Как и чем торгуют на маркетплейсах в 2024 году: иссле­дование T⁠-⁠Data

3
Аватар автора

Дмитрий Кузьмин

выходит на маркетплейсы

Страница автора

Конкуренция среди продавцов на маркетплейсах огромная, многие новички ее не выдерживают: судя по исследованию T-Data, из начавших торговлю в 2021 году осталась всего треть продавцов, а из пришедших в 2022 продолжают работу 42%.

Рассказываем, у каких селлеров самый высокий доход, в каких регионах маркетплейсами стали пользоваться чаще, за какие категории товаров площадки берут самые высокие комиссии и с какими барьерами сталкиваются продавцы.

Количество продавцов растет

Ежемесячно на площадки выходят по 15 000—20 000 новых продавцов. Во втором квартале 2024 число селлеров в целом выросло на 22% по сравнению со вторым кварталом прошлого года. При этом темпы снизились: если в 2023 прирост селлеров составил 46%, то в 2024 — 30%

Продавцы выбирают Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет»

Среди шести универсальных маркетплейсов больше всего продавцов на Wildberries — 53% от рынка. Это на 4% больше, чем в 2023. Ozon потерял 6%, доля упала до 30%. Топ-3 замыкает «Яндекс Маркет» — у него 14%

Для старта многие выбирают Wildberries

62% новых селлеров начинали с Wildberries. Лидер прошлого года Ozon потерял интерес новичков: 27% в 2024 против 43% в 2023. В 2024 «Яндекс Маркет» в качестве первой площадки выбрали 9% селлеров. В 2023 — 10%

Продавцы постепенно уходят с маркетплейсов

Среди тех, кто зарегистрировался на площадках в 2020 году, продолжает торговать только каждый второй. Из начавших в 2021 осталась треть продавцов, из пришедших в 2022 — 42%, в 2023 — 70—80%

Большинство торгуют на одной площадке

78% продавцов работают только на одном маркетплейсе. На их долю приходится примерно половина оборота всех селлеров. Если говорить о продавцах с оборотом больше 2 млн рублей, то половина из них торгует на двух и более площадках одновременно. При этом подключение к новому маркетплейсу увеличивает доход в среднем в 2—3 раза

Покупатели на разных маркетплейсах не пересекаются

У Ozon и Wildberries покупатели пересекаются только на 55% — если вы торгуете на одной площадке, теряете внушительную часть аудитории. Клиенты выбирают конкретный маркетплейс не только из-за товаров, но и из-за близости ПВЗ к дому, работе или другим типичным локациям. Возможно, есть смысл торговать хотя бы на двух крупных площадках

Комиссии доходят до 53%

В марте 2024 года самые высокие комиссии были у Ozon — 53% за книги, 39% за галантерею, 37% за продукты и обувь. У Wildberries самая высокая комиссия в марте — 40% на головные уборы и аксессуары для обуви. Чуть меньше нужно было платить за продажу бытовой химии, аксессуаров для волос и обуви

Продажи быстрее растут в регионах

Обороты площадок за первые шесть месяцев 2024 года больше всего выросли в Омске — рост составил 62% по сравнению с первой половиной 2023. В топе Красноярск — 56%, Челябинск — 56%, а также Новосибирск — 53%. Самый низкий рост в Москве — 29%

Все о бизнесе — в нашей рассылке⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠

Раз в две недели мы отправляем рассылку, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер

Еще про бизнес на маркетплейсах:

Дмитрий КузьминЧто вам больше всего не нравится в современных маркетплейсах?
  • Ноунейм Ноунеймович НоунеймовЧем-даже не читая статью-всякой ерундой в большинстве своем.1
  • ASМаркетплейсы получают прибыль за счёт статистического преимущества, которое площадка имеет перед поставщиком. Такое преимущество варьируется от продажи к продаже. Процент дохода с каждой продажи всегда положительный. Чем больше продаж, тем выше доход маркетплейса, вне зависимости от того, кто и сколько продал. И для каждой категории платформа определяет усреднённый процент получаемых денег в секторе - то что оставляет себе.1
  • Александр КапустинМне больше всего не нравится в маркетплейсах: 1) осознанная торговля подделками. Отсутствие борьбы с ними (борьба только на словах) 2) сложности с гарантией. На кого подавать в суд при отказе в гарантии? Читал истории, когда маркетплейс скрывал истинное наименование продавца, а в карточке продавца была ложная информация. Для меня маркетплейс - это место для покупки дешевой мелочевки. Например, покупал недавно память для компа: на маркетплейсе были предложения дешевле процентов на 15. Но я купил в реальном магазине, ибо гарантия. Что нужно для появления доверия к маркетплейсам: ответственность маркетплейса по гарантии на товар. То есть если продавец отмораживается, то маркетплейс должен взять ответственность на себя перед покупателем, ну а дальше уже сам судиться с нечестным продавцом. А пока не так, маркетплейсы - унылая помойка для покупки дешевой мелочевки, да и то если она стоит дешевле чем в магазине.0