Бизнес
61K

Как зарегистрировать ИП через интернет

И сэкономить на госпошлине
19
Аватар автора

Сергей Ветко

зарегистрировал ИП через интернет

В 2019 году я решил стать ИП, но мне не хотелось тратить время на поездку в налоговую.

По моему предыдущему опыту, посещение инспекции занимает минимум три часа, поэтому я решил получить статус ИП через интернет. В этой статье расскажу, как всё прошло.

Варианты регистрации ИП

Чтобы получить статус индивидуального предпринимателя, нужно подать заявление в налоговую. Есть несколько способов это сделать:

  1. Лично в регистрирующей ИФНС или в МФЦ. Подтверждающие документы налоговая отправит в электронном виде на почту.
  2. По обычной почте. При этом подпись на заявлении и копию паспорта нужно заверить у нотариуса, а само письмо с документами идет долго и может потеряться.
  3. В электронном виде без электронной подписи через специальный сервис ФНС или на госуслугах. Заявку так подать можно, но остальные документы все равно придется привезти лично.
  4. В электронном виде с электронной подписью. Подать все документы и получить ответ можно через интернет, а еще это единственный вариант, когда не нужно платить госпошлину — 800 ₽.

К заявлению нужно приложить копию российского паспорта, квитанцию об уплате госпошлины и указать коды ОКВЭД — то есть коды видов экономической деятельности, по которым вы будете работать. Если пойдете в налоговую сами, документы надо распечатать и приложить к заявке. Если оформлять ИП через интернет, их можно подать в электронном виде.

Срок регистрации — максимум три рабочих дня после того, как заявление дойдет до налоговой.

Что такое электронная подпись

Электронная подпись — это способ подтвердить свою личность в интернете. ЭП бывает простой и усиленной, а усиленная — квалифицированной и неквалифицированной.

Простая ЭП только подтверждает, что вы — это вы. К такому виду подписи относится, например, логин и пароль или код из смс. Это самый незащищенный вид ЭП, поэтому с ее помощью можно сделать немного — скажем, авторизоваться на госуслугах, получить простые услуги или подтвердить действия.

Усиленная ЭП защищена лучше, поэтому ее используют для подписания документов. Она помогает однозначно определить личность человека, который ее использовал, и гарантирует, что после подписания документ не меняли.

Неквалифицированная и квалифицированная усиленные подписи отличаются друг от друга программами и алгоритмами, которые их создают и защищают.

Квалифицированная подпись защищена сильнее всего. Программы для нее должны быть сертифицированы ФСБ и соответствовать строгим стандартам. Такая подпись признается равной собственноручной подписи, поэтому с ее помощью можно, например, участвовать в электронных торгах, сдавать отчетность в контролирующие органы и подписывать документы при регистрации ИП или юрлица.

Квалифицированную электронную подпись выдают только аккредитованные удостоверяющие центры. Как правило, это коммерческие организации, но есть и государственный удостоверяющий центр — он работает при ФНС.

Подпись обычно сохраняют на специальную флешку. Такая флешка называется «токен». Токены продаются в специализированных интернет-магазинах и коммерческих удостоверяющих центрах, стоят 700—1500 ₽.

Как я получал электронную подпись

С июля 2022 года можно бесплатно оформить сертификат квалифицированной ЭП с помощью мобильного приложения «Госключ». Правда, такая подпись подойдет только для документов, направляемых в налоговую для регистрации бизнеса.

Ключ сертификата подписи создается, хранится и применяется в приложении: не нужны СМС-пароли и токен — все функции доступны без личной явки и бумаги. При регистрации ИП результат можно получить в течение суток. Чтобы получить сертификат КЭП в приложении «Госключ», потребуются подтвержденная учетная запись на госуслугах, смартфон с NFC-модулем и загранпаспорт нового поколения — именно он содержит чип с персональной информацией, который позволяет идентифицировать человека.

Когда я делал электронную подпись, ее еще нельзя было приобрести в приложении. Мой опыт пригодится тем, кто решил получить ЭП лично — в коммерческом удостоверяющем центре, который стал доверенным лицом ФНС

Я проверил, что мой центр входит в список аккредитованных, и оставил свой телефон в форме обратной связи. Оператор перезвонил через 10 минут.

Он объяснил процедуру получения электронной подписи:

  1. Оплатить услуги центра.
  2. Подать заявку на сертификат ЭП.
  3. Дождаться одобрения заявки.
  4. Подписать документы в офисе.
  5. Выпустить сертификат.
  6. Установить программы.
Стоимость электронной подписи
Стоимость электронной подписи

Оплата услуг центра

Счет на оплату своих услуг удостоверяющий центр прислал по электронной почте. Его можно оплатить банковским переводом по реквизитам или просканировать QR-код в мобильном приложении банка.

Ответным письмом я отправил квитанцию об оплате счета. После этого мне прислали ссылку для входа в личный кабинет с авторизацией по номеру телефона и кодом из смс.

Счет на оплату ЭП мне прислали по электронной почте
Счет на оплату ЭП мне прислали по электронной почте

Подача заявки на сертификат

Чтобы подать заявку на сертификат электронной подписи, нужно загрузить сканы документов в личном кабинете удостоверяющего центра. Всего получилось четыре документа:

  1. Само заявление на сертификат электронной подписи. Я скачал его из личного кабинета, подписал, отсканировал и загрузил обратно.
  2. Паспорт — первая страница и страница с пропиской.
  3. СНИЛС.
  4. Свидетельство о постановке физического лица на налоговый учет с указанием ИНН.

После загрузки документов я отправил их на проверку. В личном кабинете пишут, что на это уходит 1—2 дня, но мне ответ пришел уже через несколько часов — в 5 утра понедельника. Мою заявку уверенно отклонили.

Служба безопасности усомнилась в достоверности моего свидетельства на получение ИНН
Служба безопасности усомнилась в достоверности моего свидетельства на получение ИНН

ИНН я получал давно, и на свидетельстве не было никаких печатей. Поэтому меня попросили подтвердить, что оно настоящее. С этим помогает сервис ФНС «Узнать ИНН», где по своим данным можно получить сведения об ИНН. Но чтобы передать их в центр, нужно сделать распечатку и заверить ее у нотариуса, а это неудобно. Мне повезло: с заверением помог оператор самого центра. Он сделал распечатку с моим ИНН, сам ее заверил и приложил к другим документам в личном кабинете.

После повторной отправки документов заявка успешно прошла проверку.

Распечатку с сервиса ФНС нужно заверить у нотариуса, но можно попросить помощи у сотрудника центра, в котором выдают ЭП
Распечатку с сервиса ФНС нужно заверить у нотариуса, но можно попросить помощи у сотрудника центра, в котором выдают ЭП

Подписание документов

После одобрения заявки на сайте меня пригласили в офис, чтобы подписать документы. С собой попросили принести паспорт и оригинал заявления на сертификат электронной подписи.

Посещение офиса заняло не больше 10 минут. Я получил свой экземпляр договора, счет-фактуру, акт и «Рутокен-лайт» — это устройство в виде флешки для защищенного хранения ключей шифрования и ключей электронной подписи.

Выпуск сертификата

На свежей флешке сертификата ЭП еще нет, его надо выпустить — то есть установить на флешку или компьютер. Я сделал это из личного кабинета на сайте удостоверяющего центра.

Служба поддержки сообщила мне, что для установки сертификата нужен Виндоус: теоретически его можно установить и на другие операционные системы, но с этим они не помогут.

Я зашел в личный кабинет, запустил установочные файлы, подтвердил установку сертификата и выбрал местом хранения «Рутокен». Установить сертификат можно и на сам компьютер, но тогда подписывать все документы придется только с него. Зато так можно сэкономить 400 ₽.

Выпустить сертификат можно только для Виндоуса, а настроить — и для другой операционной системы
Выпустить сертификат можно только для Виндоуса, а настроить — и для другой операционной системы
В личном кабинете на сайте удостоверяющего центра показывают срок действия сертификата и где он установлен
В личном кабинете на сайте удостоверяющего центра показывают срок действия сертификата и где он установлен

Установка программ

После выпуска сертификата электронной подписи нужно установить и настроить программы, чтобы ЭП можно было что-то подписать. На «Рутокене» хранится только сам сертификат, поэтому для подписи документов с другого компьютера программы нужно установить и на него.

Установка прошла быстро и без проблем. Я зашел на нужную страницу на сайте удостоверяющего центра, запустил специальный установщик и просто делал то, что он говорил.

В процессе устанавливается много различных программ и плагинов, но от части из них можно отказаться. Например, я точно не использую браузер «Файрфокс» и не планирую участвовать в госзакупках, поэтому снял эти галочки. Но там, где не был уверен, оставил выбор по умолчанию.

После завершения установки я зашел на сайт «Криптопро-ру» и убедился, что электронная подпись работает.

