«Хочешь значительную прибавку — шантажируй оффером»: сколько зарабатывает тестировщица
Продолжаем рассказывать о профессиях и доходах наших читателей.
Героиня этого выпуска в университете изучала информатику в экономике, но найти высокооплачиваемую интересную работу это ей не помогло. Тогда она самостоятельно освоила тестирование и устроилась в крупный банк. Она рассказала, как получить профессию без курсов и марафонов, как устроен процесс тестирования и почему тестировщикам выгодно научиться программировать.
Выбор профессии
Мне всегда хотелось работать в области программирования, но с математикой и физикой я совсем не дружу. Поэтому после школы поступила на направление «прикладная информатика в экономике», причем уклон был скорее в экономику: мы изучали статистику, теорию принятия решений, мировую экономику, теорию систем и системный анализ. Из информатики было программирование — в основном верстка, а также работа с базами данных в Microsoft Access. Ничего из этого после университета мне не пригодилось. Сказался и тот факт, что я училась на заочном, потому что на очный бюджет не прошла по баллам. На заочке преподаватели часто отменяют занятия, вообще учеба идет спустя рукава.
В 2015 году я устроилась в колцентр. Туда брали без опыта, работа не особо напрягала, оставались силы на университет по вечерам. Получала 15 000 ₽ в месяц, тратила их на жизнь и учебу, поскольку училась на платном. Кажется, год стоил около 30 000 ₽.
На последнем курсе стало понятно, что надо что-то менять и искать нормальную профессию. Мне посоветовали изучить 1С. Я пошла на двухмесячные курсы — сколько они стоили, не помню, но точно не космическую сумму, может, около 10 тысяч рублей. Диплом я писала уже на 1С. Курсы меня заинтересовали, потому что успешным выпускникам предлагали места в компании, которая их проводила. После них я еще два-три месяца самостоятельно решала задачки из сборника для подготовки 1С-специалистов, а потом прислала в 1С-франчайзи результаты своих трудов — по ним меня и взяли.
Я занималась доработкой 1С-конфигураций для разных компаний. То есть к нам приходил заказчик, которого не устраивали возможности программ «из коробки», — например, ему не хватало какого-то отчета. И мы специально для него этот отчет делали. Обычно клиентами становились небольшие компании, которым невыгодно держать своих 1С-специалистов в штате, а дешевле отдать задачи на аутсорс.
В этой компании я проработала год. Получала 25 000 ₽ — в 2016 году это была неплохая зарплата для начинающего айтишника в нашем городе.
В те времена я встречалась с молодым человеком — тоже программистом, и он решил переехать в Москву. А я — за ним. Переезжали, практически не задумываясь: дома не было никаких перспектив в плане работы. Родители полностью поддерживали наше решение — и морально, и деньгами. В основном переезд организовывал и оплачивал мой молодой человек. Я приехала уже на все готовое: квартира была снята, он работал и мог обеспечить нас обоих, пока я не найду место. Так что я потратила только 3000 ₽ на билет в Москву.
Работу начала искать еще дома, но финальные собеседования были уже после переезда. В некоторых компаниях давали тестовые задания, в других ограничивались просто разговором. Работодателей в основном интересовало, с какими версиями платформы я умею работать, какие типовые конфигурации знаю. Иногда спрашивали про язык запросов. Мне на руку сыграло то, что у меня уже был опыт работы.
В результате устроилась также в компанию 1С на должность инженера автоматизированных систем управления предприятием. От моей предыдущей эта работа почти не отличалась. Платили 55 000 ₽.
Долго я в этой компании не продержалась, и в этом сыграли роль несколько факторов.
Во-первых, не нравилась предметная сфера, которой мы занимались, — автосервис и автозапчасти; автомобильная тематика мне не близка.
Во-вторых, не устраивала одиозная политика 1С в области сертификации специалистов. По идее ценность сотрудника должна измеряться годами работы и числом проектов, а в 1С она определяется наличием бумажки. Сколько бы ты ни проработал в отрасли, без сертификата нормальную зарплату не получишь. У них есть несколько ступеней: 1С-профессионал, 1С-специалист, 1С-специалист-консультант, 1С-архитектор. Для разработчиков мастхэв — это сертификат 1С-специалиста. Чтобы его получить, надо сначала сдать экзамен в виде теста на 1С-профессионала. Потом — экзамен на 1С-специалиста: четыре задачи, на которые дается ограниченное время. Причем проверяется не только работоспособность кода, но и то, каким образом решена задача. А решена она должна быть только по той методике, которую диктует компания 1С. В свою очередь, освоить эту методику можно только на курсах, которые организует 1С. Ни в каких открытых источниках этой информации не найдешь. Один раз я попробовала сдать экзамен, готовясь самостоятельно, и с треском провалила его именно потому, что задачи были решены не тем способом.
