32K

«Оказалось, не обязательно самому писать код»: как перейти в ИТ, если не хочешь программировать

Истории читателей Т⁠—⁠Ж

31
«Оказалось, не обязательно самому писать код»: как перейти в ИТ, если не хочешь программировать

Мы уже рассказывали истории нескольких читателей Т⁠—⁠Ж, которые сменили профессию и стали разработчиками. В этот раз — истории тех, кто перешел в ИТ, но не пишет код.

Кто-то резко и неожиданно погрузился в новую специальность, кто-то плавно перешел в ИТ из смежной области. Мы поговорили о том, каким может быть путь в ИТ без профильного образования, как удержаться на первой работе, если ничего не умеешь, и почему обучение никогда не кончается.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Психолог-педагог, сотрудник колцентра → менеджер проектов

Работает в ИТ: 3 года
На момент перехода в ИТ: 20 лет
Город: Калужская область → Москва
Доход: 85 000 ₽/месяц

Аватар автора

Аноним

запускает маркетинговые акции

Я получил образование психолога-педагога в регионе. Пока учился в универе, работал все четыре курса. Сначала в одном аутсорсинговом колцентре на позиции «специалист по работе с программой лояльности». Платили 25 000 ₽ в месяц. Проработал около двух лет. Консультировал клиентов компании-заказчика, рассказывал, как работает программа лояльности, какие есть акции и бонусы и как ими воспользоваться.

Потом работал по специальности: шесть месяцев — вожатым в детских лагерях, столько же — воспитателем в детских садах и месяц — в школе. Там я проходил летнюю и зимнюю практики, которые входили в экзамены. Зарабатывал около 15 000 ₽ в месяц. Нам выдавали план работы: допустим, провести какие-то исследования, а потом эти исследования отобразить в курсовой. Наверное, это была моя самая любимая работа в студенческие годы. Больше всего мне нравилось заниматься с детьми в лагере, пусть это и было финансово невыгодно. На этой работе ты чистишь свою душу. Я полностью уверен, что смог бы построить карьеру в сфере образования или досуга, потому что у меня получается и мне это нравится. Не стал развиваться в этой области, так как это был бы очень долгий путь. А тогда обстоятельства в семье и жизни вынудили меня искать, где бы поскорее заработать денег.

Из-за работы в лагере мне пришлось уволиться с должности специалиста по работе с программой лояльности, так как работодатель не хотел мириться с тем, что я студент, который должен проходить практику. Очень нужны были деньги, я уже полностью на тот момент обеспечивал себя и не хотел обращаться за помощью к родителям. Преодолев боль и разочарование, которые нахлынули в момент поиска работы, я согласился на очередной колцентр — пошел в техподдержку крупного оператора мобильной связи на позицию специалиста низшего уровня, с переработками и зарплатой около 50 000 ₽ в месяц. Проработал там около полутора лет — это было ужасно. Пришлось уйти, чтобы защитить диплом.

Все, что зарабатывал, тратил, не оставалось ни копейки.

Учился на бюджете, жил в общежитии при универе, за которое приходилось платить 1200 ₽ в месяц. Сколько себя помню, денег всегда не хватало. Окончил университет и вернулся в свой родной город. В Калуге, где я учился, было очень сложно найти нормальную работу. Вакансии были только в сфере обслуживания и в колцентрах. Цены на аренду квартир космические, сравнимые с Москвой. Так после окончания вуза у меня было четыре года опыта в трудовой, диплом на руках и полное отсутствие готовности к каким-либо решениям. Я не понимал, что вообще делать, но делать что-то было нужно.

В фирму, в которой работаю сейчас, попал случайно — меня порекомендовал знакомый. Собеседование прошло успешно, и через неделю я был в штате. Меня взяли на позицию менеджера маркетинговых проектов. В мои обязанности входило разрабатывать программы лояльности, придумывать акции и предложения. Компания специализируется на диджитал-маркетинге, ИТ, партнерских соглашениях. Проще говоря, это то место, где вам все сделают под ключ. Могут написать маркетинговую стратегию, снять рекламу, разработать приложение, обеспечить партнерами, запустить проект и поддерживать его. Зарплата на испытательный срок была 15 000 ₽ в месяц, через три месяца стала 20 000 ₽.

Естественно, для меня это было очень мало. Возможность карьерного роста была, но сначала я совсем не понимал, как расти, что нужно сделать для этого. Но сам продукт и сфера мне очень нравились, и я был уверен, что это правильный путь. Я всегда был в теме современных проектов и технологий, читал «Хабр», vc.ru. Но когда меня взяли на работу, я не знал, что мне нужно делать и как это делать. Просто-напросто я влетел в ИТ «c двух ног». Меня мотивировал страх: находясь среди профессионалов, очень легко облажаться. Приходилось много слушать, корректно задавать вопросы и быстро вникать. Психологическое образование тоже помогло выстраивать отношения с людьми и добиваться от них необходимого результата.

Учился по книгам, в интернете и у коллег. Проходил бесплатные курсы в Geekbrains, Skillbox. Некоторые платные курсы были уже куплены компанией, их тоже проходил. Считаю, что нет ничего лучше практического опыта работы, со слезами, слюнями, потом и шишками. Но до сих пор подумываю поступить в профильный вуз. Может быть, в какой-то государственный или хотя бы в Geekbrains на продакт-менеджера.



Я начал с того, что умел на 100%. В организации был свой мини-колцентр. Сотрудники звонили клиентам, подтверждали заказы, предлагали всякие бонусы, собственно, работали в рамках программы лояльности. Решил помочь ребятам со стилем общения и скриптами. До этого никаких четких инструкций и регламента общения у колцентра не было. Большую роль сыграла моя первая работа, там я бил все рекорды и был в ладу с руководством. Мы вместе придумывали скрипты для коллег, оценивали качество обслуживания, мне тогда это было очень интересно, и я впитывал, как губка. А когда работал у крупного оператора, я понял, наоборот, как нельзя делать. Там я как раз узнал, что именно нужно сотрудникам колцентров, какие программы, проблемы и нагрузки бывают.

