок, ставят ценник 2 млн рублей и вот - ниша занята! Вы рады?)13
  • Александр Александрович"После 24 февраля мы с мужем и партнером по бизнесу Евгением переехали в Армению, и я стала вести дела удаленно, изредка приезжая в цех и на съемки в Петербург. Но следить за производством на расстоянии очень сложно". В этом-то всё и дело. Сваливать с родины не надо. Моя жена работает в аналогичной фирме Лесель. Пошив дизайнерской одежды: наш дизайн и производство в Москве. Дела шли нормально, после 24 февраля пошли особенно успешно, т.к. дорогие импортные бренды свалили, а люди по-прежнему хотят приобретать дизайнерскую одежду. Русские дизайнеры и производители стали очень востребованы.55
  • SerikНаверное, потому что я не питерский, в жизни не одену такой отстой, пусть даже если подобное показывали на выставках в Париже. Максимум футболка белая, такую же кыргызы шьют в 3-5 раз дешевле из своего хлопка. А то, что свалили - правильное решение. Нищим шить дорогие вещи невыгодно.14
  • Виктория ЛопатинаАлександр, и я про тоже, правда и меня и Вас заминусят за такие слова.34
  • ИванС такими ценами скатертью дорога, если честно. Цены как у дорогих брендов, что там с качеством я не знаю, но предположим плюс минус как везде. У меня вот доход около 120 в месяц, и я себе чего-то такое позволить не в состоянии Давно убедился, что если кто-то говорит про "креативный класс", то подразумевает каких-то бесполезных бездельников с доходами в 200-500 тысяч рублей в месяц.15
  • ИванDeRos, да всё он правильно написал. Может, не ч точки зрения формулировок, конечно. Хочешь работать а России - живи в России. Не хочешь, вон строй бренд для "креативного класса" в Армении.45
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Максим, ахахах вам в ток шоу на тв надо - там таких рассуждений полно. если вы не знаете, то в РФ не производят ткани воообще. Все сырье импортное. Все оборудование для пошива - так же.7
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Максим, Ну а почему этого не происходит, вы не думали? Или все такие дураки: О, иностранцы ушли, можно грести бабло лопатой, а мы что тупим... Но чтобы начать его грести, надо вначале вложить еще больше. И когда срок окупаемости 10+ лет, а маржа пара % - мало кто хочет делать на это ставку.7
  • ✨ красная цена ✨с одной стороны, согласен и да, но с другой — дешевая одежда потому и дешевая, что создается силами буквально рабов.6
  • Максим Кольцовтьфунатебя, я уже понял что вы из тех людей которые убедительно расскажут почему у нашей страны ничего не получится и не стоит даже пытаться решить те проблемы которые у нас есть мне всё же больше нравятся те кто что-то делает и пробует несмотря на трудности. И судя по тому что какое-никакое производство у нас всё-таки крутится это возможно6
  • НиколайНу, свалили и свалили, нечего жаловаться, живите где хотите, не пишите сюда. Дальше действовать будем мы. Только большая просьба - не возвращайтесь7
  • Petr NikonovichИван, Вот прям 100% согласен. "Креативному классу Армении" наверняка не хватало в магазинах подобного "известного бренда".21
  • Николай ЖуриковДобрый день. Сейчас на подъёме пошив для нужд армии. Посмотрите внимательно на эту нишу. Удачи. Николай.4
  • Владимир Гайдуков9
  • В ВАлександр, здравствуйте. От того что вашей жене платят зарплату (вы даже прямого отношения к этой сфере не имеете, но знаете как у них идут дела), это не значит что у компании все хорошо и она зарабатывает. За этот год произошло удорожание логистики, материалов и тд., можно долго продолжать, а покупательская способность продолжает снижаться. И если люди берут вторую ипотеку, это не значит что у них есть деньги, они бы в нал ее купили. К сожалению у нас менее 2% имею опыт ведения собственного бизнеса, а поэтому им кажется что вот именно они знаю как правильно вести бизнес, но что-то его не открывают. На сегодняшний день уверен, что компания Лесель по итогу года дай бог вышла в ноль. Спросите собственников, как правило те кто болеет своим делом поделиться свами информацией.2
  • В ВВиктория, у вас есть шанс занять одну из многих освободившихся ниш. Попробуйте, а потом поделитесь с нами опытом! Мы за вас порадуемся3
  • В ВМаксим, у вас есть огромный шанс стать успешным предпринимателем. Как вы сказали-"золото время". Потом напишите в журнал свою успешную историю, а мы вас поддержим! Или вы только говорить можете?7
  • Александр АлександровичВ, здравствуйте! Близкая подруга моей жены совладелица бренда, т.ч. то, что у компании дела идут благополучно, я знаю. Деньги у покупателя одежды премиум сегмента есть и они готовы их тратить. Для меня тоже загадка откуда у покупателей деньги, но это факт. Так что, слава Богу, всё пока не так плохо!15
  • R2022 год стал сложным для всех предпринимателей России. Мы выстояли. Пришлось сменить офис с большого на маленький,аренду стала 20.000 р в мес. Многие бренды ушли с рынка россии, мы стали искать новые варианты ,(новые товары). сделали 570.000 рублей в январе 2023 года чистыми, в феврале выходим на 1.000.000 рублей в месяц. То ли еще будет 🔥🔥🔥🔥4
  • Александр АлександровичDeRos, простите, а где Вы углядели осуждение? Я твердо считаю, что бежать за границу не надо(в том числе это вредно для ведения бизнеса)), но не использую никаких оскорбительных эпитетов в адрес уехавших. Слово родина написал с маленькой буквы во избежании излишней патетики.11
  • Андрей РодионовНиколай, Поддерживаю!!!2
  • В ВАлександр, тогда могу только порадоваться и пожелать чтобы в такое сложное время бизнес процветал! Честно, рад что есть те у кого хорошо идут дела в бизнесе4
  • RenncНиколай, зачем вы так…почему писать не нужно?0
  • Renncкрасная, бравада на ровном месте ни на какую передовую она не пойдёт, те кто хотел - уже давно там.6
  • RenncМаксим, да ждём вашу историю успеха5
  • Dinara YavorskiЛюбой одежный бренд Made-in-типа-Russia: 1. Сделать коллекцию однотонных футболок по качеству чуть лучше Бершки. 2. Поставить на них цену 100 баксов. 3. Раздать бЛогЕрКаМ. 4. Плакать, что футболки носят только блогерки. 5. Закрыться и ныть, что российскому люду ничего не надо окромя Садовода.26
  • Илья ЗверевНу мне вот на днях друг просил побочно сваять ему каркасников для столов, я спросил что такое, он сказал, что столовую для персонала приходится увеличивать, тихо выросшее производство компьютерных аксессуаров и торговли китайскими, потом перевод производства из Питера в регион и ... растут и растут, клиенты уровня Сбербанка и дистрибуторов появились, раньше о таких и не мечтал-бы ... самый что ни на есть реальный сектор. Я раньше торговал в узкой хоббийной отрасли, году в 2016 завязал помалу, ну и даже поздновато, теперь мелким инет-магазинам ловить нечего время маркетплейсов, а зато через пару лет на базе старой темы занялись собственным производством оборудования, так востребовано, живем помалу, и интересно, и тоже реальный сектор, причем явно растет. В общем-то как обычно в переломые времена, какие-то темы умирают, какие-то растут. Просто креативные шмотки не самое важное в жизни людей, они легко это сокращают в первую очередь, я вот и зарабатываю боль-менее, а в к одежде отношусь крайне утилитарно, вообще люблю выбрать вещь, скажем, штаны, походить, и если понравится купить впрок таких-же в запас и забыть на несколько лет, максимум до заказывая впрок по шильдику такие-же. А оборудование, сельхозка, АйТи очень даже востребовано, и это важнее. От роскоши в любой кризис отказываются в первую очередь, у нас когда-то был сервис для дорогих клиентов и был бюджетный, так в один из былых кризисов дорогой исчез сразу под ноль, а на бюджетке пережили. Ну и идея жить далеко и рулить оттуда ... не для малого бизнеса, или сам прозеваешь, или твои менеджеры на месте поймут, что ты им не нужен, сами откроют такой-же, только без тебя.8
  • Евгений РешетниковКакая-то мутная история. - Судя по всему, основными потребителями описанного бренда были те, кто после 24.02.22 свалил из страны. Поэтому вполне логично что упали продажи. - "Мы вместе решили, что дальше вкладываться в развитие бренда в нашей стране слишком рискованно", очень интересно посмотреть на документ с оценками рисков, но что-то подсказывает, что его не было, а была обычная паника: "Ой, все бегут, надо тоже валить, срочно!" Да и вообще по поводу падения продаж есть большие сомнение, уже не первый рассказчик жалуется на февральские события, а когда народ начинает копать, то выясняется что падение началось уже в декабре-январе, до СВО. Мы конечно верим на слово автору, но хотелось бы посмотреть на бухгалтерию, тем более раз закрываетесь, то опубликуйте отчетность хотя бы за последние 3 года, чтобы реально можно было увидеть как все хорошо шло и как 24.02.22 вдруг стало все плохо16
  • Александр АлександровичВ, спасибо!!!0
  • Александр АлександровичКсения, не соглашусь. Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением. Ваш текст: "людей без настоящей веры, злых, алчных, питающихся чужой бедой". Все слова, следующие после слова "людей" являются эпитетами.4
  • Большой КушМаксим, невозможно захватить кусок рынка в условиях открытой и при этом падающей экономики. Средний класс всё тоньше (я говорю про Россию, а не про Москву и Питер). Производить невыгодно из-за дорого доллара (80 где-то на покупку). От доллара зависит стоимость в рублях импортных станков и материалов. При этом людям надо платить зарплату. И даже если платить людям 20к за работу, то это всё равно будет намного дороже контрактного производства за границей. В итоге тот же Остин производит на контрактной производстве в Индии, Китае и прочих. Заводы в этих странах могут сохранять низкие цены и приемлемое качество за счёт оплаты труда, измеряемое в мисках риса и эффект масштаба, позволяющие тонко размазывать амортизационные отчисления и прочие траты. Так что просто захотеть недостаточно. Нужна подходящая среда. Нужна экономическая стабильность и протекционистские меры, которые защитят производства от дешёвых импортных товаров. Даже я, человек левых взглядов, это понимаю12
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Дмитрий, тут главный риск: кое кому кое что взбрело в голову -> падение валюты -> все кто платит партнерам за границу на грани банкротства4
  • Haosкрасная, Ага, те кто Шанель и Луи Ветон шьют в швейные цеха на AMG приезжают. Себестоимость любой одежды +- одинакова, а вот наценка за брэнд разная.4
  • kilyazovHaos, ну если выбирать не по качеству и удобству, а по бирке с брендом -- да. Что-то из купленного мной было очень удачным ноунеймом и служит годы. А подоходящий размер у "бренда" -- еще и поискать по европам...0
  • kilyazovВиктория, вас за слитное "про тоже" минусят :)7
  • Ольга АИван, а за что бесполезным бездельникам платят 200-500 к в месяц?4
  • HaosSergey, Рубашка действительно не для меня, потому что я прекрасно знаю как и из чего это сделано. Самое ценное в этих вещах это маржа в 1000-1500%. И те кто это покупает (без обид) это не класс, а классовая прослойка.6
  • HaosСергей, Именно потому что я могу себе позволить вещи этого ценового сегмента, поэтому я не куплю этот "бренд". 80% фабрик в Иваново шьют тоже самое, из тех же тканей, только ограничиваются намоооого меньшей маржой))))7
  • Артем ХахулинVera, о каком спаде на рынке вы говорите? посмотрите отчеты тех же маркетплейсов. Если вы говорите о росте цен на логистику - приведите цифры, иначе это пустые слова, впрочем как и у автора. Работая в сфере логистики могу с уверенностью заявить, что стоимость выросла не выше инфляции, за 2 года это 15-20% Про контекст материала тоже много вопросов, в сентябре планировали продать на 2 млн, а в январе уже постоянный расходы на ФОТ - 1 млн. Как так можно строить планы или подавать материал? меня это вводит в заблуждение. Статья просто перенос ответственности за своё неумелое управление на "такое время". Есть вопросы почему автор решил заняться маркетингом в кризисное для него время, и не делал этого раньше? Почему раньше не продавали заграницу, и не развивали свой бренд там? Почему не развивали розничное направление? У меня вырисовывается ответ, что это связанно с отсутствием этих компетенции. Автор производственник, но не управленец.1
  • ИванОльга, не знаю, обычно они какие-нибудь "скрам мастера" или прочие непонятные люди.0
Вот что еще мы писали по этой теме