Было дело: самокатчик наехал на женщину и заплатил ей за это 180 000 ₽
Изумительные истории
19K
Фотографии в коллаже — Roofsoldier / Yuta Stolyarova / Shutterstock / FOTODOM

Было дело: самокатчик наехал на женщину и заплатил ей за это 180 000 ₽

260
Аватар автора

Валерия Романова

юрист

Страница автора

Летним вечером 2022 года жительница Омска вышла из дома на прогулку с собакой. Она шла по тротуару, как вдруг в нее врезался мужчина на электросамокате. Женщина упала, а мужчина скрылся и даже не остановился спросить о ее самочувствии.

Пострадавшая вызвала ГИБДД и скорую помощь. Медики увезли ее в больницу, где диагностировали перелом ребра и множественные ушибы. От госпитализации пациентка отказалась, решила лечиться амбулаторно.

Сотрудники ГИБДД зафиксировали происшествие, но не признали его ДТП. Кикшеринговая компания, в которой мужчина арендовал самокат, предоставила полиции его данные.

Тем временем из-за травм потерпевшая месяц была на больничном. Она обращалась к неврологу в частную клинику, делала МРТ и другие исследования, покупала лекарства. Все это время женщина не могла нормально передвигаться и испытывала боль.

Через пару месяцев после происшествия женщина получила от полицейских данные виновника и обратилась с иском в суд. Там она требовала взыскать компенсацию морального вреда — 300 000 ₽, а также расходов на лечение — 21 700 ₽.

🙎 Потерпевшая. Я шла по улице с собакой, и внезапно меня задел мужчина на самокате, который ехал на большой скорости. Я упала, было очень больно. Собака тоже пострадала. Скорая отвезла меня в больницу, где у меня нашли закрытую травму головы, перелом ребра, ушиб позвоночника и левой голени. В больнице я не осталась, но не потому, что хорошо себя чувствовала: там была ужасная антисанитария. Я решила, что лучше буду лечиться дома.

После трех недель лечения мне стало лучше, но начались невыносимые головные боли. Пришлось обратиться в платную клинику, так как в поликлинике по месту жительства запись к неврологу была на месяц вперед.

Еще у меня с мужем был запланирован медовый месяц, а из-за этого самокатчика мы не смогли поехать. Реабилитацию я прохожу до сих пор.

Прошу взыскать с виновника 21 700 ₽ за МРТ, консультации врачей и лекарства. И 300 000 ₽ компенсации морального вреда.

🛴 Водитель электросамоката. Я не спорю, что наехал на пешехода. Но женщина сама виновата, она шла с собакой поперек движения. Я несколько раз просигналил ей и пытался объехать, но женщина не обратила внимания, и я ее задел. От нашего столкновения не могли появиться травмы, о которых говорит потерпевшая: ни травмировать голову, ни сломать ребро я не ей не мог.

Потерпевшая действительно упала, но потом сама встала, помощь ей была не нужна. А вот я не мог задерживаться, потому что торопился отвезти лекарства матери.

Позже я узнал от сотрудника полиции, что женщина пострадала. Уже в суде я перечислил ей 25 000 ₽: 4000 ₽ — на лекарства, остальное — за моральный ущерб. Все остальные требования считаю необоснованными: я содержу мать и детей, таких денег у меня нет.

В другом деле все может быть иначе

Мы рассказываем судебные истории, чтобы читатели понимали, какие решения принимают суды в разных ситуациях, какие документы помогут добиться своего и как избежать ошибок. Но право в России основано на законе, а не на судебной практике: если дело не дошло до Верховного суда, юридической ценности оно не несет.

Это значит, что в схожем случае суд может истолковать закон по-другому и принять противоположный акт или взыскать другую сумму. Однако это не мешает использовать доводы и формулировки из вынесенных решений, предъявлять те же требования и доказательства.

А еще такие судебные истории просто интересно читать: узнавать, из-за чего вообще спорят люди, которые живут рядом с нами.