Заручился поддержкой руководителя и одного из сотрудников колцентра. Как оказалось, там все были готовы к переменам, но никто ничего не предпринимал. В итоге я консультировал операторов и требовал грамотного общения с клиентами, соблюдения регламента и написанных мною скриптов. Спустя некоторое время весь колцентр начал говорить ровно так, как я хотел, и положительные изменения стали отображаться в цифрах.

Это был первый опыт такого плотного взаимодействия с людьми, которые были старше меня лет на 10—20. Самому мне тогда было 20. Потом на меня начали вешать разные задачи. Я вел переговоры с исполнителями, специалистами по базам данных (БД), разработчиками, программистами и коллегами-маркетологами. Придумывал программы лояльности и маркетинговые акции.

Самым важным испытанием стал запуск первой акции для заказчика: она стимулировала клиентов совершить больше покупок в праздники плюс увеличивала количество повторных покупок. На тот момент я слабо понимал, что такое верстка, как работают БД и вся клиент-серверная часть. Но проект был успешным и оправдал ожидания — как мои личные, так и руководства.

Приходилось изучать все на лету, ошибка могла стоить очень много в момент запуска проекта. Поэтому мучил разработчиков и читал, мучил специалистов по БД и читал, читал. Основная сложность была в формулировке запросов: массивы информации очень большие, программистов мало и не все готовы с тобой долго и подробно разбираться, как что-то выгрузить или как настроить БД по-особенному. Бывает, обращаешься к программисту с запросом, а он вообще не знает, что нужно сделать. И приходится самому думать, как именно сортировать данные по таблицам, что выгружать и как настраивать.

А время всегда поджимает.

Потом компания переехала в Москву. Мне предложили перебраться в новый головной офис. Сейчас в мои обязанности входит запуск маркетинговых активностей для постоянных заказчиков. Я получаю задачу от руководства, и мы с командой начинаем разработку. Отдел состоит из меня и двух маркетологов, у каждого своя зона ответственности. Я не совсем их руководитель, больше я похож на управляющего операционной деятельностью. Четко знаю, чего хочет заказчик, какие у него бизнес-цели и какие цели у нашей компании. Я анализирую статистические данные, которые недоступны большинству сотрудников, и поэтому могу принимать верные решения и направлять команду в нужное русло.

Успех проекта — это тысяча маленьких шажков-задач, которые нужно сделать один за другим, чтобы дойти до запуска. Я пишу ТЗ, согласовываю с заказчиком план действий, выставляю дедлайны. Пока я веду переговоры, на «проектной кухне» идет подготовка к каждому этапу. В нашем распоряжении — все ресурсы компании: дизайнеры, разработчики, продакшен и так далее. ТЗ я сначала высылаю спецам: смотрим слева, справа, «нюхаем», придумываем, как будем делать. Наверное, проще будет сказать, что от меня полностью зависит весь цикл работы над проектом — от момента получения задачи до отчета о проделанной работе. Я консультирую коллег и проверяю, что они сделали, как работает та или иная фича. При этом каждый раз занимаюсь оптимизацией работы отдела.

Типичный рабочий день, когда все проекты находятся у разработчиков

09:00. Я в офисе. Читаю новости в «Твиттере», проверяю почту, пью кофе, присматриваюсь к акциям.

10:00. Списываюсь с разработчиками и дизайнерами, уточняю статусы проектов. Отвечаю на вопросы, проверяю выполнение задач по проектам.

12:00. Теперь все коллеги точно на местах. В нашей компании очень плавное начало рабочего дня. Продолжаю общаться с исполнителями и выполняю мелкие задачи.

14:00. Часто в это время провожу собрания с командой. Как долго — зависит от сложности проекта и от дедлайна. Однажды такое совещание шло с 14:00 до 22:00 — с перерывами на перекур, конечно. Но мы все горели и хотели найти решение в короткий срок. Маркетологи — фанатичные фантазеры, поэтому приходится постоянно напоминать о наших целях в проекте, задавать наводящие вопросы — похоже на роль учителя в школе.

15:00. Обед.

16:00. Потихоньку начинаю сбавлять темп. Смотрю, что придумали конкуренты. Рынок безумно быстро растет, и некоторые идеи, которые я носил в голове, но не успел предложить, уже реализовали другие технологические компании. Читаю что-то по менеджменту или о БД. Параллельно выполняю мелкие задачи.

18:00. Рабочий день закончился, и начинается магическое время: разработчики активизируются на полную, дизайнеры высылают макеты, партнеры тоже срочно желают пообщаться.

19:00. Ухожу домой, но остаюсь на связи.


Работа сложная в психологическом плане, есть вечное и не покидающее ни на миг ощущение напряжения. Ты постоянно куда-то бежишь, при этом в голове находится тонна информации: кто и что сейчас делает, когда и какой именно процесс нужно запускать. Вечные «суперкреативные» пожелания заказчика, которые бьют по срокам и только усиливают ощущение гонки. Как-то наткнулся на цитату и решил сделать ее своим кредо: «Каждое утро в Африке просыпается газель. Она должна бежать быстрее льва, иначе погибнет. Каждое утро в Африке просыпается и лев. Он должен бежать быстрее газели, иначе умрет от голода. Не важно, кто ты — газель или лев. Когда встает солнце, надо бежать».

Я стараюсь максимально хладнокровно относиться к работе и так же хладнокровно требую от других строгого выполнения задач. Когда я вхожу в отдел дизайна, меня сразу охватывает ощущение, что я коршун, ищущий жертву горящего дедлайна. Если я ее нахожу, происходят «стимулирующие мероприятия»: задаю вопросы, почему так долго, из-за чего мы выбиваемся из графика. Если причина в другом проекте, иду устраивать «мероприятия» менеджеру, который решил, что его задача важнее. У каждого специалиста есть свой менеджер, распределяющий нагрузку.

