Восемь лет назад я открыла танцевальную студию в маленьком металлургическом городе, где ничего подобного в то время не было.
За время существования студия пережила несколько переездов, два раза серьезно уходила в минус, но в итоге осталась успешным бизнесом, а потом я ее продала. Расскажу, как все было, что у меня получалось, а что не вышло.
Почему я решила открыть танцевальную студию
История начиналась стандартно: я с детства мечтала танцевать и долго уговаривала родителей отвести меня в хореографическую студию.
В студии не существовало праздников, каникул или дней рождения. Пропускать тренировку можно было только в двух случаях, как шутили тренеры: заболел или умер. Остальные причины не считались уважительными, и можно было вылететь навсегда.
Позже я оценила жесткую дисциплину и требовательность преподавателей. Благодаря им я легко умею контролировать себя, концентрироваться на любом, даже неприятном деле и довожу все до конца.
Это отчасти помогло в бизнесе: я могла работать по 10—12 часов в день без выходных и праздников.
После окончания школы я подумала, что танцы — это бесперспективная сфера, поэтому нужно получать другое образование и строить карьеру. Я училась на экономиста и за время учебы успела поработать в торговой фирме, женской исправительной колонии и крупной сетевой компании.
Но мне было скучно выполнять однообразные занятия и находиться в подчинении у кого-то, я хотела воплощать свои идеи. В 2009 году я решила пойти на подработку — тренером по танцам, и с тех пор началась совсем другая жизнь. Я стала работать в популярных тогда направлениях: стрип-пластике, растяжке, гоу-гоу, еще учила обычным танцам детей и была тренером групповых программ в фитнес-залах.
Мне нравилось учить людей и ставить номера, вдохновлять других на свершения, растить учеников и вместе с ними добиваться результатов. Это похоже на работу тренера: он отдает всю душу и взращивает чемпионов.
Почти сразу, как я начала работать тренером, мне захотелось открыть свою студию. Мне не нравились установленные рамки и отсталый подход к бизнесу. В танцевальных школах, где я работала, были несовременные направления, которые уже давно были не в моде, типа аэробики. Занятия проходили без требований к ученикам и без результатов: мы не ставили номера и не участвовали в конкурсах или соревнованиях. Никаких возможностей роста для преподавателей или учеников не было.
Сам бизнес не был ориентирован на сервис. Школы не развивались, не вводили новшеств — просто работали десятки лет по старой схеме. Несколько раз я приходила со свежими идеями, например снять видеоклип, но все это воспринималось руководством в штыки.
В 2012 году я окончила институт и получила диплом экономиста. Передо мной стоял выбор: уезжать в другой город, потому что в моем не было перспектив, либо ехать работать в танцевальной сфере за границу, либо оставаться здесь, но делать собственный проект.
Я мечтала создать проект с нуля самостоятельно: обдумывала, как планировать и проводить занятия, представляла дизайн студии, отслеживала ошибки других. Все эти мысли постоянно крутились в голове, день за днем я жила только этой идеей, запоминая, как не стоит делать или что можно улучшить.
После окончания института я сама узнала о новом направлении — пол-дэнсе, это танцы с трюками на шесте. Оно показалось мне интересным и перспективным, в нашем городе подобного не было. Я решила, что идея выстрелит и привлечет людей за счет своей новизны. Через три года после того, как начала работать тренером, я запустила свою студию.
Что такое пол-дэнс
Пол-дэнс близок к стрип-пластике, но в отличие от нее цель танца — не соблазнить, а показать акробатические умения. Движения в стрип-дэнсе мягкие и плавные. А пол-дэнс — это та же гимнастика, только не на бревне или кольцах, а на пилоне. На нем танцоры выполняют цирковые и силовые элементы.