Было бы здорово, если бы материалы для подготовки были в открытом доступе, но 1С берет деньги за все: за курсы, экзамены, пересдачи, методички и так далее. Курс сейчас стоит 11 500 ₽, экзамен — 2650 ₽. Получается замкнутый круг.
И наконец, третьей причиной моего ухода стали деньги. При устройстве на работу у меня была серая зарплата, а в 2017 году ее срочно полностью «обелили», потому что компания рисковала нарваться на штрафы. Как они их обходили до этого, я не знаю, вроде законодательство было более мягкое, а потом что-то приняли. В итоге моя зарплата снизилась до 50 000 ₽. Вернуть ее на прежний уровень мне не предлагали, потому что результаты моей работы не радовали. Сейчас я понимаю, что очень мало знала и умела, но мне никто не говорил этого напрямую. Думаю, это был намек на то, что мне пора задуматься о другой работе, что я и сделала.
Я хотела остаться в ИТ, но программировать на популярных языках, например Python или Java, не умела: в университете у нас была только верстка HTML и CSS, а еще, кажется, Delphi — это вообще ни о чем. Учиться этому тоже желания не было. В 1С мы иногда писали тест-кейсы для своих наработок, и мне этот процесс нравился. По совету знакомого разработчика я обратила внимание на профессию тестировщика.
На курсы я не пошла: в 2017 году еще не было такого разнообразия предложений для тестировщиков, как сейчас. К тому же я скептически относилась к курсам в принципе, считала, что это просто способ отобрать деньги у доверчивых граждан и всему можно научиться самостоятельно.
Я почитала книги, в том числе «Тестирование дот ком» легендарного Савина — первое, что советуют тем, кто хочет учиться на тестировщика, но сомневается. Эта книга вышла еще в конце 1990-х и не утратила актуальности до сих пор. Написана с юмором, освещает основные аспекты работы. Прочитав ее, можно ответить на 80% вопросов, которые задают на собеседовании тестировщикам-джунам. Еще посмотрела кое-какие видео на «Ютубе», почитала блоги.
Полезные книги, курсы и ресурсы для начинающих тестировщиков: выбор Фрёкен Снорк
📌 Роман Савин, «Тестирование дот ком».
📌 James Whittaker, Exploratory software testing.
📌 Святослав Куликов, «Тестирование программного обеспечения. Базовый курс».
📌 Сэм Канер, «Тестирование программного обеспечения».
📌 Блог Ольги Назиной: okiseleva.blogspot.com
Немного потренировалась писать запросы SQL. SQL — structured query language — это специальный язык запросов. Дело в том, что вся информация хранится в базах данных. Они представляют собой совокупность таблиц, в каждой из которых может быть тысячи записей. И SQL как раз используется для того, чтобы вытащить из нужных таблиц нужную информацию.
Пример элементарного запроса:
- SELECT clients.firstName, clients.lastName FROM clients WHERE clients.age > 18
Этот запрос означает: выбрать из таблицы clients все имена и фамилии людей старше 18. В итоге при помощи этого запроса мы генерим из тысяч записей и десятков таблиц маленькую табличку с нужными данными. Сложность SQL в том, что данные могут храниться в разных таблицах, тогда их надо объединять, а еще можно упорядочивать записи, группировать, вычислять математические функции, например сумму или среднее арифметическое, и так далее. Освоить SQL мне помогло то, что внутренний язык запросов 1С — это как SQL, только на русском, так что было просто.
С этим багажом и вышла на рынок.
Около месяца ходила по собеседованиям, получила много отказов, потому что мало компаний в конце 2017 года были готовы брать нулевых сотрудников. Это сейчас для тестеров есть стажировки в условном Сбере, только приходите, тогда ничего подобного не было. Кажется, дело в том, что именно в последние годы на диджитал-рынок вышли многие крупные компании: банки, телеком, ретейл — появился большой спрос на ИТ-специалистов, в том числе тестировщиков. С развитием мобильного интернета в гору пошла разработка приложений, тут тоже нужны спецы. Отрасль стала расти, и появилась острая необходимость в специалистах.
В 2017 новичков брали только крупные компании на минимальную плату. Например, мне в итоге сделали оффер Ростелеком, МТС и Сбербанк. Я выбрала МТС. Им нужны были кадры для выполнения несложных задач, такому реально обучиться за пару месяцев. Зарплата была 65 000 ₽.
Когда я нашла новое место, уволилась со старого, сходила в отпуск и с новыми силами приступила к работе. Без работы в итоге провела всего недели две.
У меня была наставница, которая отвечала на мои вопросы. Мне повезло: в один день со мной устроились еще двое ребят, мы мужественно преодолевали сложности вместе. Меня почти сразу определили на новый проект: надо было тестировать сайт и мобильное приложение. Сначала я проходила только тесты, которые писали более опытные коллеги, потом начала писать сама. А так задачи были всегда примерно одинаковые: написать тесты, протестировать, зафиксировать баги, дождаться починки, протестировать еще раз в тестовой среде и пробежаться по основным сценариям на продакшене после релиза.
Суть профессии
Профессия тестировщика подойдет тем, кто хочет работать в ИТ, но не готов погружаться в тонкости разработки. Выучиться на тестировщика куда проще, чем на программиста. Эта работа не требует специфических навыков, достаточно хорошей соображалки и элементарной компьютерной грамотности: нужно владеть «Вордом» и «Экселем», уметь гуглить информацию. Если знаешь Atlassian — Confluence, Jira, — это плюс.
Сейчас есть много курсов для тестировщиков, главное — иметь желание и понимать, что надо трудиться, преподаватель свои мозги в голову студента не положит. Еще многое зависит от склада и гибкости ума. У меня есть коллега, он работал видеооператором, а потом ему надоело, он поучился на курсах и сейчас тестит что-то про блокчейн. А есть знакомая фармацевт, которая загорелась идеей заняться ИТ, но курсы ей не зашли, она постоянно жаловалась, что ничего не понимает, в итоге забросила.
Знание любого языка программирования тестировщику тоже не помешает, ведь многие ручные операции можно и нужно автоматизировать, не отвлекая разработчиков от их дел. В одних компаниях автоматизация — это обязательное условие для тестировщика: например, в «Гугле» ручного тестирования нет в принципе. В других — по желанию, но больше получают те, кто автоматизирует. Не повредят и общие технические знания: как работают сети, что такое HTTP-протокол, какая бывает архитектура приложений.
Технических сложностей в тестировании нет, тут все просто. Самое трудное — это разобраться в том, как работает твой сервис или продукт. Сейчас тестировщики нужны везде. Многие компании, не выпускающие программы вовне, все равно имеют какое-то внутреннее ПО, свои CRM, их тоже должен кто-то поддерживать. Мне иногда приходят приглашения на собеседования из совершенно разных компаний: это и банки, и интернет-магазины, и даже ставки на спорт.
Хорошо, когда у тебя есть знания в сфере работы компании и понимание бизнес-процессов: так проще воссоздать портрет потенциального пользователя. Он помогает понять, какие функции нужны клиенту и как он их будет использовать. Например, сейчас я работаю в банке, и для нас стало открытием, что у многих из наших клиентов смартфоны старых моделей. Теперь мы тщательнее тестируем приложение на устройствах с небольшим экраном.
Еще одна сложность — это работа в условиях недостатка документации, то есть технического задания. Разработчик пишет код на основе ТЗ, а тестировщик с ним сверяется при проверке. Если задания нет или оно недостаточно конкретное, разработчик понимает его по-своему, тестировщик — по-своему, что выливается в разногласия и споры.
У меня недавно была ситуация: банк предлагает два типа кредитов — назовем их кредит-1 и кредит-2. Чтобы получить кредит-1, нужно заполнить анкету в приложении — и деньги тут же приходят на счет. А кредит-2 можно оформить только в отделении. Соответственно, когда клиент нажимает в приложении баннер кредита-1, ему должна открываться анкета, а когда нажимает на баннер кредита-2 — экран с обратным звонком. Все это обговорили устно, но нигде не зафиксировали. В итоге разработчик забыл про этот нюанс, и в его реализации анкета открывалась и для кредита-1, и для кредита-2. Он потратил время на ненужную работу, просто потому что не было ТЗ.
Тестирование — не творческая работа.
