Как я провожу научно-популярные лекции и зарабатываю на них
Меня зовут Маша, и последние семь лет я веду научно-популярные лекции по искусству.
Во многом благодаря выступлениям мне удалось продвинуть свой образовательный проект об искусстве, стать приглашенным преподавателем, автором книги в издательстве МИФ. И немного заработать.
«На зарплату искусствоведа не проживешь. Да и кем ты вообще будешь работать?» — говорили мне знакомые, когда я поступала на искусствоведение. Сфера культуры действительно не самая прибыльная, однако и в ней можно найти свое место. Я работаю проектно и зарплата нефиксированная, но если говорить о средних суммах, за одну лекцию я получаю до 10 тысяч рублей, а за курс — до 100 тысяч. Но все сильно зависит от формата, площадки, времени года и моей вовлеченности в процесс продвижения.
У меня есть опыт с двух сторон — я была и организатором лекториев, и сама готовлю выступления, еще веду образовательный проект «Бермуды» в соцсетях. В материале я расскажу именно о подготовке авторских лекций и о том, как они помогают мне строить карьеру.
Как все началось
В 2016 году знакомая предложила мне провести лекцию про культуру Древней Греции. Тогда я только окончила бакалавриат — изучала русское искусство в бакалавриате Академии имени Штиглица (после училась в магистратуре петербургского Европейского университета, также на кафедре истории искусств). Приятельница подрабатывала в интерактивном музее «Иллюзиум» в Санкт-Петербурге, а сама лекция была рассчитана на посетителей-подростков.
Я согласилась, хотя прежде мой опыт публичных выступлений ограничивался докладами в университете. Мне было страшно выходить в «большой мир», тем более за работу мне предложили гонорар — 400 ₽. Для недавней студентки предложение весьма заманчивое.
Я придумала нестандартный подход к теме — провела параллель между античностью и современностью. Театральные маски назвала предвестниками смайликов, а древних богов сравнила с современными супергероями из анимации и кино. Чтобы сделать лекцию интересной для подростков, я включила в нее фрагменты мультфильмов и мелодии, сыгранные на старинных музыкальных инструментах.
Мои ожидания не оправдались. На лекцию пришло всего семь человек: четверо взрослых и трое детей 5—6 лет. Я была в панике, но выступила. По большей части детям было абсолютно все равно на то, что я говорю: они быстро устали, начали играть в телефоне, крутиться и проситься уйти. Я чувствовала себя ужасно неловко. Однако спустя час, когда я закончила, послышались аплодисменты. Ко мне подходили взрослые: мамы и даже папы благодарили за лекцию и признались, что им было очень интересно.
То выступление было неидеальным, но интуитивно я правильно подошла к созданию лекции: совместила историю и примеры из современной массовой культуры, понятной молодой аудитории, разнообразила материал. Вместе с тем я не учла, что детям сложно просто слушать лектора, они должны быть вовлечены в занятие. С тех пор я не пишу лекции для детей, только для взрослых.
И все же стресс от первой лекции не отбил у меня желания продолжать. Спустя два месяца я по собственной инициативе провела первый вебинар о том, как понимать современное искусство. Чтобы о трансляции узнало как можно больше людей, я искала бесплатные способы продвижения: договаривалась об анонсах в группах во «Вконтакте» и рассказывала о ней подписчикам своего проекта в соцсетях.
После лекции я получила много положительных отзывов — и они вдохновили меня проводить новые занятия, но уже за деньги. Тем не менее я не могла тут же ими заняться. По окончании учебы я устроилась в галерею коллекционного искусства, а в выходные брала подработки.
Хотя у меня и появилась идея создать онлайн-курс об архитектуре модерна, я могла уделять ему только раннее утро и ночь, и дело двигалось медленно: за полтора года, к осени 2017, я подготовила три лекции по полтора часа. В итоге я уволилась и запустила первый поток онлайн-курса — на сайте, который мы сверстали с подругами специально для этого.
Первый поток курса оправдал мои ожидания: участие стоило 1900 ₽, на него записалось 25 человек. Почти все деньги я пустила на продвижение второго потока, а оставшуюся сумму поделила между командой: подруги помогали с продвижением и оформлением сайта.
