Как мужчина заставил магазин продать ему столы за 14 000 ₽ вместо миллиона
Изумительные истории
7K
Фотографии в коллаже — terekhov igor / Maria Sbytova / Shutterstock / FOTODOM

Как мужчина заставил магазин продать ему столы за 14 000 ₽ вместо миллиона

92
Аватар автора

Елизавета Васильева

юрист

Страница автора

В ноябре 2021 года мужчина из подмосковного Одинцова зашел на сайт интернет-магазина офисной мебели и увидел стол руководителя за 7242 ₽. Он сразу оформил заказ на два таких стола.

В тот же день ему позвонил сотрудник магазина, подтвердил оплату и наличие товара на складе, но сообщил, что эти столы стоят по 579 383 ₽ за штуку. Продавец предложил оформить доплату или вернуть деньги, поскольку по ошибочной цене столы продать невозможно.

Мужчина направил в адрес магазина претензию, в которой потребовал выполнить заказ по первоначальной стоимости. Компания ответила, что произошла техническая ошибка. К тому же вся информация на сайте носит справочный характер. Позже продавец вернул деньги на карту, с которой поступила оплата, и решил, что конфликт улажен. Но мужчина так не считал. Он обратился в суд и потребовал привезти ему мебель по той цене, что была указана в заказе.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Аргументы сторон

Мужчина. Я нашел столы руководителя по 7242 ₽. Такая цена меня более чем устроила, поэтому я решил купить сразу два. Оплатил товар и доставку, но магазин отказался его привезти и отменил заказ. Я уточнил, могу ли забрать мебель самовывозом, но мне отказали.

Считаю, что магазин не вправе расторгнуть заключенный договор купли-продажи в одностороннем порядке. Прошу обязать их привезти мне два стола в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Магазин. Вся информация в нашем интернет-магазине справочная и не считается публичной офертой, что и указано на сайте. Мы вправе менять цены по своему усмотрению. Реальная стоимость одного такого стола — 579 383 ₽. Сумма, которую увидел мужчина, появилась там из-за технического сбоя. Но у нас есть стол и за эти деньги, только другой. Если истец хочет, может его заказать.

А спорные столы мы не привезем: заказ аннулирован, деньги мы сразу вернули.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 2⁠-⁠6744/2022

👎
Мужчина неправ.

Обязательство продавца передать товар действительно возникает с момента получения сообщения потребителя о желании совершить покупку. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека. А при дистанционной продаже заключение договора происходит на условиях оферты.

В этом деле магазин четко указал на своем сайте, что вся информация на нем носит информационный характер и не является публичной офертой. Истцу письменно пояснили, что заказанных столов в наличии нет, к тому же цена на сайте не соответствует действительности из-за технической ошибки по причине сбоя в работе сайта. Кроме того, мужчина принял условия продавца о его праве аннулировать заказ в случае отсутствия товара или наличия технической ошибки при указании цены.

При этом магазин не нарушил права покупателя: деньги ему вернули. В иске отказываю.


Мужчина не согласился с такими выводами и подал апелляционную жалобу.

Аватар автора

Апелляционная инстанция:

Дело № 33⁠-⁠38781/2022

👌
Согласны.

Продавец обоснованно аннулировал заказ. Для этого он имел два основания: отсутствие столов на складе и неверную цену в каталоге из-за технической ошибки. Об этом покупателю сообщили в письменном ответе на претензию.

Районный суд правильно оценил ситуацию и вынес законное решение, оставляем его в силе.


Мужчина подал кассационную жалобу.

Аватар автора

Кассационная инстанция:

Дело № 88⁠-⁠12738/2023

👍
Вопросов нет.

Все законно, нет оснований отменять судебные акты.


Тогда мужчина подал жалобу в Верховный суд.

🙅
Все не так.

Предложение товара в рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу покупателей, признается публичной офертой, если в нем есть все существенные условия купли-продажи.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю чека или другого документа, подтверждающего оплату. Или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор купли-продажи. Последнее — как раз случай истца.

Если потребитель ничего не нарушил, продавец не вправе отменять заказ и возвращать деньги. Истец оформил покупку, оплатил ее, то есть, выражаясь юридическим языком, совершил акцепт оферты на заключение договора купли-продажи. А значит, у продавца возникла обязанность по передаче товара покупателю.

Но ответчик незаконно в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, аннулировал заказ, вернул деньги покупателю и не доставил ему столы. Сам по себе возврат денег — это не основание для отказа от исполнения своих обязательств.

Суды не проверили и не оценили доводы покупателя о том, что товар у продавца есть, просто он не хочет продавать его по такой низкой цене.


Все решения отменяем, направляем дело для рассмотрения в суде первой инстанции.

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 2⁠-⁠5128/2024

🤝
Теперь суд согласен с покупателем.

