Как мужчина через суд хотел заставить маркетплейс отдать ему чай за 89 ₽
Изумительные истории
26K
Фотографии в коллаже — Pavel L Photo and Video / Artem Glushchenko / Shutterstock / FOTODOM

Как мужчина через суд хотел заставить маркетплейс отдать ему чай за 89 ₽

207
Аватар автора

Елизавета Васильева

юрист

Страница автора

В феврале 2022 года житель Иванова заказал на «Озоне» зеленый чай «Гринфилд» за 89 ₽. Товар был оплачен, доставку назначили на 25 февраля. Однако уже на следующий день маркетплейс отменил заказ и вернул покупателю деньги.

Как пояснил продавец на сайте, именно этого чая не оказалось в наличии. Но мужчина был настойчив — он хотел во что бы то ни стало получить свой заказ. К тому же цена товара в розничных магазинах и на других маркетплейсах была более 200 ₽. Покупатель отправил продавцу претензию, но чая так и не дождался.

Тогда потребитель пошел в суд. Он потребовал признать отказ «Озона» от исполнения договора купли-продажи незаконным, обязать продавца доставить ему чай, выплатить неустойку, компенсацию морального вреда и потребительский штраф.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Аргументы сторон

Мужчина. Я уплатил полную стоимость чая и вовсе не желаю отказываться от договора купли-продажи. А у продавца в нашем случае вообще нет такого права. «Озон» обязан исполнить свои обязательства — предоставить товар по согласованной цене.

Раз он не хочет это сделать добровольно, пусть заплатит мне неустойку — по 46 копеек в день, а также 10 000 ₽ компенсации за применение ко мне незаконных условий, 10 000 ₽ компенсации за пренебрежение моими правами потребителя, 25 000 ₽ компенсации морального вреда и потребительский штраф.

Еще пусть не забудет выслать мне заказанный чай и скорректировать в своих правилах пункты, по которым сейчас мне отказывает.

Продавец. «Озон» работает в соответствии с условиями продажи, с которыми покупатель заранее ознакомился и согласился при оформлении заказа. В них сказано, что продавец вправе отменить заказ, если товара не окажется в наличии. Так и произошло.

Не понимаем, чем недоволен истец, мы сразу вернули ему деньги. Мужчина может заново заказать любой понравившийся ему чай. А этот заказ давно отменен, отправлять его и платить компенсации мы не собираемся.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 2-672/2022

👍
Мужчина отчасти прав.

Продавец не вправе произвольно отказаться от исполнения договора купли-продажи  . А доказательств того, что товара не было в наличии и поэтому его невозможно было доставить по объективным причинам, ответчик не представил.

В условиях продажи «Озона» действительно есть пункт, по которому продавец или маркетплейс вправе аннулировать заказ, если доставить товар невозможно по причинам, не зависящим от воли клиента, продавца, самого «Озона» или службы доставки. Например, если закрылся пункт выдачи заказов, товар утерян в пути, в процессе сборки обнаружился брак или товара вообще нет в наличии.

Но это условие не соответствует закону о защите прав потребителей — и поэтому не может быть основанием не доставлять истцу заказ. Признаю его недействительным.

Однако не все требования мужчины следует удовлетворить. Взыскиваю в его пользу только компенсацию морального вреда — 500 ₽, а также штраф — 250 ₽. В остальных компенсациях отказываю, потому что они не предусмотрены законом.

Покупатель вправе требовать неустойку, только если товар не доставлен в срок, а продавец отказывается вернуть предоплату. В этом деле деньги сразу вернулись на счет потребителя. По этой же причине нет оснований обязывать маркетплейс доставить мужчине чай. То есть всего истцу полагается 750 ₽.


Покупатель не согласился с таким решением и подал апелляционную жалобу.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция:

Дело № 33-2136/2022

💯
Согласны.

Районный суд правильно во всем разобрался, оставляем решение в силе.


Покупатель не сдался и подал кассационную жалобу.

Аватар автора

Суд кассационной инстанции:

Дело № 8Г-35527/2022

👌
Нет вопросов.

Суды все верно решили. В жалобе отказываем.


Так дело о чае за 89 ₽ дошло до Верховного суда. Коллегия по гражданским делам заинтересовалась спором и рассмотрела его в судебном заседании.

Аватар автора

Верховный суд:

Дело № 7-КГ23-4-К2

🤨
Отдайте мужчине чай.

Суды признали, что ответчик был не вправе аннулировать заказ, но отказали в требовании доставить товар, потому что деньги уже вернулись покупателю. Это ошибка: мужчина по-прежнему вправе получить свой чай.

Сам по себе возврат уплаченных за товар денег по публичному договору не считается основанием для отказа от исполнения обязательства. Он вообще не влечет юридических последствий. С момента заказа у продавца возникла обязанность передать покупателю товар, и на сегодняшний день эта обязанность сохраняется.

Но суды решили, что нет оснований понуждать ответчика передать истцу чай. Пусть пересмотрят дело и исправят ошибки.

Решения отменяем, направляем дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.


Дело вернулось в областной суд. В апелляционной инстанции покупатель и продавец заключили мировое соглашение. В результате ответчик признал, что его действия по возврату денег и отказу передать товар были незаконными. «Озон» согласился вместо чая выплатить мужчине 5000 ₽ компенсации морального вреда и 2500 ₽ потребительского штрафа.

Что в итоге

У мужчины не получится насладиться тем самым чаем за 89 ₽, зато теперь он сможет купить много пачек какого-нибудь другого напитка.

Что нужно запомнить

За последние полгода высшая инстанция рассматривает подобные споры не в первый раз.

В одном случае в суд обратился мужчина, который из-за сбоя в интернет-магазине ЦУМа купил футболки и пиджаки буквально за копейки. Но магазин отменил заказ, вернул покупателю деньги и сослался на его недобросовестность. Якобы мужчина знал, что брендовый свитшот не может стоить 50 ₽. А значит, никаких обязательств у магазина нет. Покупатель не собирался отказываться от одежды и дошел до Верховного суда.

Похожий случай произошел с мужчиной, которому удалось заказать телевизор за 480 ₽. Но продавец отказался передавать товар, утверждая, что таких телевизоров нет на складе.

В другом деле магазин не выдал покупателю оплаченный музыкальный центр — тоже из-за отсутствия на складе.

Во всех делах выводы Верховного суда были одинаковыми: продавец не может отказаться исполнить заказ без согласия покупателя. Сбой на сайте, отсутствие товара на складе и другие объективные обстоятельства нужно чем-то подтвердить, одних слов недостаточно. А потребитель не должен страдать из-за технических накладок продавца.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

А вам отказывали в продаже оплаченного через интернет товара?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

У героя статьи завидная упорность, за что ему спасибо - благодаря таким делам формируется правоприменительная практика, и последующие дела рассматриваются уже куда оперативнее.

168
Герой

Roman, продаю на Озоне и вб, и иногда отменяю заказы, по техническим причинам (неверно передались остатки), либо например склад при сборке обнаружил брак у последней единицы.. продавец в этом случае получает штраф (у вб 50% от стоимости заказа). Получается что продавец несёт ответственность, а площадка нет, вернули деньги за заказ и ещё заработали при этом на продавце. Тут не судебная практика нужна, а изменения в законодательстве по отношению к маркетплейсам, что сейчас и происходит, но очень медленно (разработка законопроекта).

29
Герой

Игорь, а подскажите как продавец, как такое может быть. Заказала конструктор на озоне, доставка из Москвы во Владивосток, ехало почти 3 недели. Статусы исправно менялись. И вот уже когда товар должен был поступить на пвз, пару дней были уведомления, мол не успеваем доставить, переносим на след день. А на третий день бах - и ваш заказ отменён. Чей это косяк? Ведь что-то ехало и трекалось....
Я бы, честно, подала в суд на озон, только не знаю, как это сделать) специально заказала 20 ноября подарок, чтобы он точно пришёл за 2-3 недели до НГ и я не волновалась. А в итоге 13 декабря мне его отменили и я теперь хз что делать, в наличии у нас в городе нигде такого конструктора нет... В Вайлдберриз перезаказала, но задержки перед НГ и нет никакой гарантии, что заказ успеет доехать.

10
Герой

Talitha, тут косяк Озона, продавец передаёт в течение одного дня или двух, дальше он не отвечает за него. Т.е. если бы была отмена со стороны продавца - это произошло бы в течение первых двух дней. Что именно могло произойти с отправкой - бог его знает. Вб в этом плане гораздо надёжней, задержки редко бывают

7
Герой

Игорь, просто, что интересно, в мамском чате местечковом обсуждали озон, и другая мама поделилась аналогичной историей (другой товар, другой ПВЗ, но тоже Владивосток), точно также все ехало-ехало, в те же даты, и также 13 декабря - заказ отменен, вот ваши деньги. Похоже, как будто озон мутит деньги на доставке. Вы же как продавец, я правильно понимаю, платите озону за отправку и за возврат какие-то суммы?

1
Герой

Talitha, да, платим, но если озон отменяет, то ничего помоему не платим. Не думаю что это специально, есть средний процент выкупа по категориям, сильный перекос заметно будет. Что-то с логистикой у них, но такие отмены очень редки на самом деле

1

Talitha, есть замечательные видео о том, что творится на сортировочных пунктах и озона, и ВБ. (н-р, от Все работы хороши) Стоит посмотреть)) Но только если вы не сильно впечатлительны 😅

1

Talitha, возможно товар потеряли или повредили в сортировочном центре или по дороге в него.
На сколько я понимаю, товар с Озона едет со склада к заказчику через чорт. центры, а не на прямую в пункт выдачи

2

Шамиль, сорт центры. Опечатался😁

1

Talitha, ej.sudrf.ru)

1

Игорь, полностью согласен коллега, но что то уж прям совсем медленно происходит изменения в законах, как будто этого многим не хочется)

1

Игорь, сейчас пишут что даже за отменённый заказ такси спишут деньги в Я.такси. эти "маркеты-агрегаторы" что хотят то и творят, но с другой стороны их понять можно у них же возникли "различные затраты" както их надо в ноль выводить.

0
0
Герой

так вот оказывается чем занимается Верховный суд

64

Kettu, ну ещё он занимается запретом гомосексуалов и запретом агитации на выборах для обычных граждан. Но чаем за 89 рублей тоже, да :D

1
0
Герой

Восхищаюсь такими людьми, именно благодаря ним ситуация с маркетплейсами медленно, но улучшается.
А то уже достали эти постоянные отмены и переносы сроков доставки. Особенно под Новый год, когда товар обычно нужен к определнной дате, а потом уже вообще не нужен - и абсолютно безразлично, что там случислось по дороге, так как на заказ нового товара уже обычно тоже нет времени.

45

Boom, Им*

0
Герой

Падме, уже поздно исправлять

0
0

Молодец. Если все будут так отстаивать свои права, то и жить станет лучше.

39

Bonita, защита прав потребителей = реально нужные дела

20
0

С точки зрения юриста дело интересное. Хоть у нас право и не прецедентное, но позиция Верховного суда играет существенную роль. Можно бесконечно рассуждать кто прав в этом споре, но по крайней мере появилась определённость в толковании законодательных норм. Худший кошмар - когда понимаешь, что существует пробел в законе или коллизия правовых норм, при этом по данному вопросу нет никакой правоприменительной практики.

19

Soledad, это за принцип и против капитализма.

18
0
Герой

У кого так же было что интернет магазин сам отменял заказ? Ставьте палец вверх, у кого не было, палец вниз, интересно узнать как часто такое случается

18
Герой

Йцукен, у меня сбермегамаркет только пару раз отменял. Другие нет. Интересно какие маркетплейсы чаще отменяют

1

Йцукен, у мен ни разу не отменяли заказ. Я для пробы сделал заказ сам себе (продаю там потихоньку и хотел проверить кое что по сборке заказа) и отменил его. В итоге Озон вернул мне деньги, как покупателю и взял доп плату как с продавца, при том, что товар даже не выехал со склада

0
0

у меня этим летом на озоне как-то украли спортивное питание за 1 000 ₽. Кто-то по номеру заказа (даже не по штрихкоду) забрал мой заказ, думал поддержка сделает возврат денег, но нет. Вопрос никак не решился.

17

Андрей, ужасно интересно, как это физически можно провернуть. Заказываешь же в конкретный пвз. Получается, что кто-то узнал/украл все данные вашего заказа?

16

Крошка, либо сотрудники по запаре отдали другому человеку, либо взяли для себя. не думаю, что кто-то охотился за данными заказа - скорее заказ просто под руку подвернулся

8
Отредактировано

Андрей, без номера для получения это сделать невозможно. Кстати, я чисто из интереса попробую вбить данные с этикеток, что бы убедиться в этом

Но как правило, когда люди показывают номер для получения заказа - он отличается от того, что написано в номере заказа и на этикетах

4
Герой

Андрей, тут вопрос исключительно к сотрудникам ПВЗ и точно не к платформе ОЗОН

4

Klarya, тут момент, что саппорт Озон никак не отреагировал. Я писал в поддержку с просьбой проверить камеры — за месяц шаблонных отписок дело не продвинулось. Никому это не нужно, а позже — сомневаюсь, что записи на камерах так долго хранятся на флешках. Знакомые говорили, что нужно писать досудебную претензию, а потом подавать суд, но я не стал заморачиваться - ведь по сути доказательств то нет) Как я могу подтвердить, что не получал заказ, если по факту от получен) но не мной

3

Андрей, так это озон должен доказать что вам передал заказ. У них из всех подтверждений будет только то, что они у себя в программе отметили заказ как переданный, что явно недостаточно.

15
Герой

Андрей, просто у меня аналогичная история была только с чайником заварочным, мне на ПВЗ сказали что его похоже выдали, но к слову сказать там кроме него было еще две позиции, которые были, ну я не могу сказать что ругаться особо с ними пришлось, они такие да мол туда сюда произошла ошибка, (я не знаю какая именно) но деньги вернулись на карту, товар заново заказал. Возвращаясь к теме статьи цену правда не сравнивал и иски не подавал 🫠

1

так, ничего подобного: продаёшь чай - будь добр его поставить, а не отмазываться. типа, у тебя его нет. Хочешь - иди покупай у другого, но своему покупателю будь добр поставить, ибо он тебе заплатил.

15

Шамиль, маркетплейсы начнут указывать реалистичные сроки? Или для них новогодний ажиотаж всегда, как первый снег для ЖКХ?

15
0
Герой

Я слежу за делом с ЦУМом и шмотом на пару млн.

Там нужно очень внимательно прочитать дело и , вероятно, перестать приводить его как пример работы суда в сторону потребителя и показывать как обратный.

ЦУМ использует оговорку "заключал сделку под влиянием существенного заблуждения"(= не знал что у него на сайте такие цены), но не приводит никаких доказательств того, что на сайте был какой-то сбой. Все суды по дороге встают на сторону ЦУМа, но верховный суд делает вывод что они приняли аргумент "на сайте был сбой" необоснованно и этот факт не доказан.

У меня сложилось впечатление, что ЦУМ бы выиграл на этом своём "существенном заблуждении", если бы правильно сложил бумажки в первой инстанции.

Получается мантра "заключал сделку под влиянием существенного заблуждения" для е-коммерса нормальная такая ходовая оговорка.

14

Soledad, ну увы. Лучше уж какие-то, чем совсем никакие. Зато этот его опыт возможно подарит уверенности в себе кому-то, кого оборзевшие маркетплейсы на что-то ощутимое нагреют.

13
0

Это именно то, чем я буду заниматься на пенсии. Уважуха

13

Soledad, дело не в чае, а в принципе.

12
0

Мужчина, добившийся решения в свою пользу, конечно, просто молодец ! Любой продавец на маркетплейсе должен быть готов к подобному исходу, и должен нести ответственность за свои действия: нет у тебя товара - не предлагай его к продаже, ошибся с ценой - отвечай за это деньгами. А иначе любое помойное ООО или ИП может выйти на маркетплейс и попытаться продавать воздух в надежде найти где-то товар дешевле до момента его поставки покупателю с уверенностью, что если не получится, то просто отменит заказ.

12

Шамиль, как бы да, надо просто указывать реальные сроки и не вводить в заблуждение людей. Но тогда они не купят, а ради этого все и делается

12
0

Начинай свой день с судебных тяжб

11

Булат, а я буду держать скрещенными пальцы, чтобы выиграл покупатель, ибо коммерсанты должны сами отвечать за свои т.н. сбои.

10

Soledad, принцип - отвечать за свои действия: торгуешь, принимаешь деньги за свой товар - будь добр поставить его покупателю. Нет у тебя товара - не торгуй, или иди купи у другого и отдай своему покупателю.

10
0
Отредактировано

Помимо дела ЦУМа также следим за делом по иску к Аэрофлоту, там были билеты в Таиланд по цене, которую Аэрофлот счел ошибочно низкой. Коллективный иск подан совсем недавно, если я правильно понимаю.

Парню респект, не каждый день суд ничтожит пункт из Условий продажи товаров аж самого Ozon.
Это дело не про 100 рублей.

10
Сообщник

Булат, а если бы из- за технического сбоя обогатился предприниматель за счет мужчины, работники ( которые в этом сбое виноваты) сразу и добровольно возместили бы покупателю ущерб?

9
0

Интересно, в обратку это сработает? Когда покупатель заказывает и отменяет заказ (по любой причине)?

9
0
Герой

Зла не хватает на Озон , последние заказы тоже были несколько раз отменены. И самое неприятное, после повторного заказа этого товара, он уже подорожал. Я думаю делают специально.
Еще заметила, кладешь товар в корзину и через буквально час, этот товар уже подорожал. У меня в корзине на 30 тысяч товара было собрано и когда решила оплатить, то не хватило денег для оплаты. Обычно пополняю озон карту и списываю с этой карты. А сумма на карте была ровно на товар собранный в корзине. Пришлось пополнить конечно. Сейчас я убираю в избранное ❤️ а не в корзину. Вот такие выкрутасы умудряются, имейте ввиду.

9
0
Отредактировано

Да, как раз таки OZON, дважды отказывал в доставке оплаченного товара из-за того, что товар закончился — первый раз купил за 23 тыщи на распродаже, но товара не оказалось, второй раз купил за 27 тыщ — и снова не оказалось, пришлось купить за 33 и, о чудо, товар приехал)

8
0
Герой

Аххахаха. Мужик - молодец) Дай бог здоровья тем принципиальным душнилам, которые готовы дойти до верховного суда, чтобы защитить права простых потребителей.

8

Юлия, нет. Давайте запретим женщин с чёрными волосами? А затем запретим выборы вообще. Запретить!

8

Сообщество