После второго потока, на который также пришло 25 человек, я решила создать новый онлайн-курс — про связь искусства и модных журналов. Поскольку у меня уже не было работы на пятидневке, курс я подготовила намного быстрее, чем прошлый, за пару месяцев.
Дальше все завертелось: курс понравился сотруднице Музея моды в Риге, и меня пригласили прочитать его там, превратив в одну научно-популярную лекцию. Затем меня стали звать на разные площадки Петербурга, чтобы повторить лекцию о современном искусстве, и предложили создать курс для студентов-фотографов в петербургской Школе академической фотографии (я преподаю там уже четыре года).
К началу 2019 года я провела достаточно лекций об искусстве, чтобы попробовать не только выступать самой, но и организовать офлайн-лекторий в Петербурге с другими спикерами.
Это оказалось намного сложнее, чем просто подготовить лекцию. Пусть я легко нашла лекторов среди знакомых, наняла помощницу для выбора площадки и улаживания технических моментов, но организационный процесс обернулся кошмаром.
Я до последнего не понимала, придут ли слушатели, окупятся ли аренда зала и гонорар лектору. К тому же сам процесс был непредсказуемым, поскольку лекцию вела не я. На меня очень давила ответственность за то, как все пройдет. После трех таких лекториев я отказалась от идеи и свернула проект, но по-прежнему выступаю сама.
Поднаторев, я поняла, что процесс создания лекции делится на три больших этапа — подготовка материала, организация лекции и публичное выступление.
Они одинаково важны: если собрать классный материал, но пробубнить его себе под нос — слушателям будет скучно. Если же блестяще выступить, но говорить ни о чем — люди почувствуют себя обманутыми. В лекции, рассчитанной на широкий круг, важно соблюсти баланс между научностью и популярностью — это нужно учитывать на всех этапах работы над лекцией. А если не позаботиться об организационных моментах, на лекцию попросту никто не придет.
Первый этап — подготовка материала
Определиться с темой. В первую очередь она должна интересовать самого лектора, но вместе с тем не быть специфической, слишком узкой.
Например, однажды мне предложили прочитать лекцию для аудитории, которая интересуется и занимается фотографией. Я выбрала тему «Две концепции автопортрета: Фрида Кало и Синди Шерман». Организаторы посоветовали выбрать что-то более общее: научно-популярная лекция не конференция для ученых. Ожидалось, что на лекцию придет разношерстная публика, а выбранная тема — слишком узкая и заинтересует слушателя только в том случае, если он уже знает, кто такие Синди Шерман и Фрида Кало.
В итоге мы остановились на общей теме «Автопортрет в живописи и фотографии», в ней я разбираю жанр на примере творчества нескольких художников и фотографов. Выступление собрало полный зал — узнать про виды автопортретов и увидеть знаменитые произведения оказалось для фотографов полезно и актуально.
Исследовательская работа. Как правило, научно-популярные лекции посвящены чему-то уже известному, ведь открытия презентуют на научных конференциях и форумах. Задача лектора в таком случае — увлекательно подать известный материал тем, кто еще не знаком с темой, и подтолкнуть слушателей к дальнейшему изучению.
Но при сборе информации, которая ляжет в основу лекции, работают те же правила, что и при создании научного доклада — опирайтесь только на достоверные, проверенные источники и труды авторитетных ученых. Много полезного можно найти в электронных библиотеках вроде «Киберленинки», JSTOR, Elibrary или бесплатном поисковике научных публикаций Google Scholar.
Несмотря на то что при подготовке лектор пользуется продуктами чужого интеллектуального труда, лекция должна быть оригинальным произведением. Нельзя выдавать пересказ статьи или книги за свое исследование, это обман. Такой поступок нарушает научную этику и ставит под сомнение компетентность выступающего.
Какие-то тезисы неизбежно будут пересекаться с работами других авторов. Но переклички не мешают наполнить лекцию своими примерами, аналогиями и мыслями: копайтесь в архивах, изучайте произведения искусства, расставляйте смысловые акценты по-новому.
Например, одну из лекций — о мистицизме в искусстве Серебряного века — обогатил опыт работы в архиве: я изучила петербургские газеты начала 20 века и нашла в них заметки о разных мистических и загадочных происшествиях — проделках полтергейста, исчезающих людях. Такой материал отлично иллюстрировал повальное увлечение всем мистическим в России на рубеже веков и здорово ложился в лекцию.
