Я самостоятельно согласовала перепланировку в Петербурге
Моей квартире необходима была узаконенная перепланировка.
Я живу в Санкт-Петербурге. В 2014 переехала от родителей в однокомнатную квартиру, которая досталась от бабушки. Сейчас это собственность отца. Ремонт в квартире делали один раз, сразу после строительства дома, поэтому он давно требовал обновления. Главной проблемой для меня стала планировка: из-за крайне неудачного расположения дверей в кухню, комнату и санузел в квартире не хватало естественного освещения и полезного пространства.
Я решила, что косметического ремонта для комфортной жизни недостаточно, и начала борьбу за право сделать перепланировку. Мне хотелось добавить в квартиру света и грамотно распорядиться небольшим пространством.
Перепланировка и ее реализация обошлись мне в 115 тысяч рублей. В статье расскажу про свой опыт согласования перепланировки именно в Санкт-Петербурге. В другом городе, районе или даже доме согласование может проходить по другим правилам и со своими сюрпризами.
- 115 000 ₽
Что было не так с квартирой
В старой планировке дверь из коридора в комнату была расположена неудачно: она создавала «мертвую зону», из-за чего пространство использовалось бестолково. В прихожей не хватало места для шкафа или системы хранения вещей, вешалка в углу мешала проходу в комнату. Когда мы открывали двери в ванную и туалет, вход в кухню полностью перекрывался, а через узкий коридор было не пройти.
Кроме того, из-за ненужной перегородки между кухней и коридором в квартире не хватало естественного освещения.
Но были у планировки и плюсы. Например, альков в комнате, который позволял расположить спальное место и зонировать пространство. Кухня в квартире тоже была довольно просторная, в ней удобно размещалась вся мебель и техника. Санузел был раздельным — это удобно, когда живешь не один.
Прежде чем приступить к ремонту в квартире, я хотела сделать ее небольшую площадь максимально функциональной — как минимум разобраться с дверью из коридора в комнату. Поэтому я решила обратиться к дизайнерам, чтобы те придумали, как улучшить планировку. Потом я планировала сначала согласовать перепланировку и реализовать ее, а уже потом покрасить стены, обновить полы и мебель.
Я не хотела сначала делать перепланировку, а потом согласовывать. На это было две причины:
- Мой отец — он же собственник квартиры — суров и законопослушен.
- Мне пришлось бы пройти те же шаги, что и при первоначальном согласовании перепланировки, но потом еще заплатить штраф 2500 ₽.
Вариант вообще не согласовывать перепланировку я даже не рассматривала: незаконная перепланировка может стать проблемой в самый неподходящий момент. Например, если нужно срочно продать квартиру. Не все готовы покупать квартиру с неузаконенной перепланировкой, а если и готовы, то за меньшую сумму. Кроме того, потенциальный покупатель, скорее всего, не сможет обратиться в банк за кредитом: банки редко одобряют под залог квартиры с неузаконенной перепланировкой.
К тому же по незнанию можно внести в квартиру изменения, которые согласовать вообще невозможно. Например, делать дверь из кухни в комнату запрещено, если в квартире есть газовая плита. Если сделать такую перепланировку, администрация района через суд обяжет вернуть квартиру в первоначальное состояние за свой счет — в противном случае выставит квартиру на торги. О таких нюансах обычно знают только специалисты.
Чтобы согласовать перепланировку, можно было обратиться в фирму, которая делает перепланировку под ключ: собирает все необходимые документы, разрабатывает проект, согласует его и выполняет приемку работ после перепланировки. Таких компаний на рынке много, по запросу поисковик показывает целый список. Но я решила сделать все сама: во-первых, это дешевле, а во-вторых, я любопытная.
Концепция и подготовка
Я загорелась перепланировкой в марте 2016 года. Мне нужна была идея. Когда я смотрела на существующую планировку, я видела все, что меня не устраивало, но не могла придумать никакого рационального решения. Тогда я обратилась в дизайн-студию за профессиональной помощью.
Периодически дизайнеры этой студии проводят конкурс среди подписчиков своего канала на «Ютубе» и снимают видеосоветы. Для участия необходимо написать заявку, изложить в ней все проблемы квартиры, прислать ее фото и план. Дизайнеры выбирают наиболее интересную и показательную заявку, анализируют ее и дают советы по ремонту.
Я подала заявку, и она в итоге победила — очередной видеосовет сделали на примере моей квартиры. Фотографий и плана квартиры дизайнерам оказалось недостаточно, и перед тем как сделать ролик, они уточнили другие детали: типовую серию дома, наличие или отсутствие газовой плиты и т. д.
Видео было готово через три месяца после того, как я обратилась в студию. Это был не полноценный дизайн-проект, а просто разбор моего случая, наброски и идеи. Дизайнеры делают это бесплатно. Такой видеосовет и был тем, что мне нужно.
Дополнительно мне прислали концепт-борд с вариантами планировок и стилем интерьера. Я была в восторге и выбрала вариант, где нужно было зашить существующий дверной проем между коридором и комнатой и устроить новый — между комнатой и кухней.
После того как я определилась с будущей планировкой и стилем ремонта, попыталась найти в интернете дальнейший порядок действий для перепланировки. Я просмотрела множество статей и выяснила вот что:
- Согласованием перепланировок занимаются межведомственные комиссии при районных администрациях — МВК. Документы туда удобнее всего подать через ближайший МФЦ, но можно лично или на сайте госуслуг.
- Согласовать перепланировку можно по проекту или по эскизу — в зависимости от планируемых изменений. Например, если затрагиваются несущие стены, то необходим проект перепланировки. Его выполняет компания с допуском саморегулируемой организации, СРО. Допуск СРО — это разрешение на проектную, изыскательскую и строительную деятельность. Если же изменения затрагивают только перегородки, можно самостоятельно сделать эскиз и согласовать перепланировку по нему.
- После согласования и реализации перепланировки МВК должна выполнить ее приемку.
- Затем следует внести изменения в единый государственный реестр недвижимости — ЕГРН.
Я мрачно смотрела на свою стену и пыталась визуально определить, несущая она или нет. Это было неочевидно, поскольку все стены в квартире были примерно одной толщины. Тогда я приняла волевое решение: попробую согласовать перепланировку по эскизу как проем в ненесущей стене.
Мне понадобилась доверенность
Как я уже сказала, собственник этой квартиры не я, а мой отец. Поэтому он должен был оформить на меня доверенность.
За доверенностью мы ходили к нотариусу дважды: первый раз оформили ее сроком на один год и за это время согласовать перепланировку не успели. Пришлось возвращаться в нотариальную контору и оформлять новую доверенность. Заплатили мы в итоге дважды по 2000 ₽.
Чтобы не повторять эту ошибку, оформите доверенность на любой срок больше года или сделайте бессрочную.
Попытка согласовать эскиз перепланировки
В июле 2016 года я пошла в МФЦ с таким пакетом документов:
- Паспорт РФ.
- Свидетельство о праве собственности на квартиру на имя отца. Позже свидетельства отменили — их заменили выписки из ЕГРН.
- Доверенность от отца на мое имя.
- Эскиз перепланировки.
В МФЦ мои документы принимать отказались. Сослались на распоряжение жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга от 13.04.2012 № 263-р и сказали, что вообще не могут принять такие документы.
Вот какие документы на самом деле необходимы для согласования перепланировки в Санкт-Петербурге:
- Заявление о перепланировке. Форму заявления можно найти в приложении регламента и заполнить заранее — я же сделала это прямо в МФЦ.
- Правоустанавливающие документы на жилое помещение.
- Оформленный по закону проект перепланировки со сведениями об исходной и разрешительной документации, пояснительной запиской, архитектурным решением, инженерным оборудованием и другой сложной для понимания обычного человека информацией.
Получается, что в Петербурге согласовать перепланировку по эскизу не получится в принципе, независимо от степени вмешательства в конструкцию квартиры и масштаба разрушений. Вся найденная мной информация устарела — без проекта перепланировки было не обойтись.
Проект перепланировки и вторая попытка согласования
Я стала искать в интернете исполнителя проекта перепланировки. Мой выбор пал на ГУП ГУИОН. Я думала, что в государственном предприятии стоимость проекта будет дешевле, мне не откажут из-за небольшого объема работы и не будут навязывать ненужные услуги. Единственный минус — часы работы: как большинство государственных учреждений, ГУП ГУИОН работает с 9 до 18 с перерывом на обед, поэтому, чтобы прийти к ним в офис, мне пришлось отпрашиваться на работе.
Я пришла в ГУИОН с теми же документами, с которыми ходила в МФЦ. Кроме них для разработки проекта потребовались:
- Технический паспорт на квартиру.
- Поэтажные планы помещений, которые расположены выше и ниже моей квартиры.
- Ситуационный план участка. Это схема земельного участка с домом и прилегающей территорией. Зачем он был нужен, я не знаю.
Все эти документы можно заказать в районном проектно-инвентаризационном бюро — ПИБ, они подшиваются в проект. Если дом является объектом культурного наследия, требуются дополнительные документы из Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга — КГИОП.
Я живу в обычном панельном доме, он не является объектом культурного наследия. Поэтому я просто заказала технический паспорт, поэтажные планы и ситуационный план в районном ПИБ. Для этого пришла туда с правоустанавливающими документами на квартиру и доверенностью, заплатила 4500 ₽, а через неделю вернулась и получила на руки все необходимые документы.
На мой робкий вопрос о том, несущая у меня стена или нет, в ГУП ГУИОН мне ответили однозначно: несущая. В панельных домах все стены толще 12 см считаются несущими.
В августе 2016 года проект взяли в работу и через месяц отдали в четырех экземплярах. Стоимость проекта составила 25 000 ₽.
- 25 000 ₽
Автор проекта сообщил, что у меня могут потребовать экспертную оценку проекта, и дал контакты специалистов, которые могут ее сделать. Еще мне сказали, что в администрации моего района согласовать перепланировку почти невозможно, и пожелали удачи.
В октябре 2016 года я снова пошла в МФЦ. На этот раз документы у меня приняли, и я стала ждать.
Через 45 дней — то время, за которое комиссия обязана принять решение по перепланировке — я стала звонить в межведомственную комиссию (МВК). Когда удавалось дозвониться, мне сообщали, что решение еще не принято. Я звонила опять. Так продолжалось два месяца.
В итоге мне сообщили, что в согласовании отказано, и предложили приехать и забрать документы. В отрицательном заключении была невнятная формулировка: «Не подтверждается требуемое обеспечение прочности, надежность и устойчивость конструктивных элементов». В МВК мне пояснили, что так они пишут о необходимости предоставить экспертную оценку проекта.
Экспертная оценка и решение о согласовании
За экспертной оценкой по совету ГУИОН я обратилась в Центр негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий — ЦНЭПДиРИИ. Этот центр — подразделение Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Стоимость работы оценили в 14 000 ₽. Ради интереса я отправила запросы о стоимости оценки еще в три фирмы. В одной мне назвали сумму 40 000 ₽, в двух других не ответили вообще.
В феврале 2017 года я принесла проект на экспертизу и уже через неделю получила на руки положительную оценку.
Я снова пошла в МФЦ, уже с экспертной оценкой. Документы приняли, и начались чудеса.
Спустя 45 дней решения все еще не было. Я постоянно звонила в МВК, но мне не отвечали ничего определенного. Тогда я звонила снова, в какой-то момент меня даже начали узнавать по голосу. Когда я окончательно утомила МВК своей назойливостью, мне посоветовали записаться на прием к замглавы района по вопросам благоустройства и районного хозяйства и все узнать напрямую.
В сентябре 2017 года меня приняла небольшая комиссия, которую возглавлял замглавы района. В течение получаса мне настоятельно не рекомендовали делать перепланировку и проем в несущей стене, говорили, что это опасно для окружающих, сулили аварию и катастрофу. Мне прямым текстом сказали, что позиция района — не согласовывать проемы в несущих стенах, и что я могу пойти в суд за справедливостью, но лучше не надо, ведь авария и катастрофа непременно случатся. Затем мне пожелали всего доброго и выпроводили.
В октябре 2017 года, крайне раздосадованная всем произошедшим, но еще не готовая идти в суд, я написала электронное обращение в администрацию президента. Перечислила все имена, пароли и явки и рассказала все, что наболело. Через два дня мне пришло заказное письмо из администрации района с уведомлением о согласовании перепланировки.
В этот момент я готова была поверить во всесилие президента, но все оказалось немного проще. Пока я боролась с администрацией района, изменили внутренние ведомственные регламенты. Мой проект отправили в ГБУ «Центр экспертно-технического сопровождения» Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, а там написали положительную оценку.
После этого администрации не оставалось ничего иного, как согласовать проект. По крайней мере, так мне объяснили произошедшее.
Решение о согласовании перепланировки — первый успех, но впереди было еще много работы. Вот что мне предстояло сделать дальше:
- Вызвать строительную бригаду, чтобы устроить дверной проем.
- Вызвать инженера из ПИБ, чтобы сделать новый обмерный план.
- Подать документы в МВК для приемки выполненных работ.
- Заказать в ПИБ новый технический план квартиры.
- Внести изменения в ЕГРН.
Ремонтные работы
В декабре 2017 года я пригласила строительную бригаду, чтобы они организовали новый проем между кухней и комнатой. Старый проем зашили позже, это не входило в задачу бригады.
Помимо самих демонтажных работ, чтобы узаконить перепланировку, мне требовались такие документы:
- Договор с подрядной организацией на строительные работы.
- Акты освидетельствования скрытых работ. Скрытые — это те работы, которые в процессе строительства перекрываются другими работами. Поскольку их невозможно проконтролировать, составляются специальные акты.
- Допуск СРО строительной организации на осуществление работ.
- Договор технического надзора за строительными работами.
- Допуск СРО на осуществление технического надзора.
Все работы обошлись мне в 35 000 ₽ и заняли один день. После строительных работ у меня был новый дверной проем, документы и огромная куча строительного мусора.
Строительный мусор после перепланировки нельзя вынести просто так. Во-первых, это бетонные блоки весом примерно по 80 кг. Во-вторых, этим должна заниматься организация, у которой есть лицензия на транспортировку и утилизацию отходов.
Поэтому я выбрала подрядчика, заплатила 4500 ₽, у меня забрали и вывезли бетон, а мне оставили:
- Договор на вывоз строительного мусора.
- Лицензию на транспортировку и утилизацию отходов.
Все эти документы, в том числе на вывоз строительного мусора, мне понадобились для приемки работ по перепланировке в МВК.
После этого я пригласила сотрудницу клининговой компании, потому что количество пыли и мусора в квартире было совершенно невообразимое и находиться в ней было нельзя. За профессиональную уборку я заплатила еще 4000 ₽.
Новый обмерный план
В июне 2019 года ремонт в квартире был в самом разгаре. После устройства нового дверного проема мы самостоятельно зашили старый вход в комнату, пригласили электрика, чтобы сделать новую проводку, и бригаду, чтобы положить новый пол. Стены и потолок шпаклевали и красили сами. Для согласования перепланировки неважно, закончен косметический ремонт или нет, поэтому я не стала дожидаться его окончания и решила выполнить приемку работ.
Чтобы МВК приняла работы по перепланировке, необходимо вызвать инженера из районного ПИБ для переобмера. Я отправилась в ПИБ. С собой взяла документы:
- Согласованный проект перепланировки.
- Решение о согласовании перепланировки.
- Доверенность от отца на мое имя.
- Свидетельство о собственности на квартиру на имя отца. Его могла также заменить выписка из ЕГРН.
Стоимость вызова инженера для переобмера составляет 4000 ₽. Инженер приходит с лазерной рулеткой и заново замеряет квартиру. Это нужно, чтобы убедиться, что изменения сделаны в соответствии с согласованным проектом. Через 10 дней переобмер был готов.
Приемка работ в МВК
Подать документы для приемки работ в МВК можно только лично — МФЦ такую услугу не предоставляет. Вообще каждый мой визит в МВК был тщательно спланированной операцией, поскольку граждан они принимают в общей сложности 4 часа в неделю в рабочее время, а территориальное расположение МВК оставляет желать лучшего. Моя комиссия находилась далеко и от дома, и от работы, и от ближайшей станции метро.
В июне 2019 года я пришла в МВК со всеми документами. Вот что было нужно:
- Заявление о приемке работ. Формы в интернете нет, оно заполняется на месте.
- Договор с подрядной организацией на строительные работы.
- Акты освидетельствования скрытых работ.
- Допуск СРО строительной организации на осуществление работ.
- Договор технического надзора за строительными работами.
- Допуск СРО на осуществление технического надзора.
- Договор на вывоз строительного мусора.
- Лицензия на транспортировку и утилизацию отходов.
- Переобмер ПИБ.
- Копия решения о согласовании перепланировки.
- Копия листа проекта после перепланировки со штампом согласования МВК.
Документы бегло проверили, приняли и сказали ждать звонка. Часто комиссия считает нужным выехать на объект и взглянуть на проделанные работы в реальности. В моем случае выезд не потребовался: фронт работ был слишком скромный. Спустя 2 недели я вернулась в МВК за актом о приемке работ по перепланировке.
Новый технический план
После получения акта я вернулась в ПИБ, чтобы заказать новый технический план. Он нужен, чтобы внести изменения в ЕГРН.
Для подготовки нового технического плана нужны были следующие документы:
- Согласованный проект перепланировки.
- Решение о согласовании перепланировки.
- Акт о приемке выполненных работ по перепланировке.
- Доверенность от отца на мое имя.
- Документ о собственности на квартиру на имя отца. В моем случае это было свидетельство.
- 5000 ₽
Стоимость плана — 5000 ₽, результат отдают на диске. Новый план был готов через 10 дней.
Внесение изменений в ЕГРН
Наконец в июле 2019 года можно было снова отправляться в МФЦ. С собой нужно было взять:
- Диск с новым техническим планом.
- Доверенность от отца на мое имя.
- Документ о собственности на квартиру на имя отца.
Уплачивать пошлину не нужно. Внести изменения обязаны в течение семи рабочих дней. После этого нужно вернуться в МФЦ и забрать готовую, уже обновленную выписку из ЕГРН. Получить услугу можно и напрямую через Росреестр в электронном виде, тогда срок составит пять рабочих дней.
В новой выписке из ЕГРН появился обновленный план квартиры — вот ради чего было потрачено столько сил и времени.
Перепланировка однокомнатной квартиры в Санкт-Петербурге — 115 000 ₽
Строительные работы по устройству дверного проема | 35 000 ₽ |
Проект перепланировки | 25 000 ₽ |
Материалы для устройства нового дверного проема и перегородки на месте старого (металлический профиль, анкеры, гипсокартон и т. д.) | 15 000 ₽ |
Экспертная оценка проекта перепланировки | 14 000 ₽ |
Изготовление нового технического плана | 5000 ₽ |
Документы на квартиру из проектно-инвентаризационного бюро (ПИБ) | 4500 ₽ |
Вывоз строительного мусора | 4500 ₽ |
Доверенность | 4000 ₽ |
Услуги клинера | 4000 ₽ |
Вызов инженера из ПИБ для переобмера | 4000 ₽ |
Дизайн-проект | бесплатно |
Согласование проекта | бесплатно |
Приемка работ после перепланировки | бесплатно |
Внесение изменений в ЕГРН | бесплатно |
Перепланировка однокомнатной квартиры в Санкт-Петербурге — 115 000 ₽
Строительные работы по устройству дверного проема | 35 000 ₽ |
Проект перепланировки | 25 000 ₽ |
Материалы для устройства нового дверного проема и перегородки на месте старого (металлический профиль, анкеры, гипсокартон и т. д.) | 15 000 ₽ |
Экспертная оценка проекта перепланировки | 14 000 ₽ |
Изготовление нового технического плана | 5000 ₽ |
Документы на квартиру из проектно-инвентаризационного бюро (ПИБ) | 4500 ₽ |
Вывоз строительного мусора | 4500 ₽ |
Доверенность | 4000 ₽ |
Услуги клинера | 4000 ₽ |
Вызов инженера из ПИБ для переобмера | 4000 ₽ |
Дизайн-проект | бесплатно |
Согласование проекта | бесплатно |
Приемка работ после перепланировки | бесплатно |
Внесение изменений в ЕГРН | бесплатно |
Как выглядит квартира сейчас
На перепланировку я потратила много сил и времени. Ремонт в квартире к тому моменту шел уже четыре года, из них согласование и работы по перепланировке в общей сложности заняли два года. Были моменты, когда опускались руки и хотелось все бросить.
- 2 года
Сейчас самое сложное позади, и после всей проделанной работы я могу сказать, что рада изменениям. Нам предстоит докрасить стены и потолок, заменить двери, светильники и мебель. Но мне уже нравится новое пространство: стало много света — насколько это возможно в Петербурге — и освободилась площадь, которой в маленькой квартире всегда не хватает.
Кратко: как согласовать перепланировку в Санкт-Петербурге
- Определиться, какие именно изменения необходимо внести в планировку квартиры. Чтобы сделать эскиз, можно нанять дизайнера.
- Собрать документы для выполнения проекта перепланировки: правоустанавливающие документы на квартиру, эскиз перепланировки, технический паспорт, поэтажные планы помещений выше и ниже квартиры, ситуационный план участка и доверенность — если необходима.
- Заказать проект перепланировки у организации, имеющей допуск СРО.
- При необходимости заказать экспертную оценку проекта перепланировки.
- Согласовать проект перепланировки в межведомственной комиссии при районной администрации.
- Вызвать строительную бригаду, имеющую допуск СРО, для ремонтных работ.
- Вывезти строительный мусор.
- Вызвать инженера из ПИБ, чтобы он переобмерил квартиру после перепланировки.
- Собрать необходимые документы и выполнить приемку работ в межведомственной комиссии.
- Заказать в ПИБ новый технический план помещения.
- Внести изменения в ЕГРН.