Если сотрудники чем-то недовольны, имеют какое-то свое видение или у них есть альтернативное предложение, я доступно объясняю, почему сделать так, как они хотят, нельзя, либо пасую и соглашаюсь с ними. Менеджер я очень дипломатичный, всегда открыт к диалогу и новым идеям, но считаю, что бизнес не должен страдать из-за ошибок сотрудников, поэтому я еще и строгий. И есть некоторые моменты, на которых я настаиваю. Например, если я говорю, что за выделенное время эту задачу выполнить невозможно или ее выполнять бессмысленно с технической точки зрения, тут лучше не спорить.

До моего прихода в компанию у коллег часто возникали проблемы на моменте выпуска проекта: в макетах — одно, в продакшене — другое. Я быстро понял, что меня ждут факапы, если я не поменяю саму систему работы. Пришлось много общаться с руководителями отделов, заручаться их поддержкой. После нескольких проектов все поняли, как со мной нужно работать, и до сих пор все идет как по маслу.

Иногда приходится говорить коллегам: «Здесь я буду решать, что сделано хорошо, а что плохо».

Неудачи были, как и у всех. Бывало, что проекты просто не запускались из-за моей оплошности и неопытности. Или из-за огромного количества одновременно разрабатываемых проектов мог забыть о продвижении уже существующих. Если говорить об успехах, то главное для меня — что я смог изменить среду вокруг себя, настроить все так, чтобы оно работало, даже когда меня нет. Большинство людей думает, что менеджер не нужен, ну или его роль не так важна. Я же, напротив, уверен, что команда с одним сильным менеджером может горы свернуть. Для меня эта работа — череда вызовов: реализовать проект, который никто до этого не смог воплотить, сделать работу, от которой все бегут, вписаться в какую-то сложную задачу. Поэтому нужно как минимум быть сильным духом и очень хорошо знать продукт и сферу.

Я работаю на позиции менеджера проектов уже третий год. Сейчас мой оклад — 85 000 ₽. Есть премии за достижение цели по проекту, но награждают очень редко. Считаю, что такая зарплата полностью не соответствует тем сложностям, с которыми приходится сталкиваться, и тем условиям, в которых мы работаем с командой. Если коротко, задач, проектов, требований много, а людей мало. Рост в компании горизонтальный: очень сложно добиться повышения зарплаты и перехода на новый профессиональный уровень. Растет твоя экспертность, увеличивается количество и сложность задач, а в деньгах это никак не выражается, ты получаешь только новый опыт. Пытаюсь договориться с руководством о повышении и добавлении новой функциональности. Сложно сказать, какой будет результат, но все довольны работой нашей команды. Претендую на должность руководителя проектного отдела. По деньгам это плюс 10 000—30 000 ₽ к зарплате.

Живу я с невестой. Она тоже работает, ее оклад — 25 000 ₽. Аренду квартиры — 40 000 ₽ в месяц — полностью оплачиваю я, остальное пополам. Мы стараемся экономить, но при этом не отказывать себе в приятностях: очень любим бри и дорблю с шардоне и медом, балуемся роллами. Не так давно нашли дешевый супермаркет в торговом центре, и на продукты стало уходить меньше денег, а самих продуктов стало гораздо больше. Пандемия сломала мою парадигму «если хочешь много денег, то нужно много работать и много зарабатывать». Поэтому было принято решение о ведении бюджета, создании валютного резерва и инвестиционного капитала.

Ежемесячно удается отложить 30 000 ₽, из которых 20 000 ₽ уходят на покупку валюты, а 10 000 ₽ оставляю в рублях. Еще 10 000 ₽ откладывает невеста. Попробовал купить акции и понял, что это мое, мне это интересно. Сейчас деньги вложены в акции американских компаний, продолжу инвестировать после того, как будет сформирован резерв в долларах и евро. Хочу собрать капитал 1 000 000 $. Пока что точно не знаю, как у меня это получится, но я уверен, что это возможно.

В ближайшем будущем кровь из носу нужно выйти на доход от 150 000 ₽ в месяц. А стремлюсь к заработку от 500 000 ₽ в месяц, если говорить про наемный труд.

Вижу себя исполнительным директором крупной международной компании и активным инвестором.

С переходом в ИТ моя жизнь сильно поменялась. Нужно всегда быть в тонусе и движении, иногда — заставлять себя учиться чему-то новому. Мировоззрение изменилось в сторону идеи о том, что нет ничего невозможного. Больше стал думать о работе: какая она должна быть. Я знаю, что текущая позиция — это не потолок, что компания может быть лучше, что денег может быть больше. Научился бежать к сложностям, а не от них. Научился нести ответственность за финальный результат и говорить нет.


Работник кухни в ресторане, инженер по сбыту водопроводного оборудования → джуниор-продакт

Работает в ИТ: ~1 год
На момент перехода в ИТ: 23 года
Город: Нижний Новгород
Доход: 74 000 ₽/месяц

Аватар автора

Аноним

создает ИТ-продукты из ничего

В 18 лет из-за сложной финансовой обстановки в семье пришлось искать работу, которую можно совмещать с учебой в университете. Выбор пал на ресторан, поскольку там был гибкий график и всегда были нужны люди. Начал с рядового работника на кухне, за полтора года вырос до инструктора по обучению новых сотрудников. В мои обязанности входило приготовление блюд для гостей и обучение новых сотрудников после набора. Оплата была почасовая, максимальная ставка — 165 ₽ в час. Университет с работой сочетать было сложно, поэтому работал около 12—15 часов в неделю, в месяц зарабатывал до 10 000 ₽.

Окончил физический факультет Нижегородского государственного университета. Мне предлагали остаться на кафедре за 8700 ₽ в месяц при нагрузке 40 часов в неделю. При этом у меня только на проезд уходило 3000 ₽, и я отказался. После окончания учебы освободилось дневное время, поэтому в ресторане начал зарабатывать около 20 000—25 000 ₽ в месяц. Всего проработал там три года и месяц. Получив высшее образование по специальности «инженер», понимал, что нужно искать что-то посерьезнее ресторана. Начал ходить на собеседования. Но работодателям не нравилось, что у меня не было опыта работы по специальности. В меня поверили только в одном месте — это была компания по реализации и производству водопроводного оборудования.

