7 советов, которые помогут сдать квартиру и не пострадать от проблемных жильцов
Опыт читателя Т—Ж
Проблемные арендаторы, безусловно, бывают, но это очень редкое явление.
Я знаю только три примера: с одним сталкивался лично, с двумя другими имели опыт общения знакомые. Выборка — более чем 30 успешных заселений. То есть проблемный жилец — не более чем каждый десятый. Многие арендодатели имеют шанс ни разу в жизни их и не встретить.
В моем случае все решилось при помощи направления досудебной претензии и регулярного капания на мозги. Вежливого, но твердого. Жильцы съехали почти в срок. Потеря в деньгах была несущественна. А теперь немного обобщенного опыта от практикующего арендодателя.

Пропишите в договоре условия конфликтного расторжения
В договоре нужно отдельно добавить блок текста о его конфликтном расторжении и акцентировать на нем внимание арендатора в момент заселения. Например, прописать, в каких ситуациях наступает конфликтное расторжение, как оно происходит, какие предпринимаются шаги по выселению, какие еще принимаются меры вроде пени или увеличенного тарифа арендной платы до ликвидации просрочек. Это неплохо организует и бодрит.

Если сдаете несколько квартир, найдите юриста
Если вы сдаете несколько квартир и процесс поставлен на поток — неплохо бы найти грамотного юриста и поддерживать с ним контакт. Даже в случае выселения по решению суда есть шанс провести его достаточно быстро. Например, обойтись без прений сторон и вообще протолкнуть дело в обработку намного быстрее.

Не бойтесь сказать арендатору нет, если у вас есть сомнения
При заселении нужно включать голову. Если вас что-то смущает, не бойтесь отказать жильцам, даже если вы уже на этапе подписания договора.
В моей истории с неудачными арендаторами виноват я сам. У жильцов были проблемы с логическим мышлением и психикой, и я это заметил еще во время просмотра квартиры и оформления документов. Но я расслабился, опираясь на прошлый беспроблемный опыт.
Аналогичные ситуации были и у знакомых: один заселил наркопотребителя, второй — безработного мужика, которого выгнала жена за пьянство. В обоих случаях проблема была очевидна уже при первой встрече с жильцом.

Поддерживайте постоянный контакт с жильцами
Со своими арендаторами нужно поддерживать постоянный информационный контакт, а в квартире — регулярно появляться. Если не проявлять себя, у недалеких головой арендаторов со временем возникает иллюзия, что это их дом. А значит, «попробуй-ка меня из моего дома выселить».

Если арендатор оказался проблемным, будьте решительны и не надейтесь, что все наладится
Я бы советовал не затягивать решение вопроса с проблемными арендаторами. Не давать им третий, четвертый и прочие шансы. Лучше наличие конфликтного, но однозначного решения, чем бесконечная надежда на то, что все наладится.

Будьте непреклонны, даже если арендатор угрожает судом
По моему опыту, если жилец неадекватный, он вряд ли разбирается в законах и часто их не признает. Его аргументация почти всегда будет лежать за гранью законодательства и логики. Поэтому — да, при выселении вполне работают внесудебные методы урегулирования вопроса. Без членовредительства и нарушений УК, естественно.
Если же жилец угрожает судом, спокойно говорите, чтобы шел и судился, вы не против. Это сразу охлаждает пыл потенциального склочника.

Если арендатор отказывается съезжать — меняйте замки
Замена замков или «хозяйский замок» в двери — отличная тема. По краткосрочному договору аренды ни один мастер вскрывать замки не возьмется. А по выписке из ЕГРН или договору купли-продажи — запросто. Один раз потеряв доступ к своим вещам, жильцы съезжают достаточно бодро. Доказать какой-то ущерб в суде — невозможно.
10.04.20, 05:36
Очень понравился совет: "Постоянно появляйтесь в квартире". Будете постоянно лезть к жильцам - съедут даже адекватные и платежеспособные. Благо, выбор квартир сейчас большой, а стоимость аренды падает.
10.04.20, 05:59
Светлана, имеется в виду - приходите раз в месяц хотя бы. У меня по договору моё появление раз в месяц прописано. Полно историй, когда сдают знакомым, деньги на карту на доверии, а через годы знакомые съезжают, а в квартире разгром и корячится ремонт на сумму больше, чем за найм вышло.
10.04.20, 06:16
Да, и сдают чаще всего с предельно бюджетным ремонтом и ветхой мебелью. Потом к их состоянию предъявляют какие-то претензии. Особенно если снимают годами.
10.04.20, 06:38
Светлана, сдают по-разному. Моя подруга сдавала квартиру с ремонтом под себя и всей техникой, потому что вышла замуж и уехала в другой город.
Достаточно открыть циан и посмотреть на варианты в разрезе.
Но вы начали с визитов хозяев, я вам расшифровала, что пункт про визиты - это бывать раз в месяц за деньгами или квитанциями, чтобы съемщики помнили, что квартира таки-съёмная. Вопросы на эту тему остались?
14.05.21, 16:53
Светлана, ветхими становятся, из-за съемщиков, ничего не имеющих в собственности, которые думают- платим за то что живем, и можно свинячить.
17.02.22, 10:48
user1246776, ветхими мебель и ремонт становятся от времени.
11.04.20, 12:21
Светлана, у меня в договоре прописана возможность появляться в квартире раз в месяц. Окромя напоминания о себе это позволяет проверить условия проживания жильцов - состояние помещений, отсутствие субаренды и других нарушений договора. Каноническая ошибка арендодателя: "не появлялся в квартире пол-года, квартплата капала как часы, потом вызвали в милицию как соучастника организации притона / нарколабы / общежития для таджиков". Также, если видно что жильцы нормальные и снимают не первый год, никто не мешает заезжать с проверкой раз в 2-3 месяца.
11.04.20, 15:28
Свинья, та же тема. Я у своих сейчас бываю не чаще раза в полгода, но пингуем друг друга постоянно, и они всегда предупреждают о малейших нюансах - от своего длительного отъезда до любых происшествий. А формулировка в договоре 'не чаще 1 раза в месяц, за исключением случаев устранения неисправностей, возникших по вине арендодателя'.
16.06.22, 16:32
Pavla, а можно как-то в телеграмме обменяться формой договора?
Спасибо!
16.06.22, 16:55
Снорк, стукнитесь мне в @pavla_spb
16.06.22, 17:16
Pavla, готово! У вас лучистые глаза и собою Вы тоже красавица!
14.05.21, 16:50
Светлана, вы квартиросъёмщик? Если были хозяином, знали бы, какие сложности бывают с большинством из вас.
09.04.20, 19:31
Последний пункт спорный - нам вскрывали замок как-то, даже не посмотрев договор аренды - замок сломался, в нем не поворачивался ключ, мы вызвали мастера, обрисовали ситуацию, мол, есть договор аренды, но он в квартире. Мастер быстренько сломал замок, взял деньги и ушел, на предложение посмотреть договор махнул рукой. Допускаю, что жильцы ваши могут поступить похожим образом.
10.04.20, 05:34
советы все толковые. но я порядком поработал в сфере сдачи жилых и рабочих помещений и это конечно абсолютно отстойный бизнес с кучей головной боли и низкой доходностью (лол в итоге доходность та же что в депозите в банке только надо кучу вопросов решать) и да, с жильцами беда - во-первых найти их, а во-вторых следить чтобы они не попортили само помещение
10.04.20, 16:42
Роман, а какая хозяину разница, кто его замок взломает?
10.04.20, 06:35
Светлана, нет, я про нормальный ремонт. У моих друзей было. Они лет семь в квартире не появлялись, очень вежливые люди, арендаторы тупо не пускали. Попав в квартиру, обнаружили погром. Делали косметику с заменой сантехники и т.д.
