Как девушка вернула деньги за непройденное обучение и получила 130 000 ₽ сверху

Как девушка вернула деньги за непройденное обучение и получила 130 000 ₽ сверху

42

Летом 2018 года одна девушка поступила на платное отделение петербургского университета по специальности «лингвистика». Учебу нужно было оплачивать заранее: второй курс — до апреля 2019 года, третий — до апреля 2020 и так далее.

Студентка заплатила за три года обучения, а отучилась только два. После второго курса девушка ушла из вуза по собственному желанию — и попросила в деканате вернуть ей 245 000 ₽, которые она заплатила за третий курс. Но руководство университета отказалось возвращать деньги.

Тогда студентка обратилась в суд — потребовала вернуть ей плату за непройденное обучение, выплатить компенсацию морального вреда и потребительский штраф.

Аргументы сторон

Студентка. Я поступила в университет, но учиться не стала. Считаю, что вуз должен вернуть мне деньги за неоказанную услугу. А поскольку они не согласились сделать это добровольно, требую выплатить мне, как потребителю, штраф и компенсацию морального вреда.

Университет. Деньги мы не вернем, потому что уже потратили их на зарплату педагогам, учебники и ремонт корпусов.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция: 💰 👍

Дело № 2-4116/2020

Девушка права. Потребитель может отказаться от договора оказания услуг, это прямо предусмотрено законом. Истица имеет право отчислиться из университета, но при этом должна оплатить фактически понесенные расходы.

Ответчик утверждает, что потратил аванс студентки на зарплату сотрудникам и хозяйственные нужды. Но удержать предоплату или ее часть можно, только если деньги потрачены на обучение именно этой студентки. Таких доказательств в деле нет.

Еще представители вуза ссылаются на пункт договора, который разрешает им не возвращать деньги за текущий курс независимо от причины отчисления. Но этот аргумент несостоятелен: в деле речь идет не о текущем семестре, а о следующем.

Университет должен вернуть 245 000 ₽, уплаченные за обучение, а также выплатить 5000 ₽ компенсации морального вреда и 125 000 ₽ потребительского штрафа.

Представители университета обжаловали это решение в апелляционной инстанции.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция: 💰 👌

Дело № 33-1298/2021

Все правильно, оставляем решение в силе.

А потом — в кассационной.

Аватар автора

Кассационный суд: 💸 💸

Дело № 88-17232/2021

Согласны с тем, что ответчик должен вернуть девушке деньги за непройденный курс. А со штрафом и компенсацией морального вреда нижестоящие суды ошиблись.

Бонусы по закону о защите прав потребителей — штраф и компенсацию — можно взыскать, если исполнитель нарушил заключенный договор. Например, оказал некачественную услугу или по своей вине вообще ее не оказал. В этом деле студентка перестала учиться добровольно, университет ее прав не нарушал. Поэтому никакие дополнительные выплаты ей не положены.

Отменяем решение районного суда в части взыскания штрафа и компенсации морального вреда. А в остальном — оставляем в силе: вуз должен вернуть истице 245 000 ₽.

Такое решение возмутило студентку, и она обжаловала его в Верховном суде.

Аватар автора

Верховный суд: 🙌

Дело № 16-КФ21-906-К4

Кассационный суд правильно разрешил спор, поводов истребовать дело и рассматривать его в судебном заседании нет.

Верховный суд РФ — последняя инстанция, чтобы пересмотреть судебное дело. Обычно на этапе отказа все заканчивается. Но есть еще один способ отменить незаконное решение: подать жалобу лично председателю ВС РФ или его заместителю. Это скорее лазейка, чем еще одна инстанция: вероятность заставить Верховный суд все же рассмотреть дело очень мала.

Героиня истории направила председателю ВС РФ жалобу на определение об отказе в рассмотрении дела. Заместитель председателя истребовал дело, отменил отказное определение и передал материалы вместе с жалобой в коллегию Верховного суда по гражданским делам. Мол, присмотритесь повнимательнее.

Аватар автора

Верховный суд: 😅 💰

Дело № 16-КГ22-8-К4

Пожалуй, мы ошиблись. Кассационный суд зря отменил решения нижестоящих инстанций, а вот районный и апелляционный разобрались во всем правильно.

Студент может досрочно прекратить обучение. Никаких дополнительных материальных обязательств при этом не возникает.

На образовательные услуги в любом случае распространяется закон о защите прав потребителей, даже если обучающийся ушел из вуза по своей воле. Право получить назад свои деньги за непройденные курсы не зависит от вины образовательного учреждения.

Кассационный суд решил, что права потребителя не нарушены, так как истица сама отказалась от обучения. Это серьезная ошибка: нарушение заключается не в изъяне услуги, а в том, что ответчик не вернул девушке деньги по ее законному требованию. За это он и должен выплатить штраф. А компенсация морального вреда полагается всегда, доказывать нравственные переживания в таких делах не нужно.

Поэтому коллеги из кассационной инстанции напрасно отказали студентке в штрафе и компенсации морального вреда. А мы в первый раз проглядели это нарушение.

Отменяем определение кассационного суда, оставляем в силе решения районного и апелляционного судов.

Что в итоге

Университет должен вернуть девушке 245 000 ₽, а также выплатить 130 000 ₽ — потребительский штраф и компенсацию морального вреда.

Чем важна эта история

Бывает, даже Верховный суд ошибается, а районные суды выносят правильные решения. Только со второго раза, после указания заместителя председателя, высшая судебная инстанция смогла разобраться в этом незамысловатом споре.

По статистике, на рассмотрение в ВС РФ попадает около 1% жалоб. Теперь вы знаете, что можно пойти дальше — и в итоге выиграть дело.

В законе не установлен ни порядок, ни сроки рассмотрения председателем ВС РФ подобных жалоб. Но есть срок обращения — три месяца с момента вступления обжалуемого судебного акта в законную силу. Например, в этом деле девушка обжаловала определение кассационной инстанции. Оно вступило в силу в день вынесения — 21 июля 2021 года. Значит, обратиться к председателю она могла не позднее 22 октября. Срок рассмотрения жалобы в гражданской коллегии ВС РФ входит в эти три месяца.

С точки зрения материального права это дело тоже актуально. Потребитель всегда может получить деньги за неоказанные услуги — за вычетом фактических расходов, но не любых, а связанных именно с ним.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Теги: суд, право
А у вас были случаи, когда исполнитель не возвращал деньги за услугу? Расскажите в комментариях:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

афигеть аргумент: Деньги мы не вернем потому что мы их уже потратили! Представляю если бы в банке когда ты приходишь с вкладом и через время хочешь забрать деньги с процентами тебе говорят "Ой, а мы их потратили"

110

Марк, мы их раздали сотрудникам на зарплаты. Колхоз какой ттто

28

Russvet, Зарплату вперед за полгода никто не платит, аргумент у них изначально не состоятелен.

8

Марк, с ПФР же сработало)

1

Марк, во многих случаях театры, гостиницы, авиакомпании и т.п. не возвращают деньги клиентам за не оказанные услуги. Это связано с расходами, которые невозможно предотвратить. Например, гостинице восполнить утраченную бронь. В этом смысле законодательство их защищает.

0

Сергей, это неверно. Гостиницы как раз таки обязаны вернуть деньги за непрожитое время. А утраченная бронь, как вы выразились, это обычный предпринимательский риск. Театры так же возвращают всю сумму за билет, если обратились не позднее, чем за 10 дней. Если позже, то 30-50% от цены. Если не сможете пойти из-за болезни или смерти близкого родственника, то даже в день спектакля вернут сумму полностью

13

Инспектор, это не так. Потребителю во многих случаях не возвращается плата за услугу. Я проанализировал лишь часть законодательства. Например, плата за билет на поезда дальнего следования не возвращается потребителю, если билет приобретен по тарифу, не предусматривающему возврат денежных средств (абз. 2 п. 88 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473);​ не возвращается плата по истечении времени регистрации на авиарейс (пп. 3 п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ); в случае отказа от посещения концерта по инициативе посетителя (собственное желание) менее чем за 3 дня до даты проведения мероприятия, оплата не возвращается (ч. 12 ст. 52.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1; в случае отказа от места в гостинице по инициативе потребителя он обязан возместить гостинице расходы (п. 30 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853).

0

Сергей, аналогия с невозвратным тарифом в поездах/самолётах некорректна, так как у ВУЗа нет возвратного и невозвратного тарифа.
Аналогия с посещением концерта будет корректной только в том случае, если в договоре с учебным учреждением имеется аналогичное положение о том, что "деньги за оказание образовательных услуг не возвращаются в случае, если обучаемый откажется продолжения обучения менее, чем за Х дней до начала очередного курса/семестра".
В аналогии с гостиницей ВУЗу неплохо было бы доказать понесённые им расходы на проведение СЛЕДУЮЩЕГО года обучения (платить сотрудникам з/п и делать ремонт за счёт будущих доходов это как-то странно; это надо делать за счёт прошлых/текущих доходов)...

11

Скромный, даже если прописать в договоре, что деньги не возвращаются, то это будет противоречить Правилам об оказании платных образовательных услуг. Там содержатся императивные требования к такому договору. Пока не будет закреплено обратное, вуз всегда должен возвращать деньги вне зависимости от понесенных расходов. Как я понимаю, проблема в том, что вузу не восполнить место отчисленному студенту и как-то компенсироваться. При этом вне зависимости как отчислен студент: по его вине или по собственному желанию.

1
Герой

02.02.23, 07:56

Отредактировано

Сергей, и что не так с информацией в моем ответе вам? В п.30 Правил 1853-2020 закреплено право потребителя на односторонний отказ от услуги гостиницы с возмещением ФАКТИЧЕСКИ понесенных расходов, куда упущенная выгода гостиницы не относится. Про концерты и авиабилеты я не писала. В вашем первом сообщении речь шла о театрах. Но, в любом случае, я вам ответила с учетом Основ законодательства РФ о культуре и Правил, утв. ПП 1491-2020, где указала, что сумму полностью вернут, если обратитесь НЕ ПОЗДНЕЕ, чем за 10 дней, или в связи с болезнью даже в день мероприятия. Что касается авиа и жд билетов, то да, действительно, тут законодательство не на стороне потребителя, тем более, если билет невозвратный

1
0

Браво истице

37

Да, смогла дойти до победного ✊

1
0

Странный вуз какой-то. Мой мне сам предложил в свое время - а давайте мы вам деньги вернём, вы же в это время не учились? А тут аж до ВС дошли, лишь бы не платить.

22

irene.jay, и аргументы какие-то детские у вуза

19
0

У меня была аналогичная ситуация с колледжем, который отказался возвращать деньги за учебу, хотя я даже не приступила к сессии.

Оплата была помесячная с сентября, а сессия начиналась в ноябре. Колледж обещал удобное вечернее расписание, а по факту за день до начала учебы выложил расписание плавающее, когда пары начинались то до обеда, то после обеда. Такое расписание не подходило мне, поэтому я решила расторгнуть договор и отчислиться. Ко мне присоединилась другая сокурсница по тем же причинам.

Мы написали заявление на отчисление, но в колледже заявили, что деньги не вернут. Мол, период уже закрыт, деньги ушли и прочее.

Дома я посоветовалась с мужем, ознакомилась с практикой по таким делам в сети и вернулась в колледж требовать деньги.

Но, как оказалось, сокурсница оказалась быстрее: она за пару дней до меня уже потребовала деньги обратно и, видимо, пригрозила судом. В итоге деньги вернули нам обеим в течение нескольких дней.

21
0
Сообщник

01.02.23, 09:21

Молодец!

16
0

А кто-то судился таким образом со скиллбокс или другими обучающими платформами?

4

После этой вдохновляющей статьи, решила, что пора вернуть средства от гикбрейнс. Пока ситуация позволяет. Могу держать вас в курсе, если интересно

5

Ксения, очень актуально, тоже хотелось бы послушать!

3

Ксения, есть мысль пройти там обучение. Что, тоже кидают?

2
Герой

08.02.23, 08:08

Отредактировано

Ольга, пишут что курс может пройти каждый, но по факту это все равно что обучаться экселю по книге - версии программ не совпадают, на скрине одно, а по факту видишь другое, много терминов непонятных, может оказаться что скачивать нужно платную программу, ну и тд. Надо понимать что такого рода курсы разрабатывают люди без опыта преподавания, и доносят информацию как могут. Обратная связь только через условный чат в тг, или раз в сутки тебе ответит препод, но это опять же будет не диалог, а ответ в формате "выйди и снова зайди", или как в шутке про офис 1с и пролетающий мимо неисправный самолет "где мы?! - в самолете". И да, деньги не возвращают, говорят что несли какие-то там затраты и вернуть удастся не более 30% от стоимости. Лохотрон тот еще.

3

Ксения, мне присылали договор с условием невозврата денег. Я сказала по телефону менеджеру, либо переделывайте, либо я отказываюсь платить. Повесили трубку 😂

4
Герой

08.02.23, 06:04

Отредактировано

Ксения, видел недавно схожую новость именно про скиллбокс.
https://66.ru/news/society/260603/

1

Ксения, я покупала курс от SkillFactory, оплатила полную стоимость. По условиям договора в течение первых двух недель можно отказаться от обучения и вернуть деньги. Так как в процессе я поняла, что направление мне не подходит, то написала в чат куратору. Через пару дней без проблем все деньги вернули.
Поэтому считаю эту платформу надежной хотя бы в качестве обязательств перед обучающимися. Насчет качества обучения ничего не могу сказать.

0
0

"Альфа банк" продержал деньги, а обещанные проценты по депозиту не заплатил, сославшись на нынешнюю ситуацию в стране. Сотрудники банка убеждают клиента в том, что хорошо - вам ваше вернули. При этом со всех каналов идет реклама этого банка, а в передаче ЧТО ГДЕ КОГДА деньги раздают на право и налево, рекламируют себя. А на деле - лжецы

2
0

Что за ВУЗ?

1

Russvet, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

5
Герой

01.02.23, 18:41

Отредактировано

Это же не в первый раз такое скотское отношение к обучающихся уи них проявляется.
Кто все эти люди, которые год за годом туда поступают?

3

Алиса, на кого там учатся?

0
0

Браво!!! И спасибо за разбор!

1
0

Определенная логика в отказе взыскивать штраф за нарушение договора, на мой взгляд, была. Ведь обязанность возвратить уплаченное по расторгнутому договору в данном случае установлена законом, а не договором.
Это самое интересное в этом деле, остальное было и ранее, практики вагон.

1
0

Да. Начиная с ~2020 перестали возвращать сервисный сбор при отмене мероприятий.

1
0

Вот это настоящая заинтересованность в своей проблеме, стремление её решить и воля к победе! Достойно уважения!

1
0

Кто бы так московское метро прижучил, чтобы билет на 60 поездок, если до конца срока действия 45 дней не отъездил часть поездок - можно было вернуть?

1

Morpheios, так вы покупаете дешевле, чем за 1 поездку. В этом весь и «сыр». А совсем «бесплатный сыр бывает только в мышеловке»

0
0

Здравствуйте!
История августа.
Я оплатила обучение в опнайн школе. Переносила начала обучения 2 раза, а потом написала письменное заявление с разъяснением причин нежелания обучаться далее. Мне отказали в возврате денежных средств. Сослались на договор Оферты. Теперь мои деньги находятся на счету в этой школе. Предлагают их на другое обучение пустить.
А я уже и связываться с ними не хочу.
Но деньги так и не вернули

0

Ola, дорога в суд

3
0

А можно как-то с юристом связаться?

0
0

Вот черт, вот молодцы! Просто браво!

0
0

Да, были . Московская косметологическая компания Эдем, обманным путем навязали кредит и после того, как я приняла решение рассторгнуть договор, они не вернули все деньги, которые я оплатила по кредиту, не оказав все прописанные в договоре услуги. Ссылаясь на то, что они, (Эдем ) получили на свой счёт меньше , чем был оформлен на меня кредит. Т.е. повесили на меня ещё и проценты. Нас таких обманутых оказалось 11 человек. Написали коллективное письмо депутату... Но воз и ныне там....

0

Сообщество