Что сказали суды

Суд назначил судебно-медицинскую экспертизу, чтобы определить степень вреда здоровью истицы. Комиссия из пяти экспертов установила, что здоровью женщины причинен легкий вред: есть ушибы и травма грудной клетки.

Из-за них у пострадавшей обострились хронические заболевания, которые и стали причиной сильных болей и длительного амбулаторного лечения. Такое ухудшение здоровья не считается причинением вреда  . Однако есть прямая причинно-следственная связь между травмами, причиненными ответчиком, и обострением хронических заболеваний.

Невролог в частной клинике диагностировал у истицы закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение мозга, однако эксперты не подтвердили этот диагноз. Также они не подтвердили перелом ребра, диагностированный в травмпункте сразу после происшествия.

Пострадавшая обращалась в частные клиники за услугами, доступными по ОМС. Их можно было получить бесплатно. Истица не доказала, что обращалась за платными медицинскими услугами по крайней необходимости, вызванной угрозой жизни и здоровью. Суд не может обязать ответчика платить за то, что женщина могла получить за счет государства.

Оба участника происшествия считаются пешеходами, поэтому суд не может применить к ответчику меры как к водителю транспортного средства.

Принимаю во внимание, что из-за полученных травм у истицы обострились хронические заболевания, которые раньше не причиняли такой боли и дискомфорта. Но ответчик уже передал ей деньги, ежемесячно платит алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка, помогает матери, поэтому считаю справедливой компенсацию морального вреда в размере 100 000 ₽.

Еще ответчик обязан возместить истице расходы на судебно-медицинскую экспертизу — 53 000 ₽, а также госпошлину за подачу иска — 300 ₽.


Это решение не устроило водителя электросамоката, и он подал апелляционную жалобу.

Ответчик наехал на женщину на тротуаре, не оказал ей никакой помощи, скрылся с места происшествия. Мы согласны с решением суда первой инстанции и считаем, что размер компенсации морального вреда определен разумно и справедливо.


Мужчина остался недоволен определением и попытался обжаловать его в кассационной инстанции.

Суды верно определили важные для дела обстоятельства и дали им оценку. Судебные эксперты оценили полученные травмы и тяжесть вреда. Женщина месяц была на больничном, терпела боль. 100 000 ₽ — достаточная компенсация.

Что в итоге

Женщине компенсировали моральный вред, но она получила в три раза меньше, чем хотела. Стоимость медицинских услуг ей никто не возместил.

