Как автосалон требовал у покупателя полмиллиона, а в итоге сам заплатил ему 750 тысяч
Изумительные истории
21K
Фотографии в коллаже — KELENY / Alexeysun / Shutterstock

Как автосалон требовал у покупателя полмиллиона, а в итоге сам заплатил ему 750 тысяч

60
Аватар автора

Елизавета Васильева

юрист

Страница автора

В мае 2021 года мужчина из Карелии решил купить Мицубиси Паджеро. Покупатель выбрал модель за 3,49 млн рублей и заключил с автосалоном договор купли-продажи, согласно которому Мицубиси должны были доставить в течение трех месяцев. Мужчина внес предоплату и стал ждать автомобиль.

Иномарку привезли только в октябре. Покупатель пришел вносить оставшуюся сумму и забирать машину, но менеджер автосалона сообщил ему, что цена выросла — придется дополнительно заплатить 472 000 ₽. Да и по увеличенной цене машину готовы отдать, только если он оформит автокредит, купит дополнительное оборудование на 21 000 ₽, полис каско, страховку от потери дохода и оплатит абонентское обслуживание.

Мужчине ничего не оставалось делать, как выполнить условия продавца. Он внес в кассу остаток стоимости, дополнительные 472 тысячи, уплатил страховую премию, подписал кредитный договор и на следующий день забрал новенькую Мицубиси.

А через несколько дней досрочно погасил кредит, вернул часть страховой премии и отправился в суд требовать, чтобы автосалон компенсировал ему все убытки.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Аргументы сторон

Покупатель. Я заключил дистанционный договор купли-продажи, автомобиль стоил 3,49 млн рублей. Мало того, что автосалон привез мою машину с опозданием на два месяца, так он еще и поднял цену почти на полмиллиона, заставил меня взять кредит и купить кучу страховок.

Продавец просто-напросто воспользовался ситуацией: автомобиль был мне нужен, а за эту сумму я бы все равно уже ничего не купил, потому что цены постоянно растут.

Все их ухищрения абсолютно незаконны. В договоре, который мы заключили, есть пункт, согласно которому цена машины не может увеличиться ни при каких условиях. Но в салоне меня заставили подписать новый договор с другими условиями, при этом со старой датой и номером.

Необходимости в кредите у меня не было, я собирался купить машину за наличные. Каско, страховка от потери дохода и абонентское обслуживание тоже были не нужны. Мне пришлось все это оплатить, чтобы забрать уже свой автомобиль и разбираться потом. В итоге я сразу погасил кредит, отказался от страховок — и теперь хочу, чтобы автосалон компенсировал мне все убытки.

Прошу вернуть мне 472 тысячи, которые я доплатил, и 164 293 ₽ как компенсацию процентов по кредиту и других дополнительных расходов, которые я понес из-за незаконного поведения продавца. Поскольку салон привез машину слишком поздно, требую с них еще 45 461 ₽ неустойки и потребительский штраф.

Автосалон. Ничего возвращать не собираемся. Мужчина согласился с новой ценой автомобиля, добровольно подписал кредитный договор и оформил страховки. Просим в иске отказать.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 2-461/2022

👍
Потребитель прав.

Автосалон и мужчина согласовали все условия покупки Мицубиси Паджеро в первом договоре. Продавец обязался привезти автомобиль к августу 2021 года, а покупатель — принять и оплатить его. Отказываться от своих обязательств без согласия другой стороны нельзя.

Суд считает, что автосалон должен продать иномарку на условиях первого договора. И обязан вернуть все деньги, которые мужчина потратил из-за увеличенной цены, навязанного кредита и страховок. Взыскиваю в пользу покупателя 664 293 ₽ убытков, 45 461 ₽ неустойки и потребительский штраф — 354 877,38 ₽.


Автосалон не согласился с выводами суда и подал апелляционную жалобу на решение.

Аватар автора

Апелляционная инстанция:

Дело № 33-1661/2022

👎
Автосалон ничего не должен.

Не можем согласиться с решением районного суда. В октябре стороны заключили другой договор, пусть и со старой датой. В нем обозначили новую цену и дополнительные требования к мужчине — оформление кредита и страховок.