Вакансию нашел на одном известном сайте по поиску работы, откликнулся, и меня пригласили на собеседование. В компании проработал примерно полтора года. Начал с должности инженера по сбыту. Это такой человек, который решает техническую проблему заказчика, продает ему свое решение и обслуживает оборудование после установки. То есть это не просто продажник, но еще и технический специалист, готовый в любое время выехать на объект, провести гарантийный ремонт оборудования или плановое техобслуживание.

Через восемь месяцев после трудоустройства я приблизился к уровню ребят, которые работали в компании три-четыре года. Под меня решили организовать экспериментальный отдел. Эксперимент был в том, что с клиентами общались только продавцы, которых в моем отделе было трое. А я выполнял инженерную — техническую — функцию: решал задачу клиента, обслуживал и ремонтировал оборудование. Эксперимент продлился полгода и не показал значительных результатов, вернулись к прежнему формату. Но я сильно просел в доходах. Если при старой системе «сам решаю задачу — сам продаю решение» я зарабатывал в среднем 40 000—45 000 ₽ в месяц, то в экспериментальном формате — только 30 000—32 000 ₽. Именно тогда и начали закрадываться сомнения, что я нахожусь в нужном месте. Руководство предложило мне еще одну экспериментальную должность — стать менеджером нового продукта. Я тогда даже не понимал, что это за человек и чем он занимается, но не поверил в успех и решил найти другую работу. Так я попал в онлайн-школу.

Работая в компании по продаже водопроводного оборудования, я начал понемногу подрабатывать на других работах: учителем физики в школе на треть ставки — выходило примерно 5000 ₽ в месяц, репетитором для подготовки к экзаменам. Однажды увидел вакансию онлайн-школы. Стало страшно и одновременно интересно, и я решил, что хочу попробовать. Прошел собеседование на позицию менеджера по продажам уроков. Благодаря опыту в продажах это было несложно.

У онлайн-школы есть пул преподавателей по разным школьным предметам: русскому языку, математике, английскому языку, физике и другим. Могут заниматься как дети, так и взрослые. У продавца зарплатная схема простая: оклад плюс премия, если выполняешь план продаж. В среднем при нагрузке 20 часов в неделю мне удавалось зарабатывать 20 000—25 000 ₽ в месяц, причем параллельно я еще работал на водопроводчиков. Через полгода я понял, что это не имеет смысла. Да, финансово комфортно, но есть же семья, и сам я молод и хочу получать удовольствие от жизни, а свободного времени практически не было. Решил сфокусироваться на какой-то одной области, чтобы добиться в ней успеха.

Сфера онлайн-образования мне нравилась больше, поэтому начал искать позиции внутри школы. У меня накопился большой опыт в продажах уроков, и я решил, что хочу делиться им с другими сотрудниками, чтобы компания развивалась. Узнал, что открывается вакансия тренера по продажам — на полный день, 40 часов в неделю, предложил свою кандидатуру и успешно прошел собеседование. Был тестовый период в месяц, это было необходимо, чтобы спокойно сдать дела на прошлой работе и погрузиться в новые задачи. Так у меня осталась только одна работа, я стал бизнес-тренером.

Меня пригласили на оклад 30 000 ₽ плюс бонус 10 000 ₽ при успешном выполнении плана. В мои задачи входило создавать эффективные обучающие программы для менеджеров, непосредственно проводить обучение и анализировать его результаты. Первые три тренинга я написал сам — просто перевел свой опыт в слова так, как умею. Дальше начали приходить заказы на тренинги: мне говорили, что хотели бы улучшить, и нужно было разработать программу обучения под эти запросы.

В работе бизнес-тренера все было здорово, кроме одного: я вдруг осознал, что не хочу всю жизнь вести тренинги. Можно было и дальше развиваться в качестве тренера, были возможности как в компании, так и на стороне. Однако я решил найти свой путь. То, чем я буду готов заниматься всю жизнь. Мы переговорили с руководителем и решили составить мой индивидуальный план развития. С его составлением помог менеджер по развитию — это такая бесплатная опция для сотрудников компании. Если кто-то из персонала хочет развиваться, но не знает, как и куда, подключается менеджер по развитию. Менеджер помогает определить, чего человек действительно хочет, предлагает план развития, ставит дедлайны по шагам и контролирует их выполнение. Это как коуч или наставник, с ним всегда можно обсудить личные проблемы, ощущения, поделиться опытом решения задачи, задать любой вопрос. Для меня это чуть ли не самый близкий человек в компании.

Мы определили примерный пул позиций, которые мне нравились. В моем шорт-листе оказались менеджер проектов и менеджер продукта. Я склонялся больше в продуктовую историю, потому что хотел по минимуму контактировать с людьми и управлять чем-то от начала до конца: устанавливать свои правила игры, делать с продуктом что хочу.

Вообще, мое трудоустройство на позицию продакта — это самая удивительная история, которая произошла со мной за все время работы. Когда вакансия открылась, я отправил резюме и сразу получил отказ. Конечно, отказы не редкость, но чтобы это было полезно для меня, я спросил эйчара, почему я не прошел. В ходе диалога выяснилось, что все необходимые навыки у меня есть, просто в резюме я про них не написал. Например, на позицию нужен был человек хотя бы с минимальным опытом создания проекта с нуля. Почему-то этот опыт я посчитал неважным и пропустил его. Так я понял, что составление резюме — очень важная часть на пути к успеху.

Конкурс на вакансию состоял из трех этапов: собеседования с эйчаром, тестового задания и собеседования с руководителем. Самым сложным для меня оказалось собеседование с эйчаром, на котором я понял еще одну вещь: ты никто, если не можешь доказать свою крутость. В современном мире софт-скиллы бывают важнее, чем харды. На предыдущей позиции я был лучшим сотрудником, по мнению руководства, привык к похвале и к тому, что мне часто доверяют сложные или стратегически важные проекты. Но эйчар смотрит на кандидата непредвзято, поэтому нужно каждую секунду доказывать, что ты соответствуешь требованиям и справишься с этой работой лучше всех.

Самые важные навыки, на мой взгляд, это проактивность, самостоятельность и нацеленность на результат. В тестовом задании было несколько теоретических вопросов и практических кейсов. Если с теоретическими вопросами все понятно, то правильного решения для практического кейса не существует. Нужно доказать его реальность и определить метрики, по которым будет виден успех проекта или продукта.

Путь к новой должности в общей сложности занял три недели.

Полгода назад я перешел в продуктовый отдел на должность джуниор-продакта — это самая низкая должность в управлении продуктом. Суть моей работы — в создании продукта. Это может быть что угодно: тренинг, мессенджер, дополнительная кнопка в личном кабинете. Главное, чтобы продукт приносил пользу компании. Чтобы моим продуктом пользовалось больше людей, мне нужно придумать, как сделать его максимально полезным. Продукты создаются для внутренних пользователей, у меня нет большого бюджета, поэтому я сам придумываю, как его презентовать. Определяю необходимость изменений по цифрам: если сотрудники пользуются и ставят высокие оценки, ничего не меняю, если не пользуются, или оценки низкие, или сдвига в метриках нет — меняю либо начинку, либо подачу продукта с точки зрения пользы.

В работе мне нравится полная свобода действий. С одной стороны, это может быть очень сложно, ведь надо с нуля придумать классную штуку, на которую тебе могут выделить денег, а ты даже не представляешь, с чего начать. И никто не подскажет, как именно нужно сделать. С другой стороны, это очень интересно, потому что ты можешь делать все, что считаешь нужным. Если для твоего продукта важно, чтобы картинка была синяя, — делаешь ее синей. Если для раскрутки нужно создать новый телеграм-канал — создаешь. Часто приходится проводить тесты или эксперименты и смотреть, есть ли влияние на метрики или нет. Еще ни разу не запускал какую-то новинку без испытаний, но такие случаи тоже бывают.

Джуны — это ребята, которые учатся применять теорию на практике. Я больше человек-практик, лучше запоминаю что-то, когда делаю сам. Поэтому никакие курсы не проходил, просто задавал много вопросов коллегам и учился у них. Когда-то у меня было желание поступить в профильный вуз, но я не очень верю в отечественное образование. Зато верю в то, что любой человек может заниматься чем угодно: образование, если мы не берем такие области, как, например, медицина, не имеет значения. А если человек сам захочет что-то поглубже изучить — никогда не поздно. Обучение с мотивацией и интересом, а не из-под палки гораздо эффективнее.

Сейчас я веду пять проектов, два из которых еще на этапе экспериментов. На этой стадии ты предлагаешь свой проект или продукт небольшой группе пользователей, чтобы протестировать свои гипотезы о его пользе и влиянии на метрики. Например, методисты создали новый обучающий курс. Перед раскаткой этого продукта на всех пользователей необходимо убедиться, что продукт востребован ЦА, и собрать от нее обратную связь. Вдруг мы создали что-то, совсем оторванное от жизни.

Один из самых интересных и сложных проектов был связан с обучением сотрудников с низкими показателями. Идея была в том, что после их обучения не только их показатели, но и показатели школы значительно вырастут. Цель была амбициозная: чтобы 70% отобранных сотрудников завершили обучение за месяц. За первые три месяца проекта, пока мы только обкатывали методику и учились взаимодействовать с сотрудниками, мы отобрали 1200 учеников, из которых обучение вовремя прошли 880 человек, или 73%, — цель была достигнута. Дальше мы решили усовершенствовать систему отбора преподавателей и изменить коммуникацию с сотрудниками. За четвертый месяц проекта мы отобрали 1900 учеников, из которых более 1400 человек завершили обучение в срок, а это уже около 76%. Эффективность обучения пока проверить не удалось: слишком мало времени прошло. По предварительным данным, проект успешно влияет на общие показатели школы.

Неудачи, конечно, тоже бывают. Очень часто сдвигаются сроки выполнения задач, из-за них летят сроки завершения проектов. Лечится это очень просто: нужно развивать навык планирования. Скажу банальную вещь: успех в этой сфере, как и во всех других, зависит от количества усилий и немножко от везения.

Если получается угадать боль пользователей сразу и решить ее — успех неизбежен.

Примерно половину моего рабочего дня занимают встречи по проектам. Другую половину, которая без встреч, я провожу либо за административной работой — трачу на нее два дня из пяти в неделю, — либо за доработкой продуктов и созданием новых. Выделяю каждый день минимум час на развитие: чтение книги или статей по профессии, просмотр вебинара. Здесь важно находиться «в тусовке», среди коллег. Это помогает избегать выгорания, развивает взаимоотношения с коллективом. Ты набираешься у них опыта и растешь быстрее. Литературу читаю и профессиональную, и художественную, но чаще предпочитаю что-то по психологии и поведению человека. А вебинары и записи конференций нахожу в профильных сообществах, например в «Телеграме». Иногда слушаю подкасты, но видео, где коллеги делятся своим опытом в решении кейсов, нравятся больше, они человечнее, что ли. Всегда куча идей остается в голове после них.

Моя зарплата состоит из оклада 50 000 ₽ и премии 30 000 ₽ за выполнение KPI. Обычно я выполняю KPI процентов на 60. Они состоят из двух ключевых метрик отдела и одной индивидуальной, которая отражает эффективность каждого сотрудника. В эту метрику попадают пять главных личных задач на месяц. Результат может быть записан как «сделано» или «не сделано», так и в виде данных по экспериментам — например, 80% пользователей воспользовались кнопкой, которую тестируешь. То есть если четыре задачи из пяти выполнены, то и метрика выполнена. Каждая из трех метрик влияет на размер бонуса. Последние пару месяцев у меня были такие показатели: первая метрика отдела — 20% бонуса, вторая метрика отдела — 30%, индивидуальная метрика — 50%.

В ближайшие полгода, если все мои продукты покажут эффективность, смогу перейти на позицию мидла и заниматься более сложными проектами. Для этого нужно проявлять активность в текущих проектах, постоянно брать на себя больше ответственности и развивать нужные скиллы. Часто джунов не допускают к управлению бюджетом подразделения, а на должности мидла уже необходимо правильно его распределять — пример навыка, который мне точно придется освоить.

Я продолжаю подрабатывать учителем физики в общеобразовательной школе. И это не ради денег, а чтобы освежить в памяти все свои знания по физике. За пять часов занятий в неделю получаю около 6000 ₽ в месяц.

Я женат, жена беременна, живем в своей однокомнатной квартире. У жены доход до 10 тысяч в месяц. Мы тратим на двоих около 45 тысяч в месяц, все остающиеся деньги инвестирую. Копим на трехкомнатную квартиру в центре города. Влезать в ипотеку не хочется, планировали самостоятельно собрать всю сумму — ориентировочно 7 миллионов рублей. Но сейчас сильно выросли цены на недвижимость, поэтому через несколько лет эти 7 миллионов превратятся в 9 миллионов. И, кажется, ипотеки все равно не избежать.

После перехода в ИТ очень изменился стиль работы. Сейчас я всегда на удаленке, мне это нравится. Не нужно тратить время на перемещение до места работы, всегда можно контролировать уровень шума в своем доме и качество интернета, это удобно. В плане мировоззрения, наверное, самый большой сдвиг в том, что границы есть только у человека в голове. Когда я работал в компании, где было 100 сотрудников, я думал, что это большая компания. А сейчас только я отправляю обучаться по полторы тысячи человек в месяц, а ведь есть еще другие отделы. Изменилось представление о максимальном возможном доходе. Раньше я думал, что зарабатывать 200 000 ₽ в месяц — что-то нереальное и очень далекое. Сейчас это не кажется невыполнимой задачей.

Одно из интересных открытий — думал, что в ИТ везде нужно уметь программировать.

Оказалось, что совсем не обязательно самому писать код. Понимать, как строится работа разработчиков, вполне достаточно. В университете меня учили анализировать данные и цифры. Я не понимал, зачем мне этот навык. Приятной неожиданностью стало то, что в ИТ-сфере и особенно в продуктовом или проектном менеджменте цифры играют не последнюю роль, с их помощью можно сделать какие-то важные выводы о развитии продукта.


Специалист по безопасности → консультант-аналитик 1С

Работает в ИТ: 2 года
На момент перехода в ИТ: 22 года
Город: Москва
Доход: 130 000 ₽

Аватар автора

Аноним

консультирует пользователей и пишет ТЗ на разработку

Я окончила вуз по направлению «техносферная безопасность» — в нее входят охрана труда, промышленная безопасность и охрана окружающей среды. По своей специальности только проходила практику — например, была стажером в региональном «Газпроме». В мои обязанности входило вести отчетность, проводить инструктажи, формировать удостоверения об аттестации. Проработала в сумме три месяца — скучно, однообразно, нет места для творчества.

Моя преподавательница в университете предложила сходить на собеседование в ИТ-компанию, и меня взяли. От компании меня сразу отправили на курсы по 1С «Знакомство с платформой», оплатил их работодатель. В дальнейшем мне помогали коллеги, я самостоятельно изучала литературу по 1С — у них очень много учебников и курсов. Желания поступать в профильный вуз не было. Мой муж оканчивал такой, и уже через полтора года после начала моего обучения мы были на одном уровне. Есть желание в будущем перейти из аналитиков-консультантов в разработчики, думаю, опять пойду на курсы в 1С.

На начальных этапах мешало ощущение, что ничего не знаешь, но потом оно прошло. Система, которую я сопровождала, была по охране труда и промышленной безопасности — как раз по моей специальности. Знания в этой области немного помогали. На начальной должности я получала 60 000 ₽, через год было 80 000 ₽, еще через полгода — 100 000 ₽.

Последние полгода работаю в нефтегазовой компании. Сейчас моя зарплата — 130 000 ₽, это немного выше рынка. Моя должность официально называется «ведущий специалист в отделе сопровождения информационных систем». Из плюсов — коллектив, индексация зарплаты, дешевая столовая. Я сопровождаю систему 1С: консультирую пользователей, общаюсь с разработчиками, пишу техзадания на разработку, а также проектную документацию. Больше всего нравится писать ТЗ — это такое «математическое» творчество. Мои клиенты — из моей же компании и ее дочерних предприятий. Это удобно, потому что окончательное решение в любом методологическом вопросе принимает центральное управление компании, и пользователи будут ему подчиняться. До этого работала в фирме, где пользователи были сторонние и при этом выставляли оценки. Со своими пользователями легче.

Консультировать чаще всего приходится по работе в системе: как правильно и в какой последовательности заводить документы, из каких источников данные идут в отчеты. Мой рабочий день обычно состоит из проверки почты, базы поддержки — это место, куда пользователи заносят заявки с вопросами, ошибками и пожеланиями доработок, — консультирования, составления отчетов по статистике обращений, тестирования новой функциональности, к которой я написала ТЗ до этого, обновления инструкций. Например, пользователю нужен новый отчет. Я смотрю, какие поля в этом отчете, есть ли у нас уже объекты, в которые вносятся эти данные. Если нет, то пишу, какой необходимо создать документ, реквизиты какого типа в нем прописать, нужна ли печатная форма и так далее.

В основном все крупные задачи спускаются сверху. Еще улучшения могут потребоваться из-за изменения законодательства или ради удобства функциональности, тогда я формирую задачи сама. Из крупных был очень интересный проект в одной госкомпании. Мы внедряли 1С в 38 компаниях, и я адаптировала под их деятельность большой блок. Внедрение прошло очень быстро и легко, горжусь собой.