Тут важнее внимательность, усидчивость, гибкий ум и коммуникабельность. Зачастую именно тестировщику приходится играть роль «телефончика» между разработкой, бизнесом и специалистами из смежных систем. Ни одна программа не существует в вакууме, она взаимодействует с другими подсистемами и программными модулями. И не всегда очевидно, как эти модули работают, их создали вообще другие люди, документации нет, поэтому надо идти к незнакомому человеку, договариваться с ним о встрече и выяснять, что там и как.
Можно провести аналогию: представьте, что вам дали протестировать инженерный калькулятор, а вы раньше никогда не изучали тригонометрию. Вы умеете тестировать обычный, где только арифметические действия, а инженерный видите впервые. Допустим, что учебника по тригонометрии не существует, зато есть люди, которые в этом понимают. И вот вам надо пойти к этим людям, выяснить, как вычисляется синус и косинус, усвоить эту информацию и только потом приступать к тестированию. В общем, молчуны-интроверты часто не справляются.
Мне нравится быть частью ИТ-сферы, зарабатывать деньги, сидя за компьютером, — моя мечта со школы. С одной стороны, эта работа довольно простая, для ручного тестирования не надо быть гением. С другой — можно углубиться в автоматизацию и баловаться кодингом: писать автотесты, утилиты для генерации тестовых данных или других рутинных операций. Но при этом нет такой ответственности, как у разработчика.
Если тестировщик напишет некачественный код, то выстрелит в ногу себе, а не пользователю продукта. Часто вспоминаю цитату из «Дивного нового мира» Хаксли: «Как хорошо, что я бета… У альф работа гораздо трудней, чем у нас, потому что альфы страшно умные. Прямо чудесно, что я бета, что у нас работа легче». Под альфами, конечно, подразумеваются программисты :) Но с их стороны никакого высокомерия нет: они прекрасно понимают, что в коде скрывается много косяков.
Иногда бывает так, что тестировщики пропускают баги и их находят пользователи. Эту проблему надо решать очень оперативно: тестировщик должен воспроизвести ошибку на тестовой среде — там нет реальных данных и реальных пользователей, — а потом передать разработчику. Разработчик чинит. Баги на продакшене, то есть там, где их видят пользователи, приводят к сильным убыткам, поэтому это самый настоящий пожар. А потом еще и в интернете пишут: у вас случился сбой.
К сожалению, баги пропускают даже лучшие тестировщики. Причины могут быть разные: глаз замылился, тестовые данные неправильно подобрали, подсистемы на тестовой среде взаимодействуют не так, как на продакшене. У меня особо запоминающихся фейлов не было и, дай бог, не будет.
Для тестировщика перейти на новый уровень — значит брать более сложные задачи. Например, с нуля автоматизировать создание тестовых данных. Или с нуля поднять процессы тестирования на проекте, где до этого никто не тестировал. Глобально есть два пути развития: пойти в автоматизацию или в лиды. Первый путь — это более техническая история, второй — управленческая. Каждый выбирает, что больше по душе. Еще можно пойти в смежные отрасли: программирование, аналитику, проджект-менеджмент — все что угодно.
Место работы
Сейчас я работаю в банке. После телекома найти работу было гораздо проще: я походила по собеседованиям пару недель и получила несколько офферов, в том числе из разных банков. Выбрала этот только потому, что мне до него удобно добираться, без пересадок на метро. По финансам все предложения были плюс-минус одинаковые.
Мне нравится отношение компании к сотрудникам. У нас белая зарплата, регулярные премии, ДМС со стоматологией, скидки на фитнес, уютный офис недалеко от метро. Не могу сказать ничего про корпоративы, так как устроилась после начала пандемии, но говорят, что раньше были:) Есть возможность удаленной работы, нет трекинга рабочего времени, главный показатель — выполнение задач в рамках дедлайна.
Основной минус, который я сейчас вижу, — это отсутствие серьезного роста по зарплате: например, мой заработок за полтора года вырос всего на 20 000 ₽. Но это общая проблема в ИТ, как мне кажется. Хочешь значительную прибавку — либо шантажируй оффером, и не факт, что это хорошо закончится, либо уходи в другое место.
Рабочий день
По договору у нас рабочий день с 9 до 18 в это время мы должны быть на связи и готовы взять что-то в работу, если загорится. Но по факту начало рабочего дня у нас гибкое, как и окончание. Кто-то работает с 10 до 20, кто-то — с 8 до 17. Плюс в компании есть сотрудники и из Калининграда, и из Владивостока, так что все как-то друг под друга подстраиваются.
При этом переработок нет, все укладывается в обычный восьмичасовой рабочий день, просто его границы у всех разные. Бывает, кто-то работает подольше, но по своей инициативе, без принудиловки. Но если надо отлучиться в поликлинику или по личным делам — не вопрос, никто не заставит отрабатывать эти часы, если все задачи выполнены.
До ковида я работала в офисе, теперь — на удаленке. Мой рабочий день обычно начинается между 9 и 10 утра.
Мы работаем по скраму — это методология разработки, ей уже 20 лет, и пока что ничего более эффективного не придумали.
Вот основные принципы скрама.
Спринты. Работа идет короткими временными интервалами, они называются спринтами. Длина спринта — 1—4 недели, но обычно две — и у нас так.
Продуктовая команда. В нашей команде шесть человек: владелец продукта, который задает направление его развития, два разработчика, дизайнер, аналитик и я — тестировщик. Еще есть скрам-мастер — это как воспитатель в детском саду, который помогает команде решать конфликты и повышает эффективность. Команд много, каждая из них отвечает за разные куски продукта.
Инкремент. Это полезная функциональность, которая делает продукт лучше, — ее команда должна реализовать в конце каждого спринта.
Церемонии, которые должны соблюдаться при работе по скраму:
- ежедневная летучка;
- планирование в начале спринта — команда решает, что будет делать в этом спринте;
- демонстрация или демо в конце спринта — команда показывает инкремент всем заинтересованным;
- ретроспектива, или ретро, — внутренняя встреча команды, на которой обсуждаются процессы и решается, как их улучшить.
Все церемонии команды проводят независимо друг от друга. Вместе они собираются только на демо в конце спринта.
В понедельник мы планируем, что должны сделать за этот спринт, в середине недели один-два раза собираемся на «груминг» — обсуждение будущих задач, а в конце спринта все команды собираются на демо, то есть демонстрацию бизнесу наших успехов. Бизнес — это собственно представители интересов банка, условно менеджеры.
Каждый день в 11 часов у нас летучка. Обсуждаем, кто что сделал вчера, чем будет заниматься сегодня и какие есть проблемы. После этого все идут по своим делам.
В мои обязанности входит регрессионное тестирование перед релизом: я должна убедиться, что новые функции приложения не поломали то, что работало раньше. На регресс дается не более одного-двух дней в неделю, все остальное время посвящено тестированию новых задач.
Тестирование проходит в несколько этапов. Я могу начинать, когда готова техническая документация, по которой разработчик пишет код. Я же в это время пишу тестовую документацию: чек-листы и тест-кейсы.
Чек-лист — это просто список проверок, без подробностей. Он помогает проводить проверки быстрее.
Тест-кейс — это более подробное описание проверки. В нем указывается, какие тестовые данные нужны, каков порядок действий и ожидаемые результаты. Тест-кейсы облегчают работу новичкам, потому что в них по шагам описано, какие кнопки надо нажимать и что в итоге должно получиться.
Допустим, у нас такая задача: сделать загрузку изображения в документ. Есть ТЗ, в котором описано, в какие документы надо загружать картинки, сколько может быть картинок, какого они должны быть размера и так далее.
Такая небольшая задача, как эта, требует чек-листа на 15—20 пунктов. Пишу:
- Проверить, что картинку можно загрузить в документ такой-то.
- Проверить, что картинку можно загрузить в документ сякой-то.
И так далее.
Потом начинаю придумывать, как сломать систему:
- Загрузить слишком большую картинку.
- Загрузить pdf вместо картинки.
- Загрузить 10 картинок — при условии, что в документ можно загрузить максимум две.
И так далее.
Когда у программиста все готово, я ставлю на смартфон нужную тестовую сборку и начинаю проверять ее по своему чек-листу. Каждый тест я отмечаю: если все хорошо, то «пройден» (passed), а если нашлась ошибка — «завален» (failed). Если говорить про этот кейс, то ошибки обычно связаны с тем, что разработчик невнимательно прочел ТЗ, например:
- Можно загрузить pdf вместо картинки.
- Нельзя загрузить картинку разрешенного формата: в ТЗ указано, что можно jpeg и png, а по факту загружается только jpeg.
- Приложение не переваривает картинку, размер которой превышает допустимый: зависает, хотя должно оповещать пользователя о том, что надо поменять изображение.
