Как я вернул деньги за поддельные кроссовки
Я заказал в интернете кроссовки Ecco Biom за 4170 ₽, а мне прислали кроссовки Ecoc.
Я понимал, что по закону могу вернуть товар. Но выяснилось, что у меня нет ни одного контакта интернет-магазина. Я обратился к юристам, направил претензию магазину и пошел в суд. В итоге вернул 16 тысяч рублей из 18 тысяч, потраченных на кроссовки и юристов.
Вот как это было.
Что случилось
В октябре 2017 года я установил на телефон одно популярное приложение для изучения языков. Его можно использовать бесплатно — тогда между уроками ненадолго всплывает реклама. В одном из таких рекламных баннеров я увидел кроссовки, которые решил заказать. Жил я тогда в Саратове, но собирался скоро переезжать в Новосибирск.
Кликнул по баннеру, перешел на сайт, полистал. Это был обычный сайт на одну страницу — просто список товаров. Все кроссовки продавались со скидкой 50% и бесплатной доставкой. Те, что понравились мне, стоили 4170 ₽.
- 4170 ₽
Я оставил заявку, и мне почти сразу же перезвонили для уточнения заказа, хотя было два часа ночи. Поздний звонок из обувного магазина меня не насторожил, даже наоборот. Я подумал: «Вот это сервис в России у Ecco: ничем не хуже американского».
Я оформил заказ на свой адрес в Новосибирске.
Через 2,5 недели на почту в Новосибирске привезли коробку с кроссовками. Я открыл посылку и понял, что привезли совсем не то, что я заказывал. Кроссовки были просто завернуты в прозрачную оберточную ленту. На ленте была бумажная наклейка «Кроссовки Ecco Biom», а на самих кроссовках была надпись «Ecoc».
Попытка вернуть кроссовки обратно
На почтовой коробке не было обратного адреса. На сайте, где я делал заказ, не было указано ни телефона, ни электронной почты магазина. Поэтому я еще раз заполнил форму-заявку на покупку и стал ждать звонка. Когда позвонила менеджер, я объяснил ситуацию и попросил вернуть деньги. Менеджер спросила, на каком сайте я оставлял заказ первый раз. Когда продиктовал адрес, она ответила, что это другой магазин, и посоветовала искать сайт, на котором я заказал обувь.
Оказалось, что адрес сайта действительно поменялся. Как мне потом объяснили юристы, такие мошеннические фирмы постоянно меняют доменные имена. Если им звонит недовольный покупатель, как я, они говорят, что никакого заказа и не было. Менеджеры по телефону не говорят даже название магазина — просто представляются: «интернет-магазин». Контактов тоже нигде не указывают.
Я не знал, что делать, и вбил в Гугле запрос: «Ecco — мошенники». Оказалось, что таких обманутых покупателей, как я, много. Но что делать, все равно было непонятно.
Обращение к юристам
Когда я читал отзывы других людей, попавшихся на развод с обувью, на одном сайте всплыло окно, в котором можно обратиться к юристу. Я описал ситуацию и отправил запрос.
Через 10—15 минут мне позвонили из юридической фирмы. Я еще раз рассказал, что случилось. После этого меня пригласили на бесплатную консультацию в офисе в Новосибирске. Я сфотографировал кроссовки и поехал в юридическую фирму.
На консультации юрист сказал, что такие случаи легко решаются. Достаточно направить интернет-магазину юридически верно оформленную претензию со ссылками на закон и сканами документов. Если это не поможет, нужно жаловаться в Роспотребнадзор и прокуратуру и направлять иск в суд. Сама консультация была бесплатной, но за оформление документов нужно было заплатить 14 тысяч рублей.
Больше я ничего не делал, только отдал юристам документы, которые у меня были: чек от Почты России, наклейку с почтовой коробки и свой паспорт. С паспорта юристы сняли копию. После этого мне пообещали, что будут помогать и консультировать по всем вопросам, пока дело не решится в мою пользу. В ближайшие несколько месяцев я не планировал переезжать, и работа с юристами в Новосибирске меня устраивала.
Что сделали юристы. После консультации я подписал договор с юрфирмой и акт выполненных работ. В акте было сказано, что услуги уже оказаны, и я не имею претензий к их качеству, хотя на момент подписания договора и акта юридическая фирма еще не сделала ничего.
Никаких доказательств надежности юристов у меня не было. Я доверился интуиции. Убедили меня следующие вещи:
- У юридической фирмы были вывески у подъезда и на лестнице. Было видно, что они не прячутся.
- Внутри все выглядело прилично: много кабинетов, большие телевизоры и кожаные диваны в приемной.
- Юрист, который разговаривал со мной, производил впечатление человека, который знает и любит свое дело. Он уделил мне 2 часа и никуда не торопился.
- Я был на взводе после неудачной посылки, мне было обидно. То, что кто-то помогает мне и обещает, что все будет хорошо, успокоило.
- Я понимал, что могу потерять и деньги на юристов. Но если бы я просто решил забыть о кроссовках, то чувствовал бы себя еще хуже. Поэтому я сознательно пошел на риск.
Всего юристы оформили для меня четыре документа:
- Претензию магазину.
- Жалобу в Роспотребнадзор.
- Жалобу в прокуратуру.
- Исковое заявление в суд.
- 14 200 ₽
За это я заплатил 14 200 ₽.
Пользу от жалоб в Роспотребнадзор и в прокуратуру юристы объяснили так: в магазин придут с проверками, которые ни одна компания не пройдет. Поэтому такие проверки — большой убыток: фирмы теряют гораздо больше того, что по закону может взыскать с них потребитель за нарушение своих прав. Получается, магазину проще удовлетворить требования покупателя. Но в итоге жалобы мне не пригодились: я сначала направил претензию директору магазина, а потом пошел в суд.
Претензия магазину
Чтобы знать, куда направлять претензию, нужно было найти продавца — интернет-магазин. В моем случае этим занималась юрфирма. Если искать самостоятельно, может помочь сайт налоговой: адреса или названия фирмы будет достаточно. Юристы смогли найти ответчика при помощи наклейки с почтовой коробки: на ней было название фирмы и ее адрес.
Может получиться так, что вместо фирмы-магазина найдется фирма-доставщик, через которую магазин доставляет товар и получает деньги. Это не страшно: если доставщик увидит претензию, он выдаст фирму-магазин — кто захочет судиться из-за чужих нарушений.
В претензии нужно четко описать требования, сослаться на нормативные документы, такие как закон «О защите прав потребителей», и указать, что, если требования не удовлетворят, вы пойдете в суд.
В начале претензии надо обязательно указать свои контакты, чтобы магазин мог связаться с вами и уладить дело без суда. Если, конечно, захочет.
В моем случае получалось так. В момент покупки магазин был обязан дать полную и достоверную информацию о товаре — на этикетке, маркировке или на сайте.
Эту информацию я не получил: купленные кроссовки не соответствовали их описанию на сайте. Кроме того, у купленных кроссовок был существенный недостаток — это не оригинальная обувь.
У меня было право требовать вернуть деньги за кроссовки, возместить убытки — расходы на юристов, выплатить компенсацию морального вреда и неустойку, потому что магазин уклонялся от возврата денег.
Я также мог рассчитывать на штраф за отказ магазина добровольно удовлетворить мои требования. Если дело дойдет до суда и спор решится в пользу потребителя, суд взыскивает с продавца штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Текстом претензии занимались юристы, я ничего не менял. В претензии я просил вернуть мне:
- Компенсацию морального вреда — 20 000 ₽.
- Штраф в размере 50% от всей суммы — 19 228 ₽.
- Стоимость услуг юристов — 14 200 ₽.
- Стоимость кроссовок — 4170 ₽.
- Стоимость доставки — 83,40 ₽.
- Проценты за пользование чужими денежными средствами — 2,89 ₽.
Всего я хотел взыскать с интернет-магазина 57 684 ₽ за обман.
В ноябре 2017 года я направил претензию Почтой России заказным письмом с уведомлением о вручении. Адрес, куда нужно отправить претензию, был указан сверху на первом листе.
Я сохранил чек с почты: если магазин не ответит, в суде нужны доказательства попытки уладить дело мирно.
Я отслеживал письмо по трек-номеру. После того как письмо дойдет до почтового отделения, оно хранится две недели. Если письмо не забрали, надо отправлять иск.
В лучшем случае позвонят из магазина и предложат компенсацию, чтобы не доводить дело до суда. Но мою претензию даже не забрали с почты. Поэтому я позвонил в юрфирму, и юристы подготовили чистовое заявление в суд.
Исковое заявление и суд
В чистовом варианте иска юристы сократили размер компенсации морального вреда, чтобы цена иска уменьшилась до 50 000 ₽. Такие дела рассматривают мировые судьи, и процесс, как правило, идет быстрее.
Иск был готов 12 января 2018 года. Я пошел на почту и отправил заказное письмо в суд. Потом ждал и следил за письмом в интернете. Через неделю суд получил письмо, а мне нужно было узнать, когда будет рассмотрение дела.
Узнать, назначено ли рассмотрение дела, можно по телефону или в суде. Я узнавал телефоны в интернете и в программе «2ГИС». Позвонить по ним не вышло: они не работали. Так что еще через неделю я съездил в суд и узнал, что дело будет рассматриваться в конце января. Я взял у секретаря правильный телефон, чтобы в будущем звонить, а не приезжать лично.
В суд мне пришлось идти самому: адвокат стоил отдельных денег. Со мной работал юрист, который сказал, что адвокат мне не нужен: дело простое, бояться судьи не нужно, надо только честно отвечать на вопросы.
Первое заседание закончилось ничем: это было предварительное слушание. Представителей магазина в суде не было. Меня спросили, как я узнал, что виноват именно тот магазин, который указал в иске. Я объяснил, что искал их не я, а юрфирма. На следующее заседание судья попросил принести фото кроссовок и все, что еще захочу представить суду.
На втором заседании, 16 февраля 2018 года, к делу приобщили оригинал договора с юристами и фотографии: того, что было в рекламе, и что пришло по почте. Представителей магазина снова не было, поэтому суд вынес заочное решение — удовлетворить мои требования частично и взыскать с магазина:
- Стоимость кроссовок — 4170 ₽.
- Расходы на юристов — 4000 ₽.
- Штраф по закону «О правах потребителей» — 3586,42 ₽.
- Компенсацию морального вреда — 3000 ₽.
- Неустойку — 2,83 ₽.
Всего суд взыскал в мою пользу 14 759,25 ₽. Решение суда меня удивило: столько денег я потратил только на юристов и почтовые отправления претензии и иска. Но подавать апелляционную жалобу не стал.
- 14 759 ₽
Что сказали юристы. Юрист, который со мной работал, сказал, что тоже удивлен решением. Перед началом рассмотрения дела он говорил мне, что дополнительно нанимать адвоката нет смысла. После суда от своих слов он отказался и заявил, что советовал идти в суд с адвокатом.
Я спросил, могу ли сам подать апелляцию, чтобы дело пересмотрели. Юрист ответил, что без адвоката толку от этого не будет.
У меня сложилось впечатление, что он просто не хотел работать дальше: деньги я заплатил, расписался, что не имею претензий к качеству услуг, но продолжал отнимать у фирмы время. То, что юристы будут сопровождать меня до победного конца, я слышал только на словах. Возможно, юрист хотел продать допуслуги: в разговоре он добавил, что у него есть адвокат, которая знает всех в судебном участке, где рассматривается дело.
К этому времени общение с юрфирмой почти сошло на нет. Мое дело вел один человек, и дозвониться до него было очень сложно. Я звонил в офис и на его личный телефон, но он не брал трубку и очень редко перезванивал.
Денег на адвоката у меня не было. Доверия к юристам и мировому судье — тоже. Поэтому я стал ждать, когда вступит в силу решение суда.
Переговоры с магазином и отмена решения
Через неделю после суда позвонили из магазина. Представитель спросил, почему я подал иск в суд и спросил мою электронную почту. После этого началась переписка.
Мне предложили отправить обувь обратно в магазин и пообещали вернуть деньги. Я спросил, компенсируют ли мне услуги юристов и моральный вред. Магазин попросил прислать чек из юрфирмы и копию претензии, где прописано, сколько денег я прошу возместить.
Все документы я прислал, но магазин не хотел возвращать деньги: они хотели, чтобы сначала я забрал заявление из суда, — так производство дела бы закончилось. Этого делать я не собирался, потому что понимал: как только заберу иск, возвращать деньги магазин уже не будет.
В конце концов я вернулся к предыдущему решению: дождаться, когда вступит в силу заочное решение суда и получить то, что присудил суд. Я не знал, что у заочного решения есть существенный минус — ответчик может отменить его в течение 7 дней с момента получения. После отмены дело возобновляется, и после нового решения у ответчика есть право оспорить его в апелляции. Ждать пришлось бы долго. Юристы меня об этом не предупредили, а магазин в итоге воспользовался своим правом на отмену заочного решения.
Отмена решения суда. О том, что магазин подал заявление об отмене заочного решения, я узнал по телефону: мне позвонила судебный секретарь и сообщила, когда назначен пересмотр дела.
Свое заявление магазин объяснил тем, что является ненадлежащим ответчиком. В заявлении он указал фирму, которая была в ответе за кроссовки. По закону суд бы сам заменил ответчика, но на это нужно было время: процесс бы начался заново.
В апреле 2018 года на пересмотре суд отменил предыдущее решение. Я возражал против этого: через месяц я переезжал в Москву. Мне нужно было искать квартиру и работу, и времени разбираться в затянувшемся суде у меня не было.
Во-первых, в юрфирму я больше не обращался, и консультировать меня было некому. Сам я не знал, что нужно делать. Во-вторых, со дня, когда я заказал кроссовки, прошло пять месяцев. Мне стало казаться, что возвращать деньги можно вечно.
Судья назначил следующее слушание на середину мая. Я стал объяснять, что скоро уеду из города и не успею. Тогда мне объяснили, что достаточно написать письмо-прошение на электронную почту, и разбирательство перенесут по месту проживания. Удобно: судиться можно, переезжая из города в город по всей России.
Предложение магазина в обмен на отказ от иска. Через неделю из магазина позвонили и предложили перечислить деньги на карту, как только я заберу заявление. Я был вымотан и решил рискнуть — забрать заявление. Но судья переубедил меня. Он посоветовал ждать, пока не переведут деньги.
Забрать заявление просто: надо написать от руки отказ от исковых требований. Я уточнил, какие слова должны быть в заявлении, и стал ждать новых звонков от магазина. На следующий день мне позвонили и предложили в течение часа перевести деньги за обувь и за юристов. Магазин предложил возместить мне 18 400 ₽.
Но во мне взыграли жадность и злость: я решил не забирать заявление, пока магазин не согласится компенсировать мне месяцы потраченного времени. Поэтому в ответ на предложение я потребовал дополнительно 20 тысяч рублей за моральный вред. Представитель магазина пообещал спросить у начальства, и разговор закончился.
Мой поступок был глуп: я ничего не понимаю в законах, но устал от этой истории. Я сделал ставку на то, что магазин боится моего заявления, раз вышел на связь.
Сам позвонить я не мог: мне звонили только со стационарного номера. Перезвонив по нему, я попадал на многоканальный автоответчик. Мне звонили несколько человек, но ни один не называл фамилию. С кем разговаривать, я не знал.
Чем все закончилось
Еще через две недели мне позвонила адвокат магазина. В первый раз за все время это был личный телефон, на который я мог перезвонить. Адвокат объяснила: у магазина есть свои юристы. Они считают, что в суде те деньги, которые я прошу, мне не вернут. Поэтому их предложение такое: они возвращают 4000 ₽ за кроссовки, 10 000 ₽ за юристов и 2000 ₽ за моральный вред. Всего 16 000 ₽. Из опыта общения с судом я знал, что мне вряд ли присудят больше, поэтому согласился. В это время я уже жил в Москве.
- 16 000 ₽
Адвокат объяснила, почему магазин не возвращает деньги заранее. По ее словам, этот случай был не первый, и обычно люди не забирают свои заявления из суда после того, как им возвращают деньги.
Возврат денег происходил так: мне перевели 2000 ₽ в качестве предоплаты. Я послал заявление с отказом от иска по электронной почте в суд. На следующий день мне перевели оставшуюся сумму.
Это было меньше, чем я потратил, и гораздо меньше, чем рассчитывал получить вначале. Но я остался доволен, что история, которая длилась полгода, наконец закончилась. Я заказал кроссовки в октябре 2017 года в Саратове, обратился в суд в январе 2018 в Новосибирске, а деньги смог получить только в мае 2018 года в Москве после того, как отказался от иска.
К тому же я получил новый полезный опыт: до этого ни разу не был в суде. Еще из этой истории можно было сделать статью в Т—Ж, чем я и занялся.
Оставшиеся две жалобы мне не пригодились. Я использовал их только один раз — когда сканировал для статьи.
А кроссовки остались в съемной квартире, когда мы с семьей оттуда съехали.
Сколько удалось вернуть
Что | Сколько просил | Сколько возместили |
---|---|---|
Юристы | 14 200 ₽ | 10 000 ₽ |
Кроссовки | 4170 ₽ | 4000 ₽ |
Моральный вред | 20 000 ₽ | 2000 ₽ |
Расходы на почту | 359 ₽ | 0 ₽ |
Итого | 38 729 ₽ | 16 000 ₽ |
Сколько удалось вернуть
Юристы | |
Сколько просил | 14 200 ₽ |
Сколько возместили | 2000 ₽ |
Кроссовки | |
Сколько просил | 4170 ₽ |
Сколько возместили | 4000 ₽ |
Моральный вред | |
Сколько просил | 20 000 ₽ |
Сколько возместили | 2000 ₽ |
Расходы на почту | |
Сколько просил | 359 ₽ |
Сколько возместили | 0 ₽ |
Итого | |
Сколько просил | 38 729 ₽ |
Сколько возместили | 16 000 ₽ |
Что должно было насторожить
Еще до того, как открыл почтовую коробку, многое должно было меня насторожить.
Ночной звонок. Когда я оставил заявку на сайте, мне позвонили почти сразу, хотя было два часа ночи. Я не знал точно, какой размер мне подойдет, и менеджер магазина дала мне инструкции: наступить ногой на лист бумаги и обвести ее карандашом, потом замерить длину стопы и сказать ей.
Магазин без имени. Менеджер не назвала по телефону название фирмы — она представилась просто как интернет-магазин. Все остальные люди, которые мне звонили потом, тоже представлялись так.
Плавающая цена и гарантия выкупа. Кроссовки на сайте стоили 4170 ₽, доставку обещали бесплатную. По телефону сначала так и сказали. Но в конце разговора сумму назвали выше: 4250 ₽ — видимо, с учетом услуг Почты России. Еще менеджер попросила меня устно гарантировать по телефону, что я выкуплю товар на почте. Это было странно.
Слишком умный сайт. Все кроссовки назывались одинаково: Ecco Biom. Но менеджер не уточнила, какую модель я заказываю. Она объяснила это тем, что сайт автоматически определяет, что я выбрал.
Отсутствие трек-номера. Пока кроссовки шли по почте, у меня не было ни трек-номера, ни ссылки для отслеживания. Мне даже смс не приходило.
Когда посылка пришла, поступил автоматический звонок. Автоматический голос один раз произнес длинный почтовый трек-номер и отключился. После этого я решил не забирать посылку: просто не успел записать номер. Но через час он все-таки пришел в смс.
Небрежная упаковка. Кроссовки лежали в обычной коробке с Почты России. На ней не было обратных контактов магазина или упоминаний фирмы-производителя. Когда я взял коробку в руки и потряс, услышал, как внутри что-то болтается: в коробке было много свободного места.
Я должен был обратить внимание на все эти странности, задать вопросы менеджеру, проверить посылку и только потом отдать деньги. Впредь буду знать.
Запомнить
- Прежде чем сделать покупку в интернет-магазине, поищите в интернете отзывы о нем.
- Старайтесь оплачивать покупку при получении. Будет лучше, если заплатить можно после осмотра товара или примерки.
- Мошенники не идеальны. Скорее всего, вы заметите что-то подозрительное за время доставки заказа. Если что-то настораживает, лучше отмените покупку.
- Если попались на обман, подумайте, готовы ли вы судиться. Это долго и отнимает много сил. Если вы не юрист, вам придется доверять тому, что говорят другие. Можно сделать минимум: отправить претензию, две жалобы и на этом остановиться.
- Чтобы найти ответчика, используйте сайт налоговой.
- Возможно, компания, которую вы найдете, не те, кто вам нужен. Будьте готовы повторно отправить претензию и иск.
- Если предложат вернуть меньше, чем хотели, но больше, чем потратили, — соглашайтесь.