Неудачи тоже были. Результат внедрения системы зависит не только от компании, которая внедряет, но и от той, в которую внедряют. Если, например, систему навязали и пользователи не хотят в ней работать, любят свою эксельку, то, бывает, попадаются особо вредные, которые ставят палки в колеса, и проект затягивается на годы. Успех консультанта-аналитика, мне кажется, зависит от умения найти общий язык как с пользователями, так и с разработчиками, а также от творческого математического мышления.

Самое трудное в этой работе — это если пользователь — придурок.

Из удивительных случаев: позвонил сотрудник, который не умел делать скриншот, было очень тяжело и смешно.

В ИТ проще, чем в других сферах, переходить между отделами — консультирования, аналитики, тестирования, разработки, управления проектами, — но карьерный рост в этой сфере, как мне кажется, неочевидный. Если работать в фирме, которая разрабатывает и внедряет продукт, то среди аналитиков-консультантов следующая иерархия.

📂 Консультант первой линии поддержки. Общается с пользователями.

📂 Консультант второй линии. Помогает консультантам первой линии со сложными вопросами.

📂 Консультант третьей линии. Пишет ТЗ.

В проекте тоже есть иерархия: ты можешь вести только свой блок, а можешь быть «хозяином продукта». Сейчас я выполняю обязанности всех трех консультантов и еще отвечаю за конечный продукт — на самом деле такое очень распространено. Поэтому в рамках функциональности консультанта-аналитика двигаться уже некуда. Для себя вижу два пути: можно изучать другие продукты и работать с ними либо уходить в разработку. Недавно начала разрабатывать легкие задачи, очень нравится. Понятно, что в любой области можно стать начальником, но я не очень люблю командовать людьми, поэтому туда не стремлюсь.

После перехода в ИТ становится больше денег, привыкаешь к системности, становится проще организовать свою жизнь.

Сейчас я трачу больше 80 тысяч в месяц, тысяч 20—30 обычно удается отложить. К счастью, экономить не приходится. Но если вдруг придется, пропущу косметолога, на которого уходит 8000 ₽, и начну чаще готовить еду дома — сейчас на доставки и рестораны уходит еще 8000 ₽. Финансовые цели: досрочно погасить ипотеку, оплатить путешествие маме во Францию, совершить трехнедельный автотур по США.

В теории я могу в любой момент уйти на удаленку и улететь на Бали — работая по специальности, так бы сделать не смогла. В 1С много продуктов и областей, поэтому работать очень интересно. Неожиданно приятное — это люди. Думала всегда, что разработчики — это замкнутые гики в темных комнатах, но оказалось, что все они крутые ребята, в этой сфере нашла много классных знакомых.

Устали работать в ИТ? Поделитесь опытом с теми, кто туда стремится.
Тоже ушли в ИТ? Расскажите, как вам это удалось:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

И все малолетки, начинающие трудовую деятельность по сути. Некорректно говорить про какой-то "переход" в айти :)

66

Alexander, +

1
0

Уже начинает складываться впечатление, что в Т-Ж через день выходят статьи про вайтивайти ))

28

Вандербильдиха, не мы такие, жизнь такая

10

Полиция, понимаю, понимаю

1
Удалённый пользователь

04.08.21, 16:07

Вандербильдиха, очередная статья с нативной рекламой, в целом всё

4

Dmitriy, дак хоть бы намекнули, куда бежать-то )

0
0

Прочитала историю пока только первого героя, менеджера. Потом вернулась проверить дату выхода статьи, а точно ли 21 год. Столько ответственности и 85к ?? Удивило, сильно. Как вы при таком доходе, живя в Москве, ещё умудряетесь откладывать по 30к, не представляю. Даже с учетом дохода вашей девушки) кажется мне есть чему поучиться, ибо доход мой выше, но откладывать по 30к не получается совсем)

17

SV23, при таком же доходе откладываю 25-30к, но я из Подмосковья
так что все реально, если нет детей

2

SV23, тоже не поняла, как он может откладывать 30, если зарплата 85, а на квартиру он тратит 40))

1
0

можно уйти в более веселое айти изучив малоизвестное ПО какого-нибудь контроллера и колесить по миру налаживая интересные объекты в какой-нибудь авиации, судоходстве или энергетике.
основной плюс - высокий порог входа, но крайне редкие обновления информации, нет гонки за фреймворками и модой. Можно с ассемблером прожить карьеру в 40 лет
(как я и поступил)
а от энтерпрайза и веб-студий веет смертной скукой и выгоранием

13

alex, Это какое ПО например?

0
0

Училась на экономике, проходила стажировку в аудите в BIG4. Но это было безумно скучно и напряжно. Случайно подвернулась вакансия в интернет-маркетинге (как выяснилось потом это было скорее что-то среднее между контент-менеджером и менеджером по работе с ИТ-подрядчиками). Стала сама интересоваться, изучать html-вёрстку, базовые вещи в веб-разработке. В итоге неожиданно для себя стала системным/бизнес аналитиком уже в другом месте. Теперь собираю требования у бизнеса и пишу задачи для разработчиков. Это классно. Уж точно поинтереснее каторжного аудита.

12

29.09.21, 08:45

Отредактировано

Anastasia, без обид, но что классно? Что вместо BIG-4 c перспективой работы в крупной международной компании с приличным окладом вы стали заниматься веб-дизайном без перспектив карьерного роста? Или бизнес-аналитиком быть лучше, чем аудитором в BIG-4? Работа скучная - а зарплата аналитика со знаниями веб-дизайна на уровне джуна дотягивает до BIG-4?

0

Toto, дотягивает и перетягивает. Вы не в 90-ых, когда все мечтали и ломились в биг4.
сегодня это нужно единицам.
девушке гораздо интереснее творческая деятельность и возможность работать из любой точки Мира на любую компанию.