- Можно прикрепить только одну картинку, хотя в ТЗ указано, что можно две.
Каждый из этих случаев — баг. Так называют любую ситуацию, когда ожидаемый и фактический результаты не совпадают. Составляю отчет о дефекте и отправляю его разработчику. Обычно разработка ждет, пока я пройду весь чек-лист, и чинит баги пачкой, а не по одной штуке. После этого я получаю новую сборку, опять иду по всему списку. Иногда после починки багов вылезают новые неприятности. В итоге цикл «кодинг — проверка» осуществляется до тех пор, пока все не будет работать как надо. Разработчик закрывает задачу, и мы переключаемся на следующую.
На проверку небольшой задачи уходит примерно день. Но бывают истории, которые занимают много времени. Например, сейчас у меня задача, работа над которой тянется уже три месяца из-за того, что регулярно возникают проблемы в инфраструктурном взаимодействии. Мы зависим от другой команды, а они не очень хотят идти нам навстречу, потому что не зависят от нас. Приходится постоянно согласовывать с ними встречи, если появляются вопросы. Иногда на их стороне возникают ошибки или недоступность сервера, тогда мы тоже встаем.
Случается, что мы не можем оперативно починить баг. Тогда неработающая функция временно скрывается от пользователя, это легко. Как только решение проблемы найдется и будут внесены правки, она снова откроется. Но это не лучший вариант, так как каждая функция приносит деньги.
Еще одна из наших задач — автоматизация тестов. Мы пишем новые устойчивые тесты, актуализируем старые и поддерживаем всю систему автотестов в жизнеспособном состоянии.
Ручной труд долгий и утомительный, поэтому чем больше тестов автоматизировано, тем лучше.
Теоретически автоматизировать можно все что угодно, но на практике много нюансов. Есть такой показатель — ROI автоматизации, коэффициент окупаемости инвестиций. Автоматизация — это труд, он требует навыков и времени, соответственно, время, потраченное на написание автотестов, должно сократить количество ручного труда.
Обычно автоматизируются самые стабильные участки приложения, в которых баги возникают реже всего. Потому что если автотест упадет из-за ошибки, то придется тестировать вручную, значит, он не сократил количество ручного труда. Мы автоматизируем создание тестовых данных — учеток клиентов, платежей, а также тесты, которые нужно прогонять регулярно в рамках регрессионного тестирования.
Подработки
Мне хватает основной работы, поэтому искать еще какие-то варианты я не пыталась. В отличие от разработчика, который может работать один, тестировщик не самодостаточен, так что найти фриланс не так-то просто.
Есть сервисы по краудтестингу — это площадки, где можно поучаствовать в тестировании разных сайтов или приложений. Я регистрировалась на таком сайте: указала в анкете, какие устройства у меня есть — телефон, планшет, ноутбук, — и площадка стала показывать мне задания типа «воспроизвести такой-то баг на планшете и написать результат». За один баг платят, кажется, 50 центов или около того. Крупные компании пользуются этими сервисами, чтобы тестировать на наибольшем количестве устройств, не покупая себе при этом парк телефонов и планшетов. В основном такие сервисы — это совсем для начинающих, которым надо хоть что-то написать в резюме, а иначе на собеседование не позовут. Денег там не заработать.
Доход и расходы
В банке на старте я получала около 130 000 ₽ на руки, спустя полтора года работы повысили до 150 000 ₽. Это в рамках рынка, хотя с моей квалификацией можно найти зарплату и повыше — «Хедхантер» предлагает вилку 160 000—220 000 ₽. Но пока что я морально не готова поднимать якорь.
Можно было бы устроиться в другой всем известный банк, но туда не хочу: там переработки и не самая здоровая атмосфера. За два года сотрудники выгорают в ноль.
Я живу одна и полностью себя обеспечиваю. Планированием бюджета не занимаюсь, перед крупными покупками прикидываю, могу ли их себе позволить. Расходы фиксирую, доход у меня стабильный, его отслеживать не надо. На регулярные траты уходит примерно 94 000 ₽ в месяц.
Я особо не экономлю. Еду беру во «Вкусвилле», одежду — в масс-маркете, шкаф стараюсь не захламлять. Покупаю только то, чего реально не хватает, чтобы не было однотипных вещей. То, что не ношу, отдаю бесплатно на «Авито».
