Как автосалон требовал у покупателя полмиллиона, а в итоге сам заплатил ему 750 тысяч
В мае 2021 года мужчина из Карелии решил купить Мицубиси Паджеро. Покупатель выбрал модель за 3,49 млн рублей и заключил с автосалоном договор купли-продажи, согласно которому Мицубиси должны были доставить в течение трех месяцев. Мужчина внес предоплату и стал ждать автомобиль.
Иномарку привезли только в октябре. Покупатель пришел вносить оставшуюся сумму и забирать машину, но менеджер автосалона сообщил ему, что цена выросла — придется дополнительно заплатить 472 000 ₽. Да и по увеличенной цене машину готовы отдать, только если он оформит автокредит, купит дополнительное оборудование на 21 000 ₽, полис каско, страховку от потери дохода и оплатит абонентское обслуживание.
Мужчине ничего не оставалось делать, как выполнить условия продавца. Он внес в кассу остаток стоимости, дополнительные 472 тысячи, уплатил страховую премию, подписал кредитный договор и на следующий день забрал новенькую Мицубиси.
А через несколько дней досрочно погасил кредит, вернул часть страховой премии и отправился в суд требовать, чтобы автосалон компенсировал ему все убытки.
Аргументы сторон
Покупатель. Я заключил дистанционный договор купли-продажи, автомобиль стоил 3,49 млн рублей. Мало того, что автосалон привез мою машину с опозданием на два месяца, так он еще и поднял цену почти на полмиллиона, заставил меня взять кредит и купить кучу страховок.
Продавец просто-напросто воспользовался ситуацией: автомобиль был мне нужен, а за эту сумму я бы все равно уже ничего не купил, потому что цены постоянно растут.
Все их ухищрения абсолютно незаконны. В договоре, который мы заключили, есть пункт, согласно которому цена машины не может увеличиться ни при каких условиях. Но в салоне меня заставили подписать новый договор с другими условиями, при этом со старой датой и номером.
Необходимости в кредите у меня не было, я собирался купить машину за наличные. Каско, страховка от потери дохода и абонентское обслуживание тоже были не нужны. Мне пришлось все это оплатить, чтобы забрать уже свой автомобиль и разбираться потом. В итоге я сразу погасил кредит, отказался от страховок — и теперь хочу, чтобы автосалон компенсировал мне все убытки.
Прошу вернуть мне 472 тысячи, которые я доплатил, и 164 293 ₽ как компенсацию процентов по кредиту и других дополнительных расходов, которые я понес из-за незаконного поведения продавца. Поскольку салон привез машину слишком поздно, требую с них еще 45 461 ₽ неустойки и потребительский штраф.
Автосалон. Ничего возвращать не собираемся. Мужчина согласился с новой ценой автомобиля, добровольно подписал кредитный договор и оформил страховки. Просим в иске отказать.
Что сказали суды
Потребитель прав.
Автосалон и мужчина согласовали все условия покупки Мицубиси Паджеро в первом договоре. Продавец обязался привезти автомобиль к августу 2021 года, а покупатель — принять и оплатить его. Отказываться от своих обязательств без согласия другой стороны нельзя.
Суд считает, что автосалон должен продать иномарку на условиях первого договора. И обязан вернуть все деньги, которые мужчина потратил из-за увеличенной цены, навязанного кредита и страховок. Взыскиваю в пользу покупателя 664 293 ₽ убытков, 45 461 ₽ неустойки и потребительский штраф — 354 877,38 ₽.
Автосалон не согласился с выводами суда и подал апелляционную жалобу на решение.
Автосалон ничего не должен.
Не можем согласиться с решением районного суда. В октябре стороны заключили другой договор, пусть и со старой датой. В нем обозначили новую цену и дополнительные требования к мужчине — оформление кредита и страховок.
Покупатель выполнил все условия, хотя вполне мог не подписывать и не исполнять второй договор, а настаивать на исполнении первоначального. Но истец добровольно принял на себя обязательства по оформлению автокредита и страхования. И не попытался оспорить второй договор.