Покупатель выполнил все условия, хотя вполне мог не подписывать и не исполнять второй договор, а настаивать на исполнении первоначального. Но истец добровольно принял на себя обязательства по оформлению автокредита и страхования. И не попытался оспорить второй договор.

К тому же, по сведениям официального дистрибьютора автомобилей Мицубиси в России, к октябрю 2021 года цена на Паджеро действительно повысилась. А значит, автосалон поднял цену обоснованно.

Отменяем решение первой инстанции и принимаем новое, которым в иске отказываем полностью.


Теперь с решением не согласился истец.

Аватар автора

Суд кассационной инстанции:

Дело № 88-15010/2022

👌
Согласны.

Все законно.


Тогда мужчина обратился с жалобой в Верховный суд.

Аватар автора

Верховный суд РФ:

Дело № 75-КГ23-3-К3

🧐
Суды запутались в договорах.

В мае 2021 года мужчина и автосалон заключили договор купли-продажи Мицубиси Паджеро по цене 3 497 000 ₽. По условиям этой сделки в стоимость включены все налоговые и таможенные платежи, сборы, транспортные услуги по доставке автомобиля до склада продавца. Цена для покупателя зафиксирована.

Когда покупатель приехал за машиной, ему сообщили, что отдадут ее только при условии доплаты и оформления кредитного договора со страховками. В этот момент появился второй договор, с другими условиями, который был подписан задним числом.

Суд апелляционной инстанции исследовал договор от 21 мая 2021 года, подписанный 13 октября 2021. Но не объяснил, как быть с первоначальным соглашением. В течение трех месяцев этот договор исполнен не был.

Продавец без согласия истца отказался от выполнения своих обязательств, чем нарушил его права и причинил убытки.

Кроме того, увеличить цену товара в зависимости от изменения стоимости его компонентов можно, только если это предусмотрено в договоре купли-продажи. В остальных случаях на покупателя нельзя возлагать предпринимательские риски. Потребитель — экономически более слабая сторона договора и не имеет возможности влиять на его содержание.

Отменяем все судебные решения и вновь отправляем дело в республиканский суд.

Аватар автора

Апелляционная инстанция:

Дело № 33-2558/2023

💰
Отдайте мужчине 750 тысяч.

И правда, автосалон не имел права отказываться от передачи мужчине автомобиля по согласованной цене. Покупатель внес предоплату, а сам договор никто не оспорил, поэтому он продолжал действовать.

Требования мужчины абсолютно законны, и районный суд в целом вынес правильное решение. Но вот убытки истец рассчитал неправильно, и суд пропустил ошибку.

Страховая компания полностью вернула мужчине страховую премию, которую он заплатил. В этой части его требования необоснованны. Автосалон должен компенсировать мужчине 472 000 ₽ — прибавку к цене, 14 309 ₽ процентов по кредиту, которые он успел выплатить, 10 623 ₽ — за абонентское обслуживание и 4276 ₽ — удержанная страховая страховая премия. А еще потребительский штраф — 250 605 ₽. Всего автосалону придется раскошелиться на 751 813 ₽.

Хотим отметить, что мужчина повел себя добросовестно и сразу же расторг кредитные договоры, а не стал увеличивать сумму своих убытков. В противном случае ответчик должен был бы вернуть ему гораздо больше.

Что в итоге

За нарушение прав покупателя и махинации с договорами купли-продажи автосалону придется вернуть 472 000 ₽ переплаты и еще почти 300 тысяч сверху.

Какие выводы надо сделать

Подобная ситуация в автосалоне — обычное дело. Покупателям часто навязывают дополнительное оборудование, страховки и кредиты. В этой истории автосалон не смог разобраться с документами — расторгнуть прежний договор и правильно оформить новый. Иначе мужчине было бы намного труднее вернуть деньги.

К аналогичным ситуациям сложно подготовиться. Люди часто ходят в обычные магазины и хорошо ориентируются в своих правах на цену по ценнику и правилах возврата неподошедшего товара. Но покупка нового автомобиля случается в лучшем случае раз в 3—5 лет. Рост таможенных платежей, изменение курса валюты, усталость от долгого ожидания и психологическое давление сотрудников заставляют подписывать чуть ли не все подряд.

Эта история — отличный пример добросовестного поведения потребителя и ошибки автосалона. Мужчина смог забрать машину по нужной цене и не потерять в деньгах. Почитайте, какие еще поводы посудиться с автосалонами бывают у покупателей.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Елизавета ВасильеваА вам приходилось сталкиваться с тем, что продавец требовал за товар больше, чем было оговорено изначально?
  • Far AwayРаньше я хотела что-то купить, ходила, сталкивалась примерно с таким отношением, психовала, уходила без покупки. Потом мама донесла до меня одну простую мысль - магазинам абсолютно пофигу, куплю я или кто-то другой. Они в накладе не останутся в любом случае. А вот я, потратив значительное время на подбор, внесение аванса, согласование нюансов и тд, и психанув, уйду ни с чем. Поэтому забирать деньги и отказываться от покупки в данной ситуации - равносильно "назло кондуктору пойду пешком". Салон полгода крутил ваши деньги без процентов, вы ждали, ничего другого не искали и не подбирали и потом просто забрать деньги и гордо уйти? При условии, что на них уже ничего похожего не купишь? Э, нет, дорогуши. Поэтому теперь я делаю что угодно - ругаюсь, пишу жалобы, но только не забираю деньги и ухожу без товара.184
  • Андрей Бликующие юристы всегда скромно умалчивают, что получить решение о том что ООО "Купы автомобыл" должно тебе 750 тыс рублей и получить 750 тыс рублей, это, как говорят в Одесе, "две большие разницы".17
  • Ольга МакееваАндрей, мне кажется это справедливо для людей, а с организации получить деньги проще38
  • Николай ПеревезенцевАндрей, во-первых, не в Одесе, а в Одессе, а во-вторых, не думаю, что из-за 750 тыс. руб. салон побежит закрываться.22
  • Андрей БМария, особенно с ООО с пустыми счетами и нулевым балансом.15
  • Nata NАндрей, согласна. В статье не написано, удалось ли действительно мужчине получить эти деньги. Или дальше решения суда дело не пошло.14
  • Ярослав МудрыйАндрей, токсик12
  • Петр ФилимоновМария, я знал компанию, которая каждые три года делала новые ООО, а старые банкротились с долгами перед людьми и государством в размере десятки миллионов. Ну а вы продолжайте верить, что с ООО получить деньги проще1
  • Твой учитель французскогоУ меня аж настроение поднялось после прочтения.93
  • HaraldМария, это вам только так кажется. Автосалоны (причем как серые площадки, так и крупные дилеры) регулярно продают всякий хлам по условиям комиссии, перекидывая авто на юрлица-помойки или зачастую вообще физиков, с которых ничего невозможно взыскать, вместе с этим хламом продаются мусорные "допы" в виде страховок, карточек помощи на дорогах и тд, эта продукция реализуется точно так же на основании агентских договоров, заключенных с ООО-помойками. Получить свои 750 тысяч в таком случае будет очень непросто.7
  • Сергей АлимовВывод: надо было брать тойоту.2
  • Андрей БNata, стоит задуматься, почему в России юристы помогаторы очень не любят вариант с так называемым гонораром успеха, оплатой своих трудов в виде процента от фактически взысканной суммы. Начинают рассказывать что это незаконно и тому подобное.9
  • Николай ПеревезенцевHarald, в своей стране город может называться как угодно, а здесь мы переписываемся на русском языке, поэтому и уточняю, что не Одеса, а Одесса, как, например, Таллин, а не Таллинн, Париж, а не Пари и Рим, а не Рома. И да, про возможность закрыться я писал именно про автомобильного дилера, а не про какое-то помойное ООО, у которого ничего нет, в т.ч. имени.43
  • Ольга Макеева7
  • ВладHarald, ага, вы наверное пьете кофе по Vienn-ски, предпочитаете автомобили из Deutschland-а ил на крайний случай из 日本. А Таиланд называете ราชอาณาจักรไทย и никак иначе?22
  • Петр ФилимоновМария, да я не спорю. Но общая тенденция российских компаний, в т.ч. и государственных по оптимизации расходов как раз и приводят к таким ситуациям. Если уж такие мощные компании как РЖД не чураются создавать фирмы однодневки, то что говорить про более мелкие конторы9
