Профессия: учитель рисования
Город: Воронеж
Возраст: 27 лет
Опыт работы: 5 лет
Выбор профессии
С детства никак не могла определиться: кем же я буду работать. Я точно знала, что хочу быть просто счастливой, но какая профессия мне подойдет — совершенно не ясно. По совету мамы я поступила на факультет журналистики в лучший вуз Воронежа, на отделение среднего профессионального образования (на базе 9 классов). Обучение было платным, но мне безумно нравилось там учиться. Я легко закончила вуз с красным дипломом.
По окончании учебы я представляла себя в роли редактора какого-нибудь журнала или ведущей на радио, но мои мечты разбились о реальность. По факту с моим дипломом и без связей можно устроиться только менеджером по продажам.
Поэтому совершенно неожиданно для себя я подумала «а почему бы не пойти работать учителем?», и поступила на заочное отделение Воронежского педагогического университета на отделение художественного образования. За плечами у меня был диплом художественной школы, и я довольно быстро прошла отбор на вступительных испытаниях. Параллельно с этим искала работу по специальности. Я загорелась идеей творческой работы с детьми и тщательно мониторила сайты вакансий.
Первой моей работой стали пара часов в неделю в частной изостудии. Опыта было мало и приходилось очень тщательно готовиться к занятиям. До работы необходимо было ехать около часа. В месяц, в 2016 году, я получала за 2 часа в неделю около 2700. Это копейки, но мне очень понравилось работать с ребятами. На моих занятиях мы играли, лепили и рисовали в различных техниках. Дети заражали меня своей энергетикой. Параллельно я продолжила поиск основного места работы в государственном учреждении, и, вскоре, нашла.
Суть профессии
Год я проработала в в детском саду педагогом доп. образования по изобразительному искусству. 16 часов в неделю, 4 рабочих дня, 1 методический день (так у педагогов называют день свободный от занятий. В некоторых учреждениях разрешено не приходить на работу, в других же педагог занимается подготовкой к урокам или другой бумажной работой на рабочем месте). 18 000 после вычета налогов. Плюс неплохие премии (по педагогическим меркам Воронежской области, конечно). В сумме выходило около 25 000-27 000.
Работа, как не странно, оказалась очень тяжелой. Огромное количество конкурсов (в которых обязывают не просто участвовать, а делать так, чтобы учреждение выигрывало) на самые разные темы. Самый треш — «безопасность труда глазами детей». Темы для детсадовцев, порой, такие, что даже ни каждый взрослый сообразит, что надо рисовать. Именно поэтому так часто воспитатели просят сделать родителей что-нибудь на конкурс. Детские работы, к сожалению, никогда не выигрывают, а это сказывается на рейтинге (читай: на зарплатах) учреждения.
Помимо проведения занятий с малышами необходимо было выходить в роли воспитателя или нянечки на замены в группы, ухаживать за территорией вокруг сада (у каждой группы/педагога свой участок для облагораживаний), писать отчеты, ездить на районные и городские методические объединения, снимать мультфильмы (да-да), делать монументальную художественную роспись на стенах, давать мастер-классы и принимать в них участие, оформлять музыкальный зал на каждый утренник или мастер-класс.
Темп был такой, что получать удовольствие от занятий с ребятами было невозможно. Все были заняты НЕ ТЕМ. А работа с детьми была просто фоном. Главное — красивый отчет, выигранный конкурс, но никак не душевное, качественное занятие с малышами. Только красивая картинка.
Место работы
Через год выматывающей работы человеком-оркестром в детском саду я поняла, что мне очень полюбились занятия с детками, но только лишь малышей мне мало. Очень хочется общаться и работать с подростками. В саду я получила бесценный концентрированный опыт, но такой темп и объем обязанностей и за такую зарплату для меня был не приемлем. Для себя я решила, что пусть моя зарплата будет маленькой, но я хочу ходить на работу в удовольствие и радоваться каждому дню. Спойлер: получилось.
Я позвонила в районный отдел образования и спросила, где есть открытые вакансии учителей рисования в Воронеже и области. Мне дали контакты таких школ.
Почему именно государственная школа?
Первое — официалка и стаж (не знаю почему, но для меня это было важно. Сейчас я уже понимаю, что пенсию мое поколение будет получать ну очень вряд ли).
Второе — оплачиваемые больничные.
Третье — каникулы. Нет. КА НИ КУ ЛЫ. Обожаю каникулы. И огромный летний отпуск в 56 дней.
Четвертое (но не по значению) — творческая работа с юными мозгами.
Пятое — график и расписание. В моей школе я могла строить его практически полностью под себя. Это первая половина дня (зачастую) и никакой работы в выходные и праздники.
Шестое — самоощущение. Я не считаю учителя униженным и оскорбленным не смотря на нищенскую зарплату. На работе ко мне всегда относились с уважением и дети, и коллеги, и родители. Возможно, повезло.
При трудоустройстве я попала в страшненькое старое здание, но у меня сразу вызвал симпатию директор учреждения. Он показался мне добрым и отзывчивым, совсем не строгим. Так и оказалось на самом деле. С кабинетом завучей тоже повезло — это милейшие женщины, которые вместе работают с 19 лет в этой школе, и крепко дружат. Утопическая картина, но она оказалась реальностью.
Я ни раз слышала про дедавщину (если можно так выразиться) в педагогических коллективах, про сплетни и подставы, про несправедливое руководство, которое никогда не встает на сторону учителя в любых конфликтных ситуациях. Но в этой школе все оказалось иначе. Я легко подружилась и со старшими коллегами и с ровесниками. В целом, это очень редкий пример здорового коллектива. В школе проходит множество праздников как для детей так и для педсостава. Коллеги пару раз в год дружно собираются за одним столом.
У каждой учительницы — свое хобби. Учитель по физике — прекрасно шьет и зимой ходит на лыжах. Учитель информатики печет торты и создает десерты, тьютор — профессиональный танцор-бальник, я занимаюсь маникюром и педикюром.
Рабочий день
Я — учитель рисования. Детям до 5 класса я преподаю ИЗО, с 5 по 9 класс — Искусство. Это что-то вроде истории искусств, но не только.
Мой рабочий день начинается в 7.20. В эпоху ковида был составлен график термометрии. На каждом входе в школу в дверях измеряют температуру учителя всем входящим ученикам. Классные руководители освобождались от этой обязанности.
Я не была и не хотела никогда быть классным руководителем. Это 1 800 стандартные + 4 700 после вычета налогов (путинские). Копейки, но обязанности даже страшно перечислять. Чаты и звонки родителям, собрания, организация экскурсий, ответственность за каждого прогульщика/драку/травму даже вне школы, куча бумаг и очетов.
В 8.00 начинаются занятия. В день у меня бывает от двух до девяти уроков (если в этот день я веду занятия в две смены). В моем арсенале есть проектор и ноутбук в каждом классе. Из-за ковида учителя-предметники были вынуждены ходить по классам вместо учеников. Школьники оставались в одной аудитории. Этот факт меня не сильно расстраивал. На переменах я с удовольствием могу перекинуться парой слов с коллегами. А поскольку занятия я веду почти во всех классах школы, круг общения у меня большой и среди детей и среди коллег. Мне это нравилось.
|
|
С 1 по 4 класс мы лепим и рисуем с детьми, основа занятий — творчество. Ребята постарше уже менее охотно рисуют. Разница между способностями детей становится большой. Кто не интересуется рисованием — стесняются своих рисунков, а анимешники и ученики худ. школ показывают все свои навыки во всей красе. Просто порисовать на тему уже нельзя. Однако, я учитель в общеобразовательном учреждении, и моя главная задача не оценить скилл ребенка (он у всех разный), а дать знания и навыки которые могут пригодиться каждому. Главной своей целью я ставлю развитие креативности. Именно креативность помогает находить выход в любой жизненной ситуации, даже никак не относящейся к искусству.
Оцениваю я тоже по-разному. Стараюсь это делать максимально справедливо. Тот, кто не любит рисовать — может делать презентации, доклады, показывать свое творчество с использованием компьютерных технологий (например проект «Дом моей мечты» некоторые создавали в Sims 4 или Minecraft, так проще, но креативность включается). Все же, я преподаю не в художественной школе.
Я за максимальную свободу при минимуме средств. Даю общее задание всем, но принимаю разные пути решения. Поэтому дети на моих уроках рисуют не только кисточками и красками в альбомах. Я разрешаю рисовать на планшете тем, у кого он есть, в телефоне (удивительно, что это так не удобно, а дети порой создают на крошечных, иногда повидавших виды дешевеньких смартфонах удивительные шедевры).
Только то, что телефоны на моем уроке не табу, а инструмент, уже очень вдохновляет большинство ребят. Школьники рисуют и фломастерами и карандашами, в общем всем, чем хочется.
С 5 по 9 классы усвоение знаний проверяю тестами. Кто не прошел тест на уроке — отвечают на вопросах в гугл-формах дома. Проверять их даже удобнее. Я считаю, что в рамках моего предмета то, что ответы на вопросы будут гуглить — даже хорошо. Лишний раз закрепят знания, ведь Искусство по мнению большинства — «необязательный» предмет.
Так же я веду внеурочную деятельность. Мой кружок называется Рисовашки. Ко мне приходят разные по возрасту детки от 1 до 5 класса. С нми мы занимаемся пленером, рисуем с натуры, создаем декоративные композиции, коллективные работы, делаем аппликации, лепим и смотрим фильмы и ролики об искусстве.
В конце мая — июне быт школы перестраивается на жесткий ритм ЕГЭ. Это серьезная машина по перемалыванию нервов учителей, родителеи и бедных детей. Регламент проведения очень строгий и не терпит отступления ни на грамм. Это очень нервная пора.
Руководство школы остается практически ночевать в школе на месяц. Хуже всех — учителям информатики. Старенькие, всегда готовые подвести ноутбуки. Отчетность настолько строга, что если хоть один черновик со штампом потеряется — влетит всем. Если ребенок списал и это заметили — заплатят штраф все — и родители, и учителя и руководство. Списать в аудитории НЕВОЗМОЖНО. Камеры, действительно, смотрят. При каждом подозрительном действии приходит «метка». Не могу знать как в других учреждениях, но в нашей школе никаких сливов ответов не было никогда.
Случай
В школе каждый день — приключение. Все дети очень разные и каждый проявляет себя по-разному.
Однажды мне принесли мешок бутафорских фруктов для постановок. Отдали за ненадобностью. С 9 классом рисовали натюрморт. После перемены я обнаружила, что восковой персик покусали. Бедные голодные дети…
Мальчик-пятиклассник из-за своей невероятной любви к паукам умудрялся вписыпать членистоногих в любую композицию. Натюрморт — на вазе паук, рисуем древний Египет — паук в набедренной повязке, анималистический жанр — пауки, пауки, пауки. Но в рамках темы. Хвалю.
Рисуем планеты и космос ко дню космонавтики — в 1Б промелькнула планета Россия. Видимо парень видит будущее…
Так уж вышло, что я маленького роста. Во мне всего полтора метра. Излюбленный прикол парней из 8А был подбегать к младшим классам на перемене, когда я строю их в столовую, и обращаться к младшим «А где ваша учительница? Что-то ее не видно!». Пару раз улюлюкая и давясь смехом они притащили мне йогурт Растишку. Я совсем не обижаюсь, даже наоборот. Они очень мило прикалывались. Эти парни приходили ко мне поболтать на перемене до самого выпуска из школы.
Рисуем натюрморт с пятым классом. Улыбаясь, ребенок показывает мне свою работу, явно гордясь результатом.
- Миша, что это? Я не пойму.
- Осколочно-фугасный снаряд и вазочка.
Ну это пятерка. Однозначно.
Подработки
Самый существенный минус моей работы — зарплата. В первый год работы в школе (2017 год) я получала 3 000 аванс и 7 000 — зарплату. Как выжить на эту сумму? Одной и только на одну эту зарплату — никак.
По завету нашего экс премьер министра все учителя ушли в бизнес. Часто хобби — это не только хобби, но и заработок. И, при чем, основной. В школу учителя ходят на энтузиазме. Уверена, что и медики в государственных больницах, тоже. Те, что постарше — дорабатывают стаж до пенсии, помладше — набираются опыта, потом понимают, что если классное руководство, 35 часов, надомники и курсы и все это за 25 000 — быстро разворачиваются и уходят кто куда.
Если отношения между коллективом и руководством плохие, в школах и садах страшная текучка кадров. За год моей работы в детском саду коллектив сменился полностью(!). На месте осталось только руководство и пару пожилых педагогов. Увы, я не преувеличиваю. В моей школе тоже менялись учителя, но значительно реже. За 4 года изменилось примерно 10% учителей. Но это именно в этой конкретной школе.
Большинство учителей подрабатывает репетиторством. Это всем известно. Увы, к ЕГЭ не готовит ни одна программа. Этому экзамену она не соответствует. Почему-то. В обход программы учитель действовать не может.
Доход
Сейчас, после окончания университета, мне присвоен статус молодого специалиста. Это аж +20% к окладу. Я получаю в школе феерические 15 000-17 000. Премий, увы, почти никогда не бывает. Категории у меня пока нет. Ее получение — это отдельное событие. Она добавляет еще пару тысяч. У каждого учителя свой коэффициент. Математик будет получать больше учителя труда, например.
В дошкольных учреждениях, насколько мне известно, ситуация лучше. Средняя зарплата в садах в 2023 году по Воронежской области около 25 000 — 30 000.
Зарабатывать в Воронеже в обычной школе больше 40 000 невозможно. Физически не хватит времени и сил. Легче уйти в репетиторы.
Расходы
Основной доход у меня — это маникюр и педикюр. Маленькая клиентская база легко закрывала все мои «хочу». Зарплата со школы уходила на проезд, продукты.
До декрета получалось неплохо откладывать. За год легко самой накопить на отдых в пресловутой Турции. Но, к сожалению, школьная зарплата не перекроет и половины базовых потребностей даже не избалованного роскошью человека.
С появлением ребенка, конечно, многое поменялось. На данный момент я в декрете.
Экономия
Работать учителем может позволить себе только удачно замужняя женщина, или человек с несколькими «шабашками».
Работая только в школе и на одну ставку — это экстремальное выживание.
Финансовая цель
Как таковых финансовых целей я не придерживаюсь. Моя единственная цель по жизни — просто быть счастливым человеком. А деньги, как мне кажется, — это всего лишь один из инструментов по достижению свободы и счастья.
Так получилось, что в работе у меня был мягкий старт, когда я могла позволить себе не гнаться за заработком, а плавно набраться опыта и выйти на тот доход, который я имею сейчас, чтобы покрывать платежи и потребности.
Будущее
В педагогической сфере час от часу не легче. Гайки закручиваются постоянно. Мой творческий предмет позволял мне чувствовать себя несколько спокойнее, чем могут себе позволить учителя русского языка или математики. У меня нет вороха тетрадей, мне не проверять контрольные, мне не готовить к ВПР. Только по этому мне сильно проще.
Моя зона ответственности — кругозор ребят. Но отчетов становится все больше, зарплата — дешевеет. Вертикальный рост в профессии не вдохновляет. Мало кто хочет стать завучем с огромным грузом ответственности за каждое происшествие с учениками школы (даже на каникулах, когда дети дома — отвечает школа).
Пока моя карьера на паузе. Я занимаюсь своим ребенком. Есть время подумать, выдохнуть и понять куда идти дальше.
умница и красавица. но зарплата ужасная
Аватарка, ❤️
Какая Вы молодец! Успехов во всем!
MD, спасибо ☺️
Отличная статья! Спасибо!
Хорошая работа, нужная. Большая ошибка нашего государства так низко оплачивать труд учителей🙄
Вы молодец. А так да, увы и ах, перспективы в сфере образования и медицины нет.
Не понял в чем умиление от осколочно-фугасного снаряда? А так же от результатов пропоганды в виде глобуса покрашенного в триколор
Хуан-Себастьян, мальчик, явно, увлекается оружием и знает много этих убойных штук. Пусть лучше он составляет из них натюрморты, чем пробует в действии. А что касается планеты-триколора - не думаю, что это результат «промытых мозгов». Слишком маленький ребенок. Просто прикольно. Может услышал, что Россия - самая большая страна и изобразил на всю планету. В любом случае, мы рисовали просто космический пейзаж, звезды и ракеты, а это вольный полет фантазии))
Хуан-Себастьян, тут не пропаганда, просто дети долго не понимают различие между странами и городами и прочими разделениями, и это, по мне, не большая проблема, просто как и дети до 3 лет не понимают, что значит, вещь твоя или не твоя, чужая, надеюсь, поняли отсылку
я считаю, что тот ребёнок вообще мог думать, что планета это его городок и ещё несколько мест, где он был и несколько мест, где живут жирафы и кенгуру, о которых он слышал
Вы - Замечательная, как и ваша история, я рада, что есть человек, который работает и получает приятные эмоции от взаимодействия с детьми, как я. Ваш пункт про деньги совершенно правильный, по моему мнению.
Работа с маникюром, слышала и видела, что вызывает проф кашель, из-за акрила? Читала, что гель лак и лампы вызывают рак, что вы думаете насчёт этого?
sweet, любая работа - она вредная. Мастером маникюра -тоже. Все материалы, к сожалению, сделаны не из облачков и мармелада, а являются производными нефти. Но ничего не могу поделать, очень люблю ногти. У меня мощная вытяжка для пыли, маска. С акрилом уже очень давно не работают, материалы имеют запах, но не такой отбойный, как было лет 20 назад. С каждым годом они становятся все безопаснее. Сфера развивается. Что касается рака и маникюрной лампы- да. Но тот же ультрафиолет используют для засвечивание пломб. Что ж, зубы продолжить лечить цементом? Не думаю. Да и не настолько излучение мощное, чтобы приводить к заболеванию. Я читала об этом, связь рака и света ламп еще не доказана, слишком мала выборка людей. Может уже что-то поменялось, но я не в курсе. Гораздо опаснее нестерильный инструмент.
Боже, вы феечка, а не учительница ИЗО!!
Эльвира, у меня так корона на голове вырастет😅спасибо большое, безумно приятно получать такие слова ❤️
Не все правда про организацию ЕГЭ, никакая это не машина по "перемалыванию нервов учителей, родителеи и бедных детей", если просто качественно выполнять свою работу. Да, там очень строго, потому что результаты должны быть объективными. Я несколько лет была оргазатором в аудитории, мой муж - технический специалист и эксперт по проверке ЕГЭ по математике. У нас с психикой всё в порядке, с ужасом этой поры не ждём, домой приходим в дни экзамена вовремя (я в 3-4 часа, муж в 5-6).
И за "к ЕГЭ не готовит ни одна программа" тоже обидно. У моего 11 класса в том году средний балл ЕГЭ по русскому языку был выше всероссийского, к репетиторам не ходил НИКТО. Сейчас я смотрю на своих 10-классников, которых учила с 6 класса, и понимаю, что дала им отличную базу за эти годы, схватывают все на лету. Так что к ЕГЭ готовит любая программа, всё зависит от учителя.
Анна, ну и да, после экзамена задерживаются не организаторы, а начальство. Мне кажется, оно оттуда два месяца не уходит…
Анна, я тоже каждый год организатор в аудитории. Стоит накосячить в ежегодно меняющихся правилах или сложить листик не той стороной в конверт, или (как у меня было на ПРОБНОМ ЭКЗАМЕНЕ) распечатать ким на черновике не стой строны - это копец всем. Поэтому нет, не соглашусь. А насчет программы - почему-то до сих пор она у всех разная. В школе параллельно может их быть две. С гармонии на фгос непрмер. Возможно, у вас уникальный случай, но тогда почему «глупые» родители вынуждены нанимать репетиторов?
тэо, задача школы – дать общие знания в различных сферах жизни. Рисование как и пение ещё один вариант рода деятельности человека. Оно существует в школе не для того, чтобы делать из детей художников, а расширять кругозор учеников. Мне не пригодилось в жизни физика, однако я считаю, что базовые знания по физике должны быть у всех. Изобразительное искусство необходимо уметь «читать» как и литературу.
Надежда, не знаю, как сейчас, но у нас был отдельный предмет для обучения «чтению изобразительного искусства» - основы мировой художественной культуры.
Если продолжать вашу аналогию, то изо это что-то вроде написания сочинений по литературе)
При чем тут сочинения по литературе? Слово «Чтение» я употребила в переносном значении. На канале Artifex есть классная рубрика, называется «как читать искусство». Вот именно такой, как в их роликах, более глубокий взгляд на живопись и пр. я назвала словом ЧИТАТЬ. А МХК - это другой предмет. К сожалению, есть он не в каждой школе. У нас подобный предмет назывался «Искусство» - по названию учебника. Но это точно не МХК. А жаль.
Платили бы всем педагогам от 30 тысяч рублей в месяц и выше, вот бы хорошо было. А на МРОТ выживать та ещё задачка. Спасибо за статью, весьма познавательно.
Сергей, 30 точно такие же копейки.
тэо, поддерживаю. КАК можно жить даже на 30к? Ну на еду только хватит и то по минимуму после оплаты ЖКХ.. на работу либо ногами, либо проездной ..
Женщина молодая без пробелов по здоровью, а дальше? В будущее вообще не смотрит видимо. Старость это не про бедных людей (сарказм).. Либо как сейчас у некоторых модно _ просто висеть на шее более сильного и платежеспособного. Зато красивая и талантливая. Печаль..
Какая Вы, к тому же, хорошенькая!
Я без образования работала 2д художницей и получала больше, чем предлагают у нас в СПб педагогам ИЗО. Из-за санкций осталась без работы и пошла в пед ВУЗ, чтобы если что был вариант пед. деятельности. Сейчас на первом курсе. Зарплата, конечно, вызывает сомнения насчет дальнейшей деятельности в государственном образовании, но посмотрим