Про обои и потолки вы сильно не в теме. Осенью переделывала своим жильцам прихожую, грибок под обоями пошёл. Только прихожую. Полтинник улетел (снятие старого, штукатурка, т.к. хрущевка и стены сыпятся), обработка от плесени и обои, заодно в ней электрику сделали нормальную.
12.04.20, 18:20
Pavla, 7 лет?
За 7 лет произойдет куча естественных вещей и какой-быто ни был ремонт понадобится. Будет нужно менять ламинат, ведь он наверняка где-то отколупается, поклеить и покрасить обои, поменять какую-то мебель.
7 лет это большой срок. Через 7 лет квартиросъемщики не могут вернуть квартиру в том же состоянии, в каком она была раньше если они жили в квартире
12.04.20, 20:45
Сергей, ясен пень, есть износ. Но я не о нем. У моих родителей ремонту уж больше 15 лет, но желания срочно менять сантехнику, потому что на неё даже смотреть омерзительно, не возникает. Я о том случае, когда глобально все убито, и собственник в квартиру даже попасть не мог.
10.04.20, 06:40
Pavla, ну, семь лет не появляться - это сильно, конечно. А что под погромом подразумевается?
Насчет полтинника за ремонт прихожей - ничего удивительного, если есть еще и штукатурка, старая. Но жильцы ее точно не портили, не правда ли?;)
10.04.20, 06:50
Светлана, именно о том, чтобы не оставлять жильцов в квартире без визитов хозяина, в статье и написано.
Под погромом, насколько помню, загаженный животными паркет, убитая сантехника и т.п.
При чем тут жильцы в контексте моего ремонта? В каких случаях и кто делает ремонт, у меня в договоре тоже прописано. Плесень под обоями - исключительно моя ответственность, и устраняла я её asap и без вопросов вообще. Так же, как, например, заказывала новую стиралку, когда старая умерла. Жильцы выбрали - я согласовала и оплатила. Свой ремонт я привела как пример расходов на ремонт вообще, а не как расходы из-за жильцов. Верить в 10-20 тысяч на косметику может только тот, кто вообще никогда ничего не ремонтировать.
10.04.20, 05:20
Длительный опыт сдачи квартир имею, знаю, могу, практикую. Ныне, с развитием доступной ипотеки, очень тяжело приличных квартиросьемщиков в Воронеже найти. Молодые люди 20-25, одинокие мужики «безработные», заробитчане или окрестные селяне, вот типичный портрет. Очень толковые советы от автора, спасибо!
10.04.20, 08:43
Роман, не всегда. Вот Казань. Хруща, 1-комнатная. Цена на рынке 2500. Аренда 13 т.р. с кп. Открываем ипотечный калькулятор. Полсуммы первый взнос, 10 лет, 8% годовых. Платеж 15 600. И это если на старте есть 1250. Дальше, страховка ежегодно +1%, оценка квартиры на старте, тысяч 25 за нотариуса. Немного налога. Вывод - имея 1250 разумнее снимать и ипотека не так интересна.
11.04.20, 06:17
family365, тристатысячьстопятьсотолимпиардов буков написано на эту тему. Каждый случай уникальный. Казань да, развивающийся динамичный город с хорошими перспективами. Глухой медвежий угол типа Белгорода - нет, лучше купить и выплачивать.
10.04.20, 05:45
Насколько выгодно быть рантье? Ходят слухи, что вложения в недвижимость с последующей сдачей выгодно с точки зрения диверсификации капитала. Да еще и частичная занятость по присмотру за недвижимым добром.
11.04.20, 12:09
Михаил, судя по комментариям на ТЖ - это диспут из разряда религиозных ;)
Я бы рекомендовал считать не только доход от сдачи в процентах годовых, но и процент подорожания самой квартиры. В моем случае (СПБ) это минимум 5% в год. В прошлом году, из-за введения эскроу-счетов на первичке моя вторичка за год подорожала более чем на 10%. Доход от сдачи в моем случае - 8% годовых. Итого 8+5=13% Пока не видел банковских вкладов, сравнимых по доходности. Для диверсификации капитала - решение отличное.
Касательно занятости, есть возможность регулировать уровень вовлечения. Я сдаю вдолгую. Заселения-выселения происходят несколько раз в год. Терпимо. Знаю упоротых арендодателей, которые 5-6 квартир сдают посуточно. Это фулл-тайм загрузка с ненормированным рабочим днем. Знаю арендодателей, которые сдают квартиры через услугу доверительного управления. Это минус 10-20% от выручки в пользу агентства, но геморроя вообще никакого. Агентство само выселяет-заселяет и стрижет квартплату, переводит деньги на счет владельцу каждый месяц. В МСК и СПБ таких агентств много, не знаю как в регионах.
10.04.20, 08:44
Михаил, коротко - не очень выгодно. Есть смысл вложений на уровне котлована и последующей продажей, но это и риск и с экроу-счетами стало не так вкусно. А сдавать выгодно посуточно в туристическом городе.
10.04.20, 08:55
Михаил, охрененно невыгодно честно вам скажу. причем итоговая доходность в районе 6% годовых что в офисной недвижимости, что в жилой. конечно лучше иметь свою недвижимость чтобы в ней жить (оплачивать ипотеку левых людей неприятно) и стоит иметь вторую недвижимость не сколько как актив, сколько для своих детей. но как источник дохода неждвижимость вообще так себе (если только не продать с большой выгодой но на это рассчитывать нельзя, это лотерея)
11.04.20, 06:18
Михаил, абсолютно невыгодно, сдаю две однушки уже более 10 лет, купил с инвестиционными целями. До последних событий, при ставке депозита 7%, выгоднее было держать деньги на депозите. Как сейчас - узнаем уже осенью.
13.04.20, 14:06
Михаил, Я делаю инвест проекты для клиентов в СПб уже несколько лет. Доходность от 12% годовых. А 5-6% про которые тут пишут из серии купил что попало и хочу чтобы было много денег потому,что где-то слышал .
31.10.20, 15:35
Степан, Вы, как я понимаю, посутку имеете в виду. Если так, то это вообщераные вещи. И вся посутка сейчас умерла и в Москве, и в СПб.
10.04.20, 16:20
Светлана, это статья для арендодателей. В ней худший сценарий ожидается от арендаторов, это обусловлено ЦА статьи. Для арендаторов тоже есть с десяток статей, где обсуждают сумасшедших хозяев. А вы хотите игру в одни ворота)
10.04.20, 07:28
Светлана, нельзя "просто переклеить обои", если при снятии старых обоев сыпется штукатурка. Что значит "зачем с паркетом сдавать"? Если в квартире паркет, вы куда его при сдаче предлагаете деть, снять и за шкаф положить? Или вы не понимаете, что происходит с паркетом, ламинатом и даже линолиумом при плохо воспитанных животных арендодателя? Или делаете вид, что не понимаете?
Убитая сантехника - это ни разу не мывшаяся за все время. Видели когда-нибудь черные унитазы? Которые не отмываются уже никогда, а только меняются? Вокруг которых вспучившийся от не-воды пол, который нельзя просто помыть, чтобы он перестал вонять?
Я много лет снимала и сейчас тоже снимаю. И три года сдаю свою квартиру. Делала в ней косметику, проходила в другой квартире и полноценный ремонт, когда "разрушим до основанья, а затем". Арендодатели мне встречались разной степени вменяемости и порядочности, а вот с жильцами пока везет, но и договор прикрывает все возможные ситуации. Во что именно вы не верите, в то, что, пренебрегая элементарной гигиеной и ответственностью чужое имущество можно угробить вхлам?
10.04.20, 13:16
Pavla, если сыпется старая штукатурка, значит, она либо слишком старая, либо некачественная. Это уже не вина жильцов, еще раз. Паркет - я просто не понимаю, зачем сдавать с паркетом без сколь-нибудь внятного договора или задатка. Или страховки. Есть же инструменты без визгов в отношении арендаторов.
Сантехника отмывается. Доместос:) Не всегда с первого раза и очень легко, но отмывается. Смертельно и безвозвратно черные унитазы - те, что не мылись 20-30 лет. Или стоят в коммуналках.
Я прекрасно понимаю, что пропитанный не-водой от домашнего животного паркет - это очень плохо. И загаживать жилье до состояния квартиры старушки-кошатницы, выжившей из ума, стыдно и нельзя.
Но.
Заходить с инспекциями без предупреждения, тыкать в грязную посуду, стоящую в раковине или неидеально чистый унитаз, или носиться по квартире с салфеточкой, проверяя количество пыли, - не лучшая стратегия.
Баланс нужен.
И да, да. Чужое имущество, чужие вещи, чужие метры. Это понятно. Сдавать-то тогда зачем? Даже идеальные жильцы ходят по паркету, пользуются ванной, готовят на вашей плите. Вот негодяи. Нет бы просто платить и не жить в "чужом имуществе".
10.04.20, 16:18
Светлана, я не очень понимаю, почему стратегия 'навещайте с данное жилье регулярно (раз в месяц)' вызывает у вас интерпретацию 'заходить с инспекциями без предцпреждения'. Я как арендодатель читаю формулировку в статье (максимально нейтральную) совсем не так. А вы зачем-то делаете из неё соломенное чучело, а потом успешно с ним боретесь.
10.04.20, 06:19
На одной из квартир в ванной отлетала плитка (!). Однажды вместе с плиткой на пол свалилась раковина)) Благо, арендодатели были адекватными - понимали, что квартира 10 лет нуждается в капитальном ремонте.
10.04.20, 16:48
Светлана, у нас в съемной тоже плитка отваливается:( Надеюсь, хозяйка не будет за это вычитать. Выяснилось, что ее клал какой-то форменный рукожоп - она оказалась приклеенной только по центру, а по краям пустое пространство, которое даже затиркой не закрыто нормально. В итоге в щели между плиткой вода затекает, бетон размокает, и привет. Одна плитка вообще на меня свалилась...
10.04.20, 10:34
Sergey, если, как пишет Светлана, 'постоянно появляться в квартире', то все съедут) Однако в статье другая формулировка совсем.
12.04.20, 20:55
Поддерживайте контакт с жильцами.
Да, помню такое. Снимал когда-то.
Раз в месяц видеть грязную немытую рожу арендодателя, который каждый раз вздыхал, что не платит налоги, а это риски (из-за меня!) и потому надо бы постоянно поднимать плату; который называл убитую 30 летнюю тумбочку с зеркалом не иначе как "трюмо типа Горка"; который не согласился оплатить замену древнего убитого смесителя (ведь я, съезжая, скорее всего его откручу и заберу!); который считал всех арендаторов "лимитой"...
Так вот, видеть эту рожу было крайне неприятно.
Если бы он не появлялся так часто, возможно, я бы там жил дольше...
25.10.22, 07:37
Мы делаем так, если арендатор гасится, закрываем на второй замок, у квартирантов ключ от одного замка. Быстро появляется
10.04.20, 07:30
Светлана, вот именно, что в статье не сказано ничего о частоте, но вы предположили почему-то "хамское или завуалированное хамское отношение".
15.04.20, 11:10
Светлана, нам ломали унитаз 3 раза!! За 2 года одни и теже жильцы
18.04.21, 07:11
С.А., пожалуйста поделитесь своим образцом договора найма! Заранее большое спасибо! Сергей!
10.04.20, 05:45
Комментарий удален пользователем
10.04.20, 06:42
Ilya, меня устроит даже как в Азии. Когда агент сидит на 10% от ежемесячного платежа без всяких 50-100% при первом месяце, и заинтересован в подключении к решению проблем, потому что иначе все кончится.