К тому же, по сведениям официального дистрибьютора автомобилей Мицубиси в России, к октябрю 2021 года цена на Паджеро действительно повысилась. А значит, автосалон поднял цену обоснованно.
Отменяем решение первой инстанции и принимаем новое, которым в иске отказываем полностью.
Теперь с решением не согласился истец.
Согласны.
Все законно.
Тогда мужчина обратился с жалобой в Верховный суд.
Суды запутались в договорах.
В мае 2021 года мужчина и автосалон заключили договор купли-продажи Мицубиси Паджеро по цене 3 497 000 ₽. По условиям этой сделки в стоимость включены все налоговые и таможенные платежи, сборы, транспортные услуги по доставке автомобиля до склада продавца. Цена для покупателя зафиксирована.
Когда покупатель приехал за машиной, ему сообщили, что отдадут ее только при условии доплаты и оформления кредитного договора со страховками. В этот момент появился второй договор, с другими условиями, который был подписан задним числом.
Суд апелляционной инстанции исследовал договор от 21 мая 2021 года, подписанный 13 октября 2021. Но не объяснил, как быть с первоначальным соглашением. В течение трех месяцев этот договор исполнен не был.
Продавец без согласия истца отказался от выполнения своих обязательств, чем нарушил его права и причинил убытки.
Кроме того, увеличить цену товара в зависимости от изменения стоимости его компонентов можно, только если это предусмотрено в договоре купли-продажи. В остальных случаях на покупателя нельзя возлагать предпринимательские риски. Потребитель — экономически более слабая сторона договора и не имеет возможности влиять на его содержание.
Отменяем все судебные решения и вновь отправляем дело в республиканский суд.
Отдайте мужчине 750 тысяч.
И правда, автосалон не имел права отказываться от передачи мужчине автомобиля по согласованной цене. Покупатель внес предоплату, а сам договор никто не оспорил, поэтому он продолжал действовать.
Требования мужчины абсолютно законны, и районный суд в целом вынес правильное решение. Но вот убытки истец рассчитал неправильно, и суд пропустил ошибку.
Страховая компания полностью вернула мужчине страховую премию, которую он заплатил. В этой части его требования необоснованны. Автосалон должен компенсировать мужчине 472 000 ₽ — прибавку к цене, 14 309 ₽ процентов по кредиту, которые он успел выплатить, 10 623 ₽ — за абонентское обслуживание и 4276 ₽ — удержанная страховая страховая премия. А еще потребительский штраф — 250 605 ₽. Всего автосалону придется раскошелиться на 751 813 ₽.
Хотим отметить, что мужчина повел себя добросовестно и сразу же расторг кредитные договоры, а не стал увеличивать сумму своих убытков. В противном случае ответчик должен был бы вернуть ему гораздо больше.
Что в итоге
За нарушение прав покупателя и махинации с договорами купли-продажи автосалону придется вернуть 472 000 ₽ переплаты и еще почти 300 тысяч сверху.
Какие выводы надо сделать
Подобная ситуация в автосалоне — обычное дело. Покупателям часто навязывают дополнительное оборудование, страховки и кредиты. В этой истории автосалон не смог разобраться с документами — расторгнуть прежний договор и правильно оформить новый. Иначе мужчине было бы намного труднее вернуть деньги.
К аналогичным ситуациям сложно подготовиться. Люди часто ходят в обычные магазины и хорошо ориентируются в своих правах на цену по ценнику и правилах возврата неподошедшего товара. Но покупка нового автомобиля случается в лучшем случае раз в 3—5 лет. Рост таможенных платежей, изменение курса валюты, усталость от долгого ожидания и психологическое давление сотрудников заставляют подписывать чуть ли не все подряд.
Эта история — отличный пример добросовестного поведения потребителя и ошибки автосалона. Мужчина смог забрать машину по нужной цене и не потерять в деньгах. Почитайте, какие еще поводы посудиться с автосалонами бывают у покупателей.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl