Что делать, если из гардероба ресторана украли шубу?
Пришли с мужем в ресторан, оставили вещи в гардеробе. Когда собрались уходить, выяснилось, что моя шуба пропала. Гардеробщика нет — просто вешалки, куда посетители сами вешают и забирают вещи. Администрация кивает на объявление, что ресторан за оставленные вещи ответственности не несет.
Это действительно так? Получается, я оставляю дорогую вещь и никто не гарантирует ее сохранность? Или все-таки можно что-то сделать?
Заведения общепита отвечают за вещи, которые оставляют посетители. И табличка с надписью об обратном этого не отменяет. Расскажу подробнее.
Что об ответственности ресторана за вещи посетителей говорит закон
Если в заведении есть места для хранения верхней одежды, головных уборов и зонтов, значит, гостям предлагают оферту — возможность воспользоваться услугой безвозмездного хранения вещей на время посещения ресторана.
И если человек оставляет свои вещи в отведенном для этого месте — например, верхнюю одежду на вешалке, — он принимает предложенную услугу. С этого момента ресторан в ответе за повреждение или утрату вещей посетителя. При этом неважно, хранение платное или бесплатное .
Принимая верхнюю одежду, ресторан заключает с вами безвозмездный договор хранения вещей и, как хранитель, отвечает за них. Заведение не вправе просто отказаться от установленной законом ответственности, поэтому объявления вроде «За оставленные в гардеробе вещи администрация ответственности не несет» работать не будут.
Что делать, если в ресторане пропали вещи
Обратитесь в полицию. Если кто-то незаконно завладел вашей вещью, это преступление . Максимальная санкция — 5 лет лишения свободы.
Вам надо было позвонить по номеру 112, дождаться сотрудников полиции и подать заявление о краже. В нем — описать обстоятельства случившегося. Например: «Я пришла в ресторан в такое-то время, оставила такую-то вещь там-то, а когда в такое-то время собралась уходить, обнаружила пропажу».
Иногда полицейские требуют доказать, что похищенные вещи принадлежали заявителю. Например, просят чеки или имена свидетелей, которые могут подтвердить покупку. Но вы не обязаны предъявлять такие доказательства — достаточно того, что вы подписываетесь под заявлением о том, что знаете об уголовной ответственности за ложный донос. Если полицейские будут настаивать, предложите вынести отказ в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия чеков и скажите, что обжалуете это.
После подачи заявления надо:
- Получить в дежурной части талон-уведомление — его должны выдать сразу после приема заявления.
- Взять у следователя постановление о возбуждении уголовного дела.
Эти документы подтвердят факт кражи, если придется судиться с рестораном.
Ответственность заведения за пропавшую при безвозмездном хранении вещь — компенсация ее стоимости .
Напишите претензию и направьте ресторану, чтобы получить компенсацию. Можете воспользоваться нашим образцом. Укажите, какие вещи пропали, и потребуйте компенсацию.
К претензии стоит приложить:
- Документы, подтверждающие получение услуги общественного питания, например чек или выписку с банковского счета.
- Талон-уведомление и постановление о возбуждении уголовного дела.
- Подтверждение стоимости пропавшего — подойдет чек или выписка о транзакции из банка. Если вещь куплена за наличные или так давно, что чеки не сохранились, можно сделать распечатки страниц интернет-магазинов, где будет видна стоимость аналогичных вещей. Только стоит учесть износ: сумма убытка, которую вы намерены потребовать, должна быть соразмерна «пробегу» вещи.
Можно отправить претензию заказным письмом — обычным или электронным через сервис Почты России, чтобы отследить доставку. Или отнести лично — передать администратору ресторана два экземпляра и попросить поставить на одном из них подпись о получении и дату.
Дальше нужно подождать 10 дней — за это время заведение обязано согласиться или отказаться исполнить ваши требования .
Обратитесь в суд, если по истечении 10 дней заведение не согласится возмещать убытки или не ответит на претензию. Там можно дополнительно потребовать:
- Неустойку — 3% за каждый день просрочки, но не больше стоимости пропавших вещей .
- Компенсацию морального вреда.
- Штраф за то, что ресторан не выполнил требования добровольно, — 50% от присужденной суммы.
Неустойку считают по формуле: Сумма долга × Количество дней просрочки × 3%.
Например, 15 ноября посетитель потребовал возместить стоимость пропавшей шубы — 43 000 ₽. Ресторан не выполнил требование, и 1 декабря посетитель подал иск в суд. Неустойка: 43 000 ₽ × 6 дней × 3% = 7740 ₽.
Сначала экземпляр иска нужно направить почтой в ресторан, а затем обратиться в суд. С иском подают те же документы, которые отправляли с претензией, и прикладывают к ним квитанцию об отправке иска ответчику.
Иск до 100 000 ₽ подают в мировой суд, если сумма больше — в районный. Вот пошаговая инструкция, как обратиться в суд.
Суд может удовлетворить требование гостя, даже если тот оставил верхнюю одежду не в гардеробе, а в другом помещении заведения.
В Воронеже мать и дочь пришли в ресторан. Дочь оставила в гардеробе норковую шубу, но, когда женщины собрались уходить, выяснилось, что верхняя одежда пропала. Обворованная посетительница ресторана вызвала сотрудников полиции. Они приняли заявление о хищении имущества и возбудили уголовное дело о краже с причинением значительного ущерба.
Женщина обратилась к руководителю компании, которой принадлежал ресторан, с требованием возместить 110 000 ₽ за украденную шубу, но ответа так и не дождалась.
Спустя четыре месяца потерпевшая получила уведомление от УМВД России по Воронежу о приостановлении производства по уголовному делу, так как преступника найти не смогли.
Тогда женщина обратилась в суд и потребовала взыскать с ресторана полную стоимость шубы — 112 790 ₽, а также госпошлину — 3455,8 ₽.
Представитель ресторана возражал и говорил, что женщина оставила шубу не в гардеробе для посетителей, а в помещении для служебной формы, которое в техпаспорте обозначено как торговый зал. А значит, не может требовать, чтобы заведение отвечало за пропажу ее вещи.
Истица пояснила, что в это помещение ее отвела администратор ресторана. В нем были вешалки и номерки, поэтому посетительница не сомневалась, что это гардероб.
Суд сказал, что женщина оставила шубу в специально отведенном месте, на которое указал администратор. Значит, стороны заключили договор хранения и у ресторана возникла ответственность за утрату принятой вещи. И взыскал с заведения в пользу истицы полную стоимость шубы — 112 790 ₽, а также госпошлину — 3455,8 ₽. Всего — 116 245,8 ₽ .
Что в итоге
Заведение общепита отвечает за вещи, которые посетители сдают ему на хранение. Эта обязанность установлена законом, и ресторан не может от нее отказаться. Поэтому таблички об отсутствии ответственности не работают.
Если у посетителя пропала вещь, переданная заведению общепита на хранение, надо вызвать полицию и написать заявление о пропаже. Сотрудники полиции заведут уголовное дело и выдадут потерпевшему талон-уведомление и постановление о возбуждении уголовного дела. Эти документы пригодятся для обращения в суд.
Чтобы получить возмещение убытков от ресторана, надо направить претензию — возможно, заведение общепита согласится возместить ущерб добровольно.
Если через 10 дней на претензию не ответят или откажутся возмещать убытки, вы вправе подать в суд. Тогда можно дополнительно потребовать неустойку за просрочку исполнения требования гостя, компенсацию морального вреда и штраф за невыполнение требования потребителя добровольно.