Водителю электросамоката поездка обошлась в 180 тысяч. И это за небольшое столкновение с легким вредом здоровью. Если бы травмы были серьезнее, мужчина заплатил бы больше.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Валерия РомановаНа чьей вы стороне в этой истории?
  • Boris DonutЯ в этой истории на стороне здравого смысла - велосипедистам и электросамокатам не место на тротуаре.305
  • ТучаТротуар — для пешеходов. Все остальные должны ехать по дороге. Если считаете это страшным/рисковым делом — ходите пешком.74
  • DGЯ сам езжу по городу на самокате и в этой ситуации однозначно на стороже женщины. Сбить человека на тротуаре и скрыться с места проишествия - это очень не красиво. Если уже и выезжаешь на тротуар, то ехать нужно медленно и осторожно, а перед пешеходами заранее тормозить.110
  • ТучаТёма, менять законы. Жду, когда маму/жену/бабушку какого-нибудь депутата собьёт самокатчик — моментально будут признаны транспортными средствами повышенной опасности.50
  • Анастасия КовалевскаяТуча, полностью согласна. "...она шла с собакой поперек движения" - чиво??? Тротуар - территория пешеходов, они могут ходить по нему как хотят: по правой стороне, по левой стороне, змейкой, по диагонали и т.д. Когда-то машины ездили по тротуару, сейчас всё не так. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем хотя бы средства с мотором, которые разгоняются до скорости машины, не будут ездить по тротуарам.93
  • Ирина Шипилова"Оба участника происшествия считаются пешеходами" Вот это, наверное, самое непостижимое в этой истории.92
  • КомпрессорщицаТолько вчера чуть не сбили сына 7 лет. Он шёл рядом, но не за руку. Тротуар узкий. Отвлекся на что-то, ушёл вправо на пару шагов и его чуть не сбил самокат!!! На тротуаре как на дороге, это никуда не годится. Когда уже власти что то предпримут, я боюсь гулять со своими детьми66
  • Павел СафроновBoris, но и не место на дорогах общего пользования! Они ж в зеркалах практически не отображаются! Летят как петух в одно место клюнул. Только специальные отдельные полосы и никак иначе.113
  • StrogonovГде люди ХОДЯТ СВОИМИ НОГАМИ, зачем там колёса? Для всех самокатчиков, ролеров и тд надо что то придумать22
  • cat ownerСкрывшихся от сбитого пешехода самокатчиков, роллеров и прочих велосипедистов - сажать. Именно сажать (вдобавок к штрафам). За само скрытие.46
  • cat ownerКурочка, а водитель-то чем виноват, если ему наперерез выскочил долбоклюй на самокате? Или, например, свалился под колеса самокатчик, едущий по правому краю дороги? Не потому свалился, что его машина задела, а потому, что в ямку, например, попал и равновесие не удержал. Лично видела кретина, упавшего (самостоятельно, без участия машин) на электросамокате в Алабяно-Балтийском тоннеле. Понятно, что в нынешней ситуации надо ждать подвоха в любой миг, но иногда эти лица альтернативного интеллекта на самокатах появляются вообще из ниоткуда. Про ПДД промолчу. В таких ситуациях жалко именно водителя.29
  • ласковый майПавел, Голову не включают вот и последствия6
  • ласковый майDG, Так думают единицы17
  • НатальяПавел, да мы бы и рады - у меня велосипед. Но их мало для Москвы, а уж про другие города и речи нет...6
  • Николай ПВот это конечно чудовище, я просто в ужасе "я конечно её сбил, но я ведь постарался избежать столкновения" "она конечно да, упала, но она ведь встала" "я конечно должен бы бы её помочь, но я как бы торопился.."81
  • ИгорьMaxim, ну а в столице вот по другому, роликов и скейтов - единицы, даже обычных велосипедистов не так много, а вот от самокатчиков и элетровеников нету спаса, гоняют, сигналят, пугают пешеходов, которым чуть ли не надо прыгать кувырком на газон при сигнале аки десантникам31
  • Сетевой леммингДмитрий, не будет меньше проблем. Потому что, как показывает практика, на этих велодорожках все так же будут бегать дети и гулять люди с колясками17
  • РоманНа стороне женщины. Как-то на пешеходной улице моего двухлетнего ребёнка чуть не сбила юная самокатчица, когда он резко побежал в сторону и оказался у неё на пути. Вместо того, чтобы просто остановиться, она зачем-то стала его объезжать, потеряла равновесие и упала. Естественно я побежал за ребенком, а не к ней на помощь. Её это видимо обидело и она вслед мне крикнула: «вы бы хоть извинились…»22
  • Boris DonutПавел, многие ли водители за рулем ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пользуются зеркалами? Во вторых, я считаю что ПДД, в части скоростного режима в городе должны быть гармонизированы со странами ЕС - 50км/ч в городе, 30 км/ч в жилых зонах, возле школ и т.п., и никаких нештрафуемых +20 км/ч. "Летят как петух в одно место клюнул" водителей на порядок больше.11
  • Данила ВолодарскийBoris, здравый смысл подсказывает два тезиса, а не один: "велосипедистам и электросамокатам не место на тротуаре" и "должно быть место, где велосипедистам и электросамокатам место, и которое не нужно делить с автомобилями". Пока второй тезис не получается обеспечить, с обеспечением первого тоже естественным образом возникают проблемы.6
  • Александр Класковый, так думают адекватные. процент адекватных примерно одинаковый везде: и на самокатах и на авто и среди пешеходов.20
  • Selen StСетевой, если они там ходят - то они виноваты, что на них наехали, ибо нефиг, это то же самое, что по проезжей части гулять. А вот если самокатчики/велосипедисты на пешеходной дорожке - то виноваты уже они. В том и разница. Если ответственность за столкновение на велодорожке будет нести пешеход, который туда вышел - то пешеходы перестанут там гулять.28
  • ИгорьЕкатерина, психолог то как вам может, если не замечаете, то к окулисту скорее26
  • Ivan GolodBoris, впервые искренне не понимаю почему человека дизлайкают, выдал базу же.1
  • Ivan GolodПавел, по моему опыту, учитывая разницу скоростей, обычно автомобиль обгоняет самокат и велосипед, а не наоборот. Какая связь с зеркалами? 🤔 Вы наверное с мотоциклами перепутали?4
  • Павел СафроновIvan, если есть свободное пространство на дороге, не занятое другим ТС, то мне лучше обогнать самокат/велосипед и уехать дальше. Мало ли что можно от таких ожидать. Допустим Вы стоите в пробке, а эти двухколесные ребята могут с легкостью маневрировать между полосами. Если мотоцикл хотя бы слышно и можно среагировать, то с остальными всё намного сложнее.4
  • Павел СафроновBoris, я пользуюсь зеркалами когда перестраиваюсь, паркуюсь и просто при движении в потоке.27
  • Boris DonutПавел, я, конечно, не обвиняю оголтело всех, но лично у меня, при движении в городе за рулем возникают вопросы ко многим другим участникам движения, например: где и почем куплены права; почему так не дорога своя, и так не ценится чужая жизнь и имущество?12
  • АлександрОчень многие с виду адекватные люди, становясь на самокат, становятся невменяемыми — удивительное явление! Гоняют по тротуарам, проносятся мимо в нескольких сантиметрах, звенят в звоночек, ездят парами и по трое, выскакивают на проезжую часть. Культуры управления самокатами нет, и как бы ни старались шеринговые компании увещевать пользователей соблюдать правила, неадекватных ездунов меньше не становится. Значит, надо наказывать. Причём наказание должно быть жестоким и неотвратимым. И звоночки снять с самокатов надо, потому что самокатчики думают, что это сигнал для пешеходов расступиться.19
  • Павел СафроновBoris, поверьте, мысли идентичны Вашим, только с крепким таким словцом.9
  • РоманКристина, понимаю, что ввязываюсь в заведомо неразрешимый спор, и все же. Это не наземный нерегулируемый железнодорожный переезд. Это пешеходная улица! А в моем случае, вообще центральная улица Краснодара, которую перекрывают на выходные, и люди туда приходят не для того, чтобы крепко держать детей за руки и постоянно оглядываться по сторонам, а то вдруг кто-то захочет промчаться по главной пешеходной улице города-миллионника в субботу днем, да ещё с такой скоростью, что не успеет затормозить!17
  • Юлия ХараИнтересная позиция самокатчика: я сигналил, а она не отреагировала 🤦 а если человек глухой, тугоухий? Значит, можно сбивать самокатом?25
  • Артём КоротковBoris, ваши бы слова да разработчикам ПДД и КоАП... Везде, кроме разве что магистралей с названиями "Московское шоссе", 50 и ни одного больше, да по факту быстрее там получается ехать только ночью или ооооочень небезопасным стилем.0
  • Артём КоротковIvan, в пробке наоборот, а главное, что эти олухи (не путать с адекватными велосипедистами) частенько и по встречке прутся, и промеж рядов, и вдвоём, а порой и с дитём. Если что, сам на велике по городу люблю ездить, не вижу проблемы соблюдать общие правила. Зато можно наоборот шикарно читерить — спешиваться и пересекать дорогу по попутному переходу, вместо того чтобы пропускать поперечную )))5
  • Светланаласковый, думают что бессмертные.0
  • СветланаBoris, это могут озвучить те, кто остался после ДТП жив. Ценить будут офигенно сначала ту жизнь, которая осталась. И во сколько всё стало обходится. А имущество...0
  • СветланаПавел, крепкое словцо нужно. Но паника какая-то будет. Кухонные беседы в помощь. Мысли ещё не научились читать...0
  • СветланаПавел, пусть едут и орут тогда!1
  • NomadBoris, Ну наверно тогда и пешеходов штрафовать за нарушение ПДД: 1. Переход в неположенном. 2. Нарушение перехода ПП согласно пункта 4,5 если это привело к ДТП. А вообще правильно ввести правило - сбили ВНЕ ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА виноват пешеход!!! С него оплата ремонта и компенсация водителя. Дорога - место для движения АВТОМОБИЛЕЙ!!! Если уж беретесь за наказание, то наказывайте всех! А то водителям ограничение, а пешеходам - ничего! Классический взгляд либерала....хахахахахха13
  • Сергей ПлаховПавел, башкой вертеть не пробовал, или она у тебя чтобы только чтобы жевать?0
  • Игорь БогачевBoris, Пешком хожу, самокатчики зло злейшее! им отдельный котел в аду организован!8
  • Сергей ПлаховПавел, башкой вертеть не пробовал? или она у тебя только для того чтобы жевать? Уже несколько десятков лет и водитель, и велосипедист, и всех почему-то вижу! И на велике у меня годовой пробег чуть ди не больше чем на машине.0
  • Игорь БогачевBoris, oris, каждому самокату, как и любому ТС должен быть присвоен государственный номерной знак, по которому любого нарушителя можно привлечь к ответсвонности! закон такой вроде был! НО у нас н Новосибирске таких гос знаков на самокатах нет, почему? непонятно? летают по тротуарам, малотки совсем без мозгов!12
  • Игорь БогачевBoris, Тема про самокаты, вы про купленные права......это другая тема!0
  • Anton AndreevBoris, норм им на тротуаре, просто они ездить не могут как люди -- постоянно носятся и сигналят. Я сам езжу на самокате и ещё ни разу не посигналил и всегда рядом с пешеходами сбавляю скорость почти на ноль. Короче говоря, пешеход на тротуаре -- главный.4
  • Олег ДьячковBoris, Если человек нарушает, то он нарушает независимо есть у него ТС или он идет пешком и скоростные режимы тут вообще не помощник, сбить можно и на 10 км\ч. Есть такое правило, сел за руль берешь ответственность, переходишь дорогу, берешь ответсвенность. А самокатчики по большей части почему абсолютно отключают голову, даже если у них есть и они умеют пользоваться велосипедом, мотоциклом, автомобилем, они как будто забывают элементарные правила движения и теряют страх.8
  • Pavel AsafovПавел, такую же проблему наблюдаю на западе в контексте гендерной дистрофии, когда мужчины заявляют себя женщинами и начинают соревноваться с настоящими женщинами в спортивных соревнованиях, выигрывая у них первенство (Лия Томас знаменитый пример). В итоге вопрос висит в воздухе: и в женских соревнованиях они выглядят ни к месту и прогнать их особо нельзя, потому что современная западная этика не позволяет. Предлагаю самокатчиков назвать транс-водителями и запретить их как пропаганду нетрадиционного вождения.8
  • Александр КвонBoris, зеркалами пользуются все водители, представляете? Мы не в странах ЕС, если вы еще не знаете, где живете. Правила ПДД пишутся в соответствии с реалиями страны. Еще надо понимать, что водитель, нарушивший скоростной режим, наказывается штрафом. И это фиксируется многочисленными камерами на дорогах. А чем фиксируются самокатчики, которые носятся по тротуарам и сбивают людей?2
  • Ангел хранительИгорь, прокатчики и без номеров четко знают кто, в какое время и где находится клиент на их технике. А также один он или нарушает рассекая вдвоем0
  • Ангел хранительNomad, а также некоторые пешеходы как и некоторые водители должны иметь при себе бейсбольную биту😅 чтобы уж совсем всё было поровну1

Сообщество