При установке программ я снял только те галочки, в которых был уверен. В остальном доверился настройкам по умолчанию
При установке программ я снял только те галочки, в которых был уверен. В остальном доверился настройкам по умолчанию
Испытание электронной подписи пройдено успешно
Испытание электронной подписи пройдено успешно

Подача заявления на сайте ФНС

Самая простая часть — подача заявления на открытие ИП на специальном сервисе ФНС. Я заполнил паспортные данные, указал свой адрес и выбрал коды экономической деятельности — коды ОКВЭД. Они нужны, чтобы государство знало, чем именно вы планируете заниматься.

Для выбора кода выводится отдельное окно с полным списком и возможностью поиска. В нем нужно указать один основной код и сколько угодно дополнительных. Этот шаг требует больше всего внимания, потому что в кодах легко запутаться, а от вида деятельности зависит, например, нужна ли ИП лицензия и можно ли использовать упрощенную систему налогообложения — УСН.

После выбора кодов ОКВЭД я загрузил скан первой страницы паспорта в формате TIFF, расписался новенькой электронной подписью и стал ждать результатов. Примерно через неделю на почту пришел архив с документами, подтверждающими мою регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

В итоге я заплатил 1400 ₽ за электронную подпись, зато сэкономил 800 ₽ на госпошлине и полдня на поездке в налоговую.

Выбор видов экономической деятельности на сайте ФНС
Выбор видов экономической деятельности на сайте ФНС
Заполнение всего заявления заняло 10 минут
Заполнение всего заявления заняло 10 минут
Подписанное заявление появляется в разделе «Мои заявления». Там можно отслеживать его статус
Подписанное заявление появляется в разделе «Мои заявления». Там можно отслеживать его статус
Квест успешно пройден
Квест успешно пройден

Переход на УСН

После регистрации ИП по умолчанию находится на общей системе налогообложения, где платит 13% с разницы между доходами и расходами. Моя деятельность не предполагает расходов, поэтому я перешел на упрощенную систему налогообложения, где платить надо только 6%, но расходы не учитываются. Это нужно сделать в течение 30 дней с момента регистрации, иначе придется ждать следующего года.

Если нет электронной подписи, то уведомление о переходе на УСН нужно подавать лично. Обычно это делают еще при подаче заявления на регистрацию ИП.

С электронной подписью сменить режим налогообложения тоже можно через сайт налоговой. Я зашел в личный кабинет ИП, нажал кнопку «Подать заявление», выбрал «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения», заполнил короткую форму, подписал уведомление электронной подписью и отправил его в налоговую.

Перейти на другую систему налогообложения можно в личном кабинете ИП на сайте налоговой
Перейти на другую систему налогообложения можно в личном кабинете ИП на сайте налоговой
Для перехода на УСН нужно заполнить короткую форму, но потребуется электронная подпись — иначе придется ехать в налоговую
Для перехода на УСН нужно заполнить короткую форму, но потребуется электронная подпись — иначе придется ехать в налоговую