В моем городе металлургов о таком направлении даже не слышали, а в России и во всем мире в 2010-х годах пол-дэнс как раз становился трендом. У меня тогда уже была большая клиентская база из школ танца и фитнес-центров, где я работала раньше, многие ученики спрашивали, когда я открою собственный зал.
|
|
Перед тем, как открыть свою студию, я дважды проходила обучение пол-дэнсу в Екатеринбурге — это была ближайшая ко мне школа, где преподавали это направление. А еще там жила подруга, у которой я могла остановиться.
В первый раз я поехала в январе 2012 года, а потом еще в мае, перед открытием своего зала. Занималась неделю каждый день по много часов, посещала мастер-классы. В первый раз директор студии сделал мне скидку по знакомству, и само обучение стоило всего около 10 000 Р. Во второй раз потратила около 17 000 Р: выросла стоимость самого обучения, а еще было больше дополнительных расходов на еду и проезд. Оба раза получила сертификаты.
В моем городе конкурентов на тот момент особо не было. У нас было всего семь танцевальных студий: в трех преподавали уличные танцы вроде хип-хопа, брейк-данса и локинга, остальные были ориентированы на детей, обучали современной и классической хореографии и бальным танцам. В фитнес-клубах в основном обучали гоу-гоу и восточным танцам. Я решила рискнуть и стать первооткрывателем нового направления в городе.
Первая студия: трехметровые потолки и украденная идея
В мае 2012 года я начала искать помещение, чтобы запустить проект как раз к началу учебного года. Все детали вроде оборудования, технических моментов и процесса обучения я обсудила с директорами студии в Екатеринбурге, когда училась там пол-дэнсу.
К помещению были свои требования:
- Высота потолков — хотя бы 3 метра, чтобы можно было установить шесты — пилоны.
- Потолочная плита не должна быть полой, а ее толщина должна быть от 30 сантиметров. Пилоны должны выдерживать вес до 150 кг. Если потолок будет тонкий, крепление просто не выдержит.
- Арендная плата — до 15 000 Р в месяц. По моему опыту, сумму выше было бы сложно покрыть количеством абонементов, а еще такие деньги я в случае чего могла бы найти, чтобы перекрыть провальный месяц.
Не все арендодатели соглашались портить потолок, не всегда толщина потолка подходила под мои нужды.
С первым залом сделка сорвалась. Из-за особенностей потолка там нужно было делать дополнительную конструкцию. Арендодатели согласились сделать это сами, а я оплатила бы работы, но сперва они повысили цену в два раза, потом повысили еще, а потом вообще отказались сотрудничать.
Спустя несколько месяцев я узнала, что они хотели украсть мою идею и открыть такую же студию.
К счастью, их попытка не удалась: они не смогли найти соответствующих преподавателей, потому что такой сертификат и знания в городе были только у меня. Но проблема с залом оставалась: я уже раскручивала группу во «Вконтакте» и вела запись на учебный год. Ученики активно набирались, а мне было негде их принимать.
Я не могла просто оправдываться, рассказывая историю о недобросовестных арендодателях, и продолжала искать везде, где только можно: на сайтах, в местных газетах, ездила по городу, высматривая вывески об аренде.
В итоге открытие пришлось задержать на два месяца: из-за специфики и ограничений по цене аренды помещение пришлось искать практически полгода. Помог бывший коллега: он узнал от общих знакомых, что я открываю студию, а его приятель как раз сдавал небольшой зал.
Мы договорились, что часть затрат на ремонт пойдет в счет аренды. Я сделала косметический ремонт за несколько дней и купила оборудование.
Ремонт делала своими силами — например, покрасила стены я сама. Если нужно было прикрепить пилоны и расставить тяжелую мебель, то звала на помощь знакомых мужчин. На полу расстелили линолеум и местами прибили его гвоздями.
Пилоны устанавливаются довольно быстро, если нет проблем с потолком и полами: нужно пробурить отверстие, прикрепить пилон, выровнять по уровню, и все. К пилонам всегда прилагается подробная инструкция по установке. Первый пилон мы ставили 2—3 часа, остальные — быстрее.
