Как я училась в языковой школе в Канаде
В 2018 году, когда мне было 16 лет, я одна поехала в Канаду в языковую школу. Обучение в Торонто обошлось в 248 086 ₽. За поездку платили родители.
Я оканчивала десятый класс и понимала, что впереди последнее спокойное лето и его просто необходимо провести с пользой. По рассказам знакомых и блогеров я знала про языковые школы за границей, но казалось, что это не для меня.
Во-первых, я думала, что они стоят каких-то безумных денег вроде миллиона рублей, и, безусловно, не могла бы просить их у родителей на свои хотелки. Во-вторых, я сомневалась, что справлюсь одна, в чужой стране, с плохим английским.
Я пыталась учить английский со второго класса школы и занималась с репетиторами, но язык давался тяжело. Реально двигаться мой уровень начинал только при погружении в англоговорящую среду. Так произошло во время моей поездки от школы в Китай в 2016 году, где я жила в семье по обмену. За месяц вынужденной языковой практики мой английский вырос до нормального А2 — Elementary.
К 2018 году я спокойно читала и смотрела несложные сериалы с субтитрами, но плохо понимала на слух и неправильно строила предложения — соответственно, почти не могла говорить. Я чувствовала рост, только когда погружалась в англоговорящую среду, и хотела это исправить — и сломать языковой барьер, который никак не ломался в России.
Сразу скажу, что мои страхи не оправдались: обучение стоило четверть миллиона, а благодаря грамотной организации я прожила месяц в Торонто самостоятельно.
Статья посвящена учебе в 2018 году, но алгоритм поступления в канадские языковые школы не изменился
В 2023 году Канада выдает визы гражданам России в том числе для обучения, хотя путешественники говорят, что процесс идет медленно, и рекомендуют подавать заявку не меньше чем за полгода до поездки.
Школа ILAC в Торонто, где училась автор статьи, принимает студентов из России. Кроме того, у них открылся онлайн-курс английского языка ILAC Kiss, который можно проходить дистанционно.
Есть несколько ограничений. Прямое авиасообщение между странами закрыто, и прилететь в Канаду можно только с пересадками. Уплатить сервисный сбор и оплатить обучение с помощью российских карт не получится — придется открыть счет в банке другой страны или просить знакомых внести деньги.
В 2018 году, когда Лисана подбирала курс и училась, канадский доллар (CAD) плавал от 47,7 до 48,3 ₽. Чтобы было удобнее, мы рассчитывали траты по курсу 1 CAD = 48 ₽.
31 марта 2023 года 1 CAD = 57,1 ₽. Значит, обучение в Канаде обойдется дороже.
Как я выбирала страну для обучения
Родители не сразу поддержали мое желание поехать учить английский за границу. Их можно понять: я была домашним ребенком, знала язык, мягко говоря, не очень, а тут вдруг собралась поехать одна в другую страну.
Но я смогла подобрать веские аргументы, которые убедили родителей: совершенствование языка, подготовка к ЕГЭ, а также желание в будущем учиться за границей. Родители дали зеленый свет, и мы начали готовиться.
Почти сразу я стала ориентироваться на блог Марины Могилко об обучении за границей. Я часто смотрела ее видео на «Ютубе» и вдохновлялась ею. В итоге мы воспользовались услугами ее агентства LinguaTrip.
Есть и другие агентства, которые предлагают свои услуги по организации языкового путешествия:
Сначала мы решили выбрать страну. Я хотела учить английский в стране носителей, чтобы погрузиться в языковую среду и получить новый учебный опыт.
Моя поездка должна была продлиться максимум месяц. Блогеры, учителя, мои репетиторы и ученики языковых школ, с которыми я общалась, советовали брать курсы от трех недель, потому что за меньшее время мало чему можно научиться.
Под эти критерии подошли программы нескольких стран: Великобритании (Англия, Ирландия), Мальты, США и Канады. По отзывам учеников, классическая Великобритания выходила сильно дорогой. Мальта показалась «несерьезной», больше курортной поездкой. Остались Штаты и Канада. Мы выбрали Канаду, так как в Америку дороже поехать и сложнее получить визу.
Немного смущало, что в Канаде два официальных языка — английский и французский. Но на втором говорит только 20% населения. Консультанты сервиса LinguaTrip успокоили, что это никак не повлияет на мое обучение, потому что все в стране переводится на оба языка.
Когда мы определились, что я поеду в Канаду, стали изучать и сравнивать школы.
Выбор языковой школы
Мы рассматривали только школы в крупных городах. Если уж ехать, то чтобы сразу все посмотреть. Выбор стоял между Ванкувером и Торонто. Я почитала про города и провинции Канады и решила поехать в Торонто: там больше англоговорящих, чем в Ванкувере, да и сам город крупнее, в нем много достопримечательностей, недалеко Ниагарский водопад. Плюс авиабилеты из Москвы дешевле.
Школу выбирала по нескольким критериям: хотелось, чтобы она была большая и известная, находилась в центре города; чтобы мне обеспечили проживание и чтобы на занятиях были подростки, а не дети младше 14 лет.
Мы обратились за помощью к консультанту на сайте LinguaTrip, и нам прислали список подходящих вариантов. В Торонто несколько самых популярных школ:
Программа и расписание языковых школ почти везде мне показались одинаковыми. По крайней мере, когда выбираешь школу в первый раз, разницу уловить сложно. Занятия проходят в игровой форме или в формате семинаров. В неделю от 15—20 до 30—40 уроков английского, последние программы считаются интенсивными.
Различия чаще всего касаются организации, а не учебного процесса. В некоторых школах нельзя учиться людям младше 18 лет, в других, например, нет проживания. Мне же все это было важно.
Одним из важных критериев у тех, кто выбирает языковую школу, обычно выступает процент русскоговорящих учеников. Если цель — погрузиться в языковую среду, то лучше искать школы, где мало людей, которые говорят на твоем языке: так банально меньше соблазн.
Я знаю некоторых учеников из СНГ, которые сильно расстраивались, что в их группу добавили нового русскоговорящего, и даже просили перевести их в другую, чтобы не сталкиваться с родным языком. Конечно, если на протяжении всего обучения в школе совсем не говорить по-русски и общаться исключительно на английском, подтянуть язык удастся намного лучше.
Есть и те, кому, наоборот, больше хочется тусоваться за границей в компании соотечественников, но на результат обучения это тоже повлияет. Для меня процент русскоговорящих учеников был не очень важен. Но было бы страшно и тяжело, если бы в школе совсем никто не говорил по-русски.
Мой выбор пал на крупную школу ILAC. Она подошла по всем критериям и устроила по цене, а также заманила обещанием «интенсивного курса» — 37 уроков в неделю.
- 94 680 ₽
За три недели курса «ILAC Toronto для подростков» с проживанием и трансфером в обе стороны из аэропорта, сбором школы и предоставлением необходимой документации мы заплатили 1972,5 CAD (94 680 ₽). Еще 150 СAD (7200 ₽) я заплатила на сайте LinguaTrip как предоплату для бронирования курса.
С предоплатой был нюанс. Консульство Канады требует полностью оплатить курс еще до получения визы. Без полной оплаты школа не сможет написать письмо-приглашение, необходимое для подачи на визу. Если бы мне не выдали визу, деньги бы вернули за вычетом предоплаты.
Когда мы определились со школой, решили посмотреть, сколько стоит купить курс напрямую в ILAC. К нашему удивлению, это оказалось дороже, чем через посредника даже с учетом оплаты его услуг — предполагаю, из-за каких-то внутренних договоренностей школы с агентством.
Как только мы забронировали школу, агентство назначило мне менеджера, который берет на себя все общение со школой и подготовку необходимой документации. Менеджер на русском объясняла, какие данные от нас требуются, и отправляла образцы документов. Это сэкономило много времени и нервов.
Языковой курс стартует каждый понедельник. Мои поиски школы длились с апреля по май, а учебный курс длился с 9 по 27 июля.
Где жить во время обучения
При бронировании у меня был только вариант проживания в приемной семье, homestayer. Но мама как раз хотела, чтобы за мной присматривали, так что это всех устроило. Проживание было включено в стоимость курса, поэтому отдельно за него я не платила. О том, каким был мой опыт жизни в приемной семье, подробно расскажу позже.
На сайте LinguaTrip написано, что принимающие семьи ILAC Торонто проходят тщательный отбор, чтобы соответствовать ожиданиям студентов. Семьи могут быть с разным этническим происхождением, в каждой живут двое или больше студентов.
Сейчас в моей школе появилось еще несколько вариантов проживания:
- комната в студенческом кампусе — можно выбрать отдельную или общую ванную;
- апартаменты — обычные или премиум-класса;
- комната в отеле или жилом пространстве с фитнес-клубом, игровым лаунджем и трехразовым питанием.