0
0
Герой

05.08.21, 10:38

Отредактировано

У первого героя с девушкой на двоих 110к в месяц, из которых 40к - аренда, еще 40 - откладывают, то есть на жизнь на двоих остается 30к, при этом с "дор блю и шардоне"
Я все понимаю, работа на перспективы безбедного будущего, но как вообще вам это удается? Вы не покупаете одежду, никуда не ходите (развлечения), у вас нет хобби/питомцев? В дневниках трат тоже много подобных историй, при этом в ходе дневника понимаешь, что у людей либо есть "альтернативные источники дохода" в виде подарков от родственников,либо под "сбережениями" понимают просто кучку денег, которая хранится отдельно и из которой периодически достают
Если герой статьи читает комменты, расскажите плз, как примерно вы расходуете деньги, оставшиеся "на жизнь"? Мне реально интересно, хочется так же оптимизировать свой бюджет

11

Alice, возникли ровно те же вопросы. вернулась назад перечитать даже.
только на продукты на двоих ~18 уходит без особенного дорблю и шардоне.
а ещё одежда, проезд, развлечения, кафе, медицина, спорт...

3
0

Расскажу свою историю. Я росла в традиционной семье, где меня воспитывали как глубоко сознательного и ответственного человека. В будущем я должна была выбрать какую-нибудь "нормальную" профессию типа врача или инженера. Когда пришло время для выбора, я склонилась в сторону естественных наук- так как любила химию в школе. В результате через 5 лет у меня в руках был диплом химика- аналитика. Скажу честно, я любила то, чем занималась, и это было для меня ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!!!( опережая ваши вопросы- Да, взрывы и огонь как "во все тяжкие" были!)) Я тут же устроилась на работу по специальности и через неделю уволилась......
За это время я испытала всю гамму эмоций и переживаний, какие только можно, потому что я поняла что работать тут я не могу((( Мне повезло устроиться в серьезную фармацевтическую компанию, на хорошие, по меркам химиков, деньги. 30 тысяч. Эту неделю я работала сменами по 12 часов 2 через 2. Особенность работы заключалась в том, что ты не мог присесть за время смены, сходить попить воды (только если дистиллированную из лаборатории), на обед давалось 30 минут, так как тебе нужно было переодеться из спецодежды в " обычную" и потом обратно. Я наслушалась историй от коллег, о том что у многих серьезные проблемы со здоровьем из за постоянной работы с реактивами. Ну и производство находилось за городом, поэтому на дорогу у меня уходила еще +2,5 часа к смене, для Тюмени это много. У моих одногруппников работа была по проще, но и получали они по 18-20 тысяч.
На тот момент я встречалась с моим будущим мужем, он работал разработчиком в одной крупной компании, поэтому я часто находилась среди айтишников и слышала в каких условиях они работают, и сколько получают.
Я до сих пор не верю, что я смогла так резко поменять свою сферу деятельности. Семейство долго меня не поддерживало, мол, чего это я меняю такую хорошую специальность на какую то фигню.
Было особенно трудно найти первую работу. Я закончила курсы веб- дизайна и думала, что меня с руками оторвут. Ну конечно..... Нас таких на рынке очень много, и чтобы получить первую работу у меня ушло 9 месяцев.....
Сейчас мы с мужем переехали в Москву и я ни чуть не жалею о своем выборе. Условия лучше. ЗП лучше. Жаль что у нас в стране не могут обеспечить нормальные условия другим специалистам. Так бы я осталась химиком, и работала бы спокойно. Но как платить за ипотеку и быть с нормальным здоровьем при таких условиях работы- это вопрос.

10

user1425295, а что вы делали в первые 9 месяцев, просто ходили на интервью, или еще повышали скилл нарабатывали портфолио?

2
0

В 33 года стала тестировщицей по) пока все нравится) за год зп увеличила в 6 раз))

6

user1423803, вы с нуля пошли в тестировщики? Как с поиском работы?

1

user1423803, как Ваши успехи сегодня, поделитесь, пожалуйста.

0

user1423803, в смысле в 6? интересно сколько до того зарабатывали

0
0

сейчас бы продакт менеджером работать за 85))

4
0

Преподаватель английского/переводчик --> технический писатель.
Перешел в 2012, тогда мне было 27 лет.

Надоело бегать за копейки без выходных, оплачиваемого отпуска и больничных.

Хорошие знакомые из небольшой ИТ-шной компании предложили попробовать: достаточно грамотный устный/письменный русский и английский, желание возиться с текстами и объяснять непонятное, а также готовность изучать новое у меня были.

Из несомненных плюсов: работа остается на работе, есть отпускные и больничные + на тот момент зарплата в 30 т.р. позволила наконец-то успокоиться и начать в жить (в Новосибирске).
Сначала было тяжело из-за нехватки знаний и отсутствия структурированного вводного обучения (онбординга). Через пару месяцев я даже написал заявление по собственному желанию, потому что мне казалось, что я совсем не справляюсь. Но заявление не приняли. =)
Работаю в этой профессии до сих пор.

4
0

В процессе перехода в 31 год после 10 лет руководителем в стройке) Начал с малого: преподаю онлайн экономику в стройке на платформе онлайн курсов и параллельного самообучаюсь. Пришлось полностью выкинуть из резюме весь свой опыт, благо интересуюсь ИТ с юности и правильно смог интерпретировать последние достижения на работе в своё новое резюме. Сейчас активно рассылаю резюме, приходят тестовые задания и прохожу собеседования. В стройке получал 150-200к, чтобы войти в ИТ пришлось понизить планку в 100-120к, но + онлайн обучение, думаю, 150к возможно вернуть в месяц. Дальше рассчитываю в течение года повысить зп до 200к и более. Пожелайте удачи)

2

user1007976, поделитесь, пожалуйста, как Ваши успехи на сегодняшний день.

0

user1007976, Удачи!

0
0

Работаю в кдл в больнице. На ковиде общий доход получается 230к. Мечтаю перейти в IT. Я дурак?

1

Антон, в месяц 230?

0

Сообщество