Важная часть расходов для танцевальной студии — это зеркала. Их изготовили в местной фирме моего города на заказ. Я заказала цельные большие зеркала в пол. Из-за большого размера возникли трудности с транспортировкой: нужна была специальная машина с оборудованием для перевозки — в таких обычно возят пластиковые окна.
Одному человеку их было не перенести и не установить, а еще они с трудом вмещались в проход. Плюс были сложности с закреплением: если стена была не идеально ровная, то в зеркале было видно любое малейшее отклонение — на стыках, в отражениях.
Но сами зеркала были превосходные, и я потом перевозила их в новые студии, попутно разбивая часть и заказывая новые. В итоге мои знакомые придумали сделать на заказ огромные пластиковые рамы, как для пластиковых окон, куда мы вставили зеркала. Так их было легче перевозить и устанавливать.
Тогда же я зарегистрировала ООО, была единственным учредителем. ООО выбрала, так как планировала открывать филиалы в других городах, — мне показалось, что сделать это будет проще, чем с ИП.
К слову, лучше бы я открыла ИП. ООО мне потом не пригодилось, пришлось его закрывать, а это сложнее, чем ИП. Во втором зале мне нужно было договариваться с арендодателем, чтобы он дал мне юридический адрес. Он неохотно согласился, и мне пришлось платить за это. Еще ООО нужно сдавать большое количество отчетов, а у меня не было нужных бухгалтерских знаний. Пока я не наняла бухгалтера на аутсорсе, были просрочки по сдаче отчетов и штрафы.
Студию я открыла в начале ноября. Мне было стыдно перед учениками, но они дождались и пришли практически все.
Чтобы открыть студию, я брала кредит, поэтому после открытия большая часть выручки уходила на платежи банку — 20 000 Р в месяц. За все время работы бизнеса я взяла несколько кредитов, в среднем по 30 000—50 000 Р на срок от 3 до 5 лет. Общая сумма всех кредитов была 200 000 Р.
Расходы на открытие студии в 2012 году — 200 000 Р
Оборудование: зеркала, пилоны, крепления | 95 000 Р |
Косметический ремонт: покраска стен, напольное покрытие | 53 000 Р |
Обучение и повышение квалификации перед открытием студии | 27 000 Р |
Ремонт санузла | 14 000 Р |
Музыкальный центр, мебель в раздевалку, вешалки на входе и другая мелочь | 11 000 Р |
Сколько получалось зарабатывать
Первая студия была маленькой — там помещалось всего три пилона, и за час я могла обучать не больше шести-семи человек. Это позволяло студии получать доход около 65 000 Р в месяц.
Было два основных источника дохода: групповые и персональные занятия.
Групповые занятия были только по абонементам. Самый популярный, на восемь занятий в месяц в вечерние часы, стоил 1800 Р. Вечер считается самым прибыльным временем, потому что приходит больше людей. На дневное время была небольшая скидка.
Персональные занятия были по абонементам и разовые. Абонемент на восемь занятий стоил 3000 Р, разовое посещение — 500 Р. Поначалу доход с персональных занятий был небольшой: с групповыми занятиями я не успевала брать больше учеников. Когда появилось больше педагогов, я смогла уйти только на персональные занятия, и выручка с них доходила до 30 000 Р в месяц.
Регулярной тратой была покупка спирта: им протирают поверхность пилона, чтобы убрать грязь и пот и улучшить сцепление с кожей. Спирт приходилось покупать канистрами у знакомых медиков — нам нужен был с концентрацией не менее 70%, а такой в открытом доступе не продается. На это уходило 2000 Р в месяц.
Самый большой оборот был с весны 2013 по весну 2014 года: 140 000—170 000 Р. А самая крупная чистая прибыль — около 60 000 Р.
Выручка за декабрь 2012 года
Абонемент на 8 занятий | 27 000 Р |
Абонемент на 12 занятий | 12 500 Р |
Абонемент на 16 занятий | 12 000 Р |
Дневная группа | 8000 Р |
Персональные занятия | 5000 Р |
Итого | 64 500 Р |
Расширение студии: за пять лет переезжали четыре раза
В первом помещении студия просуществовала всего полгода: у арендодателя поменялись планы и нам пришлось съехать.