  • ВладHarald, а как насчет Република България? Кириллица как она есть. Или, к примеру, Београд, который мы называем Белградом? Столица станы по имени Ср̀бија (тоже на кириллице). Как, кстати и страна Україна, в которой находится первопричина нашего спора - Одесса. Кстати вы упомянули Беларусь, но ничего не сказали про её столицу Мінск. А почему? Кириллица в топонимах не основание для того, чтобы коверкать русский язык.31
  • ВладHarald, и, кстати, имя городу, который ранее назывался Гаджибей, дала Екатерина II, и она назвала его именно Одесса. А кое-кто пытается его исковеркать.23
  • Юрий ШараповАндрей, в Одессе...4
  • Не была, не замеченаО, да на фото именно мой родненький Рольф, в котором я обслуживаюсь. Буду знать про их махинации.1
  • HughMDБыло бы еще приятнее узнать, что он смог получить эти 750) А то часто решение суда можно в рамочку и на стену) У меня висит одно такое 😆3
  • Антон ШвецHarald, когда будем тут по-украински разговаривать, тогда и будет Одеса. А по-русски это Одесса и никак иначе, жемчужина Российской Империи, прославленный русский город-порт, четвертый по численности. В дальнейшем город-герой, один из крупнейших промышленных и туристических центров Советского Союза. А ныне, в результате политической ошибки, попавший на территорию враждебного государства, и теперь печально известный как место традедии в Доме профсоюзов.23
  • jaret_nДа. За месяц ожидания машина подорожала на 10 тыс рублей. Хотя какой то "левый" менеджер из этого салона мне позвонила в день прихода автомобиля и сообщила, что цена авто выросла на 96 тысяч рублей. (Изначальная цена 957000 была в 2020 году). Меня звонок застал в расплох, но я повторяла в слух все ее предложения ждя супруга, который был рядом. Он тоже был ошарашен.Но у меня в договоре был пункт что при подорожании, что я могу отказаться от него с возвратом предоплаты. Я сказала этой даме, что при таком росте цены я ее покупать не буду, она мне не нужна. Только сейчас, набирая комментарий я поняла, как они бы это сделали ( это был конкретный развод, на который мы не купились). В тот же день я позвонила с претензией е своему менеджеру и сказала, что мне озвучили рост цены авто в 96000 и я ее покупать на таких-то условиях не буду. Видимо он поверил мне (я действительно бы отказалась, хотя ждала ее месяц) и сказал , что машина всего на 10 тысяч выросла в цене. За эти деньги я ее и купила.2
  • Андрей СлепцовСамое печальное, это два первых предложения в выводах статьи: "Подобная ситуация в автосалоне — обычное дело. Покупателям часто навязывают дополнительное оборудование, страховки и кредиты." И длится это годами, пятилетками и даже десятилетиями. И конца и края нет. На 10 тысяч покупателей найдутся 100, кто подаст в суд, из них 10, возможно, выиграют на первой инстанции, но проиграют на остальных. Приведенный случай - редкое исключение из общего правила. Обычная позиция судов: ваша свобода выбора, как покупателя, не нарушена. Могли здесь отказаться, а купить в другом месте. Вот так...7
  • Igor ShkarinА сколько было потрачено на юридическое сопровождение?1
  • Виталий Бондаревда0
  • Роман МайоровАндрей, а какие еще есть варианты? Позволять автосалонам себя грабить? Безнаказанность порождает вседозволенность. Если каждый покупатель, который столкнется с подобным , будет подавать в суд на автосалон, то автосалонам станет неинтересно этим заниматься. Это тоже самое, как рассуждать: если профи может вскрыть любой замок, зачем вообще запирать квартиру, когда выходишь из дома?) Но большинство людей, и Вы, скорее всего, в их числе дверь запирают... Любую дверь можно взломать. Но многие предпочитают ставить надежные стальные двери. Хотя деревянные двери в разы дешевле) А по поводу взыскания с ООО: сейчас можно и учредителя к фин ответственности привлечь, а