Структура. Именно она позволяет превратить лекцию на широко известную тему в детективное расследование, сентиментальную историю или рассказ о противостоянии двух соперников. Продумывая структуру, автор придает повествованию сюжет. На своем опыте я выявила несколько золотых правил.
Основа успешной лекции — грамотно составленная структура.
Не пытайтесь вместить в текст вообще всю информацию, которую знаете по теме — так лекция получится перегруженной. Лучше оставьте что-то за кадром, такой ход даст возможность ответить на вопросы из аудитории и показать, что владеете темой.
Добавьте интриги — задайте вопрос в начале лекции, ответ на который будет в финале. У аудитории будет дополнительный стимул дослушать вас до конца. Во вступлении к лекции про мистицизм в искусстве Серебряного века я говорю, что в финале дам ключ к пониманию абстрактных картин Василия Кандинского. Так и происходит: завершающий раздел лекции посвящен книгам по эзотерике, которые повлияли на выбор цветов, которыми писал Кандинский, и формам, изображенным на его работах.
Строить лекцию на простом перечислении имен или фактов — скучно и однообразно. Лучше всего разбить материал на несколько смысловых блоков.
Я столкнулась с этим, когда только начала преподавать в Школе академической фотографии — мне нужно было уместить тысячелетнюю историю искусства всего в десять лекций. В итоге в некоторых уроках я просто перечисляла имена художников, чтобы хоть что-то успеть. Неудивительно, что слушатели с трудом воспринимали информацию.
Когда мне понадобилось повторить курс, я поработала над структурой — отказалась от попытки охватить все, разбила материал внутри каждой лекции на тематические группы. В частности, решила не просто рассказывать об истории искусства, а посмотреть на нее как на различные «способы видеть». Например, в лекции об эпохе Возрождения мы проследили, как в живописи появилось понятие прямой перспективы, и поговорили о тех художниках, которые внесли вклад в его становление. Студенты запомнили такую лекцию намного лучше.
«Завязка, кульминация, развязка» — схема, о которой писал еще Аристотель, до сих пор работает: вводите слушателя в контекст, приводите примеры и завершайте вдохновляющим выводом. Так построена моя лекция про первых русских художниц. Я начинаю с того, почему женщины в России не занимались искусством вплоть до 18 века, затем слежу за их драматичными судьбами и за тем, как они преодолевали препятствия на своем профессиональном пути. Наконец, слушатели узнают: несмотря на все усилия, первая широко признанная художница появилась лишь два столетия спустя, — и понимают, что только что сделали вклад в то, чтобы имена русских художниц не были забыты.
Написание текста и подбор иллюстраций. Прописывать весь текст лекции или тезисно обозначить основные мысли — решать самому лектору. Когда я только начинала, буквально читала по листу все вплоть до приветствия и как бы случайных замечаний. Чем более уверенным лектором я становилась, тем меньше зависела от напечатанного текста.
Когда я начала преподавать на постоянной основе, уверенность пришла довольно быстро, наверное, за два-три месяца. Но окончательным освобождением от напечатанного текста стала лекция про русский китч: организаторы не предупредили, что из-за видеосъемки лекцию придется вести стоя и без возможности заглянуть в ноутбук. Так впервые пришлось вести лекцию без шпаргалки перед глазами. Это был большой стресс, но зато я поняла, что справлюсь и с такой ситуацией.
Особенность написания текста для научно-популярной лекции в том, что автор должен сразу представлять, чем проиллюстрировать материал. Чтобы слушатель усвоил информацию, каждый существенный тезис важно подкреплять визуально.
Это могут быть картины и фотографии, графики и схемы, скриншоты и сканы документов, которые иллюстрируют мысль напрямую. Если картинку подобрать сложно, можно поместить на слайд ключевую фразу, слово или даже один символ: например, знак вопроса или цифру. Иногда можно обыграть даже пустой слайд, к примеру, если о предмете рассказа не сохранилось никаких документальных свидетельств.
Сейчас я готовлю лекцию намного быстрее, чем раньше — в случае необходимости справляюсь за неделю, если материал хорошо знаком. Я уже не пишу полный текст выступления, а работаю сразу в «Пауэр-пойнте»: одновременно подбираю картинки и пишу заметки к слайдам. Обычно я читаю лекцию, подглядывая в монитор, на котором открыта презентация в режиме докладчика. Очень удобно: сразу видно следующие слайды и текст, так я точно не собьюсь с мысли.
Оформление презентации. Для создания слайдов не обязательно нужны специальные умения — тот же «Пауэр-пойнт» интуитивно понятен и оснащен всеми необходимыми инструментами. Конечно, если уметь работать в графических редакторах вроде «Фотошопа», презентация будет интереснее. Можно вообще делегировать эту задачу дизайнеру, когда позволяет бюджет.
Я умею работать в «Фотошопе» и люблю сама оформлять слайды. Для меня это творчество: для каждой новой лекции я придумываю свое оформление. В целом же я всегда придерживаюсь принципа «лучше сделать простую, но понятную презентацию, чем красивую и не читабельную».
Помните, что презентация на экране компьютера и на экране в аудитории выглядит по-разному. Другие настройки экрана, плохой проектор, недостаточная затемненность помещения — это лишь несколько факторов, которые влияют на то, как презентацию увидят зрители. Поэтому я держу в голове три принципа:
- Контраст текста и фона. Лучше всего — белый фон и черный шрифт, не наоборот. Возможны небольшие отклонения в оттенках, скажем, светло-серый фон и темно-синий шрифт, но остальные варианты, скорее всего, будут трудно восприниматься и у зрителей могут устать глаза за часовую лекцию.
- Крупность — не меньше 16 кегля. Делайте такой размер шрифта, чтобы его мог прочитать человек, сидящий на последнем ряду в аудитории.
- Картинки. Их должно быть больше, чем текста. Людям интереснее смотреть, чем читать.
Мне очень нравится подготовительный этап создания лекции: когда я собираю материал, пишу текст и оформляю слайды, воспринимаю себя как детектива, который готовится к презентации своих удивительных открытий и находок.
Поскольку мне всегда был интересен сам процесс, даже проводя первые лекции, я особо не сомневалась, что увлеку слушателей. Но наибольшая уверенность в себе и понимание, что я делаю хорошие, интересные лекции, пришла благодаря обратной связи — горящим глазам, довольным лицам и словам благодарности от тех, кто приходил меня послушать.
Второй этап — организационные вопросы
Я намеренно шла к тому, чтобы создание и проведение лекций было моей основной работой. Тем не менее я до сих пор не вывела стоимость своего «часа» — гонорары сильно варьируются и зависят от того, насколько мне интересно провести лекцию на конкретной площадке, на конкретную тему и какую выгоду выступление может принести в перспективе.
Некоторые лекции я читаю бесплатно или, если площадка находится в другом городе, за оплату трансфера и проживания. Если говорить об оплачиваемых лекциях, каждый гонорар я обсуждаю с организатором индивидуально — лекция может стоить и 5000, и 10 000 ₽, и больше, все зависит от возможностей приглашающей стороны, сложности темы и моей заинтересованности.
Вообще, вполне естественно, что начинающему лектору сложно самому собрать слушателей на свое выступление, да еще и за плату. Поэтому логичнее начинать с бесплатных событий и сотрудничать с какой-то площадкой, у которой уже есть своя аудитория.
В моем случае площадкой стал мой собственный образовательный проект в «Инстаграме». К тому моменту, как я решила попробовать себя в качестве лектора, ему было чуть больше года. Однако тогда он еще не был проектом в полном смысле слова: мы с подругами просто вели аккаунт в соцсети, где публиковали материалы об искусстве.
Объявить бесплатный вебинар о понимании искусства для подписчиков мне как начинающему лектору было сложно и страшно. Но я понимала, что онлайн-формат позволит заявить о себе большой аудитории, поэтому выбрала именно его. После эфира запись вебинара «Постмодернизм. О современном искусстве на понятном языке» осталась на «Ютубе», ее до сих пор можно посмотреть.
После этого я не раз проводила лекции и целые курсы онлайн. Формат оказался очень удобным и поначалу не требовал больших денежных вложений — все лекции мы оформляли сами, информационные письма отправляли вручную, делали рекламные посты и истории, которые тогда только что появились, а в эфир я выходила из дома.
Со временем, когда желающих послушать курсы становилось все больше, собственных ресурсов и бесплатной функциональности сервисов для оформления заявок и обработки платежей стало не хватать. Мне пришлось завести ИП и оформить онлайн-кассу, купить аккаунт на конструкторе сайтов «Тильда», оригинальное доменное имя, аккаунты в сервисах рассылок. Все это, конечно, резко увеличило расходы на проведение лекций — стало уже не так просто, как раньше.
Проведение онлайн-лекций в собственном проекте дало мне легкий старт и позволило охватить огромную русскоязычную аудиторию. Именно после тех первых онлайн-лекций и курсов мне стали писать с предложениями выступить на офлайн-площадках.
С тех пор одно приглашение так и тянет за собой следующее: я проводила корпоративные лекции для сотрудников, занятия для студентов частных образовательных проектов, открытые лекции в рамках презентации своей книги «Главное в истории русского искусства».
Кстати, предложение написать книгу тоже пришло ко мне благодаря лекциям: одна из шеф-редакторов издательства МИФ оказалась поклонницей моих курсов.
Как общаться с площадками
Иногда у меня все же возникает необходимость обратиться к площадке первой, чтобы предложить лекцию. В таком случае прежде чем написать организаторам, нужно понять, насколько мы друг другу подходим. Для этого я изучаю сайт и соцсети площадки, ищу анонсы прошлых и будущих мероприятий. Так удастся выяснить, проводит ли площадка лекции или для нее это новый формат.
Если лекции уже были, нужно обратить внимание, каким темам они посвящены, как часто их проводят, насколько известных спикеров площадка обычно приглашает и какая цена билетов для слушателей. Все это позволит сразу прикинуть, возможно ли сотрудничество, и примерно понять условия, на которых площадка работает с лекторами — если посещение платное, значит, предполагается гонорар или процент для лектора, а стоимость билета поможет примерно представить аудиторию, на которую рассчитано мероприятие.
Дальше нужно составить письмо с самим предложением. Тут важно соблюсти два критерия — быть кратким и конкретным. Не рассказывать обо всем своем опыте или извиняться за его отсутствие и перечислять все сферы научных интересов. Лучше на все дополнительные вопросы ответить в дальнейшей переписке.
При этом помните, что адресат письма, скорее всего, ничего про вас не знает, поэтому начните с базовой информации. Представьтесь и сообщите, как вы нашли контакт площадки — если кто-то посоветовал обратиться именно туда, стоит это указать. В двух словах объясните, кто вы — преподаватель, студент, начинающий специалист — и чем занимаетесь. Далее сообщите о своем желании прочитать лекцию на площадке и кратко расскажите о двух-трех возможных темах.
Составляя письмо, нужно, по сути, продать организаторам идею провести именно вашу лекцию, поэтому важно заинтересовать читающего. Будет здорово не просто перечислить темы или названия лекций, но дать небольшие описания с интригующими моментами. Уточните, что вы готовы рассказать о каждой подробнее, если ваше предложение актуально. Здесь же можно указать, готовы ли вы создать новую лекцию специально для этой площадки.
Уже после ответа куратора можно обсудить условия, уточнить техническое оснащение площадки, выбрать дату проведения лекции и обговорить прочие моменты. При общении с организаторами также стоит помнить про пару моментов.
Если вам отказали, это не значит, что вы плохой. Скорее всего, вы просто не подходите по формату и нужно поискать другое место. За отказом часто кроются причины, не зависящие от лектора: расписание уже составлено на много недель вперед, в силу внешних причин на мероприятия просто не приходят люди, в здании ремонт и нет подходящего зала. Словом, лучше написать и обзавестись контактом площадки на будущее, чем не написать вообще.
В разговоре ведите себя уверенно и будьте честны. Если у вас мало или совсем нет опыта, не стоит извиняться, но и не следует делать вид, что вы маститый преподаватель. Сразу обозначьте, что вы новичок. Часто это не становится причиной для отказа, ведь неопытность лектора позволит площадке сэкономить на гонораре, предложив более скромное вознаграждение. К тому же некоторым молодым площадкам может быть комфортнее пригласить неизвестного спикера, чтобы попробовать свои силы в организации лекций.
Третий этап — выступление
Итак, материал есть, площадка для выступления есть — осталось выступить. Вот несколько советов, которые я выработала на практике.
Следите за речью. В проведении лекций мне помогают знания, которые я получила на первом высшем образовании — до того, как стать искусствоведом, я три года отучилась на кино- и телережиссуре. Там вели практические занятия по мастерству телеведущего и сценической речи: учили, куда направлять голос, чтобы было слышно всем зрителям, как избавляться от говора и общаться с аудиторией. Знание хотя бы азов ораторского мастерства сделает выступления в разы качественнее.
Они помогут чувствовать себя увереннее в непредвиденных ситуациях. Сломался кликер, внезапно отключилось электричество, не прогрузился слайд, в аудиторию забежала кошка — во время лекции может произойти все что угодно. Важно сохранять самообладание и с юмором реагировать на внешние обстоятельства.
Однажды, когда у меня зависла презентация и слайды не переключались, я повеселила слушателей тем, что показала пару картин, буквально принимая позы их героев. Во время другой лекции, каждый раз, когда речь заходила об эротических сюжетах в живописи, в аудиторию заглядывал кто-нибудь из руководства. В оставшуюся часть лекции, мы вместе со студентами «делали ставки», придет ли очередной руководитель при упоминании обнаженных моделей или эротического сюжета.
Не бойтесь вопросов. Один из страхов начинающего лектора — получить из аудитории такой вопрос, на который не сумеешь ответить. По моему опыту, люди, которые пришли на лекцию, знают по теме меньше выступающего, именно поэтому они и пришли. Так что если вам зададут вопрос, с большой долей вероятности он будет общего характера и не станет проблемой.
Есть способ успокоить нервы и подстелить соломку, заранее подумав, какие вопросы может вызвать лекция у слушателя. Более того, можно и схитрить: специально не проговорить некоторых вещей в лекции, чтобы вопрос напрашивался сам собой — когда он прозвучит от недоуменного зрителя, будет известно, что ответить.
Мне редко задают неожиданные вопросы — из всей своей практики я могу вспомнить от силы пару таких. Скорее, бывают вопросы, на которые просто сложно ответить с ходу, а сидеть перед аудиторией в молчаливых раздумьях как-то неудобно. Поэтому, если вас застали врасплох, не паникуйте — всего знать невозможно. Поблагодарите за вопрос и признайтесь, что не готовы сейчас на него ответить. Дома углубитесь в тему, и к следующей лекции вы уже будете готовы.
У меня случилось такое после лекции про первых русских художниц — девушка из аудитории попросила назвать несколько современных женщин-художниц, достойных внимания. Как назло, из головы вылетели все имена. Я честно сказала об этом, пообещала подготовить список позже и опубликовать его в историях своего образовательного проекта.
Задумайтесь о внешнем виде. Выше я упоминала, что однажды меня пригласили прочитать лекцию в Музее моды в Риге. Было очень волнительно — мне предложили гонорар 100 €, в то время 7000 ₽, полностью оплатили проживание и дорогу из Петербурга до Риги и обратно. Я боялась, что не справлюсь, и прямо в день лекции у меня поднялась температура на нервной почве. Я чувствовала себя разбитой и неуверенной, но отменить мероприятие не представлялось возможным.
Тогда я решила — fake it till you make it — то есть имитировать уверенность в себе, и если все пройдет хорошо, она окажется настоящей. Я надела красное платье, ярко накрасила губы, улыбнулась и на одном дыхании провела лекцию.
После ко мне подошла женщина из руководства музея, похвалила и дала дельный совет: если я хочу зарабатывать регулярным чтением лекций, то стоит, помимо прочего, сформировать запоминающийся внешний образ. Теперь я могу добавить и от себя: это может быть характерная причёска или аксессуар, но лучше в целом проработать свой стиль, чтобы не быть заложником одного образа.
Для меня лично важно выглядеть органично, а не придумывать яркие, но искусственные фишки. В моем случае узнаваемые детали — любимая прическа каре и яркие губы. Хороший внешний вид, помимо прочего, придаст сил перед выступлением.
Держите контакт с аудиторией. Люди приходят на научно-популярную лекцию, чтобы узнать что-то новое. Но в то же время они хотят отдохнуть и развлечься. Держите в уме несколько моментов, когда будете готовиться к выступлению.
Будьте понятны для слушателей. Не стоит перегружать речь научными определениями. Если же без термина не обойтись, я всегда поясняю его устно и даже уточняю, понятен ли он после объяснения.