Конечно, я могла бы отказаться от многих необязательных трат, например тренироваться без тренера, пилить ногти дома, не ходить к косметологу, скачивать фильмы с торрентов вместо походов в кино, не ходить в театры и на концерты, есть только дома, передвигаться только на метро, ходить в одной и той же одежде, пока она не поползет по швам. Но смысл?
За деньги не купишь счастья, но можно купить маленькие радости, которые делают жизнь лучше.
Нерегулярные расходы зависят от сезона, необходимости и денег в наличии. Например, в сентябре я потратила 21 000 ₽ на обустройство рабочего места и рекордные 27 000 ₽ на одежду — давно ничего себе не покупала, старая поизносилась, пришлось обновить все сразу: и обычную, и верхнюю, и обувь.
Иногда трачусь на обучение: к сожалению, компания не готова спонсировать развитие сотрудников, а квалификацию надо повышать — чем больше умеешь, тем выше можно просить зарплату. Курсы стоят по-разному, в зависимости от продолжительности. Например, в конце прошлого года я проходила двухмесячные курсы по автоматизации, они стоили 17 500 ₽. До этого училась на двухнедельном курсе, он стоил 4500 ₽.
Несколько раз в год езжу в родной город, летом — в отпуск. Путешествую по России: раньше на заграницу не было денег, сейчас слишком много мороки из-за ковидных ограничений. Когда все это стабилизируется, тогда и поеду за рубеж. В последний раз отдыхали с родителями летом в Питере, потратили около 90 000 ₽ на троих. Отпуск, как и все, оплачиваю с кредитки, долг гашу в грейс-период. Если вижу, что не успеваю, то могу взять из подушки, а потом в течение пары месяцев туда доложить.
Конечно, хотелось бы больше путешествовать, жить в квартире поближе к центру и с ремонтом получше, но я не могу себе это позволить. Точнее, могу, но тогда нечего будет откладывать на ИИС.
Необходимость иметь подушку безопасности мне внушили еще родители. Раньше клала деньги на счет в банке. Сейчас вместо 7—8% годовых предлагают максимум 4%, поэтому кладу их на ИИС, чтобы получить вычет. Инвестирую в фонды — VTBM, VTBB, FXIT, а также ОФЗ, корпоративные облигации и акции компаний ИТ-сектора. Инвестирую вдолгую, чтобы к старости можно было купить жилье. Обычно в месяц на ИИС идет примерно 30 000 ₽. Про успех пока говорить сложно, начала несколько месяцев назад, вроде пока что в небольшом плюсе.
Сколько получится, откладываю в подушку безопасности. Сейчас накопила 400 000 ₽ — эта сумма позволяет мне спать спокойно. Если ужаться и не позволять себе ничего лишнего, то ее хватит на полгода. Так что пока пополнение подушки идет по остаточному принципу.
Финансовая цель
К пенсии хочу свою квартиру — правда, еще не знаю где. Иногда думаю о том, чтобы поискать работу на зарубежного заказчика, но пока что меня пугают трудности ассимиляции, да и оставлять родителей одних в России не хочется.
Москва мне очень нравится, но цены здесь просто неподъемные. 15 миллионов рублей уже стоит однушка в Мытищах. В Мытищах, Карл!!! Так что пока не тороплюсь влезать в ипотеку, чтобы купить одну квартиру по цене двух, а инвестирую. Может, в будущем что-то изменится: или я начну получать больше, или недвижимость подешевеет, или я наконец найду богатого мужчину, который возьмет меня замуж и подарит мне квартиру :)
Будущее
В ближайшем будущем планирую продолжать работу в QA. Сейчас моя цель — подтянуть автоматизацию и управление процессами тестирования. Возможно, через полгода я начну искать новый проект, где надо поднимать тестирование с нуля. Это сложно, но интересно. Выполнять механическую работу по настроенным процессам мне уже скучно. Сначала попробую поискать новый проект в моей компании, не хочу отсюда уходить. Если не найдется, буду рассматривать и другие места.
В идеале мне хотелось бы получать 75 000 $ в год, но для тестирования в российских компаниях это нереальная сумма. Потолок, который предлагает «Хедхантер», — 3500 $ в месяц, то есть в два раза меньше. Надо думать о каком-то параллельном доходе. Первое, что приходит в голову, — это организовать собственное обучение, но сейчас разных курсов пруд пруди, этот океан уже красный, а с игроками типа «Гикбрейнс» тягаться сложно.