Коротко: регистрация ИП через интернет

  1. Выбрать удостоверяющий центр для получения квалифицированной электронной подписи.
  2. Подать заявление на сертификат ЭП и дождаться его одобрения.
  3. Установить программы и сертификат на компьютер.
  4. Заполнить заявление на регистрацию ИП на госуслугах или на сайте ФНС. Подписать его электронной подписью. Такую подпись можно получить бесплатно с помощью мобильного приложения «Госключ».
  5. Дождаться оповещения об успешной регистрации.
  6. При желании перейти на другую систему налогообложения. Это можно сделать из личного кабинета ИП на сайте налоговой, но нужно уложиться в 30 дней с момента регистрации.
Сергей ВеткоРасскажите, для чего еще вы используете квалифицированную электронную подпись?
  • Дмитрий ДюковЯ сегодня читал об этом всём и понял только что, что ПРОЩЕ УМЕРЕТЬ Но слава богу, я самозанятый, хотя и тут есть свои нюансы. Только я разобрался, как платить налог на профессиональную деятельность НОРМАЛЬНО, как встал вопрос - как платить налог с доходов с пейпала? Прочитал справку в приложении Мой Налог и стало ещё хуже2
  • Sergey SsДмитрий, а в чем проблема в платежах с пейпала? в валюте? Вы же в приложение самозанятых сами вбиваете сумму чека на основании которой считается налог. А пришло вам кэшем, пейпалом или на сбербанк-онлайн - налоговой пофиг.1
  • Расул УстархановА электронная подпись которая в личном кабинете налогоплательщика разве нельзя использовать для регистрации ИП?0
  • Дмитрий ДюковSergey, а, то есть всё так просто?0
  • youtube fantasyНа самом деле, всё можно сделать проще. Есть вариант регистрации бизнеса с использованием квалифицированного сертификата ключа проверки ЭП в мобильном приложении IDPoint при котором, во-первых, сертификат подписи для вас будет бесплатным (то есть, при условии открытия счета в Сбербанке, вы сэкономите и на пошлине и на сертификате ключа проверки электронной подписи, а во-вторых, при наличии биометрического загранпаспорта и телефона с NFC на Андроиде, можно вообще не ходить никуда (ни в ФНС ни в УЦ).0
  • Sergey VetkoРасул, нет, это неквалифицированная подпись, ее использовать не получится.0
  • Sergey Vetkoyoutube, а вы сами пробовали использовать IDPoint? Отзывы у них как-то не очень убедительны, да и сама идея получения ЭЦП по биометрическому загранпаспорту и телефону с NFC для меня сомнительна. Ну и "проще" и Сбербанк не слишком сочетается...1
  • Sergey VetkoДмитрий, да не особо и сложно, главное не бояться:). Платить потом налоги и отчитываться правильно - точно не проще.0
  • youtube fantasySergey, Пробовал) Сама идея такого получения сертификата там появилась в рамках эксперимента правительства, в преддверии раздачи всем электронных паспортов - очень актуальная история. Тем более, в проекте изменений в 63-фз как раз такой способ идентификации уже предусмотрен. В сентябре выйдет новая iOS - там, глядишь, и для iPhone поддержат этот механизм. А что касается сбера - процесс заполнения документов на сайте деловой среды мне показался не сложнее, чем на сайте ФНС. А если учесть, что не надо ничего ставить на компьютер (фактически, можно вообще обойтись без компьютера, достаточно смартфона) - то процесс точно проще.0
  • Евгений КарпельДмитрий, главное не намудрите с курсами. Доход для ИП на УСН или НПД считается от _всей_ суммы вместе с комиссией площадки, по курсу ЦБ РФ на день платежа, AFAIR. Именно эту сумму надо вбивать в "Мой налог": полный доход в рублях по курсу ЦБ РФ (не по курсу банка/Paypal!) на день получения денег. Естественно, без НДС. AppStore/Google Play сами его собирают/уплачивают, за UpWork! и прочие подобия - не знаю :(0
  • Евгений КарпельПарфюмер в Сыктывкаре, заворачивайтесь в саван и медленно, чтобы не создавать паники, ползите на кладбище :)0
  • Ника Токаревая делала КЭП для онлайн-кассы, в Краснодаре самое дешевое нашла за 1000 рублей. Устанавливать все самому. И там есть нюанс, что при регистрации ККТ должны условия совпадать с этими сертификатами и прочее. Так вот на Гугл Хром не работает. А в налоговую я ныне, если нужно реально, записываюсь заранее через сайт ФНС, это экономит время, потому что, несмотря на очередь, вызывают тебя по времени ( под возмущенные вопли окружающих - " а почему у нее талон по номеру больше, а она вперед меня? "))).0
  • Игорь ТочилинМожно зарегистрировать ИП дистанционно, без походов по налоговым и банкам?3
  • Елена СидороваИгорь, возможно, если у вас есть доступ в интернет, вы можете воспользоваться дистанционными сервисами регистрации бизнеса, например «Деловая среда»2
  • Игорь ТочилинАлена, И что, даже в банк идти не нужно?? Что для этого нужно сделать?!0
  • Елена СидороваИгорь, если вы являетесь клиентом сбербанка, то не нужно. Просто, можно зарегистрироваться на сайте. Кстати, регистрация там бесплатная, все, что вам нужно, это заполнить форму заявления на регистрацию вашего бизнеса, очень удобно и никуда ходить не надо. Потребуется только оплаты госпошлины.0
  • Anton SergeevichРегистрация ИП подразумевает наличие ЭЦП для ФЛ. Переход на УСН требует ЭЦП ИП. Это разные ключи и ни слова не сказано1
  • Andrey F.Сделали вы ЭЦП для физлиц за 1400, открыли ИП, но для ИП уже нужна другая подпись, в СКБ Контур минимум 3000 плюс токен. А в Тинькофф, где, в рекламе, все для предпринимателей, минимум 5000 в год за ЭЦП. Для ИП без сотрудников с микробизнесом совершенно неоправданные траты. Мое мнение, для ФЛ, ИП без сотрудников, НПД - ЭЦП должна предоставляться государством бесплатно, за счет налогов и взносов, которые растут до бесконечности каждый год.0