Следите за настроением в аудитории. Будьте готовы пошутить, задержаться на каком-то вопросе или сократить общую продолжительность лекции. По своему опыту я уже знаю: если речь зайдет о «Черном квадрате» Малевича, времени на лекцию уйдет больше — люди всегда пользуются возможностью задать вопросы искусствоведу, пытаясь понять произведение.
Будьте дружелюбны. Не раздражайтесь из-за неожиданных вопросов, вступайте в диалог, приглашайте к обсуждению после лекции. Здорово, если у вас завязался интересный разговор с кем-то из аудитории, но не забудьте пояснить, что, если кому-то нужно уйти, он может без стеснения это сделать и не дожидаться окончания вашей беседы. Правда, иногда такой разговор может увлечь всех слушателей — однажды после лекции про искусство постмодернизма молодой человек пытался убедить меня, что все современное искусство — профанация и обман. Аудитория буквально разделилась на две группы — сторонников и противников современного искусства, которые вели жаркие споры еще около получаса после завершения лекции.
Не бойтесь провалов. Неудачные лекции будут, и это нормально. Вам будет стыдно и неловко, но спустя время становится понятно, что опыт все равно ценный. Я часто бывала недовольна собой, но был и такой случай, после которого я решила, что больше никогда не буду выступать перед публикой.
В 2016 году, когда я только начинала путь лектора, меня пригласили на Digital Paper Fest рассказать о своем образовательном проекте «Бермуды». Среди других спикеров я чувствовала себя самозванкой, говорила сбивчиво и, судя по всему, неточно формулировала мысли.
Например, рассказывая, что в проекте мы все делаем сами и нас никто ничему не учил, я сравнила редакцию с щенками, которых бросают в воду, чтобы научить плавать. Сравнение само по себе не самое удачное, так я еще и сделала оговорку, спутав щенков и котят, — которых, к слову, обычно топят, а не учат плавать.
После мероприятия на сайте Охтинского пресс-центра вышла разгромная статья, где автор назвал меня «милой, хотя и несколько чудаковатой», а мою нелепую оговорку вынес в заголовок статьи.
Я думала, что не переживу позора, что моя карьера лектора закончилась, так и не начавшись. Долгое время я делала вид, что этого выступления не было, и боялась, что кто-то узнает о статье. Лишь относительно недавно я поняла: тот провал был не только полезным опытом, но и своего рода инициацией. Мои странные оговорки никуда не ушли, но я перестала стыдиться их. Теперь я отношусь к ним с самоиронией.
Помните — перед вами живые люди. Они могут прийти на лекцию уставшими после бессонной ночи или напряженной работы и уснуть прямо на первом ряду. На моих лекциях стабильно есть такой человек — как правило, он садится прямо передо мной и сладко спит часть выступления. Меня это не обижает, ведь он тоже хорошо проводит время, пусть и не вникая в мою речь. Когда-то меня нервировало и заставляло сомневаться в себе, если люди сидели в телефонах или уходили с моей лекции. Но позже я поняла, что кого-то могут отвлечь неотложные дела, а кому-то может быть просто скучно, и он будет поглядывать на часы — и это нормально.
Не волнуйтесь, всем не угодишь. Концентрируйтесь на хорошем и обращайтесь к тем, кто внимательно вас слушает. Именно эти люди будут рекомендовать вас другим и даже могут стать вашими работодателями или партнерами в будущем. Со мной такое случалось много раз: после лекции ко мне подходили люди из аудитории, чтобы поблагодарить и предложить прочитать лекцию в их организации или проекте.
Чек-лист для интересной лекции
- Выбрать общую тему, которая объединит разношерстную публику.
- В подготовке опираться только на проверенные источники — их можно найти на «Киберленинке», JSTOR и на других платформах.
- Хорошая лекция — лекция с крепкой структурой. Самый простой вариант — «завязка, кульминация, развязка».
- Начинающему лектору может быть трудно найти площадку, которая готова заплатить гонорар. Поэтому начать стоит с бесплатных событий и сотрудничать с местом, у которого есть своя аудитория.
- Чтобы запитчить лекцию в электронном письме, писать стоит кратко, но в то же время предложить две-три идеи для лекции. Остальные вопросы можно обсудить потом.
- Чтобы улучшить выступление, можно овладеть парой ораторских приемов.
- Неудачи будут, но не стоит на них зацикливаться.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie.