Аватар автора

Аноним

спросил в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Я хочу добиться стабильного пассивного дохода, которого хватало бы на базовые потребности: где-то жить, что-то есть. Какую финансовую схему использовать? С чего начать свой путь к подобной цели?

Вижу необходимость инвестировать деньги в ценные бумаги, но какого-то плана нет. Помоги, Т⁠—⁠Ж!

Чтобы получать стабильный пассивный доход, нужно сначала что-то вложить: или труд, или инвестиции. А поскольку мой опыт — биржевые инвестиции, я могу ответственно рассказать именно про инвестиционную часть.

Для начала определим, сколько денег нужно получать в виде пассивного дохода, чтобы на них можно было прожить.

Вероятно, вы подразумевали какую-то нижнюю границу дохода, но в России эти цифры сильно колеблются от региона к региону. Для контраста возьмем Москву со средней зарплатой около 105 000 ₽ в месяц и Пермский край, где средняя зарплата составляет около 45 000 ₽ в месяц.

Какой размер капитала нужен для пассивного дохода

Чтобы получать пассивный доход, нужно создать капитал. Рассчитаем, какой капитал нужно иметь, чтобы получать стабильный пассивный доход.

Переведем желаемый месячный доход в годовой:

  • для Москвы: 105 000 ₽ × 12 = 1 260 000 ₽ в год;
  • для Пермского края: 45 000 ₽ × 12 = 540 000 ₽ в год.

Рассчитаем, какой капитал нужно иметь, чтобы получать среднюю зарплату в разных городах при средней доходности 15%. Примерно такую доходность сейчас дают длинные государственные облигации — ОФЗ. Вот что получается:

  • для Москвы: 1 260 000 ₽ × 100 / 15 = 8 400 000 ₽;
  • для Пермского края: 540 000 ₽ × 100 / 15 = 3 600 000 ₽.

Это самый простой расчет, в котором не учитывается даже инфляция. Но суммы все равно получаются пугающими, особенно если на текущий момент никаких накоплений нет.

Перейдем к следующему шагу.

Как создать капитал

Предположим, вы прикинули, какой капитал вам нужен, чтобы достичь цели. Пусть пока без учета инфляции — этого хватит, чтобы начать.

Теперь нужно понять, как его создавать. Для этого нужно разработать план. Я не знаю, как обстоят дела с зарплатой, накоплениями и долгами конкретно у вас. Поэтому могу просто посоветовать начать вести бюджет и анализировать, остаются ли у вас какие-то деньги в конце месяца, а если остаются, то сколько. Это поможет прикинуть, через сколько месяцев у вас на руках будет необходимый капитал.

Если это количество месяцев вас не устраивает, нужно что-то делать: увеличивать доходы, урезать расходы. К примеру, в последние годы становится популярным движение FIRE. Последователи движения ставят себе цель как можно раньше выйти на пенсию. Для этого они придерживаются тотальной экономии и стараются инвестировать максимально возможную сумму, чтобы как можно скорее накопить необходимый капитал. Конечно, такой аскетизм подходит не всем, и это нормально.

Проанализируйте, растет ли ваша зарплата и можете ли вы что-то сделать для ее увеличения. Вероятно, получится составить план таким образом, чтобы с каждым годом откладывать все больше денег.

Куда вложить капитал

Что точно стоит сделать прямо сейчас, даже если капитала еще нет, — разобраться в инвестициях. Азы мы объясняем в нашем бесплатном курсе — этого хватит, чтобы предпринять первые шаги.

Если у вас нет долгов или кредитов под высокий процент, стоит начинать инвестировать уже сейчас: чем раньше начнете, тем больше сможете заработать за счет сложного процента.

Поскольку вы пишете про стабильный доход, советую рассматривать облигации, потому что все параметры после покупки облигации фиксируются — даты и размеры выплат заранее известны. Я тоже постоянно работаю с облигациями и даже разработал скринер в гугл-таблице для поиска ликвидных облигаций.

Что касается конкретной суммы доходности, предлагаю брать за основу 15%. Это доходность, которую в текущих рыночных условиях предлагают дальние выпуски ОФЗ и корпоративные облигации надежных эмитентов.

График купонной доходности для корпоративных облигаций в зависимости от срока погашения. Источник: smart-lab.ru
График купонной доходности для корпоративных облигаций в зависимости от срока погашения. Источник: smart-lab.ru
Вопрос был задан 31.01.2020 и дополнен ответом эксперта 02.02.2021
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Успешный Успех

Приветствую вас,расскажу вам несколько советов исходя из своего опыта.
Немного о себе,я минималист,меня не интересуют культ потребления(крутые автомобили,отдых в Дубае, квартиры в центре и т.д) единственное что меня стало интересовать это мечта о том как бы выкупить больше своей свободы,большинство людей сейчас готовы работать на ненавистной работе без выходных много лет ради груды металла и бетонной коробки.
Это дало мне мотивацию инвестировать "каждый рубль отложенный сегодня даёт мне надежду не выходить на ненавистную работу завтра"а заниматься другими интересными делами,для этого мне нужно покрыть минимальные потребности в питании и оплаты коммунальных услуг.
Советы:
1)это долгосрочные инвестиции,не думайте что у вас это получится быстро,можно конечно ускорить процесс если будете работать на высокооплачиваемой работе.
2)для начала инвестируете небольшие суммы,более менее вы начнёте разбираться в этом через год,что-бы много не потерять.(вами будет управлять страх и жадность)
3)постепенно но постоянно пополняйте свой портфель.
4)покупайте акции более известных компаний.
,желательно иметь большую часть акций с дивидентами.
5)не покупайте акции на верхах,ждите просадки,но и дно вы не прощупаете.
6)составляйте диверсифицированный портфель(разные компании по немногу)для уменьшения рисков
7)не занимайтесь куплей продажей,больше потеряете.
8)имейте свободный кэш,в момент просадки докупайте акции.
9)действуйте спокойно не поддаваться эмоциям,спешка тут не нужна
10)ищите информацию в интернете,её там больше чем достаточно,не попадайтесь на мошенников.
Ко всем этому вы приедете с опытом,так что не откладывайте,удачи вам в инвестициях!

97
Не Он
Герой Т—Ж 🏆🏅💫

Успешный, "не покупайте акции на верхах"
хотелось бы, но почему-то всегда, какой бы низ ни казался низом, после покупки она начинает падать

24
Игорь Олейник

Успешный, а может просто стоит найти работу по душе? На самом деле, ваши ценности мне близки, однако ничего плохого в том, чтобы иметь качественный телефон (пусть и не самой последней модели) или путешествовать за границу, не вижу.

22
Nota Bene

Успешный, не совсем понятно, что подразумевается под свободой для занятия интересными делами. Как правило, интересные дела как раз и требуют расходов свыше прожиточного минимума: будь то спорт, путешествия, образование - что угодно. Нерешенный жилищный вопрос тоже никуда не денется.

7
Nico Shultz

02.02.21, 15:32

Отредактировано

Успешный, Это чисто мой кейс. Даже аватарка такая же. Успешный успех, ты мой брат))

5
Михаил Шардин

Успешный, вы молодец 👍

2
Nico Shultz

Успешный, Был бы благодарен, если бы ты поделился своим целевым капиталом, целевым месячным расходом и целевым withdrawal rate

1
0
Asd Asd

Как мы видим из графика, большинство эмитентов дают доходность 5-6% в рублях.
Все, что даёт доходность выше - имеет повышенные риски, и не должны покупаться неопытным инвестором из-за большого риска потерять свои деньги.

Уважаемые авторы и редакция, завуалированное обещание доходности 10% - это все равно введение в заблуждение ваших читателей, и не должно быть приемлемо в серьезном издании.

25
0
Sergey Arzumanov

Много зарабатывать, много откладывать. Финансовый капитал формируется из человеческого, на ровном месте пассивный доход не появляется.

Чтобы посчитать размер необходимого капитала для пассивного дохода, можно начать с правила 4%: ваши ежегодные расходы должны быть не больше 4% сбережений. Это правило очень грубое, но даёт примерное понимание суммы, которую необходимо накопить.

24
Анатолий Краев

Sergey, это правило работает для развитых стран, скорее даже для США, потому что в других случаях оно очень сильно может колебаться как в одну так и в другую сторону.
Но для России может подойти даже лучше, т.к. у нас выше инфляция и доходности по облигациям (на текущий момент).

6
Sergey Arzumanov

Анатолий, согласен, поэтому и считаю его достаточно грубым допущением. Оно вообще тестировалось на годах 26-90 для американского рынка, так что не факт, что в будущем будет также работать.

