В августе 2019 года я ушла из фитнес-клуба до конца срока действия абонемента.
Расторгнуть договор с клубом было легко, но деньги за неиспользованную часть абонемента пришлось возвращать через суд. В итоге получила 11 209,42 Р, притом что абонемент стоил 7540 Р. Расскажу, как все было.
Почему я ушла из клуба
Я пришла в фитнес-клуб в конце февраля 2019 года, потому что хотела заниматься у понравившегося мне тренера. На тот момент он работал только в одном месте, альтернатив не было.
Клуб представлял собой небольшой зал для занятий, но и цена соответствовала: годовой абонемент обошелся мне в 7540 Р. В стоимость входило только посещение тренажерного зала, некоторые групповые занятия в нем, душевые и раздевалки. Услуги персонального тренера я оплачивала отдельно.
Никаких проблем с фитнес-клубом не возникало, пока в августе 2019 года мой тренер не перешел в другой зал. Я решила последовать за ним, но до конца срока действия абонемента в старом клубе оставалось еще полгода. Я хотела вернуть деньги за этот период.
Вот что я для этого сделала:
- Подала заявление о расторжении договора с фитнес-клубом.
- Направила фитнес-клубу претензию, потому что добровольно он деньги не вернул.
- Обратилась в мировой суд с иском о возврате части стоимости абонемента. В суде также потребовала взыскать с фитнес-клуба неустойку, компенсацию морального вреда, убытков и штраф по закону о защите прав потребителей.
- Получила исполнительный лист и направила его приставам.
Расскажу подробнее о каждом своем шаге.
Заявление о расторжении договора
По закону я могла в любое время досрочно расторгнуть договор с фитнес-клубом без объяснения причин и вернуть деньги за оставшийся период действия абонемента. Препятствовать этому клуб не вправе. Единственное, что он мог сделать, — удержать деньги за фактически оказанные услуги. То есть фитнес-клуб мог вычесть стоимость тех месяцев, когда я ходила на занятия, но вернуть остаток был обязан.
В моем договоре с клубом был пункт, по которому фитнес-клуб не возвращает деньги, если я отказываюсь от его услуг по истечении месяца с даты начала действия абонемента. Такое условие недействительно, потому что ухудшает положение потребителя по сравнению с законом.


По моему договору исполнителем услуг был индивидуальный предприниматель, поэтому возник вопрос, по какому адресу подавать заявление о расторжении договора. Обычно такое заявление направляют либо по адресу места жительства ИП, либо по адресу, предусмотренному договором. В моем же случае не работал ни первый, ни второй вариант.
В договоре не было адреса для направления корреспонденции. А в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которую можно быстро скачать на сайте ФНС, информации о месте жительства ИП нет: предприниматель — физическое лицо, поэтому попадает под действие федерального закона «О персональных данных». Чтобы получить эту информацию, нужно писать запрос в налоговую инспекцию и ждать 5 дней. Тратить свое время на это я не хотела.
Поэтому я решила просто подать заявление в ближайшее ко мне отделение фитнес-клуба. Сделала это 10 августа 2019 года.
Не могу сказать, что у меня возникли какие-то проблемы с расторжением договора: администратор клуба дал мне форму, я заполнила ее и подписала в двух экземплярах. На своем попросила расписаться администратора, чтобы у меня осталось хоть какое-то подтверждение вручения документа клубу.
Отдельное заявление о возврате денег я не писала: заявление о расторжении договора предполагает такое требование. Но администратор еще раз предупредил, что по договору фитнес-клуб в таких случаях, как у меня, деньги не возвращает. На том и разошлись.

Ответ фитнес-клуба
Ответ не заставил себя долго ждать. 12 августа мне перезвонили из фитнес-клуба и сообщили, что договор расторгнут, но деньги мне не вернут: якобы условия договора и политика клуба не позволяют это сделать. Я попросила подготовить письменный отказ — вечером того же дня документ был у меня на руках.
В ответе на мое заявление фитнес-клуб сослался на незаконный пункт договора: месяц с начала действия абонемента прошел, поэтому деньги они вернуть не могут. Еще клуб рассчитал свои расходы на меня: общее количество моих посещений умножил на стоимость разового занятия по прайсу. В итоге, по расчетам фитнес-клуба, я еще и осталась должна, так как исчерпала стоимость абонемента.
Тут клуб тоже нарушил закон. Дело в том, что мой абонемент был безлимитным, я могла посещать зал сколько угодно раз в течение года. В договоре с фитнес-клубом не было речи о расчете стоимости услуг по количеству посещений зала. Поэтому сумму, которую клуб должен был мне вернуть, нужно было рассчитывать исходя из времени до окончания срока действия абонемента, а не из количества моих занятий.

Претензия фитнес-клубу
Так как добровольно клуб деньги не вернул, я решила писать претензию.
В ней указала, что могу расторгнуть договор с клубом в любое время и что по закону пункт, который запрещает мне требовать деньги за неиспользованный абонемент, недействителен.
Кроме этого в претензии я написала, что расчеты клуба незаконны. Фитнес-клуб не представил хоть какие-то документы, которые доказывают его расходы на услуги по моему договору. Поэтому стоимость дней, в течение которых я пользовалась абонементом, считала так: годовую стоимость абонемента разделила на срок его действия и умножила на количество дней до расторжения договора. Потом эту сумму вычла из стоимости абонемента по договору:
7540 Р − 7540 Р / 365 дней × 161 день = 4214,14 Р
По моим подсчетам, клуб должен был вернуть мне 4214,14 Р. Я потребовала перечислить деньги на мой банковский счет в течение 7 дней, реквизиты счета приложила к претензии.
Такой срок устанавливает закон, если у обязательства нет срока исполнения, этот срок невозможно определить или он определяется моментом востребования. В моем договоре с фитнес-клубом никаких сроков не было, как и возможности требовать неустойку, но я все равно просила ее выплатить.
По закону, если должник вовремя не возвращает деньги, он должен заплатить проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России. Эти правила применяются, если другой размер процентов не установлен законом или договором.
Точный расчет процентов я не делала — просто указала, что фитнес-клуб должен сам рассчитать дни просрочки и выплатить мне проценты вместе с деньгами за оставшуюся часть срока действия абонемента.



7 сентября я направила претензию на адрес одного из клубов фитнес-сети ценным письмом с описью вложения, чтобы у меня на руках осталась квитанция Почты России. Это доказательство того, что я пыталась решить спор без суда.
Письмо с почты никто не забрал — когда закончился срок хранения, оно вернулось ко мне. Деньги в досудебном порядке вернуть так и не удалось, поэтому я решила обратиться в суд.
Иск в суд
В претензии я просила клуб вернуть мне деньги за оставшийся период действия абонемента. Но в иске список моих требований был шире.
Вот что я просила взыскать с фитнес-клуба:
- Неиспользованную часть стоимости абонемента — 4193,48 Р. Сумма получилась чуть меньше, чем в претензии, потому что при подготовке иска я все перепроверила и обнаружила ошибку: фактический срок оказания услуг составил не 161, а 162 дня.
- Неустойку за просрочку возврата денег — со дня окончания срока рассмотрения претензии по день вынесения решения судом. Когда я писала иск, неустойка, по моим расчетам, составляла 92,83 Р.
- Компенсацию морального вреда в размере 5000 Р. По таким спорам, как у меня, суды обычно взыскивают не больше 2000 Р — я попросила сумму с запасом.
- Убытки, которые я понесла в связи с обращением в суд, — 186,64 Р. Сюда включила стоимость отправки письма с претензией клубу. Если бы я оплачивала услуги представителя, эти расходы также можно было бы включить в иск, но я защищала свои интересы сама.
- Штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя — по п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей». Если суд примет решение в мою пользу, фитнес-клуб должен будет заплатить еще 50% от присужденной суммы. Сумму штрафа рассчитывает судья, после того как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец этот штраф считать не должен — нужно просто указать в иске требование его взыскать.
Всего получилось 9472,95 Р без учета штрафа по закону «О защите прав потребителей».
К иску в качестве доказательств я приложила копии следующих документов:
- Договора с фитнес-клубом.
- Чека об оплате его услуг.
- Заявления об одностороннем отказе от договора и ответа фитнес-клуба на него.
- Претензии и квитанций Почты России о ее направлении клубу.






Иск я составила в двух экземплярах — по одному для суда и ответчика. Один экземпляр направила мировому судье участка по моему месту жительства, так как цена иска была меньше 100 000 Р и спор касался защиты прав потребителей. Госпошлину по таким спорам платить не нужно.
Пакет документов для фитнес-клуба я направила ему 21 декабря. Экземпляр иска для суда отправила чуть позже — 30 декабря: предварительно приложила к нему копии документов, которые подтверждали отправку искового заявления клубу. Так нужно по закону.
Рассмотрение дела и решение
Суд принял иск к рассмотрению 17 января 2020 года в порядке упрощенного производства, то есть без вызова сторон.
В порядке упрощенного производства рассматривают иски, цена которых не превышает 100 000 Р и которые не должны рассматриваться в приказном порядке.


Так как суд рассматривал дело в порядке упрощенного производства, мне не пришлось участвовать в судебных заседаниях и лично давать пояснения по иску. Все доказательства я представила в письменном виде. Клуб никакие документы в суд не направлял и не связывался со мной ни после подачи искового заявления, ни после рассмотрения дела.
В итоге 17 марта 2020 года суд вынес решение и взыскал в мою пользу 11 209,42 Р. Все требования суд удовлетворил в полном объеме, кроме компенсации морального вреда: ее снизил до 3000 Р. А еще неустойку не пересчитал на день вынесения решения — суд просто взыскал проценты по моим расчетам из иска, по состоянию на 27 декабря 2019 года. Обжаловать решение я не стала.
Хотя сама по себе присужденная сумма невелика, она почти в три раза больше того, что изначально причиталось мне без суда.
Фитнес-клуб решение не обжаловал, и оно вступило в законную силу 8 апреля 2020 года.
Исполнение решения
В конце июля я обратилась к мировому судье за исполнительным листом, на руки его получила 30 июля. Так долго получилось из-за коронавируса.
У меня было два способа взыскать деньги по исполнительному листу:
- через приставов;
- через банк.
В договоре с фитнес-клубом были указаны два расчетных счета клуба в разных банках. Я не знала, какой из них основной и на каком хватит денег, чтобы исполнить решение. Поэтому в банк обращаться не стала.
1 августа 2020 года я направила по почте заявление о возбуждении исполнительного производства приставам по месту жительства владельца клуба. Его адрес был указан в исполнительном листе. По информации с сайта Почты России, служба судебных приставов получила письмо 7 августа 2020 года.





Исполнительное производство — процесс небыстрый, на соблюдение всех формальностей требуется время. Сначала в течение 3 дней документы передаются конкретному приставу-исполнителю. Затем в течение еще 3 дней пристав изучает документы и возбуждает производство. Далее пристав-исполнитель направляет по почте постановление о возбуждении исполнительного производства должнику и взыскателю.
Затем нужно ждать: должник должен получить письмо, а пристав — уведомление о вручении. Если должник не приходит за письмом, оно лежит на почте 30 дней, а потом возвращается приставу. Пока у пристава нет уведомления о вручении или возвращенного почтой письма, он не начинает исполнительные действия.
В итоге деньги я получила только 30 сентября 2020 года. С момента, когда приставы получили мое письмо с заявлением о возбуждении исполнительного производства, прошло чуть меньше двух месяцев. Интересно, что постановление о возбуждении исполнительного производства я так и не получила.

Итоги
С момента, когда клуб отказался возместить мне стоимость неиспользованной части абонемента, до получения денег прошло чуть больше года. Семь месяцев я потратила на переговоры с фитнес-клубом и суд. На получение исполнительного листа и исполнительное производство ушло еще полгода. Если бы не пандемия, исполнительный лист я бы получила раз в десять быстрее.
Вся эта история стала для меня показательной еще и потому, что в аналогичной ситуации оказались еще минимум семь человек: они тоже решили перейти в другой клуб вслед за любимым тренером. Мы создали группу в мессенджере и обсуждали разные варианты действий, давали друг другу советы.
Насколько я знаю, до суда дошла только я. Некоторые добровольно отдали фитнес-клубу свои экземпляры договоров с прикрепленными к ним квитанциями об оплате: по словам администраторов, это было нужно, чтобы разобраться в ситуации. Услуги клуба пострадавшие оплачивали наличными, поэтому после передачи документов у них просто не осталось доказательств, которые нужны для суда.
Запомнить
- Не всему, что написано в договоре, можно верить: часто недобросовестные исполнители включают в договор незаконные положения, которые ущемляют права потребителей. Поэтому всегда нужно ориентироваться на закон.
- Внимательно относитесь к сохранности документов: не отдавайте свои экземпляры договоров и всегда просите расписаться на своей копии любого документа.
- Не бойтесь защищать свои права и идти в суд. За иски о защите прав потребителей не надо платить госпошлину, а многие споры рассматриваются в упрощенном порядке — вы ничего не потеряете.
отличная история! если люди чаще будут защищать свои права, другие люди будут реже их нарушать.
Алиса, согласна! Спасибо за хороший отзыв!
Наталья, добрый день. Подскажите, может быть сталкивались с такой ситуацией при решении Вашей. Я перестал посещать клуб в июне. Договор действует до марта. Я могу расторгнуть договор и попросить вернуть сумму за "с сегодня до марта" или с момента последнего посещения? Не посещал, т.к. опасался всей ситуации с пандемией.
Сергей, если вы не ходили по своему желанию, то с даты снятия ограничений на работу фитнес-клубов ваш абонемент снова начал расходоваться. То есть вы можете вернуть деньги только за период действия ограничений и за неистёкший период.
У нас был правовой разбор по возврату денег за абонемент в связи с коронавирусом: https://journal.tinkoff.ru/ask/korona-fitness/
Личный опыт: мой фитнес-клуб с марта заморозил абонементы до конца года. Заморозка прекращается в день первого посещения после открытия, но её в любой момент можно активировать заново - бесплатно, даже если в абонементе не было такой опции.
Нужно выяснить, какие правила действуют в вашем клубе. Если ограничения были сняты, и клуб не предлагал бесплатную заморозку, то всё время вашего непосещения абонемент расходуется, и деньги за прошедшие полгода вам не обязаны возвращать.
Я примерно таким же способом забирал деньги у фитнес-клуба, только не за неиспользованный абонемент, а за "депозит", как они его называли. Это работало так: предварительно вносишь некую сумму денег и потом тратишь её на персональные тренировки и т.п. со скидкой. Часть денег я потратил, но потом от тренировки прекратил и в конце срока действия абонемента попросил остаток мне вернуть. Фитнес-клуб отказался. Отправил претензию, ответа не получил, обратился в суд. Правда, получив судебный иск, финтес-клуб все-таки одумался и деньги вернул до решения суда, избежав штрафа в 50%. Но мне уже хотелось немного крови :), процентов по закону о защите прав потребителя, морального вреда и т.д., так что иск я не отозвал и на соглашение сторон не пошел, хотя, как выяснилось впоследствии, сумма, которую предлагал их юрист в качестве компенсации, была несколько больше, чем в итоге мне присудили. Судья значительно снизил сумму процентов за несвоевременный возврат денег (ГК это, как выяснилось, позволяет), моральный вред и расходы на юриста. Решение я потом обжаловал в городском суде, уже без по почте и без личного посещения, но безрезультатно. Деньги решил взыскивать через банк и исполнительный лист, так получилось гораздо быстрее. В целом, было интересно, но не знаю, захотел ли бы я во всем разбираться без знакомого юриста.
Вячеслав, да, к сожалению, приходиться сталкиваться со снижением процентов. Согласна с вами, что это может быть весьма интересной практикой
Я судился с птице фабрикой, из-за продажи мне просроченных яиц, им яйца стоимостью 46р обошлись в 21392р
Вы молодец! Так держать! Была похожая ситуация, но не хватало юридических знаний, кроме как припугнуть досудебкой - результат был гораздо менее впечатляющий чем у вас (я не про сумму, я про сам факт нагибания таких вот "клиентоориентированных" и хитроделанных бизнесменов)
Alex, спасибо!
Прочитал и даже расстроился: у меня два таких момента было и по обоим даже не вышли сейчас сроки исковой давности. Но претензионных не писал, а следовательно и доказать истину уже не получится. Эх.
Артур, претензионные письма - наше все. Надеюсь, что больше вы подобного негативного опыта не испытаете
Я не стала возвращать даже за целый год, мне здоровье и время дороже. Поступила неправильно, понимаю, но уж очень не хотелось бодаться с наглыми менеджерами.
Теперь терроризируют в смс-рассылке своими предложениями, никакие мои просьбы оставить меня в покое и исключить номер из рассылки не действуют.
Жанна, если у вас есть такая возможность, принесите им заявление/требование об отказе от рассылки и о прекращении обработки ваших персональных данных
Наталья, спасибо, надо доехать до них.
Спасибо вам большое за ваш опыт и отдельно - за приложенные файлы! Супер история! Я думаю, многим поможет!
Каков срок давности по таким делам?
Мой фитнес-клуб закрылся около трех лет назад.
Ария, общий срок исковой давности - 3 года. Но нужно будет доказать, что вы расторгали договор, а деньги вам не вернули (если я правильно поняла данную ситуацию)
Было пару детских абонементов на определенное количество занятий в ФХ. Поскольку дети - то болели, то просто ленились ходить, треть занятий осталась неиспользованной. Написала заявление на возврат в последний день действия абонементов - вернули остаток без проблем.
Небольшой нюанс. Лучше исполнительный лист нести сразу в банк. Это я из своего опыта говорю. Возврат денег происходит почти моментально. А приставы - тягомотчики те ещё.
Кстати, была у меня такая же ситуация, мне не хотел возвращать деньги SportLife за абонемент, который я купил для своего отца (отец уехал из страны, через 3 месяца после покупки). Администратор настойчиво рассказывала почему они не должны возвращать мне деньги. Но после того, как я пошёл выше, написал пару писем руководителю клуба, кажется, не помню, деньги вернули. За вычетом "использованных месяцев".
Данил, да, совершенно верно! Через банк все происходит быстрее. В статье описала почему выбрала иной вариант, но я согласна с вами
Вы - молодец!
Мне Зебра на Ленинградке в такой же ситуации ничего не вернула с августа 2020 года, но я лопухнулась, не взяла у них копию своего заявления с отметкой о приеме. И квитанции они у меня тоже забрали(((
Иванова, да. На том многие клубы и играют( я в статье как раз упомянула как у многих других клиентов, которые подавали уведомления о расторжении вообще все документы забрали (вроде как для того, чтобы в ситуации разобраться)
Похожая история. С меня требовали деньги за занятия, кривые мой сын не посещал. Бросил кружок, уведомили, а через несколько месяцев с нас потребовали оплату за непосещенные пару месяцев.
До суда не дошло, люди пришли в себя. После перерасчёта даже выяснилось, что они остались мне должны и даже попытались вернуть рублей двести. У меня осталось дурацкое ощущение, что за дураков держат, и ситуация повторится.
Alle, дикая ситуация(
Мне кажется в последнем клубе, в который я ходил, в годовом договоре было прописано, что первый месяц стоит половину стоимости абонемента, второй - четверть, а остальные десять размазаны по тому что осталось. Не уверен, что такая изобретательность клуба впечатлила бы судью, но уже тогда лично я был удивлен насколько же мерзкое у них там отношение к клиентам.
Автор, вы юрист? Так все легко и просто у вас получилось, на первый взгляд) Одно удовольствие читать, как люди вот так идут и защищают свои права! Сроки исполнения ужасают, конечно, но каждый такой успешный иск приближает нас к адекватному обществу и нормально работающим бизнесам
Evgenia, да, юрист. Не работаю с потребительским правом, но конечно знаю где и что смотреть. Спасибо за хороший отзыв!
Я следую вашему примеру, спасибо за подробный рассказ.сейчас я на первом этапе - написала заявление в клуб, ответ пришел, что "вы сами подписали договор где было написано про 30% которые мы удерживаем и потому мы вернем вам на эти 30% Меньше"
Я не согласна, буду писать претензию, еще и все просрочки потребую. А то както нечестно🤷должны вернуть ~23, а хотят только 13 выдать. Надеюсь, у меня получится и я утру им нос😁
Комментарий удален пользователем
Борис, да, к сожалению, по договорам оказания услуг предприниматели часто включают такие оговорки. Они сомнительны и с высокой степенью вероятности в суде не устроят, но я согласна, что судиться неприятно и порой того не стоит