Кого наказать за то, что в рыбных консервах черви?
Однажды в свежих рыбных консервах я обнаружил червя. Сфотографировал банку и содержимое с червем, заморозил кусок для экспертизы, нашел чек и написал в Роспотребнадзор с вопросом, как привлечь производителя к ответственности.
Прошел месяц, но ведомство, по своему обыкновению, ничего не ответило, а все вещдоки успели затеряться.
Расскажите, пожалуйста, что нужно делать в таком случае, чтобы и производителя привлечь, и время не потерять?
Скорее всего, в банке был рыбный паразит. Это признак некачественного товара, а значит, вы вправе обменять его на качественный или вернуть деньги.
Для этого нужно обратиться с претензией к продавцу или напрямую к производителю. Если откажут, можно подать жалобу в Роспотребнадзор, чтобы ведомство провело проверку. А если Роспотребнадзор не отреагирует, можно пожаловаться на его бездействие в прокуратуру или суд.
Что такое некачественные продукты и что делать, если вы их купили
В продаже могут быть только качественные продукты. Некачественными считаются:
- Товары с явными признаками недоброкачественности или испорченности, которые бросаются в глаза.
- Те, что не соответствуют требованиям нормативных документов.
- Те, что не соответствуют описанию на упаковке.
- С истекшим сроком годности.
- Без предусмотренной законом маркировки.
Например, баранки, срок годности которых истек девять дней назад, или блин, в который попал волос, — это некачественные продукты.
Если вы купили некачественный продукт, можете обратиться с претензией к производителю, импортеру или продавцу.
У производителя или импортера некачественного товара можно потребовать:
- незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара;
- возместить ваши расходы на исправление недостатков;
- заменить некачественный продукт на товар этой же марки;
- вернуть деньги в обмен на сам продукт.
Если производитель не в вашем городе, товар придется отправлять почтой. Поэтому проще бывает обратиться с претензией к продавцу, у которого вы купили некачественный продукт.
У продавца можно потребовать:
- заменить продукт на аналогичный качественный;
- уменьшить цену покупки;
- вернуть деньги в обмен на некачественный продукт.
Чтобы вернуть некачественный товар, нужно написать претензию в двух экземплярах. В документе необходимо сформулировать, как вы хотите получить компенсацию.
Обратите внимание, что такую претензию можно направить только в течение срока годности продукта. Если он истек, то уже невозможно доказать, по чьей вине товар испортился.
Если продавец или производитель отказывается удовлетворить ваши требования по поводу испорченного продукта, вы можете обратиться в суд общей юрисдикции: мировой, если требования до 100 000 ₽, или районный, если от 100 000 ₽.
В какой именно суд обращаться, вы выбираете сами. Это может быть суд как по месту нахождения магазина, где вы купили некачественный продукт, так и по месту вашего жительства или юридическому адресу организации. Вот статьи в Т—Ж, которые вам помогут:
Также вы можете обратиться с жалобой на продавца или производителя в Роспотребнадзор. Жаловаться можно письменно, на личном приеме или на сайте в разделе «Обращения граждан». Но сделать это можно только после того, как вы обратились с претензией, иначе ведомство не примет жалобу.
Если вы направили претензию производителю, импортеру или продавцу и не получили ответ, обращайтесь в Роспотребнадзор, чтобы он проверил магазин или производителя и при необходимости принял меры. О том, как писать жалобы в Роспотребнадзор, у Т—Ж есть подробная инструкция.
Так что с червями в банке
Червей в банке с рыбными консервами быть не должно. При подготовке рыбы к консервированию производитель обязан проводить исследования, а после не допускать к продаже продукцию с паразитами.
Но бывают личинки паразитов, которые находятся глубоко в тканях рыб в особых капсулах — они раскрываются только после обработки высокой температурой. И продавать рыбу, в которой нет видимых паразитов, разрешено. Именно поэтому в консервах иногда встречаются черви: их просто невозможно заметить на стадии заготовки.
Тем не менее если в банке готовых консервов все-таки оказался паразит, это признак некачественного продукта. А значит, покупатель вправе обратиться с претензией по такому товару к продавцу или производителю и далее — в Роспотребнадзор, который может привлечь их к ответственности.
- Вот пример из судебной практики. В Барнауле женщина обратилась в Роспотребнадзор с жалобой на то, что в банке консервов «Печень и икра минтая» она обнаружила червей.
- Роспотребнадзор проверил производителя и выявил массу нарушений, в том числе в исследовании сырья на паразитов. Производителя оштрафовали на 300 000 ₽. Но он не согласился с этим и обратился в суд.
- Суд снизил размер штрафа до 150 000 ₽, но административное наказание не снял: производитель рыбных консервов не проверял сырье, из которого делал продукт, на наличие паразитов, так как у него было ветеринарное свидетельство от поставщика рыбы.
Что делать, если Роспотребнадзор не реагирует на жалобу
Роспотребнадзор рассматривает жалобу в течение 30 дней. И может законно не ответить на нее, например, если:
- заявитель не указал свои полные ФИО или адрес с индексом для обратного ответа;
- заявление написано таким почерком, что его невозможно прочитать;
- заявитель задал вопрос, для ответа на который необходимо раскрыть государственные секреты.
Если вы направили жалобу правильно, но через месяц на нее все равно не ответили, можно пожаловаться уже на Роспотребнадзор — в прокуратуру или суд.
В суд можно обратиться с административным иском к Роспотребнадзору. Если ваша жалоба была оформлена верно, а ведомство просто не ответило на нее, суд обяжет его это сделать.
Размер госпошлины за подачу такого иска в суд — 300 ₽. Иск можно подать в районный суд по месту жительства административного истца — автора жалобы.
В прокуратуру можно подать жалобу на бездействие Роспотребнадзора. На ее основании прокуратура заставит ведомство выполнять свои обязанности, и оно все же проведет проверку по вашей жалобе.
Что в итоге
Если вы обнаружили червя в консервной банке, можете вернуть деньги за некачественный продукт или попросить заменить его на качественный. Для этого нужно обратиться с претензией к продавцу или производителю консервов.
Также можно пожаловаться на продавца или производителя в Роспотребнадзор. Но перед этим все равно придется отправить претензию: без нее жалобу не примут. Если жалоба оформлена верно, ведомство ее изучит и проверит, почему в продаже оказался некачественный товар.
Если Роспотребнадзор не ответит на жалобу, вы можете пожаловаться на его бездействие в прокуратуру или обратиться с административным иском в суд.