Как я получила учебную визу в Канаду
Мне нужна была виза временного резидента, которая разрешает учиться на коротких курсах. Для нее в числе прочих документов требуется приглашение от школы.
Вначале визу мы планировали получать самостоятельно, чтобы сэкономить. Я прочитала, что это нетрудная процедура. Необходимо:
- собрать документы;
- заполнить форму на сайте правительства Канады;
- загрузить туда сканы документов и фотографии;
- уплатить визовый сбор.
Но в нашем случае все пошло не по плану: школа долго не могла прислать письмо-приглашение. До начала курса оставалось меньше месяца, а у меня еще не было визы.
Средний срок рассмотрения заявлений на получение визы в консульстве Канады в Москве составляет 15—20 рабочих дней. Плюс нужно заложить время на вклейку визы в паспорт. Забегая вперед, скажу, что мою мне вклеили за шесть дней.
Мы обсудили ситуацию с родителями и снова обратились к LinguaTrip за услугой помощи с получением визы. Нам дали визового менеджера, и процесс сильно упростился. Все равно было страшно, что не успеем получить визу, и в какой-то момент уже думали переносить даты курса, но все сложилось хорошо.
Я отправила для визы:
- Цветную фотографию на белом фоне.
- Действующий загранпаспорт и старые паспорта за пять лет.
- Анкету.
- Выписку со счета банка, на котором есть сумма в расчете 2500—3000 CAD на месяц — это стоимость обучения, билетов, проживания и карманные расходы. Мою поездку оплачивали родители, а значит, нужны были спонсорское письмо, выписка со счета спонсора и копия паспорта. Еще можно приложить копию свидетельства о собственности — на квартиру, машину, земельный участок.
- Справку с работы с указанием дохода — в моем случае справки брали родители.
- Письмо из учебного заведения с подтверждением статуса учащегося. Еще я писала мотивационное письмо и прикладывала к нему грамоты и дипломы — это не обязательно, но менеджер сказала, что это может пойти на пользу.
- Аттестат из последнего учебного заведения, где училась.
- Нотариально заверенное заявление на опекунство для несовершеннолетнего, который приезжает без сопровождения взрослых. Опекуна предоставляет школа, канадский нотариус оформляет согласие, а затем его отправляют родителям ребенка. Они, в свою очередь, тоже заполняют этот документ, но в своей стране. Нам помогала оформить этот документ менеджер.
- Подтверждение об уплате визового сбора.
Моя виза временного резидента стоила 100 СAD. Если бы мое обучение длилось дольше полугода, пришлось бы обращаться за разрешением на обучение — оно стоит уже 150 CAD, но тогда не нужно было бы оплачивать и оформлять гостевую визу.
Все документы мы в экстренном порядке собрали за четыре дня. Отсканировали и отправили по почте агентству, они сами перевели их на английский язык и подали в консульство. Решили заранее отправить заграничный паспорт в визовый центр — делали это через курьера из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург, там находился офис и мой визовый менеджер. Сейчас консульство Канады в Санкт-Петербурге закрыто.
23 июня мой паспорт уже был в визовом центре. 29 июня одобрили визу. 3 июля мне вернули загранпаспорт уже с вклеенной канадской визой. Ура! Едем в Канаду!
Расходы на визу — 14 041 ₽
Услуги агентства | 105 USD (6538 ₽) |
Визовый сбор | 100 CAD (4803 ₽) |
Сбор за вклейку визы | 1700 ₽ |
Курьерская доставка паспорта из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург | 1000 ₽ |
Расходы на визу — 14 041 ₽
Услуги агентства | 105 USD (6538 ₽) |
Визовый сбор | 100 CAD (4803 ₽) |
Сбор за вклейку визы | 1700 ₽ |
Курьерская доставка паспорта из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург | 1000 ₽ |
Кажется, что вышло дорого, но, по моей оценке, срочный перевод всех документов на английский язык и заверение у нотариуса стоили бы примерно так же, как услуги агентства. Кроме того, отсутствие волнения, что мы не успеем попасть в Канаду вовремя, все окупило.
Стоимость нотариального перевода зависит от сроков и типа документов. Редактор Т—Ж обратилась в несколько контор, и в среднем нотариальный перевод одного документа стоит 1200 ₽.
Билеты в Торонто и обратно
Билеты мы не покупали до момента получения визы, потому что в случае отказа деньги за них никто бы не вернул. Мы сами нашли на агрегаторах рейсы на нужные даты, выбрали относительно удобные и недорогие. Билет из Москвы в Торонто через Мюнхен стоил 36 078 ₽, а обратно, с пересадкой в Вене, — 36 079 ₽, итого вышло 72 157 ₽.
Несмотря на то что я летала далеко не первый раз и уже путешествовала одна в Китай, все равно паниковала. Когда мы покупали билеты, «Люфтганза» предложила оформить детское сопровождение.
Сопровождение — это очень удобно. Мне вручили опознавательную «детскую папку» для документов, и работники аэропортов передавали меня из рук в руки. На пересадке в Германии меня встретила русскоговорящая девушка и провела через весь огромный аэропорт в детскую комнату ожидания. За 40 минут до рейса меня забрали и посадили в самолет без очереди.
Как я жила в принимающей семье
До вылета я заполняла анкету по принимающей семье: возможно ли проживание с детьми или питомцами, есть ли аллергия. Я люблю и животных, и детей, так что ответила положительно. Я вегетарианка и указала, что не ем мясо, но хост об этом не предупредили.
Адрес проживания и контакты семьи я получила только за два дня до вылета в Канаду. Дом располагался в районе North York — местные называют его русским. Я сразу отправила электронное письмо, в котором написала, когда приеду, рассказала о себе и приложила пару фотографий себя и моей семьи. Но письмо попало в спам, и хост нашел его уже после того, как я приехала.
Когда я приехала, то сильно удивилась — моей семьей оказалась Антонелла, женщина лет 45. Животных у нее не было. Мне быстро показали дом и оставили отдыхать.
Вместе со мной в приемной семье жила бразильянка Ана, она приехала на два дня раньше и училась в другой школе. Через два дня у нас появилась новая соседка — Патрисия из Германии.
Мы быстро подружились с девочками и старались общаться на английском как могли — излагать мысли любым способом, даже корявым. Когда было совсем трудно, пользовались переводчиком или переписывались в «Вотсапе».
Условия. Спала я в отдельной комнате, что хорошо, но на диване, который не раскладывался и был меньше меня. Это было неудобно, и я спала с подогнутыми ногами. Патрисии, которая приехала позже меня, повезло еще меньше: она тоже спала на диване, но в гостиной, где просто не было дверей. Больше всех повезло Ане: у нее была своя большая комната с двуспальной кроватью. Последние дни перед отъездом я спала у нее.
Душ был один на нас троих — у хозяйки была личная ванная. Я знала, что в Канаде очень экономно относятся к воде, поэтому старалась мыться быстро, но у меня длинные волосы — чтобы все промыть, надо минут 20. Я старалась укладываться быстрее, но после 10 минут в душе нам начинали стучать в дверь и сильно ругаться.
Еда. Мне повезло, и Антонелла сама редко ела мясо. Поэтому она почти всегда готовила либо без него, либо отдельно, и тогда я могла есть гарнир.
По условиям хост обеспечивает питание три раза в день. Мы договорились, что завтракают все сами, так как уходят в разное время. Обед всегда приготовлен и лежит в холодильнике, а ужин готовили по очереди — то Антонелла, то мы, то вовсе ужинали раздельно.
Если мы хотели пропустить ужин, надо было заранее предупредить хост. Как-то раз мы с девочками решили после школы пойти в кафе и написали Антонелле в обед, что не придем на ужин. Вечером она с нами не разговаривала, потому что уже планировала приготовить еду.
В другой раз на меня накричали за то, что я съела свою же конфету до того, как мы сели за стол. Мне сказали, что я веду себя как ребенок. Такое отношение немного удивляло и казалось странным, но мы старались не ругаться.
Минусы хоста. Хосты часто берут больше постояльцев, чем позволяют их условия. Уже в школе я общалась с другими учениками, которые жили в хостах, где было по десять человек или где приемная семья вообще не общалась со студентом, и поняла, что у меня еще все супер.
В некоторых хостах могут попросить дополнительно заплатить за вайфай. По правилам таких скрытых плат не должно быть, и на них можно пожаловаться школе.
Дорога. Школа прислала небольшую памятку с адресом хоста и маршрутом до школы. Там говорилось, что от дома до школы добираться 45 минут, но в реальности путь занимал примерно полтора часа.
Дорога до школы выглядела так: дойти до остановки и сесть на автобус до центра района, пересесть на другой автобус и доехать до метро, на метро — до ближайшей станции к школе, а потом 15 минут пешком до школы.
На все виды транспорта действует один проездной на неделю. Он стоит 43,75 CAD (2100 ₽), его можно купить на любой железнодорожной станции или станции метро — Антонелла отвезла меня туда в первый же вечер. Для сравнения: студенческий проездной на месяц в Нижнем Новгороде стоит 700 ₽. В первые дни я переводила все суммы на рубли и ужасалась, потом пыталась избавиться от этой привычки.
Когда на следующей неделе я уже сама пошла с подругой покупать себе проездной, узнала, что есть студенческий тариф. Такой проездной стоит 34,75 CAD (1688 ₽) в неделю.
В первый день добиралась дольше всего. Спрашивала каждого второго прохожего, туда ли я еду. Если раньше поговорить с незнакомцем на английском языке было большой проблемой, то после первого дня в Канаде она исчезла. Уверенности в своем английском, когда я впервые добралась до дома самостоятельно и опросила по дороге еще человек десять, стало намного больше.
Как было устроено обучение в языковой школе
Школа находится почти в центре Торонто, в высотном здании. Учащихся разбивают на группы, которые формируют по уровню владения английским. В самом начале я сдала тест, который показал мой уровень, но были и промежуточные тесты. Если бы результат сильно изменился, меня бы перевели в другую группу.
По утрам проходят разговорные семинары, днем идут основные уроки. По вечерам можно ходить на дополнительные занятия, чтобы подтянуть пробелы, — например, я ходила на факультатив по говорению.
Семинары. Каждое утро с 09:45 у нас проходил семинар, на котором мы общались, играли, проходили викторины и интерактивы. Посещать семинары можно было по желанию, но мне они очень понравились.
Так как у меня средний уровень языка, а на семинары ходили с любым уровнем, было трудно. На первом семинаре воспринимала примерно 30% устной речи и в основном только догадывалась о происходящем. Но к концу курса заметила, что понимаю почти все, что говорит преподаватель. Помню, как обрадовалась.
Именно на семинарах я узнала о викторинах в формате kahoot, до сих пор считаю, что это суперклассная идея для обучения. Во время такого интерактива все подключаются со своих мобильных устройств к платформе, где проводится викторина. Вопросы и варианты ответов выводятся на большой экран, а каждый выбирает ответ на своем смартфоне. На ответ дается 30 секунд. После вопроса показывается правильный ответ и высчитывается общий рейтинг. Это очень весело и заставляет мозг быстро работать, чтобы одновременно понимать вопрос и выбирать верный ответ.
Мы учились писать резюме и изучали правила устройства на работу в Торонто, смотрели отрывки фильмов и сериалов, переводили и обсуждали бытовые ситуации. Придумывали проекты. Однажды я была в группе с ребятами из Казахстана и Бразилии, и нам надо было сделать герб нашей команды, тогда мы совместили в одном рисунке все наши флаги. Все задания направлены на коммуникацию и сплочение, чтобы мы больше взаимодействовали друг с другом.
У нас был преподаватель Эндрю, который каждый семинар посвящал определенной теме и устраивал дебаты. Было очень интересно, хотя я редко принимала активное участие: все еще было неловко говорить. Но я сразу обратила внимание, насколько круто знают английский ребята из СНГ и что наш акцент хоть и слышен, не так сильно мешает восприятию речи, как, например, китайский.
Для меня семинары были полезны: там можно было непринужденно познакомиться с другими ребятами, пообщаться, попрактиковать язык, поиграть, узнать что-то новое и просто хорошо провести время.
Основные занятия. Основные уроки проходили с 14:00 до 17:45. Группы сформировали по итогам теста на знание языка. В моей было 15 человек, среди них четверо, включая меня, говорили на русском.
Каждую неделю состав группы менялся, потому что кто-то уезжал или приезжал. Некоторые одногруппники пропускали занятия — школой это не приветствуется, но санкций не предусмотрено.
Для занятий нас заставили купить учебник за 59 CAD (2832 ₽). Об этом не предупреждали, потому было не очень приятно, тем более что после Канады я им не пользовалась. Но без учебника учителя ругались, потому что иначе им приходилось делать распечатки упражнений.
Уже потом я узнала лайфхак: можно перекупить дешевле учебник у студентов, которые уезжают на этой неделе.
Уроки сильно отличались от привычных занятий в школе и проходили в интерактивной форме. На первом таком занятии мы познакомились с нашим преподавателем — Гуршаном Браром, я от него до сих пор в восторге. Он познакомил нас друг с другом с помощью игр и дал каждому слово, так что мы быстро сплотились и преодолели смущение.
В начале урока мы немного общались, а затем проходили тему: читали правила и теорию, разбирали ее и выполняли задания из учебника. Закрепляли новый материал на практике, играя или общаясь на заданную тему. Часто рассказывали о своих странах. Занятия были интенсивные, за одно мы успевали пройти сразу несколько тем и поиграть в несколько игр. Примерно 20 минут уделяли повторению. Благодаря этому многие темы, которые мы разбирали в ILAC, остались со мной до сих пор.
Очень понравилось, что на занятиях был задействован каждый ученик и было много говорения. В первые дни мне было трудно понимать происходящее, но уже на третий день я стала догадываться по контексту и воспринимать на слух 95% речи учителя и одногруппников. Преподаватели менялись каждые две недели, но они все были очень увлеченные и вдохновляющие.
Важно: на занятиях нельзя говорить на родном языке и пользоваться телефоном. Если такое происходит, урок останавливали. Сначала было трудновато к этому привыкнуть, но это очень круто заставляло работать голову и помогало не отвлекаться.
Дополнительные занятия. По пятницам не было семинаров в библиотеке, вместо основных уроков были элективы — дополнительные занятия. Элективы к посещению рекомендовали преподаватели, они отмечали по итогам уроков, что стоит улучшить. Посещать их можно было по желанию, чтобы поднять какой-то навык. Так я попала на два электива по говорению и произношению.
Это очень эффективно, потому что весь электив посвящен одному конкретному навыку. На них ходит меньше учеников, чем на основные занятия, и, соответственно, больше времени остается на практику. Кроме того, на элективах стараются, чтобы в группе было меньше говорящих на одном языке. На своих занятиях я была единственной русскоговорящей.
Домашнее задание. Каждый день задавали домашнее задание, оно было большим, но полезным. Обычно требовалось повторить пройденное на уроке и сделать упражнения по учебнику, выучить новые слова или изучить теорию следующей темы. Все направлено либо на закрепление материала, либо на разбор того, на что не хватило времени на уроке.
Чаще всего я делала домашку в перерыве между семинаром и уроками. Перед сном, если оставались силы, старалась перечитать записи за день, чтобы на следующем уроке лучше понимать и помнить пройденное.
После школы я часто общалась и с Айымжан. Мы пытались разговаривать с ней на английском, но это было тщетно. Очень сложно заставить себя думать на английском, когда ты знаешь, что тебя поймут на русском. Мне было труднее, потому что Айымжан знала язык лучше. Поэтому мы смирились и продолжили говорить на русском. Конечно, это было не очень полезно с точки зрения языковой практики, но меня очень поддерживало наше общение.
Школа также проводила мероприятия для студентов — что-то вроде вечеринок после учебы, чтобы студенты общались друг с другом. Вечеринки были тематические, они проходили несколько раз в неделю, приглашения вывешивали в фойе. Я на них не ходила, потому что не заинтересована в таком формате.
Тестирование. Первый тест сдаешь в первый день обучения. В нем было 60 вопросов, в основном на Reading and Use of English. На него дается всего 30 минут. Похожий можно бесплатно пройти на официальном сайте ILAC — Self-Assessment Level Test.
По результатам теста студентов разбивают на группы по уровню английского. Уровни с 1 по 9 — это General English, общий английский, с 10 по 17 — Advanced Course, продвинутый курс.
На мой взгляд, деление на уровни довольно условное. На основе теста нельзя сказать о владении языком: многие навыки даже не проверяли — например, то же самое говорение.
Я ненавижу тесты по английскому языку и очень их боюсь, поэтому заранее расстроилась. Нас посадили за несколько круглых столов, раздали материалы от школы, дали наклейки с именами и познакомили друг с другом. Меня очень удивило, что никто не пытается списать, не шепчется и не переглядывается. Я писала сама, потому что мне было интересно узнать свой уровень.
Вечером на почту пришло письмо с расписанием на следующий день. Тест я написала не так плохо, как ожидала, и меня это приободрило. Мой уровень определили как Advanced — 12-й уровень.
Каждые две недели в школе пишут кембриджский тест. Он нужен, чтобы понять, изменился ли уровень студента и надо ли его перевести в группу сложнее или, наоборот, полегче.
Экзамен сложный, состоит из четырех частей:
- Reading and Use of English — чтение и использование английского (грамматические конструкции и словарный запас).
- Writing — письмо.
- Listening — аудирование.
- Speaking — говорение.
Я попала на это тестирование два раза, результат был примерно одинаковый, и мне никуда переводиться не надо было. Было жалко тратить полтора часа на экзамен, потому что мне важнее практика, чем сертификаты.
В конце учебы я получила сертификат об окончании курса в ILAC. Школа сотрудничает с 70 колледжами и университетами, и ее студенты после курса могут поступить в вуз-партнер без вступительных экзаменов или языкового тестирования.
Некоторые ребята, которые учились со мной, потом поступили в колледжи в Канаде, так что им этот сертификат оказался полезен. Мне самой он пока не очень пригодился, но я использовала его в своем портфолио при поступлении в вуз. Обучение в языковой школе за границей везде, где я это упоминала, воспринималось как большой плюс.
По итогам курса у меня улучшилось говорение и аудирование. Письменные навыки почти не изменились, поскольку им мало уделяли внимания на занятиях. Значительно увеличился словарный запас, специфические слова, которые использовались в школе ежедневно, намертво засели в голове.
Я стала намного увереннее использовать английский язык. В последние дни в школе замечала, что меньше думаю на русском. Начинала отвечать, даже не переводя с английского, — это очень крутое ощущение.
Как я отдыхала в Торонто
Вечером и в выходные я старалась посетить достопримечательности. Вот где я была:
- CN Tower. Знаменитая телебашня Канады высотой 533 м. Можно панорамно посмотреть на Торонто. Входной билет — 47 CAD (2256 ₽).
- Ripley’s Aquarium. Технически аквариум очень хорошо оснащен, интересно посмотреть на многочисленных морских обитателей, можно весело провести время. Входной билет — 39,55 CAD (1898,4 ₽).
- Casa Loma. Неоготический замок, построенный в начале 20 века. Входной билет — 25 CAD (1200 ₽).
- Ниагарский водопад. Покупала экскурсию через школу за 60 CAD (2880 ₽). Экскурсия длилась весь день, нас привезли и увезли на автобусе и покатали на корабле под брызгами. Очень впечатлили масштабы водопада.
Кроме того, мы с соседками ходили гулять в национальные парки, большие торговые центры с местными магазинчиками. Один раз ездили купаться на пляж, а еще попали на несколько фестивалей в округе.
Кафе. Завтракала я всегда дома, но на обед или ужин ходила с друзьями в кафе. Не скажу, что попробовала что-то выдающееся в Канаде: мы ели фастфуд, ходили в пиццерии и японские кафе с роллами. Я облюбовала только кофейни около школы — Starbucks и канадский Tim Hortons. Там я часто брала кофе с десертом перед занятиями.
В супермаркетах в основном покупала только снеки, чтобы попробовать: чипсы, мороженое, печенье Pop Tarts. Продукты покупать было не нужно — ими обеспечивала принимающая семья. Максимум я могла купить лапшу быстрого приготовления.
Сувениры. Я люблю покупать подарки, поэтому покупала их много и где придется. Привезла разную продукцию с изображением канадского флага, плюшевые символы Канады — бобра и лося. Кленовый сироп, футболки местного бренда Roots и многое другое. У моего брата тогда приближалась свадьба, и я купила много подарков. Всего на сувениры и покупки потратила 447,79 CAD (21 494 ₽).
Еще хотела привезти родителям в подарок фирменное канадское «ледяное вино», но Антонелла отказалась мне его покупать: его могли забрать на границе из-за того, что я несовершеннолетняя.
Другие расходы
Связь. В первый учебный день в школу пришли представители компаний, которые подключали мобильную связь студентам ILAC по специальной цене. Я решила купить местную симку с интернетом, чтобы не приходилось везде ловить вайфай.
За симку я отдала 56,5 CAD (2712 ₽) и 14,68 CAD (705 ₽) за подключение, это дешевле, чем покупать в обычных магазинах без посредничества школы.
Моя симкарта не заработала. Продавец поменял ее, но это не помогло. Вернуть симку было нельзя, и мне посоветовали сходить в сервисный центр Apple. Я сходила, но даже после диагностики ничего не изменилось. Оказалось, что мой iPhone 8 из Америки, а некоторые модели оттуда несовместимы с сотовыми операторами Канады. Так я осталась без связи и узнала такой интересный факт, имейте в виду!
Крупные операторы в Канаде:
Страховка. В один из первых дней школа прислала письмо на почту с просьбой срочно сделать страховку. Я думала, что она у меня есть, так как она обязательна при поступлении в школу. Написала своему менеджеру от LinguaTrip, и они прислали сервис для выбора страховки, оформила онлайн. Она обошлась мне в 2315 ₽.
Мелкие траты. Иногда тратила деньги на всякую мелочь вроде необычного мороженого. Однажды даже сходила на маникюр.
Родители дали с собой 10 000 ₽ наличкой, я обменяла рубли в банке в Торонто. Остальное мне частями отправляли на молодежную карту Сбербанка. Не знаю, насколько выгодной была конверсия рубля к канадскому доллару, но я расплачивалась картой, потому что так не приходилось общаться с продавцами и уточнять, сколько я должна денег. И не нужно было носить с собой наличку.
Потратила на трехнедельное обучение в Канаде 248 086 ₽
Курс обучения в школе ILAC на три недели | 2122,5 CAD (101 880 ₽) |
Повседневные расходы в Торонто | 1201,95 CAD (57 694 ₽) |
Билеты на самолет | 72 157 ₽ |
Оформление визы через агентство | 14 040 ₽ |
Страховка | 2315 ₽ |
Потратила на трехнедельное обучение в Канаде 248 086 ₽
Курс обучения в школе ILAC на три недели | 2122,5 CAD (101 880 ₽) |
Повседневные расходы в Торонто | 1201,95 CAD (57 694 ₽) |
Билеты на самолет | 72 157 ₽ |
Оформление визы через агентство | 14 040 ₽ |
Страховка | 2315 ₽ |
Итоги
Мое путешествие уложилось в 250 тысяч рублей. Можно было бы немного сэкономить на сувенирах или кафе, но в остальном родители контролировали мои покупки, и я старалась не покупать чего-то лишнего.
Перед поездкой я рассматривала возможность поступать в вуз в Канаде. Но я не влюбилась в эту страну и после курса поняла, что не хочу переезжать туда на учебу. Меня не вдохновила атмосфера и ритм Торонто, все было очень чужим. Оказалось, что мне непросто быть так далеко от семьи. А еще после курса я поняла, что не потянула бы полное обучение на английском языке, тем более при получении высшего образования.
Но свою задачу — улучшить мой уровень английского — курс выполнил. Мой языковой барьер тогда точно сломался. К концу курса я правда начала думать на английском. Стало в несколько раз легче говорить, я перестала стесняться своего произношения и ошибок. Для моего английского это был прорыв, моя лексика сильно пополнилась, и даже сейчас я чувствую, что мой язык сильно поддерживается канадским опытом.
Мне кажется, что даже с репетиторами я бы не смогла добиться такого прогресса. В Канаде я испытывала стресс оттого, что, если не говорить на английском, меня никто не поймет. Именно это больше всего мотивировало учить и пытаться говорить на иностранном языке.
Несмотря на то что курс сильно помог мне в общем английском, он, безусловно, не мог натаскать меня на специфику формата ЕГЭ. Через год я неплохо сдала экзамен — на 75 баллов, хотя до Канады сильно сомневалась, что пройду минимальный порог. По говорению у меня был максимальный балл. Не могу сказать, что это заслуга исключительно языковой школы, — после ILAC я готовилась к экзамену с репетиторами, — но она точно внесла большой вклад.
Я поступила в московский РАНХиГС на бюджет и учусь на факультете деловой журналистики. Иностранный язык не требовался для поступления, но в вузе два года был предмет «английский для деловых журналистов», на котором мы углублялись в узкие темы и не затрагивали основы. Мне было легче ориентироваться, уже имея сильную базу. Я спокойно говорю на английском, это замечают и преподаватели, и одногруппники. Грамматика и письмо все еще вызывают затруднения, но я могу общаться, а это для меня главное.
В моей повседневной жизни английский полезен для поиска информации на зарубежных сайтах и в быту, а еще по настроению я смотрю сериалы в оригинале. В будущем рассматриваю возможность поступить в магистратуру за границу, и мне кажется это посильным.
Сейчас я рада, что воспользовалась услугами агентства, потому что это сделало организацию поездки проще. Кроме того, я увидела Канаду, хоть и скромную ее часть — это большой опыт и яркие впечатления. В Торонто я нашла много новых друзей, с которыми общаюсь до сих пор. Наконец, это дало мне мотивацию не бездумно учить английский для галочки, а полюбить его и использовать.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie