Алексей из Курска мечтал съездить в Италию. Он купил путевку и заказал оформление визы. Заплатил за все 55 тысяч рублей.

По условиям договора визу ему помогал оформить туроператор — для этого у Алексея запросили все документы и данные. Но консульство отказало в визе, и путешествие сорвалось. Оказалось, что в заявлении не было цели посещения страны. Возвращать деньги за путевку туроператор и агентство отказались. Страховая компания тоже не выплатила возмещение.

В итоге Алексей остался без отдыха, впечатлений и денег. Он пошел в суд и потребовал компенсацию за путевку, моральный вред, а еще неустойку и 50% штрафа сверху.

Почему мужчина потребовал деньги за визу от туроператора?

Путевку он купил в турагентстве, но фактически услуги оказывал туроператор. Тот, кто продает тур, формально почти ни за что не отвечает.

По договору турист должен был передать все документы для оформления визы. Что у него запросили, то он и представил. За три дня до выезда пришел отказ с формулировкой «Не указана цель и условия пребывания». Без визы поездка не состоялась. Тогда мужчина написал претензию и отправил ее по трем адресам: в турагентство, туроператору и в страховую компанию, которая выступала гарантом.

Свое требование вернуть деньги он обосновал тем, что тур сорвался по независящим от него обстоятельствам, а это существенное условие — можно требовать расторжения договора. Турагентство отказалось возвращать деньги: свалили вину на туриста. Туроператор и страховая компания вообще не ответили, и зря.

В итоге все три организации стали солидарными ответчиками в суде.

Что сказали суды?

Районный суд 👍

№ 2-2081/16-2016

Туроператор оказал некачественные услуги по оформлению визы. Доказательств, что он запросил и предоставил в консульство полную информацию, нет.

Некачественные услуги — повод для выплаты страхового возмещения.

Моральный ущерб, неустойку и штраф компенсирует туроператор.

Областной суд 👎

№ 33–862–2017

Возмещать убытки за несостоявшийся тур нужно, только если туроператор оказал некачественные услуги или не выполнил условия договора.

При заключении договора туриста предупредили, что в визе могут отказать. На такой случай есть отдельная страховка для непредвиденной отмены поездки, но мужчина не захотел ее покупать.

Туроператор все обязательства выполнил: подготовил и подал документы в консульство. В отказе он не виноват.

Так как туроператор ничего не нарушил, то это не страховой случай и выплата туристу не положена. Можно только вернуть деньги за вычетом фактически понесенных расходов, но компания уже якобы оплатила отель, заказала билеты, оформила медстраховку и оплатила услуги посредника для визы.

Ничего турист не получит: оснований для возврата денег за тур, компенсации морального вреда и выплаты неустойки не нашлось. Решение районного суда отменили.

Верховный суд 👍

№ 39-КГ17-15

Мужчина полностью оплатил путевку, но воспользоваться ею не смог. Оформлять визу должен был туроператор — может быть, через посредника, но для покупателя тура это неважно.

Пакет документов для визы формировал туроператор: он получил за это деньги. Это он не указал цель пребывания в Италии, хотя она была понятна даже по смыслу путевки. Это значит, услуги по оформлению визы были некачественными.

Здесь работает не только закон о туризме, но и закон о защите прав потребителей. Есть обязательные требования: для оформления визы нужны конкретные данные. Их можно запросить у туриста или заполнить самостоятельно. Туроператор не доказал, что сделал все правильно и указал в заявлении на визу цель поездки.

Даже если это не сделал посредник, отвечает все равно туроператор. И это он обязан доказывать, что не виноват.

Туроператор должен был сам все объяснить, запросить и предоставить куда нужно. Даже если что-то могло помешать поездке, нужно было об этом предупредить. Если этого не было сделано, можно требовать полного возмещения убытков — включая стоимость путевки, неустойку и моральный ущерб.

Нужно разобраться, предупреждал ли туроператор о возможных причинах отказа в визе и какую информацию запрашивал для оформления документов. Если турист предоставил все, что у него просили, но этого оказалось мало, виноват туроператор — тогда пусть возвращает деньги.

Есть еще одна гарантия для туристов. Расторгнуть договор можно хоть за день до вылета. Но в таком случае придется возместить туроператору фактические расходы. В этом деле нет ни одного документа, который подтвердил бы, что туроператор заплатил хоть что-то. Но областной суд откуда-то взял эту информацию и сослался на нее вообще без подтверждения. Это незаконно.

Итог. Решение областного суда об отказе в выплатах за несостоявшийся тур отменили. Теперь дело пересмотрят и учтут при этом замечания Верховного суда. Пока окончательного решения нет, но его опубликуют в открытом доступе. Верховный суд уже рассматривал такие дела, и туристам возвращали деньги: но только тем, кто не сдался.

Из-за отказа в визе всегда можно потребовать деньги за путевку?

Нет, не всегда. Если туроператор все сделал правильно, аккуратно заполнил документы и вовремя подал их в консульство, забрать все деньги не получится. В визе могут отказать, потому что турист вызвал подозрения или сам указал недостоверную информацию, например подделал справки о зарплате. Тогда туроператор не виноват.

Но сначала он должен доказать, что оказал качественные услуги. Это делает не покупатель путевки, а именно туроператор.

Если причина отказа в визе — плохая работа туроператора, он должен вернуть все деньги и выплатить компенсацию. Примером может быть не только ситуация с неуказанной целью поездки. Иногда загранпаспорт истекает раньше того срока, который требует консульство. Или в документах на визу туроператор не указал данные о регистрации брака, а виноватым делает туриста. Туроператор знает или может проверить, какая информация нужна для заявления, но покупателю путевки не говорит. Если в визе откажут по такой причине, требуйте все деньги за путевку.

Если в визе отказали по независящим от турфирмы причинам, забрать получится только разницу между стоимостью путевки и фактическими расходами.

Иногда турагентства прописывают в договорах штрафы: например, при отказе от путевки за неделю — 100%, а за две недели — 75%. Эти штрафы не всегда законные. Например, они не работают, если отказ произошел по независящим от сторон причинам. Нужно подтверждать фактические расходы, а не удерживать произвольные суммы.

Подтвердить расходы туроператор в любом случае должен не словами, а документами: чеками, платежками с указаниями дат отдыха и фамилий туристов. Какой-то общий документ на оплату гостиниц на июнь не подойдет. Может быть, туроператор на самом деле заплатит штраф отелю за отмену брони, но тогда пусть это подтвердит.

Как забрать деньги за путевку?

Читайте договор до того, как подписываете. Там может вообще не быть упоминания визы, а деньги за нее возьмут отдельно. Договор на оформление визы при этом сразу могут оформить на другую фирму. Потом будет сюрприз.

Следите, кто указан в договоре как исполнитель. Часто на вывеске одно название, деньги получает кто-то еще, а туроператор вам вообще неизвестен.

Проверьте, застрахована ли ответственность туроператора. Если сработает страховка, можно обойтись без суда.

Храните все документы, которые подписываете при оформлении договора. Если что-то вам дают на подпись в одном экземпляре, требуйте второй или копию. И читайте, пожалуйста, что написано в документах. Вы можете не знать, что есть требования к цели поездки и сроку действия загранпаспорта, но подпишете бумагу, что вас обо всем предупредили. Дадите козырь туроператору и деньги потом не получите.

Если поездка не состоялась по вашему желанию, все равно можно вернуть часть денег. Если виновата турфирма, можно забрать всю сумму.

Предварительно стоит проконсультироваться с юристом. Если дело выгорит, судебные расходы можно возместить. Платить госпошлину при обращении в суд вам не придется: здесь работает закон о защите прав потребителей.

Алгоритм такой:

  1. Обратитесь к туроператору с просьбой вернуть деньги. Напишите заявление и отправьте его всем, кто упомянут в договоре.
  2. Если деньги не отдают, напишите претензию.
  3. Составьте иск в суд с помощью юриста. Заодно он объяснит, куда его подавать и чем обосновывать позицию.
  4. В суде требуйте максимум: кроме суммы за путевку еще моральный ущерб, неустойку и штраф.
  1. Обратитесь к туроператору с просьбой вернуть деньги. Напишите заявление и отправьте его всем, кто упомянут в договоре.
  2. Если деньги не отдают, напишите претензию.
  3. Составьте иск в суд с помощью юриста. Заодно он объяснит, куда его подавать и чем обосновывать позицию.
  4. В суде требуйте максимум: кроме суммы за путевку еще моральный ущерб, неустойку и штраф.

Не гонитесь за низкими ценами, заранее оформляйте визы и на всякий случай купите страховку от невыезда.