Пенсионеру в РФ тяжелее, потому что возникает валютный риск. С одной стороны, можно держать портфель из акций/облигаций США, но придётся рассчитывать расходы исходя из ежегодного снятия фиксированной суммы долларов.

С другой, портфель из российских акций и облигаций краткосрочный валютный риск снизит, но это сильный удар по диверсификации. А самое главное: у нас госбонды с акциями положительно скоррелированы, так что портфельный эффект будет ниже.

В общем, простого ответа нет, но 4% - первый шаг для того, чтобы оценить, как мало ещё накоплено...

3
0
Григорий Колесников

Первое с чего начинается ответ на такие вопросы - определение цели. Что хотим и в каком размере. Например: для региона хватит 50 тысяч в месяц (600 в год) для столицы пожалуй 100 тысяч в месяц ( 1,2 млн в год). Исходим из этих цифр - нужно чтобы годовой доход составил указанные цифры (или другие если потребности выше).
Теперь инструменты, набор зависит от терпимости к риску, акции - отличный инструмент с наибольшей доходностью, но бывают периоды, когда они снижаются - нужно быть готовым к этому, есть менее доходный но более стабильный инструмент - облигации. Что касается доходности, исходя из опыта и аналогичной для меня задачи по достижению некоторого уровня нетрудовых доходов, российские акции приносят 7-10% дивидендами, облигации надёжных эмитентов наших дают от 6% до 8% в год, однако при желании, чуть большей терпимости к риску и упорстве в освоении и применении некоторых аналитических навыков (рассчитать коэффициент альтмана, коэффициент текущей ликвидности и другие показатели, оценивающие финансовую стабильность компании) можно попробовать и высокодоходные облигации, там можно и 10% и 12% за год заработать (но это не для новичка) и возможно самый интересный инструмент - акции американских компаний. Есть ряд преимуществ, из которых и формируется доход, если связаться с этим инструментом:
1) доллар, который растёт по отношению к рублю в среднем на 9% в год
2) дивиденды 3-4% в год, однако выплачиваются раз в квартал что очень приятно
3) подавляющее большинство компаний сша повышают дивиденды, кто-то на один цент, а кто-то на 10% в год. Ещё чем мне рынок США нравится, огромное количество отраслей и очень крупных компаний в этих отраслях (есть из кого выбрать), у нас такое разнообразие есть только в нефтегазовой отрасли.
Ну и технические пожелания - не бояться пробовать, не связываться с кредитными и заемными деньгами для инвестирования, если новичок, начинать с небольших сумм и понятных простых инструментов (откройте брокерский счёт, почитайте какую компанию можно взять в дивидендный портфель и купите) Для себя также правило придумал и ему следую - акции не продаю никогда, если упала только докупаю. Простой пример, чтобы понять что такое усреднение и зачем оно нужно, цена на яблоки 100 рублей, я купил одно яблоко потратил 100 рублей, потом цена на яблоки упала до 50 рублей (и мой капитал тоже стоит 50 рублей) казалось бы я в большом минусе, но я покупаю ещё одно яблоко за 50 рублей и просто жду, через некоторое время цена вернулась к 100 рублям (в итоге я потратил 100+50=150 рублей, а у меня два яблока по 100 рублей и капитал мой стоит уже 200 рублей) с акциями точно также.

19
Sergey Arzumanov

Григорий, аналогия с яблоками наглядная, но не соответствует действительности. Если речь идёт именно про отдельные акции, то в среднем они приносят убытки.

6
Григорий Колесников

Sergey, пока мне убыток только принесли нижнекамскнефтехим, татнефть и новороссийский морской торговый порт (ну как убыток - немного в цене снизились, отрастут когда-нибудь я же их не буду продавать в ближайшие лет 30) остальные 25 позиций в плюсе (в принципе большого значения это не имеет, главное стабильность выплат дивидендов). Если не отдельные акции покупать, а индексы - отличная идея для роста капитала, а вот для дохода нетрудового не подходит ибо не приносит индексный фонд денежный поток, если его не продавать.

6
Sergey Arzumanov

Григорий, на горизонте «ближайшие лет 30» много отдельных компаний обанкротится. Поэтому слепое усреднение с ними работает плохо. В индексах по капитализации такие вещи автоматически выравниваются.

Продавать индекс выгоднее, чем получать дивиденды от входящих в него компаний. Как минимум сэкономите на налогах. Вот статья Финекс на эту тему https://finex-etf.ru/university/news/dividendy_retsept_prigotovleniya_iz_etf_s_reinvestirovaniem/

15
Григорий Колесников

Sergey, абсолютно правы для ситуации, когда поток не нужен именно сейчас. Индексы - классная идея, ничего не нужно придумывать, подобрал портфель из etf с низкой корреляцией и всё. Но есть одно НО - когда понадобится продать, чтобы начать получать поток денег рынок может быть медвежьим для того актива, который соберёмся продавать, инвестор будет думать, что он потратил 4% от капитала в соответствии с одним из правил FIRE, а на самом деле с учётом снижения на 20% (например) он уже потратит 5% а вот дивидендам всё равно медвежий или бычий рынок раз в год извольте получить (в американских вообще раз в квартал). Считаю что обе стратегии - отличные варианты, это уже вопрос предпочтений, пожеланий и комфорта.

10
Sergey Arzumanov

Григорий, предпочтение дивидендов - это одно из проявлений поведенческих искажений. Насчёт того, как сказываются продажи во время медвежьих рынков на доходности (и стабильности дивидендных выплат в такое время) в интернете достаточно материалов, приводить их в комментариях особого смысла нет

3
Lupus Est

Sergey, я лично и отдельные дивакции беру (сейчас около 50 разных), и в ETF вкладываюсь. Через 20 лет проверим какая стратегия была верней.

4
Alena Tyusheva

Lupus, да, самое лучшее сочетать оба метода

3
Михаил Шардин

Sergey, сложно подобрать отдельные акции - много тонкостей, да.

2
0
Юрий Рузавин

Для того, чтоб жить с купонов, мало просто купить облигации. Надо составить целый календарь выплат, чтоб они приходили каждый месяц. Я бы посоветовал человеку обратиться к финансовому консультанту, чтоб провести точные расчеты, иначе к своей цели он может так и не прийти. Ну и процент в облигациях довольно не высокий, инвестировать придется долго даже для прожиточного минимума с учетом собственной жилплощади (возьмем 30 000 рублей х 12 = 360 000/год. Значит, при среднем проценте по облигациям в РФ (возьмем 6%), накопить нужно 6 000 000. При средней же з/п в 40 000 и возможности откладывать 10 000, даже с учетом "магии" сложного процента, копить придется ээээ, долго. Мягко говоря. Не для среднестатистического жителя РФ)

PS.Про зарплату в 92 000 рублей в Москву - Вы сами в это верите? :) Зайдите на HH.ru, посмотрите что предлагают линейному персоналу, затем подумайте, сколько жителей Москвы этим персоналом являются. Ну и возвращайтесь с приземленными цифрами, а не разными Росстатами, которые складывают картошку с манго и выводят среднее

17
Isa

Юрий, а чем облигации лучше недвижимости. За эту же сумму вполне можно приобресии недвижимость с такой доходностью - арендой. При этом будет расти ее стоимость.

2
Станислав Кузнецов

Isa, так может рассуждать только человек либо удачно вложившийся в недвижимость и нашедший отличного арендатора, либо человек, который представляет это только в теории. Я купил квартиру в 2014, сделал там косметический ремонт, заменил двери, окна, трубы и пр. А вот продать даже за ту же цену последние годы было невозможно. Может только сейчас с большим ажиотажем можно попробовать её продать по ценам 14 года. Вот только в долларах получится куда меньшая сумма. За это же время сменилось 5-6 арендаторов, 3 из которых съехали потихому не заплатив. И это я ещё молчу, что арендаторы убьют весь ремонт, ведь не своё же. А доход с аренды вряд ли превысит процент по облигациям. Я вот больше не свяжусь с недвижкой в целях инвестирования. Если только с целью перепродажи. Или как защитный актив с последующим дарением детям.

7
Ерофей Дорогин

Станислав, Выводы очень просты:
1. Вы не умеете покупать недвижимость
2. Вы не умеете её сдавать
3. Вы не умеете считать.

Ваш путь очень просто и состоит из 3х пунктов:
1. Депозит
2. Депозит
3. Депозит

И всё 3 пункта только в госбанке.

2
Станислав Кузнецов

Ерофей, Нет, спасибо. Депозиты закрыл и пару лет инвестирую. Уж лучше сейчас облигации купить на долгосрок. А квартиру при возможности продам, о которой писал в предыдущих сообщениях. Честно не представляю, где сейчас можно купить квартиру и сдавать её с доходом хотя бы больше депозитов в 8,5%, которые сейчас дают банки. Поделитесь знаниями? И расчетами, раз уж вы считать любите и умеете.

1
Ерофей Дорогин

Станислав,

1. Без обид - знаниями делюсь/рассматриваю (вместе с потенциальными инвесторами) их ситуации/предлагаю варианты движения дальше, но не бесплатно. Сразу - я не инфоцыган, не имею продавающих аккаунтов в соцсетях, никому не навязываюсь.

2. Продавайте квартиру. Только будьте готовы обесценить Ваши деньги разика так в 2-3 на горизонте 5-7 лет. Облигации в цене не растут. Исключение - чудеса вроде вхождения в почти junk-bonds, например, Греции начала 2010х с их чудесным преображением после предоставления помощи от ЕС. Но это шанс равный выигрышу в лотерею (например, потому что помощи могло и не быть). 1к квартира в хороших районах Москвы в 2000-1 гг стоила $ 20-30K (при этом видел реальные варианты стоимостью $11-13К - да, в не лучших районах и локациях, но было и такое). В 2008 г. она же стоила $230-240K. Даже сейчас после 3разового обесценения рубля она стоит +\- $150-170K. Теперь покажите мне хоть одну облигацию с такой доходностью ?!

И да, не хотите зайти в облигации легендарной инновационной сверхперспективной компании "Роснано" ? Которая сейчас (до заявления Силуанова) вообще поставила под вопрос понятия "госгарантии" и весь фондовый рынок страны, даже такой убогий и отсталый.
+ изучите историю, сколько облигаций дефолтнулось после 2008 г. Ну очень "жирные" эмитенты были !

3. Расчёты могут быть самые разные. Если Вы зайдёте в квартиру в дальнем Подмосковье на границе с Рязанской областью (судя по Вашему описанию - это Ваш любимый тип объектов) это будет один расчёт. Если объект в центре Москвы - другой. Объекты на окраине Лондона - третий, объект в Берлине - 4й, ОБъект в провинции Великобритании 5й, и т.д.

Про доходность. Я вот очень скептичен к Подмосковью, но лично знаю работающий вариант (не мой - скажу сразу) - покупка хороших объектов, далее возле них возник МЦД + развилось Сколково, в результате доходность за 20% годовых от сдачи с ростом стоимости активов х3. Это раз.
Есть варианты с доходностью 7-10% в валюте за рубежом. Это два. Другое дело что их надо искать, изучать и правильно заходить.

2
Станислав Кузнецов

Ерофей, спасибо за подробный ответ. Не все живут в Москве и не у всех есть возможность вложить десятки миллионов в московскую недвижимость. Моя история была про покупку квартиры в географическое центре Самары. Покупка изначально была не с инвестиционной целью. Если брать период с 2000 годов, то можно посмотреть на сколько выросли акции Сбербанка. В 300 раз. Поэтому всё познаётся в сравнении. Я за диверсификацию. Беру и облигации и акции и если будет возможность буду инвестировать в недвижимость. Все яйца в одной корзине держать опасно, что бы это ни было. Прошлая доходность не гарантирует такую же доходность в будущем.

1
Ерофей Дорогин

Станислав, Прошлая доходность, действительно, ничего не гарантирует. Акции Сбербанка просели в последнее время на ~ 30% от пика.

Никто не говорит, что надо заходить только в Москву на 10ки млн. Москва она разная. Есть центр, есть окраины, есть Новая Москва...
Если присмотреться и оценить - есть Подмосковье, есть Питер...

Ваши деньги - Ваши решения.

0
Isa

Станислав, средняя доходность квартиры при сдаче в аренду по стране составляет 6% годовых.

1
Иван Петров

10.02.21, 14:56

Отредактировано

Станислав, а как же можно всегда выгодно сдать, быстро продать, вечно растет в цене, железобетонные гарантии, можно пощупать и гвоздь забить? Риэлторы всё это время врали что ли ? ;)

2
Станислав Кузнецов

Иван, в Москве может сдать выгодно и можно. Быстро продать конечно можно, но гораздо ниже рынка. Уверен, что продать акцию или облигацию удастся куда быстрее) Про рост цены, как оказалось не всегда. А риелторы живут на продаже недвижимости. Был бы я риелтором, я бы тоже расхваливал покупку недвижимости.

4
Isa

Станислав, вы просто неудачно купили квартиру. Есть люди которые на этом построили свой бизнес. Выкупают квартиры, делают ремонт и продают с выгодой.

1
Станислав Кузнецов

Isa, я не спорю. И не отрицаю такой возможности. И сам бы этим занимался для диверсификации. Просто не у всех есть возможность вкладывать миллионы. Сейчас у меня есть другой опыт. В конце 20 я себе купил квартиру и сейчас она на 40% дороже. Основной посыл, что рынок жилья не всегда растёт, а если растёт, то не всегда обгоняет инфляцию.

2
Юрий Рузавин

Isa, на недвижимости не удастся получить такую доходность (в среднем это 4-6%, зависит от региона, сезона, типа аренды и т.д.), ликвидность недвижимости в разы ниже облигаций, срок окупаемости - в разы выше (условно, облигации можно окупить за год, получив заданную доходность, у недвижимости - можно посчитать ROE и P/E, но менее, чем на 20 лет в РФ рассчитывать нельзя), факторы риска (несдача, неоплата, пожар, наводнение и т.д.), % на маркетинг, возможный % риелтору, капексы, налоги.

2
0
Забытые Игры

Расчеты отличные, но порядок цифр говорит приблизительно о том, что обычный россиянин из пассивного дохода может себе обеспечить только небольшую, в 10.000 в самом лучшем случае, прибавку к пенсии:-)

10
0
Ага угу

Не очень понятно, почему предлагаются облигации, если горизонт инвестирования явно больше 10 лет (исходя из цели в 10млн при зарплате 90тр — если откладывать, к примеру ,треть, потребуется 27 лет!). При уже накопленном капитале, согласен, это логичный инструмент.

8
0
Григорий Печорин

Все-таки стоит помнить, что "пассивный" доход бывает разной степени пассивности.
Для кого-то все, что сложнее открытия бессрочного депозита уже слишком много действий. А ведь выгодную ставку тоже нужно поискать.
Инвестиции тоже требуют некоторых действий, следить за рынком, оформлять вычеты для ИИС.
И не забывайте про более традиционные способы - сдача недвижимости. По сравнению с сидением в торговом терминале это конечно сложнее, но все же не пятидневка.

4
Михаил Шардин

Григорий, сдача недвижимости это не пассивный доход - это бизнес.

1
0
ЛАБОРАТОРИЯ БИЗНЕСА

Как достичь стабильного пассивного дохода никогда не расскажет тот, кто реально хорошо зарабатывает!
Остальные просто делятся опытом, экспериментами или впаривают курсы!!!

2
0
Алан Леонов

Я считаю что каждый должен думать своей головой и делать план под себя. У всех нас разные жизненные обстоятельства, возможности и желания. Главное грамотно управлять риском.

2
Удалённый пользователь

09.02.21, 14:27

Н-да, "статья".

1
0
Bran Stark

Чтобы получать стабильный пассивный доход в 100 тыр надо заработать 100 млн

Вот и весь совет

1
Sinister White

Bran, да вы финансист от бога!(нет)

2
0
Поцелуй Дракона 🐉

Лучше трейдинг, покупать и продать. увеличить сумму.

1
Юрий Рузавин

Поцелуй, скорее - уменьшить :)

1
Михаил Шардин

Дмитрий, спасибо!

1
Светлана Козич

Михаил, зачем сумма годового капитала умножается на 100 (и что такое 100?) и делится на 10 (что за показатель 10?) Спасибо

1
Светлана Козич

Михаил, спасибо. Осталось немного - создать капитал хотя бы 5 млн.руб. и разместить его где-то под эти 10%? Если до пенсии 7 лет, как это сделать?)))

1
Полиция Т—Ж

Natalia, советуем посмотреть наши правила, в особенности пункт №7: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/. Также убрали ссылку в соответствии с первым пунктом

1
Natalia Kopsov

Михаил, А не обьясните по каким признакам Вы это опрделили просто чтобы понять на будущее.

1

Сообщество