Я уже и сама хотела съехать, потому что помещение было маленьким и я не могла обучать за час больше семи человек. Чтобы обеспечивать себя, поддерживать студию и отдавать кредит, мне нужно было продавать 20—30 абонементов в месяц. Если покупали меньше, у меня уже не хватало денег на все расходы. Нужно было расширяться и увеличивать доход, а для этого необходимо было другое помещение. Всего за пять лет мы переезжали четыре раза — каждый раз в новый район города.
В марте 2013 года я забрала коврики и музыкальный центр и переехала в другой зал — больше старого почти в три раза. Снова пришлось брать кредит, потому что старые пилоны не подходили по высоте. За 150 000 Р я купила пять новых пилонов и поменяла напольное покрытие. Переезд обошелся в 300 000 Р вместе с арендой за два месяца.
С покупкой пилонов проблем не было: уже тогда в России было несколько специализированных компаний, которые производили профессиональные пилоны для танцевальных студий. Самая лучшая и известная находится в Питере — Pole4You. Оформляешь заказ на сайте, выбираешь удобный способ доставки — у меня были «Деловые линии», — и они отправляют. Через две недели мне пришли пилоны.
|
|
Аренда помещения была выше прежней в три раза, коммуналка входила в стоимость. Дополнительно нужно было оплачивать охрану. Все вместе обходилось мне в 50 000 Р.
Дешевых помещений не было, поэтому выбор был либо продолжать, либо отказываться от мечты. Я решила рискнуть, и риск оправдался: бизнес быстро вырос. После переезда мы обучали уже 10—12 учеников в час и зарабатывали в среднем 150 000 Р в месяц.
Как я выстраивала работу с педагогами
Преподавателей я набрала из бывших учеников: выбирала тех, кто имел потенциал к тому или иному направлению, любил занятия и умел общаться с коллективом. Основных педагогов было трое, еще одного-двух брала на дополнительные направления вроде гоу-гоу.
Работу педагогов старалась сделать в удовольствие: давала зарплату выше, чем по рынку, премировала, оплачивала их обучение и повышение квалификации, давала подработки. Средняя зарплата в городе у педагогов в то время была 2500—4000 Р в месяц за 2—3 занятия в неделю. Я платила 7000—8500 Р, если выдавала премию, то выходило около 10 000—11 000 Р. Премии выдавала тем, кто привлекал к себе на занятия и, самое важное, удерживал новых учеников. Или тем, кто придумывал что-то интересное вроде новогодних конкурсов.
Повышать квалификацию педагоги ездили в Екатеринбург. Это обходилось мне в 500—3000 Р за одного человека. Сама я преподавала до осени 2013 года, а потом решила уйти только в управление студией, так как занятия отнимали силы и время.
Продвижение: в основном работало сарафанное радио
Самой первой у меня появилась группа во «Вконтакте» — я начала набирать первых студентов еще до открытия студии из бывших учеников. Когда я начинала развивать группу, то просила друзей вступить в нее и делать репосты, каждый день выкладывала посты, фотографии и видео для привлечения людей. Примерно через год в группе было 1000 подписчиков, и с 2013 года она начала активно развиваться.
На популярность повлияла еще и уникальность проекта: пол-дэнс в городе был новым экзотическим направлением, этим заинтересовались люди из медийной сферы.
Моими основными клиентами были девушки 25—35 лет со средним доходом и чуть выше.
Вот что я использовала для продвижения.
Регулярно обновляла аккаунты во «Вконтакте» и «Инстаграме». Я фотографировала большой, красивый, просторный зал с высокими пилонами, люди реагировали и записывались на занятия. Мы писали о студии каждый день, выкладывали посты, просили всех знакомых и друзей рассказывать о нас.
Привлекала к раскрутке сообщества педагогов. В новом помещении я преподавала уже с тремя тренерами, которых нашла среди бывших учеников. Они постили объявления о наборе в группы в своих соцсетях, делали фотосеты и видео для «Инстаграма». Приходили знакомые знакомых — получалось такое сарафанное радио.
Сделала сайт студии. Он обошелся примерно в 13 000 Р. На главную страницу я сделала красивый клип, добавила фотографии, информацию о педагогах и расписание занятий. После того как появился сайт, звонков стало поступать в два раза больше.
Приглашала фотографов и операторов работать по бартеру. Направление было в городе новым, поэтому им было интересно работать с нами на безвозмездной основе. Иногда они делали провокационные репортажи типа «Пол-дэнс: стриптиз или искусство?», но в любом случае публикации приносили нам известность. Постоянных фотографов было около 15 человек.
|
|
Размещала объявления о студии. Я публиковалась на местных сайтах, «2ГИС», «Флампе» и «Авито». Несколько раз давала рекламу через «Яндекс-директ». Местные сайты и «2ГИС» результата не дали, зато сработало продвижение через «Яндекс-директ» и «Гугл-эдс».
Занималась продвижением я, в самом начале попросила знакомого разобраться и помочь настроить рекламу. Обычно новые кампании запускала перед сезоном — в конце лета, чтобы привлечь учеников на новый учебный год, и в конце зимы, чтобы привлечь людей на весну. Реклама длилась 1—2 недели, средний бюджет на кампанию был 7000—15 000 Р.
Еще к нам периодически приходили местные СМИ, снимали сюжеты про студию. Нам не приходилось договариваться с ними: они сами узнавали, что в городе обучают новому танцевальному стилю, и хотели об этом рассказать.
Развитие студии: новые направления в городе
Все закрутилось с головокружительной скоростью. Скоро я привезла в город новые танцевальные направления: воздушную гимнастику на полотнах и акробатику на кольце. В Екатеринбурге тогда уже начался этот тренд, и я знала, что скоро он придет и к нам в город. Нужно было успеть стать первой.
Поначалу это все не пользовалось спросом, потому что ученикам было тяжело и сложно. На кольце и полотнах заниматься очень больно: после занятия остаются огромные синяки от обручей и ожоги от ткани.
Представьте: вы висите в воздухе и вас держит тряпка, впивающаяся в тело.
Но дальше направление раскрутилось: во всех соцсетях появлялись красивые фотосеты и клипы с танцами на полотнах, в городах стали проводиться соревнования, танцевальные студии делали завлекающую рекламу.
Я начала развивать это направление первой в городе, поэтому ко мне сразу пришли ученики. Один раз устроила конкурс, чтобы привлечь внимание к танцам на полотнах: за лучшее фото на полотнах дарила абонемент на восемь занятий в студии.
Со стороны эти танцы кажутся опасными, но происшествий на моих занятиях никогда не было. Занятия обязательно проходят со специальными матами, которые смягчают удары, если вдруг кто-то упадет. Педагоги проходят обучение и знают, как исключить травмы. Перед стартом занятий мои клиенты знакомились с инструкцией правил безопасности и подписывали ее. Все же взрослые люди, понимали свою ответственность, никто не рисковал лишний раз.
В этой сфере вообще бывает мало происшествий. Слышала только про один случай: в Екатеринбурге девушка улетела с пилона и сломала руку. Но это был пилон другой конструкции — переносной, который стоит на подиуме. Он менее устойчив, чем пилон, прикрученный к полу и потолку в студии.
Преподавателей я сначала искала в местном цирковом училище, у нас оно довольно сильное. Но с ними мы поработали пару месяцев и не сошлись, поэтому я отправила нескольких учеников учиться в Екатеринбург за свой счет — чтобы они могли вести занятия.
Внедрить новые направления обошлось в 44 000 Р: 38 000 Р ушло на полотна, анкеры и кольца, еще 6000 Р — на обучение педагогов.
Детская школа танцев и упущенный грант
Мои ученицы и родители бывших учеников регулярно просили открыть танцевальные классы для детей: эстрадные танцы, растяжку, современную хореографию.
Это помогло бы расширить бизнес и охватить другую часть аудитории. Я точно знала, что проект был бы успешным: я уже работала хореографом с детьми 6—7 лет, у меня была репутация и потенциальные клиенты.
На создание детской школы свободных денег не было, поэтому я решила поискать грант и нашла подходящий — конкурс Фонда предпринимательства. Чтобы участвовать в нем, нужно было пройти курсы и защитить бизнес-план.
На курсах я не узнала ничего нового, так как у меня уже было экономическое образование. Дальше нужно было написать бизнес-план и отправить заявку. Я просила деньги не просто на детскую школу, а на развитие бизнеса.
Я собрала пакет документов: уставные документы, справки об отсутствии задолженностей перед госструктурами, сертификат об окончании курсов, несколько анкет самого фонда, бизнес-план и чеки, подтверждающие расходы на проект, — 15% от запрашиваемой суммы.
В итоге я выиграла конкурс и получила 300 000 Р.
Все складывалось удачно, но снова возникли сложности с помещением. Мне нужен был зал площадью от 50 м², а такие стоили 50 000—100 000 Р, причем не в центре, а на окраине города. Я не могла брать на себя такие обязательства и платить за помещения взрослой и детской студии больше 100 000 Р: у меня были кредиты, и если бы что-то пошло не так, мне бы никто не помог.
Я пыталась искать помещение через государственные торги и администрацию города, обращалась за помощью к мэру. Предлагала делать бесплатные занятия для детей из детдомов или многодетных семей. Но навстречу мне никто не шел. У нас маленький город, здесь не особо развиты культура и образование.
В моем городе живут заводчане, которые предпочитают после работы выпить и посмотреть телевизор.
Чем-то увлекаться или иметь хобби было не принято, поэтому сложно развиваться в творческой среде.
В результате школу открыть так и не удалось. Я потратила грант на действующую студию, и фонд это принял, потому что я изначально просила деньги на расширение и развитие бизнеса. Так что грант был потрачен целесообразно.
Несмотря на историю с грантом, 2014 год был успешным: мы впервые провели первое крупное танцевальное мероприятие в городе — соревнования по пол-дэнсу. Тогда же появилась возможность открыть филиалы в других городах: я нашла два зала и представителя и могла бы запустить сразу три школы. Но испугалась ответственности и отложила это на будущее.
Я боялась одна тянуть такую большую финансовую нагрузку, особенно пугали одновременные выплаты за четыре аренды. Еще у меня не хватило бы времени на руководство всеми студиями самой, а делегировать было некому.
Если бы я создала сеть танцевальных студий, это повысило бы статус проекта, принесло бы дополнительный доход и позволило бы запустить продажу франшизы. В будущем мне таких возможностей уже не представилось.
Ушла в минус и снова начала с нуля
Зимой 2014 года дела пошли плохо. Сначала я подумала, что это просто несезон, зима и лето в этой сфере — провальные месяцы. У меня была небольшая подушка безопасности, с помощью которой я закрыла дыры. Но весной она закончилась, а ситуация лучше не стала, и бизнес ушел в минус.
Тогда как раз случился финансовый кризис, и это существенно ударило по моему городу: зарплаты сильно снизились, люди стали экономить — и в первую очередь на хобби. В городе живет небогатое население, с бизнесом все обстоит не очень хорошо, а финансовые потрясения сказываются сильно.
Мне кажется, мой бизнес ушел в минус главным образом из-за двух причин:
- Часть преподавателей оказались недобросовестными — проводили в студии дополнительные занятия мимо кассы. Или проходили обучение за мой счет, а потом уходили и переманивали учеников. Я заметила это как раз осенью 2013 и зимой 2014 года, в месяц теряла из-за этого 20 000—35 000 Р.
- Клиенты просили продлить им абонементы авансом, но так и не приносили деньги. Зимой 2014 года таких случаев стало очень много — около 9—12 человек в месяц.
В итоге доход студии упал с 110 000 до 60 000 Р. Я была вынуждена уволить недобросовестных педагогов и уже не могла платить аренду.
С хорошего места пришлось съехать в никуда, и студия перестала работать почти на год — до февраля 2015 года.
Несмотря на закрытие, я верила в свой проект и не представляла, чем мне еще заниматься. На тот момент студия казалась делом всей моей жизни. В январе 2015 года я увидела объявление о сдаче здания с четырехметровыми потолками и двумя большими залами.
К тому времени в городе уже стали появляться конкуренты, которые также обучали пол-дэнсу. Половина моих учеников и весь персонал ушли к ним — на этот раз никто не выражал преданность и не дожидался, пока я решу проблемы. Но описание нового помещения зацепило меня, и я все-таки решила открыться снова. Педагогов набирала из своих бывших учеников, а клиентов искала также через соцсети.
Ремонт зала занял несколько месяцев, поэтому студия открылась только в конце марта. С трудом, но я вывела бизнес на прежний уровень, запустила совместные курсы с педагогами из других городов. На открытие я потратила 285 000 Р — это расходы на ремонт и аренду на три месяца. Часть суммы заняла у знакомого, часть заработала сама — ночами писала дипломы по экономике за студентов.
Как я решила продать студию
Осенью я переехала в последний раз и быстро вышла в плюс: клиенты и оборудование остались, а новая аренда обошлась в 26 000 Р за два месяца. У меня получилось отбить долги за ремонт и выйти на стабильную прибыль.
В 2016 году в моей жизни многое поменялось. Я встретила своего будущего мужа, мы стали жить вместе, а потом решили уехать в другой город. Бизнес для меня был неактуален, и я выставила студию на продажу.
Планировалось, что ее купит кто-то из давних учеников, кто занимается в студии с момента ее основания. Так и вышло. С одной из учениц мы вели переговоры почти месяц. К тому времени я уже закрыла свое ООО и собиралась переезжать. Поэтому продала ей студию как физлицо с передачей всех прав, имущества и оборудования за символические 100 000 Р — столько стоило оборудование зала с учетом износа.
После продажи я представила новую хозяйку студии коллективу и ученикам, завершила все личные дела и больше к этой теме не возвращалась.
Расходы за декабрь 2016 года
Зарплата | 25 000 Р |
Аренда помещения | 14 000 Р |
Питьевая вода и одноразовые стаканчики | 2000 Р |
Спирт | 2000 Р |
Коммунальные платежи | 1500 Р |
Итого | 42 500 Р |
Какие ошибки повлияли на развитие бизнеса
Несмотря на успешное начало 2014 года, я совершила ошибки, которые затормозили развитие бизнеса.
Не заключила договоров с педагогами, потому что понадеялась на их добропорядочность и честность. В итоге они проходили обучение, которое оплачивала я, потом переходили к конкурентам и уводили учеников. Чтобы такого не было, мне нужно было юридически закрепить отработку обучения и условия конфиденциальности. Например, прописать в договоре, что педагог обязан отработать в студии какой-то срок после прохождения обучения или выплатить его стоимость, иначе — штраф.
Отдала ключи от студии всем педагогам. Я не следила за тем, что делают педагоги в студии вне занятий, и кто-то стал проводить занятия мимо кассы. Обычно в студиях работает администратор, и ключи есть только у него: он открывает и закрывает студию, отмечает клиентов, следит за абонементами.
Сделала слишком высокую по городу зарплату. Я могла бы сэкономить на зарплате педагогов примерно 15 000 Р в месяц и эту сумму потратить более целесообразно — на рекламу или привлечение дополнительных педагогов в дневное время и выходные дни.
Не ввела строгие правила посещения и не сделала систему учета. Я шла навстречу, когда ученики просили продлить абонемент в долг или платить по частям. Из-за этого я потеряла часть денег: клиенты ходили на занятия, но так и не приносили за них деньги, а я могла забыть, кто не оплатил. Если бы у нас была CRM или другая система учета клиентов, этих проблем можно было бы избежать.
Нерационально использовала помещение. Вместо того чтобы открыть второй зал и обучать другим танцевальным стилям, я сделала на его месте раздевалку и кабинет для сотрудников. Кроме того, можно было сдавать помещение в субаренду в утреннее и дневное время, когда не проходили занятия. Мне предлагали такое, но я отказывалась. В студии могла лежать крупная сумма с вечера за продажу абонементов, поэтому пришлось бы следить за теми, кто снимает зал в субаренду, — либо нанимать администратора, либо делать все самой. За символическую плату работника не нашлось, а у меня не хватало времени.
Не применяла все инструменты для рекламы. Можно было привлекать для сотрудничества известных личностей в городе, размещать буклеты и визитки в популярных местах, запускать таргетированную рекламу и активнее вести страницу в «Инстаграме». Когда я открывала студию заново, то уже не приглашала прессу и не устраивала мастер-классов, и в итоге о школе стали забывать, тем более что появилось три конкурента.
Принимала поспешные решения. Третий переезд был неудачным: студия находилась в районе, куда было сложно добраться общественным транспортом, слишком много денег ушло на ремонт, а с арендодателями было трудно найти общий язык. Например, они три месяца обещали установить батареи и приступили к работе, только когда я пригрозила отъездом. Все договоренности с арендодателями нужно было закреплять письменно в договоре, а не ограничиваться устными обещаниями.
Вложилась в рекламу, которая не сработала. Я потратила на рекламу на местном новостном сайте 27 000 Р — ни одного нового клиента, даже ни одного звонка не поступило. На визитки ушло около 4000 Р. В популярных местах их положить не удалось, потому что владельцы просили за это от 5000 Р в месяц. А в местах, где я положила визитки, — у знакомых кофеен и салонов красоты — была слишком маленькая проходимость, поэтому эффекта это не принесло.
Еще 25 000 Р я потратила на вывеску для входа в студию и баннер для соревнований. Оба пригодились только один раз: вывеску нельзя было забрать при переезде, и хотя она привлекала внимание, можно было на ней сэкономить.
Отличная история. Всегда читаешь статьи про бизнес с замиранием сердца- там такие страсти кипят, любой сериал нервно курит в сторонке :)
Автор, любопытно узнать: вы планируете в дальнейшем заниматься этим делом, открывать новую студию в том городе, где живёте? Или, не смотря на то, что это дело вашей жизни, вы выгорели?
Hhhjjj, не планирую возвращаться к этой сфере. Как вы верно заметили - выгорела) Или переросла
Интересно. ушли ли вы в другой бизнес или совсем завязали с предпринимательством.
Татьяна, временно завязала)
какая вы молодец))
Kettu, спасибо!
Очень интересно! Классная статья без прикрас, все как есть рассказали. Вы очень целеустремленная, удачи Вам!
"В моем городе живут заводчане, которые предпочитают после работы выпить и посмотреть телевизор." - сразу вспомнил город Челябинск)
Неожиданно приятно встретить земляка)
Leo, благодарю!
Ирина, скажите а студенческие статья Вы пишите?
Igor, не поняла ваш вопрос. Перефразируйте, пожалуйста.
Ирина, вот это Ваша статья: https://texterra.ru/blog/kak-ya-spasla-7-000-vypusknikov-ot-otchisleniya-zarabotala-7-mln-i-sozdala-birzhu-studencheskikh-rab.html ?
Igor, не уверена, что в рамках проекта Т-Ж можно обсуждать такие вопросы. С какой целью вы интересуетесь?
интересно было почитать! А город - секрет?
Здравствуйте, Ирина.
Можете рассказать с юридической точки зрения нужны ли какие-то лицензии на деятельность и другие подводные камни?