И правда, ответчик не доказал ни то, что произошел сбой, ни отсутствие в магазине этих столов. А все внутренние правила магазинов должны соответствовать закону.

Иск удовлетворяю. Обязываю продавца доставить два письменных стола руководителя по уплаченной покупателем цене с доставкой за счет продавца.

Что в итоге

Мужчина получит столы, заплатив в 70 с лишним раз меньше, чем они стоят на сайте.

Что надо знать

Верховный суд в очередной раз сделал вывод, что интернет-магазины и маркетплейсы не вправе отказываться от заказа без уважительных причин. Не имеет значения, что написано в правилах продавца: если они не соответствуют закону, отменять заказ и возвращать деньги все равно нельзя.

Интересно, что в этом деле покупатель не выдвигал дополнительные требования — так мужчина получил бы еще 3000—5000 ₽ в качестве компенсации морального вреда плюс потребительский штраф. Но у него есть такое право, и в течение трех лет он может обратиться в суд с подобным требованием.

Почитайте другие наши истории о том, как покупатели судились с интернет-магазинами из-за отмененных заказов:


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Елизавета ВасильеваА вам отказывались доставить товар, заказанный через интернет, после его оплаты?
  • Николай ПеревезенцевАга, потребительский терроризм ! Научитесь торговать сначала, а потом идите спорить с покупателями.6
  • АлександрАхахах! Мужчина получит столы ) Пусть сперва получит ) Ему сколотят из трёх досок стол, выдадут. На что он возразит, но максимум, который сможет вернуть - свою сумму + ещё потребительский штраф в полцены. Конец истории.10
  • Жора ШкиперГероев таких историй что-то объединяет. Скорее всего, то, что во внутреннем мире что-то не в порядке. Им бы покопаться в историях из детства. Это первый момент. А второй - они как бы вне той реальности, в которой можно совершить ошибку. Вряд ли они представят себя на месте сотрудника магазина, который что-то напутал с ценами, или самого владельца бизнеса, которому наносят ущерб. Они как бы ниже этого: там им комфортно и они рады урвать кусок, который плохо лежал.3
  • ГазинурМирный, петушиный поступок как раз обманывать покупателей.4
  • Газинурcherry_me, ну если продавец в развитии остановился в три года, то пусть будет готов отвечать по закону за свои безобразия.4
  • ГазинурЖора, а продавец поставил себя на место покупателя? Продавец объявил цену на сайте — это де факто оферта даже если им студент вечерник с юрфака местной шараги посоветовал внизу написать мелким шрифтом «не оферта». Покупатель оценил предложение и принял решение к покупке. Покупатель не лошок тратит свое в пустую, посещая сайт интернет магазина он фактически выходил на сделку. Если администрация интернет магазина не понимает, что сайт — это витрина и оферта, то это их проблемы, и обращаться с покупателем как с дурачком у них нет никакого права. Дальше все просто — Есть закон и его надо исполнять. Бизнес же несмотря на свою ошибку не стал ее никак исправлять, а тупо грубо нарушил закон расторгнув договор в одностороннем порядке, даже не предприняв никаких попыток выйти на контакт с покупателей и урегулировать ситуацию с учетом интересов всех сторон. Покупатель же показал, что в России есть гражданское общество и нельзя интернет магазинам рассматривать клиентов как лошков—чушпанов, которыми можно крутить как угодно. Далее опять таки магазин делал вид, что все ок, пока ВС не пришлось макнуть его носом в унитаз и разъяснить как в России надо обращаться с клиентами. Сраный убогий интернет магазин многократно нарушил закон и получим по заслугам.15
  • ГазинурНиколай, обезьяны думали, что типо раз их сайт, то их правила, а на законы плевали и поплатились за это6
  • ГазинурМирный, была официально объявлена одна цена, а потом выставили другую. Это обман и петушиный поступок.5
  • AlexanderОчевидно тут юристы от магазина схалявили. По ссылке про ЦУМ там ЦУМ рассказал что "находился под влиянием существенного заблуждения" и в целом выиграл бы суд, если бы на нужной стадии процесса положил в дело какую-нибудь объяснительную или акт внутренней проверки. Не то чтобы я защищаю магазин, просто как бы так сказать. "есть решения в обе стороны"9
  • Наталья ФилипповаПоражаюсь такой упертости, в хорошем смысле12
  • Сергейcherry_me, а вы наверное такой же продавец? ))7
  • СергейAlexander, правильно! Элементарно можно было продавцу уйти от этого заказа не доводя дело до суда, надо было просто думать до того как послать покупателя, тем более так тупо. Вот в чем вина продавца, а не в ошибке в цене на сайте.2
  • СергейМирный, в экономии на поддержке сайта и IT-специалистах... достаточно? Поддержка крупного сайта с встроенной оплатой, множеством торговых позиций и прочего - это деньги. У тех кто на этом экономит и возникают вот подобные сбои.5
  • Миха КотовНаталья, принципиальность 100 уровня12
  • LesElkИстория действительно изумительная, я всецело на стороне покупателя - если ему ещё и оплатить удалось, то продавцу поздно заявлять, что ценники перепутали. Хотелось бы видеть, о чем идёт речь, что за стол внезапно стоил больше полумиллиона - из красного дерева, что ли?7
  • ГазинурАлександр, если один идиотский магазин не умеет работать в интернете, то это не повод отказываться от услуг остальных нормальных интернет магазинов4
  • Lexa LexaАлександр, а где у вас договор купил-продажи в этом случае? Путаетесь.4
  • ПОЖИЛАЯ РАКЕТАГазинур, предположу, что сбой в работе сайте и обман покупателей не одно и то же.4
  • ГазинурПОЖИЛАЯ, расторжение сделки в одностороннем порядке — обман покупателя. Сбой сайта — проблема негров, которая шерифа «любить» не должна. Не умеешь вести дела по онлайн торговле — иди работать ассенизатором.5
  • Полиция Т—ЖГазинур, будьте повежливей. Напоминаем о шестом пункте: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/2
  • Заясь, заясьОчень хочется увидеть стол46
  • ПОЖИЛАЯ РАКЕТАГазинур, давайте называть вещи своими именами, сбой, все таки, это сбой. То есть ошибка в работе сайта, вряд ли она связана с умением вести дела в онлайн торговле. Я когда работал в Тинькоффе, там каждый день по несколько самых разных сбоев было, и, представьте себе, они не были связаны с попытками обмануть клиентов, это просто технические ошибки. Насколько мне известно, если сбой касался клиента и он понес какие-то убытки, то банк может компенсировать их. А клиент просто наглая мышка, которая воспользовавшись ситуацией просто пыталась нажиться на чужой проблеме. Всего скорее, мышка и заказала два стала потому, что заподозрила ошибку в цене и подсуетилась пока был сбой, а потом специально давила доталого, что бы получить столы, которые стоят явно дороже. Думаю, любой человек сможет отличить на вид стол за 7 тысяч и за 570. Так что заказала мышка два стало именно потому, почуяла потенциальную выгоду. При этом ее не интересует кто понес издержки, ведь организация могла "повесить" долг на сотрудников, например. Но мышке все равно, она прогнула систему и еще при денежках остался. Весьма низкий поступок, который я осуждаю.5
  • ГазинурПОЖИЛАЯ, сбой — это проблема магазина. Исключительно в руках магазина следить за работой системы и обеспечивать ее устойчивость. Это не повод отказываться от соблюдения закона. Может быть Клинт и наглая мышка, то продавец — безмозглая куча навоза. Если они не умеют играть в интернет магазин по закону — пусть не занимаются такой деятельностью. Если они повесят долг на сотрудников — на этот счет есть другие законы для защиты сотрудников, чтобы этот недоразвитый бизнесмена понял, что он не может крутить и вертеть покупателями и сотрудниками как холопами, сейчас не крепостной феодализм, а правовое государство, и поэтому этот бизнесмен должен работать по закону, а не как ему захочется, кидая покупателей. Техническая ошибка — это ошибка магазина и магазин за свои ошибку должен отвечать, клиент не виноват в этой ошибке и поэтому он не должен испытать никаких неудобств. Дай бог через 100 лет предприниматели в России начнут соблюдать законы и относить к покупателям как клиентам, а не лохам.2
  • Nick_tr42Очень хотелось бы увидеть эти столы по 500к7
  • VishniyaНаталья, молодец, мне озон вот вначале сво не хотел оплаченную стиральную машину по довоенной цене привозить, месяц тянул и в итоге аннулировал. Так как год судиться мне смысла не было, так как пришлось в другом месте покупать. Но надо было конечно2
  • Олегвсегда удивляет в таких делах, как халатно работают все суды. Как вообще теперь обращаться в суд и быть уверенным, что суд все сделал верно, а не налажал, как обычно?7
  • ГазинурПОЖИЛАЯ, неудобство тем, что он потратил время на выбор, а ему говорят, что типо предложение ненастоящее. Если бы магазин хотел извинится, он бы не в одностороннем порядке разорвал сделку, а вступил бы в переговоры для поиска решения с учетом интереса покупателя. Если магазин по какой—то причине не может работать по закону — будет нести за это ответственность. Покупателя вообще не должно «любить» какие там проблемы испытывает магазин. Если магазин такой ненадежный, он мог бы не брать вперед деньги с покупателя, а перезвонить и согласовать все детали, но нет же, они сразу забрали его деньги. И это нисколько не нажива, а отстаивание своих прав. Магазин может быть теперь поймет, что за базар надо отвечать, а не относиться к клиенту как к лошку, у которого захотел списать деньги — списал, захотел вернуть — вернул. Если через голову до магазина не доходит, то будут вот так вот вдалбливать им российское законодательство через кошелек. « По вашей логике абсолютно все у кого есть сайт "безмозглая куча навоза" и "недоразвитый бизнесмен", ведь везде бывают глюки и баги.» — очень глупая мысль на мой взгляд. Я пользуюсь Ozon с 2011 года, WB с 2014, Steam с 2015, магазином Microsoft с 2014 года, Яндекс маркетом с 2022 года, exist с 2023 и ни разу за вс эти годы с их стороны не было никаких проблем абсолютно, полная корректность и взаимоуважение. Пресловутый AliExpress работают лучше и добросовестнее чем описанные в материале «предприниматели», которые плевали на закон, а к клиентам относятся как к быдлу. Покупатель молодец, что отстоял свои права и слой закона наказал этих проходимцев2
  • ГазинурПОЖИЛАЯ, « Магазин не работал не по закону, технические ошибки законодательно не запрещены.» Ошибки не запрещены, но свои ошибки надо исправлять, а магазин этого по закону делать не захотел, но ответственный потребитель через суд его заставил. Цивилизованный подход в решении проблемы с быдломагазином. Все просто: есть закон и его надо соблюдать.4
  • ГазинурАлександр, конечно не стоит. Но магазин же не предупредил, что они работают не в соответствии с законами нашей страны. Предупредил бы заранее что плевал на закон и права клиентов тогда2
  • Александр ЛистенгортЖора, если во внутреннем мире что-то не в порядке, покопаться лучше в кале0
  • ЛемониОчень часто Озон таким грешит. Не знаю, как именно у них распределяется количество товара и количество спроса на него, но случается, что заказываешь по привлекательной цене, товар якобы к тебе везут, а затем покупка отменяется и стоимость возвращается на карту. Поддержка присылает письмо, мол, простите, товар закончился, ничего не можем с этим поделать. Достаточно странная на мой взгляд вещь, с учётом, что у них теперь есть счётчики под каждым товаром, сколько единиц осталось.10
  • Татьяна АнтоноваА для меня это как с тысячи получить сдачу в магазине как с 5000. Просто магазин многие не могут оправдать из-за своих убеждений: «это же богачи, пусть платят, а мы, бедные, теперь ликуем». Такие поборники закона себе стол не оставят ведь, продадут за сколько смогут, только еще злее будут, потому что богачи на авито не затариваются, продадут за копейки, зато все по закону.0
  • Михаил ПолушинАпелляционный и кассационной как обычно, зачем они нужны, если в большинстве случаев поджерживают решение ниже стоящего суда, даже не взирая на какие-то либо факты. Действительно, если судиться до конца, есть надежда только на верховный суд.2
  • MaratГазинур, Это так людей ( создающих ,созидающих ) называет ,данный гражданин , рассуждающий о правилах ?0
  • НатаЛемони, и вообще не парится 👍 техподдержки там просто нет, роботы с шаблонами ответов.0
  • Maratcherry_me, Да он не просто герой , он незримый участник .2
  • MaratГазинур, Так создайте с нуля , что то и покажите пример , как нужно создавать , продавать = СОЗИДАТЬ . И далее с такими клиентами пообщайтесь . А не просто рассуждать , обесценивать , унижать , результаты труда группы .2
  • MaratЖора, Но зато они любят оценивать , обесценивать , унижать других , возвышаясь при этом .Повод может быть любым. Корни в ценностях текущих , в компенсации личных нереализванных желаниях и т.д.1
  • ГазинурMarat, довольно много человек говорят о пользе онлайн казино, это таки не критерий3
  • ГазинурMarat, если тебе нравиться чтобы интернет магазин крутил тобой как хочешь — твой выбор. Никто не может запретить человеку быть чушпаном2
  • ГазинурНата, понес. Он потерял время.3
  • Egor LodyginУ меня похожая ситуация с Яндекс.Маркетом была - отменили заказы по причине тех. сбоя, дали какой-то смешной промокод, который так и сгорел. Судиться из-за пылесоса и тостера было бы смешно, но почитал тут подобные статьи, некоторые действительно «выбивали» себе такие заказы. Интересно, после подобных историй маркетплейсы как-то блокируют пользователей или другие собственные санкции к ним потом применяет?0
  • Татьяна ГущинаЗадавала уже этот вопрос ранее под похожим тредом: Как магазину доказать технический сбой? Как его ДОКАЗАТЬ??? Верховный Суд требует доказательств. Если магазины проигрывают такие дела, значит доказать такие сбои не могут. Как магазину защитить себя в таком случае?0

Сообщество