также и к уголовной. По моему опыту взысканий: В 3-х случаях из 3-х я смог взыскать по исполнительному листу с ООО, и 1 раз из 1-го не смог взыскать с ИП. Мое мнение: всегда нужно давать сдачи, независимо от того, есть шансы на победу или нет. Если каждый из нас будет давать отпор, не позволяя никому себя безнаказанно обманывать, заставлять принимать навязанные невыгодные условия, то мошенникам станет гораздо сложнее проворачивать свои махинации, а наше общество станет лучше. Не нужно ждать, пока кто-то построит безопасный мир для нас и наших детей, давайте каждый из нас сделает то, что в его силах, чтобы этот мир стал таким. Мы не знаем, получится или нет. Но точно ясно одно: если ничего не делать, точно не получится.19
  • ПолькаЖаль, что с судов, которые выносили неверные решения, нельзя тоже что-то стребовать. За моральный ущерб, за потерянное время и нервы. А то сидят там «юристы»- выпускники института Натальи Нестеровой и клепают решения от фонаря.9
  • Роман МайоровАндрей, Я раньше тоже так рассуждал. Но если задуматься, то непонятно, по какой причине юрист должен брать на себя риски клиента. Юрист делает определенные юридические действия, тратит на это свое время, применяет профессиональные знания, при необходимости участвует в судебных заседаниях. Если клиент может сделать все самостоятельно, так пусть сам этим занимается. Почему человек, обращающийся к юристу, не хочет потратить свое время, изучить юридическую практику, грамотно составить исковое заявление, собрать пакет документов, подать их в суд? При необходимости поучаствовать в заседании суда или подать ходатайство о проведение заседания без его присутствия (если не являться в суд без уважительной причины, иск могут вообще отклонить на этом основании. Потом подать апелляцию... ну и т.д.? Да, на мой взгляд, юристы часто объявляют неадекватные суммы за свою работу, могли бы быть поскромнее... Но это мое субъективное мнение и это совершенно не значит, что они должны работать бесплатно. Не говоря уже о том, что взысканные деньги поступают на счет клиента, у юриста нет никакой физической возможности отследить получение денег клиентом. Лично я поменял свое мнение по поводу гонорара успеха после того, как дважды самостоятельно подготовил исковое и собрал пакет, подал иск, а затем получил судебный приказ. Никого не хочу переубеждать, но самостоятельное участие в судебном процессе очень убедительно позволяет осознать ценность работы юристов)2
  • Natalia KopsovАндрей, Во всём мире адвокатские услуги оплачивают согласно временным затратам адвоката плюс ещё по некоторым сделкам дополнительной оплатой адвокатскиx трудов в виде процента от фактически взысканной суммы.1
  • Анатолий Коваленконет0
  • Vo SamНегодяи и преступники должны страдать! Жаль, что никого из них не привлекли за умышленное мошенничество!0
  • Alan GutnovВсё хорошо, но есть одна проблема. Теперь обслуживаться по гарантии, если гарантийный сервис предоставляется салоном или аффилированным с ним поставщиком услуг - просто нельзя, чтобы не нажить себе еще проблем и судов. Пока вот такая ситуация с салонами и их "слугами" - отказываюсь покупать новую машину, к сожалению покупаю из трейд-ин.0
  • Петр БеляевКонечно же покупатель прав. В данном случае к покупателю была применена специальная технология: "Вброс обманки". Работает очень просто, завлекают более низкой ценой, которая вначале являются предопределящим фактором выбора. Но когда процесс запущен, человек создает в своей голове систему подкреплений своего выбора (создает дополнительные аргументы в пользу своего выбора). В тот момент, когда автодилер меняет условия, у человека уже есть свои собственные аргументы, этого достаточно, чтобы а) не отказаться б) даже не чувствовать себя обделенным. И человеку невдомек, что все дополнительные аргументы явились следствием того самого первого критерия - более низкой цены. Это социальная психология. Данную технологию подробно описал Роберт Чалдини в своей книге "Психология влияния". Автодилеры используют технологию вброс обманки уже несколько десятилетий. Впрочем не только автодилеры.1
  • Alex Freemanмужик на иллюстрации похож на датского актера Ульриха Томсена0
  • владимир пузановНет.0
  • Сергей ДаниловДа. Было время когда я покупал джинсы!)) Я высокий, а цена стояла на джинсы маленький размер, так вот когда нашли мой, оказалось что они в 2 раза дороже!! Как мне сказали, А ВЫ КАК ДУМАЛИ? ТУТ МАТЕРИАЛОВ БОЛЬШЕ!!))1
  • Владимир ТелеутовНет, такого случая не было.0
  • Aleksandr TceluikoРоман, проблема в добросовестности юристов. Есть много случаев когда берут деньги и ничего не делают. Т.е. в суд то они конечно могут даже ходить, но с нулевым результатом.1
  • Роман МайоровAleksandr, к сожалению проблема добросовестности актуальна во всех областях... И при ремонте квартиры, и при покупке недвижимости, да и в любой сфере, даже в здравоохранении. Поэтому необходимо всегда держать ситуацию на контроле, не пускать на самотек, четко обговаривать перечень действий за оплаченные деньги и ориентиры по срокам. Юрист не может гарантировать решение судьи в пользу клиента, но свою работу по необходимым процессуальным действиям он должен выполнить качественно и в срок!1
  • Дмитрий ФеликсовичДа не честные продавцы и даже автомобильные салоны сейчас которые наживаются на простоте покупателя сейчас еще больше развелось, как будто в 90-ые попал1
  • ДанилВ Штатах у знакомого кальянщика такая же ситуация только с салоном Tesla. Разбил он свой Лексус и пошёл покупать Model 3. Подписал договор, внёс предоплату, ждал неделю. А ему автосалон: вам нужно доплатить, вы получите более новую модель, старых не осталось, а новая стоит дороже. Подключил юристов, наехал, получил своё. Без суда обошлось.0
  • Pavel IvanovAleksandr, большинство юристов вам могут поведать что в начале карьеры совершали ошибку договорившись на оплату при успешном выигрыше дела и далее были кинуты клиентом, ибо зачем платить, если можно не платить)0
  • СергейСамые наглые продавцы торгуют через бессовестный Яндекс Маркет, пользуясь полной поддержкой агрегатора. Так, в период бешеного роста цен и сокращения ассортимента импортных товаров на рынке в 2022 г, я попытался купить кошачий корм, который "ушёл с рынка". Оформил заказ с предоплатой и доставкой через неделю (двойная глупость!). Вместо 6 оплаченных упаковок через неделю привезли только 2 - "товар подорожал втрое". В чеке предоплаты две позиции, - корм и доставка. Количество упаковок не указано. Яндекс устранился, предоставить историю цены товара и цену пачки корма на момент оплаты отказался... В том же 2022 году Яндекс ещё дважды меня кинул. Выступая уже продавцом, а не агрегатором, неделю переносил доставку кофе со своего склада (большой заказ в офис), вынуждая переоформить его по новой цене. которая поднялась за это время почти вдвое. То же самое случилось на Новогодние праздники. Заблаговременно заказанный и оплаченный подарок в день доставки не привезли, отменили заказ и предложили купить тот же товар за совсем другие деньги с экспресс-доставкой. Маркет, как и остальные сервисы Яндекса, идут нафиг.1
  • Лада ШевчикВлад, уели вы Харальда👍😁0
  • Лада ШевчикHarald, с независимой Украиной вы поторопились явно. Она зависима. Причем от всех. Дай ей Бог мира и ума. И всем добра.1
  • Alexey KhomutovЧто за идиоты в некоторых судах? ((( Я в шоке... Ктг там сидел и чем думал в апелляционной инстанции?0
  • MerovingerАндрей, а дальше оперативно получается исполнительный лист и относится в банк, указанный в договоре с автосалоном. Банк принудительно взыскивает со счета деньги.0
  • Андрей БMerovinger, ... которых там уже нет.0
  • MerovingerАндрей, ну почему же. Сначала проверяется) например, через запрос в компанию под видом клиента сторонним человеком, на какой счёт им платить.0